«Мотор Сич» раздора: как Украина превратилась в арену противостояния между США и КНР

34

Подарок империи


Можно по-разному относиться к СССР, однако нужно признать, что отечественное авиастроение фактически родилось в советские годы. Конечно, промышленности Российской империи удалось в свое время выпустить 76 бомбардировщиков «Илья Муромец», однако в целом обеспечить во время Первой мировой армию аэропланами разных классов у нее не получилось. Тем удивительней история «Мотор Сич», которая берет свое начало еще в 1907 году. Предприятие основали в городе Александровске Екатеринославской губернии (ее центром был Екатеринослав — современный Днепр). Оно занималось выполнением заказов для гражданского рынка.

Мировая война заставила освоить новые направления: в 1916 году предприятие изготовило для авиации первый мотор — шестицилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением. Это стало началом долгого пути: перечислять то, сколько типов двигателей выпускали в советские годы, смысла не имеет. Среди прочего предприятие производило многочисленные новые самолетные и вертолетные двигатели, вспомогательные силовые установки, наземные газотурбинные двигатели и многое другое.



В 90-е произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий. Можно бесконечно долго искать причины застоя и называть фамилии предполагаемых виновных. Но нужно ли? Само по себе авиастроение — вещь невероятно затратная. «Потянуть» его могут только очень мощные с экономической точки зрения страны, в число которых независимая Украина явно не входила. Фактически, авиастроение и авиадвигателестроение превратилось в тяжелый «чемодан без ручки». Ни смена власти, ни даже война здесь ничего не изменили, да и не могли изменить.

А в апреле 2018 года Служба безопасности Украины провела в компании обыски: торговля акциями на украинских биржах была заморожена. Тогда же украинские СМИ начали писать про «рейдерский захват» и «диверсию». Это, конечно, не прошло без следа. На прошедшем во французском Ле Бурже авиасалоне Украина представлена только несколькими макетами и шале, где были размещены небольшие экспозиции «Антонов» и «Мотор Сич».


Между Западом и Востоком


Про «Мотор Сич» все могли благополучно забыть еще на несколько или более лет: вплоть до новых выборов и очередных громогласных политических заявлений. Однако сейчас предприятие вновь заставило о себе говорить. Повод очень необычный. В ноябре целый ряд крупных СМИ (в частности, Газета.Ru в своем материале «Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине») писали, что вокруг «Мотор Сич» разгорелся скрытый пеленой мрака международный конфликт. Причем не между кем попало, а между Китаем и Штатами!

Поводом для всего этого стала публикация The Wall Street Journal о том, что некто Эрик Принс, являющийся частным подрядчиком по вопросам безопасности и неофициальным советником американского президента Дональда Трампа ведет переговоры о покупке «Мотор Сич». Действующий президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал слухи сдержанно. «Все, что я знаю об этом, это тот тезис, о котором вы только что сказали. Я тоже об этом прочитал, причем прочитал ночью. Я ни с кем не встречался, ни с кем это не проговаривал. Но этот "личный вопрос" должен быть связан с президентом Украины, потому что "Мотор Сич" стратегическое предприятие. Я ничего пока что не могу добавить к этому», — отметил глава украинского государства.

Напомним, что ранее, в сентябре 2019 года стало известно о приобретении китайскими компаниями Skyrizon Aircraft и Xinwei Group более 50% акций «Мотор Сич». При этом китайцы готовы предоставить украинскому авиастроению гранты в размере 100 миллионов долларов.

Нужно сказать, журналисты имеют оригинальное представление о двигателестроении. «Нешуточная борьба за завод связана с уникальными разработками «Мотор Сич», которых нет ни у одной из сторон торгового спора», — пишет Газета. Это, конечно, невероятное преувеличение. Да, «Мотор Сич» выпускает двигатель Д-436, а вернее — семейство авиационных газотурбинных двигателей. И они используются, например, на украинских самолетах Ан-148, Ан-158, Ан-178, а также российской «амфибии» Бе-200. Однако Д-436 разработали еще в 80-е: сейчас новое время и новые двигатели. На их разработку в ведущих странах мира тратят миллиарды долларов, без которых конкурентную борьбу за рынок выиграть невозможно, в принципе. У украинского авиастроения таких денег нет.


Причем то, что украинские двигатели не лучшие в мире, было понятно давно. Еще в 2011 году стало известно, что партнер «Антонова» — российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» — предложила авиаконцерну ремоторизировать Ан-148, выбрав в качестве альтернативы Д-436-148 PW1200G производства американской Pratt & Whitney. Россияне подсчитали, что с помощью PW1200G можно будет снизить расход топлива самолета на 14%, а затраты на поддержание летной годности — на 20%.

Вообще, нужно понимать, что даже в лучшие советские годы отечественные двигатели уступали лучшим западным образцам: как по показателям расхода топлива, так и по ресурсу. Переломить ситуацию сейчас хочет Россия со своим новым ПД-14. Получится ли — другой вопрос.

Выбирать приходится


Примечательно, что Газета, говоря про «уникальность» двигателей «Мотор Сич» сама же приводит в материале и более скромную оценку. «Те технологические решения в сегменте, которые готовы предложить украинцы, у американцев почти все имеются. Но покупка завода китайцами будет означать военное и технологическое усиление Китая в регионе, что крайне невыгодно для США», — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Напомним, что Китай до сих пор испытывает трудности с собственными авиационными двигателями: причем это касается как гражданских, так и военных самолетов. В последнем случае на ситуацию могла позитивно повлиять поставка небольшой партии российских Су-35С, оснащенных относительно современными АЛ-41Ф1С. Даже если процесс копирования прошел успешно, это лишь локальный успех.

С Романом Гусаровым соглашается другой эксперт — авиационный обозреватель Дмитрий Дрозденко. Отмечая со своей стороны, что Китай для украинцев — более выгодный партнер, чем США. «"‎Мотор Сич"‎ работает с Пекином на протяжении десяти лет. Поэтому, если завод и решат продавать, то на сделку пойдут с китайцами. Это гарантирует заводу хотя бы продолжение работы на прежнем уровне. Дело в том, что американцы, получив все технологии, либо закроют его или сведут его деятельность на уровень местного завода. Ведь зачем США искусственно создавать себе конкуренцию в отрасли? И в "Мотор Сич" эти риски прекрасно осознают»,— говорит Дрозденко.


У американцев, впрочем, есть козырь в рукаве: как «стратегический партнер» они могут надавить на Украину или же пообещать со своей стороны некоторые военные преференции. Например, поставки дополнительных FGM-148 Javelin или других относительно современных по украинским меркам комплексов. Выиграть от этого может кто угодно, кроме непосредственно самой «Мотор Сич».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 ноября 2019 05:26
    Янки "братьев" обуют 100%.
    1. +5
      18 ноября 2019 05:43
      Янки "братьев" обуют 100%.

      Да какие они братья сейчас ...Украина сейчас чемодан без ручки ...никому не хочется тащить его на своем горбу...американцы хотят чтобы ее содержала либо Европа либо Россия на халяву.
      1. +2
        18 ноября 2019 05:55
        Украина может себя сама содержать,но нужно чтобы народ выкинул власть нынешнюю и поставить свою,но наше "дальновидное" руководство на такие действия не способно,а вот профукать да,умеет.
        1. +1
          18 ноября 2019 06:02
          Не может она себя содержать при нынешних неадекватах-нациках...для этого работать надо засучив рукава...а работать им не хочется... хочется в дом к соседу в ЛДНР ворваться и ограбить.
          Народ Украины в большинстве своем инертен и легко идет за теми кто наглее...глядя на неадекватных депутатов Киевской рады видно что народу Украины сильно не повезло с ними.
    2. +4
      18 ноября 2019 06:52
      В интересах России не усиливать Китай технологиями, которых тот не имеет.
      Соответственно, америкосов покупка «Мотор Сечь» никак не усилит - у них в данной сфере есть технологии более продвинутые.
      Объективно, в данной ситуации нужно пожелать успеха людям агента Дональда.
      1. mvg
        -6
        18 ноября 2019 12:22
        У КНР есть все технологии, что и у Мотор Сич. Хотя на их L-15 стоят движки от Мотор. Да и вертолетные тоже. Готовое рентабельное предприятие. Со спецами.
    3. 0
      19 ноября 2019 19:51
      Цитата: Пессимист22
      Янки "братьев" обуют 100%.

      Да и китайцы тоже обуют. И те, и другие первым делом всю имеющуюся техническую документацию слижут, а потом потихоньку придушат предприятие.
      Выгодно для Украины и "Мотор Сич" продавать двигатели, т.е. продукцию предприятия, а не само предприятие.
  2. +6
    18 ноября 2019 06:32
    современный Днепр

    По-русски - Днепропетровск.
    Положительно восхищают авторы, которые пишут на русском языке с суржиковым акцентом.
    1. -11
      18 ноября 2019 08:57
      По-русски - Днепропетровск.

      Это не по русски, а по-большевистски.
      Город Москва стоит на реке Москва. Это нормально.
      Город Днепр стоит на реке Днепр. А это, мол, ненормально.
      Выкидывание из названия фамилии большевика-идиота Петровского - одного из прямых виновников голода 1933, проводника коллективизации, и (ага-ага!) украинизации 1920-х - вполне справедливо.
      И название Днепр уж точно лучше планировавшегося укронациками названия "Сичеслав".
      1. +9
        18 ноября 2019 09:58
        Первоначальное название — Екатеринослав, в честь Святой Екатерины, небесной покровительницы императрицы Екатерины II, по предложению Григория Потёмкина. Город назывался так в 1776—1796 и 1802—1926 годах. В письменных источниках название «Екатеринослав» впервые упоминается 23 апреля 1776 года в рапорте азовского губернатора Василия Черткова Григорию Потёмкину, где есть такая фраза: «проект на построение губернского города Екатеринослава на речке Кильчене, недалеко от впадения её в реку Самару, с подлежащим планом, профилями, фасадами и со сметами». Город находился на левом берегу Днепра до 1784 года. Затем строительство официально перенесли на правый берег. В указе Екатерины II от 22 января 1784 года сказано: «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лутчей удобности на правой стороне реки Днепра у Кайдака…» (имелся в виду Новый Кодак).

        В 1796—1802 годах город назывался Новороссийск. Переименование произошло в рамках стремления императора Павла I уничтожить всякие напоминания о деятельности его матери, императрицы Екатерины II. После смерти Павла I император Александр I возвратил городу в 1802 году прежнее название.
        1. -1
          18 ноября 2019 11:03
          Да вполне понятно, что наиболее правильным названием города был бы Екатеринослав.
          Тем более, что это название несёт в себе не только прославление царицы Екатерина 2-й, но и небесной заступницы св. великомученицы Екатерины.
          А на центральной площади должен стоять памятник Потёмкину, а не Ленину (Ленина уже снесли, правда).
          Но нынешние щиры свидомиты стремятся полностью аннигилировать историческую память и максимально ограничить хоть какой доступ к исторической информации - хотя бы "закричать" и запугать людей. Как и большевики в 20-30-х. (Напомню, что большевики запретили историю, её преподавание и сам термин, вообще - до 1935, когда решили восстановить эту область человеческих знаний. Да, к марксизму и вообще теории социальной справедливости это не имеет никакого отношения (Маркс вообще был всецело за Знание), и являлось инструментом социального перепрограммирования. Ну вот и эти перепрограммируют - продолжают дело ВКПб.
      2. -5
        18 ноября 2019 11:07
        Убедительная просьба всем минусующим попытаться обосновать своё действие. bully
        Что вас, конкретно, не устраивает и почему.
        Толи не устраивает, что Москва Москвой называется...
        Толи Петровский был умница.
        Толи назва Сичеслав лучше Днепра...
        1. 0
          19 ноября 2019 00:53
          Цитата: Рядовой-К
          Убедительная просьба всем минусующим попытаться обосновать своё действие. bully
          Что вас, конкретно, не устраивает и почему.
          Толи не устраивает, что Москва Москвой называется...
          Толи Петровский был умница.
          Толи назва Сичеслав лучше Днепра...

          Минус не ставил. Для примера: Санкт -Петербург(Нева), Саратов, Самара, Уфа, Ульяновск, Казань и даже Тверь это всё в водостоке Волги! И только Сталинград в своём названии(современном) имеет имя Волга! А как Вам Обь. Иртыш, Ангара, Енисей. Лена, Урал? Хотя да Уральск есть.
      3. 0
        20 ноября 2019 02:16
        Москва это город. А река называется теперь "Москва-река". Никакой путаницы.
        С Днепром ситуация тяжёлая. .Просто так в Днепр-река не переименуешь. Река не того масштаба что по размеру что по историческому значению.
  3. +1
    18 ноября 2019 06:57
    Если бы у Зе был ум, то восстановил бы кооперацию с Россией, либо продал бы (передал на каких-то условиях). Выбор - или по-умному, или по-свински.
    1. +2
      18 ноября 2019 08:48
      Ум может у Зе и есть, да никто не позволит ему им воспользоваться.........марионетку только нитки заставляют шевелиться.......
    2. +4
      18 ноября 2019 14:47
      Цитата: Александр Ра
      Если бы у Зе был ум, то восстановил бы кооперацию с Россией

      Проблема в том, что единственная кооперация, на которую сейчас может согласиться Россия - это перенос производства на территорию РФ.
      Все остальные варианты попросту неприемлемы, поскольку один раз на эти грабли "кооперации" мы уже наступили. Результат - ЧФ остался без половины ФР пр. 11356, ввод в строй третьего и последующих ФР пр. 22350 задерживается по причине необходимости изготовить полностью отечественную ГТУ.
  4. Комментарий был удален.
    1. 0
      18 ноября 2019 07:12
      Какой поворот. Неплохо если на самом деле так. Надо покопать просторы
    2. +2
      18 ноября 2019 10:16
      Не знаю, кто такой этот Ищенко, но сказал он полную чушь.
      Завод на месте и работает, как и работал.
  5. +11
    18 ноября 2019 07:27
    Странная подача у автора... Он упомянул лишь одно семейство двигателей, которое производится на "мотор сич". Но, если не ошибаюсь их несколько, причем разного типа для различных типов самолётов, вертолетов. А ещё и встроенные силовые установки.
    1. +4
      18 ноября 2019 07:57
      Ну мы же тууупые laughing, щи лаптем хлебаем. Советским заделом живём. Разработкой двигателёв занимается "Ивченко-Прогресс", который находится в госсобственности. Мотор Сич - это серийное пр- во. Форма собственности - ОАО.
    2. +5
      18 ноября 2019 10:12
      Очень большая номенклатура
      http://www.motorsich.com/rus/products/
      На Моторе, как его называют с советских времён, разрабатывают модернизированные версии выпускаемых двигателей.
  6. KCA
    +2
    18 ноября 2019 07:58
    Вроде-бы про этого Принса по ТВ говорили что он специалист по решению подобных проблем - покупает компанию, которая мешает США и, грубо говоря, под бульдозер её
  7. -3
    18 ноября 2019 08:17
    Сделать диверсию, уничтожить всю техническую документацию на Мотор-Сич, до которой можно дотянутся.
  8. +1
    18 ноября 2019 08:44
    И матрасы, и китаезы, и местный олигархат рвут Украину как краб медузу.
  9. +5
    18 ноября 2019 09:15
    Живу рядом с Мотором. В последние годы СССР были построенные большие цеха по производству двигателей для крылатых ракет,а так-же большая номенклатура двигателей для РПГ и РСЗО. Цеха стоят.Если будет хотя-бы приостановка основных мощностей ,то будет по сути приостановка жизни большого количества населения .
    1. +3
      18 ноября 2019 10:11
      Конечно, стоит производство коротко ресурсных двигателей для х-35 , их и при Союзе так и не начали выпускать.
      А сейчас готовят, двигатели для Нептун он же х35 готовятся выпускать.
      Основное производство работает, заказы на ремонты по всему миру
    2. 0
      18 ноября 2019 15:54
      Какие РПГ и РСЗО?
  10. +2
    18 ноября 2019 10:07
    . произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий.

    А что случилось-то?
    Мотор сич 90е пережил, в отличии от многих других предприятий ВПК, вполне сносно.
    И новые двигатели продолжали выпускать, и на ремонте многотысячной армии двигателей по всему миру зарабатывали.
    Да и сейчас вполне нормально работают, не без проблем, конечно.
  11. +2
    18 ноября 2019 10:55
    Связь с самолетостроителями уже утеряна, с вертолёттстроителями и судостроителями усиленно рвутся связи....Китаю они пока нужны, а США только ради торможения Китая.
    1. 0
      18 ноября 2019 13:55
      Тормозить нужно, не только Китай.
      1. +1
        18 ноября 2019 14:44
        Ну....тут с какой стороны подойти. Вы хотите , что бы РФ поставляла вертолёты Ми8/17/24 и принимала участие в их модернизации? Или появится китаец в этой нише, а ТВД будут бодаться с нашии на рынке.
        1. -1
          19 ноября 2019 06:02
          Сторон не менее двух. 1. Нужно выживать в существующих условиях. 2. Раскрутка «цивилизованного мира» - дорога к общей экологической катастрофе и неминуемой войне. Китай ухитряется работать и на сегодня, и на перспективу. У нас в управлении временщики, работают на закрытие "проекта Россия".
  12. 0
    22 ноября 2019 12:20
    Как я понял из статьи России всяко ничего не обломится. А слова про импортозамещение украинских двигателей (не говоря уже про десять лет как все еще перспективный пд-14) пока лишь блаблабла.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»