Фигурки солдатиков из Музея Армии в Париже

110
Гремят наши пушки,
штыки блестят!
Хорошая игрушка,
дешевая игрушка —
коробочка солдат.
Ольга Берггольц. Марш оловянных солдатиков


Этот уменьшенный, уменьшенный мир. Так уж получилось, что люди с планеты Земля во все времена пытались зачем-то изготовить копии самих себя, причем как увеличенного, так и уменьшенного размера, ну и, конечно, делали и фигуры высотой «один в один», а то и совсем гигантские. Большие фигуры и те, что были размером с живого человека, использовались для поклонения и в качестве памятников, а вот зачем нужны были фигурки маленькие? В качестве амулетов? Да, конечно, и этнографы это подтверждают. Но они же говорят нам еще и о том, что эти фигурки, подчас сделанные из веточек, соломы и глины, дети разных примитивных народов использовали и используют сегодня в качестве игрушек. Очевидно, что в прошлом были куклы, которыми играли и дети знати, и дети бедняков, только устроены они были по-разному. Кроме того, тем же египетским фараонам в гробницы клали целые отряды миниатюрных воинов в полном вооружении. Им на том свете волею богов надлежало ожить и, как и раньше, служить своему господину! Ну а впоследствии подобные фигурки превратились в хорошо известных нам сегодня «солдатиков».



Фигурки солдатиков из Музея Армии в Париже

Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти (Каирский музей)


Не так давно на «ВО» были опубликованы очень интересные две статьи историка Э. Ващенко о солдатиках — воинах прошлого. На мой взгляд, это лучшие материалы на эту тему среди всех, что мне когда-либо доводилось читать. Однако тема эта настолько обширна и поистине неисчерпаема, что ее вполне можно и дополнить. В частности, в отношении истории самих «солдатиков», а кроме этого, информацией о перспективах этого вида творчества, будь то собственноручное изготовление этих фигурок или же бизнес, поставленный кем-то на поток. Но сначала давайте немного более подробно познакомимся с их историей и коллекцией солдатиков, представленной в парижском Музее Армии. Ей-богу, тем, кого всё это увлекает, нужно в обязательном порядке прийти сюда и с ней познакомиться, поскольку она… ну просто исключительно интересна во всех отношениях.


Лучники-нубийцы (Каирский музей)


Итак, давайте начнем с истории. Оказывается, начало массового производства достаточно дешевых фигурок оловянных солдатиков, которыми можно было играть, связано с именем вполне конкретного человека, а именно — немецкого мастера Иохима Готфрида Хилперта из города Нюрнберга. Родился он в 1732 году в семье литейщиков, жившей в городе Кобурге. В 1760 году Хилперт уже самостоятельный мастер и продолжает семейный бизнес совместно со своим братом Иоханном Георгом, а впоследствии и сыном Вольфгангом.


А вот такие фигурки солдат XVIII в. экспонируются в Морском музее в Венеции


В то время было в моде ставить на стол или каминную полку портретные медальоны с профилями либо портретами различных европейских знаменитостей. Это могли быть императоры и короли, великие просветители, и деятели искусства, полководцы и люди церкви. Эти медальоны отливали из олова в формах, гравированных на шиферных пластинках, затем припаивались на оловянные же подставки и раскрашивались разноцветными эмалевыми красками. Однако рынок требовал идти в ногу со временем. Тогда на пару с известным естествоиспытателем Александром Гумбольтом Иохим, он создал целую серию фигурок разных экзотических животных, вслед за которыми появились персонажи народных сказок, а также наборы со сценками охоты и праздников. И хотя все они хотя были плоскими, как и его прежние медальоны, их отличали потрясающая детализация обеих сторон каждой фигурки.


Нюрнбергские солдатики продавались вот в таких деревянных коробках


А потом Хилперты начали делать плоских солдатиков. Дело в том, что король Фридрих II в это время был очень популярен и людям хотелось приобщиться к его военным успехам, хотя бы… расставляя у себя на столе фигурки его гренадеров! Выгоды при этом была еще и в экономии материала. Медальоны требовали много металла, а эти фигурки были очень тонкими, толщиной всего лишь около 1 мм, и высотой 2-3 дюйма. В то же время они были прекрасно проработаны и раскрашены.


Одним из модных направлений «игр» с нюрнбергскими фигурками было создание вот таких диорам. Вот эта называлась «Наполеон в Египте» (Музей Армии, Париж)



2 декабря 1804 года. Коронация Наполеона (Музей Армии, Париж)



А вот здесь фигурка Наполеона уже объемная (Музей Армии, Париж)


Ну а в 1778 году Хилперт изваял и самого Фридриха Великого верхом на коне, и спрос на нее превысил предложение в несколько раз, настолько она оказалась популярной. На выпуск солдатиков повлиял и прогресс в области производства фаянсовой посуды. Дешевая и красивая, она стала стремительно вытеснять оловянную и… чем было заняться бывшим ее литейщикам, чтобы заработать себе на хлеб насущный? Вот и получилось, что только лишь в городе Фюрте в 1790 году солдатиков выпускали сразу восемь модельных и литейных цехов и вся их продукция находила себе сбыт.

Популярности нюрнбергским фигуркам добавили еще и российские императоры. Дело в том, что и Петр I, и Петр II, и Павел I, и Николай I, и Александр II были страстными поклонниками этого хобби, и понятно, что придворные старались польстить своим владыкам, и потому по мере своих сил и возможностей тоже «играли в солдатиков».


Совершенно потрясающий набор объемных фигурок «Карета Наполеона и его конвой». Так и просится в набор для коллекционеров. Что-то вроде наборов фирмы «Ашет». Например, экипаж американской почтовой службы «Пони экспресс» подвергается нападению – бандитов/индейцев – кому что нравится. Мчатся кони, запряженные в дилижанс… охрана дилижанса палит с крыши по преследователям. Пассажиры стреляют из окон. Сзади мчатся бандиты/индейцы. Первым десяти собравшим и приславшим фото в фирму – диск с культовым кинофильмом «Дилижанс» (Музей Армии, Париж)

И опять-таки именно в Нюрнберге в 1848 году некто Эрнст Хейнрихсен придумал первый масштаб, ставший впоследствии международным – высота 32 мм фигурки пехотинца без головного убора, и 45 мм – для фигурки всадника. Это были, как и раньше, плоские фигурки, но теперь все они стали выпускаться одного размера. Но наибольший успех ожидал сына основателя фирмы, которому император Николай I заказал большую партию солдат российской императорской гвардии высотой 60 мм. В нее входили все рода войск, полки которых состояли из фигур шести видов. То есть там были все: и пехота, и конница, и литаврщики, и барабанщики, и трубачи, и знаменосцы. Императорской казне эта монаршая прихоть стоила 15 000 золотых гульденов. Однако увидеть коллекцию Николаю не довелось. Пока ее делали он умер. Получил ее уже Александр II, но вот куда она потом подевалась – неизвестно.


Довольно большие по размеру фигурки эпохи Наполеона III (Музей Армии, Париж)


Уже в конце XIX века наступило время объемных фигурок. Родиной их считается Франция, но зато англичане, вернее англичанин по имени Уильям Бритейн в 1893 году научился отливать солдатиков хотя и маленькими, но полыми внутри, значительно сэкономив при этом на металле. Они стали более легкими, а значит и более дешевыми, и доступными. Играть же ими и коллекционировать их стало намного интереснее. В то же время в Германии, например, были местности, где их традиционно делали из дерева, а на Востоке, в Индии – из раскрашенной глины.

В Англии даже выпускается журнал «Toy soldiers», рассказывающий о мире фигурок, ну и, конечно, «солдатиков» всех стран и народов рекламирует японский журнал «Модел грэфикс». Для тех, кто этим увлечен, с одной стороны лучше туда не заглядывать. Например, в январском номере «Toy soldiers» за 2019 годы были фигурки немецких рыцарей из Ледового побоища, индейцы-ацтеки в своих роскошных нарядах – как раз все те персонажи, о которых как раз в это время писал наш сайт «Военное обозрение». Фигурки солдатиков в нашей стране есть во многих музеях, в частности Музее артиллерии и войск связи и музее Суворова в Петербурге.

А вот в парижском Музее Армии им посвящен чуть ли не целый этаж. Во всяком случае несколько его комнат. И вот какие интересные мысли рождаются, когда глядишь на все это оловянное богатство. А ведь перед нами отличное средство для «завода в гараже» и «бизнеса на дому». То есть для подработки, которая вполне возможна даже в самых простых условиях при использовании современных технологий и материалов. Конечно этот мелкий бизнес, тем не менее, потребует и времени, и денег, и того, чтобы им занимались, но… что, если человек интересуется такими вот фигурками, умеет их делать или умело конверсирует «фирму». Тогда почему нет? Почему бы не зарабатывать деньги там, где мы зачастую только лишь их тратим?


«Наполеон на коне». Естественно, что «наполеоника» во всех масштабах самая популярная тема для французских изготовителей фигурок (Музей Армии, Париж)


Итак, сегодня возможно делать фигурки в масштабе 1:32 и 1:35 как из металла, так и эпоксидной смолы, а лить их в формы из виксинта. Если делать их металлическими, то придется использовать «белый металл», либо покупной, либо самодельный на основе сплава олова с «металлом Розе». Правда, тот же «сплав Розе» не дешев, в Пензе, например, цена 50 г колеблется от 190 до 319 рублей. К тому же в идеале понадобится компрессор – создавать разряжение при литье из эпоксидной смолы под колпаком или специальная литьевая машинка, чтобы получать четкие отливки. Но опыт показывает, что если ты этим занимаешься и продукция у тебя качественная, то и окупается все это очень быстро.

Ну и, конечно, сегодня нужно «очень держать нос по ветру» и предлагать то, на что имеется массовый спрос. Допустим, это могут быть и не обязательно оловянные фигурки, а… старинная оловянная посуда к кукольным домикам, копии тарелок, пивных кружек, блюд, вафельниц. Какая-то крупная фирма выпустила очередной кукольный домик, и он пошел в продажу через газетно-журнальные киоски. Ну так к нему можно сделать посуду, светильники, в том числе и действующие, на светодиодах и батарейках, подсвечники, и даже швейные машинки «Зингер» на красивом литом, в завитушках, основании.


Конная артиллерия конца XIX века. Пушки стреляют маленькими шариками! (Музей Армии, Париж) Сегодня их вполне можно сделать стреляющими миниатюрными пороховыми зарядами… И это будет очень ходовой товар!


Масштаб 1:12 позволяет выпускать к таким домам еще и фигурки. И хотя их как-то не принято причислять к солдаткам, делать-то ведь их вполне можно. Вы станете их отливать и раскрашивать, а ваша жена или нанятые швеи на них шить! Возьмите, тоже ООО «Ашет Коллекция» — филиал французской фирмы «Ашет». Сейчас от этой фирмы в продажу поступают детали очередного кукольного домика – в викторианском стиле. Но этот набор вполне может быть дополнен. Дополнен… теми же миниатюрными фигурками раскрашенных солдатиков в красных мундирах. То есть мы от чего ушли, к тому же и вернулись, но только на другом уровне. Впрочем, тему крупномасштабных фигурок мы непременно продолжим в следующий раз!

Продолжение следует…
110 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 ноября 2019 18:08
    Очень интересно. И бессмертная игра для подрастающих лиц мужского пола. Да и подросших
    1. +1
      7 ноября 2019 09:51
      Цитата: Albatroz
      Очень интересно. И бессмертная игра для подрастающих лиц мужского пола. Да и подросших

      Это точно, мой сын уже начал просить солдатиков.
    2. 0
      21 января 2020 10:24
      Albatroz 6 ноября 2019 18:08
      Оказывается я смотрю на самого себя?
  2. +10
    6 ноября 2019 18:11
    Эх Вячеслав Олегович,
    статья то какая, а советы еще краше!
    Браво - так кажется говорят там, где этот музей wink
    1. +6
      6 ноября 2019 18:32
      Эдуард, я уже писал, что у Вас отличная утром вышла статья. Так вот теперь могу сказать Ваша лучше, информативнее. Просто... я делал бизнес на солдатиках и был в Музее Армии... Кстати, машинку ЗИНГЕР моя внучка купила для своего кукольного домика - изумительного качества, но без деревянного основания. Я ей его сделал. Теперь она стала как настоящая!
      1. +4
        6 ноября 2019 18:51
        В. О.,так Вы не надеетесь,что Вас наука прокормит и игрушки начали делать?
        1. +4
          6 ноября 2019 19:03
          Святослав! Нет, конечно. Мне выгоднее всего писать. Но... хочется иной раз поработать руками. Видели, сколько я наделал всякого оружия, от настоящего не отличить? А еще у меня дочь выросла на моих игрушках.Все досталось внучке, ну и бывает, я ей и сейчас, что-то делаю, хоть ей уже 17 лет. А солдатиков... делал в 90-ые, как и модель танка Т-60А и БА польский "Форд".
          1. +2
            6 ноября 2019 20:48
            Вашей внучке интересны модели танков?! Хотя мне например нравятся старинные автомобили, в них, что-то есть от произведения искусства
      2. +3
        6 ноября 2019 21:05
        Я вот был несколько раз в Музее Армии, но почему то не разу не попал к игрушкам) Даже не помню, кажется реконструкция.
        hi
        1. +3
          6 ноября 2019 21:19
          Так он же огромный, там заблудиться можно! А макеты фортов и замка Сен-Мишель видели?
          1. +4
            6 ноября 2019 21:20
            Нет,
            вспомнил, как раз был закрыт на реставрацию.
  3. +11
    6 ноября 2019 18:12
    ,,,сайт оккупировали солдатикофилы lol
    1. +7
      6 ноября 2019 18:33
      Случайно так совпало. И если у Эдуарда дома целая коллекция, то... у меня всего пара.
    2. +8
      6 ноября 2019 20:03
      Цитата: bubalik
      сайт оккупировали солдатикофилы

      Да. Надо доставать из загашников БТРы, танки, пушки...

      И куда всё подевалось? recourse
  4. +7
    6 ноября 2019 18:28
    Суворов играл. Величайший полководец.
    Вещь полезная во всех смыслах, игра в солдатики
  5. +12
    6 ноября 2019 18:36
    Ну сегодня у нас прям "Детский Мир" моего детства! "Драгуны стройными рядами, уланы с конскими хвостами..." и все в одну дверь. Ура, я снова в детстве! Отлично, Вячеслав, а главное вовремя. smile
    Всё, пошел читать.
    1. +4
      6 ноября 2019 19:18
      Читать?А может в солдатики поиграем??? laughing good laughing
      1. +4
        6 ноября 2019 19:23
        Не Серёж, у меня весь народ уже давно в самоходе. Как выпустили вместо привычных "голышей" кучу сисястых Барбеток, так народ сразу забил на службу и сбежал из любимого шкафа. Остались одни стволы, и те сто лет как не чищены.
        1. +2
          6 ноября 2019 20:54
          Морской кот, видимо, в армии у Вас были посредственные командиры,,что не сделали прививки на всю жизнь: оружие надо чистить.
          Возможно, Вы мне, что-нибудь презентует, а я обещаю холить и лелеять Ваш подарок
          1. +2
            6 ноября 2019 21:01
            У меня в армии были прекрасные командиры, и не Вам, мадам, судить о них со своей колокольни.
            1. +2
              6 ноября 2019 21:15
              Вы не поняли юмор. Сами говорили:"остались одни стволы , и то что лет как не чищены" вот я и попыталась пошутить,а Вы обиделись.
              1. +2
                6 ноября 2019 21:28
                " ... ладно, но больше не шутите столь изрядно." (С)
                1. Комментарий был удален.
                2. 0
                  7 ноября 2019 13:37
                  Договорились: постараюсь шутить проще
                  1. 0
                    7 ноября 2019 14:33
                    Ну и ладушки. smile love
                    1. +3
                      7 ноября 2019 17:02
                      Так мило - смотря на Ваше чудное общение, хочется сказать:
                      - Мадам.. Я - старый морской волк Котяра, и не знаю слов любви... soldier drinks класс! good не ссорьтесь!
                      1. +1
                        7 ноября 2019 20:30
                        Да я и не люблю ссориться. smile Смысла в этом ноль, просто обидно стало за мужиков с которыми служил, они ребята были что надо. good
            2. +1
              6 ноября 2019 21:15
              Константин hi Таки будете практиковать "смешанный файтинг"??? laughing
              1. +2
                6 ноября 2019 21:26
                Пааааапрашу без грязных намёков !!! Я в Ваших фальконах не копенгаген. am
                1. +2
                  6 ноября 2019 21:37
                  Не вопрос, дружище! Не оперирует современными терминами, можем перейти в плоскость средневекового правосудия. В намечающейся ордалии, как предпочитаете сражаться с женщиной: с ногой прикованный к столбу или закопанным по пояс?
                  1. 0
                    6 ноября 2019 21:48
                    Да пристрелю сразу, чего ей мучиться. request
                    1. -1
                      6 ноября 2019 22:05
                      Добрейшей души человек! И явно давно не перечитывал Марка Твена.
                      1. +3
                        7 ноября 2019 09:16
                        Добрейшей души человек!

                        ага, прям добрый из добрых людей, добрее его лишь изувер Марк Крысобой.. what (отсылка к Булгакову) drinks
                      2. +3
                        7 ноября 2019 10:17
                        Николай, Вы неправы! Марк Крысобой отнюдь не изувер, он простой военный профессионал своего времени. И он у меня всегда ассоциируется с капитаном Педаном из "Иудейской войны" Фейхтвангера.
                        Фу, заступился за хорошего человека и на душе полегчало. smile drinks
                      3. +4
                        7 ноября 2019 17:29
                        Марк Крысобой отнюдь не изувер, он простой военный профессионал своего времени.

                        в любом человеке в разных ситуациях будет противопоставление требований некоего долга и внутренних убеждений, мыслей, чувств. Выбор за каждым свой. soldier drinks
                      4. 0
                        7 ноября 2019 20:41
                        Иногда не приходится выбирать, жизнь порой загоняет в такие ситуёвины, что там и вовсе не до внутренних убеждений и чувств. Не хотелось бы... smile drinks
                      5. +2
                        7 ноября 2019 10:13
                        Уворованный из больничной библиотеке Сэмюэль Портер всегда занимает почётное место на моей полке между Больных и Булгаковым. Не возводите напраслину! drinks
                      6. +1
                        7 ноября 2019 18:02
                        Ну, таки вспомните "индейца Джо" и его слова о мести женщине. Вспомнили? Вот я и говорю, застрелить - это решение "добрейшего человека"!
                      7. +1
                        7 ноября 2019 19:47
                        Клементс, было его фамилие!!!
                      8. +2
                        7 ноября 2019 20:42
                        Я чего, опять с прямым углом попутал? request
                      9. +1
                        7 ноября 2019 20:53
                        Не без этого. laughing
                      10. +3
                        7 ноября 2019 21:04
                        Антон, а кого там опять удалили. Минусов вроде нет, но кто-то меня явно не любит. laughing
                      11. 0
                        7 ноября 2019 21:09
                        А, это нормально! Второй закон термодинамики в действии!
                        "Энтропия возрастает, дорожает алкоголь" (с)
                      12. +1
                        7 ноября 2019 20:38
                        Тогда поставьте мне плюс. За "доброту" и я пойду почищу оружие. smile
                      13. Комментарий был удален.
              2. +3
                8 ноября 2019 09:41
                Таки будете практиковать "смешанный файтинг"???

                Ага, стиль "пьяный морской Кот"! fellow вертушку с мачты в воздухе, и веслом по голове! Банзаааай! fellow drinks
          2. +1
            6 ноября 2019 21:13
            Прекрасная Незнакомка! Вынужден констатировать факт, что в первом предложении Вы явно "перегибаете палку".
            1. +2
              6 ноября 2019 21:24
              "перегибаете палку".


              М-да... шер ами, вот уж не ожидал, хотя и по делу. laughing
              1. +1
                6 ноября 2019 21:39
                Чего вдруг "не ожидал"?
                1. +3
                  6 ноября 2019 21:50
                  Да ладно, я ж не про "Это". recourse

                  А чей там коммент так быстренько удалили не заметил? Я не успел.
            2. +3
              6 ноября 2019 21:43
              Цитата: 3x3zsave
              Вы явно "перегибаете палку".

              Цитата: Морской Кот
              вот уж не ожидал,

              Цитата: 3x3zsave
              Чего вдруг "не ожидал"?

              Я молчу, я не поручик Ржевский...
              1. +4
                6 ноября 2019 21:47
                "И долго в плену обнимающих ручек,
                Барахтался неотразимый поручик" (с)
                1. +3
                  6 ноября 2019 21:50
                  Цитата: 3x3zsave
                  И долго в плену обнимающих ручек,
                  Барахтался неотразимый поручик" (с)

                  Да главное, что б палку не перегибнули. request
                  1. +1
                    6 ноября 2019 22:12
                    Это, кстати, известное явление в травматологии, более редкое чем "разрыв уздечки" , но всё же, достаточно распространенное.
                    1. +4
                      6 ноября 2019 22:18
                      Цитата: 3x3zsave
                      Это, кстати, известное явление в травматологии

                      Я такое только в произведение у Кивинова встречал, когда санитар в морге шваброй (может и ещё чем то, не помню точно) лупанул по торчащеему из-под покрывала. Непорядок. Только там покойничек живой оказался, уж не помню почему.
                      1. +2
                        6 ноября 2019 22:25
                        Я - со слов знакомых травматологов.
                      2. +2
                        7 ноября 2019 10:09
                        Что тут скажешь... У каждого свой собственный опыт... request
                2. +5
                  7 ноября 2019 09:20
                  "И долго в плену обнимающих ручек,
                  Барахтался неотразимый поручик"

                  - Поручик! Вы что, сапоги не сняли?
                  - Как же, снял-с!
                  - Так а чем же Вы тогда так по паркету стучите?
                  - Как чем? Когтями-с!
                  fellow
            3. +2
              7 ноября 2019 17:57
              Мой питерский поэт, фи на Вас: джильтмен даме не делает публичных замечаний. Шутка
              1. 0
                7 ноября 2019 19:59
                Прекрасная Незнакомка, мне может быть и "фи", но мне не привыкать. Мне, что помощи на сцене, что орхидеи на асфальте, все одно! Ибо я не только не джентльмен, Сеня даже не аохоронят за оградой клатбища.
                1. 0
                  7 ноября 2019 20:15
                  Естественно, имел в виду "помощи", " меня", и "захоронят"
                  1. 0
                    7 ноября 2019 21:10
                    Пепел развеять над морем (Балтийским), грядки с орхидеями нахрен перекопать. Приказать церковному хору каждый день исполнять "Многие лета", возле штучного отдела выставить почётный караул из "росгвардии". Ура !!! soldier drinks
                    1. +1
                      7 ноября 2019 21:20
                      Обижаете, однако. Нафига ж над Маркизоврй лужей? Я ж не чухонец какой! Прямо в Неву, с Троицкого моста.
                      1. +1
                        7 ноября 2019 22:10
                        Сделайте это сами, хоть с Дворцового, хоть с какого. Как говорится: "Дай нам бог съесть ту курицу, которая будет пастись на нашей могиле." smile
  6. +4
    6 ноября 2019 19:16
    Вот оно!!!Вот,Вячеслав Олегович,вот они Ваши темы,а Вы:Уйду в партархив,уйду в партархив laughing .Красиво,сочно,вкусно,познавательно!Отличная статья и Ваша,и утренняя Эдуарда!
  7. +9
    6 ноября 2019 19:20
    Ну а в 1778 году Хилперт изваял и самого Фридриха Великого верхом на коне

    Университетский музей истории искусства и культуры (Марбург). К сожалению, фотография черно-белая.
    1. +7
      6 ноября 2019 19:25

      А это современная реплика известной берлинской Sieland Miniaturen. Кстати, стоит 649 евро.
      1. +2
        7 ноября 2019 09:29
        А это современная реплика известной берлинской Sieland Miniaturen.

        прям как с картинки сошел....

        при всей неоднозначности Фридриха, ехать впереди войска, и указывать на себя снятой шляпой - смело, очень смело. hi мог бы кончить, как генерал Моро!
        1. +3
          7 ноября 2019 10:23
          А почему Вы решили, что шляпой машет Фридрих? Я нигде не встречал упоминания о таком моменте.
          1. +2
            7 ноября 2019 11:39
            А почему Вы решили, что шляпой машет Фридрих? Я нигде не встречал упоминания о таком моменте.

            а не знаю, просто решил почему-то. Как-то образ короля вяжется с картинкой.. Думаете, это командир полка? hi
            1. +2
              7 ноября 2019 11:56
              Да это, собственно, и не полк. Фридрих II, став королем, сократил его до батальона, он был экономный и не любил излишних расходов. Батальон участвовал в битве при Гогенфридберге, командовал им Gottfried Emanuel von Einsiedel. Судя по всему, это он, так как нигде не упоминается, что при Гогенфридберге гренадеров водил в атаку лично Фридрих.
              1. +4
                7 ноября 2019 12:07
                Судя по всему, это он, так как нигде не упоминается, что при Гогенфридберге гренадеров водил в атаку лично Фридрих.

                вот, из одной картинки получаем целую статью! Кланяюсь, Виктор Николаевич! drinks
                сократил его до батальона

                он сократил только гренадеров, или еще какие-то подразделения?
                Вообще, насколько я представляю, в 18-м веке было два войска, которые отличались от других своей обученностью. what Сначала это были шведские "каролинеры", применившие необычную для тех пор тактику атаки, потом Фридрих, обучивший своих солдат стрельбе чуть ли не до автоматизма. Я прав? hi Если нет - развейте мои иллюзии! drinks
                1. +3
                  7 ноября 2019 13:20
                  Сокращение касалось только 6-го старого прусского пехотного полка (потсдамские гиганты) - любимой игрушки Фридриха Первого, куда гренадер выше 1,88 метра собирали со всей Европы. Один Петр Первый примерно 400 мужиков "подарил". На момент смерти Фридриха Первого "великанов" было больше 3000 человек. Но Фридриху Второму затея не понравилась и он оставил один батальон, просуществовавший до 1806 года, когда они сдались Наполеону при Ауэрштедте. Жаль, на русском ничего не нашел про этот полк.
                  Что касается каролинской пехоты, то, по моему мнению, явление чисто шведское и бывшее возможным только благодаря несовершенству тогдашнего огнестрельного оружия и религиозному фанатизму.
                  А стрелять пруссаков натренировал Фридрих Первый, отец Фридриха Великого. Вернее даже не сам Фридрих Вильгельм Первый, а его друг Леопольд Первый.
                  1. +3
                    7 ноября 2019 14:10
                    куда гренадер выше 1,88 метра собирали со всей Европы.

                    это не в этом ли подразделении успел послужить Михайло Ломоносов? причем, был одним из немногих сбежавших... what
                    Что касается каролинской пехоты, то, по моему мнению, явление чисто шведское и бывшее возможным только благодаря несовершенству тогдашнего огнестрельного оружия и религиозному фанатизму.

                    да, капелланы их накачивали проповедями почище, чем "мессия Корреш" - свою женскую паству. fellow Виктор Николаевич, я тут где-то читал, что, мол, бились каролинеры двумя руками сразу, в одной - шпага, в другой - ружье. Правда ли это? Прямо шаолиньские монахи какие-то, только что не прыгали с пяткой! wink
                    1. +3
                      7 ноября 2019 14:29
                      Чтобы не перевирать информацию, посмотрите https://en.wikipedia.org/wiki/Caroleans#Weaponry
                      Оно хоть и не по русски, но гуглетранслейтор более менее позволяет уловить смысл.
                      А вот шведскую версию гуглепереводчик превращает в юмореску.
                      https://sv.wikipedia.org/wiki/Karoliner#Bev%C3%A4pningen
                      1. +6
                        7 ноября 2019 15:20
                        Оно хоть и не по русски, но гуглетранслейтор более менее позволяет уловить смысл.

                        ну да, ну да, пики - "щуки". Так переводит с аглицкого! request
                        А вот шведскую версию гуглепереводчик превращает в юмореску.

                        Друзья мои, действительно, шведская версия про вооружение каролинеров через "гугл" заставляет смеяться! drinks
                        В начале войны в 1700 году девушка была вооружена петухом и охранником. Мушкетеры были вооружены охраной и мускусом без штыка. У гренадеров были ручные гранаты, охранник и штык-мускус. С конца 1704 года все мушкетеры были оснащены штыком. С 1696 года мушкеты с кремневым замком постепенно начали заменять мушкеты с паховым замком.
                        Короче, каждую девушку стоит вооружить петухом и охранником! soldier и мускусом, на всякий случай good
                        Смех смехом, но резюмируем. Основным оружием для рукопашной схватки мушкетера начала 18 века была шпага. Причем для массового вооружения мушкетеров использовались фитильные ружья! Об этом говорит и французский пехотный учебник 1696-го года. там гренадер уже с кремневой фузеей, тогда как мушкетер - еще с фитильным карамультуком. hi

                        Типография Жиффара, 1696 год, "Французское военное искусство".
                        И, по сути, массовое перевооружение пехоты на фузеи со штыками происходило уже в бурном начале 18 века! hi
                        Обратите внимание на пышные эполеты на плечах мушкетера. В статье многоуважаемого Валерия Рыжова про убийство Петра III есть французская картинка, изображающая это самое убийство. Только что все герои с такими же эполетами плюс-минус. Вопрос в том, что в русской армии их тогда не было, но французы рисовали так, как привыкли видеть! drinks
                      2. +1
                        7 ноября 2019 17:50
                        Пане Кохану, Спасибо,что рассмешли
                      3. +2
                        8 ноября 2019 09:36
                        Пане Кохану, Спасибо,что рассмешли

                        Так это не я! Это Виктор Николаевич! good он, в принципе, любую информацию найдет.. которую сам не знает! drinks
                  2. 0
                    7 ноября 2019 14:47
                    Цитата: Undecim
                    Но Фридриху Второму затея не понравилась и он оставил один батальон

                    Конечно не понравилась.Годовое содержание этого полка стоило 291.000 таллеров,притом что обычный полк стоил 72.000.
                    С 1713 по 1735 год рекрутирование содержание этого бесполезного(в военном смысле) полка обошлось в 12 млн таллеров.Годовой доход Пруссии того периода-7 млн.Кстати многие срлдаты полка были небоеспособны на самом деле.Страдали гигантизмом
  8. +3
    6 ноября 2019 19:47
    Спасибо. Интересно, хотя... Прошу прощения, но меня слабо "греет", что ли)) Чужие эти игрушки. Не из моего детства. Фридрих и Наполеоны чудесны, но... Как яйца Фаберже и родная, бабушкина крашенка. Первая дороже, а вторая роднее)))
  9. +7
    6 ноября 2019 20:04
    Если уж пошел разговор о Париже и исторической миниатюре, то нельзя обойти вниманием вот это магазин.

    Найти его легко, он расположен на площади Колетт, попасть на которую можно на метро, выйдя на станции Palais Royal - Louvre первой и седьмой линий.
    1. +6
      6 ноября 2019 20:08
      Тому, кто занимается коллекционированием исторической миниатюры там есть на что посмотреть и чем пополнить свою коллекцию.
      1. +5
        6 ноября 2019 20:15

        Тематика самая разнообразная.
        1. +8
          6 ноября 2019 20:20

          Есть и милитаризм.
          1. +6
            6 ноября 2019 20:23

            Есть и лирика.
        2. +4
          6 ноября 2019 20:56
          В. Н.,я бы охотно побывала в том магазине
          1. +4
            6 ноября 2019 21:01
            Что мешает? Маршрут я описал.
            1. +4
              6 ноября 2019 21:08
              Отлично! А вот солдатики и прочие игрушки 50, 60 и пр годов в LuLu Berlu!
            2. +1
              6 ноября 2019 21:18
              В четверг после дождики пойду
      2. +3
        6 ноября 2019 21:13
        Ха,ха - что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. А ведь я был в этом магазине, но снимать не мог, естественно. "Ноу, камераз, месье!" И никакие мои увещевания и красная карточка не помогли.
        1. +5
          6 ноября 2019 21:17
          Чем то Вы, Вячеслав Олегович, "мосье" не понравились.
          1. +3
            6 ноября 2019 21:25
            Вы же видели мое фото в Сети, видимо признали за турка или сирийца... На Кипре признавали за континентального грека.
            1. +7
              6 ноября 2019 21:27
              Подождите, какие турки? Вы ж у нас проходите как польский шляхтич на грантах Белого дома. Надо было "мусье" комментарии с сайта предъявить.
  10. +4
    6 ноября 2019 20:41
    Вячеслав Олегович, а по поводу кукол у Ваc нет материалов? Мне рассказывали,что в Нюрнберге и кажется в Италии есть прекрасные коллекции кукол. По эпохам , странам.
    Подобные коллекции и музей "мадам Тюсо" своего рода иллюстрации к различным эпохам
    1. +1
      6 ноября 2019 20:52
      Супруга Вячеслава Олеговича делала кукол для дочери. Одна из них, помнится, даже была удостоена признания на всесоюзном конкурсе.
  11. +2
    6 ноября 2019 21:10
    Цитата: Astra wild
    Вячеслав Олегович, а по поводу кукол у Ваc нет материалов? Мне рассказывали,что в Нюрнберге и кажется в Италии есть прекрасные коллекции кукол. По эпохам , странам.
    Подобные коллекции и музей "мадам Тюсо" своего рода иллюстрации к различным эпохам

    Уважаемая Астра! У меня много чего есть, в том числе и по куклам. Более того, статья по военным куклам готовится, так что... заходите на ВО. Узнайте, где именно находятся интересующие Вас коллекции. Я с ними свяжусь и получу интересную и Вам и читателям ВО информацию.
    1. +1
      6 ноября 2019 21:20
      Вероятно, Вы заметили,что я часто захожу на сайт
    2. +1
      6 ноября 2019 21:21
      Буду признательна
      1. +2
        6 ноября 2019 21:24
        Тогда ищите! Мне, честно, просто некогда. Три дня не могу написать в замок, где хранится прекрасная коллекция оружия... Просто нет времени. И сейчас вот отвечаю Вам урывками...
        1. +1
          7 ноября 2019 17:39
          Вячеслав Олегович, а Вы скажете,что и где искать? А то получается:"пойди туда, не знаю куда"
          1. +2
            7 ноября 2019 20:53
            Ну, где находится ТА КОЛЛЕКЦИЯ или МУЗЕЙ, что Вас заинтересовали. Об этом ведь речь шла? Коллекция или музей, я правильно понял? Если нет, поясните...
            1. 0
              14 ноября 2019 19:25
              Если бы я знала,где конкретно эта коллекция! Тут вся надежда на Ваc Виктор Николаевича.
  12. +4
    6 ноября 2019 21:16
    Цитата: Фил77
    Вот оно!!!Вот,Вячеслав Олегович,вот они Ваши темы,а Вы:Уйду в партархив,уйду в партархив .Красиво,сочно,вкусно,познавательно!Отличная статья и Ваша,и утренняя Эдуарда!

    А знаете как там интересно? Живая история!
  13. +3
    6 ноября 2019 21:21
    Цитата: Astra wild
    Вашей внучке интересны модели танков?! Хотя мне например нравятся старинные автомобили, в них, что-то есть от произведения искусства

    Она мне подарила модельку и я ее собрал и даже написал об этом в первой статье. Но ей самой никакие орудия убийства не интересны. Например, она терпеть не может мой роман "Закон Парето". "Там все время убивают!" "Так это была гражданская война!" Ну и что? "Неужели нельзя было договориться?" Пацифистка она еще та.
  14. +3
    7 ноября 2019 08:04
    Цитата: Undecim
    Надо было "мусье" комментарии с сайта предъявить.

    Да уж...
    1. +3
      7 ноября 2019 10:15
      Да уж...

      а можно предъявить статью 2015-го года, про что забыл один "господин", и тогда Вас вообще никуда не пустят! laughing
  15. +2
    7 ноября 2019 17:37
    Цитата: Пане Коханку
    Так мило - смотря на Ваше чудное общение, хочется сказать:
    - Мадам.. Я - старый морской волк Котяра, и не знаю слов любви... soldier drinks класс! good не ссорьтесь!

    Давайте вспомним:"Ребята, давайте жить дружно"надеюсь,все помнят откуда эти слова?
    1. +1
      7 ноября 2019 20:51
      Кстати, статья по Вашему заказу уже пишется...
      1. 0
        14 ноября 2019 19:27
        Я с нетерпением жду
  16. +3
    8 ноября 2019 13:40
    Коллекция испанских моряков:
    1. +2
      8 ноября 2019 13:48
      Они же, покрупнее:

  17. 0
    28 ноября 2019 16:31
    Уважаемый АВТОР! Назовите БОЕВУЮ машину производства США способную с МАРША (без дополнительной подготовки) преодолеть ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ!
  18. Комментарий был удален.