Замена AMRAAM: даст ли новая ракета полное превосходство ВВС США

20

«Вижу в небе белую черту…»


Революции в тактике воздушного боя не случаются одномоментно: это очень долгий и сложный процесс. Яркий пример — использование американцами во время войны во Вьетнаме новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Военные США хотели с ее помощью получить окончательное господство в воздухе: не вышло. В годы войны во Вьетнаме только десять процентов AIM-7 попадали в цель. Де-факто вплоть до 90-х основным оружием ВВС США оставалась AIM-9 Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведения и смешной по современным меркам дальностью — примерно 10-15 километров в хороших условиях при пуске по цели типа «истребитель». Именно Sidewinder сбил больше всего иракских самолетов во время войны в Персидском заливе в начале 90-х: двенадцать «Миражей», «МиГов» и «Сушек».





Но прогресс не стоит на месте, тем более что AIM-120 AMRAAM в той войне почти не применяли, хотя его уже успели принять на вооружение. Потенциал изделия был понятен всем: ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая на конечном участке полета работала по принципу «выстрелил и забыл», не требуя радиолокационной «подсветки» с носителя на протяжении всего периода полета, обещала многое. В случае войны советские МиГ-29 или Су-27, не имевшие такого оружия, могли бы столкнуться с очень большими трудностями.

К счастью, до глобальной войны дело не дошло, что, впрочем, не помещало AMRAAM-у проявить себя в ряде других конфликтов. 27 февраля 2019 года ракетой AIM-120C пакистанский истребитель F-16 сбил МиГ-21, а 18 июня 2017 года запущенная американским самолетом F/A-18 ракета этого типа сбила сирийский Су-22. Согласно данным из открытых источников, за время войны в Югославии AIM-120 сбили шесть МиГ-29, а самой первой победой AIM-120 считают сбитый в 1992 году иракский МиГ-25.

«Томми» против всех


Много это или мало? Все относительно: с учетом относительно низкой интенсивности воздушных боев и, следовательно, невысокого числа запущенных ракет можно говорить о почти фантастической по меркам холодной войны эффективности. Sparrow 60-х на это был неспособен априори. Останавливаться на достигнутом США не пожелали, и новейшая версия AIM-120 получила максимальную дальность пуска, составляющую по оценкам до 200 километров. Но это лишь формальности. По сути, при пуске на такую дальность ракета потеряет энергию задолго до поражения цели, особенно — если цель будет маневрировать. Таким образом, на руках у американцев по-прежнему была хорошая ракета, но с эффективной дальностью пуска примерно 30-40 километров.

Масла в огонь подлили как ни странно европейцы. Их новая ракета класса «воздух-воздух» MBDA Meteor формально имеет не столь уж большую максимальную дальность пуска: от 100 до 150 километров. Однако за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего поддерживать высочайшую скорость на протяжении всего полета, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и даже маленький Gripen получили потенциально весомый козырь. Особенно, против таких же машин — то есть, истребителей поколения 4 + (++). Не имеющих MBDA Meteor.



Потом у американцев появилась новая головная боль, теперь уже в лице прямых геополитических оппонентов — России и Китая. Ответом стал Peregrine или по-русски «Сапсан», о разработке которого американская компания Raytheon объявила в сентябре. Согласно проекту, длина новой авиационной ракеты Peregrine составит 1,8 метра, а масса — около 22,7 килограмма. Подробности о дальности полета ракеты и массе ее боевой части разработчики не раскрывают, однако концепцию изделия можно понять и так: больше ракет — больше пораженных целей.

Для понимания: длина относительно маленькой Sidewinder составляет почти три метра, а длина AIM-120 — почти 3,7. Это означает, что новая ракета будет примерно вдвое меньше, чем AMRAAM и, следовательно, истребитель в теории сможет нести вдвое больше ракет и уничтожить двое больше целей. При этом ее дальность может быть сравнимой с дальностью AMRAAM, а маневренность сопоставима с показателями Sidewinder. «Это будет за пределами средней дальности», — заявил представитель Raytheon Advanced Missile Systems Марк Нойес.

«Peregrine позволит пилотам истребителей США и союзных войск иметь в бою больше ракет, чтобы сохранить господство в воздухе. С его усовершенствованными сенсорными системами, навигационным оборудованием и двигателем, укомплектованными в гораздо меньший планер, чем нынешнее вооружение этого класса, Peregrine представляет собой значительный рывок вперед в разработке ракет класса "воздух-воздух"»‎, — сказал Нойес.

Замена AMRAAM: даст ли новая ракета полное превосходство ВВС США


Сейчас это кажется шуткой, но не стоит забывать, что AMRAAM — довольно старая ракета, а технологии за прошедшие с момента его разработки десятилетия на месте не стояли. Если допустить возможность реализации концепции кинетического перехвата, подразумевающего поражение цели прямым попаданием, то ракете совсем необязательно нести боевую часть. Этот подход, несомненно, даст инженерам больше пространства для «творчества».

По словам Марка Нойеса, ракета получит многорежимную головку самонаведения, высокоэффективный двигатель, облегченный планер и высокопроизводительную модульную систему управления. Издание The Drive в своем материале «Is Raytheon's Pint-Sized Peregrine The Air-To-Air Missile The Pentagon Has Been Waiting For?» пишет о возможности применения радиолокационной головки самонаведения, инфракрасной коррекции и режима наведения на источник излучения. То есть, речь может идти об условном аналоге режима, примененного на забытой Р-27П/ЭП — ракете с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В самой Raytheon не стали комментировать эти детали. Однако по данным Flight Global, высочайшая маневренность Peregrine основана на технологиях для ракеты ближнего радиуса AIM-9X.



Важно то, что разработка Raytheon — не первая попытка американцев создать маленькую универсальную ракету средней дальности. Ранее Lockheed Martin представила свое изделие Cuda, вернее — всего лишь концепт. Ракета должна была действовать по принципу кинетического перехвата. Во внутренние отсеки F-35, если верить презентации, можно поместить до двенадцати таких ракет. Впрочем, про Cuda мы уже давно ничего не слышали. И не факт, что услышим когда-нибудь.



Ну а судьба Peregrine во многом зависит от того, готовы ли американские власти тратить на оборону еще больше денег. Ведь принятие на вооружение принципиально новой ракеты потребует переучивания летчиков, внедрения новой инфраструктуры и, конечно, массовых закупок самих ракет. Пока что у флота, ВВС и Корпуса морской пехоты и так хватает проблем с новинками: достаточно посмотреть на трудности (совершенно прогнозируемые) со всеми тремя версиями F-35. Все это, конечно, не прибавляет шансов на реализацию нового проекта.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 сентября 2019 07:39
    Если доведут до ума то это очень опасная новинка... При её габаритах и весе, это ж сколько штук можно воткнуть на тот же Ф-18 или в Ф-35!?
    1. +1
      30 сентября 2019 11:21
      Цитата: Magic Archer
      Если доведут до ума то это очень опасная новинка... При её габаритах и весе, это ж сколько штук можно воткнуть на тот же Ф-18 или в Ф-35!?

      ========
      Не склонен недооценивать американцев и их технологии, НО!!! "Реклама - двигатель торговли" (Не расхвалишь - не продашь!). Эту истину еще никто не отменял. И американцы здесь далеко не исключение! Сколько примеров было, что широко разрекламированная американская "супер-техника" на поверку оказывалась - далеко не "супер"!
      Что касается до данного "шедевра" от "Raytheon", то по моему глубокому убеждению, это штуковина должна быть реализована по принципу "кинетического перехвата". Иначе создать ракету средней дальности габаритами даже чуть меньше, чем Р-60, но при этом - в РАЗЫ более дальнобойную - просто НЕРЕАЛЬНО!!! Что бы там не говорили - ЧУДЕС в науке и технологии - НЕ БЫВАЕТ!!! Даже на СОВРЕМЕННОМ этапе такая "штуковина" должна представлять собой "летающий двигатель" с рулями и ОЧЕНЬ компактной аппаратной частью!!!
      И скорее всего - это будет даже не пассивная РЛ ГСН, а обычное радиоуправление!
      Сие - ВПОЛНЕ возможно, учитывая, что F-35 имеют АФАР с синтезированной аппретурой и механическим сканированием (что обеспечивает "захват" целей в достаточно широком секторе и наведение сразу нескольких ракет одновременно).
      Однако "кинетический перехват ("hit to kill") имеет и недостатки:
      1) - ограничение маневра атакующего (как ни как развернуться на 180 и уйти он не может);
      2) - для кинетического перехвата - промах даже в несколько сантиметров - это ПРОМАХ! (в отличие от ракет с БЧ - для которых даже несколько метров - это почти гарантированное поражение цели!);
      А по сему - в маневренном воздушном бою, эффективность (вероятность поражения 1 ракетой) такого оружия вызывает определенные сомнения.... Ну, как говорится: "Пожуём - увидим".....
      P.S. А АВТОРУ - "+"! С интересом прочитал!!!! good
      1. 0
        30 сентября 2019 23:22
        Цитата: venik
        А по сему - в маневренном воздушном бою, эффективность (вероятность поражения 1 ракетой) такого оружия вызывает определенные сомнения....

        Честно говоря, с трудом представляю маневренный бой на дистанции 100-150 км. Главного в маневре, выскочить из прицела, на такой дистанции не получится сделать. А дальше не проблема, раз уже танковые КАЗ-ы в ПТУР попадают то уж попасть небольшой ракетой в двадцатитонный самолет всяко попроще будет.
        1. 0
          10 октября 2019 07:34
          Танковые КАЗы попадают как раз за счёт бч. Да и не маневрируют они, ПТУРы.
  2. 0
    30 сентября 2019 08:47
    Все ракеты хороши, когда "на бумаге". Доведут, без сомнения. Примут на вооружение, почти наверняка. Не скоро и дорого встанет. Зато потом появятся подробности. И по реальной боеспособности, и по возможностям противодействия. В бою всегда две стороны. Манекены не дают сдачи wassat
  3. 0
    30 сентября 2019 09:56
    Общие характеристики я так понимаю будут не лучше чем amraam120 просто есть потребность увеличения боекомплекта на самолётах, поэтому длинна в двое меньше. Не знаю конечно что американцы придумали чтобы в несколько раз уменьшить вес. Ведь amraam весит больше 100кг,а эта 22,7. Или ракета всё-таки идёт на замену AMX 9. Тогда более реально.
    1. +3
      30 сентября 2019 10:56
      Тогда более реально.

      Господа товарищи ну что вы как дети? Автор непонятно откуда закопипастил а вы обсуждаете.... Зайдите на сайт разработчика там же все написано.
      https://www.raytheon.com/capabilities/products/peregrine-air-air-missile
      70 кг, причем это судя по всему сухой вес и без бч.
      1. 0
        30 сентября 2019 14:37
        Действительно 70кг, это более реально. Но по дальности пуска я думаю она будет уступать amraam 120, в два раза меньше длинна, и вес тоже сильно отличается. Чудеса они конечно бывают но не настолько. Американцы решили подходить ближе в воздушном бою? Не похоже на них.
        1. +1
          8 ноября 2019 23:26
          Цитата: Герман 4223
          Американцы решили подходить ближе в воздушном бою?


          Или это противоракета.
      2. 0
        30 сентября 2019 15:43
        Цитата: bk316
        Господа товарищи ну что вы как дети? Автор непонятно откуда закопипастил а вы обсуждаете.... Зайдите на сайт разработчика там же все написано.

        ======
        Зашёл... Прочитал.... Убедился: - ТУПАЯ РЕКЛАМА и НИЧЕГО БОЛЬШЕ!!!
  4. +3
    30 сентября 2019 10:07
    Согласно проекту, длина новой авиационной ракеты Peregrine составит 1,8 метра, а масса — около 22,7 килограмма.

    Я думаю, что автор перепутал десятичную точку.22,7 кг абсурд.
  5. 0
    30 сентября 2019 10:12
    Круто конечно. Если по честному, умеют гады... Представить борт, в котором управляемых ракет столько же сколько в блоке НУРСов... И ещё, не означает ли сие действо, что их тактика ведения воздушного поединка исключает из себя ближний бой?
  6. +1
    30 сентября 2019 10:23
    А мы на эти угрозы ответим Р-37.
  7. 5-9
    0
    30 сентября 2019 13:45
    высокоэффективный двигатель

    эта шта такое в 22,8 кг (тут ошибка похоже, при длине 1,8 метра)? пусть вес в разы выше, но каким образом достигается дальность сопоставимая с АИМ-120? ПВРД?
    у истребителей, что, самая большая проблема - ракет по 0,5-1 ляму баксов мало влезает? как НУРСами из Крокодила по душманам их хотят пускать?
    какова будет цена сего чюда с этим двигателем и всяко-разными ГСН (и всё в 1,8 метра и/или 22,8 кг).
    почему замахнулись сразу на Вильяма нашего, на АМРААМ, когда создать ракету класса АИМ-9 намного проще...настолько дрыгатель высокоэффективный и ГСН прекрасны? почему сразу не Ракету-Против-Звезды-Смерти тогда не создать?

    противоречивая инфа ниочём..у нас будут такие приборы, но про них вам не расскажем
  8. +1
    30 сентября 2019 13:56
    "The new, smaller Peregrine is faster and more maneuverable than legacy medium-range, air-to-air missiles. Its relatively compact, 6 foot long airframe weighs just over 150 pounds", - стартовый вес 68 кг, однако.

    Тщательнее надо работать с инфой laughing
  9. 0
    30 сентября 2019 15:26
    Важно то, что разработка Raytheon — не первая попытка американцев создать маленькую универсальную ракету средней дальности.

    Дальнейшее уменьшение габаритов электроники, повышение энергетических показателей ракетного топлива и осуществление перехвата по принципу "Hit-to-Kill" вполне позволяют это сделать. Основные сложности сейчас с обеспечением необходимых помехозащищённости и точности наведения на цель, ибо, в отсутствие традиционной БЧ, малейший промах будет "в молоко". Вот Cuda "ветер дует".
  10. +2
    30 сентября 2019 23:16
    Напутали изрядно про эту ракету. Причем не только на Топваре, везде скопировали одну и ту же ошибку. Автору стоило самому перечитать первоисточник, новости от Raytheon.

    RAYTHEON похвасталась что уменьшила ракету PEREGRINE в два раза по размерам и стоимости по сравнению с AIM-120. Ляпус про вес в "50 pounds" вместо 150 фунтов вылез с сайта "defensenews.com", вот его то у нас все и процитировали.
  11. 0
    10 октября 2019 07:29
    Назовите меня кем хотите, но я не верю, что ракеты весят 23 кг и 160 кг,а летят на одну дальность. И амраам не такая и старая - исходная модификация да, но с тех пор ей регулярно проводили ревизию, иа же 120D 2005-2006 год. Кинетический перехват маневрирующей цели все ещё фантастика.
  12. 0
    14 октября 2019 15:54
    На самом деле идеология применения данной ракеты заключается в стрельбе (пуске) 2-х ракет с задержкой второй на 1,5 - 2 сек. относительно первой. Это существенно повышает вероятность поражения цели, выполняющей маневр уклонения.
    Ну это так, к слову.
    Вообще суть происходящего не в том, какая ракета и какие у нее преимущества перед AMRAAM, дело в другом: Россиия в силу ряда причин (в т.ч. и личного характера руководства) всеми силами стремилась заявлять о себе, как о державе с глобальным влиянием. Кроме как демонстрацией своей готовности воевать и, соответственно, демонстрировать всяческие новые (по мнению руководителей страны) образцы вооружения, в общем-то, это самое "глобальное влияние" проявить нечем.
    Так сказать, всячески напоминать о себе и гадить, по возможности, монополярному миру.
    В результате всяких-разных действий сложилась ситуация, несколько напоминающая холодную войну прошлую.
    Ну и что в результате? У кого-то есть внутренняя убежденность в том, что США что-то не могут сделать из того, что может Россия и Китай?
    Смешно и наивно.
    Америка не копирует чужие идеи бездумно (как некоторые). Она создает оружие на основе собственных представлений о его эффективности. Всякие разговоры про "пиление бюджета" в США, которые все время упоминаются на ВО разными "авторами", бесконечно далеки от реальности. Да, в Америке многое дорого. Дорого потому, что там платят людям заработанное честно, а не подачки кидают мастерам высокого класса, ученым и инженерам.
    Хотелось гонки вооружений? Ну вот, пожалуйста. Теперь можно проявить свои супервозможности и доказать, что Россия "есть Третий Рим".
    Вот каков результат будет ч/з лет 5 - 10?
    1. -2
      6 ноября 2019 15:52
      Самый правильный комментарий из многих сотен!