Военное обозрение

Операция «Зет»: небо в огне

58
Операция «Зет»: небо в огне

Воздушный бой над городом на картине китайского художника


Продолжение рассказа о подвиге советских лётчиков-добровольцев в войне за независимость Китая. Смотрите начало в предыдущей статье: "Сталинские соколы в небе Китая".

Истребители


Нашей истребительной авиации в Китае, состоявшей из современных на тот момент самолётов И-16 и И-15бис, выпала самая тяжелая доля войны. Самолёты с первых часов прибытия на передовые аэродромы вступили в неравный бой с превосходящими силами противника. Потеряв своего командира, В. Курдюмова, первая группа вступила в бой уже 21 ноября 1937 года. В бою с 20 японцами 7 наших И-16 над Нанкином сбили без потерь 3 японских самолета (2 истребителя И-96 и 1 бомбардировщик). В следующий день группа Г.М. Прокофьева одержала свою первую победу в бою шести наших И-16 против шести И-96. 24 ноября 1937 года шесть И-96, сопровождавших группу из восьми бомбардировщиков, повредили три из шести перехватывающих И-16, а сами японцы одержали две победы.

Из воспоминаний полковника авиации Д.А. Кудымова:

Японцы висели над городом без перерыва... Делали по пять-шесть вылетов за день. Мы взлетали группами по пять-шесть самолетов против 50 бомбардировщиков и 20-30 истребителей противника… Нас спасали только наглость, находчивость и полная неразбериха в небе, которое было густо забито вражескими самолетами, спешившими сбросить свои бомбы на город и расчистить путь для новой армады бомбардировщиков…

1 декабря 1937 года истребители, защищавшие аэродром Нанкин, сбили или повредили около 10 бомбардировщиков и 4-х истребителей. Два наших И-16 были сбиты, их пилоты спаслись на парашютах. 2 декабря над Нанкином советские летчики-истребители без потерь сбили 6 бомбардировщиков. 3 декабря наши добровольцы сбили 4 японских самолета.

Японский палубный истребитель тип 96 (Mitsubishi А5М) обладал преимуществом в горизонтальной плоскости и всегда старался навязать свою тактику боя, но наши истребители переводили бой в вертикальную плоскость, где они были в более выгодном положении. При атаке они уходили «свечой» вверх – такой манёвр многим спас жизнь.


Японский палубный истребитель тип 96 (Mitsubishi А5М)

Наши ветераны авиации рассказывали, почему атака сверху более опасна для самолёта, чем обстрел снизу. Оказывается, что зажигательная пуля, попавшая в бензобак сверху, воспламеняет пары бензина, а при попадании в бак снизу она не успевает поджечь холодный бензин. Потому для них так важно было в бою находиться над самолётом противника.

Генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза А.С. Благовещенский рассказывал, что потери у них тогда были ежедневно. Для себя он считал, что из этой командировки ему не суждено было вернуться живым, но он ошибался.

Чтобы вы представляли условия боя, скажу, что радиосвязи между самолётами не было (радиостанции были демонтированы ещё на заводе «для снижения веса машин», но я думаю, что из-за режима секретности операции). Вопросы управления решались на уровне звена. Командирский самолёт подавал всем ранее оговоренные сигналы, а изображенная на земле аэродрома стрела указывала вероятное направление появления противника. Самолётов край как не хватало, двигателям сами техники увеличивали рабочий ресурс до 120 часов и более вместо положенных 100 часов. Летали до тех пор, пока из патрубков не повалит густой дым. Техники не покидали неисправный самолёт, пока он не будет починен. В полевых условиях они восстанавливали пробитые пулями радиаторы, выправляли погнутые винты. Ночевали тут же, под крылом, от усталости забывая о водившихся здесь змеях, скорпионах, фалангах. Из-за недостатка воздушных стрелков их заменяли сами техники. Их в шутку ещё называли «крылатые техники» или «летающие спиной вперед». Они порой разделяли горькую участь своего экипажа. Так был казнён японцами выпрыгнувший с парашютом из горящего СБ техник-стрелок Домнин. Погиб в воздушном бою техник-стрелок И. Александренко, техник А. Курин получил тяжелое ранение живота.

Во время наступления японцев на Нанкин произошел незаурядный случай. Наш лётчик Жукотский не мог взлететь, пока техник не починит мотор его самолёта. Механик Никольский старался изо всех сил. Он успел, но самолёт-то одноместный и, чтобы взять механика на борт, пришлось при заведенном двигателе отсоединить и выбросить аккумулятор, а вместо него втиснуть механика. Так вдвоём они и взлетели перед самым носом у наступающих японцев.

Но наши соколы сумели-таки «повыдёргивать перья из хвоста» прославленным японским асам с нарисованными на фюзеляжах красными стрелами и прочей «королевской» атрибутикой. На допросах пленные японские лётчики вели себя вызывающе нагло, не признавая своего поражения. Их шелковые шарфы были исписаны иероглифами с призывами к мужеству и храбрости, но это им не помогло избежать поражения.

Из воспоминаний полковника авиации Д.А. Кудымова о бое в небе над Наньчаном в феврале 1938 года:

Быстро сближаемся. Благовещенский со своим звеном нацеливается на флагманский бомбардировщик, мое звено идет замыкающим. Вдруг замечаю наверху тройку И-96, пикирующих со стороны солнца. Подаю сигнал ведомым — следовать за мной — и круто разворачиваюсь навстречу атакующим истребителям…
Лобовая атака. Расходимся на встречных курсах на вертикалях. Завязывается бой. Главное сделано: эти уже не помешают Благовещенскому.

В том бою Благовещенскому посчастливилось сбить «непобедимого», судя по молниям на фюзеляже, японского полковника. А Кудымов успел вовремя выбраться из перевернувшегося при жесткой посадке «на брюхо» горящего истребителя. Его взяли в плен сбежавшиеся крестьяне, но, увидев «охранную грамоту», доставили с «эскортом» раненого на носилках в госпиталь. Благовещенскому тоже досталось — пуля чиркнула по боку, но спасла жизнь бронированная спинка кресла, при осмотре которой нашли следы от пуль, летевших ему в спину.


Атака китайских истребителей на японские бомбардировщики

Истребители защищали аэродромы и населённые пункты от налётов японской авиации, многократно превосходящей их по численности. Ожесточённые бои происходили в небе над городом Ухань – сердцем Центрального Китая, ставшим командным центром войск после захвата столицы. Особо тяжелыми наши лётчики считают три воздушных боя 1938 года, в которых погибла почти сотня советских лётчиков-добровольцев. В первом бою 15 февраля было сбито 12 японских самолётов. В день рождения своего императора 29 апреля японцы захотели взять реванш. Разбомбить стратегические объекты Ханькоу вылетела целая армада японских самолётов, но помогла китайская разведка. Командование советских летчиков-добровольцев во главе с П.В. Рычаговым узнало о готовящемся налете и заранее скрытно перебазировало истребители с аэродрома Наньчана в Ханькоу, усилив группировку. В бою участвовало более сотни самолетов с обеих сторон, но численный перевес впервые был в нашу пользу. Помог фактор внезапной атаки. Вёл истребителей в бой А.С. Благовещенский, первый встретивший авиагруппу противника. Связанные боем японские истребители не смогли защитить свои бомбардировщики. Беспорядочно побросав бомбы, те повернули обратно. Разобщённые и тихоходные они стали лёгкой добычей для наших истребителей. Летевшая следом группа бомбардировщиков развернулась и на форсаже стала удаляться. Японцы тогда потеряли 20 самолётов (8 бомбардировщиков и 12 истребителей), но и мы недосчитались двух истребителей. Праздник был сорван, и день рождения японского императора обернулся для страны трауром. В крупном бою 31 мая 1938 года погибло более десяти наших лётчиков, но было сбито 7 вражеских самолётов. В этот день возле города Ханькоу совершил свой воздушный таран Антон Губенко, за что был награждён китайским командованием Золотым орденом Китайской Республики и особой нашивкой — «орёл в полёте» (знак доблести и героизма лётчика). Он даже сумел посадить свой повреждённый самолёт с погнутым винтом. Когда заканчивался боекомплект, в пылу боя наши соколы неоднократно отчаянным тараном сбивали японские самолёты.


Воздушный таран лётчика-добровольца Антона Губенко

В августе 1938 года вблизи Ханькоу в воздушном бою участвовало около 160 самолётов с обеих сторон. Японцы имели троекратный перевес – почти 120 самолётов против 40 китайских. В том бою погибло много наших отважных лётчиков-добровольцев. Смертельно раненый Иван Гуров сумел посадить подбитый самолёт и скончался прямо в его кабине. А 12 августа 1938 года при налёте на Ухань было сбито 5 наших бомбардировщиков СБ. Из 15 членов экипажей спаслось только 6 человек, которые использовали затяжной прыжок с парашютом.

Японские аэродромы теперь находились далеко от линии фронта, и для увеличения дальности полета их истребители брали дополнительное топливо в подвесных баках, которые перед боем сбрасывались на землю. Наши лётчики-истребители отмечали, что перед атакой японцев наблюдали серебристый «дождь» из сброшенных баков. Японцы также сбрасывали агитационные листовки, в которых говорилось, что Советы якобы прислали в Китай плохие самолёты и неподготовленных лётчиков. После понесённых потерь от нашей авиации Япония решилась на провокацию с нарушением границы у озера Хасан. Результат для них оказался неожиданным. Японская авиация перестала совершать массовые дневные налёты, а летала только ночью и небольшими группами.

В отражении ночных налётов отличился дважды Герой Советского Союза лётчик-истребитель С.П. Супрун. В одну из ночей он лично спас экипажи заходящих на посадку самолётов, когда был выведен из строя генератор и аэродром погрузился во тьму. Степан запрыгнул в машину, выехал на лётное поле и фарами подсветил взлётно-посадочную полосу, указывая лётчикам путь к спасению. Он станет Героем Советского Союза ещё в 1940 году, но погибнет в самом начале войны с Германией.

По воспоминаниям Героя Советского Союза, лётчика-испытателя К.К. Коккинаки:

Над Чунцином японские бомбардировщики появлялись, как правило, в лунные ночи, когда хорошо просматривались на земле крупные ориентиры. Летали они строем и, войдя в зону действия наших истребителей, время от времени по команде флагмана всеми самолетами открывали заградительный огонь в направлении наиболее вероятных атак истребителей. Зрелище было эффектное. Словно гигантская огненная метла подметала звездное небо.


Советские летчики-добровольцы (слева направо): Павел Рычагов, Николай Смирнов, Алексей Благовещенский


Карта-схема основных маршрутов и районов боевых действий в Китае

Диверсанты


Японцы явно считали, что на войне все методы хороши, и использовали свою агентуру для проведения диверсий. Несколько экипажей лётчиков отравились, на большой высоте вдыхая кислород из баллонов. Одни чувствовали недомогание, другие заснули и разбились, как экипаж П. Панченко. В результате расследования было установлено, что на частной станции заправки в баллоны с кислородом что-то было добавлено в состав. Станцию удалось взять под контроль, а «кислородчикам» китайцы отрубили головы. Но и на аэродромах случались диверсии. Загорелся в воздухе военно-транспортный «Дуглас», везший в Союз добровольцев, погибли 22 человека. В горах разбился ТБ-3 с 25 добровольцами, и лишь двоим из них удалось выжить. Пассажирский самолёт АНТ-9 с заглохшими моторами совершил вынужденную посадку в пустыне.

Удачно подбитые в боях японские истребители И-96 общими силами удалось отремонтировать. Г.Н. Захаров и А.С. Благовещенский летали на них, оценивая лётные качества. Позже Благовещенскому было поручено перегнать захваченный И-96 в СССР, но во время перелёта двигатель начал «чихать», и самолёт едва не разбился. Алексею Сергеевичу чудом удалось посадить самолёт в болото, и он выжил при жесткой посадке, но сильно разбил лицо. Георгию Захарову так же не удалось перегнать свой И-96, и при вынужденной посадке в горах он сломал себе руку и ногу. Все склонялись к мысли, что действовали японские диверсанты, где-то в тылу работала шпионская радиостанция. Были случаи, когда ловили японских лазутчиков среди аэродромного персонала. Они ночью подавали сигналы японской авиации карманными фонарями. Их казнили, отрубив головы.


Просматривая списки погибших в Китае советских лётчиков, я обнаружил, что почти половина из них погибла не в боевых операциях, а в авиакатастрофах. Сами лётчики считают, что достаточно было в топливо добавить немного сахара, чтобы двигатель на высоте закоптил и заглох. По-видимому, так японцы мстили нам за своё поражение. В связи с этими трагедиями поступил запрет использовать самолёты, и добровольцев отправляли на родину где по железной дороге, пережидая в тоннеле налёты японской авиации, а где на грузовых автомобилях через горные перевалы. До нашей базы в Ланьчжоу была почти тысяча километров пути, а потом из Ланьчжоу им ещё предстоял долгий перелёт до Алма-Аты.


Идёт погрузка бомбардировщика ТБ-3, переоборудованного для перевозки пассажиров

Защищать китайскую землю приехали 3665 советских добровольцев, в том числе около 2500 летчиков и техников. В Китае погибло более 240 советских лётчиков, что в два раза больше наших потерь в небе Испании. Неизвестными остались ещё судьбы без вести пропавших советских лётчиков. По всему Китаю находятся братские могилы и памятники нашим воинам. Некоторые из них местному населению приходилось позже защищать от разрушения во времена их «Культурной революции». Старшее поколение китайцев с большой теплотой относится к нашим героям, принёсшим свободу и независимость их народу.


Памятники советским лётчикам-добровольцам, погибшим в Ухане, Нанкине, Чанчуне…

Герой Китая Кули-Шен


Лётчик-доброволец Г.А. Кулишенко, командовавший группой бомбардировщиков ДБ-3, погиб во время своего дерзкого налета на тылы противника. Ему пришлось посадить свою поврежденную машину на воду реки Янцзы, но раненый он не успел спастись. Китайцы называли его группу «воздушные тигры». Его имя стало очень популярно в Китае, о его подвигах в центральной газете «Жэньминь жибао» напечатали статью. О нём слагали стихи и песни, о его подвиге написали в школьных учебниках. На могиле Григория Кулишенко китайские добровольцы давали клятву беспощадно громить американских агрессоров, отправляясь в Корею.


Памятник командиру группы бомбардировщиков ДБ-3 летчику Кулишенко Григорию Акимовичу

На памятнике советским лётчикам в Ухане высечены трогательные слова на русском языке:

Кровь павших советских лётчиков-добровольцев и китайского народа слилась за дело освобождения Китая от империалистического гнёта. Память о советских летчиках-добровольцах вечно живёт на китайском народе.


В Пекинском парке «Чаоян» в 2015 году была открыта скульптура «Советский сокол», изображающая молодого летчика-героя, надевающего перчатки

Подвиг советских лётчиков навсегда остался в памяти народа Китая. В последствии «сталинские соколы», которым суждено было прилететь на Родину, обучали боевому мастерству молодых лётчиков, ковали победу в горниле страшной войны с фашизмом. Четырнадцать советских летчиков, защищавших небо Китая, были удостоены звания Героя Советского Союза: Ф.П. Полынин, В.В. Зверев, А.С. Благовещенский, О.Н. Боровиков, А.А. Губенко, С.С. Гайдаренко, Т.Т. Хрюкин, Г.П. Кравченко, С.В. Слюсарев, С.П. Супрун, М.Н. Марченков, Е.М. Николаенко, И.П. Селиванов, И.С. Сухов. Они уже в Китае отрабатывали собственную тактику будущих воздушных боёв с противником. Многие из них возглавят авиационные соединения в годы Великой Отечественной войны, станут известными военачальниками и будут удостоены высоких правительственных наград. Позже они расскажут в мемуарах о своём боевом пути, который начинался с «Чижей», «Ласточек» и «Катюш» в небе Испании и Китая.

Список использованной литературы

Ю.В. Чудодеев. Подвиг в небе Китая.
Ф. П. Полынин. Выполняя интернациональный долг.
П. Т. Собин. Воздушный мост Алма-Ата — Ланьчжоу.
А. Г. Рытов. В сражающемся Китае.
М. Г. Мачин. Китайские маршруты (Из записной книжки летчика-бомбардировщика).
Д. А. Кудымов. "Короли неба" теряют короны.
А. 3. Душин. На помощь китайскому народу.
Н. Г. Козлов. В небе Китая.
Ф. И. Добыш. Курс на восток.
Я. П. Прокофьев. Защищая китайское небо.
А. И. Пушкин. Москва — Ханькоу (записки летчика-бомбардировщика).
И. П. Селиванов. Память сердца.
С. В. Слюсарев. В воздушных боях над Китаем.
А. К. Корчагин. Забайкальцы в борющемся Китае.
В. Д. Землянский. За тебя, Суин.
К. К. Коккинаки. Щит и меч.
С. Я. Федоров. Незабытые страницы истории.
Автор:
Использованы фотографии:
migavia.com, facebook.com, aftershock.news, menswork.ru, coollib.com
Статьи из этой серии:
Сталинские соколы в небе Китая
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 13 января 2020 05:40 Новый
    +12
    Во многом современное положительное отношение Китая к современной Российской Федерации сохраняется благодаря мужеству и героизму советских добровольцев! Спасибо им за это, и спасибо автору за статью.
  2. polpot
    polpot 13 января 2020 06:16 Новый
    +11
    Вечная память , стальные были люди .
  3. Авиатор_
    Авиатор_ 13 января 2020 08:35 Новый
    +13
    Хорошая статья, про Испанию всем известно, про Китай - нет. По-видимому, дело в политическом аспекте: в 50-е годы эта помощь не афишировалась потому, что оказывалась Гоминдану, а не Мао, а с 60-х годов отношения с Китаем были окончательно испорчены. Всё естественно - в 30-е годы Мао-цзе-Дун был ещё лишь партийным , а не государственным деятелем, а японцы воевали с китайским государством, поэтому помощь и оказывалась государству.
    1. Reptiloid
      Reptiloid 13 января 2020 11:53 Новый
      +6
      Спасибо, Виктор, что так быстро появилось продолжение статьи.
      Насчёт авиакатастроф и сахара. Да, к сожалению так и было, А.А. Дёмин в своей книге упоминал о том, что японцы готовили такие диверсии.
      1. Алексей 1970
        Алексей 1970 21 января 2020 15:12 Новый
        +1
        Насчёт сахара, не так давно читал про "разоблачение мифов", в журнале "За рулём", выяснилось что 1кг сахара практически не оказывает влияния на работу двигателя, либо его надо очень много, может быть с авиа двигателем ситуация другая? А в статье о небольших количествах сахара, может всё же другие причины были, только сейчас уже и не узнать за давностью лет.
        1. Reptiloid
          Reptiloid 21 января 2020 15:32 Новый
          0
          Во второй части статьи я писал, что надо у Дёмина точно посмотреть, что он написал. Но----пока я домой и не вернулся и книгу в руках не держал request
  4. BAI
    BAI 13 января 2020 09:10 Новый
    +4
    Японский палубный истребитель тип 96 (Mitsubishi А5М) обладал преимуществом в горизонтальной плоскости и всегда старался навязать свою тактику боя, но наши истребители переводили бой в вертикальную плоскость, где они были в более выгодном положении. При атаке они уходили «свечой» вверх – такой манёвр многим спас жизнь.

    Немцы против нас применяли такую же тактику.
    1. Тоня
      Тоня 13 января 2020 15:07 Новый
      +3
      да, Покрышкин то же самое говорил и очень ругал методички советские , надо бороться за высоту и соколиный удар, а летчиков учили летать плотным строем и крутить оборонительные карусели.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 13 января 2020 19:10 Новый
        +6
        В боях с Bf-109 на И-16 по-другому, кроме как крутить виражи, и нельзя было действовать. Правда, требовалось и умение - большинство своих побед Борис Сафонов совершил именно на И-16
  5. Ольгович
    Ольгович 13 января 2020 11:12 Новый
    -11
    Просматривая списки погибших в Китае советских лётчиков, я обнаружил, что почти половина из них погибла не в боевых операциях, а в авиакатастрофах. Сами лётчики считают, что достаточно было в топливо добавить немного сахара, чтобы двигатель на высоте закоптил и заглох. По-видимому, так японцы мстили нам за своё поражение. В связи с этими трагедиями поступил запрет использовать самолёты, и добровольцев отправляли на родину где по железной дороге,
    Были и диверсии, но было и это:
    9 апреля 1941 года было совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации.

    В протоколе заседания указывалось: «Ежедневно в среднем гибнет… при авариях и катастрофах 2—3 самолёта, что составляет в год 600—900 самолётов…»

    Как сказал замнаркома обороны Павел Рычагов, герой этих китайских событий: " вы заставляете нас летать на гробах!»

    за что был арестован, подвергся жесточайшим избиениям и был расстрелян без суда вместе с своей супругой, летчицей-героиней , майором М. Нестеренко.

    вечная им память.

    Автору спасибо за освещение малоизвестной, но героической истории.
    1. Педродепакес
      Педродепакес 13 января 2020 12:21 Новый
      +2
      Цитата: Ольгович
      9 апреля 1941 года было совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации.

      Ну и за что минус? В этом же году при вводе РККА на территорию Ирана, при минимальном противодействии Иранских ВВС и ПВО Потери летного состава ВВС РККА - 68 человек, при том что огнем ЗА противника сбито только 4 наших самолета. Зато имеют место быть 15 катастроф и 18 аварий на своей территории. Из строя вышел 41 самолет. 85% всех летных происшествий случились в 26 АДДД (наиболее подготовленный личный состав). Причинами катастроф стало: низкая дисциплина, трусость и плохая лётная подготовка личного состава(из доклада)

      Конечно проще списать неудачи на диверсии, тем более охраной и обороной аэродромов занимались китайцы. Я не имею в виду погибших в бою наших лётчиков, речь идёт, например, о разбившихся транспортных самолётах с нашими добровольцами. Нет прямых доказательств о диверсиях японцев в отношении их.
      1. Ольгович
        Ольгович 13 января 2020 12:27 Новый
        -1
        Цитата: Педродепакес
        Ну и за что минус?

        за неудобную правду.
        Цитата: Педродепакес
        ПВО Потери летного состава ВВС РККА - 68 человек, при том что огнем ЗА противника сбито только 4 наших самолета. Зато имеют место быть 15 катастроф и 18 аварий на своей территории. Из строя вышел 41 самолет.

        Интересный малоизвестный факт, спасибо.

        Хтя и в ВОВ потери самолетов из-за техн состояния , не в бою-огромны.
        1. Педродепакес
          Педродепакес 13 января 2020 12:29 Новый
          +2
          Цитата: Ольгович
          Хтя и в ВОВ потери самолетов из-за техн состояния , не в бою-огромны.

          по некоторым источникам до 2/3, за что потом Шахурин с Новиковым и поплатились.
          1. бухач
            бухач 13 января 2020 13:20 Новый
            +1
            По техническому состоянию это же не только аварии и катастрофы но и по степени износа.А если мне не изменяет память то в авиастроении СССР применялось достаточно много древесины и с учётом климатических условий живучесть наших самолётов ,как мне кажется,была не высока что давало прирост по не боевым потерям.
            1. Педродепакес
              Педродепакес 13 января 2020 14:06 Новый
              +1
              Цитата: бухач
              По техническому состоянию это же не только аварии и катастрофы но и по степени износа.

              я бы с вами согласился, частично, но вот пример с вводом войск в Иран потери боевые к небоевым больше чем 1/10 и это при неизношенной технике с опытными экипажами и мирных условиях (на стационарных, а не полевых аэродромах).
              1. Dooplet11
                Dooplet11 14 января 2020 14:32 Новый
                0
                Это потому что боев не было. Были б бои, соотношение бы явно изменилось.
          2. Pavel57
            Pavel57 14 января 2020 23:54 Новый
            +1
            Шахурину было, что припомнить, но последней каплей стало принятие приемкой негодных Як-3 с ВК-107.
      2. Reptiloid
        Reptiloid 13 января 2020 14:46 Новый
        +2
        Как раньше, тек и сейчас---Китай многонациональное государство, имеющее противоречия. Не все понимают языки друг-друга...Охрана была китайская, да, и были малограмотные крестьяне, японцы старались осуществить.
        request этот коммент надо бы повыше.
        1. Педродепакес
          Педродепакес 13 января 2020 14:49 Новый
          +2
          Цитата: Reptiloid
          японцы старались осуществить

          не без этого, тем более, японцы на это мастера, но всё списывать только на них тоже нельзя, ибо выводы по своим ошибкам обязательно надо делать, иначе никак не избежать новых.
          1. Reptiloid
            Reptiloid 13 января 2020 14:52 Новый
            +2
            Цитата: Педродепакес
            Цитата: Reptiloid
            японцы старались осуществить

            не без этого, тем более, японцы на это мастера, но всё списывать только на них тоже нельзя, ибо выводы по своим ошибкам обязательно надо делать, иначе никак не избежать новых.

            Я сейчас не дома, как завтра-послезавтра попаду туда----посмотрю Дёмина поточней насчёт выводов, Вспоминаются комменты Александра Грина, о репрессированных за халатность, не убрали, не закрыли, нарушили правила---самолёты утратились. И это было не где-то, а в нашей стране, тоже безграмотность, не подумали, не догадались, но и плюс халатность,
    2. апро
      апро 13 января 2020 12:30 Новый
      +8
      Цитата: Ольгович
      Как сказал замнаркома обороны Павел Рычагов, герой этих китайских событий: " вы заставляете нас летать на гробах!»

      Я так понимаю нарком ВВС за вверенные материальные средства.технику.личный состав.организацию деятельности ВВС не отвечает?а отвечает товИВСталин?
      1. Педродепакес
        Педродепакес 13 января 2020 12:41 Новый
        0
        Цитата: апро
        Я так понимаю нарком ВВС за вверенные материальные средства.технику.личный состав.организацию деятельности ВВС не отвечает?

        Про личный состав я с вами соглашусь (хотя что он мог успеть за период с июня 1940 по апрель 1941 года?), а вот техника была та, что поставляла промышленность и про "гробы" было сказано хоть и Сталину, но имелся в виду бардак на производстве, хотя ИВС, как "хозяин" тут тоже был при делах. Тем более, речть то шла не о личном составе, а именно о технике.
        1. апро
          апро 13 января 2020 12:54 Новый
          +4
          Цитата: Педродепакес
          вот техника была та, что поставляла промышленность

          А заказывал эту технику кто?дядя Вася?а принимал эту технику у промышленности кто?а следить за выполнением должносных инструкций кто будет?тов ИВСталин или лицо уполномоченное?
          1. Педродепакес
            Педродепакес 13 января 2020 13:06 Новый
            +1
            Цитата: апро
            А заказывал эту технику кто?дядя Вася?

            Ну, во-первых, точно не Рычагов, он точно бы не успел. Во-вторых, техника то по ТТХ, несмотря на отсталость СССР, была вполне современной, вопрос то был о качестве сборки и о сложности в пилотировании тех же ишаков (если научишься летать на И-16, будешь летать на любом самолёте), МиГ-1 (вспомните высказывание о нём Покрышкина) или Пе-2, которые не прощали лётчику малейшей ошибки при пилотировании.
      2. Ольгович
        Ольгович 13 января 2020 12:43 Новый
        -9
        Цитата: апро
        Я так понимаю нарком ВВС за вверенные материальные средства.технику.личный состав.организацию деятельности ВВС не отвечает?а отвечает товИВСталин?

        Судя по его реакции (бессудное уничтожение Рычагова с женой) -отвечает и вину признал
        1. апро
          апро 13 января 2020 12:51 Новый
          +2
          Цитата: Ольгович
          Судя по его реакции (бессудное уничтожение Рычагова с женой) -отвечает и вину признал

          Я так понимаю.Рычагов в этой ситуции пострадал низачто? Тогда зачем принимал должность?получал оклад содержания? С какой целью? Или не знал на что шёл?если виноват лично тов ИВСталин то зачем было содержать штат управленцев?передатчиками?ответственность ещё никто не отменял.
        2. HanTengri
          HanTengri 13 января 2020 23:30 Новый
          -1
          Цитата: Ольгович
          (бессудное уничтожение Рычагова с женой)

          "Бессудное" (с) это как понимать? Ворвались ночью, в спальню к супругам Рычаговым кровавые ГПУшники и всадили, бедолагам, по 10 обойм, в голову, каждому, приговаривая: "Будешь, падла, знать, на кого ты, шнырь, хлебало разявил, "? По другому, ведь, в СССР и быть не могло - только бессудо, и только НИ ЗА ЧТО! Правда, Ольгович? Чай не богоспасаемая РИ, осененная свободой и демократией.
    3. ангел-истребитель
      ангел-истребитель 13 января 2020 13:10 Новый
      +13
      Понесло г-на антисоветчика...
      Не к месту, и не в тему.
      Медом не корми-дай только вспомнить кого-либо "обиженного" Советской властью.
      И не вникая в саму суть, выдернуть из контекста и приплести что-то самое-самое "антисоветское" !
      Если только упоминается Павел Рычагов, тут же надо срочно вспомнить про "летающие гробы"!!!
      Без этого булкохрусты никак не могут.
      День просто зря будет прожит, правда, Ольгович?
      А то, что сказана была эта фраза совсем по другому поводу, и при других обстоятельствах- это "ольговичей" уже не волнует! Воздушная война в Китае к этому высказыванию никаким боком не стоит.
      Вы до конца договаривайте тогда.
      Что Рычагов этой фразой РАСПИСАЛСЯ В СОБСТВЕННОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ И СЛУЖЕБНОМ НЕСООТВЕТСТВИИ! Боеготовность и аварийность ВВС РККА- это как раз то, за что он, КАК ГЛАВКОМ ВВС ОТВЕЧАЛ! Причем в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!
      Что после этой фразы Сталин его не расстрелял тут же, как бы вам того не хотелось, а ВОТ ЧУДО-ТО!!! А Сталин-то, Рычагова после фразы о "гробах" В АКАДЕМИЮ УЧИТСЯ ОТПРАВИЛ!
      Какой Вождь-то оказывается "кровожадный".
      Человек дерзко хамит в лицо, не выполняет свои прямые обязанности, а его за это - в АКАДЕМИЮ!
      Кстати, учебу в Академии он начал, и очень скоро на нее просто "забил"!
      Не стремился он расти как специалист, и как авиационный командир.
      А расстреляли его за катастрофические потери наших ВВС 22 июня 1941 года.
      За их неудовлетворительную боеготовность.
      За то, что сидел, грубо говоря на "заднице ровно" и практически ничего не делал!
      Имел квартиру, дачу, жену-красавицу под боком, личный ЗиС-101 или "Паккард", получал очень хорошие деньги.
      Но за все платить приходится!
      Если бы совесть была у Павла Рычагова- написал бы он еще в 1939 году рапорт, с просьбой освободить от должности как несправляющегося. После злосчастного перелета новых ДБ-3 на Дальний Восток, когда было потеряно порядка 15 новых бортов с экипажами...
      Так и честнее было, и жив бы, глядишь, остался.
      И кстати, арестован он был уже после начала войны, причем не на рабочем своем месте, как положено Главкому ВВС, а в санатории, где "их сиятельство" отдыхать изволили, и плевать ему, что война уже идет...
      Борзометр у Паши зашкалил!
      Края он путать начал, за что и получил.По законам Военного времени.
      Хорошим был пилотом Павел Рычагов, комполка и даже комдивом был бы неплохим.
      Но должность Главкома ВВС РККА он просто не потянул, да и стремления не проявил.

      Автору статьи - огромное спасибо! Очень интересная тема, которую нужно знать и помнить!
      Отрадно видеть на фото ухоженные могилы наших Воинов! Вот уж где действительно,цивилизация, а не в толерастной "ейропе"...
      Хорошо, что память жива!
      Вечного полета всем не вернувшимся...
      1. Педродепакес
        Педродепакес 13 января 2020 13:58 Новый
        -3
        Цитата: ангел-истребитель
        Не к месту, и не в тему.

        извратил всё, что только можно извратить.
        Цитата: ангел-истребитель
        А то, что сказана была эта фраза совсем по другому поводу

        фраза была сказана на совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации. А в статье сказано:
        Просматривая списки погибших в Китае советских лётчиков, я обнаружил, что почти половина из них погибла не в боевых операциях, а в авиакатастрофах.
        иль статью ниасилил, "товарищ"?
        Если бы совесть была у Павла Рычагова- написал бы он еще в 1939 году рапорт, с просьбой освободить от должности как несправляющегося. После злосчастного перелета новых ДБ-3 на Дальний Восток, когда было потеряно порядка 15 новых бортов с экипажами...
        Рычагов в это время находился на должности Командующий ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии, а так как приказ на перелёт отдаёт не принимающий, а отправляющий, то его сделали просто козлом отпущения, присовокупив это преступление к тому, что он также преступно отказался проводить поисковые мероприятия по спасению экипажей. А в вину ему вменили попытку скрыть от правительства тяжёлую катастрофу 23 января 1941 года при перелёте авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, в ходе которого «из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолёта разбились, 2 самолета потерпели аварию.
        Цитата: ангел-истребитель
        А расстреляли его за катастрофические потери наших ВВС 22 июня 1941 года.

        а ничего что он к этому времени был снят с должности за вышеописанный проступок?
        Цитата: ангел-истребитель
        И кстати, арестован он был уже после начала войны, причем не на рабочем своем месте, как положено Главкому ВВС, а в санатории, где "их сиятельство" отдыхать изволили, и плевать ему, что война уже идет...

        21 Июня 1941 года Рычагов с женой были в Сочи, а уже на другой день, они спешно взяли билеты на вечерний поезд до Москвы, в Москве, на Курском вокзале в кабинете военного коменданта его арестовали.
        Цитата: ангел-истребитель
        Человек дерзко хамит в лицо, не выполняет свои прямые обязанности, а его за это - в АКАДЕМИЮ!

        ну и чего капсом кричать? В академию его направили в тот же день, как сняли с должности, а вы что хотели? Сразу к стенке?
        Цитата: ангел-истребитель
        Кстати, учебу в Академии он начал, и очень скоро на нее просто "забил"!

        потому что кончилась сессия и он поехал в отпуск, а потом война и арест, классно "забил", да?
        Цитата: ангел-истребитель
        Но должность Главкома ВВС РККА он просто не потянул, да и стремления не проявил.

        про не потянул, может быть, не знаю, но "не проявил"...?
        Скуластый, с шевелюрой чёрных волос, в подогнанной по талии гимнастёрке, он в Главном управлении ВВС производил впечатление скорее прибывшего в командировку фронтового лётчика, чем военачальника в генеральском звании. Да, молод был Рычагов, но молодость - это энергия. За дело он взялся круто. Главная задача, стоявшая перед ним - введение в строй нового поколения самолётов.
        Он часто выезжал в части, которые первыми начали освоение самолётов МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Подсказывал, советовал, торопил. В той суровой, опасной обстановке ( репрессии не прекращались ) резко проявлялся его прямой, взрывной характер. На крупных совещаниях всегда говорил то, что думал. Если был убежден в идее - отстаивал её до конца.
        Так, Рычагов остро поставил вопрос о повышении лётного мастерства пилотов. Однажды группу военных вызвали к Сталину. Тот хотел из первых рук узнать, как идет освоение новых самолётов. Рычагов, взявший слово, сначала говорил спокойно. Но потом, когда речь пошла о часах налета, вспылил: "30 часов хватит разве для того, чтобы лётчик разбился. А ему ещё воевать нужно уметь. 120 часов требуется как минимум !"
        Сталин, когда стал подводить итоги совещания, заметил: "120 часов налета... Мальчишеские рассуждения. Мы горючее на ветер не собираемся бросать...". Но, видимо, усилия Рычагова не пропали даром: вскоре состоялся приказ об увеличении часов налета для боевых лётчиков.
        из воспоминаний его современников. Опять вы соврамши... Вы бы меньше лозунгов и эмоций, а больше фактов. И расстреляли Рычагова без суда, потому что предъявить то ему по существу было нечего и кололи его на шпионаж.
        1. ангел-истребитель
          ангел-истребитель 13 января 2020 15:18 Новый
          +2
          "...Он часто выезжал в части, которые первыми начали освоение самолётов МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Подсказывал, советовал, торопил. В той суровой, опасной обстановке ( репрессии не прекращались ) резко проявлялся его прямой, взрывной характер..."

          Вот вам и первая причина, того что уровень Рычагова- это комполка, максимум комдив!
          Он не просто часто выезжал в части, а ОЧЕНЬ ЧАСТО! Он мог проводить по несколько дней в одном полку. Спрашивается- а какого черта? Что можно было там делать? За комэсками ходить, сопли лейтенантам вытирать? Других дел у Главкома ВВС РККА больше нет???
          Факты, что бы вам было понятнее, таковы: В частях ВВС Западного и Киевского Особого не выполнялись мобилизационные планы, аэродромы не ремонтировались,не перестраивались под новую авиатехнику, систематически не выполнялись мероприятия по маскировке аэродромов, рассредоточение авиачастей не отрабатывалось, планы действий в случае внезапного нападения также не отрабатывались и во всех авиачастях отсутствовали. Это пишет в своей книге Георгий Константинович Жуков.
          Дальше.
          Он хотя бы иногда встречался с авиаконструкторами, бывал в КБ? Обсуждал ЛТХ и ТТХ перспективных боевых машин? Участвовал в разработке заданий,требований к новым образцам авиатехники? Нет.
          Может он был частым гостем в НИИ ВВС, где проходили испытания новые машины?Встречался,говорил с испытателями,инженерами? Снова нет...
          Может он ездил по авиазаводам, смотрел, изучал, вникал, как строится новая авиатехника? Опять нет.
          Человек явно был не на своем месте.Занимался поездками по частям вместо выполнения своих прямых обязанностей. Бензин он может и выбил, но вот из программы летных училищ при его "главкомстве", был исключен воздушный бой и высший пилотаж! Для снижения аварийности...
          Вот так !
          Один "правдоруб" сдуру вякнул языком- а все ВВС РККА- получите-распишитесь! Остались без "воздушного боя" и высшего пилотажа.
          1. Педродепакес
            Педродепакес 13 января 2020 16:39 Новый
            -3
            Цитата: ангел-истребитель
            Вот вам и первая причина, того что уровень Рычагова- это комполка, максимум комдив!

            А я и не спорю, молод ещё, и для комдива молод, какой жизненный опыт у 29-летнего. За что его расстреливать? Его ошибка? Это ошибка того, кто его назначил, вот пусть того кто назначил и расстреливают.
            Цитата: ангел-истребитель
            Спрашивается- а какого черта? Что можно было там делать? За комэсками ходить, сопли лейтенантам вытирать? Других дел у Главкома ВВС РККА больше нет???

            вы пытаетесь вырвать эпизод из контекста текущих событий, освоение новой техники накануне предстоящей войны было государственной задачей и кому как не главкому держать руку на пульсе. Делал как умел, а умел он хорошо летать, а не лозунги толкать.
            Цитата: ангел-истребитель
            Занимался поездками по частям вместо выполнения своих прямых обязанностей.

            каких, например?
            Цитата: ангел-истребитель
            из программы летных училищ при его "главкомстве", был исключен воздушный бой и высший пилотаж! Для снижения аварийности...

            ой ли? а есть ссылки на документы?
            Цитата: ангел-истребитель
            В частях ВВС Западного и Киевского Особого не выполнялись мобилизационные планы, аэродромы не ремонтировались,не перестраивались под новую авиатехнику, систематически не выполнялись мероприятия по маскировке аэродромов, рассредоточение авиачастей не отрабатывалось, планы действий в случае внезапного нападения также не отрабатывались и во всех авиачастях отсутствовали.

            а период, который описывает Жуков указан?
            Цитата: ангел-истребитель
            Он хотя бы иногда встречался с авиаконструкторами, бывал в КБ?
            Цитата: ангел-истребитель
            Может он ездил по авиазаводам, смотрел, изучал, вникал, как строится новая авиатехника?

            В ОКБ может и не бывал (хотя, что ему там делать, у нас был смотрящий за авиапромом), но на тематических совещаниях в кремле регулярно и, кстати, у вас есть неопровержимые данные, что не бывал..., не встречался...., не спрашивал...?
            Цитата: ангел-истребитель
            Один "правдоруб" сдуру вякнул языком- а все ВВС РККА- получите-распишитесь! Остались без "воздушного боя" и высшего пилотажа.
            а этого
            Цитата: ангел-истребитель
            "правдоруба"
            , если вы имеете в виду Рычагова, не Сталин случайно необоснованно дрючил за аварийность, ограничивая сроки обучения лётчиков училищах: "120 часов налета... Мальчишеские рассуждения. Мы горючее на ветер не собираемся бросать..."? Собственно, моя позиция не в том, чтобы обелить Рычагова, как наркома, а в том, что его не за что расстреляли. Не справился, снимите с должности, накажите того, кто поставил и рекомендовал. Ведь не справился он не по злому умыслу, старался в меру сил и знаний своих. А что дал расстрел? Потеряли отличного лётчика, хорошего командира полка, а нам их так в войну не хватало.
            1. bk316
              bk316 13 января 2020 18:25 Новый
              +4
              За что его расстреливать? Его ошибка? Это ошибка того, кто его назначил,

              Потеряли отличного лётчика, хорошего командира полка, а нам их так в войну не хватало.

              Аргументированно.
              1. Педродепакес
                Педродепакес 13 января 2020 18:26 Новый
                -1
                Цитата: bk316
                Аргументированно.

                Пытаюсь, без лозунгов и эмоций. Спасибо!
      2. Тоня
        Тоня 13 января 2020 15:10 Новый
        +3
        Покрышкин тоже ругался и за отсутствие радио , бронестекол,хвалил миг и с аэрокобры потом не слезал
        1. ангел-истребитель
          ангел-истребитель 14 января 2020 15:30 Новый
          +1
          Возражу вам, правды ради.
          Александр Иванович Покрышкин начал войну, летая на МиГ-3. Но помимо этой машины в течении лета-осени-зимы 1941 года также совершал боевые вылеты и на "Ишачке" И-16. Время было тяжелое, матчасть не выбирали-летали на том, что осталось и могло летать.
          В 1942 году все будущие асы 16 ГвИАД, а именно- Покрышкин, Глинка, Речкалов, переучились на Як-1.
          Летали, воевали и сбивали гансов на "Яковлевых" весь 42-ой год и начало 1943-его.
          Только зимой-весной 1943-го начали переучиваться на "Кобры", на которых и вступили в битву над Кубанью.
          И вот только с весны 43-го и до Победной весны 45-го, как вы изволили выразиться, Покрышкин "не слезал с аэрокобры". И то, не факт- есть сведения, что с начала 1945-го, он начал пересаживаться на Ла-7, и некоторые свои боевые вылеты производил на "Лавочкине".
          Если хотите статистику его побед, то из 59 официальных своих, от 20 до 25 побед одержано им на отечественных боевых машинах- МиГ-3, И-16, и Як-1, возможно и на Ла-7.
          А это порядка 35-40% от его итогового официального боевого счета.
          Так что, как бы кому-то не хотелось, "не Коброй единой"!
          1. Тоня
            Тоня 14 января 2020 15:45 Новый
            -1
            лавочкин его не впечатлил,миг нравился,ишачек ну от безнадеги,ему и ил шурмовик предлагали,отказался, вылетал на миге на штурмовку ,статистика это еще не все, я пишу о его предпочтениях как человека непосредственно летавшего на самолетах в бой, а не летчик испытатель с завода и теоретик
            1. ангел-истребитель
              ангел-истребитель 14 января 2020 16:48 Новый
              -1
              "лавочкин его не впечатлил"

              Да неужто? Аргументируйте!

              "ишачек ну от безнадеги,"
              А ничего, что эта "безнадега", как вы тут выразились, вместе с И-153 "Чайка", нанесла люфтваффе такие потери, какие авиапром третьего рейха так и не смог восполнить. Это был первый, такого плана, случай с этим рейхом. И еще, эта "безнадега", успешно "валила" в 43-ем над Балтикой ФВ-190.

              "ему и ил шурмовик предлагали,отказался,..."
              Какой Александр Иванович-то, оказывается, капризный был! "Это-не хочу, то-не буду!"
              Летал только на том, на чем хотел летать.
              Прямо никто ему приказать вообще не смел...
              "Подавайте только "кобру"!!!

              "статистика это еще не все,.."

              Ну тут сразу понятно,мил человек, откуда вы будете...

              "статистика- это еще не все,вернее- не только лишь все."

              Часто выступления своего "мэра" слушаете?
              Сказыватся на вас уже начинает...
              Аккуратнее, а то дослушаетесь вашего "гения словесности"...
              1. Тоня
                Тоня 14 января 2020 17:27 Новый
                -1
                перечитайте мемуары Покрышкина, чайку там он прямо называет самолетом устаревшего типа, от штурмовика отказался- так как летчиков истребителей поначалу заставляли заниматься штурмовкой на истребителях, потом подогнали им ил, на который надо было переучиваться, остальном или протрезвейте от агитпрома или закончим общение.
              2. Тоня
                Тоня 14 января 2020 17:28 Новый
                -1
                Признаться, нас всех это беспокоило. И-16 - хороший истребитель. Но его век прошёл. Он уже устарел. А тем более И-15 - "Чайка"... В ту ночь я, как и мои товарищи, долго не мог уснуть. Мысли гнали сон. Хотелось всё обдумать, взвесить. Понимал, что назревали грозные события.
              3. Тоня
                Тоня 14 января 2020 17:37 Новый
                -1
                Наши. Пригнали на пополнение матчасти полка. Слышал, что и вас хотят перевести на них,- с грустью в голосе сообщил Чувашкин.

                - Да?.. Что, уже решили из нашего истребительного полка сделать штурмовой?

                - Не знаю! Но вы, товарищ командир, не уходите с "мига"!

                - Можешь быть спокойным. "Ил", конечно, отличная боевая машина. Только я по призванию истребитель и штурмовиком не стану.

                На следующий день в промежутке между боевыми вылетами под руководством заводских перегонщиков начались занятия по изучению Ил-2, а потом и полёты.

                С этим типом самолётов лётчики полка были уже знакомы. Однажды к нам в часть на "иле" прилетел заместитель комдива, полковник Серенко. Он сделал несколько вылетов на штурмовку и очень хвалил самолёт. Частые же полёты на штурмовку противника на "мигах", не имеющих бронирования, вели к выходу из строя боевой техники, к потерям от зенитного огня. Это вызывало озабоченность у лётчиков и техников. Бронированные мотор и кабина, мощное вооружение расположили к себе некоторых лётчиков и они решили перейти на Ил-2. Вскоре вылетело самостоятельно всё звено Фигичева. Самолёт им понравился. Видя моё явно отрицательное отношение к переучиванию, Иванов всё же предложил мне сделать два полёта по кругу.

                - Полёты сделать, конечно, можно, но штурмовика из меня не получится.

                - Не отказывайся от "ила",- настаивал Иванов. - Не самолёт, а летающий танк. Броня, пушки, "эрэсы", бомбы. Такому самолёту никакие "эрликоны" не страшны.

                Выполнил полёт по кругу, сел. Затем снова взлетел. Ещё в первом полёте я обнаружил южнее нашего аэродрома в море, недалеко от берега, большой плавучий док, буксируемый сторожевиком. Мористее их шёл галсами малый морской охотник. Сейчас, во втором полёте, я решил подвернуть к ним. Док был полностью заставлен паровозами. Видимо, ночью они вышли из Одессы и спешили зайти в Днепровский лиман и дальше, в Николаев. Удивляло: как такую цель не обнаружили немецкие бомбардировщики?

                Развернувшись над плавучим доком, я пошёл на посадку.

                - Ну, как самолёт? Для штурмовки машина незаменимая,- расхваливал "ил" Иванов. - Согласен поменять на "миг"?

                - Нет, товарищ командир! Самолёт хорош, но не в моём характере. Дашь ему рули, а он ещё думает, прежде чем развернётся. На "миге" - другое дело! Нет, на "ила" его не променяю.

                - Вот полетишь на штурмовку с "илами" и увидишь, как они будут громить немцев.

                - Конструкторы разрабатывают новые истребители. Может быть, доживу до лучших, чем "миг",- отбивался я от предложения Иванова.

                - Понимаю тебя, убеждённого истребителя. Это хорошо, когда человек твёрдо идёт по выбранному пути, а не мечется.
                1. ангел-истребитель
                  ангел-истребитель 15 января 2020 09:51 Новый
                  -1
                  Тоня, кого-то вы мне оооч.сильно напоминаете. Своей стилистикой, манерой общения и характером комментирования. Но вот конкретно не могу понять кого, то ли "тессера", то ли "кирюшу- kirill dou", то ли "cyer"... Всех бан забрал, так что если вы "из тех"- не повторяйте чужих ошибок. Но это я так... Могу конечно, и ошибаться, но на всякий случай-предупреждаю.

                  Все что написали- мне известно.
                  "Познать себя в бою"- практически моя настольная книга.
                  Не стоило себя так утруждать.

                  Ну а что у нас с вами по "Лавочкину" и Покрышкину?
                  Аргументировать будете?
                  1. Тоня
                    Тоня 15 января 2020 16:58 Новый
                    -2
                    а вы воспитанный я смотрю)) баном угрожаете))) научитесь каким то правилам вежливости ,
                    1. ангел-истребитель
                      ангел-истребитель 16 января 2020 09:37 Новый
                      -1
                      А вы бестолковый, я смотрю. Русским языком сказано- не угрожаю, а предупреждаю. И поучите лучше жену щи варить...

                      По Покрышкину и "Лавочкину" будет аргументация, или так и останется - "пук в лужу"???
                    2. ангел-истребитель
                      ангел-истребитель 17 января 2020 10:53 Новый
                      0
                      Тоня
                      Не дождусь я видимо, от вас аргументации.
                      Поэтому, послушайте правильный ответ на вопрос об отношении Покрышкина к истребителям "Ла".
                      Дадим слово самому Александру Ивановичу.
                      Вот что он пишет про "Лавочкины":
                      "Самолеты ЛА-5 были превосходные. У авиатора есть особое чутье, которым он воспринимает машину, ее мощную силу, покорность, все ее гармоническое совершенство. Я посматривал на гашетки пушек, на приборы и радовался. Если ЛА-7, которыми обещают вооружить весь полк, еще лучше этого, то чего тогда нам, летчикам, остается желать?"
                      "Истребители "Ла" были ПРЕВОСХОДНЫ!" - это вам слова самого Покрышкина!
                      а вы говорите, "не впечатлил..." Соврамши вы тут.
                      1. Icelord
                        Icelord 20 апреля 2020 22:20 Новый
                        -2
                        От неуч я просто в восторге, на митинги за джугашвили ходите? А то это вернейший показатель ай кью
                      2. ангел-истребитель
                        ангел-истребитель 21 апреля 2020 10:44 Новый
                        0
                        А вы на собрания хомячков насрального ходите? Так это вернейший показатель полного отсутствия ай кью.
                        Если не можете грамотно аргументировать в споре, и не знаете сам предмет спора - то не мучайте свою задницу. Не надо всякую хрень тут писать не по теме.
                        Предупреждаю сразу: еще один подобный пустой "пук" с вашей стороны- жалоба модеру с моей стороны.А там посмотрим...
    4. Ольгович
      Ольгович 14 января 2020 08:02 Новый
      -3
      Цитата: ангел-истребитель
      А расстреляли его за катастрофические потери наших ВВС 22 июня 1941 года.

      лжец.
      Цитата: ангел-истребитель
      За их неудовлетворительную боеготовность.

      лжец
      Цитата: ангел-истребитель
      За то, что сидел, грубо говоря на "заднице ровно" и практически ничего не делал!

      лжец.
      Цитата: ангел-истребитель
      Края он путать начал, за что и получил.По законам Военного времени.

      лжец, приведите приговор суда, а не вашу ЛОЖЬ и поклеп.
      1. ангел-истребитель
        ангел-истребитель 14 января 2020 08:09 Новый
        -2
        Ольгович.
        Не имею гнусной привычки метать бисер перед свиньей.
        Вот такой вам будет мой ответ.
        1. Ольгович
          Ольгович 14 января 2020 08:15 Новый
          -2
          Цитата: ангел-истребитель
          Ольгович.
          Не имею гнусной привычки метать бисер перед сами знаете кем.
          Вот такой вам будет мой ответ.

          Лжец и клеветник , не в состоянии доказать свои грязные измышления в адрес летчика
        2. Александр Суворов
          Александр Суворов 14 января 2020 08:55 Новый
          -1
          ангел-истребитель (Алексей)
          Не имею гнусной привычки метать бисер перед свиньей.
          Вот такой вам будет мой ответ.
          Брво коллега! good hi По поводу этого индивида абсолютно с вами солидарен.
          Кстати, ваши выводы по поводу главкома ВВС РККА и его "деятельности" полностью поддерживаю.
  • Альф
    Альф 13 января 2020 17:24 Новый
    +2
    24 ноября 1937 года шесть И-96, сопровождавших группу из восьми бомбардировщиков, повредили три из шести перехватывающих И-16, а сами японцы одержали две победы.

    Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать ?
    Кто ж тогда на И-96 воевал ? Инопланетяне ?
  • WapentakeLokki
    WapentakeLokki 13 января 2020 21:31 Новый
    -1
    Ага всё так...а потом(а именно в позапрошлом году)Чайна совместно с мтрасниками снимает СуперБлокбастер Da hong zha(Air Strake) где,вот чудо-то,вместо Советских инструкторов лысый Брюс Виллерес ..и учит их и в бой ведёт...(и даже морды бьёт курсантам - и они терпят..Белый гаспадина..однако)..И это спустя 78 лет..а ещё через лет 20...так Советы вместе с Японцами бомбят города Чайнаитов и только доблестные Air Force спасают бедных китаёзов...так-что вот Вам РАЗ...а там и ДВА..не за горами...ведь ..ничего личного только бизнес..
    1. Icelord
      Icelord 20 апреля 2020 22:18 Новый
      -1
      Американцы там были и побольше русских
  • Николай Александрович
    Николай Александрович 14 января 2020 16:43 Новый
    +1
    Виктор, отличная статья, спасибо!
    1. Катран
      14 января 2020 18:44 Новый
      +2
      Если статья многим понравилось - это отлично! drinks
      Ради Вашего признания мы и трудимся, рассказывая о самых интересных моментах и людях. hi
      1. ангел-истребитель
        ангел-истребитель 16 января 2020 09:44 Новый
        +1
        Виктор, спасибо Вам, замечательная и нужная статья.
        Хорошая работа!
        Единственное что можно было бы еще добавить - это рассказать непосредственно о боевых счетах и результативности наших летчиков-истребителей в Китае, проще говоря, кто из наших скольких "завалил"... Но это скорее всего- тема отдельной статьи.
        Еще раз спасибо Вам!
  • Corsair71 (Анатолий)
    Corsair71 (Анатолий) 16 января 2020 22:19 Новый
    +1
    Раздел сайта история меня довел до интересного впечатления . Читаешь ,узнаёшь много нового и появилось ощущение ,что это, описываемое, происходило где-то в параллельном мире. Вот моё незнание истории этому объяснение. Спасибо автору за интересную тему.
  • vieking
    vieking 17 января 2020 23:55 Новый
    0
    насчёт сахара в топливе: давно опровергнуто, сахар растворяется только в ВОДЕ, в нефтепродуктах ведёт себя как простая грязь. наверно писали, что б скрыть плохое тех.состояние самолётов.