Military Review

British Tempest fighter: everything is not as bad as it could be

23

Competition, however!


The military potential of Russia and the strengthening of China are haunted not only by the United States, but also by Europe. If a few years ago one could only joke about European fifth / sixth generation fighters, now at least France and Germany are determined to acquire a large number of such aircraft in the future. And we are talking about completely new aviation complexes that do not yet exist.




Last year, it became known about the desire of France and Germany to get a new combat aircraft. The program was called not very original - Future Combat Air System, or FCAS. Within its framework, new control systems, new weapons, UAVs, and most importantly, a completely new sixth generation fighter, known as New generation fighter. Its full-size layout was first shown at the French air show in Le Bourget last year.

But what about the British who are about to withdraw from the EU? One of the main brainchild of Brexit can be considered a new generation national fighter. Recall that in July 2018 at the Farnborough Airshow, the British first presented a model of a promising new generation fighter, which they called Tempest. Again, not a very original name: if you recall, that was one of the most powerful fighters of the Second World War - Hawker Tempest.

A lot has already been said about the promising aircraft: in short, it should be a fighter made according to the tailless aerodynamic scheme. If you believe the presentation, he will get two keels deflected to the sides, as well as two engines, which conceptually brings him closer to the F-22, and not to the F-35, which, as you know, has only one engine. Also, the British aircraft should receive a non-binding flashlight: such a solution helps to improve stealth indicators.



It turns out that, in addition to the F-35 and the “fours” represented by Dassault Rafale and Eurofighter Typhoon, the Europeans will operate two more promising fighters. And here the fun begins. Firstly, these machines (provided, of course, that they will appear at all) will compete fiercely for both the EU internal market and the external one. The military aviation market is generally extremely narrow: de facto it is the exact opposite of the civilian aircraft market. A couple of examples. The newest Boeing 787 Dreamliner has already been produced in a series of more than 870 aircraft, and its competitor Airbus A350 XWB received 2014 orders in April 812.

At the same time, successful in many ways, Dassault Rafale for many years built a modest series of approximately 170 machines. The largest foreign customers, Qatar and India, ordered Rafaley on 36. And most likely there will be no more orders: the fifth generation has already entered into force. Orders for the Russian Su-57, recall, from other countries do not exist.

On one wing?


In this situation, a number of experts rightly suggested that the Tempest program has two ways. The first is to turn off new purchases of F-35 to the "noise" and the second is to inject New Generation Fighter into the development program of the Franco-German fighter. The reason for this is generally understood. The economic potential of France and Germany is not comparable with the British, and the cost of developing a sixth generation fighter can reach 60 billions of dollars and more. That is, it will almost certainly be higher than the cost of developing F-35, for the design of which the Americans spent more than 50 billion dollars.



However, “Foggy Arithmetic” does not bother Misty Albion itself; moreover, in recent months, the Tempest program has become several steps closer to its implementation.

What happened? Firstly, in July it became known that Sweden wants to join the program, which, apparently, finally “buried” the fifth-generation national fighter project, widely known in narrow circles as Flygsystem 2020. The reality is that such a machine is not affordable for a small country with a population of ten million people. According to Martin Taylor, chief operating officer of the BAE aviation division, one of the main developers of the aircraft, negotiations with Sweden are "at a very advanced stage." However, the Swedes themselves were more restrained this summer. “If we had an agreement between the Swedish Ministry of Defense and the British Ministry of Defense, we would have made it public,” said a spokesman for the Swedish Ministry of Defense.

But the program is developing, and rapidly. In July of this year, it became known that the British company Aeralis Ltd. signed a memorandum of understanding with the French Thales to develop the concept of a ground-based training and simulation system designed to complement the British Tempest program. Collaboration should include working together to create an architecture for a future information system that integrates data on pilot training, aircraft use and software applications. This confirms the earlier thesis about the development of the aircraft “from within”: when the electronic filling will be created first and only then the aircraft itself.

A truly important event took place later, in September 2019. At the DSEI 2019 exhibition, the Italian government officially announced its accession to the Tempest program. “This is an extremely positive result, achieved through effective and clear work, confirming the highest potential of the Italian defense industry,” the Italian Defense Ministry quotes the words of its head Lorenzo Guerini.



Earlier, we recall, it became known that Leonardo intends to participate in the development of the sixth-generation British fighter, one of the largest engineering holdings in Italy. In addition to him and the British BAE, such large "players" of the world market as MBDA and Rolls Royce will work on the aircraft.

What is the result? Tempest is doing well, contrary to earlier forecasts. What will happen next, time will tell. Much depends on the British’s determination to secede from the EU, and now also on the political situation in Italy, which is very tense and unpredictable. That is, FCAS still has more chances for embodiment in metal. But the British make spectacular presentations ...
Author:
23 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Amateur
    Amateur 22 September 2019 08: 26
    0
    Iran has one. Melkobritam offended.
    1. Lbt21
      Lbt21 22 September 2019 11: 26
      +2
      Iran f 4 can not bring to mind.
  2. glk63
    glk63 22 September 2019 08: 50
    +4
    While all this is nothing more than Wishlist in pictures)
  3. knn54
    knn54 22 September 2019 09: 38
    +1
    Something remembered Khoja Nasreddin-ishak or Emir ...
    The aircraft of the 4th generation was also launched with the "Eurocollective". The result is well known.
    1. Sancho_SP
      Sancho_SP 23 September 2019 01: 08
      +1
      Over 500 cars made. The normal result is that.
  4. Mountain shooter
    Mountain shooter 22 September 2019 09: 45
    +4
    What huge resources are spent on the creation of "killing machines" ... But if you do not produce hundreds of such super fighters, there will be no point in developing them. On the vast spaces of a possible theater of operations, a pair of ANY aircraft is simply NOT enough!
    1. Rurikovich
      Rurikovich 22 September 2019 09: 56
      +14
      Quote: Mountain Shooter
      What enormous resources are spent on creating "killing machines" ...

      "Nothing has done more for the development of surgery than the invention of the machine gun" wink wassat
      1. Narak-zempo
        Narak-zempo 22 September 2019 14: 09
        +2
        Quote: Rurikovich
        Nothing has done more to develop surgery than the invention of the machine gun.

        According to statistics, most of the wounds in wars after the invention of the machine gun are fragmentation.
      2. Kote Pan Kokhanka
        Kote Pan Kokhanka 22 September 2019 15: 39
        +3
        On the eve of watching articles on the Anglo-Boer War. I was surprised that the wounds from the bullets of the Mauser rifle were called "sparing"!
        Regards, Kote!
        1. Avior
          Avior 22 September 2019 20: 47
          +2
          This is logical. For Metford and Enild rifles, expansive bullets were developed at that time, and against their background the usual Mauser rifle was sparing
  5. The comment was deleted.
  6. Operator
    Operator 22 September 2019 14: 36
    -2
    British scientists harness napalm laughing
  7. NF68
    NF68 22 September 2019 15: 38
    +3
    It will be possible to judge how everything will go with the British only when the English bring Tempest to mind. Occupation is not cheap.
  8. TermNachTer
    TermNachTer 22 September 2019 16: 32
    0
    We already went through the creation of a pan-European plane or ship, everyone remembers how it ended. I think that with the miracle - yaroplan of the 6th generation it will be the same, if it can be done at all, in some reasonable foreseeable future.
  9. Katman
    Katman 22 September 2019 18: 21
    +1
    Maybe someone will tie 2 words together ?: "Fighter" and "Tailless"? However, the competition is not in fighters, but in the stupidity of the authors (I can't even call what is written an article) of the opus.
    Americans rejoice, their stupidity has finally reached Europe! Bravo!
    1. Katman
      Katman 22 September 2019 18: 29
      0
      Damn it, did not immediately notice: "Tailless"
      with two keels tilted to the side. "So is there a tail or not ?. However, the ENGLISH SCIENTISTS have overdone their population.
      1. Avior
        Avior 22 September 2019 20: 54
        0
        Tailless - the aerodynamic design of an airplane glider, according to which the airplane does not have separate altitude control planes, and only planes mounted on the trailing edge of the wing are used. These planes are called elevons and combine the functions of ailerons and elevators.

        Famous tailless are Concord and Tu-144.
        1. bayard
          bayard 23 September 2019 01: 11
          0
          Quote: Avior
          Famous tailless are Concord and Tu-144.

          Mirage-3 \ 4 \ 5 \ 2000, Israeli Kfir, Chinese J-10 ...
          1. Ilya_Nsk
            Ilya_Nsk 23 September 2019 05: 50
            0
            For collection you can add Swedish Draken
        2. voyaka uh
          voyaka uh 24 September 2019 00: 09
          +1
          The notion of "tailless" changed with the advent of the B-2.
          This means now that there is not only tail feathering, but also keel
          (or keel) too.
          This has a stealth meaning. The tail and keels can be
          design and coat with coating that in centimeter and
          partly the decimeter wave spectrum they almost disappear for the radar.
          But in a meter radar, it is the tail that issues the plane.
          Therefore, the B-2 and its successor, the B-21, have no tail at all.
          1. Avior
            Avior 24 September 2019 02: 25
            0
            The "flying wing" is one of the tailless species.
  10. Red_Baron
    Red_Baron 23 September 2019 01: 08
    -1
    To be honest, I didn’t understand, and here
    The economic potential of France and Germany is not comparable with the British

    Does economic potential decide everything?
  11. Alien From
    Alien From 23 September 2019 07: 28
    0
    Good blonde!)
  12. VladVlad
    VladVlad 23 September 2019 19: 27
    +1
    In an airplane, the fuel tank takes up a large volume. Even if the engines are twice as economical, you still need 10 tons of kerosene for an hour of flight without afterburner, this is 10 cubic meters or more. There is no room for fuel in this New Generation Fighter. It looks like some auto designer was drawing. Although there is a Russian technology "Aircraft flow control", it can save more than 50%! Probably the enemy appropriated the idea.

Военное обозрение

Британский истребитель Tempest: всё не так плохо, как могло быть

23

Конкуренция, однако!


Военный потенциал России и усиление Китая не дает покоя не только США, но и Европе. Если еще несколько лет назад про европейские истребители пятого/шестого поколения можно было разве что шутить, то сейчас как минимум Франция и Германия твердо намерены обзавестись большим количеством таких машин в будущем. Причем речь идет о совершенно новых авиационных комплексах, которых еще не существует.




В прошлом году стало известно о желании Франции и Германии получить новый боевой самолет. Программу назвали не очень оригинально — Future Combat Air System, или FCAS. В ее рамках должны появиться новые системы управления, новые вооружения, БПЛА, а главное — совершенно новый истребитель шестого поколения, известный как New Generation Fighter. Его полноразмерный макет впервые показали на прошедшем в этом году авиасалоне во французском Ле-Бурже.

А что же британцы, которые могут вот-вот выйти из состава ЕС? Одним из главных детищ Brexit можно считать национальный истребитель нового поколения. Напомним, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо британцы впервые представили макет перспективного истребителя нового поколения, которые назвали Tempest. Опять же, не слишком оригинальное название: если вспомнить, именно так назывался один из мощнейших истребителей Второй мировой — Hawker Tempest.

О перспективной машине сказано уже немало: если вкратце, то это должен быть истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Если верить презентации, он получит два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя, что концептуально роднит его с F-22, а не с F-35, у которого, как известно, всего один двигатель. Также британский самолет должен получить беспереплетный фонарь: такое решение способствует улучшению показателей малозаметности.



Получается, что, кроме F-35 и «четверок» в лице Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, европейцы будут эксплуатировать еще два перспективных истребителя. И здесь начинается самое интересное. Во-первых, эти машины (при условии, конечно, что они вообще появятся) будут жесточайшим образом конкурировать как за внутренний рынок ЕС, так и за внешний. Рынок боевой авиации вообще чрезвычайно узок: де-факто это полная противоположность рынку гражданских машин. Пара примеров. Новейший Boeing 787 Dreamliner уже произвели серией в более чем 870 самолетов, а его конкурент в лице Airbus A350 XWB еще в апреле 2014 года получил 812 заказов.

В то же время удачный во многих смыслах Dassault Rafale за долгие годы построили скромной серией примерно в 170 машин. Крупнейшие иностранные заказчики, Катар и Индия, заказали по 36 «Рафалей». И больше заказов, скорее всего, не будет: уже вступило в силу пятое поколение. Заказов на российский Су-57, напомним, со стороны других стран вообще нет.

На одном крыле?


В такой ситуации ряд экспертов справедливо предположили, что у программы Tempest есть два пути. Первый — сворачивание под «шумок» новых закупок F-35 и второй — вливание в программу разработки франко-германского истребителя New Generation Fighter. Причина этого в целом понятна. Экономический потенциал Франции и Германии не сопоставим с британским, а цена разработки истребителя шестого поколения может достичь 60 миллиардов долларов и выше. То есть она почти наверняка будет выше стоимости разработки F-35, на проектирование которого американцы потратили более 50 миллиардов долларов.



Однако сам Туманный Альбион «занимательная арифметика» не смущает, более того, за последние месяцы программа Tempest стала на несколько шагов ближе к своей реализации.

Что же произошло? Во-первых, в июле стало известно, что к программе хочет присоединиться Швеция, которая, по-видимому, окончательно «похоронила» проект национального истребителя пятого поколения, широко известный в узких кругах как Flygsystem 2020. Реальность такова, что такая машина маленькой стране с населением в десять миллионов человек объективно не по карману. По словам Мартина Тейлора, главного операционного директора авиационного подразделения BAE, одного из главных разработчиков самолета, переговоры со Швецией находятся «на очень продвинутой стадии». Впрочем, сами шведы летом этого года были более сдержаны. «Если бы мы заключили соглашение между министерством обороны Швеции и Министерством обороны Великобритании, мы бы обнародовали его», — заявил представитель шведского Минобороны.

Но программа развивается, причем стремительно. В июле этого года стало известно, что британская компания Aeralis Ltd. подписала меморандум о взаимопонимании с французской Thales для разработки концепции наземной системы обучения и симуляции, призванной дополнить британскую программу Tempest. Сотрудничество должно включать в себя совместную работу над созданием архитектуры для будущей информационной системы, которая объединит данные о подготовке летчиков, использовании воздушных судов и применении программного обеспечения. Это подтверждает более ранний тезис о разработке самолета «изнутри»: когда сначала будет создана электронная начинка и лишь потом сам самолет.

По-настоящему важное событие состоялось позже, в сентябре 2019-го. На выставке DSEI 2019 правительство Италии официально заявило о присоединении к программе Tempest. «Это чрезвычайно позитивный результат, достигнутый благодаря эффективной и четкой работе, подтверждающей высочайший потенциал итальянской оборонной промышленности», — цитирует итальянское Минобороны слова своего главы Лоренцо Герини.



Ранее, напомним, стало известно, что в разработке британского истребителя шестого поколения намерен поучаствовать Leonardo — один из крупнейших машиностроительных холдингов в Италии. Кроме него и британской BAE, над самолетом будут работать такие крупные «игроки» мирового рынка, как MBDA и Rolls Royce.

Что в итоге? Программа Tempest чувствует себя неплохо вопреки более ранним прогнозам. Что будет дальше, покажет время. Очень многое зависит от решимости британцев выйти из состава ЕС, а также теперь и от политической обстановки в Италии, очень напряженной и непредсказуемой. То есть шансов на воплощение в металле по-прежнему больше у FCAS. Зато британцы делают эффектные презентации…
Автор:
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дилетант
    Дилетант 22 сентября 2019 08:26 Новый
    0
    У Ирана есть. Мелкобритам обидно.
    1. Lbt21
      Lbt21 22 сентября 2019 11:26 Новый
      +2
      Иран f 4 до ума довести не может.
  2. glk63
    glk63 22 сентября 2019 08:50 Новый
    +4
    Пока все это не более, чем хотелки в картинках)
  3. knn54
    knn54 22 сентября 2019 09:38 Новый
    +1
    Что то вспомнил Ходжу Насреддина-ишак или эмир...
    Самолет 4-ого поколения тоже начинали "Евроколлективом".Результат известен.
    1. Sancho_SP
      Sancho_SP 23 сентября 2019 01:08 Новый
      +1
      Более 500 машин сделали. Нормальный результат так то.
  4. Горный стрелок
    Горный стрелок 22 сентября 2019 09:45 Новый
    +4
    Какие огромные ресурсы тратятся на создание "машин убийства"... Но ведь если не выпускать такие суперистребители сотнями, смысла в их разработке - не будет. На огромных пространствах возможного ТВД пары ЛЮБЫХ самолётов - просто МАЛО!
    1. рюрикович
      рюрикович 22 сентября 2019 09:56 Новый
      +14
      Цитата: Горный стрелок
      Какие огромные ресурсы тратятся на создание "машин убийства"...

      " Ничто не сделало для развития хирургии больше,чем изобретение пулемета" wink wassat
      1. Narak-zempo
        Narak-zempo 22 сентября 2019 14:09 Новый
        +2
        Цитата: рюрикович
        Ничто не сделало для развития хирургии больше,чем изобретение пулемета

        По статистике, бОльшая часть ранений в войнах после изобретения пулемёта - осколочные.
      2. Коте пане Коханка
        Коте пане Коханка 22 сентября 2019 15:39 Новый
        +3
        Накануне смотрел статьи по Англо-Бурской войне. Удивило, что ранения от пуль винтовки Маузера, называли «щадящими»!
        С уважением, Коте!
        1. Avior
          Avior 22 сентября 2019 20:47 Новый
          +2
          Это логично.для винтовок Метфорда и Енъильда разработали экспансивные пули в то время, и на их фоне обычная винтовочная Маузера была щадящей
  5. Комментарий был удален.
  6. Оператор
    Оператор 22 сентября 2019 14:36 Новый
    -2
    Британские ученые жгут напалмом laughing
  7. NF68
    NF68 22 сентября 2019 15:38 Новый
    +3
    Судить о том, как все пойдет у англичан можно будет только тогда, когда англичане доведут до ума Темпест. Занятие это не из дешевых.
  8. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 22 сентября 2019 16:32 Новый
    0
    Создание общеевропейского самолета или корабля мы уже проходили, все помнят чем это заканчивалось. Думаю, что с чудо - яропланом 6 - го поколения будет тоже самое, если его вообще смогут сделать, в каком-то разумном обозримом будущем.
  9. Katman
    Katman 22 сентября 2019 18:21 Новый
    +1
    Может, кто-нибудь свяжет 2 слова вместе?: "Истребитель" и "Бесхвостка"? Однако конкуренция не в истребителях, а , в тупизме авторов (я даже то, что написано , статьёй назвать не могу) опуса.
    Американцы ликуют, их тупизм наконец-то дошёл до Европы! Браво!
    1. Katman
      Katman 22 сентября 2019 18:29 Новый
      0
      Чёрт побери, не сразу отметил: "Бесхвостка"
      с двумя, отклонёнными в сторону килями." Так есть хвост или нет?. Однако АНГЛИЙСКИЕ УЧЁНЫЕ перебарщили со своим населением.
      1. Avior
        Avior 22 сентября 2019 20:54 Новый
        0
        Бесхвостка — аэродинамическая схема планера самолёта, согласно которой у самолёта отсутствуют отдельные плоскости управления высотой, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты.

        Известные бесхвостки- Конкорд и Ту-144.
        1. bayard
          bayard 23 сентября 2019 01:11 Новый
          0
          Цитата: Avior
          Известные бесхвостки- Конкорд и Ту-144.

          Мираж-3\4\5\2000 , израильский Кфир , китайский J-10 ...
          1. Ilya_Nsk
            Ilya_Nsk 23 сентября 2019 05:50 Новый
            0
            Еще для коллекции можно добавить шведские Дракены
        2. voyaka uh
          voyaka uh 24 сентября 2019 00:09 Новый
          +1
          Понятие "бесхвостка" изменилось с появлением В-2.
          Это означает теперь, что нет не только хвостового оперения, но и киля
          (или килей) тоже.
          В этом есть стелс-смысл. Хвостовое оперение и кили можно так
          спроектировать и намазать покрытием, что в сантиметровом и
          отчасти дециметровом спектре волн они почти исчезают для радара.
          Но в метровый радар именно хвост выдает самолет.
          Поэтому у В-2 и его преемника В-21 хвоста нет вообще.
          1. Avior
            Avior 24 сентября 2019 02:25 Новый
            0
            "Летающее крыло"- одна из разновидностей бесхвостки.
  10. Red_Baron
    Red_Baron 23 сентября 2019 01:08 Новый
    -1
    Если честно, то не понял, причем тут
    Экономический потенциал Франции и Германии не сопоставим с британским

    Разве все решает экономический потенциал?
  11. Alien From
    Alien From 23 сентября 2019 07:28 Новый
    0
    Хорошая блондиночка!)
  12. ВладВлад
    ВладВлад 23 сентября 2019 19:27 Новый
    +1
    В самолёте бак под топливо занимает большой объём. Даже если двигатели в два раза экономичнее, всё равно надо на час полёта без форсажа тонн 10 керосина, это 10 кубов и более. В этом New Generation Fighter нет места для топлива. Похоже рисовал какой то дизайнер авто. Хотя есть технология российская "Управление обтеканием ЛА", по ней можно экономить более 50%! Наверное идею враги присвоили.