B-21 Raider. Когда нам покажут самый опасный американский самолёт?

29

Попытка номер пять


Совершивший первый полет в 1952 году стратегический бомбардировщик B-52 после планируемой ремоторизации, вероятно сможет служить до 2050-х. То есть, всего почти сто лет. Самое удивительное то, что эту теперь уже легендарную машину американцы хотели заменить еще в… 1950-е, фактически, почти сразу после ее вступления в строй в 1955 году.

В 1957 году ВВС США приняли предложение от компании North American Aviation заменить парк Boeing B-52 Stratofortress на сверхскоростной North American XB-70 Valkyrie, способный развивать скорость более 3200 километров в час. Советские зенитные ракеты охладили пыл американцев: после сбитого разведчика U-2 стало очевидно, что скорость и высота — теперь не гарантия безопасности. Потом началась эпопея c бомбардировщиком B-1, концепцию для которого несколько раз меняли. Этот самолет верой и правдой служил и служит ВВС США, но заменой для B-52 так и не стал.



Как не стал ею и знаменитый «стратег» Northrop B-2 Spirit — самый дорогой самолет в истории человеческой цивилизации с ценником примерно в два миллиарда долларов США (собственно, одна из причин, почему он и не сменил старые машины). На этом история не закончилась. В разное время американские военные рассматривали гипотетический гиперзвуковой боевой самолет, который бы стал «бомбардировщиком XXI века». Тоже не вышло: эту инициативу отодвинули «на потом», да и управление аппаратом на гиперзвуковой скорости связано с фундаментальными техническими проблемами, в частности — гигантскими температурами и «выгоранием» электроники.


В 2000-е решили действовать скромней. Окончательно отказавшись от ударной версии F-22 — так называемого FB-22 — штаты решили сосредоточиться на относительно дешевом дозвуковом стратегическом бомбардировщике. Сделанным с учетом опыта, полученного в ходе разработки и эксплуатации B-2. Здесь можно вспомнить историю F-22, разработанного еще в годы холодной войны и F-35, появившегося позднее. С новым бомбардировщиком, вероятно, будет похожая история.

Скорее всего, машина окажется несколько уменьшенным вариантом B-2, а в основе концепции будет аэродинамическая схема «летающее крыло». Видимо, именно она станет универсальной для стратегических бомбардировщиков будущего. Для российского ПАК ДА и китайского Xian H-20, если верить имеющимся сведеньям, также выбрали именно эту аэродинамическую схему. Напомним, речь идет о компоновке планера самолета типа «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, а также экипаж и полезную нагрузку. Схема хороша тем, что подъемную силу создает вся поверхность самолета. Также «летающее крыло» почти идеально вписывается в концепцию стелс, что очень важно.

Перспективный самолет, разрабатываемый в рамках программы Long Range Strike Bomber или LRS-B назвали B-21 «Raider», а не B-3, как предполагали раньше (примечательно, что русскоязычная Википедия почему-то продолжает его упорно именовать именно так). Есть еще одна, не менее странная, вещь: в качестве производителя почему-то указан Boeing. Хотя в тендере давно победил Northrop Grumman — именно он создаст новый самолет.


Первый полет


То, что создание такой сложной машины займет очень много времени и сил, было понятно изначально. Тем удивительней то, как быстро инженеры Northrop Grumman двигаются к своей цели. Что мы знаем? Точно известно, что машину уже начали строить. В сентябре исполняющий обязанности министра ВВС США Мэтью Донован заявил, что началась сборка первого летного образца бомбардировщика B-21. Машину строят на 42-м заводе ВВС США в калифорнийском Палмдейле: там же ранее производили самолеты B-2. Донован заявил, что работы идут в соответствии с графиком, а первый полет самолета будет выполнен с площадки предприятия на авиационную базу «Эдвардс», находящуюся в 35 километрах. Там машина будет проходить испытания.

А вот что еще более интересно. В июле текущего года издание Air Force Magazine писало о том, что оно знает точную дату первого полета новой машины! История более чем интересная. Журналисты сослались на замначальника штаба ВВС США генерала Стивена Уилсона, который 24 июля 2019 года заявил о том, что имеет функцию «обратного отсчета» на своем циферблате. И она говорит о том, что первый полет B-21 состоится приблизительно через 863 дня. То есть, в начале декабря 2021 года.

Вообще такая спешка несколько удивляет. Можно согласиться с экспертами: США явно ускорили разработку B-21, которая вполне могла превратиться в очередной «долгострой». Судите сами: никаких реальных боевых задач для самолета нет, либо же мы о них не знаем. Для участия в локальных конфликтах вполне хватает F-15E, а вероятность глобального конфликта ничтожна. Да и роль в нем стратегической авиации под большим вопросом: Штаты традиционно полагаются, прежде всего, на баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) UGM-133A Трайдент II (D5). Есть и сухопутные «Минитмены». В такой ситуации срочная потребность в новом самолете не совсем понятна.

Впрочем, есть и альтернативные взгляды на первый полет B-21. Недавно бывший высокопоставленный чиновник американского Минобороны Фрэнк Кендалл, который ранее занимал пост заместителя министра обороны по вопросам закупок, технологий и логистики, усомнился в сроках первого полета и принятия самолета на вооружение. «Я буду удивлен, если им удастся к этому сроку получить изделие по той цене, которая прописана в контракте», — заявил Кендалл. Стоит также напомнить, что в 2018 году член комитета Палаты представителей США по вооруженным силам Роб Уиттман сообщил о проблемах с воздухозаборными и рядом других систем самолета. Нужно полагать, это лишь вершина айсберга, и потом о себе дадут знать новые проблемы.


Вооружен и очень опасен


Принятие B-21 на вооружение — еще менее определенный вопрос. Опять же, если мы вспомним про F-35, то увидим, что между первым полетом прототипа и принятием на вооружение прошло более пятнадцати лет. В случае с более близким по назначению B-2, временной промежуток составил десять лет. Иными словами, озвученные ранее в СМИ сроки принятия B-21 на вооружение в середине 2020-х не выглядят слишком реалистичными: тем более, что оружие с тех пор явно не стало более простым.

Кстати, про арсенал самого Raider. Судя по всему, США хотят получить «бомбардировщик с расширенными возможностями». В недавней статье для журнала Air Force Magazine генерал-майор Скотт Л. Плеус писал, что у самолета будут новые возможности для самообороны. «B-21 также обладает возможностями применять оружие класса “‎воздух — воздух”‎», — отметил военный. Сейчас эксперты «гадают», будут это лазеры, ракеты или что-нибудь еще. Однако, конечно, в большей степени самолет все равно будет полагаться на истребители сопровождения.

Расширить состав вооружения B-21 могут и перспективные гиперзвуковые ракеты. Напомним, в летом этого года были представлены фото с испытаний перспективного разделяющегося гиперзвукового комплекса воздушного базирования Air Launched Rapid Response Weapon (ARRW). Тогда в качестве носителя выступил B-52.


Кто знает, возможно, B-21 Raider будет не столь «консервативным», каким кажется на первый взгляд. Если это так, то первый полет и принятие самолета на вооружение можно смело сдвинуть на неопределенное время.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 ноября 2019 06:26
    Значит, сша начали делать самолет много раньше, чем о нем офицеально объявили. ..Другое дело, цена, я уверен, что она вырастит в разы от заявленой, или это не америка тогда. ...
    1. +1
      22 ноября 2019 08:28
      Значит, сша начали делать самолет много раньше, чем о нем офицеально объявили. ..Другое дело, цена, я уверен, что она вырастит в разы от заявленой, или это не америка тогда. ...

      просто вы не знаете процедур, сопутствующих разработке новой боевой техники. А самом деле от ТЗ и ТТ до появления прототипов, которые предъявляются заказчику НИОКРа, может пройти несколько лет. Потом, после принципиального выбора модели (и будущего производителя) еще несколько лет до создания действующего образца. Итого и получается, что на весь период создания ЛА уходит по 10-15 лет. А потом еще испытания + начало производства = еще 5 лет (± год) до появления первых партий боевых самолетов уже в полках. А потом еще доводка и модернизация (т.к. часть оборудования/вооружения не поспела к началу производства)
      1. +2
        22 ноября 2019 11:26
        Они его давно пилят. Сейчас просто подкралась проблемка с ремоторизацией старичков B-52 (уже который там конкурс без толкового результата?), и если готовность старых упадет до неприемлемого уровня, а новый еще будет валандаться по доработкам, что про исключительных подумают во всем мире? Все, аллесс капут. Демократию развозить не на чем.
  2. +5
    22 ноября 2019 06:55
    Чем Б21 будет дешевле , чем Б2? Мне непонятно ! Запихивают они в него не меньше...стелс есть.
    1. 0
      22 ноября 2019 11:17
      Габаритами. Меньше материала чтоб собрать и дорогущее стэлс-покрытие восстанавливать. Только этим. Доберут до нужной себе суммы "опциями к базовой модели". Онли бизнесс.
      1. 0
        22 ноября 2019 11:40
        Размеры много денег не потянут....А "мозги" теже или круче...
  3. +2
    22 ноября 2019 07:05
    опять же, если мы вспомним про F-35, то увидим, что между первым полетом прототипа и принятием на вооружение прошло более пятнадцати лет. В случае с более близким по назначению B-2, временной промежуток составил десять лет. " На Б-2 уже обкатаны технологии и аэродинамическая схема и компоновка, одно это снижает как стоимость, так и время НИОКР. Плюс уже готовая линия по производству покрытия, и возможно Б-21 просто редуцированный Б-2.
  4. +4
    22 ноября 2019 07:12
    Шо гадать, увидим ...
    Понятно, что это будет очередная "вундервафля", с большими заявами и не понятно с каким результатом.
    Вон "пингвин" пилят потихоньку, когда он станет тем, что заявлено было, тоже пока не понятно ... идут работы, исследования, закончится это даже не завтра!
  5. -1
    22 ноября 2019 07:43
    Не увидим мы этот бомбардировщик никогда, он же невидимый laughing
  6. -4
    22 ноября 2019 10:00
    Когда нам покажут самый опасный американский самолёт?

    Голливуд обещал показать его на широких экранах кинотеатров всего Мира в следующем году. laughing
    1. +3
      22 ноября 2019 11:12
      Голливуд обещал показать........интерестно а кто будет спасать мир, ранее было всё предсказуемо, главный герой, девка героя и какой ни будь нетрадициАнал, то сейчас по ходу будет нетрадициАнал, просто девка и исскуственный интеллект на вундервафле, запасёмся семочками
  7. 0
    22 ноября 2019 10:34
    Цитата: Владимир_2У
    опять же, если мы вспомним про F-35, то увидим, что между первым полетом прототипа и принятием на вооружение прошло более пятнадцати лет. В случае с более близким по назначению B-2, временной промежуток составил десять лет. " На Б-2 уже обкатаны технологии и аэродинамическая схема и компоновка, одно это снижает как стоимость, так и время НИОКР. Плюс уже готовая линия по производству покрытия, и возможно Б-21 просто редуцированный Б-2.

    То, что F-35 редуцированный F-22, ему сильно помогло по срокам ?
  8. 0
    22 ноября 2019 10:59
    Вот когда на всеобщее обозрение будет показана форма летающей тарелки и с параметрами полёта на порядок выше чем у лучших современных образцов ,тогда можно будет говорить о развитии авиации
  9. +2
    22 ноября 2019 12:59
    "Однако, конечно, в большей степени самолет все равно будет
    полагаться на истребители сопровождения."////
    ----
    Их нет.
    Только в далеком, неутвержденном проекте.
    1. +1
      22 ноября 2019 13:14
      Цитата: voyaka uh
      Их нет.
      Только в далеком, неутвержденном проекте.

      А чем плох F-35? Да и вообще зачем ему дальние истребители сопровождения?
      1. +1
        22 ноября 2019 14:05
        Стратег входит в территорию противника на большую глубину.
        И этот стратег - стелс.
        Истребитель, его сопровождающий, должен:
        1) иметь большой радиус действия,
        2) быть тоже стелс
        3) уметь бороться со скоростными перехватчиками.
        По пунктам 2 и 3 подходит Ф-22
        По пункту 2 - Ф-35
        По пункту 3 - Ф-15
        Но нет ни одного, подходящего по всем трем пунктам.
        1. AVM
          0
          24 января 2020 15:06
          Вопрос в том, что с появление B-21 может быть признаком изменения концепции войны в воздухе. Я считаю, что на это повлияет появление лазерного оружия (ЛО) самообороны, противоракет в-в, а также дальнейшего совершенствования средств РЭБ. Это вполне реальная перспектива 2030 года, а может и ранее.

          Т.е. может сложиться ситуация, когда два истребителя, обладающие примерно равным боекомплектом и возможностями, выпустили все свои ракеты в-в, взаимно перехватили ракеты в-в противника своими противоракетами и ЛО и встретились с пустым боекомплектом.

          Собачья свалка не получиться из-за того, что ЛО наводится гораздо быстрее и тупо сожжёт пилота, скорее всего обоих, а это мало кому захочется, поэтому не исключено, что после исчерпания ракет противники просто разбегутся.

          Другое дело B-21 - заметность сравнима с истребителем, оборонительное ЛО можно поставить мощнее, боекомплект в разы больше, площадь полотна РЛС больше. Вполне может получиться, что против него у истребителей противника не будет шансов, если только их не будет существенно больше.

          Так что как бы не получилось наоборот, что B-21 в конфигурации ПВО будет охранять F-35, которые будут работать по земле.

          Я рассматривал этот вопрос подробнее:
          Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?
          https://topwar.ru/161262-lazernoe-oruzhie-na-boevyh-samoletah-mozhno-li-emu-protivostojat.html
          и
          Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах
          https://topwar.ru/161314-koncept-boevogo-samoleta-2050-goda-i-oruzhie-na-novyh-fizicheskih-principah.html
          1. +1
            24 января 2020 20:03
            Лазер - может быть. На Raider собираются ставить оборонительное оружие.
            Это могут быть всеракурсные ракеты ВВ (стрелять назад, не меняя курса)
            и лазеры.
  10. -2
    22 ноября 2019 23:46
    Опять же, если мы вспомним про F-35, то увидим, что между первым полетом прототипа и принятием на вооружение прошло более пятнадцати лет.

    Тезка, ну когда его приняли на вооружение?! Там и прикол в том, что установочная партия - уже под 500, а серийки - не видно в волнах, опять минобороны их послалО laughing
    1. +1
      23 ноября 2019 00:06
      "опять минобороны их послалО"///
      -----
      Пентагон сам себя загнал в тупик: не достроил проверочные корпуса для
      "проверок ПО Ф-35 в сложном комплексном театре военных действий".
      Что это? - никто не знает. laughing
      Но из-за этого Ф-35 не получил статуса "полной боевой готовности".
      По американским стандартам, со статусом "начальная боевая готовность"
      разрешается формировать боевые эскадрилии и посылать их в бой.
      Что и делается. Но с этим статусом нельзя закупать технику крупными партиями.
      Поэтому, хотя и заказали сейчас очередные 487 самолетов, но разделили их
      на лоты по 100 штук, примерно.
      Для завода-производителя это не имеет значения: он пашет на полную мощность уже год.
      1. 0
        23 ноября 2019 00:48
        "не прошли войсковые испытания" - это что? Вопрос прямой, и не бинтуйтесь в очередной раз! Испытания НЕ - НЕ прошли
        1. 0
          23 ноября 2019 11:09
          Не было таких испытаний. Потому что нет проверочных стендов ПО.
          И это проблема не Локхида, а Пентагона.
          1. -2
            25 ноября 2019 13:27
            Не было таких испытаний.

            А вот это уже вранье, авиабаза Эдвардс, голландцы, штативы. три кажись эскадрильи, закончены надысь - меньше месяца назад, не прошли госприемку
  11. 0
    22 ноября 2019 23:52
    Судя по рекламе, новый самолет это по факту, недорогой дозвуковой бомбер с более-менее продвинутыми элементами стелс. Не вижу причин почему бы штатам не сделать столь тривиальную машину быстро. Опять же, это лишь улучшенный аналог Б-52.. Не понимаю откуда столько хайпа вокруг этой, в общем тривиальной, машины..

    Мистика однако :)
    1. 0
      23 ноября 2019 06:18
      Быстро - значит дёшево. Вы действительно уверены в том, что основной принцип существования американского ВПК это выйти в 0, чтобы заработать себе на доширак?
  12. 0
    23 ноября 2019 12:34
    Если цель США унификация, то предусматривается замена В52 и В2 из-за изменения тактик и технологий ведения боевых действий. Часто ли мы слышим о В52 и В2, зато много о Стелс, БПЛА и их продажах. "Дрон лучше" - как сказал один киногерой....
  13. +1
    24 декабря 2019 14:56
    Реальное развитие авиационной техники опирается только на двигатели нового уровня. Все остальное это вторично
  14. 0
    9 февраля 2020 11:18
    Интересно, а пассажирские и грузовые самолеты, по схеме летающее крыло, почему не делают?
    1. 0
      9 февраля 2020 11:19
      Цитата: 75Сергей
      Интересно, а пассажирские и грузовые самолеты, по схеме летающее крыло, почему не делают?

      И 300 пассажирских кресел где разместить?В крыле или в бомболюке?