Военное обозрение

«Мотор Сич» раздора: как Украина превратилась в арену противостояния между США и КНР

34

Подарок империи



Можно по-разному относиться к СССР, однако нужно признать, что отечественное авиастроение фактически родилось в советские годы. Конечно, промышленности Российской империи удалось в свое время выпустить 76 бомбардировщиков «Илья Муромец», однако в целом обеспечить во время Первой мировой армию аэропланами разных классов у нее не получилось. Тем удивительней история «Мотор Сич», которая берет свое начало еще в 1907 году. Предприятие основали в городе Александровске Екатеринославской губернии (ее центром был Екатеринослав — современный Днепр). Оно занималось выполнением заказов для гражданского рынка.

Мировая война заставила освоить новые направления: в 1916 году предприятие изготовило для авиации первый мотор — шестицилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением. Это стало началом долгого пути: перечислять то, сколько типов двигателей выпускали в советские годы, смысла не имеет. Среди прочего предприятие производило многочисленные новые самолетные и вертолетные двигатели, вспомогательные силовые установки, наземные газотурбинные двигатели и многое другое.

В 90-е произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий. Можно бесконечно долго искать причины застоя и называть фамилии предполагаемых виновных. Но нужно ли? Само по себе авиастроение — вещь невероятно затратная. «Потянуть» его могут только очень мощные с экономической точки зрения страны, в число которых независимая Украина явно не входила. Фактически, авиастроение и авиадвигателестроение превратилось в тяжелый «чемодан без ручки». Ни смена власти, ни даже война здесь ничего не изменили, да и не могли изменить.

А в апреле 2018 года Служба безопасности Украины провела в компании обыски: торговля акциями на украинских биржах была заморожена. Тогда же украинские СМИ начали писать про «рейдерский захват» и «диверсию». Это, конечно, не прошло без следа. На прошедшем во французском Ле Бурже авиасалоне Украина представлена только несколькими макетами и шале, где были размещены небольшие экспозиции «Антонов» и «Мотор Сич».


Между Западом и Востоком


Про «Мотор Сич» все могли благополучно забыть еще на несколько или более лет: вплоть до новых выборов и очередных громогласных политических заявлений. Однако сейчас предприятие вновь заставило о себе говорить. Повод очень необычный. В ноябре целый ряд крупных СМИ (в частности, Газета.Ru в своем материале «Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине») писали, что вокруг «Мотор Сич» разгорелся скрытый пеленой мрака международный конфликт. Причем не между кем попало, а между Китаем и Штатами!

Поводом для всего этого стала публикация The Wall Street Journal о том, что некто Эрик Принс, являющийся частным подрядчиком по вопросам безопасности и неофициальным советником американского президента Дональда Трампа ведет переговоры о покупке «Мотор Сич». Действующий президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал слухи сдержанно. «Все, что я знаю об этом, это тот тезис, о котором вы только что сказали. Я тоже об этом прочитал, причем прочитал ночью. Я ни с кем не встречался, ни с кем это не проговаривал. Но этот "личный вопрос" должен быть связан с президентом Украины, потому что "Мотор Сич" стратегическое предприятие. Я ничего пока что не могу добавить к этому», — отметил глава украинского государства.

Напомним, что ранее, в сентябре 2019 года стало известно о приобретении китайскими компаниями Skyrizon Aircraft и Xinwei Group более 50% акций «Мотор Сич». При этом китайцы готовы предоставить украинскому авиастроению гранты в размере 100 миллионов долларов.

Нужно сказать, журналисты имеют оригинальное представление о двигателестроении. «Нешуточная борьба за завод связана с уникальными разработками «Мотор Сич», которых нет ни у одной из сторон торгового спора», — пишет Газета. Это, конечно, невероятное преувеличение. Да, «Мотор Сич» выпускает двигатель Д-436, а вернее — семейство авиационных газотурбинных двигателей. И они используются, например, на украинских самолетах Ан-148, Ан-158, Ан-178, а также российской «амфибии» Бе-200. Однако Д-436 разработали еще в 80-е: сейчас новое время и новые двигатели. На их разработку в ведущих странах мира тратят миллиарды долларов, без которых конкурентную борьбу за рынок выиграть невозможно, в принципе. У украинского авиастроения таких денег нет.


Причем то, что украинские двигатели не лучшие в мире, было понятно давно. Еще в 2011 году стало известно, что партнер «Антонова» — российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» — предложила авиаконцерну ремоторизировать Ан-148, выбрав в качестве альтернативы Д-436-148 PW1200G производства американской Pratt & Whitney. Россияне подсчитали, что с помощью PW1200G можно будет снизить расход топлива самолета на 14%, а затраты на поддержание летной годности — на 20%.

Вообще, нужно понимать, что даже в лучшие советские годы отечественные двигатели уступали лучшим западным образцам: как по показателям расхода топлива, так и по ресурсу. Переломить ситуацию сейчас хочет Россия со своим новым ПД-14. Получится ли — другой вопрос.

Выбирать приходится


Примечательно, что Газета, говоря про «уникальность» двигателей «Мотор Сич» сама же приводит в материале и более скромную оценку. «Те технологические решения в сегменте, которые готовы предложить украинцы, у американцев почти все имеются. Но покупка завода китайцами будет означать военное и технологическое усиление Китая в регионе, что крайне невыгодно для США», — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Напомним, что Китай до сих пор испытывает трудности с собственными авиационными двигателями: причем это касается как гражданских, так и военных самолетов. В последнем случае на ситуацию могла позитивно повлиять поставка небольшой партии российских Су-35С, оснащенных относительно современными АЛ-41Ф1С. Даже если процесс копирования прошел успешно, это лишь локальный успех.

С Романом Гусаровым соглашается другой эксперт — авиационный обозреватель Дмитрий Дрозденко. Отмечая со своей стороны, что Китай для украинцев — более выгодный партнер, чем США. «"‎Мотор Сич"‎ работает с Пекином на протяжении десяти лет. Поэтому, если завод и решат продавать, то на сделку пойдут с китайцами. Это гарантирует заводу хотя бы продолжение работы на прежнем уровне. Дело в том, что американцы, получив все технологии, либо закроют его или сведут его деятельность на уровень местного завода. Ведь зачем США искусственно создавать себе конкуренцию в отрасли? И в "Мотор Сич" эти риски прекрасно осознают»,— говорит Дрозденко.


У американцев, впрочем, есть козырь в рукаве: как «стратегический партнер» они могут надавить на Украину или же пообещать со своей стороны некоторые военные преференции. Например, поставки дополнительных FGM-148 Javelin или других относительно современных по украинским меркам комплексов. Выиграть от этого может кто угодно, кроме непосредственно самой «Мотор Сич».
Автор:
34 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Пессимист22
    Пессимист22 18 ноября 2019 05:26
    +7
    Янки "братьев" обуют 100%.
    1. Тот же ЛЕХА
      Тот же ЛЕХА 18 ноября 2019 05:43
      +5
      Янки "братьев" обуют 100%.

      Да какие они братья сейчас ...Украина сейчас чемодан без ручки ...никому не хочется тащить его на своем горбу...американцы хотят чтобы ее содержала либо Европа либо Россия на халяву.
      1. Пессимист22
        Пессимист22 18 ноября 2019 05:55
        +2
        Украина может себя сама содержать,но нужно чтобы народ выкинул власть нынешнюю и поставить свою,но наше "дальновидное" руководство на такие действия не способно,а вот профукать да,умеет.
        1. Тот же ЛЕХА
          Тот же ЛЕХА 18 ноября 2019 06:02
          +1
          Не может она себя содержать при нынешних неадекватах-нациках...для этого работать надо засучив рукава...а работать им не хочется... хочется в дом к соседу в ЛДНР ворваться и ограбить.
          Народ Украины в большинстве своем инертен и легко идет за теми кто наглее...глядя на неадекватных депутатов Киевской рады видно что народу Украины сильно не повезло с ними.
    2. snerg7520
      snerg7520 18 ноября 2019 06:52
      +4
      В интересах России не усиливать Китай технологиями, которых тот не имеет.
      Соответственно, америкосов покупка «Мотор Сечь» никак не усилит - у них в данной сфере есть технологии более продвинутые.
      Объективно, в данной ситуации нужно пожелать успеха людям агента Дональда.
      1. mvg
        mvg 18 ноября 2019 12:22
        -6
        У КНР есть все технологии, что и у Мотор Сич. Хотя на их L-15 стоят движки от Мотор. Да и вертолетные тоже. Готовое рентабельное предприятие. Со спецами.
    3. Полимер
      Полимер 19 ноября 2019 19:51
      0
      Цитата: Пессимист22
      Янки "братьев" обуют 100%.

      Да и китайцы тоже обуют. И те, и другие первым делом всю имеющуюся техническую документацию слижут, а потом потихоньку придушат предприятие.
      Выгодно для Украины и "Мотор Сич" продавать двигатели, т.е. продукцию предприятия, а не само предприятие.
  2. snerg7520
    snerg7520 18 ноября 2019 06:32
    +6
    современный Днепр

    По-русски - Днепропетровск.
    Положительно восхищают авторы, которые пишут на русском языке с суржиковым акцентом.
    1. Рядовой-К
      Рядовой-К 18 ноября 2019 08:57
      -11
      По-русски - Днепропетровск.

      Это не по русски, а по-большевистски.
      Город Москва стоит на реке Москва. Это нормально.
      Город Днепр стоит на реке Днепр. А это, мол, ненормально.
      Выкидывание из названия фамилии большевика-идиота Петровского - одного из прямых виновников голода 1933, проводника коллективизации, и (ага-ага!) украинизации 1920-х - вполне справедливо.
      И название Днепр уж точно лучше планировавшегося укронациками названия "Сичеслав".
      1. Pavel57
        Pavel57 18 ноября 2019 09:58
        +9
        Первоначальное название — Екатеринослав, в честь Святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы Екатерины II, по предложению Григория Потёмкина. Город назывался так в 1776—1796 и 1802—1926 годах. В письменных источниках название «Екатеринослав» впервые упоминается 23 апреля 1776 года в рапорте азовского губернатора Василия Черткова Григорию Потёмкину, где есть такая фраза: «проект на построение губернского города Екатеринослава на речке Кильчене, недалеко от впадения её в реку Самару, с подлежащим планом, профилями, фасадами и со сметами». Город находился на левом берегу Днепра до 1784 года. Затем строительство официально перенесли на правый берег. В указе Екатерины II от 22 января 1784 года сказано: «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лутчей удобности на правой стороне реки Днепра у Кайдака…» (имелся в виду Новый Кодак).

        В 1796—1802 годах город назывался Новороссийск. Переименование произошло в рамках стремления императора Павла I уничтожить всякие напоминания о деятельности его матери, императрицы Екатерины II. После смерти Павла I император Александр I возвратил городу в 1802 году прежнее название.
        1. Рядовой-К
          Рядовой-К 18 ноября 2019 11:03
          -1
          Да вполне понятно, что наиболее правильным названием города был бы Екатеринослав.
          Тем более, что это название несёт в себе не только прославление царицы Екатерина 2-й, но и небесной заступницы св. великомученицы Екатерины.
          А на центральной площади должен стоять памятник Потёмкину, а не Ленину (Ленина уже снесли, правда).
          Но нынешние щиры свидомиты стремятся полностью аннигилировать историческую память и максимально ограничить хоть какой доступ к исторической информации - хотя бы "закричать" и запугать людей. Как и большевики в 20-30-х. (Напомню, что большевики запретили историю, её преподавание и сам термин, вообще - до 1935, когда решили восстановить эту область человеческих знаний. Да, к марксизму и вообще теории социальной справедливости это не имеет никакого отношения (Маркс вообще был всецело за Знание), и являлось инструментом социального перепрограммирования. Ну вот и эти перепрограммируют - продолжают дело ВКПб.
      2. Рядовой-К
        Рядовой-К 18 ноября 2019 11:07
        -5
        Убедительная просьба всем минусующим попытаться обосновать своё действие. bully
        Что вас, конкретно, не устраивает и почему.
        Толи не устраивает, что Москва Москвой называется...
        Толи Петровский был умница.
        Толи назва Сичеслав лучше Днепра...
        1. неглавный
          неглавный 19 ноября 2019 00:53
          0
          Цитата: Рядовой-К
          Убедительная просьба всем минусующим попытаться обосновать своё действие. bully
          Что вас, конкретно, не устраивает и почему.
          Толи не устраивает, что Москва Москвой называется...
          Толи Петровский был умница.
          Толи назва Сичеслав лучше Днепра...

          Минус не ставил. Для примера: Санкт -Петербург(Нева), Саратов, Самара, Уфа, Ульяновск, Казань и даже Тверь это всё в водостоке Волги! И только Сталинград в своём названии(современном) имеет имя Волга! А как Вам Обь. Иртыш, Ангара, Енисей. Лена, Урал? Хотя да Уральск есть.
      3. malyvalv
        malyvalv 20 ноября 2019 02:16
        0
        Москва это город. А река называется теперь "Москва-река". Никакой путаницы.
        С Днепром ситуация тяжёлая. .Просто так в Днепр-река не переименуешь. Река не того масштаба что по размеру что по историческому значению.
  3. Александр Ра
    Александр Ра 18 ноября 2019 06:57
    +1
    Если бы у Зе был ум, то восстановил бы кооперацию с Россией, либо продал бы (передал на каких-то условиях). Выбор - или по-умному, или по-свински.
    1. Alien From
      Alien From 18 ноября 2019 08:48
      +2
      Ум может у Зе и есть, да никто не позволит ему им воспользоваться.........марионетку только нитки заставляют шевелиться.......
    2. Alexey RA
      Alexey RA 18 ноября 2019 14:47
      +4
      Цитата: Александр Ра
      Если бы у Зе был ум, то восстановил бы кооперацию с Россией

      Проблема в том, что единственная кооперация, на которую сейчас может согласиться Россия - это перенос производства на территорию РФ.
      Все остальные варианты попросту неприемлемы, поскольку один раз на эти грабли "кооперации" мы уже наступили. Результат - ЧФ остался без половины ФР пр. 11356, ввод в строй третьего и последующих ФР пр. 22350 задерживается по причине необходимости изготовить полностью отечественную ГТУ.
  4. Комментарий был удален.
    1. Pattor
      Pattor 18 ноября 2019 07:12
      0
      Какой поворот. Неплохо если на самом деле так. Надо покопать просторы
    2. Avior
      Avior 18 ноября 2019 10:16
      +2
      Не знаю, кто такой этот Ищенко, но сказал он полную чушь.
      Завод на месте и работает, как и работал.
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 18 ноября 2019 07:27
    +11
    Странная подача у автора... Он упомянул лишь одно семейство двигателей, которое производится на "мотор сич". Но, если не ошибаюсь их несколько, причем разного типа для различных типов самолётов, вертолетов. А ещё и встроенные силовые установки.
    1. Zufei
      Zufei 18 ноября 2019 07:57
      +4
      Ну мы же тууупые laughing, щи лаптем хлебаем. Советским заделом живём. Разработкой двигателёв занимается "Ивченко-Прогресс", который находится в госсобственности. Мотор Сич - это серийное пр- во. Форма собственности - ОАО.
    2. Avior
      Avior 18 ноября 2019 10:12
      +5
      Очень большая номенклатура
      http://www.motorsich.com/rus/products/
      На Моторе, как его называют с советских времён, разрабатывают модернизированные версии выпускаемых двигателей.
  6. KCA
    KCA 18 ноября 2019 07:58
    +2
    Вроде-бы про этого Принса по ТВ говорили что он специалист по решению подобных проблем - покупает компанию, которая мешает США и, грубо говоря, под бульдозер её
  7. Malkavianin
    Malkavianin 18 ноября 2019 08:17
    -3
    Сделать диверсию, уничтожить всю техническую документацию на Мотор-Сич, до которой можно дотянутся.
  8. Alien From
    Alien From 18 ноября 2019 08:44
    +1
    И матрасы, и китаезы, и местный олигархат рвут Украину как краб медузу.
  9. СКАД
    СКАД 18 ноября 2019 09:15
    +5
    Живу рядом с Мотором. В последние годы СССР были построенные большие цеха по производству двигателей для крылатых ракет,а так-же большая номенклатура двигателей для РПГ и РСЗО. Цеха стоят.Если будет хотя-бы приостановка основных мощностей ,то будет по сути приостановка жизни большого количества населения .
    1. Avior
      Avior 18 ноября 2019 10:11
      +3
      Конечно, стоит производство коротко ресурсных двигателей для х-35 , их и при Союзе так и не начали выпускать.
      А сейчас готовят, двигатели для Нептун он же х35 готовятся выпускать.
      Основное производство работает, заказы на ремонты по всему миру
    2. Zufei
      Zufei 18 ноября 2019 15:54
      0
      Какие РПГ и РСЗО?
  10. Avior
    Avior 18 ноября 2019 10:07
    +2
    . произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий.

    А что случилось-то?
    Мотор сич 90е пережил, в отличии от многих других предприятий ВПК, вполне сносно.
    И новые двигатели продолжали выпускать, и на ремонте многотысячной армии двигателей по всему миру зарабатывали.
    Да и сейчас вполне нормально работают, не без проблем, конечно.
  11. Zaurbek
    Zaurbek 18 ноября 2019 10:55
    +2
    Связь с самолетостроителями уже утеряна, с вертолёттстроителями и судостроителями усиленно рвутся связи....Китаю они пока нужны, а США только ради торможения Китая.
    1. Александр Ра
      Александр Ра 18 ноября 2019 13:55
      0
      Тормозить нужно, не только Китай.
      1. Zaurbek
        Zaurbek 18 ноября 2019 14:44
        +1
        Ну....тут с какой стороны подойти. Вы хотите , что бы РФ поставляла вертолёты Ми8/17/24 и принимала участие в их модернизации? Или появится китаец в этой нише, а ТВД будут бодаться с нашии на рынке.
        1. Александр Ра
          Александр Ра 19 ноября 2019 06:02
          -1
          Сторон не менее двух. 1. Нужно выживать в существующих условиях. 2. Раскрутка «цивилизованного мира» - дорога к общей экологической катастрофе и неминуемой войне. Китай ухитряется работать и на сегодня, и на перспективу. У нас в управлении временщики, работают на закрытие "проекта Россия".
  12. mikle1999
    mikle1999 22 ноября 2019 12:20
    0
    Как я понял из статьи России всяко ничего не обломится. А слова про импортозамещение украинских двигателей (не говоря уже про десять лет как все еще перспективный пд-14) пока лишь блаблабла.