Морской музей владычицы Средиземноморья
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб мазать струги, те, что обветшали,
И все справляют зимние дела:
Тот ладит вёсла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьёт, кто паруса латает…
Данте Алигьери. 21-я песнь «Ада»
Военные музеи Европы. Сегодня мы продолжаем знакомиться с оружейными коллекциями различных европейских музеев. Объектом нашего путешествия станет венецианский Военно-морской исторический музей. Для того чтобы там оказаться, нужно сначала попасть в Венецию, а это интересно уже само по себе. Поэтому рассказ об этом музее будет построен по схеме путевых записок, чтобы те, кто читает этот материал, могли бы как можно точнее представить себе тамошние красоты. Ведь среди посетителей сайта «ВО» много людей «с секретностью до пяти лет». Так что, когда они выйдут на пенсию, им еще целых пять лет придется ожидать возможности самим оказаться там, где им хочется. Словом, мы сейчас «едем» в Венецию и начнем наше с ней знакомство не с традиционной площади Святого Марка, собора и Дворца дожей, а с Морского музея. И причина этому только одна и довольно необычная – до него мало кто из туристов доходит, и еще там довольно прохладно в летнюю венецианскую жару!
«По морям, по волнам – другого пути нет!»
Начнем с того, как люди вообще попадают в Венецию. Путей всего два. Первый - железная дорога и вокзал в черте города, и автобус. Автомобиль? Да, конечно, но и в этом случае вам придется его оставить на стоянке, дальше пересесть на катер, потому что в Венеции автомобилей просто нет, так что даже такси там представляет собой моторный катер.
Итак, идем мы от остановки в порт, садимся там на приличных размеров двухпалубный катер, и плывем в самый центр Венеции. Причалы катеров расположены там один за другим. Но где бы вы ни причалили: и площадь Святого Марка, и Дворец дожей – все это в шаговой доступности. Первое, что, кстати, бросается в глаза, когда вы приближаетесь к нему со стороны моря, это… камерность всех этих построек. Кстати, Венеция сама по себе очень небольшая, а все ее дворцы, пусть даже и в четыре-пять этажей – впечатления высоких зданий совсем не производят. Такова же и сама площадь Святого Марка. Это только на экране телевизора она большая, а так – в реальности, она совсем невелика. И, до предела заполнена народом! И с каждым новым катером толпа становится все больше. Китайцы, японцы, корейцы, индийцы… господи, кого тут только нет. Ну и наши, конечно, куда без нас…
«С гидом хорошо, но лучше проявить самостоятельность!»
Обычно гиды наших российский туроператоров еще до прибытия в Венецию собирают деньги на обед в местном ресторане с блюдами местной кухни (20 евро с человека) и на катание на гондолах (тоже 20), после чего на площади быстро передают вас местному гиду, который наскоро показав – «налево, направо…», ведет всю группу к мосту Риальто, где и расположен этот пресловутый ресторан. На мой взгляд, следовать подобному маршруту не следует. Во-первых, так вы гарантированно не попадете во Дворец Дожей, а там есть что посмотреть, причем для любителей старинного оружия замечу, что там тоже имеется свой прекрасный Арсенал с замечательной коллекцией средневекового оружия и доспехов (рассказ о нем непременно последует, но позже!), а во-вторых, вам придется толкаться вместе с толпами туристов по узким венецианским улицам вплоть до самого моста Риальто. Он, конечно, интересен, но мне лично было интереснее посмотреть «Мост вздохов», причем не только снаружи, но и побывать у него внутри.
Кому на гондоле кататься, кому по музеям ходить!
Так что если вас больше привлекает содержательная сторона посещения Венеции, а не развлекательная, то оставайтесь на площади Святого Марка. Поднимитесь на лифте на колокольню, сходите в собор Св. Марка, осмотрите Дворец дожей, покушайте там в кафе, расположенном в подвале у самой воды, причем прямо перед вами за стеклянной дверью будут проплывать гондолы, а затем… затем, устав от жары и толп туристов, идите-ка от дворца по набережной налево. Один, два, три… пять мостов нужно будет перейти (но на самом деле это совсем недалеко) и слева на берегу канала вы увидите пятиэтажное здание (смотрится как наше четырехэтажное!) темно-красного цвета. Узнать его можно еще и по двум большим якорям, стоящим у его дверей. Вот это и будет Военно-морской исторический музей Венеции.
Входим внутрь и наслаждаемся тамошней прохладой, поскольку в самой Венеции летом на просто жарко, а очень жарко. Кстати, об этом и о зонтиках от солнца нужно будет подумать заранее. Особенно, если с вами вместе женщины. Ведь ваши чемоданы и весь ваш багаж остаются в туристическом автобусе. Мы, например, приехали в Берлин, и был у нас только один пляжный зонт, хотя и небольшой по размерам. И… тут же начался дождь, и поскольку гулять с пляжным зонтом по столице Германии моей супруге было не камильфо, пришлось купить ей «берлинской зонт». Приехали в Венецию, и там вроде бы задувал ветерок с моря. Зонта поэтому не взяли, а ветерок возьми, да и утихни. И тут уже стало не по себе внучке… Явно она перегрелась на солнце. И пришлось покупать ей «венецианский зонт». Неплохо, конечно, но на мой взгляд, три зонта за одну поездку это немного чересчур.
Так что прохлада музея вас, безусловно, освежит. И отсутствие толп туристов. Потому, что с каждым новым мостом их становится все меньше и меньше, а до музея доходят считанные единицы!
Якоря врага на память!
Хотя те же самые якоря, что встречают вас у входа, тоже не что иное, как весьма интересные экспонаты, связанные с историей итальянского флота. Они принадлежат австро-венгерским линкорам «Вирибус Юнитис» и «Тегетхоф». Первый был уничтожен итальянскими боевыми пловцами в самом конце Первой мировой войны, а второй попал к итальянцам в качестве трофея и был проведен перед строем кораблей итальянского флота во время «Парада победы» в 1919 году, а затем уже в 1925-ом отправлен на слом.
Интересно, что в этом году у этого музея самый настоящий юбилей: ему исполнилось ровно 100 лет с момента основания в 1919 году, но вот в своем теперешнем здании он находится лишь с 1964 года. Впрочем, само это здание тоже памятник, поскольку оно было построено еще XV века. Здесь размещался арсенальный амбар, и здесь хранили зерно, мололи из него муку и пекли галеты, которые были главной пищей галерных гребцов. Так что музей достаточно большой, хотя на вид так не кажется. В нем 42 зала, а общая их площадь составляет 4000 кв.м.
Торпеда и мортиры
В прохладном холле первого этажа наше внимание сразу же привлекают тяжелые мортиры справа и установленная слева человекоуправляемая торпеда «Майяле» («Поросенок») – секретная разработка итальянских военных инженеров 30-ых годов прошлого века. В годы Второй мировой войны эти торпеды активно применялись подразделениями боевых пловцов (отряд 10-й флотилии МАS) на Средиземном море против англичан. С их помощью им удалось подорвать и серьезно повредить несколько боевых кораблей и транспортных судов, но воспользоваться сложившейся ситуацией итальянские адмиралы так и не смогли.
Интересно, что на втором этаже выставлена не только самая эта торпеда, но и герметический контейнер, в котором такие торпеды находились на палубе подводной лодки. На подводной лодке «Шире», например, было три таких контейнера. Боевым пловцам перед атакой нужно было забираться внутрь этого контейнера через люк, подготовить торпеду к запуску, после чего в него поступала вода, они усаживались на нее верхом, а полусферическая крышка открывалась, и торпеда начинала движение к цели. Оказавшись под днищем корабля противника, они должны были при помощи специальных струбцин, которые крепились на портовых килях, протянуть под его днищем трос, а уже на нем закрепить мину (носовую часть торпеды) с зарядом взрывчатки 200-300 кг, включить таймер, и лишь после всего этого плыть назад, вновь оседлав своего «Поросенка». А можно было… выбираться на берег и там сдаться в плен, чем на практике из-за многочисленных отказов техники эти походы часто и заканчивались! Здесь же в витрине выставлен и гидрокостюм, который носили эти боевые пловцы.
Модели кораблей на любой вкус
Одним из достоинств этого музея является его наглядность. В нем выставлены не только реальные предметы, оружие, мундиры, морские инструменты, и даже гондолы и барки в натуральную величину, но и множество моделей судов, начиная с древнеегипетского суденышка, сделанного бог знает когда, с какой-то, скорее всего, религиозной целью. Например, на первом находятся диорамы с изображением портов XVII столетия и крепостей, принадлежавших итальянцам, и вся их архитектура видна на них, как на ладони. Тут можно увидеть модели и финикийских, и древнегреческих бирем и трирем, и все азиатские суденышки – сампаны, джонки и проа. Первые венецианские каравеллы и галеоны, галеры и галеасы, аналогичные тем, что участвовали в исторической битве христиан с мусульманами при Лепанто в 1571 году, и первые итальянские броненосцы, участвовавшие в не менее известном морском сражении при Лиссе в 1866-ом. Есть модель знаменитого броненосца «Дуилио», причем одна даже в разрезе, так что вся его «начинка» видна очень хорошо. А на четвертом этаже в «Шведском зале» (он посвящен сотрудничеству шведского и итальянского флотов) выставлена прекрасно выполненная модель линкора «Ваза». Ну, того самого…
Продолжение следует…
Информация