Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии

82

Республика на перепутье


Ситуация вокруг Военно-воздушных сил и войск ПВО Республики Беларусь в целом чрезвычайно похожа на ту, которую мы видим на примере других постсоветских стран, в частности, Украины. Среди патриотов и националистов (по крайней мере, украинских) популярен тезис о том, что «самое лучшее Россия забрала себе». Но он лишь демонстрирует полнейшее непонимание сути вопроса. Той же Украине после развала СССР досталось 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 из 35 построенных машин, включавшего восемь прототипов.

Даже если бы экономика «цвела», совершенно очевидно, что страна бы просто не смогла их содержать в боеспособном виде. В свою очередь, Беларусь унаследовала от СССР крупный парк Су-27: дорогих и избыточных для небольшого государства. Сейчас РБ их уже не эксплуатирует. Зато есть несколько десятков МиГ-29, которые и составляют основу белорусских ВВС. В настоящий момент их модернизируют до уровня МиГ-29БМ: такой самолет (по крайней мере, на бумаге) может применять старое советское управляемое оружие класса «воздух-поверхность», в частности, ракеты Х-29 и Х-25. В целом, получилось нечто среднее между четвертым поколением и поколением четыре с плюсом (просим прощения за такой каламбур). Но главный минус «МиГов» в их текущем виде — ресурс. Советские машины вообще никогда этим не славились. Сейчас старые истребители нужно на что-то менять.




Первые поставки


18 августа текущего года блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd показал первые истребители Су-30СМ для Республики Беларусь. «На состоявшихся 17 августа 2019 года в Иркутске мероприятиях по поводу 85-летия Иркутского авиационного завода (ИАЗ, филиал ПАО "Корпорация "Иркут") на территории предприятия были замечены два первых истребителя Су-30СМ, построенных для ВВС и ПВО Белоруссии», — писал блог. На фото можно было увидеть Су-30СМ с бортовым номером «01 красный» (предположительный заводской номер 10МК5 1607), а также самолет с заводским номером 10МК5 1608. Покрашены машины были одинаково: несколько аляповатый сине-серо-белый камуфляж. С другой стороны, после сердюковских серо-голубых истребителей даже такой квазисоветский стиль смотрится неплохо. Своего рода ретро.

13 ноября текущего года «Интерфакс» сообщил, что первая партия российских истребителей Су-30СМ поступила в Республику Беларусь. «Первая пара боевых истребителей Су-30СМ из запланированных двенадцати прибыла в Белоруссию», — заявили тогда в военном ведомстве РБ. Напомним, что еще летом 2017 года Россия и Белоруссия договорились о поставке четырех новых «Сушек»: всего же РБ должна получить двенадцать таких машин. Поставки планируют выполнить за три года.


«МиГи» против «Су»


Пожалуй, стоит сказать о том, что же собой предоставляют новые машины. Формально Су-30СМ — один из самых новых российских истребителей, он совершил первый полет в 2012 году. На практике же речь идет о русифицированной версии российско-индийского (прежде всего, конечно, российского) Су-30МКИ, впервые взлетевшего еще в 1997 году. Для своего времени машина была более чем удачная, что и подтверждает почти невероятное по современным меркам число поставленных в Индию машин: сейчас страна эксплуатирует около 250 таких самолетов. Для сравнения, за все время «Сухой» поставил зарубежным заказчикам лишь 24 самолета Су-35С: их купил Китай ради двигателя АЛ-41Ф1С. А Су-57 пятого поколения пока что не заказала вообще ни одна другая страна мира.

Напомним также, что в конце 90-х ни у кого не было пятого поколения, как не было на вооружении Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale поколения 4++. Поэтому машина с хорошим боевым радиусом, высокой маневренностью и РЛС Н011 Барс с пассивной фазированной антенной решеткой смотрелась действительно хорошо.

Но, стоит повториться, это было тогда. На сегодняшний день Су-30СМ/МКИ уже сложно назвать современным, что и демонстрирует ограниченный интерес к нему со стороны сильных и богатых стран мира. В знаменитый индийский тендер MMRCA самолет не попал вообще, хотя там не было истребителей пятого поколения и конкурентами России были знакомые «Тайфун», «Рафаль», «Грипен», а также американские F-16 и F-18.


В случае с РБ главной альтернативой «Сухим» почти всегда видели новые МиГ-29. Особенно если учесть, что его развитие в лице МиГ-35 имеет передовую по российским меркам бортовую электронику, в частности — БРЛС с активной фазированной антенной решеткой. Чего у Су-30СМ (по крайней мере, пока что) нет. Впрочем, 35-й имеет свои недостатки и это, вероятно, в Белоруссии тоже понимают очень хорошо.

Однако даже с учетом этого далеко не белорусы оказались готовы принять Су-30 в качестве основного истребителя. Пожалуй, ярче всех высказалась белорусская независимая общественно-политическая газета «Свободные новости. СНплюс» в недавнем материале «Су-30 СМ: считаем деньги и задаем вопросы». Автор сделал акцент не на моральном устаревании машины, а на там, что такой самолет чрезмерно дорог в эксплуатации. При этом он проводит параллель даже не с советскими «МиГами», а с западными машинами.

«Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей», — пишет «Снплюс».


Если же говорить конкретно про истребитель Су-30СМ, то, по мнению автора, Андрея Поротникова, одна такая машина за жизненный цикл «съест» шесть двигателей АЛ-31ФП. Сюда стоит добавить высокую цену самой машины: если модернизированный МиГ-29 (но не МиГ-35!) при всех своих минусах относительно дешев, то озвученная ранее в открытых источниках цена Су-30МКИ составляет 80 миллионов долларов. То есть, почти как у F-35A. «А теперь суммируем цену машин, поддержание их годности к эксплуатации и модернизацию. Получаем сумму от 185 до 210 миллионов долларов на каждую (!) машину в следующие 35 лет. А на эскадрилью, соответственно, от 2,22 миллиарда до 2,52 миллиарда долларов. Сумма немалая», — добавляет автор.


Сложно сказать, насколько конкретно эти подсчеты верны, но здравое зерно в этих рассуждениях имеет место. Как и в тезисе о том, что «сушки» обладают избыточным для Республики Беларусь боевым радиусом. Не нужно забывать, что протяженность страны с севера на юг составляет 560 километров, а с запада на восток — 650. В то же время у истребителя Су-30СМ практическая дальность составляет 3000 километров, а боевой радиус — примерно 1500.

Что по итогу? Нужно понимать, что все имеет свой срок. Если раньше Су-30 можно было назвать относительно современной машиной, то сейчас это уже не совсем так. При этом самолет довольно дорогой: как в номинальном отношении, так и в плане эксплуатационных расходов. В этой связи белорусские эксперты совершено правы, когда говорят, что их стране лучше бы подошли «МиГи» новой постройки или, скажем шведские Saab JAS 39 Gripen, несмотря на их ограниченные боевые возможности. В конце концов, вряд ли Беларусь будет воевать с кем-то из своих соседей.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    6 декабря 2019 05:34
    Су-30 может и действительно не настолько хорош, как пишет автор, но он позволяет, при необходимости прикрыть не только Беларусь, но и ту же Калининградскую область РФ и "коридор" к ней.
    1. +28
      6 декабря 2019 05:50
      Цитата: svp67
      Су-30 может и действительно не настолько хорош, как пишет автор, но он позволяет, при необходимости прикрыть не только Беларусь, но и ту же Калининградскую область РФ и "коридор" к ней.

      Да шо вы говорите ?! Батьку Лукашенко надо было слухать ! А Батька чётко проговорил: "Это не наша война !"... Раз сказанул...сможет и другой раз ляпнуть !
      1. +2
        6 декабря 2019 14:58
        Цитата: Nikolaevich I
        "Это не наша война !"...

        Какая из войн? На Украине?
        Цитата: Nikolaevich I
        Батьку Лукашенко надо было слухать !

        Цитата: Nikolaevich I
        Батьку Лукашенко надо было слухать !

        "Батька" очень эмоциональный человек, вчера он говорил одно, сегодня иное. Но вот такие покупки, я имею ввиду, такой дорогой и сложной военной техники так не делаются. Решения о их покупки принимались еще "позавчера". Так, что как то так
    2. +20
      6 декабря 2019 08:47
      была уже статейка про это на топво.
      Американцы меряют свой двигатель в циклах,наши в часах.Что такое часы понятно,а вот циклы-это взлёт- посадка.Но тогда цикл может быть меньше часа.Надо приводить -эти характерисики к общему знаменателю.
      Насчёт того ,что в польше ф16 летают на одном двигателе ,а миг29 меняет движки постоянно-это скорей всего ложь/пропаганда.
      И кстати на мигах не меняют движки ,а ремонтируют их,т.е. меняют лопатки.
      1. +3
        6 декабря 2019 09:05
        Ваш коммент компетентый. Спасибо. Но наверно кому-то не нравится ваша правда.
      2. -3
        6 декабря 2019 09:43
        "Скорее всего... может быть... а может и не быть... и не скорее всего..."
        К чему эти гадания?
        Есть факты - приводите.
        Нет - лучше промолчать.
      3. +12
        6 декабря 2019 15:47
        Мне интересно, какой двигатель может отработать - 35 лет? автор вообще самолет вблизи видел? Я могу поверить, что американский движок в два раза лучше русского, но не в три - однозначно. Наконец, поскольку автор очень далекий от авиации человек, хочу открыть ему страшную военную тайну. Если в процессе полета, не обязательно боевого, пилот выводил двигатель на предельные режимы работы, то после полета такой двигатель снимается с самолета (вертолета) и отправляется на рембазу для очень детальной диагностики и дефектации, даже если видим повреждений и деформаций нет. Потому что при повторном выходе на предельный режим возможен отказ.
        1. Комментарий был удален.
  2. -6
    6 декабря 2019 05:55
    Для Батьки Гриппен или F-16 смотрелись бы действительно очень хорошо. Возможности широкие, а стоимость существенно ниже.
    Если надо заменить МиГ-29С, то F-16 Block 60 действительно вкусное предложение. Но тут вопрос в переобувание и переучивания под эти машины. Это не копейки...
    1. +10
      6 декабря 2019 08:25
      На Беларусь наложены санкции даже спортивные патроны надо разрешение а тут самолёты
      1. -7
        6 декабря 2019 10:03
        На Беларусь наложены санкции даже спортивные патроны надо разрешение а тут самолёты

        Но самолеты то не спортивные. Вот и лазейка.)
      2. +5
        6 декабря 2019 11:49
        Цитата: Дядя Изя
        На Беларусь наложены санкции даже спортивные патроны надо разрешение а тут самолёты


        у кого разрешение? У пин-досов? Нам не нужно их разрешение.
        1. +2
          6 декабря 2019 12:09
          Да ладно вы просто не в курсе ,болгарам пришлось шаманить чтоб свои су-25 отремонтировать в Барановичах
    2. -1
      6 декабря 2019 08:55
      Цитата: Джек О’Нилл
      Для Батьки Гриппен или F-16 смотрелись бы действительно очень хорошо. Возможности широкие, а стоимость существенно ниже.
      Если надо заменить МиГ-29С, то F-16 Block 60 действительно вкусное предложение. Но тут вопрос в переобувание и переучивания под эти машины. Это не копейки...

      Кто же ему продаст буржуинские самолеты или правильнее "кто подарит"?
      1. -1
        6 декабря 2019 10:04
        Кто же ему продаст буржуинские самолеты или правильнее "кто подарит"?

        Да ни кто. Но мало ли, что будет лет через пять? Мир не стоит на месте.
      2. +1
        6 декабря 2019 20:02
        Цитата: профессор
        Кто же ему продаст буржуинские самолеты или правильнее "кто подарит"?

        продать могут/ подарить могут только русские
        пример

        контракт на поставку в Хорватию F-16C/D Block 30 («Барак-1», поставлены в Израиль в 1987-1988 гг. в рамках Peace Marble 2), с остаточным ресурсом 3,000 лётных часов, что даст ВВС Хорватии срок эксплуатации этих самолётов 25-30 лет, из расчёта 100 лётных часов на самолёт в год, т.е. 1,200 часов в год на весь парк.

        Кроме самих самолётов, контракт включает:
        тренажёр самолёта (некоторые источники говорят о 2 тренажёрах);
        начальная партия вооружения и запчастей;
        наземное оборудование и различные инструменты;
        строительство и адаптация инфраструктуры под F-16;
        подготовка лётчиков и технического персонала, включая присутствие в Хорватии инструктора по обучению инструкторов;
        три года технической поддержки;
        личное снаряжение пилотов;
        транспортировка самолётов и оборудования в Хорватию.
        Все самолёты будут поставлены в Хорватию в 2020-2022 гг. по следующему графику:
        2020 г. – тренажёр, один F-16C и один F-16D;
        2021 г. – пять F-16C и один F-16D;
        2022 г. – четыре F-16C.


        вот это надо "братьям" беларусам на сумму 493 млн долларов и не будет нытья про "плохие" Су-30СМ
      3. -2
        6 декабря 2019 21:10
        Но ,,избранным'' то дарят...
        1. -1
          7 декабря 2019 10:25
          Цитата: VeteranVSSSR
          Но ,,избранным'' то дарят...

          Богоизбранным. wink Попрошу быть точным.
    3. +5
      6 декабря 2019 09:25
      Для Батьки Гриппен или F-16 смотрелись бы действительно очень хорошо. Возможности широкие, а стоимость существенно ниже.
      Ага , плюс полная замена всей инфраструктуры , начиная с подготовки технического персонала
      1. -2
        6 декабря 2019 10:05
        Ага , плюс полная замена всей инфраструктуры , начиная с подготовки технического персонала

        Да, я тоже это написал.
        Но тут вопрос в переобувание и переучивания под эти машины. Это не копейки...
        1. +1
          7 декабря 2019 18:03
          Вот поэтому хотелось бы , чтобы г-да минусаторы высказали свою кочку зрения .
          1. -1
            7 декабря 2019 18:15
            Так плюсы/минусы влияют на рейтинг (погоны), только лишь. Это просто пиксели, так что просто не обращайте внимание.
            Что с минусами, что с плюсами, вы можете писать одинаково, а это самое главное. Остальное же, как по мне - не важно.
    4. +1
      6 декабря 2019 17:38
      Цитата: Джек О’Нилл
      Но тут вопрос в переобувание и переучивания под эти машины. Это не копейки...

      тут замена всей инфраструктуры ВВС РБ (ЗИП, вооружение, переучивание летчиков и техников, другое ГСМ и т.д.), потому как никто не будет переделывать самолеты НАТО под стандарт РБ (РФ).
      Все это влажные мечты оппозиции.
      1. 0
        7 декабря 2019 00:32
        А главное Батьке нужно будет фильтровать базар, чуть только ляпнет что то не так, и всё, до свидания ЗИП, вооружение, ГСМ, через год это уже не самолёты а металлолом. Это же вам не ВВП, который обычно просто по улыбается и включает старую добрую пластинку про братскую дружбу и полное взаимопонимание.
  3. +2
    6 декабря 2019 06:18
    Да,Беларусь вряд ли будет воевать с кем нибудь из соседей-за неё будет воевать Россия!
    1. +11
      6 декабря 2019 07:34
      Россия за нее воевать не будет, Россия будет воевать за свои интересы в Белоруссии. Не дай бог такому случится.
    2. +3
      6 декабря 2019 07:40
      Более того, в силу небольшой территории воевать будет так или иначе очень недолго.
    3. 0
      6 декабря 2019 20:30
      В этом и проблема наших союзников, никто не может, точнее не хочет поекупать технику все ждут подарков подачек.
  4. +17
    6 декабря 2019 06:40
    Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей

    Если автор статьи изначально опирается на ложные данные и сам не в состоянии перепроверить информацию, которая есть в свободном доступе, и на этих предпосылках строит свои доводы, то статью в топку!
    1. 0
      6 декабря 2019 07:04
      Интересно, какой огромный парк Су-27 достался РБ? Один полк? Целых 30 самолётов (полк состоял и из МиГ-29)...
      1. 0
        6 декабря 2019 09:33
        Советский полк - это машин 40 с учетом УБэшек.
  5. -7
    6 декабря 2019 07:39
    Беларусь политически не самостоятельна. Ей вообще не нужна высокотехнологичная армия.

    При наличии собственных авиаремонтных заводов, можно насиловать труп советских истребителей почти бесконечно. Затраты будут ниже, а эффект тот же.
  6. +3
    6 декабря 2019 07:41
    Скорее всего, автор статьи и прав - для Беларуссии Су-30 в любой модификации избыточный самолет. Думаю самый подходящий самолет для них это модернизированный МиГ-29 (если выбирать из российских самолетов). Приобретение F-16 , Saab JAS 39 Gripen или «Тайфун» с «Рафаль» также не выгодно с точки зрение переобучение летчиков и технического персонала, а также переоснащение и строительства (или модернизация) соответствующей инфраструктуры.
    1. +6
      6 декабря 2019 07:55
      У меня к автору есть только одна ремарка. К одному из первых абзацев:
      Среди патриотов и националистов (по крайней мере, украинских) популярен тезис о том, что «самое лучшее Россия забрала себе».
      Я отлично помню те времена, потому что сам находился в ВС и именно в Украине.
      Так вот указанный тезис звучал в отношении раздела ЧФ. И там, действительно, Укровояк слегка облапошили. А к авиации таких слов не звучало. Наоборот, здраво понимали, что "стратеги" Ту нафиг никому не нужны и продать их по дешёвке никому не удастся!
      1. +2
        6 декабря 2019 09:11
        И правильно сделали. Судя по тому что осталось флота Украины.
      2. +7
        6 декабря 2019 09:17
        На флоте наши подсуетились, а вот остальное делили по местам приписки. Хотя все бомберы надо было забирать себе сразу, и даже если не в эксплуатацию, то на консервацию, сейчас бы у нас была приличная пачка нестарых машин под модернизацию. Но ведь в чем прикол, даже то, что взяли потом, взяли в счет газа. т. е. украинцы прекрасно понимая, что им самим эти самолеты не нужны, предпочли их распиливать, чем передать государству, которое их спонсирует.
        1. 0
          6 декабря 2019 12:22
          Цитата: EvilLion
          На флоте наши подсуетились, а вот остальное делили по местам приписки. Хотя все бомберы надо было забирать себе сразу, и даже если не в эксплуатацию, то на консервацию, сейчас бы у нас была приличная пачка нестарых машин под модернизацию. Но ведь в чем прикол, даже то, что взяли потом, взяли в счет газа. т. е. украинцы прекрасно понимая, что им самим эти самолеты не нужны, предпочли их распиливать, чем передать государству, которое их спонсирует.

          Как надо было забирать? Я в начале 90х ездил В командировку Узинь , забирал на регламентные работы двигатели НК12 с ту 95, машины были новые, недавно пригнанные , лётный состав украинцы, технари все с ближайших сёл, кто б перегнал машины?
          1. +1
            6 декабря 2019 12:25
            Командированные пилоты из РФ, кто же еще.
            1. +1
              6 декабря 2019 12:38
              Цитата: EvilLion
              Командированные пилоты из РФ, кто же еще.
              детский лепит , вы уж извините , машину надо заправить, машину надо запустить, так же диспетчера, или в гражданскую машину врезаться?
              1. +4
                6 декабря 2019 12:41
                Я не понял, для вас задача перегона техники стала непосильной? Если достигнутая такая договоренность, но на базе их не могут поднять, значит присылаем свой персонал. Хотя не очень понятно, как в начале 90-ых там могли исчезнуть специалисты. Это сейчас их нет, а тогда прошло несколько лет всего с развала Союза.
                1. 0
                  6 декабря 2019 12:45
                  Цитата: EvilLion
                  Я не понял, для вас задача перегона техники стала непосильной? Если достигнутая такая договоренность, но на базе их не могут поднять, значит присылаем свой персонал. Хотя не очень понятно, как в начале 90-ых там могли исчезнуть специалисты. Это сейчас их нет, а тогда прошло несколько лет всего с развала Союза.

                  Вы не внимательны, охрана аэродрома и весь персонал украинцы, кто б дал угнать. Тем более машины стояли без топлива, летали только ИЛ 76, в коммерческих целях , эти ИЛы вроде как были приписаны рязанским десантникам при Союзе
                  1. 0
                    6 декабря 2019 12:47
                    Никто не говорил угнать. Руководство РФ должно было потребовать передать эти машины, возможно с оплатой, если так не хотят, как потребовали и вывезли ядерное оружие.
                    1. +1
                      6 декабря 2019 12:49
                      Цитата: EvilLion
                      Никто не говорил угнать. Руководство РФ должно было потребовать передать эти машины, возможно с оплатой, если так не хотят, как потребовали и вывезли ядерное оружие.

                      Так Украина предлагала, только товарисч Ельцын не захотел, а вот содержать такие машины и тысячи персонала довольно дорого, и при том очень дорого
                      1. +2
                        6 декабря 2019 12:51
                        Ну зато теперь есть деньги делать новые борта. Про содержать я сказал, надо было законсервировать.
                  2. +1
                    6 декабря 2019 20:43
                    Ну если захотели то авианосец вывели, а тут самолеты перегнать, вопрос в том что в 90е они и России особо не нужны были.
    2. +3
      6 декабря 2019 08:31
      В Барановичах ремонтируют су-27-30 да и белорусская крылатая ракета аист не по зубам миг-29
  7. +9
    6 декабря 2019 07:49
    Статья нелепая, как и ссылки на господина Поротникова,известного белорусского блогера-оппозиционера(провокатор заурядный)
  8. +12
    6 декабря 2019 08:10
    РБ насколько известно получила самолёты по внутрироссийским ценам, то есть чуть более 50 млн $ за самолёт. 80 млн $ это стоимость СУ 30МКИ индийской сборки, автор как всегда не стал вдаваться в детали.
  9. 0
    6 декабря 2019 08:15
    Ну насчет движков есть вариант АЛ-31Ф М2. Назначенный ресурс 3000 час
  10. +9
    6 декабря 2019 08:29
    что протяженность страны с севера на юг составляет 560 километров, а с запада на восток — 650. В то же время у истребителя Су-30СМ практическая дальность составляет 3000 километров, а боевой радиус — примерно 1500. У Израиля территория в 10 раз меньше Поротников даже в армии не служил поляк .Вся белорусская оппозиция спонсируется Польшей
    1. +8
      6 декабря 2019 15:32
      И у Израиля есть F-15.

      А вообще весьма странное утверждение об избыточности. Дальность полета Су-30СМ составляет 3000 км, но это перегоночная дальность без ПТБ. Если слетать туда-обратно, то 1500 км, но:
      1) На самолет еще надо подвесить вооружение. Это снижает дальность.
      2) Самолет на цель летит согласно плану атаки, который может предусматривать обходы тех, или иных зон, а не по прямой.
      3) Самолет может лететь на малой высоте, где дальность ниже.
      4) Самолет в бою находится не нулевое время.
      5) Перехват или, наоборот быстрый выход из боя потребуют включения форсажа, а это увеличивает расход топлива раза в 3.5 минимум при росте тяги раза в полтора.

      Так что не вижу никаких оснований считать, что для Су-30СМ, взлетающего с подвеской ракет в 8 на перехват даже дозвуковой цели, имеющийся запас топлива избыточен. В тренировочных же полетах можно просто недоливать.
      1. +3
        7 декабря 2019 07:05
        Цитата: EvilLion
        Дальность полета Су-30СМ составляет 3000 км, но это перегоночная дальность без ПТБ. Если слетать туда-обратно, то 1500 км, но:
        1) На самолет еще надо подвесить вооружение. Это снижает дальность.


        ну и не правильно.Самолёту рассчитывают ттх именно с ПОЛНОЙ загрузкой т.е. су30 берёт 8 тонн вооружений и летит на 3000км.
      2. +1
        7 декабря 2019 09:03
        Цитата: EvilLion
        так что не вижу никаких оснований считать, что для Су-30СМ, взлетающего с подвеской ракет в 8 на перехват даже дозвуковой цели, имеющийся запас топлива избыточен.

        Бред про избыточности семейства СУ-27 идет от апологетов недо самолета МИГ-29.. БД этих машин все расставило по местам.. Еще беда в том что МИГ-29\35 с какого-то перепугу считают "дешевой" машиной, хотя внятных цен НИКОГДА никто не озвучивал, да и по использованию в течении всего летного сркоа семейство СУ выходило дешевле за счет большего ресурса как планера так и агрегатов.. Еще категорически не любят считать последствия разносортицы в видах вооружений, а именно она сожрет любую дешевизну однотипной техники! Су лучше Мига по всем параметрам? Да! Дороже(вроде как ) на 20% ну и что? обучение техников и пилотов, одни запчасти и инструменты обслуживания, одна номенклатура боеприпасов, и при этом БОЛЬШАЯ серия которая опять таки снижает стоимость КАЖДОЙ единицы, единая тактика БД . И что мы видим в итоге? Гораздо более совершенная машина при отсутствии головняка с разносортицой в войсках ,стоимостью почти равной по сравнению с менее боеспособной машиной с абсолютно разной конструкцией , обеспечением, обучением и тактикой применения.. За чем? Чтоб поддержать выродившееся еще 30 лет назад КБ Микояна? А ничего что это нанесет вред обороноспособности страны? Какие преимущества в двух типах самолетов? Цена? Дык её особо то и нет! Загрузить производство ? Но это решается другими методами,а не в ущерб в ВС страны.
  11. +11
    6 декабря 2019 08:33
    Автор если вообще не в теме лучше бы не писал ничего. Он просто не знает про стоимость обслуживание и ресурс двигателей а так же последующий кап ремонт например зарубежных самолетов. И сравнивать Су-30СМ с Су-30МКИ выпуска начала 2000-х это бред. Я работаю с этими машинами с 1997 года и прекрасно понимаю какие это разные машины внутри (а не сравнение внешнего вида планера) в отличии от автора который ссылается на непонятно кого. Тем более в РБ в Барановичах есть действующий АРЗ который спокойно будет делать кап. ремонты и необходимую модернизацию в том числе для этих машин и имеет соответствующие технологии, оборудование и компетенции.
    1. +5
      6 декабря 2019 09:24
      Не знаю на сколько в теме автор, но человек на которого он ссылается Андрей Поротников мягко говоря любитель-дилетант. Не имеющий к военной авиации никакого отношения, как и не знающий всех подробностей соглашения о поставку Белоруссии Су-30.
      Кроме как сделать небольшой скандальчик смысла в этой статье не вижу.
  12. +3
    6 декабря 2019 08:47
    Дорого, избыточно... А как вам 34 F-35 на $6,53 миллиарда для ВВС Бельгии, которая "вряд ли будет воевать с кем-то из своих соседей". Эконом вариант был, но отказались
    мы пробовали договориться с Российской Федерацией об окaзании помощи нам в решении этой сложной и очень затратной задачи. Взaмен получили предложение о размещении на нашей территории военно-воздушной базы России.
    1. +5
      6 декабря 2019 09:09
      Ущербный разбор ущербного вброса.
  13. +3
    6 декабря 2019 09:13
    Китайцы возьмут с Су-35С движки и поставят на свои. Автору самому-то не смешно? Зато Су-35С может взять 2 ПТБ, у Су-27 такой функции просто нет, а значит может достать какие-то там спорные острова. Хотя тоже как-то мелко. Скорее всего, раскосые братья навек просто хотят приобщиться к хорошему, раз свое у них только на страницах "Жиминь Жибао", или-как-там-она-называется. Су-30МКС в MRCA попасть не мог, т. к. это тендер на более легкий класс. В итоге MRCA практически провален, а Су-30МКИ служат.

    советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу


    А посмотреть хотя бы в Вики расходы топлива никак? И какие это двигатели для боевых самолетов сейчас делает Европа, которые лучше наших? По моторам сейчас расклад такой: США, Россия, ЕС, ничего в классе АЛ-41Ф Европа просто не предлагает. Китайцы еще лет 50 будут мучится, т. к. без серий в тысячи самолетов ни черта они не отладят.

    Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен.


    Если самолет отлетывает 200 часов в год, то за 35 лет будет 7000 часов. Такого ресурса даже самые долговечные части двигателя не обеспечат. Мотор раза 2 полностью заменят.

    то озвученная ранее в открытых источниках цена Су-30МКИ составляет 80 миллионов долларов


    Вот только РБ получает Су-30СМ за свои рублики по внутрироссийским ценам. Нет, ради бога, пусть берут "гриппен", сразу выложат столько, что Су-30СМ можно купить и 20 лет на эти деньги эксплуатировать.

    А вообще, сама РБ вполне могла бы обратиться по поводу покупки МиГ-29СМТ, который сейчас поставляется Египту или вписаться за МиГ-35, очевидно, что РСК "МиГ" получив контракт машин на 30 и финансы существенно бы ускорилось, а сам МиГ-35 мог выйти из ситуации в которую он попал, когда есть Су-35С, который хоть и дороже, но круче и уже доведен, повоевал, а МиГ-35 еще не один год допиливать до такого же уровня. Но ведь это денег надо, странно, что Рыгорыч не потребовал "сушки" совсем бесплатно, иначе он... А ХЗ, что он, достал он уже на запад уходить.

    Если РБ хочет, то наши, думаю, охотно продадут ей МиГ-29СМТ даже из наличия. Хотя бы 10-тилетние алжирские машины, в связи с перевооружением 14-го ИАП на Су-30СМ. По ресурсу эти МиГи еще батьку переживут, а там глядишь и просто тихо закроют литвинскую незалежность.
    1. -1
      6 декабря 2019 09:17
      Так Египет уже 2 мига потерял а их лётчики в российских вузах учатся есть что сравнивать
      1. +5
        6 декабря 2019 09:36
        А 14-ый ИАП за 9 лет ни одной машины не потерял. Ну и кто тут араб?
        1. -1
          6 декабря 2019 09:55
          Белорусы 2 самолёта потеряли за короткое время
  14. +1
    6 декабря 2019 09:36
    Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей»

    А кто ни будь знает особенности регламентных ремонтов двигателей F-16? Может за 35 лет которые самолёт летает, от первоначального двигателя остаётся только корпус с табличкой на которой выбит серийный номер. Американцы славятся подобными штуками. От корабля или самолёта в результате удара противника остался только обгорелый остов, но он не учитывается как уничтоженный. А числиться ещё несколько лет в составе пока не подходит время планового его списания по возрасту или по моральному устареванию.
    1. +3
      6 декабря 2019 10:01
      В боевых условиях списать могут на след. же день. Вопрос может быть в неясности статуса, но на практике оставленный корабль предпочитают добить, ну а после утонотия вопросы снимаются. Хотя "Белкнап", на момент сгорания устаревший, и который можно было с легким сердцем списать, построив новый корабль по совр. проекту, восстановили по полит. соображениям. А вот изготовить для самолета новый планер, т. е. фактически новый самолет и выдать это за ремонт, запросто.
  15. +1
    6 декабря 2019 09:45
    Тоже не пойму зачем.....может это маскировка российских Су30см..? А так нужен лёгкий универсальный истребитель типа Гриппена или FT17. Полностью совместимый с российскими системами вооружение и обмена информацией. Но у нас такого нет.
    1. 0
      6 декабря 2019 09:56
      Может что у России большая территория а самолёты су имеют большую продолжительность полёта ?
      1. -1
        6 декабря 2019 12:11
        У нас просто нет денег....а КБ МиГ плохо пережило распад СССР и только сейчас начнётся выпуск "нового" Миг35, и замены ему нет....
  16. +4
    6 декабря 2019 09:58
    Зачем перепечатывать статью польской газеты на русский язык. Статья поверхностная, а вот эта строчка меня просто в ступор поставила: "Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен." Это что, экспертное мнение?! Если пишите как специалист, будьте любезны, ссылайтесь на техническую литературу. А слова Лукашенко, тексты из газет Белоруссии и польши, оставьте себе. Статья никчемная.
  17. 0
    6 декабря 2019 10:29
    Цитата: EvilLion
    Советский полк - это машин 40 с учетом УБэшек.

    Там смешанный полк с МиГ-29, вот и считайте...
  18. +3
    6 декабря 2019 13:25
    В конце концов, вряд ли Беларусь будет воевать с кем-то из своих соседей.
    Это ключевая фраза, суть которой сводится к тому, что Белоруссия воевать вообще не собирается в принципе и ей не нужна ни армия ни дорогое вооружение. Для удержания власти "батьки" достаточно войск КГБ и МВД. Это США могут требовать от своих союзников обязательных расходов на оборону от 2-х до 4-х % от ВВП. В то время как все страны ОДКБ, в том числе и Беларусь на оборону тратят менее 1%. Спрашивается а зачем такие союзники, которые даже на словах крайне редко поддерживают Россию в ООН, не говоря уже о чем то большем как признание статусов Абхазии, Ю.Осетии и Крыма.
  19. +2
    6 декабря 2019 14:41
    А больные русофобией страны бывшего СССР чрезмерно дороги и бесполезны для РФ
    1. +1
      6 декабря 2019 17:16
      Так например если со странами прибалтики Россия разорвёт дипотношение и через свою территорию не пропустит всякие самолёты, грузы пыл поубавиться
    2. -2
      7 декабря 2019 11:59
      Цитата: Sapsan136
      А больные русофобией страны бывшего СССР

      Русофобии внутри РФ выше крыши. Кстати, РФ - "страна бывшего СССР". Исторически это всё вместе взятое и есть Россия.
      1. +1
        7 декабря 2019 14:14
        ВСЯ русофобия в РФ от патриотов иностранных государств заблудившихся в РФ
  20. -2
    6 декабря 2019 14:51
    Всё относительно. Перед Белоруссией выбор: налево пойдёшь - коня потеряешь, на месте стоять - всё потеряешь, и т.д. Надо выбирать. А выбор самолёта зависит от главного выбора. Буриданов осёл не смог сделать выбор из двух морковок и сдох.
    Что касается эксплуатационных качеств советской авиатехники, то они, как известно, уступают, так сказать, по известным причинам. Это было ясно как Божий день и до и после закупки и поставки самолётов.
    1. +1
      6 декабря 2019 17:26
      На счет что кому уступает,вопрос очень спорный...Судя по сгоревшим в Афганистане,Ираке,Сирии танкам Абрамс и Леопард-2 вся хвала в адрес этих танков это просто пустая реклама,хвала самих себя и похвала кукушки с петухом из известной басни Крылова..Я уж не говорю о таких шедеврах как Ф-104,получивших репутацию летающих гробов и ставших причиной страшного коррупционного скандала в НАТО
      1. -2
        6 декабря 2019 17:49
        Цитата: Sapsan136
        вопрос очень спорный...

        Читайте внимательней о чём идёт речь в моём посте: только об эксплуатационных качествах, а не о всех. На это ведь указывают "критики" из Белоруссии.
        1. +1
          6 декабря 2019 20:24
          А эксплуатация это цены на обслуживание,подготовку техников и пилотов и тут уж разница в чем и сколько платить ощутима,да и ТТХ это тоже эксплуатация,ведь куча Ф-104 просто разбились,из за высокой посадочной скорости и прочих косяков...а гибель самолета,это тоже расходы,на покупку нового самолета,а то и новых пилотов и устранение последствий на земле...
    2. -4
      6 декабря 2019 17:47
      Что до всего прочего,то думающая кому лучше продаться Белоруссия при таком раскладе России вообще не нужна...Проще сформировать в РФ еще одну армию и кормить ее ( она не предаст ) чем кормить самостийщиков,у которых или хата с краю,или еще хуже
  21. Комментарий был удален.
  22. -2
    6 декабря 2019 22:49
    Тут, как говорится, бери пока дают и от добра добра не ищут... И речь тут о ПВО всего союзного государства, а цифрам о количестве двигателей и стоимость самолётов в статье приводятся без ссылок на источники.
  23. 0
    7 декабря 2019 20:13
    Ф-16, Рафаль...с обслугой, под кредит...Так после этого и самолёты будут не нужны...Некому будет покупать.
  24. 0
    7 декабря 2019 23:37
    С Белоруссией все ясно. И лишняя информация об очередном унижении России не нужна.
  25. 0
    21 января 2020 23:17
    Как я понял, накат Батьки на интеграцию с Россией продолжается. Неправильные пограничники, нефть по ценам выше мировых, сейчас дорогие Су. Запасаемся попкорном. Продолжение следует. Вангую, в конце будет высокая стоимость земельных участков под Ростовом.
  26. 0
    28 января 2020 16:56
    Все хочет нахаляву и самолеты и нефть,а слабо интегрироваться в Союз!Сегодня прошёлся по сельскому хозяйству в Витебской области,убытки 10 млрд рублей РБ!