Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»
На грани катастрофы
Потребность фронта в огромном количестве танков дала о себе знать уже в первые дни войны. Нарком Вячеслав Александрович Малышев на одном из совещаний зачитал сводки с фронтов:
В книге Д. С. Ибрагимова «Противоборство» приводится эмоциональная реакция наркома на сводки:
Действовать в сложившейся обстановке пришлось оперативно и не совсем в соответствии с предвоенными планами.
12 сентября 1941 года было сформирован особый Народный комиссариат танковой промышленности, в который первоначально вошли исконно «танковые» предприятия. Это харьковские заводы №183 (сборка Т-34) и №75 (дизели В-2), ленинградские Кировский завод (КВ-1) и №174 (Т-26), московский завод №37, занятый на производстве плавающего танка Т-40, мариупольский завод имени Ильича, выпускающий бронесталь для Т-34, а также завод имени Орджоникидзе (бронекорпуса для амфибии Т-40).
Стремительное продвижение вермахта заставило искать новые площадки для этих и других заводов на территории Урала. Вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле в соответствии с планом эвакуации должен был принять из Харькова производство танков Т-34. Свердловский Уральский завод тяжелого машиностроение получил множество оборонных предприятий, в том числе Ижорский завод, а на Уральский турбинный завод переместили мощности по сборке дизелей кировского завода. В октябре 1941 года сформировали Уральский комбинат по производству тяжелых танков, костяк которого составлял Челябинский тракторный (о возведении которого шла речь в предыдущих статьях цикла) с размещенным на его площадях кировским заводом. Поставками бронекорпусов и башен занимался Уралмаш, а турбинный завод частично обеспечивал комбинат дизелями. Однако изначально в планах советского руководства все было несколько иначе.
Интересна история с эвакуируемым Ленинградским государственным заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова, который производил танки Т-26 и осваивал Т-50. Первоначально заместитель наркома среднего машиностроения С. А. Акопов в конце июля 41-го года предлагал разделить предприятие на две части: одну переместить в Москву для освоения производства Т-50, а вторую перебросить в Челябинск и развернуть сборку тяжелых танков. Но от такого предложения отказались в пользу полной эвакуации производства на Челябинский тракторный, а кировский завод должен был отправиться на нижнетагильский Уралвагонзавод. Спустя некоторое время нарком Малышев вообще решил переместить завод №174 на паровозостроительное предприятие в Оренбурге или, как он тогда назывался, в Чкалове. В спор тогда вступил заместитель наркома путей сообщения Б. Н. Арутюнов, который был категорически против – размещение крупного танкового производства в Чкалове парализовало бы часть ремонтных мощностей для паровозов.
Такие лихорадочные решения объяснялись достаточно просто: мобилизационная доктрина Советского Союза не предполагала, что враг вообще будет способен на столь стремительное продвижение вглубь страны, и о массовой эвакуации предприятий на восток думали в последнюю очередь.
В современной исторической науке, посвященной Великой Отечественной войне, существует два противоположных мнения относительно успешности эвакуации промышленности. В соответствии с традиционной советской точкой зрения, эффективность эвакуации никто не оспаривает: целое индустриальное государство было в короткие сроки успешно перемещено далеко на восток. Так, в книге «Экономический фундамент Победы» напрямую указывается, что
В продолжении читаем:
Или можно встретить вот такой миф:
Современные историки, получившие доступ к архивам (к примеру, сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Никита Мельников), опровергают подобные утверждения. Наряду с тем, что историки соглашаются с неизбежностью эвакуации именно на Урал, в статьях можно встретить свидетельства неразберихи и откровенного отставания темпов эвакуации от требуемых сроков. Огромной проблемой стала неразвитая транспортная сеть Урала, когда остро не хватало шоссе, а существующие железные дороги были в плохом состоянии. Так, уральская железная дорога только на 1/5 был двупутной, что осложняло одновременную переброску резервов на фронт и эвакуацию промышленности на восток. В отношении формируемой «большой тройки» танковых заводов в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске есть множество свидетельств неудовлетворительного хода эвакуации осенью 1941 года. Так, 25 октября Молотовский обком констатировал недопустимую ситуацию с приемом составов на нижнетагильской станции Гороблагодатской, где 18 поездов оказались просто «брошенными», а, в общей сложности, 1120 вагонов подолгу простаивали с оборудованием и людьми. Поэтому говорить о 3-4 неделях, за которые эвакуируемые заводы вступали в строй на Урале, говорить совсем не приходится.
Но вернемся к Челябинскому тракторному заводу, который, в соответствии с постановлением от 19.08.1941 года должен были принять весь ленинградский завод легких танков №174. Первые эшелоны с демонтированным оборудованием вышли из северной столицы на Урал уже в конце августа. Также в Челябинск направилась часть оборудования из ижорского завода, предназначенное для производства корпусов Т-50. Собственно, все подготавливалось для создания на ЧТЗ крупного производства не тяжелых, а легких танков. На кировский завод к 30 августа успел перебросить в Нижний Тагил на вагоностроительное предприятие 440 вагонов оборудования с рабочими и семьями. И если бы история сложилась в соответствии с этими планами, кузницей отечественных тяжелых танков Победы стал бы Нижний Тагил. Но немецкое наступление на Украине поставило под угрозу захвата Харьковский завод №183 им. Коминтерна, который требовалось во что бы то ни стало эвакуировать на восток страны. А это, между прочим, не менее 85 тыс. кв. метров площадей, которые найти было очень сложно: Урал был уже насыщен практически до предела. Единственной площадкой, способной разместить столь крупное производство, оказался Уралвагонзавод, на котором, напомню, уже развертывались кировский завод и производство танков КВ. В этот момент и принимается судьбоносное решение о переброске кировского завода в Челябинск. А куда девать составы с оборудованием с ленинградского завода №174, которые уже шли по железной дороге на ЧТЗ? В Чкалов, как того ранее и хотел Малышев, а мощности ижорского завода переводились на Саратовский вагоноремонтный.
Из Харькова и Ленинграда в Челябинск
Примечательно, что единственным танковым предприятием, которое было эвакуировано в соответствии с довоенными мобилизационными планами, стал Харьковский моторный завод №75. Об этом упоминается в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером харьковского моторостроительного, поэтому логично было в случае эвакуации разместить мощности именно на его базе. 13 сентября 1941 года нарком Малышев подписал приказ о поэтапной переброске целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено сразу 1650 вагонов. В первую очередь эвакуировали служащих и половину оборудования (комплекты штампов для производства В-2, испытательные стенды и около 70 человек инженеров с рабочими), чтобы уже к 25 октября принять вторую волну эвакуации. 18 сентября первый эшелон из Харькова отбыл в Челябинск. Туда же должны были уйти часть производственного оборудования Мариупольского металлургического завода имени Ильича, однако эта эвакуация закончилась трагедией. Завод, занятый на производстве танковой и судовой брони, успел за сентябрь 1941 года отправить в Нижний Тагил (туда уходила основная часть оборудования) сварочные аппарата, сварочные щиты, готовые корпуса, башни и заготовки к ним. А уже 8 октября в Мариуполь вошли немцы, которым достались вся производственная оснастка, вагоны, наполненные оборудованием, и большая часть рабочих завода.
Совет Народных Комиссаров СССР 4 октября предписывает эвакуировать танковое производство Кировского завода вместе с кадрами на базу Челябинского тракторного. Производство артиллерийских орудий этого же завода переводилось в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения, который также получал бронекорпусное производство танков КВ от Ижорского завода. Надо сказать, что руководство СССР откровенно затянуло с эвакуацией производства тяжелых танков из Ленинграда – все до последнего думали, что немцев удастся остановить. При этом фронт постоянно требовал новые танки и перерыв на эвакуацию на несколько месяцев срывал поставки. В итоге железнодорожная ветка, по которой можно было вовремя перебросить завод на Урал, была перерезана немцами. Поэтому оборудование кировского завода и рабочих перевозили до станций Ладожское озеро и Шлиссельбург, перегружались на баржи и по Ладожскому озеру и реке Волхов переправлялись до железнодорожной станции Волховстрой, откуда на ж/д составах уходили вглубь страны. Отдельно самолетами из осажденного Ленинграда до Тихвина перебросили 5000 самых важных инженеров, квалифицированных специалистов и руководителей кировского завода.
Групповой снимок работников Кировского завода наркомтанкопрома в г. Челябинске
Цех по сборке танковых двигателей на Челябинском Кировском заводе. Слева направо: бригадир Д.А. Кваша и члены его бригады, слесаря-сборщики М.И. Рыжков и Н.Н. Терентьев
В общей сложности эвакуация в Челябинск закончилась только с прибытием последнего эшелона в январе 1942 года. Для приема оборудования из Ленинграда был построен новый механосборочный корпус площадью 12 тыс. кв. метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тыс. кв. метров. Также во второй половине 41-го года расширили механический цех на 15,6 тыс. кв. метров и построили ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тыс. кв. метров. Так появилось объединенное предприятие — кировский завод, который единственный в стране выпускал тяжелые КВ-1, а также стал крупнейшим центром танкового дизелестроения – в его «портфолио» был В-2 и недолго младший брат В-4 для Т-50. Руководителем «Танкограда» стал Исаак Моисеевич Зальцман (также он занимал должность заместителя наркома Народного комиссариата танковой промышленности), настоящий «танковый король», биография которого требует отдельного рассмотрения.
При этом ЧТЗ не ограничивал себя исключительно танками. На 22 июня 1941 года только один цех завода был занят на сборке КВ-1 и к началу войны успел выпустить 25 тяжелых танков. Основной продукцией были трактора С-65, С-65Г и С-2, сборку которых прекратили только в ноябре. Всего до конца 1941 года было собрано 511 танков КВ-1.
Через три дня после начала войны руководители завода получили шифротелеграмму с приказом о начале производства боеприпасов, как того требовал мобилизационный план от 10 июня 1941 года. Это были 76-мм и 152-мм снаряды, а также цилиндры к 76-мм боеприпасам. Кроме этого, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали ЗАБ-50-ТГ к реактивным снарядам М-13 – в общей сложности их было сделано 39 тыс. штук. 600 тыс. лент к пулемету Березина также были изготовлены на ЧТЗ в первый год войны, вместе с 30 металлорежущими станками и 16 тыс. тонн стального проката.
Продолжение следует…
Информация