ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

49
ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

Крепкий хозяйственник


Если в поисковой строке любого интернет-браузера ввести ЗИЛ-131, то после трех-четырех фотографий обычного бортового грузовика обязательно обнаружится машина с «кузовом универсальным нормальных габаритов» (КУНГ). Первоначально на ЗИЛы монтировались подобные кузова от предшественника с индексом 157, но с середины 60-х в серию (разработчик – 38-й опытный завод) пошли обитаемые К-131 и КМ-131. Если говорить современным языком, то это были производственные модули, которые можно было монтировать как на грузовики, так и на прицепы. Основная задача кунгов заключалась в обеспечении более или менее сносных условий жизни и работы нескольких членов экипажа в тяжелых климатических условиях. Диапазон рабочих «забортных» температур составлял 1000 С (от +50 до -50), а максимальная высота над уровнем моря, куда мог забраться ЗИЛ-131 с таким кузовом, – более 4,5 км. Естественно, модуль был защищен от радиоактивной пыли фильтровентиляционными установками серии ФВУА, для отопления над кабиной располагались отопители типа ОВ, а панели герметичного кузова представляли собой сэндвичи из алюминия, фанеры и армированного пенопласта.












Интересно, что, кроме 38-го завода, разработкой модификаций кунгов занимались в кузовном отделе Всесоюзного (сейчас он Всероссийский) проектно-конструкторского и технологического института мебели, который относился к Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Во многом это был дом на колесах, которых в Советском Союзе для гражданских не делали, способный на какое-то время защитить жителей от последствий ядерной или химической войны. О том, сколько модификаций пережили фургоны типа К-131 и КМ-131 за 40 лет выпуска, какое оборудование в них монтировалось и где они выпускались, писать решительно невозможно, так как формат статьи по объему перейдет в книжную главу. Упомяну лишь, что кунги стали основами для техники радистов, зенитчиков, и, конечно, армейских инженеров с ремонтниками. Системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ включали в себя ЗИЛ-131 с мастерскими технического обслуживания МТО-70 и МТО-80, которые со временем обзавелись множеством узких специальностей. К примеру, МТО-4ОС предназначался для ремонта тяжелой 4-осной техники, а артиллеристам с танкистами полагались, соответственно, МТО-АР и МТО-БТ.


Один из вариантов модернизации ЗИЛ-131 с интегральным оперением и плоским остеклением

Среди экзотики можно выделить машину МЭС, служащую для ремонта электрики, инфракрасной и навигационной техники бронетанковых войск. В комплексах ПАРМ также были и традиционные бортовые ЗИЛ-131 с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, получившими общее имя АТ-1. В общем, ЗИЛ-131 стал базой для бесчисленного множество ремонтных машин, занятых в восстановлении всей без исключения гаммы вооружений советской армии.








Класс грузоподъемности ЗИЛ-131 позволил разместить достаточно объемные топливные цистерны, самой крупной из которых стала машина АТЗ-4,4-131, в которую входило 4400 литров солярки, керосина или бензина. В общей сложности такая цистерна на колесах позволяла обслуживать одновременно четыре потребителя. Родственные функции машины РХБЗ, только в цистернах у таких ЗИЛ-131 были жидкости для дегазации, дезактивации и дезинфекции. Примечательно, что многие кузова изготавливались на предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения. Для войск химзащиты выпускали обмывочно-нейтрализационную 8Т311М, дезинфекционно-душевую ДДА-3, авторазливочную АРС-14 и дегазационно-воздушный комплекс АГВ-3У на базе сразу четырех ЗИЛ-131.

Опытная техника


В материале «Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала» уже упоминались экспериментальные образцы техники на базе ЗИЛ-131, но для полноты картины не хватает нескольких штрихов.

Пожалуй, одним из немногих родов войск, где 131-й получил ограниченное применение, стали инженерные войска. Во многом это обусловливалось относительно небольшой грузовой платформой и умеренной грузоподъемностью. Все-таки для военных инженеров требовалась техника посерьезнее, поэтому многие ЗИЛ-131 не вышли из разряда опытных. Таким был эвакуатор легкой техники 38М2, способный тянуть за собой в полупогруженном состоянии неисправный «уазик». А вот об одном интересном эксперименте стоит рассказать подробнее. В 1969 году стартовала секретная программа «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля», которую курировали одновременно министерства обороны и автомобильной промышленности. В этом же году на заводе ЗИЛ изготовили три опытные машины, получившие шифр «Периметр».


Опытный ЗИЛ-131П за работой

На таких ЗИЛ-131 к раме сзади крепился нож бульдозерного типа, который на трех машинах различался толщиной: 10, 12 и 14 мм. Для подъема-опускания отвала была предусмотрена гидравлическая система. Естественно, вся эта конструкция весила немало и сразу на полтонны снижала грузоподъемность машины. Особенностью конструкции был прорезиненный фартук, который крепился к ножу. Механика работы «Периметра» была следующая: нож опускался на грунт, и машина медленно двигалась вперед, соскребая верхний слой почвы, который, в свою очередь, оказывался на фартуке, волочащимся за ЗИЛом. Когда необходимый слой был снят, водитель поднимал нож, а с ним и фартук, тем самым стряхивая собранный грунт. Испытания на базе инженерного ЦНИИ №15 показали, что машина, конечно, оригинальная, но её трансмиссия не была приспособлена к таким тяжелым нагрузкам и часто выходила из строя. При этом ЗИЛ-131П «Периметр» должен был работать не только для самоокапывания, но и над созданием укрытий для бронированной техники и артиллерии. Анализ доступной литературы по этому проекту говорит о высоком уровне секретности разработки (а может быть, забвения): авторы приводят разные даты испытаний, а фотографии машины до сих пор непросто найти.

Также без перспективы серийного производства осталось машина ЗИЛ-131Г, разработанная в 1968 году для боевой работы в условиях зараженной местности. Сложности в этом проекте начались, естественно, с герметизации кабины грузовика – защитить фактически гражданскую модель от пыли и газов оказалось непросто. Все отверстия закрыли чехлами-гармониками, а открывающиеся части дополнительно оборудовали резиновыми уплотнителями. Сварные швы промазали герметиками. От опускаемых стекол пришлось отказаться – на их место встали съемные оконные щитки, а для поддержания избыточного давления предполагалось установить фильтровентиляционную машину ФВУ-75.

Металлический полунаплавной мост «Пролет», установка которого планировалась на несколько сантиметров ниже уровня воды, должен был в конце 60-х годов перейти на базу машин ЗИЛ-131. Его приняли на вооружение, и в составе парка было 42 грузовика, но сложность и дороговизна изготовления поставила крест на армейских перспективах техники. С темой переправы связан ЗИЛ-131 модели КМС (комплекс мостостроительных средств), которая перевозила за кабиной одну из пяти частей сваебойного понтона тяжелого парка ТПП. В боевых условиях расчет парома (а это 47 человек) приводил технику в рабочее состояние за 15-20 минут и возводил сваи на водном объекте со скоростью 3-5 штуки в час.
















ЗИЛ-133

Теперь немного о гражданских экспериментах Завода имени Лихачева. Самым парадоксальным автомобилем серии ЗИЛ-131 стал… ЗИЛ-133. Во-первых, непонятно, почему у самосвала индекс оказался вдруг 133, а, во-вторых, сама концепция самосвала, задирающего свой кузов на несколько метров вверх, уже вызывает вопросы. Несмотря на то, что использовалась база полноприводного грузовика, передний мост был лишен карданного вала, а сама машина получила мудреное наименование «самосвал с предварительным подъёмом платформы». Неизвестно, о чем размышляли в начале 60-х годов инженеры ЗИЛа, когда заявляли для такой машины грузоподъемность сразу в 7 тонн! Представьте себе, насколько поднимется центр тяжести машины, опрокидывающей полный кузов в железнодорожный вагон – тут для заваливания всего грузовика хватит пары неловких движений. Это, в общем, и стало причиной списания разработки в разряд неудачных.






Много ЗИЛ-131 осталось захороненными в окрестностях Чернобыля

В 1971 году в Конаковском лесном хозяйстве на испытания вышел опытный лесовоз ЗИЛ-131Л с прицепом-роспуском ГКБ-Э9335, отличающийся от серийных машин коробкой отбора мощности для привода лебедки. Грузовик предполагалось нагружать пятью-семью тоннами леса, что оказалось неподъёмным для экспериментального прицепа. Он постоянно выходил из строя и требовал усиления конструкции. Да и сам ЗИЛ-131, честно говоря, был слабоват для такой работы. Поэтому тему под индексом Л оставили, а выход нашли в увеличении выпуска минских лесовозов на основе МАЗ-509.

С оружием за кабиной


Чтобы понять, насколько ЗИЛ-131 древний, просто представьте, что на его базу устанавливали вариант легендарной «Катюши» БМ-12НММ. Случилось это в 1966 году, и до начала 90-х годов реактивная установка применялась в армии в качестве средства пристрелки учебных полков. Это была последняя модификация легендарного оружия Победы. Позже на ЗИЛ-131 появились привычные нам «Грады» с 36-ю направляющими, которые, однако не получили особого распространения в армии. Все-таки платформа тяжелого «Урала» была крепче и лучше выдерживала залповые перегрузки.

Еще одной стезей ЗИЛ-131 в Советской Армии стала транспортировка ракет для многочисленных комплексов ПВО – С-125М «Нева-М», С-75М3 «Волхов», 2К12 «Куб-М1» и их модификаций.




Машины для праздника


Вьетнамский гантрак для войны

С Афганистана пошло веяние установки на шасси 23-мм автоматической пушки ЗУ-23-2, которые получило новое дыхание в Чечне, на Украине и во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке. Но настоящее чудо показали в 2016 году украинские инженеры, одев старенький ЗИЛ-131 в стальной панцирь. Так родился MRAP "Варта 6х6" со всеми атрибутами современного бронированного транспортного средства – V-образным днищем и взрывозащищенными сиденьями для 12 пассажиров и 2 членов экипажа. О дальнейшей судьбе разработки ничего не известно, скорее всего она так и осталась в единственном экземпляре.




Та самая "Катюша" на ЗИЛ-131






Украинская "Варта" — еще одно прочтение ЗИЛ-131








Еще немного экзотики. Пожарный ЗИЛ-131 АГВТ100. Реактивный двигатель ВК-IА создавал мощную газовую струю, которая смешивалась с водой и достаточно эффективно тушила горящие месторождения углеводородов

Даже в цикле статей невозможно детально рассказать обо всех нюансах истории легендарного капотного ЗИЛ-131. За рамками осталась пожарная техника, передвижные кухни, доставщики хлеба и еще много чего. 131-я машина постепенно уходит в историю, а вместе с ним и память о некогда великом автомобильном заводе имени Лихачева, который на излете карьеры машины предпринимал робкие попытки создания преемника.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 декабря 2019 18:24
    Много потрудился в армии 131-й, респект конструкторам и заводчанам! drinks У нас, вроде, ещё штабной "автобус" на нём был.
    1. +11
      10 декабря 2019 23:08
      Цитата: Doliva63
      Много потрудился в армии 131-й, респект конструкторам и заводчанам! drinks

      К сожалению, так никто и не ответит (желательно уголовно), что ЗИЛ и АЗЛК «оптимизировались».
      1. +3
        12 декабря 2019 19:28
        Цитата: Проксима
        Цитата: Doliva63
        Много потрудился в армии 131-й, респект конструкторам и заводчанам! drinks

        К сожалению, так никто и не ответит (желательно уголовно), что ЗИЛ и АЗЛК «оптимизировались».

        Почему вы только про ЗиЛ и АЗЛК? А за остальную страну?
  2. +14
    10 декабря 2019 18:28
    Взвод принял после училища - все станции были на 131, потом второй взвод - там уже чересполосица: шишиги и Уралы -357, а вот когда мне далее достались Уралы-4320, особенно с МАЗовским движком, то радости не было предела! Но ЗИЛ вещь - по проходимости немного уступал вышеперечисленным, но по простоте эксплуатационного обслуживания не было равных! Зимой, правда, мог и гемора добавить.
  3. +4
    10 декабря 2019 18:42
    Давно мечтаю о 131 с кунгом для путешествий и охоты, но все пока не получается. Машина красивая, с хорошими ходовыми качествами. Нравится смотреть ролики по преодолению бездорожья с его участием.
    1. +9
      10 декабря 2019 18:51
      Доброго вечера всем!На мой взгляд самая красивая машина из линейки грузовиков ЗиЛа.И да труженик,несомненно!
  4. +2
    10 декабря 2019 19:12
    Резануло, что "КУНГи стали основами для радистов, зенитчиков....", т.е.проводники, ЗАСовцы и прочие нервюки армии их не получили? )) не радисты, а связисты одним словом ))
  5. +3
    10 декабря 2019 19:19
    Спасибо. Как и раньше было интересно читать.
    От себя добавлю, что лично видел на параде Независимости в Ашгабаде "грады" на ЗиЛ 131. Ещё тогда очень удивился, потому, что не знал раньше об этой версии)))
  6. +10
    10 декабря 2019 19:23
    Насколько я помню КУНГ — аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого габарита. Габаритные размеры кузова на шасси при погрузке на универсальную железнодорожную платформу должны вписываться в габарит подвижного состава. А не "машина с «кузовом унифицированным герметизированным»"
    1. +4
      10 декабря 2019 21:27
      Нулевой габарит - это европейский ж.д. габарит, который меньше русского/советского.
      1. +4
        10 декабря 2019 22:08
        Цитата: loha
        Насколько я помню КУНГ — аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого габарита.

        Цитата: Гончар
        Нулевой габарит - это европейский ж.д. габарит, который меньше русского/советского.

        КУНГ — аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита.. Габаритные размеры кузова на шасси при погрузке на универсальную железнодорожную платформу должны вписываться в габарит подвижного состава О-ВМ.
        Габаритом подвижного состава называется предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание внутри которого должен размещаться подвижной состав, как в груженом, так и в порожнем состоянии, находящиеся на прямом горизонтальном участке пути.

        Относится ко всем типам вагонов и имеет восемь видов:

        1. 1T, T , Tпр, Тц, – Россия, СНГ, Монголия( ширина колеи- 1520 мм)

        2. ОВМ, О1ВМ, О2ВМ – Россия, СНГ, Европа (ширина колеи 1520 и 1435 мм)

        3. О3ВМ — самый маленький габарит – Россия, СНГ Европа, Азия.
  7. +6
    10 декабря 2019 20:30
    Наверняка многие помнят их запах бензина......ностальгия......) автору спасибо!
    1. +1
      11 декабря 2019 01:04
      Цитата: Alien From
      Наверняка многие помнят их запах бензина......ностальгия......) автору спасибо!

      Звук двигателя ни с чем не перепутаешь, а центрифуга! Как она поёт колыбельную... Хотя и на 130-м так же.
  8. +6
    10 декабря 2019 21:02
    память о некогда великом автомобильном заводе имени Лихачева

    Бродил по его корпусам после выезда, но до сноса некоторых из них. Стеллажи с альбомами чертежей, светостолы (советский "ксерокс" для больших форматов), разбросанные папки с какими-то бумагами - когда-то все это было нужно стране, а сегодня земля под застройку оказалась нужнее завода и его инженерного наследия.
    1. +4
      10 декабря 2019 21:32
      131-е ещё долго выпускал завод в Новоуральске, но, сейчас, кажется, и он сдался. Зил ещё 10 лет назад выпускал по 1000 машин в год, и то в основном по горзаказу Москвы, пока покойный Лужков был мэром. Уже тогда завод был обречен, конкурентных моделей у него не было.
  9. +8
    10 декабря 2019 21:38
    Лучшее творение советского военного автопрома с карбюраторными двигателями! Зима, минус 35,пустыня Гоби, МТО-80 кунг прогрет буржуйкой, тепло, чай закипел, тушенка согрета... Сколько уже лет прошло, а приятные воспоминания о тех временах душу и сейчас греют!
    1. -1
      10 декабря 2019 22:11
      Немецкий пластиковый Трабант, Прага, минус 19. На полтыка заводится и на работу с дымом во всю улицу. Как всё было хорошо, когда мы были молодыми. Только живём сегодня, а не позавчера.
  10. -3
    10 декабря 2019 21:50
    Расход топлива составляет 35-40 литров бензина на 100 км. Это диверсия направленная на ликвидацию народного хозяйства любого частника или государства, кто или которое эту машину купит. Железо надёжное? Лом тоже, не одно поколение выдержит.
    1. +5
      10 декабря 2019 22:28
      Ну. с расходом мы не парились абсолютно, особенно зимой. Машина ставилась на стоянку только с ПОЛНОСТЬЮ заправленными баками.
    2. +4
      10 декабря 2019 22:30
      На мой взгляд, эта машина только для армии и тех, кто работает в экстремальных условиях.
  11. +9
    10 декабря 2019 23:03
    Статья хорошая автору спасибо!

    Только насчет ЗИЛ-133 непонятки. Насколько помню это никак не самосвал а просто сильно удлиненный ЗИЛ-130.


    И да, его грузоподъемность 8-10 тонн. :)
    1. +4
      11 декабря 2019 00:12
      Ну и с ПАРМом немного напутал.
    2. +3
      11 декабря 2019 01:34
      На фото 133гя. Дедушка камаза. Или просто 130 с длинной рамой и двумя двускатными мостами
    3. +7
      11 декабря 2019 07:36
      Спасибо за комментарий! ЗИЛ-133 един в двух лицах. Первый - это экспериментальный самосвал, о котором идет речь в статье (ему еще добавляют в индекс букву С). Второй - это серийный ЗИЛ-133ГЯ или "Крокодил". Их объединяло одно - отсутствие привода на переднюю ось.
    4. 0
      11 декабря 2019 17:06
      На Агрегатах КАМАЗ...
      1. +3
        11 декабря 2019 17:49
        КАМАЗ изначально разрабатывался на ЗИЛе. Поэтому, тут точнее будет сказать, что КАМАЗ на агрегатах ЗИЛа.
        1. +1
          11 декабря 2019 18:08
          Именно так , как написал я. КамАЗ и его дизель уже запустили и они производились, но тяжёлых грузовиков с дизелем не хватало. Вот сделали такого франкинштейна
          1. +2
            11 декабря 2019 18:19
            Чего сразу франкенштейн? Мне вот ЗИЛ-133ГЯ вполне симпатичен. Да, длинноват и неповоротлив, но харизматичен и таких сейчас не делают.
  12. +1
    10 декабря 2019 23:11
    Когда увидел как то Катюшу на базе ЗИЛ 131 , подумал, что неуклюжая поделка, Так как в армии 131 воспринимался как вполне современный автомобиль, а Катюша - как история
    Потом узнал, что и такие были
    1. +2
      11 декабря 2019 09:42
      Я такое подумал про БМ-13 на ЗИЛ-157, а потом узнал, что такие были
      1. +3
        11 декабря 2019 09:49
        У 157 архаичный внешний вид, а 131 до сих пор смотрится не таким уж древним, а так, слегка устаревшим
        1. +3
          11 декабря 2019 09:52
          Вид может и архаичный, но всё равно симпатичный! Про 131-й согласен!
  13. +6
    11 декабря 2019 02:57
    Ох ты уже новая модель... Мы тут в лесу еще на 157 кругляк таскаем....
    1. +3
      11 декабря 2019 05:45
      Неудивительно. Выпуск 131-го и 157-го завершен почти одновременно, но 157-й дешевле, экономичней, неприхотлив и т.д. Как старый конь.... В конце 80-х я с удовольствием получал 157КД для транспортной группы эксплуатации. Для воинов машина в самый раз. Легко ремонтируется, рихтуется и ребята становятся водителями.
  14. +4
    11 декабря 2019 05:08
    Автору спасибо за статью. Напутал конечно с КУНГом и ещё пара абзацев вызывает сильные сомнения. Много чего не написано, но про эту машину можно книги писать, в статью не впихнешь.
    У меня от 131 го остались двоякие воспоминания, да надёжный (при должном уходе), да проходимый (если в колонне УРАЛ имеется), да комфортный (но спать лучше в кабине 66, или в КРАЗа) но это покуда бензинки было несчитано. Как пошла мода заправлять под расчёт - хоть плачь. Любая неисправность приводила в увеличению и так несусветного расхода топлива и машины приходилось с маршрутов собирать на цукундере.
    Так что 131 ЗИЛ это машина Советских Вооруженных Сил а не настоящего времени.
  15. BAI
    +1
    11 декабря 2019 09:29
    Автор пропустил машины для перевозки специзделий. Там кунги были другой формы.
  16. +1
    11 декабря 2019 09:41
    В детстве прочитал о новом грузовике- ЗИЛ-169 и стал выискивать их в своём городе. Увидел, как мне показалось, его и считал удачей встречу с ним- такая у меня стала примета! Через несколько лет выяснилось- ЗИЛ-131, но с кабиной синего цвета! Неудивительно- в МОЁМ городе все ЗИЛ-131, и не только они, были цвета хаки! Про ЗИЛ-133 впервые прочитал в журнале *За рулём* , а потом несколько раз увидел *живьём*- красавец!
  17. 0
    11 декабря 2019 10:01
    У меня на участке дачном по началу КУНГ стоял.я его еще буржуйкой оборудовал..красота!ну и целый ряд еще для так скажем минимума комфорта...так с ним и продал...
  18. +1
    11 декабря 2019 11:43
    В Мексике запустили производство грузовиков и седельных тягачей ЗИЛ, технологическая оснастка для которых была приобретена в Москве.

    Завод, получивший название Zil Nouvo, расположен в городе Пуэнте-де-Истла на юге страны. Компания-владелец предприятия закупила все необходимое для старта производства в России и за два года смонтировала приблизительно 60% оборудования для выпуска классических тягачей на базе ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331.

    https://m.tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/2019761634-Sa4DR.html

    да так глядишь, и производство 131 мексиканцы возобновят.
  19. +1
    11 декабря 2019 11:57
    Для тех кто умничает - КУНГ Кузов Универсальный Нормальных Габаритов. И забыли армейского трудягу, героя Чернобыля АРС-14.
  20. exo
    +1
    11 декабря 2019 11:59
    Завод,искренне жаль. Интересные и нужные машины,выпускали.
  21. +1
    11 декабря 2019 14:18
    "Позже на ЗИЛ-131 появились привычные нам «Грады» с 36-ю направляющими, которые, однако не получили особого распространения в армии"
    Назывался "Град-1" , пусковая 9П138. На Дальнем Востоке их много было, у меня в отделе все площадки открытого хранения заставлены ими были с ТЗМ по 2 на пусковую.
  22. -1
    11 декабря 2019 16:12
    Зил-131 имел бензиновый двигатель и этим все сказано. Ни в одной развитой стране мира грузовики не ходили на бензиновых двигателях, только на дизелях. Это еще раз подтверждает наше отставание в двигателестроении. Кстати и сейчас, когда рекламируют новейшие КАМАЗы, то пишут, что они оснащены двигателями Камминз
    1. 0
      12 декабря 2019 14:35
      не дай бог случись война, всю тяжесть перевозок будут тянуть старички(если остались на хранении),это ЗиЛок и ГАЗон с карбюратором можно легко отремонтировать в чистом поле и завести в лютые морозы. а вот КамАЗ с двигателем камминс наврят ли..
      1. 0
        4 июля 2021 15:55
        Еще служат их сотни тысяч в запасе.
  23. +1
    11 декабря 2019 17:05
    Расскажите про наследника 131го с новой кабиной ЗИЛ...
  24. +1
    13 декабря 2019 14:19
    У нас в ЗГВ на базе ЗиЛ-131 был полевой КП ПВО 20 ОА В/Ч 47401 , назывался "Бабочка". Два 131-х становятся параллельно друг другу на некотором расстоянии, далее как трансформер силами Л/С выдвигаются складные полы и ставятся опоры, далее по виду кунг раздвигает сложеные гармошкой стены и раздвигается крыша. В итоге КТУ(Командно Технический Пункт ПВО) давольно солидной площади, комутируется связи, есть место для ЦБУ и планшетистов, отслеживай воздушного супостата и команды выдавай наличным силам для противодействия и уничтожения воздушного врага!
  25. 0
    17 декабря 2019 19:29
    Украинская Варта - это, разве, не Урал-4320?
  26. 0
    4 февраля 2020 06:11
    хорошая,надежная,рабочая лошадка.