Кого смогут укусить «Оводы»?

66
Во многих СМИ появилась информация о том, что на Тихоокеанском флоте на испытания вышел «Смерч», модернизированный МРК проекта 12341 «Овод».





Как правильно это расценить, куда отнести: в успех или все-таки нет?

Для того чтобы правильно все понять, надо окунуться в историю, что, благо, проблем не вызывает.

Середина 60-х годов прошлого века. Это да, уже история. Но именно тогда были начаты работы над кораблями проекта, предназначаемыми для ведения боевых действий в закрытых морях и ближней океанской зоне.

В отведенный тоннаж для ракетных катеров уложиться не удалось, потому и родился, в общем-то, новый класс, который получил у нас название малых ракетных кораблей (МРК). Корабли проекта 12341 имели тоннаж от 640 тонн, в то время как ракетные катера укладывались в 500 тонн и меньше.



Наши потенциальные, оценив вооружение МРК не мудрствуя лукаво, занесли их в класс корветов.

Действительно, на момент своего вступления на боевую вахту «Овода» являлись весьма зубастыми и проблемными для противника кораблями. Они все еще оставались небольшими по размеру, довольно шустрыми (35 узлов) и обладали весьма впечатляющей дальностью: 4 000 миль на 12 узлах и 1800 на 18-ти.

И с вооружением вроде бы был полный порядок. 6 противокорабельных ракет «Малахит», артиллерийские установки АК-176 и АК-630, а также зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» с боекомплектом в 20 зенитных управляемых ракет.

Почему «вроде бы» — об этом чуть ниже.

Были и существенные недостатки. Мореходные качества хромали на обе ноги, начиная со среднего волнения. А в сильную качку эксплуатация кораблей вызывала критику и злобное бурчание экипажей.

Вторым огромным недостатком было использование в конструкции кораблей лёгких алюминиево-магниевых сплавов марки АМг61 в конструкциях надстройки корпуса. Лёгкие сплавы являются менее прочными, чем стальные и при возникновении пожара легко воспламеняются, быстро горят и плавятся, затрудняя борьбу за живучесть корабля.

Примером этого является гибель «Муссона», в который попала ракета-мишень, запущенная с другого катера. Экипаж, выбитый взрывом ракеты и пожаром, начавшимся при воспламенении ракетного топлива и окислителя, не смог бороться за живучесть корабля. В итоге в результате катастрофы погибло 39 человек экипажа, ещё 37 человек удалось спасти. Но там еще и командующий Приморской флотилией контр-адмирал Головко свои разум и умения приложил.

Кстати, проданный Ливии МРК-9, он же «Tariq Ibn Ziyad», тоже сгорел. Правда, в реальном бою.



В общем, скажем так: корабль не без недостатков. Плюс откровенно слабая защита от атак с воздуха. Это показала и гибель «Муссона», и ливийских «Ean Zara» и «Ean Zaquit», которые не смогли отбиться от атак именно с воздуха.

Первая серия «Оводов», «чистые» МРК проекта 12341, уже давно списаны и разобраны. Остались на плаву корабли проекта 1234.1, самые свежие из которых «Ливень» (БФ) и «Разлив» (ТОФ) приняты в строй в 1992 году, а самый старый — «Буря» — в 1970-м.

Но нас, понятное дело, интересуют те корабли, которые еще в строю, а, следовательно, пойдут на эту самую модернизацию. То есть проект 1234.1.

«Штиль» и «Айсберг». В строю с 1979 года. Сорокалетние корабли, можно сказать, ветераны. Не могу сказать, что их наличие так меня радует, 40 лет – это срок.

Самый молодой – «Разлив». В строю с 1992 года. «Всего-то» 27 лет.

Остальные, как уже ясно, построены между 1979 и 1992 годами.



Модернизация коснется в первую очередь вооружения, потому что П-120 «Малахит» сегодня выглядит просто несерьезно.

Вместо 6 пусковых установок крылатых ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до 150 км по примеру «Смерча» корабли получат 16 ПУ противокорабельных ракет Х-35У «Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и активными головками самонаведения.

Кроме того, будет произведена замена артиллерийских установок на более современные АК-176МА и АК-630М.

Х-35 «Уран» — это интереснее «Малахита». Ракета оснащается проникающей осколочно-фугасной БЧ, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. Плюс неплохая защита от электронного противодействия.

Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.

Ну и 16 ракет вместо 6 – это весомая прибавка.

Кроме того, обновление коснется и двигательного отсека каждого корабля. Источники утверждают, что на МРК будут установлены новые двигатели, которые будут более экономичными, ну и вообще, новый двигатель на сорокалетнем корабле – это новый двигатель, даже если он и китайский.



Естественно будет добавить и современные системы управления артиллерийским огнем, поскольку у «Оводов» имеются большие проблемы со стрельбой артустановок при волнении больше 4 баллов.

Многие высказавшиеся специалисты считают, что по факту все эти новшества дадут «Оводам» вторую жизнь. И по окончании модернизации эти корабли будут отвечать самым современным требованиям морского боя.

Понятно, что против американских АУГов эти МРК воевать не будут. Шансов как бы нет, но в акваториях балтийской и черноморской «луж» они могут оказаться очень даже полезными. Ну и в островах на Тихом океане.

Даже несколько относительно небольших кораблей, несущих по полтора десятка малозаметных и защищенных от помех ракет универсального действия – это серьезно.

Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима.



Но здесь, естественно, есть «но». Это количество и возраст кораблей. Все-таки 12 кораблей на три флота, это, согласитесь, не очень много. Но лучше, чем ничего.

А вот возраст… От 40 до 27. Понятно, что даже глубокая модернизация даст эффект быстрее, чем постройка новых кораблей. Но сорок лет… Есть такие вещи, как усталость металла, внутренняя коррозия и прочие «удовольствия».

Можно ли будет всерьез рассчитывать на такие «старые новые» МРК? Конечно, время покажет, но опасения все равно остаются.

Нам не хватает кораблей. Нам реально не хватает современных кораблей. Нам не хватает новых кораблей. Задуманное со старыми МРК проекта 1234.1 – это «костыли». Это, конечно, лучше, чем ничего, но это протезы вместо ног.

Если мы хотим иметь реальную защиту морских (и не только) границ, нам в первую очередь надо тратить деньги не на создание откровенно глупых и бесполезных проектов авианосцев и «эсминцев», над которыми будет ржать весь мир, а восстанавливать судостроительные предприятия и строить на них корабли, которые нам нужны были еще вчера.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    25 сентября 2019 06:07
    Ну да, с модернизацией опоздали лет на 15-20. И мы почему то ни как не можем организовать по настоящему массовое крупносерийное производство, и что характерно - только появляется образец, начинается освоение в серии, как ч.з. непродолжительное время от него отказываются в пользу якобы более совершенного и как следствие очередное десятилетие топтания на месте ( как пример;пр 22380 -22386-22160 или пр 885-885М за 30 лет на выходе 2 лодки а когда то давно хотели 30)
    1. +11
      25 сентября 2019 17:08
      Тут всё до боли просто-на ОКР можно постоянно клянчить и воровать деньги, а вот при серийном строительстве все расходы и сроки скалькулированы и украсть весьма затруднительно. Бизнес-ничего личного. А для бизнеса главное прибыль. Для него категорий патриотизма, защиты Родины и проч. не существует. Для бизнеса всё кроме прибыли химера.
      1. +13
        25 сентября 2019 17:31
        Если б было все так просто. У меня давно впечатление изощренной вражьей деятельности. Например Т-95 - сделали, отказались, заказали Т-14 в итоге почти то же самое но ч.з.10 лет. или НК-93 . Сделали - да у него же лоб большой!- да у него же редуктор! - да он нам просто не нужен! Похерили. Нет у нас 20-ти тонника , а весь мир на редукторных турбовентиляторных летает., сейчас ПД-18 с редуктором хотят делать( когда то). Новейшее- композитный кукурузник "Байкал" ( то что на импортных материалах и двигателе отдельный вопрос но все решаемо)- сделали, восхитились - сейчас же в серию! Через менее месяца - кукурузник это атавизЬм! , мы сделаем лучше - потом, когда то. Ладно хоть S-7 взялась поддержать проект, может не пропадет.А вот СР-10 похоже закопали и предлог то какой!- мы лучше МиГ-АТ возродим ( где то похоже повышенная концентрация Де-Биллов)
        1. PPD
          +3
          26 сентября 2019 11:27
          где то похоже повышенная концентрация Де-Биллов)

          Французские аристократы тут ни при чём. laughing
          Сейчас идеология какая-проекты и зарабатывание денег любым путём.
          Не важно каким-с проектом, кстати, даже лучше.
          Медведев Советские Госты отменил, а среди них вроде и про 8 часовой рабочий день было.
          Список отменённого вообще похоже никто не видел.
          Вы хотите Советского Государственного подхода от людей привыкших всё пускать на продажу.
          Это как на 2 стульях усидеть.
          Слышали же-по мнению одного товарища СССР только галоши производил ( Буран правда сам садился-но мелочь)-вот так они и думают. Советское самое-..... уже со знаком минус. Причём всё.
        2. +1
          26 сентября 2019 12:17
          НК 93 создавали под конкретный самолёт - самолёт не сделали и привет двигателю.
        3. +1
          26 сентября 2019 13:16
          Цитата: mark1
          У меня давно впечатление изощренной вражьей деятельности

          У многих таких деятелей и фамилии известны , и по чьей просьбе вредительство проводилось известно , но ... "у нас не 37-й год" ... а жаль ...
        4. 0
          19 октября 2019 20:51
          Коррупцию при желании всегда можно проводить по "политическим" статьям УК. И это справедливо. Результатом является ущерб стране, её экономике, обороноспособности. Как у нас образовалось мощнейшее западное авилобби? Очень просто: западные авиапроизводители официально выплачивают бонусы за поставку своей техники повлиявшим на это должностным лицам . У нас это Премьер, глава Минпромтрога, руководитель авиакомпании-эксплуатанта, ещё сошки по-мельче. Помните как Медведев после катастрофы ТУ-134 буквально на следующий день снял с эксплуатации все тушки?! Ещё и расследования не началось. Почувствовал поживу. А сколько после этого разбилось и Боингов, и Эйрбасов? И -ничего! Не отвечают за свои проступки высшие должностные лица. Совсем. А безнаказанность порождает новые преступления.
      2. 0
        26 сентября 2019 23:57
        Тогда получается что бизнес при погонах, ведь ОКР это КБ, а серия - это уже деньги на завод.
      3. 0
        16 октября 2019 21:22
        Можно подумать что ЕСТЬ возможность делать серию. А это заблуждение. Пример того же суперджета показал. Или с вертолетными движками. Что бы делать серию мало сборочного производства, нужно что бы не было затыков по всей цепочке. А она длиииинннная.
    2. +4
      25 сентября 2019 20:17
      Цитата: mark1
      И мы почему то ни как не можем организовать по настоящему массовое крупносерийное производство

      Есть КБ. В нем работают конструктора. Им нужно на что-то жить. Был спроектирован крейсер/корвет/фрегат, получился удачным и его запустили в серию - 20 штук. Строительство будет продолжаться около 10 лет и все это время КБ будет решать мелкие вопросы... И получать копейки.
      На первый взгляд все логично - людям платят за работу, а если работы нет, то и денег нет, но!
      Сотрудники КБ, просто разбегутся по разным шарашкам, просто потому, что до нового проекта ждать годы, а есть нужно сейчас. И через 10 лет в КБ останется горстка специалистов, которые физически не смогут осилить новый проект, а им в помощь придется набирать выпускников, которые ничего не умеют.
      Сразу поясняю, что говоря "ничего не умеют" я имею в виду любых студентов, вне зависимости от того как их учили и как они учились - университет дает общие знания, но настоящим специалистом становятся уже на предприятии, где человек получает практические знания и вникает в частности, а это несколько лет.
      В итоге получается бредовая ситуация - конструктора должны лоббировать все новые и новые проекты, чтобы сохранить конструкторскую школу.
      Что делать?
      На мой взгляд нужно иметь 3-4 корабля на которых проводится отработка новых решений и технологий, в качестве вечных стендов, а в серию пускать отработанные технологии, по принципу "не надо лучше, надо больше".
  2. 0
    25 сентября 2019 06:37
    а ведь есть еще модернизация БПК и Орланов - тоже целую вечность занимает. деньги тратятся, время идет, корабли стареют. А еще МиГи, Тушки и т.д...
    1. +1
      25 сентября 2019 15:50
      говорили что МПК 1124М Альбатрос будут модернизировать
      НО, тоже есть подозрение о каннибализме ГСУ для строящихся МРК пр. 22800
      кстати, с МРК Овод могут так же снять движки "про запас", а корпуса в силу износа списать
  3. +6
    25 сентября 2019 06:59
    Ну. тут расчет простой - лучше иметь хоть какие-то корабли, чем никаких. Учитывая проблемы с двигателями для каракуртов тут как бы и выбирать особо не приходится.
    Хотя для ТОФ посудины менее 2000 тонн как бы ограниченно полезны...
    1. +1
      25 сентября 2019 19:17
      Ну, дык в дальние походы никто и не собирался. За относительно недалеко, за морем - самураи. И у них, реальные предьявы.
  4. +10
    25 сентября 2019 07:00
    На Камчатской флотилии их держали для удара по силам ДЕСО.
    Некоторое время была задача уничтожения корабля РЛД из состава АМГ.
    Отказались.
    Еще,до них,была попытка использования РК пр.205 на Курилах. Был такой великий поход. Это от отчаяния после американских учений "Флитекс-82".
    Потом долго ремонтировались.
    А сам по себе кораблик ближней зоны совсем неплох.
  5. +4
    25 сентября 2019 07:03
    Воспоминания одного из выживших моряков МРК «Муссон», опубликованное в одной из приморских газет: «Корабль горел, плавясь, как пластилин...».
  6. +4
    25 сентября 2019 07:08
    В заголовке поднят правильный вопрос. Но ответ в статье так и не дан.
    Почему вооружают дозвуковыми Уранами, а не сверхзвуковыми Ониксами? Ведь есть опыт с Накатом. Принята новая тактика использования МРК? Больше не предполагается их использование против боевых кораблей основных классов?
    1. +12
      25 сентября 2019 07:50
      «Уран» меньше, но лучше подходит для локальных конфликтов, и его дешевле использовать в качестве мишени для корабельной ПВО. На каждом из флотов делают по 1 кораблю для запуска ракет-мишеней на базе Уранов. Для КФЛ и ЧФ достраивают две "Молнии", для ТОФ модернизировали "Смерч". Потому что ВМФ нужно чем-то заменить старые ракетные катера с ПКР «Термит», которые сейчас используются в качестве мишеней для учебных зенитных стрельб. Да и носитель лёгких ПКР для уничтожения малозначительных целей не помешает. Малый ракетный корабль «Смерч» прошел модернизацию, существенно увеличившую его ударные возможности, вместо вместо 6 ракет «Малахит» на нем 16 «Уранов». Боекомплект "Уранов" у "Смерча" в два раза больше чем у корвета проекта 20380, с ПВО проблемы, но он может идти под прикрытием ПВО корвета.
      1. +6
        25 сентября 2019 09:20
        Цитата: Аристарх Людвигович
        «Уран» меньше, но лучше подходит для локальных конфликтов, и его дешевле использовать в качестве мишени для корабельной ПВО

        =========
        Ну это смотря КАКОЙ "локальный конфликт"! Если брать конфликт 08.08.08, так грузинскому сторожевому катеру и одной "Осы" хватило!!!
        А в целом, 12 "Ониксов" это ГОРАЗДО более серьезно, чем даже 16 "Уранов"! Это уже и для АУГ может не шуточную угрозу представлять.... А уж для фрегатов или эсминцев - так - вообще "труба"!!! Ведь в отличие от дозвукового "Урана", сверхзвуковой "Оникс" (да еще и маневрирующий на подлете, и распределяющий цели между ракетами одного залпа - цель для ПВО куда более СЛОЖНАЯ!!
        1. -4
          25 сентября 2019 11:05
          Если брать конфликт 08.08.08, так грузинскому сторожевому катеру и одной "Осы" хватило!!!

          На вооружении ВМФ Грузии было два ракетных катера: один подаренный Грецией «Диоскурия» (класс Combattante II) и, второй, «Тбилиси» (ракетный катер советской постройки по проекту 206МР). Оба стояли в порту Поти, где и были подорваны 13 августа, когда российские войска вошли в город. До этого Точки-У попали по порту. Были вроде потери и у гражданских и у полиции, но 5 моряков грузинского ВМФ, включая офицера, погибли именно от ракеты Точка-У. Других потерь у собственно ВМФ не было.
          1. +1
            25 сентября 2019 13:43
            Тобиш стреляли в никуда? И целых три раза?
            1. -2
              25 сентября 2019 14:08
              Грузинские ракетные катера не собирались перехватывать наши корабли, т.к. были не на ходу. Бывшие ВМС Грузии говорят, что в море не выходили.
              1. 0
                25 сентября 2019 15:31
                Так то был не ракетный. То был разведчик размером шаланду.
                1. -1
                  25 сентября 2019 16:00
                  Не имея точных данных, мы сейчас начнём гадать, а это дело неблагодарное. Факт, то что ракетных катеров грузин там не было.
                  1. +1
                    25 сентября 2019 16:41
                    Жалко сто не имею привычки мохранять пруфы. Инфа была. Перепечатка из грузинского источника даже с именами.
                    1. 0
                      25 сентября 2019 17:28
                      Насчет того, что стреляли это точно. Фото МРК «Мираж» во время захода в Новороссийск, август 2008 года. Вроде бы даже попали в мобилизованный рыболовный сейнер грузинской Береговой охраны. Но данные о потерях МВД Грузии (которому подчинена Береговая охрана) официально не публиковались. Я имел в виду, что ракетных катеров грузин там не было, насчет потопления сторожевого катера грузин тоже нет сведений. hi
                      1. +2
                        25 сентября 2019 18:09
                        То что стреляли это точно. Сам слышал звуки выстрелов находясь на побержии в Абхазии. И видел как группа кораблей в количестве несколькох штук вышли из за горизонта и подойдя к берегу на дистанцию порядка 6-8 км застопорили ход. Через н5сколько минут после выстрелов. Поскольку был с детьми наблюдать не мог. И тупо сделал ноги.
                      2. 0
                        25 сентября 2019 20:13
                        Возможно это видео с того самого Миража, но это не точно)))
          2. 0
            26 сентября 2019 16:04
            Аристарх Людвигович
            Оба стояли в порту Поти, где и были подорваны 13 августа...

            Та вы шо? crying
            А с кем тогда корабли ЧФ бой вели?
            В районе патрулирования российскими кораблями были обнаружены 5 идущих на большой скорости не идентифицированных катеров (по более поздним данным - 1 гидрографический, 3 патрульных и 1 ракетный катер «Диоскурия» (типа «Комбатант-2», полученный из Греции, вооруженный 6 ПКР Пингвин МК2 »), бортовой номер 303), которые нарушили границу объявленной Россией зоны безопасности и не реагировали на предупреждения, — грузинские катера шли на сближение с кораблями Черноморского флота. ....
            Тогда в 18.41 МРК «Мираж» с дистанции 25 км выпустил по ракетному катеру типа «Комбатант-2» 2 крылатые ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет катер быстро затонул.

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Российско-грузинский_бой_в_Чёрном_море
    2. -2
      25 сентября 2019 09:08
      Цитата: СВД68
      Почему вооружают дозвуковыми Уранами, а не сверхзвуковыми Ониксами? Ведь есть опыт с Накатом.

      =========
      Мне, честно говоря - сие тоже решительно НЕПОНЯТНО!!! Почему решили остановиться только на одном "Накате" (пр. 1234.7)?? Вооружение то получилось о-го-го! 12 ТПК "Оникс" - это вам "не хухры-мухры"!

      Кроме того, учитывая, что ТПК "Оникса", совместимы с УВП "Квлибр-НК", то вырисоывается довольно любопытная "картинка"...... Но возможно это посчитали слишком долгим, сложным и дорогим "удовольствием" перевооружать таким способом старые корабли (там бы и электронную "начинку" пришлось бы серьезно "апгрейдить")....
      1. +9
        25 сентября 2019 10:16
        Цитата: venik
        Почему решили остановиться только на одном "Накате"

        Потому что "Накат" вскоре после "встречи с НЛО" решили перевести в опытное судно...конкретно под испытания тех самых Ониксов!
        Тема статьи мне вообще не понятна, МРК модернизируют только лишь для пусков ракет мишеней на базе ПКР Уран! Но некоторые любители конспирологии увидели в этом непонятно что!
        Да и еще...ну это уже к автору, Роман, действия контр-адмирала Головко считаю правильными и разумными! АМГ сплав на то время использовался во всех флотах мира, с чего вы решили что это стало большим недостатком для 1234-го проекта?
        1. +2
          25 сентября 2019 15:34
          Цитата: Serg65
          АМГ сплав на то время использовался во всех флотах мира, с чего вы решили что это стало большим недостатком для 1234-го проекта?

          ЕМНИП, пик популярности АМГ на кораблях пришёлся на 60-е - начало 70-х. А в 70-х пошли пожары - и от лёгких сплавов стали уходить. На том же "Шеффилде", как и на всех ЭМ "тип 42", отказались от использования лёгких сплавов и перешли на сталь именно по результатам анализа происшествий, аварий и катастроф на "легкосплавных" кораблях.
        2. +1
          26 сентября 2019 11:50
          Использование АМГ сплавов стало недостатком всех без исключения проектов, где они использовались. Пожароопасность не единственная проблема. Место стыка стали и АМГ очень слабо, и его попросту "рвет". Плюс разность потенциалов металлов приводит к электролитической коррозии при контактах с морской водой. Плюсом после сорока лет эксплуатации АМГ начинает просто сыпаться.
      2. 0
        25 сентября 2019 19:21
        Во - первых пусковые установки, что для "Оникса", что "урана" легкосъемные - видно по фото. Во - вторых, как выдавать целеуказание "ониксу", на дальность около 800 км.?
    3. 5-9
      +3
      25 сентября 2019 12:24
      Зачем на МРК дорогущая сверхзвуковая 3-х тонная дура с 500 км дальности? Это оружие против ЭМ-КР и всяких монстров типа АУГ в целом....как этому кораблику до них в море-окияне дойти? Надеяться что они сами придут к нашим берегам приятно, но глупо.
      У "партёнров" вообще ничего, кроме аналога Урана нет и ничего...живут.
  7. +5
    25 сентября 2019 07:10
    Мобильная установка обороны прибрежной зоны. В комплексе со всем остальным, необходимым, имеющимся, работать будет!
  8. +8
    25 сентября 2019 07:26
    Очередная статья написана на основе рекламных буклетов. Никаких других ГДГД не будет, там стоят 507 машины, которых не хватает на новые каракурта, у "Малахита" два типа наведения, радиолокационный и тепловой, плюс ракету вообще сложно сбить, АК-630М стояла на корабле изначально, АК-176АМ говно, у которого отсутствует возможность стрельбы от Конденсор и визир-дублера. Модернизация зело спорная.
  9. -1
    25 сентября 2019 07:56
    Балабин пишет насчет МРК "Штиль", что в декабре 2019 года приказом ГК ВМФ России корабль будет исключен из состава ВМФ. На 2020 года планируется утилизация. Оснований не доверять ему у меня нет. По остальным однотипным МРК вопрос, сколько из своих 25 назначенных лет они выполнили по циклу службы (наплавали, потратили ресурсы главных, вспомогательных, основного оборудования устройств и систем), а сколько стояли в ожидании распила? А так модернизация с продлением на 15 лет срока службы проводится под контролем проектанта.
    МРК ”ШТИЛЬ” - УХОДИМ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ!

    https://balabin-1712.livejournal.com/25421.html
  10. +2
    25 сентября 2019 08:56
    Но основной бонус заключается в том, что «Уран» вполне можно использовать и по наземным целям, что автоматически делает МРК теоретическим участником десантных операций, вполне способным поддержать десант.

    не знаю, откуда это Роман определил.
    как бы в других источниках подчёркивают, что не может использоваться по наземным целям
    Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.

    https://topwar.ru/76289-protivokorabelnaya-raketa-h-35.html
    К основным недостаткам можно отнести:

    недостаточная дальность полета, при которой сохраняется опасность вхождения носителя в зону ПВО;
    относительно низкая скорость полета повышает вероятность поражения ракеты средствами ПВО атакуемого корабля
    система управления не позволяет поражать береговые и наземные цели.

    http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/uran/uran.shtml
    Может, кто-то ситуацию прояснит?
    1. +4
      25 сентября 2019 13:55
      Камрад Аvior, :" откуда это Роман определил", а он скажет: мнение МОЕГО дивана. Все дело в том, что Роман не специалист и в работе использовал первые попавшие данные. Было бы здорово если эту тему осветил специалист, а то сколько диванов и столько мнений
    2. 0
      9 октября 2019 01:04
      Стрельба "Уранами" возможна только по береговым контрастным радиолокационным целям (портовые сооружения, краны, хранилища ГСМ и т.п.). Уж что захватит ГСН на кромке берега!
      1. 0
        9 октября 2019 06:34
        Или старый заброшенный ржавый склад на берегу?
        Индийцы, помнится стреляли по нагретым за день танкам с топливом, но там были ИК головки ГСН.
  11. +1
    25 сентября 2019 09:30
    "Нам реально не хватает кораблей", - каких?
    1. +8
      25 сентября 2019 09:42
      Отвечу из сухопутной "истории".
      До войны существовала линия обороны состоящая из мощных укреплений.
      Однако незадолго до начала ВОВ её посчитали устаревшей и разукомплектовали.
      Начали строить новую линию укреплений и не успели.
      А не хватает всего.
      Особенно если сравнивать с флотом СССР.
      Да и флоту СССР очень много чего не хватало.
  12. +2
    25 сентября 2019 09:40
    Уже треть статья на эту тему.
    Что нового узнали -
    - движки китайские.,
    - наличие АРГСу Х-35 «Уран» ( всегда ли это хорошо?).
    - - слабое ПВО даже на момент постройки кораблей, что делает их зависимыми или от прикрытия авиации, либо от кораблей ПВО.
    1. +3
      25 сентября 2019 12:19
      Цитата: Pavel57
      Что нового узнали -
      - движки китайские.,

      Будут российские дизеля М507 производства петербургского завода «Звезда», которыми также оснащаются МРК проекта 22800 «Каракурт». Про китайские дизеля автор видимо имел в виду МРК проекта 21631 «Буян-М».
      Работы по модернизации «Оводов» уже начались. В апреле этого года на Кингисеппском машиностроительном заводе был завершен ремонт отсека главного двигателя МРК «Рассвет». В конце 2018 года там же привели в порядок двигатели «Айсберга» и «Гейзера». На Камчатке сейчас ремонтируется МРК «Смерч». МРК «Зыбь» Балтийского флота, долгое время бывший неходовым, ждет капитальный ремонт главного двигателя на 33-м судоремонтном заводе.

      https://iz.ru/872211/aleksei-ramm-bogdan-stepovoi/ovod-dlia-gordosti-vmf-moderniziruet-malye-raketnye-korabli
  13. -1
    25 сентября 2019 09:46
    Цитата: Livonetc
    не хватает всего

    Чего конкретно?
  14. 0
    25 сентября 2019 09:57
    вывод-один,оружие позволяет МРК работать в океане,а мореходность-нет.
  15. 0
    25 сентября 2019 10:45
    Практика всех флотов показывает что крупные корабли выгоднее чем маленькие. Но у России нет денег на крупные корабли...
  16. 0
    25 сентября 2019 12:24
    Автор не затронул главного вопроса по данному проэкту! А именно КТО? им даст целеуказание на дистанцию в 250-300 км?! Ну а учитывая их мореходность то на ТОФе они по факту будут полезны с целеуказанием не больше чем пол года в году а то и меньше!
  17. -5
    25 сентября 2019 12:29
    тут все просто как с последними якобы расследованиеми в разных областях, власть пытается показать свою деятельность с одной стороны и хоть както защитить свою вотчину(барщину,удел) от чужих(партнеров)хищников,ведь как показали события наша воровская шушера на западе не нужна и это единственное почему жива наша родина росия
    1. -1
      25 сентября 2019 19:46
      наша родина росия

      Вы сильно палитесь в своей боротьбе
  18. -2
    25 сентября 2019 14:22
    Последние два абзаца статьи - в самую дырочку! Автор молодец!
  19. 0
    25 сентября 2019 14:56
    Кого смогут укусить «Оводы»?
    Кого смогут, того и укусят!
    Естественно, хочется всего нового и побольше, но, если в кошельке монет только на "Докторскую", то на "Охотничью", приходится рассчитывать до наступления лучших времен. А сегодня, - лучше синица в руках чем журавль в небе.
  20. 0
    25 сентября 2019 14:58
    Конечно с этими габаритами сложно говорить о более продвинутой модернизации... хотя и эта масло на хлеб, но ПВО корабля должно быть. хотя бы оморяченный панцирь туда или что-то близкое... оса это уже ни в какие ворота.
  21. +2
    25 сентября 2019 17:32
    автор, а где обещанное про вооружение ПВО?
    ни подробные проблемы осы, ни варианты изменения - ничего нет
  22. +2
    25 сентября 2019 23:18
    Авианосцы нам может быть действительно не очень нужны, но вот эсминца нам «треба».
    И с чего это над ними должен ржать весь мир? Впрочем авто с придурью этого не отнимешь.
    Тот проект лидера какой он есть, выглядит очень прилично, размер, вооружение, атомная установка все на уровне.
    Уверен по такому пути и пойдёт наш флот, выберет строительство эсминцев но не авианосцев.
  23. 0
    26 сентября 2019 00:17
    Восточная верфь строится, не без проблем, но строится. Видел я ее неделю назад, БПК вполне потянет.
  24. Комментарий был удален.
  25. 0
    26 сентября 2019 05:10
    Соответственно и следует модернизировать только шесть наиболее "свежих" МРК и собрать их в одном месте, лучше на ТОФ в отдельную бригаду.
    Остальные 6 "старичков" подремонтировать и оставить дослуживать на БФ или КФл, ещё вариант сформировать из них бригаду для Азовской флотилии.
  26. +1
    26 сентября 2019 10:13
    Ну это явно - временная мера. Сейчас в плане "москитного флота" делается явный акцент на МРК Каракурт. Возможно, будет модернизирован проект Буян-М, но лично я необходимости в этом не вижу. Заказ на первые 18 Каракуртов это только начало. Уверен, общее количество таких "крох" дойдёт не менее чем до 48 шт. на 4 флота. Эти МРК вполне могут устроить "жару на подоконнике" любому крейсеру или эсминцу. А стая из 6 таких кораблей очень обеспокоит и АУГ, если США додумаются подойти на расстояние выстрела (сейчас, между прочим, дальность Ониксов довели до 800 км.). Кроме того, Каракурты могут нести и Калибр, который вполне работает по наземным целям. А модернизированные Оводы это очень правильное решение, но, повторюсь, временное. Думаю, расчет идёт где-то лет на 15 эксплуатации, пока Каракуртов не на клепают. Так что - МОЛОДЦЫ!
    1. 0
      26 сентября 2019 13:37
      Да отлично! Вопрос целеуказания висит в воздухе! Такова жизнь! А учитывая ревлии жизни? Очень тяжко. Даже ПВО не есть главной проблемой!
    2. 0
      27 сентября 2019 14:36
      Ни фига они не устроят, там где ходят крейсера и эсминцы МРК путь заказан.
  27. 0
    27 сентября 2019 14:33
    И какие же корабли нам были нужны еще вчера?
  28. 0
    27 сентября 2019 14:34
    "...Идея неплохая. Вообще, идея воссоздания «москитного» флота с современными ракетами – весьма и весьма оптимистично смотрится, а главное, в отличие от всяких там авианосцев и эсминцев жуткого тоннажа с ядерными двигательными установками, осуществима..." - настолько же и бесполезна.
  29. 0
    30 сентября 2019 15:09
    "Что нового в России? Ничего, воруют." А как вам создание Ангары, на которую похерили море денег, а на выходе оказывается нам такая ракета не подходит, давайте новую пилить. И никто не ответит за растрату, со всеми нужными поделились.
  30. -1
    30 сентября 2019 17:39
    Цитата: Ryaruav
    наша родина росия
    скачите мимо вы спалились

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»