Гибриды и мутанты. Европейский танк будущего

Модернизированный «Леопард»


Для многих любителей военной техники главной новостью прошедшей недели стала торжественная церемония передачи Бундесверу первого модернизированного основного боевого танка Leopard 2A7V. Она, напомним, состоялась 29 октября в Мюнхене. «Танки — это sexy, это квинтэссенция настырного наступательного начала с нагло торчащей длинной пушкой», — заметил как-то журналист и военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Поспорить тяжело.




Зато у нас есть целый простор для других дискуссий про бронетехнику и все, что с ней связано. Какой лучший основной боевой танк? Нужно ли переходить на калибр 152 мм? Нужен ли новый облегченный танк по типу Griffin? Как показывает история, ответы на эти вопросы может дать лишь практика, а многие «красивые» теории зачастую заканчиваются ничем. Достаточно вспомнить, что перед Второй мировой многие считали основой бронетанковых сил легкие танки…

Современные немцы, в отличие от немцев тех лет, экспериментировать не любят. По крайне мере, если это касается военной техники. У них, напомним, до сих пор нет ни одного своего или купленного у других стран истребителя пятого поколения. Нет атомных субмарин и, конечно, нет аналога «Арматы». Зато есть проверенный и обожаемый во всем мире Leopard 2.

Что же собой представляет новая версия? Если вкратце, ничего революционного. Однако новейшая электроника, отличная защита и мощное орудие L55/L55A1 (судя по всему, Leopard 2A7V будут использовать обе версии пушки) позволят поставить немецкую машину в число лучше даже в конце 2020-х годов. Добавьте сюда систему программирования MKM, которая позволяет вести огонь фугасными программируемыми выстрелами DM11 и комфортные условия для экипажа и получите, возможно, лучший серийный танк современности.

Франко-немецкое «чудо»


Но тут же всплывает несколько вопросов. Во-первых, рано или поздно технику все равно на что-то придется менять: Leopard 2 как-никак производят с 1979 года. Во-вторых (и это, пожалуй, более важно), Берлин старается подключаться к масштабным военным проектам других, прежде всего, европейских союзников. И прежде всего — французов. В этой связи самым показательным является проект общеевропейского истребителя шестого поколения, известный как Next Generation Fighter или, если удобно, FCAS (это наименование всей программы).

С танками все не так однозначно. На прошлогодней выставке Eurosatory компания KNDS Group — совместное предприятие французской Nexter Defense Systems и немецкой Krauss-Maffei Wegmann — представило программу EMBT (European Main Battle Tank). За грозным названием скрывается странный и загадочный «персонаж». Это ни что иное, как гибрид не очень популярного в мире французского Leclerc и немецкого Leopard 2. От германского танка взяли корпус, шасси, двигатель и трансмиссию. От Leclerc — башню с орудием, системой управления огнем, автоматом заряжания и другим оборудованием.



Логика такая: шасси немецкого танка славится своей надежностью, а Leclerc — тем, что у него есть автомат заряжания. Стоит ли говорить, что такой «оригинальный» подход понравился не всем. «Нельзя так просто механически скрестить два танка немножко разных концепций» — заявил по этому поводу военный эксперт Виктор Мураховский.

Сложно не согласиться. Затея довольно не дешевая, а реальных концептуальных преимуществ тут почти нет. Автомат заряжания — это, конечно, хорошо. Но ручное заряжание никогда не было проблемой для немцев, и они могли обеспечить высокий темп стрельбы. А вот будет ли французский автомат работать надежно и «как надо» — сказать сложно.

Большой калибр


Следующее направление развития европейского танка выглядит более естественным. Это увеличение калибра главного орудия. В январе этого на конференции International Armoured Vehicles 2019 объявили, что французский оборонный гигант Nexter тестирует модифицированный «Леклерк», вооруженный 140-миллиметровой пушкой. Уже тогда модернизированный таким путем Leclerc сделал более 200 успешных выстрелов. При этом в Nexter утверждают, что новая пушка на 70 процентов эффективнее, чем западные 120-миллиметровые танковые орудия.



Кстати, невольно вспоминается советский «Объект 195» с лафетной компоновкой, который хотели вооружить 152-мм орудием 2А83. А также слухи о возможной установке пушки такого калибра на танк Т-14. Сейчас в свете финансовых и технических проблем российского ВПК все это явно не стоит на повестке дня. Максимум на что можно рассчитывать — мелкосерийный выпуск Т-14 и других образцов на базе «Арматы». В качестве основы же бронетанковых войск РФ, напомним, выбрали Т-72Б3.

Новое поколение


Самое важное: проект оснащения танка Leclerc 140-миллиметровой пушкой возник не на пустом месте. Это часть более масштабной программы Main Ground Combat System, или MGCS, призванной дать Европе принципиально новый танк. Который не будет модернизированной версией «Леклерка» или «Леопарда» и сможет дать странам ЕС концептуальное преимущество в бою.

Что же такое MGCS, в широком смысле? Еще в начале 2016 года объединенное французско-немецкое предприятие KNDS представило первые сведения. Согласно первым сведеньям, речь идет о танке так называемой классической компоновки: он станет воплощением многолетнего опыта европейских танкостроителей.



Однако все не так просто. Первым серьезным камнем преткновения стал выбор орудия. Недавно Die Welt в своем материале «„Mehr Feuerkraft und Ladeautomatik“ – Wettstreit um die Superkanone» писала, что вокруг главного калибра разгорелся нешуточный спор. В то время как немецкая Rheinmetall предлагает 130-мм пушку, французские партнеры хотят упомянутый выше калибр — 140-мм. Немцы делают акцент на конкурентных преимуществах своего орудия, в частности, возможности его установки на «Леопард» и «Абрамс». При этом Rheinmetall заявляет о повышении огневой мощи на 50% за счет увеличения калибра. Впервые, напомним, «Райнметалл» показал новую пушку в 2016 году: с тех пор его уверенность в своей правоте только укрепилась. Согласно представленным данным, в ходе проведения испытаний орудие на дальности в 1000 метров уложило все десять выстрелов в лист формата А4.

При этом, конечно, французская 140-мм пушка потенциально мощней и «революционней». С другой стороны, в случае ее выбора масса боеприпасов будет выше, а нагрузка на ствол орудия и его износ возрастут. Так что здесь выбор орудия для европейского танка — вопрос дискуссионный. Равно как и оснащение Т-14 новой пушкой калибра 152-мм.

Что в конечном итоге? Новый танк, как и истребитель шестого поколения, европейцы хотят получить в 2030-х. Это вполне реальные сроки, за которые можно создать принципиально новую машину и довести ее «до ума». Если же посмотреть шире, то судьба MGCS напрямую зависит от России. Ведь как новый танк, так и Next Generation Fighter стали в широком смысле ответом на присоединение Россией Крыма и боевые действия на Донбассе. Все это дало гигантский стимул как американскому, так и европейскому ВПК. А главное — деньги, которые можно направить на реализацию новых программ.
Автор:
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Басарев 7 ноября 2019 18:20 Новый
    • 22
    • 36
    -14
    Почему-то думается, что европейцы добьются своего и создадут совсем новый танк. А мы так и останемся с нищими Т-72Б3 до конца правления персоны. Пожизненного, вечного правления. Много-много десятилетий. Я не верю, что персона уйдёт сама или протесты выбьют её из Кремля. По-моему, ныне правящий клан неприступен. И если перемены будут, то лишь после похорон монарха. Но нам его не пережить.
    1. Spambox 7 ноября 2019 18:36 Новый
      • 19
      • 9
      +10
      Ой не спешите нас хоронить, а это ни когда не поздно успеть.... Тут вопрос минимальной достаточности за приемлемые деньги. Для локальных конфликтов и т72б3 вполне себе хорошо, а в случае глобального конфликта : "мы попадаем в рай, а они просто сдохнут" (с)
      1. Chaldon48 7 ноября 2019 21:53 Новый
        • 4
        • 8
        -4
        Не надо забывать что любой танк уязвим, как и всякая боевая единица, а у России с количеством вроде всё в порядке. Читал, что вместе с теми танками , что на хранении 69000 единиц плюс 70000 единиц разной другой бронетехники и значительная часть уже модернизирована. Сходят с конвейера и совсем новые.
    2. mark1 7 ноября 2019 19:01 Новый
      • 23
      • 3
      +20
      Цитата: Басарев
      А мы так и останемся с нищими Т-72Б3 до конца правления персоны

      Вы, Арсений, знаете анекдот про то, как Вовочка экзамен по зоологии сдавал, но выучил только про вшей? Вот в ваших комментариях такая же тенденция просматривается - вы ответ на любой вопрос сводите к одной теме.
    3. Пленник 7 ноября 2019 19:07 Новый
      • 10
      • 1
      +9
      Тема про европейские танк. Чего Вас не в ту степь потянуло? laughing
    4. красноярск 7 ноября 2019 19:46 Новый
      • 19
      • 4
      +15
      Цитата: Басарев

      Почему-то думается, что европейцы добьются своего и создадут совсем новый танк. А мы так и останемся с нищими Т-72Б3 до конца правления персоны.

      Вы полагаете, что стоит заменить"персону" и мы сразу начнем строить авианосцы, крейсеры, ПАК ДА, Т-14 и пр.? При этой общественно-политической системе, кого ни посади в Кремль, все будет так, как есть сейчас. Кардинально ничего не изменится.
      1. Басарев 7 ноября 2019 20:48 Новый
        • 8
        • 25
        -17
        При этой общественно-политической системе, кого ни посади в Кремль, все будет так, как есть сейчас.

        Персона создала и поддерживает такую систему. Стоит устранить персону - и система изменится. А так как все беды России - от существующей системы, фактически единственным виновником проблем является персона.
        1. красноярск 7 ноября 2019 21:21 Новый
          • 15
          • 3
          +12
          Цитата: Басарев
          Стоит устранить персону - и система изменится. А так как все беды России - от существующей системы, фактически

          Вы, скорее всего, меня не поняли. Под словами "общественно-политическая система" я подразумевал капиталистическую систему. А капитализм, со сменой одной персоны, даже если это президент, не изменится. Потому, что это - система! Чтобы что-то изменить к лучшему, надо менять саму систему.
          1. Басарев 8 ноября 2019 07:23 Новый
            • 4
            • 12
            -8
            Не капитализм виноват в наших бедах, потому что в России не капитализм, в России мерзкое извращение. Нормальный капитализм - это как в Германии,Японии, Сингапуре, США, на худой конец. И Россия может построить нормальный капитализм, но главной преградой к этому является нетерпимый к любым переменам правящий клан и лично персона.
    5. Морской Кот 7 ноября 2019 22:27 Новый
      • 2
      • 5
      -3
      По-моему, ныне правящий клан неприступен.


      То есть как это не преступен?
    6. Михалыч 8 ноября 2019 08:50 Новый
      • 3
      • 4
      -1
      Почему-то думается...

      Что курили досточтимый прежде чем начали думать?
      hi
      1. Басарев 8 ноября 2019 10:15 Новый
        • 4
        • 8
        -4
        Я просто разумом понимаю, что мы и в танках уже попадаем в безнадёжно отстающие. Но здешний квасной угар давит любые здоровые мысли, всё противоречащее линии партии.
    7. Рядовой-К 8 ноября 2019 14:40 Новый
      • 2
      • 2
      0
      А ведь вы, дяденька "Басарев", мазохист. wassat
      1. Басарев 8 ноября 2019 16:21 Новый
        • 6
        • 4
        +2
        Я не боюсь минусов, потому что минуса лишь подтверждают правдивость моих слов: господствующие здесь квасные ненавидят и закидывают минусами всё, что расходится с мифом в их голове - то есть самую здоровую и правдивую критику.
        1. красноярск 8 ноября 2019 21:39 Новый
          • 2
          • 2
          0
          Цитата: Басарев
          с мифом в их голове - то есть самую здоровую и правдивую критику.

          Критику, или критиканство? В этом суть ваших минусов.
        2. Голован Джек 8 ноября 2019 21:58 Новый
          • 6
          • 6
          0
          Цитата: Басарев
          здесь квасные ненавидят и закидывают минусами всё, что расходится с мифом в их голове - то есть самую здоровую и правдивую критику

          Вы только что себя назначили самым объективным на сайте.

          Корона не жмет, дружище? wink
        3. Олег (Харьков) 12 ноября 2019 22:54 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: Басарев
          Я не боюсь минусов

          вам плюс только за эту фразу!
        4. LastPS 22 ноября 2019 01:43 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Вы необъективны, квасные патриоты тоже свою порцию минусов получают.
    8. Oden280 8 ноября 2019 16:11 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Немцы с французами уже два раза пытались совместный танк разработать и один раз САУ. Ни разу ни чего не получилось.
  2. knn54 7 ноября 2019 18:26 Новый
    • 8
    • 9
    -1
    Расшевелила "Армата" гнездо гадючье...
  3. Танковый пиджак 7 ноября 2019 18:29 Новый
    • 13
    • 6
    +7
    Европейцам скоро будет не до танков. Европейскому мусульманскому халифату танки будут не нужны. Нужны обычно Toyota Hilux для джихадмобилей laughing
    1. Нени Линн 15 ноября 2019 04:35 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Танковый пиджак
      Европейцам скоро будет не до танков. Европейскому мусульманскому халифату

      кто бы говорил, в великой мусульманской стране Россия (по версии Соловьева).... fellow
  4. мих-ай 7 ноября 2019 18:31 Новый
    • 4
    • 6
    -2
    Так что за проблема? И Т-72 хорош, и пожизненный пускай правит
  5. Бережливый 7 ноября 2019 18:37 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Тот случай, когда европейцы горят желанием, но не видят необходимости, ибо гораздо больше разногласия, чем реального подхода к созданию нового европейского танка, который рискует ещё и стать танком только этих двух стран -Германии и Франции.
    1. По-моему наоборот. Они видят необходимость, вот только желанием не горят. Если бы хотели, то давно бы выбрали ту же пушку, а не давили свою выгоду каждый, на крайний случай могли бы объединить общий опыт и разработать новую пушку.
  6. Кузнец 55 7 ноября 2019 18:39 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Все 10 выстрелов в лист формата А4 , это круто .
    Интересно только на ходу танка или стоя ?
    1. Юрий_999 7 ноября 2019 21:48 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      ага, учитывая, что два калибра больше чем лист А4:). То есть снаряд в снаряд
    2. dokusib 8 ноября 2019 11:32 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Пушка нарезная или гладкоствол? Если нарезная то ничего удивительного.
  7. Undecim 7 ноября 2019 19:11 Новый
    • 13
    • 2
    +11
    «Нельзя так просто механически скрестить два танка немножко разных концепций» — заявил по этому поводу военный эксперт Виктор Мураховский.
    А их никто "просто так" и не скрещивает. Шасси специально доработано для установки французской башни.
    А потом, какие концептуальные различия между танками AMX Leclerc и Leopard 2 препятствуют установке башни французского танка на шасси немецкого? Кроме того, это еще не танк, а пока только демонстратор.

    Шасси Леопарда своим ходом едет на "перековку".
    1. Undecim 7 ноября 2019 19:23 Новый
      • 6
      • 2
      +4

      Установка башни.
      1. Undecim 7 ноября 2019 19:32 Новый
        • 10
        • 2
        +8

        Демонстратор в процессе испытаний на полигоне
        1. Undecim 7 ноября 2019 19:55 Новый
          • 13
          • 3
          +10
          А вот будет ли французский автомат работать надежно и «как надо» — сказать сложно.
          За 27 лет эксплуатации никаких нареканий на автомат заряжания не было. С чего бы им появиться сегодня?
      2. Bad_gr 7 ноября 2019 23:34 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Undecim

        Установка башни.

        Если решат на танк ставить пушку 140мм калибра, то, наверное, на Леопарде и будет стоять башня от Леклерка, так как заряжающий с таким боеприпасом уже не справится, а о Леопардовском автомате заряжания пока даже не слышно.
    2. karabass 7 ноября 2019 20:36 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Так ведь и наши танкисты при модернизации ставили башню от т - 80 на другой танк ( лично видел) просто на какой забыл (давно было дело, да и не обращал внимание)
      1. Bad_gr 7 ноября 2019 23:44 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: karabass
        Так ведь и наши танкисты при модернизации ставили башню от т - 80 на другой танк

        На Т-80 такой же механизм заряжания, как на Т-64 (кабинного типа, крепится к башне).
        У Т-72 (Т-90) боеукладка АЗ крепится к днищю танка, поэтому с Т-80 не совместима.
        1. mark1 8 ноября 2019 14:18 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Bad_gr
          Так ведь и наши танкисты при модернизации ставили башню от т - 80 на другой танк

          Они ставили башню от Т-80УД(по списанию) на Т-80Б.
  8. NF68 7 ноября 2019 19:13 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Скорее всего франко-немецкий танк, который в будущем сменит Леопарды и Леклерки будет ездить на "батарейках" типа магнитно-динамического накопителя MDS и электродвигателях. На одном или паре. Электорэнергию для батареек будет вырабатывать один или несколько агрегатов на основе двигателей MTU MB-890

    https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Dieselmotoren_f%C3%BCr_milit%C3%A4rische_Rad-_und_Kettenfahrzeuge_der_MTU_Friedrichshafen

    В результате подвижность танков будет по лучше чем ныне состоящих на службе. Ресурс двигателей и самое главное трансмиссии будет гораздо выше по скольку сама трансмиссия практически исчезнет.
  9. garri-lin 7 ноября 2019 19:19 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    Хорошее начинание, правильное. Пусть идут таким путем.
    1. NF68 7 ноября 2019 19:21 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Цитата: garri-lin
      Хорошее начинание, правильное. Пусть идут таким путем.


      Довели бы все это до ума в приемлимые сроки.
      1. garri-lin 7 ноября 2019 19:23 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        А вот это не в коем случае. Мой пост был сарказмом, но смайлик потерялся.
        1. NF68 8 ноября 2019 21:08 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: garri-lin
          А вот это не в коем случае. Мой пост был сарказмом, но смайлик потерялся.


          Могут и довести. То же самое касается и нового истребителя. Очень уж нагло США стали вести себя. Это заставляет немцев и французов шевелиться.
          1. garri-lin 8 ноября 2019 22:28 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Гибрид наврядли. Им нужно новую платформу мутить. Типа Арматы. С запасом на долгое будущее, лет на 50. И в процессе разработки такой платформы применять новые наработки для поэтапной модернизации существующего парка. И не нужно превращать танк в ПТ САУ ставя монструозные пушки. 120 заглаза для 99% целей на поле боя. А для танков противника есть ракеты.
            1. NF68 9 ноября 2019 17:03 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: garri-lin
              Гибрид наврядли. Им нужно новую платформу мутить. Типа Арматы. С запасом на долгое будущее, лет на 50. И в процессе разработки такой платформы применять новые наработки для поэтапной модернизации существующего парка. И не нужно превращать танк в ПТ САУ ставя монструозные пушки. 120 заглаза для 99% целей на поле боя. А для танков противника есть ракеты.


              Подобными разработками давно и Германия и Франция занимаются. Дизельные двигатели у немцев уже доведены до ума. Тоже самое касается электродвигателей. Разработка магнитно-динамических накопителей тоже близка к завершению. По крайней мере литий-ионные аккумуляторы в последнее время стали устанавливать на большом количестве серийных лековушек и эти аккумуляторы оказались не плохими. Наверняка удачные гражданские наработки будут использовать и при разработке боевой техники.
              1. garri-lin 9 ноября 2019 19:18 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Это да. Раньше военное шло в гражданское и считалрсь экссклюзивом а нынче мир развернулся.
                1. NF68 10 ноября 2019 17:08 Новый
                  • 0
                  • 0
                  0
                  Цитата: garri-lin
                  Это да. Раньше военное шло в гражданское и считалрсь экссклюзивом а нынче мир развернулся.


                  Как то случайно разговорилились с одним местным немцем. Он как раз работает инженером на одном предприятии, произвдящем трансформаторы, аккумуляторы и еще черт знает что из электрооборудования. Он пояснил мне что если разрабатывать и производить новые навороченные "батарейки" только для сравнительно малого количества танков новых типов или БМП, то стоимость будет нереально высокой, а если использовать наработки и на гражданке и в армии, то это уже совсем другое дело. На пример Мерседесы С класса модель W-205 производящиеся с 2018 года.

                  https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_Baureihe_205

                  C 200, C 200 4MATIC, С300 в дополнение к обычному ДВС имеют электродвигатели мощностью по 14 лс. А С350 е мощность электродвигателя уже 82 лс.

                  Или Е-класс производящиеся с 2018 года

                  https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_Baureihe_213#Ottomotoren

                  Е350 с 14 лс. электродвигателем. Е350 е уже 88 лс. Mercedes-AMG E 53 4MATIC+ 22 лс.

                  GLE V 167 https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_V_167

                  И так почти все марки легковушек.
  10. Azis 7 ноября 2019 20:11 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Ерунда это всё... Нигде нет "командирской башенки".
    Сейчас, в свете финансовых и технических проблем российского ВПК
    Большинство проблем из-за кратно увеличившегося количества "прокладок" между заказчиком (МО) и исполнителем (ВПК) в лице всяких гос.корпораций - ООО (юридическая форма предприятия обобщена), учредителем которых ГК являются, ООО, учредителями которых являются упомянутые ООО, просто ООО, учрежденные непонятно какими членами цепочки, а также акционированием предприятий ВПК, где акционерами / управляющими зачастую выступают непонятные офшоры, вышеперечисленные ООО, а также просто лица, до конца не насытившиеся приватизацией. В тот же костер подливают масло экспортная ориентированность (под радостные песни власть предержащих - не нефтегазом ведь единым!) и объявленный курс на ДИВЕРСИфикацию предприятий ВПК. Конверсию уже проходили. Да она некоторым помогла выжить, но многие нынешние менеджеры и миллиардеры как раз на этих "сковородках от оборонки" и выросли... Пора, наверное, полностью вернуть значимые предприятия комплекса под государственное управление. А красивые мультики для врагов и индусов могут просто энтузиасты в Сколково снять на общественных началах.
    1. FireLake 8 ноября 2019 08:11 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Государство самый не эффективный собственник. Надо просто создать институт нормальных проверяющих. Хотя это не про Россию
  11. Владимир_2У 8 ноября 2019 03:21 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Фельгенгауэру к сексопатологу, однозначно.
  12. sen
    sen 8 ноября 2019 05:57 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    От Leclerc — башню с орудием, системой управления огнем, автоматом заряжания и другим оборудованием.

    Интересно, а как они проблему длинных нестандартных подкалиберных снарядов решают?
    1. Bad_gr 8 ноября 2019 16:50 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: sen
      Интересно, а как они проблему длинных нестандартных подкалиберных снарядов решают?

      У них унитарный боеприпас (лом сидит и в гильзе, то же).
      1. sen
        sen 9 ноября 2019 07:49 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Не, так получается еще длиннее для автомата заряжания, чем при раздельном заряжании.
        1. Bad_gr 9 ноября 2019 20:18 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: sen
          Не, так получается еще длиннее для автомата заряжания, чем при раздельном заряжании.

          Смотря какой автомат заряжания. У Леклерка боеукладка автомата в нише башни (на схемке от Undecim это хорошо видно) и создавался АЗ как раз под унитар, что при таком расположении боеукладки вполне логично.
          У наших же, боеукладка в корпусе. При отсутствии людей в башне, наверное, можно придумать АЗ под унитар и при такой компоновке, но вот простым он вряд ли получится.
  13. Klingon 8 ноября 2019 11:47 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: мих-ай
    Так что за проблема? И Т-72 хорош, и пожизненный пускай правит

    Т-72 был хорош в 80-е годы, а сейчас это уже танк вчерашнего дня. Ещё на Б3 и турель *смерть танкиста* прилепили когда и на 80-ке ещё тогда дистанционно управляемая стояла ( уверен, в реальных боевых условиях их будут скручивать, ТК пользы от них никакой, только мешать будет) видать от
    хорошей жизни местами скатились к уровню ИС-3.
    я одного понять не могу. у Т-72 и Т-90 большая совместимость, почему Т-72 нельзя было модернизировать до уровня Т-90М?