Военное обозрение

Bell 360 Invictus: новый «Команч» для вооружённых сил США?

24

«Непобедимый»


В начале октября американская вертолетостроительная компания Bell Helicopter показала концепт скоростного разведывательно-ударного вертолета Bell 360 Invictus, который разрабатывают специально для программы Армии США FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Она, напомним, предполагает создание замены для списанного легкого многоцелевого вертолета Bell OH-58 Kiowa, совершившего первый полет еще в 1962 году. Программа FARA является частью более масштабного тендера FVL (Future Vertical Lift), который призван найти замену многим старым винтокрылым машинам: не только легкой «Кайове», но и ударным «Апачам», средним многоцелевым UH-60 и даже тяжелому Boeing CH-47 Chinook. Грубо говоря, новые машины заменят почти все вертолеты, которые сейчас использует американская Армия.




Bell 360 Invictus не стал неожиданностью. Ранее Bell Helicopter объявила о том, что хочет принять участие в FARA, предложив винтокрылую машину, созданную на базе среднего гражданского многоцелевого вертолета Bell 525 Relentless, причем создатели утверждали, что разработка претерпит минимальные доработки. Первый полет Relentless выполнил в 2015 году. Скорость вертолета может достигать 340 километров в час.

Что бы ни говорили создатели, а новинка сильно отличается от базовой версии: по крайней мере, если судить о показанном концепте. Согласно представленным данным, Bell 360 Invictus сможет передвигаться с крейсерской скоростью до 330 километров в час и получит крыло, создающее при полете на крейсерской скорости до 50 процентов подъемной силы. Боевой радиус заявлен в 135 миль при 90-минутном барражировании. Хвостовой стабилизатор хотят оборудовать подвижными аэродинамическими поверхностями. Машина получит один перспективный турбовальный двигатель General Electric Т901 мощностью 3000 л.с., создаваемый по программе Improved Turbine Engine Program.

Вертолет вооружат пушкой калибра 20 миллиметров, ракетами, бомбами и контейнерами с различным вооружением. Конечно, речь, скорее всего, идет не об обычных неуправляемых авиационных ракетах и свободнопадающих бомбах. На изображениях нам показали AGM-114 Hellfire, но самый вероятный вариант — новейшие управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-179 JAGM, созданные для замены AGM-114.



На первом этапе дальность новой ракеты будет составлять примерно восемь километров, однако в дальнейшем ее увеличат: предполагается что в конфигурации JAGM Increment 3 ракета сможет поразить цель, находящуюся на дальности шестнадцать километров. Ракета имеет комбинированную систему наведения: полуактивная лазерная головка самонаведения и активная радиолокационная ГСН.

Как показано на изображениях, вертолет сможет нести, по меньшей мере, четыре ракеты класса «воздух-поверхность» в отсеках вооружения и еще восемь ракет на внешней подвеске под крылом.

«Команч» или «Кайова»?


По мнению ряда экспертов, в основу концепта легла малозаметность: в пользу этого говорят «рубленные» формы и сходство со знаменитым RAH-66 Comanche. Логика решения простая: вертолет будет сложнее обнаружить, а значит — сложнее сбить. Всего один пример: согласно данным из открытых источников, при облучении спереди, эффективная площадь рассеяния у RAH-66 была в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior.



Однако на официальном сайте Bell Helicopter акцент делается не на малозаметность, а на скорость. В свою очередь, издание The Drive вообще говорит о том, что Invictus не является «невидимкой» и проводит аналогию с китайским CAIC WZ-10: тоже отдаленно похожим на «Команч», но не являющимся стелсом. По крайней мере, в привычном понимании этого термина.


Нужно полагать, это неспроста: значение радиолокационной заметности для вертолета неоднозначно. То, что допустимо в случае с многофункциональным боевым самолетов (по умолчанию очень дорогостоящей машиной) может оказаться чересчур дорогим, технически сложным и, в целом, не очень нужным, если речь идет о легком разведывательном вертолете. Особенно, если многие из его функций в любой момент могут взять дешевые БПЛА.

При этом применение технологии стелс потребует огромных дополнительных затрат. Разработка RAH-66 Comanche и постройка двух прототипов обошлась американскому налогоплательщику в фантастические восемь миллиардов долларов. Программа стала одним из самых дорогих провалов в истории американского ВПК: ее закрыли в 2004 году и больше не возвращались.

Дешевле и быстрее

g
Что в итоге? Можно с уверенностью говорить, что Bell Helicopter хочет сделать более быстрый, чем «Апач», и в то же время «традиционный» вертолет, который был бы дешевле своих прямых конкурентов, в основе которых лежат сложные, дорогие и рискованные аэродинамические компоновки. Но красивая концепция может так навсегда ею и остаться.

Самый главный минус для проекта Bell 360 Invictus — это огромный прогресс, достигнутый конкурентом в лице Sikorsky со своим S-97 Raider, тоже претендующим на победу в FARA. Если Invictus существует лишь как изображения на официальном сайте, то Raider совершил первый полет в далеком мае 2015 года. И сейчас на его счету огромное количество тестов разного уровня сложности. Так, на одном из видео можно наблюдать Raider в режиме висения, полет вертолета на малой скорости и малой высоте, а также скоростной полет на большой высоте.



Инновационная аэродинамическая схема с соосным несущим винтом и толкающим винтом в хвостовой части позволяет развивать максимальную скорость приблизительно в 440 км/ч, а крейсерскую — в 400. Как видим, существенно более высокую, чем сможет развить Bell 360 Invictus. Разница более чем 100 километров в час!

Сравнение по летно-техническим данным с другими предложенными в рамках FARA идеями тоже не в пользу Invictus-а. Например, концепт от AVX Aircraft Company и L3 Technologies предполагает создание вертолета с соосным несущим винтом и двумя движителями по бокам фюзеляжа, что теоретически может обеспечить машине скорость полета в более чем 400 километров в час. А вариант от Karem Aircraft — другого участника Future Attack Reconnaissance Aircraft — скорее всего, будет представлять собой скоростной конвертоплан.

С учетом прицела Армии США на получение скоростного вертолета, конкуренты выглядят предпочтительней «тихоходного» Bell 360 Invictus, хотя чисто формально вертолет удовлетворяет всем требованиям американских военных.

Довольно нестандартно подошли в Bell Helicopter к вопросу размещения членов экипажа, применив тандемную схему, свойственную ударным вертолетам, но не свойственную легким разведчикам, типа Bell OH-58 Kiowa. Конкуренты более консервативны: и S-97 Raider, и машина от AVX Aircraft Company/L3 Technologies имеют схему расположения экипажа бок-о-бок.



Возможно, так в Bell Helicopter решили показать «ударный» характер своей машины. Логика в этом есть. Американцам рано или поздно придется менять «Апачи» на что-то другое. Или, по крайней мере, их часть. Не стоит также забывать, что ударные вертолеты с тандемным расположением членов экипажа эксплуатируют повсюду. Так что здесь Bell 360 Invictus может хорошо вписаться в мировой рынок.
Автор:
24 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sancho_SP
    Sancho_SP 15 октября 2019 06:24
    0
    Сразу возникает вопрос - будут ли сохранять существующие сегодня классы вертолетов.

    Как верно подмечено, с развитием беспилотников вполне целесообразно разговаривать о единой легкой ударной машине, несущей как вооружение, так и средства целеуказания для бпла, взамен как разведывательных, так и ударных вертолётов.
  2. Никомед
    Никомед 15 октября 2019 06:48
    0
    Симпатичные машины.
    1. Аэродромный
      Аэродромный 15 октября 2019 07:05
      +1
      Цитата: Никомед
      Симпатичные машины.

      согласен,вертушки у них "стильные" получаются.
  3. Zaurbek
    Zaurbek 15 октября 2019 07:01
    +1
    Вс хорошо, но кто заменит из новинок Апач? Все новинки разведчики, но не ударники. Стелс хорошо, но по вертолетам обычно стреляют с помощью оптических систем.
  4. Дилетант
    Дилетант 15 октября 2019 07:23
    0
    согласно данным из открытых источников, при облучении спереди, эффективная площадь рассеяния у RAH-66 была в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior.

    Наверное один был с вращающимся несущим винтом, а другой с остановившимся. fellow
  5. К-50
    К-50 15 октября 2019 07:33
    +2
    Универсалы одинаково плохо выполняют все возложенные на них функции.
    1. Sancho_SP
      Sancho_SP 15 октября 2019 19:42
      0
      Зато их много. Это, иногда, важнее.
  6. Оператор
    Оператор 15 октября 2019 08:56
    +6
    Ни рыба ни мясо laughing

    Время ударных вертолетов прошло, сейчас рулят ударные БПЛА.
    1. L-39NG
      L-39NG 15 октября 2019 10:53
      +1
      Время, когда ударные БПЛА начнут рулить ещё не пришло. Там очень много проблем в области времени реакции на изменяющуюся ситуацию противодействия заданию полёта. Сейчас, пока БПЛА работают в областях с малой интенсивностью противодействия - куда ни шло. Можно применять. Но даже Иран на месте не стоит, а что уж говорить о более технически развитых государствах. Этот самый БПЛА и перехватить умеют и дистанционно перепрограммировать и посадить или, даже в ответ перепослать. Так что вертолёты ещё поработают.
      1. Оператор
        Оператор 15 октября 2019 11:20
        +5
        Во первых, разведывательно-ударные комплексы типа "малоразмерный разведывательный БПЛА - РСЗО с управляемыми РС" никто не отменял, при этом дальность стрельбы РСЗО сравнялась с радиусом действия ударных вертолетов. То же самое относится к управляемым авиационным ракетам/планирующим бомбам и их самолетам-носителям как части РУКов.

        Во вторых, ударные БПЛА могут управляться по остронаправленному радиоканалу с БПЛА-ретрансляторов, который практически не перехватывается (в локальных конфликтах ударные БПЛА уже управляются по спутниковому радиоканалу).

        Тогда зачем тратить деньги на параллельное производство на порядок более дорогих ударных вертолетов и подготовку их экипажей, которые будут вынуждены заходить в зону ПВО противника с понятными последствиями?
        1. L-39NG
          L-39NG 15 октября 2019 13:23
          0
          Опят таки Вы ведёте разговор о боевом применение в борьбе с низкотехнологически развытым неприятелем.
          "(в локальных конфликтах ударные БПЛА уже управляются по спутниковому радиоканалу)" - и этот канал можно забить помехами, и те которые это умеют, забьют. И можно вспомнить старую историю, когда американцы сбили настройку своей GPS для введение в заблуждение советских ВВС в Афганистане.
          1. Оператор
            Оператор 15 октября 2019 13:28
            +8
            В качестве основного (для войны с высокотехнологичным противником) я привел вариант управления ударным БПЛА через БПЛА-ретранслятор.
  7. John_f
    John_f 15 октября 2019 10:53
    -1
    тема с новым развед вертолетом заглохнет как и с команчем.. в век беспилотников создавать новый управляемый вертолет дорого и нецелесообразно... проще штамповать дроны...
    1. Добрый_Анонимус
      Добрый_Анонимус 15 октября 2019 12:19
      +3
      Цитата: John_f
      оздавать новый управляемый вертолет дорого и нецелесообразно... проще штамповать дроны...


      Дрон, который умеет всё то же, что умеет Invictus, будет стоить немногим меньше самого Invictus (оружие, сенсоры, двигатели, защита - всё примерно то же). Проблема только в том, что ударный вертолет невозможно пилотировать удаленно (задержки, уязвимость к РЭБ), а годного ИИ еще не существует.
      1. John_f
        John_f 15 октября 2019 12:31
        0
        задержки с земли - это все временно, наука не стоит на месте и скоро такой феномен уйдет в прошлое как iRDa.. не стоит забывать самое главное отличие - человек!(пилот) один или два или больше, сколько тратится сил, времени и конечно денег на обучение специалиста такого уровня? и вот два развития событий, или сбивают вертушку с экипажем(шансы выжить или выбраться) или сбивают дрон с удаленным управлением.. есть разница? программу Команче потому и прикрыли что несопоставимы потери. сбитый дрон можно добить ракетой(бомбой) - чтоб врагу не достался, сбитый вертолет требует спасение экипажа( причем не факт что живого)... так что терять метал(технику) и терять людские ресурсы несопоставимо...
        1. Добрый_Анонимус
          Добрый_Анонимус 15 октября 2019 12:46
          +2
          Цитата: John_f
          задержки с земли - это все временно


          Задержки - это то, что есть сейчас, когда разрабатывается Invictus.

          Цитата: John_f
          наука не стоит на месте и скоро такой феномен уйдет в прошлое


          Скоро - точно не уйдет. А уязвимость к РЭБ не уйдет вообще никогда.

          Цитата: John_f
          не стоит забывать самое главное отличие - человек!(пилот) один или два или больше, сколько тратится сил, времени и конечно денег на обучение специалиста такого уровня?


          Тратится много, стоит дорого. Проблема только в том, что заменить человека пока невозможно. Не существует пока ИИ, пригодного для этого.

          Цитата: John_f
          так что терять метал(технику) и терять людские ресурсы несопоставимо...


          Конечно, но см. выше.
      2. L-39NG
        L-39NG 15 октября 2019 13:25
        +1
        А этот суппер ИИ будет сам решать, кого убить, а кого помиловать? Похоже, запишусь в легерь тех ретроградов, которые будут ликвидировать каждого, кто попытается создать ИИ убийцу.
        1. Добрый_Анонимус
          Добрый_Анонимус 15 октября 2019 13:29
          +3
          Цитата: L-39NG
          А этот суппер ИИ будет сам решать, кого убить, а кого помиловать?


          Ну, он точно будет селектировать цели. так что пожалуй да, будет.

          Цитата: L-39NG
          запишусь в легерь тех ретроградов, которые будут ликвидировать каждого, кто попытается создать ИИ убийцу.


          <здесь должен был быть политически провокационный ответ>
  8. DimerVladimer
    DimerVladimer 15 октября 2019 12:24
    +1

    S-97 Raider лидирует однозначно!


    Прогресс у Сикорского впечатляет.
    Они смогли увеличить жесткость лопастей и добились уменьшения ротора и его габаритов - при этом избежать бича соосной схемы - перехлестывания лопастей соосных винтов - красавчики!
  9. DimerVladimer
    DimerVladimer 15 октября 2019 12:51
    0
    Возрождение программы LHX - думаю ремейка Sikorsky RAH-66 Comanche не будет.
    Схема S-97 Raider перспективнее.
    Соосные жесткие винты - большая грузоподъемность и лучшая маневренность.
    Толкающий винт - большая скорость.
    Беллу не светит с их новым прототипом.
  10. Undecim
    Undecim 15 октября 2019 13:07
    +2
    Автор упустил одну очень интересную деталь. Во время анонсирования нового вертолета директор по продажам Фрэнк Лазарра кроме всего прочего заявил:"The helicopter has an undisclosed patent pending Supplemental Power Unit that will provide additional horsepower when extra speed is needed during forward flight."
    Если перевести, то заявлено о том, что в составе силовой установки предусматривается некий дополнительный привод, который на данный момент находится на стадии патентования и который позволит в критические моменты резко квеличить мощность. Деталей фирма не раскрывает.
  11. DimerVladimer
    DimerVladimer 16 октября 2019 15:58
    0

    Как раз накануне Сикорский презентовал Raider X (слегка измененный S-97 Raider)
  12. smart fellow
    smart fellow 19 октября 2019 16:18
    0
    Этот Bell 360 один в один китайский z-19. Украли у китайцев.
  13. Xomaik
    Xomaik 15 февраля 2020 20:12
    0
    Команч похож на вертолёт из будущего