Военное обозрение

«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет

92
«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
Фото:Allocer, wikimedia.org


Будущее, которое не настало


Ракета-носитель «Ангара» должна была стать своего рода «Суперджетом» от мира ракет: первый новый носитель, построенный Россией с момента развала Союза. Это не новая разработка (ракету начали создавать еще в 90-е), однако именно она была призвана показать, что российская космическая индустрия не только живет, но и развивается.

Как средний «Союз», так и тяжелый «Протон-М», — это все детища времен СССР, причем «Союз» есть не что иное, как глубокая модификация советской «семерки» — первой в истории межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, принятой на вооружение еще в 60-м. Ну а советская МБР УР-500 легла в основу «Протона». Разработавшее целый ряд удачных ракет, в том числе «Зенит», КБ «Южное» осталось в Украине. Парк нужно было обновлять.

Помимо морального устаревания, дали о себе знать сугубо практические трудности. Дело в том, что некогда популярный у заказчиков «Протон-М» использует в качестве топлива токсичный несимметричный диметилгидразин или «гептил», который очень не нравится Казахстану, на территории которого расположен космодром «Байконур», откуда эти «Протоны» и запускают.


Поначалу тяжелая «Ангара А5» виделась достойной заменой данному носителю: на момент начала работ над новой ракетой мало кто мог подозревать, что появится тяжелый Falcon 9 с ценой старта в районе 60 миллионов долларов: то есть, даже меньше, чем у «Протон-М». К сожалению, стоимость запуска А5 оказалась примерно вдвое выше цены старта советской тяжелой ракеты: о борьбе за рынок со SpaceX пришлось забыть.

Два запуска


Раньше «Ангару» видели широким универсальным семейством ракет, которые могут сменить практически все российские носители. Со временем стало понятно, что пресловутая «модульность» оказалось слишком дорогой и число проектов ограничили. Функции «Союза» должен взять на себя перспективный «Союз-5» (он же «Феникс, он же «Иртыш»). «У нас в легком классе единичка — “Ангара”, средний класс — “Союз-5”, в тяжелом — “Ангара-А5”, в супертяжелом классе — “Ангара-А5В”», — заявил в 2019-м глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Есть еще сверхтяжелый «Енисей», но это отдельная тема для дискуссии: не факт, что мы его вообще когда-то увидим.

Кстати, «единички» тоже нет. Более или менее доведена до рабочего состояния только вышеупомянутая «Ангара А5», но есть одна проблема, о которой уже сложно молчать. Дело в том, что замена «Протона» выполнила всего лишь 1 (один) запуск: его провели 23 декабря 2014 года. С тех пор стартов «Ангары» не было: ни тяжелой, ни какой-либо еще. С учетом самого первого испытательного старта «Ангара-1.2ПП» получается, что всего на счету у всех представителей семейства два запуска.


В целом общественность давно смирилась с тем, что новая ракета не станет ключом к спасению отрасли, но после улучшений станет «рабочей лошадкой» космической индустрии РФ. Похоже, не получилось.

Трудные времена


За последние месяцы по «Ангаре» нанесли сразу несколько ударов (впрочем, эксперты прогнозировали их ранее). В октябре прошлого года стало известно, что испытательный пуск новой российской тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Плесецк в Архангельской области перенесли с конца 2019 на 2020 год. Как тогда объяснил один из источников, подготовить ракету к пуску до конца года не успели физически.

А 15 января РИА «Новости» сообщило, что российское космическое ведомство отказалось от использования новой ракеты «Ангара-А5» для запуска спутника «Экспресс-АМУ4», предпочтя проверенный «Протон-М». Напомним, в октябре прошлого года генеральный директор предприятия «Космическая связь» Юрий Прохоров заявил, что запуски «Экспрессов» с номерами «АМУ3», «АМУ7» и «АМУ4» хотят выполнить именно с помощью «Ангары-А5». Теперь эти планы в прошлом.


Фото: Минобороны РФ

А что с легкой «Ангарой-1.2»? Второго ноября 2019 года РИА «Новости» сообщило о расторжении контракта на производство ракеты этого типа, которую хотели использовать для старта космических аппаратов «Гонец». Теперь их в 2021-м должен будет запустить «Союз». Не самое лучшее начало для этой версии носителя, особенно с учетом очень большой конкуренции в этом сегменте ракет.

Стоит добавить, что ранее заявленный запуск южнокорейского спутника с помощью ракеты «Ангара-1.2» перенесли с 2020-го на 2021 год, сославшись, впрочем, на проблемы корейцев. «У нас есть один контракт на поставку Южной Корее "Ангары-1.2". Она сейчас изготавливается, но у них есть свои сложности по полезной нагрузке, поэтому пока пуск с 2020 года немножко смещается», — заявил в марте прошлого года гендиректор Центра имени М.В. Хруничева Алексей Варочко.

Ложка меда


В общем-то, ненужная для решения «мирных» задач «Ангара» в текущих реалиях может быть интересной только для Минобороны, что и подтверждает последняя информация. 15 января ТАСС сообщил, что Роскосмос поставит Минобороны две ракеты этого типа в 2020-м. «Первая в 2020 году тяжелая ракета-носитель "Анагара" будет поставлена заказчику до конца первого квартала. Вторая должна быть поставлена до конца года», — сказал представитель госкорпорации. «Осуществляется жесткий контроль за изготовлением в текущем году первых РН "Ангара", а также их передача заказчику — Министерству обороны Российской Федерации», — отметили в Роскосмосе.

На предприятии «Полет» до окончания реконструкции планируют выпускать ежегодно две тяжелых «Ангары-А5» и одну легкую ракету «Ангара-А1.2». При этом, очевидно, часть нагрузки в интересах Минобороны продолжат выводить, используя старые советские носители. В целом, пока что планы по производству «Ангары» выглядят чересчур оптимистично, а ведь не стоит забывать, что ракета все еще находится на стадии испытаний…

А что насчет следующего старта? «В следующем году планируем возобновить пуски РН «Ангара», ракета будет передана Центром Хруничева в первом квартале 2020 года», — говорится в сообщении «Роскосмоса», озвученном в декабре 2019 года.


Как видим, все, что не касается интересов МО, существует в более чем расплывчатом виде. С другой стороны, Минобороны тоже умеет считать деньги: нужно полагать, оно бы с радостью предпочло менее дорогой и более проверенный носитель.

В силу этого возникает чувство, что программу держит на плаву лишь решительный (возможно, преждевременный) отказ от «Протона-М». Напомним, что в июне 2018 года Дмитрий Рогозин поставил конкретную задачу: прекратить производство «Протонов» после выполнения заключенных контрактов и использовать в дальнейшем только «Ангару». Например, в декабре прекратили производить двигатели для первой ступени советской ракеты — речь идет об агрегатах РД-276.

Кроме того не стоит забывать, какие средства уже потратили на новый носитель, а также то, что более или менее современного аналога у России нет и в обозримом будущем не будет. А значит, ждем новых планов испытаний ракеты «Ангара»…
Автор:
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. василий пономарев
    василий пономарев 4 февраля 2020 06:22
    0
    жалко ракету,неплохая она была на момент разработки,но сейчас многое изменилось,многоразовость шагает по планете
    1. Izotovp
      Izotovp 4 февраля 2020 07:30
      +32
      Уже в 91-м она на кафедре двигателей ракет-носителей во всех проекциях была ! В каком месте она новая ?! Запилить замену Зениту и летать на модульной Энергии не судьба была ?! Очень похоже на саботаж,попил бабла и грязные подковерные игры.
      1. Arzt
        Arzt 4 февраля 2020 10:48
        0
        Запилить замену Зениту и летать на модульной Энергии не судьба была ?!

        А что у Энергии с экономичностью?
        1. Izotovp
          Izotovp 4 февраля 2020 12:13
          +5
          С экономичностью у неё было то,что и сама ракета,и столы,и персонал - все уже было готово.
          1. Arzt
            Arzt 4 февраля 2020 12:58
            +3
            С экономичностью у неё было то,что и сама ракета,и столы,и персонал - все уже было готово.

            Понятно. Но все-таки в плане конкурентоспособности. Во сколько хотя бы приблизительно обошлось бы вывезти кг груза на орбиту по сравнению с Ангарой, Протонами, Союзом и Маском? В конечном счете ведь это будет ключевым.
            1. Izotovp
              Izotovp 4 февраля 2020 13:04
              0
              Сейчас,при всем уважении к вам,просто даже некогда искать эти цифры. Когда я учился-нам сравнений таких не приводили. Мы больше изучали конструкцию,особенности эксплуатации и тому подобное.
              1. Лексус
                Лексус 4 февраля 2020 19:28
                +17
                Тут, меньше недели назад, я как раз писал про "страдания" "Ангары" и метания РОСКОСМОСа. Шайка "урякалок" брызгала слюной и яростно "минусила". И вот, мои опасения полностью подтвердились, увы... Дешевле Маска выкупить вместе с его долгами и ипотеками, чем рогозинское "батутное" управление содержать.
                1. astepanov
                  astepanov 10 февраля 2020 17:45
                  0
                  При всем моем параноидальном неуважении к Рогозину, отмечу, что проблемы с космонавтикой начались у нас не два года назад, когда Рогозина прикрепили к рулю. Вот увидите: из него еще сделают "козла опущения". Похоже, тут системные проблемы, касающиеся вообще отношения государства к технологически сложным отраслям: там полагают, что достаточно поставить своего, дать ему липовую докторскую степень, полномочия и бабки, и всё разрулится. А не выходит: нужно еще и разбираться в деле, быть фанатиком, в дело влюбленным и уметь отстаивать интересы дела, а не шкуры и кошелька.
      2. Tcheluskin
        Tcheluskin 4 февраля 2020 22:29
        -3
        Запилить замену Зениту и летать на модульной Энергии не судьба была ?!

        Так "Союз-5" это и есть улучшенный Зенит, с выводом на низкую орбиту в зависимости от космодрома до 17 т (а после разработки метановых двигателей и 20+ т), и с модульным сверхтяжёлым вариантом из 3–5 блоков.
      3. Алексей60
        Алексей60 4 февраля 2020 22:43
        -2
        Сказки не рассказывайте.
    2. arkadiyssk
      arkadiyssk 4 февраля 2020 14:37
      0
      Она неплохая была когда не ней предполагался водородный разгонный блок - КВТК. Странно, но о нем в статье ни слова. Ни о том, что несчастный водородник пилят уже больше 10 лет, переносят сроки и теперь он только к 2027 году будет. Без КВТК энергетика Ангары хуже древнего Протона.
      1. Izotovp
        Izotovp 4 февраля 2020 20:08
        0
        У нас криогенщики перевелись ?! Докатились ((
      2. Митяй65
        Митяй65 5 февраля 2020 22:41
        +1
        Цитата: arkadiyssk
        Без КВТК энергетика Ангары хуже древнего Протона.

        Интересно, что вы имеете в виду?
  2. Hakka
    Hakka 4 февраля 2020 07:34
    -4
    Как говорит патриот Дмитрий Конаныхин ракета ybлюдок
  3. Митяй65
    Митяй65 4 февраля 2020 07:50
    0
    Как видим, все, что не касается интересов МО, существует в более чем расплывчатом виде. С другой стороны, Минобороны тоже умеет считать деньги: нужно полагать, оно бы с радостью предпочло менее дорогой и более проверенный носитель

    Как всегда забыли упомянуть, что разрабтка "Ангары" финансировалось МО и прежде всего в интересах МО. При чем здесь Роскосмос-то? Роскосмос как раз жалуется, что МО срывает финансирование стартового комплекса под Ангару на Восточном.
    1. abrakadabre
      abrakadabre 4 февраля 2020 08:05
      +12
      Роскосмос как раз жалуется, что МО срывает финансирование стартового комплекса под Ангару на Восточном.
      Угу, после разворовывания, денег на собственно строительство не хватает. Если там пострелять кой-кого, да с конфискацией вплоть до среднего родства, там внезапно хватит и на стартовый комплекс, и на много чего еще.
  4. Владимир_2У
    Владимир_2У 4 февраля 2020 08:19
    +4
    В общем до полной окупаемости космоса как до Луны на лыжах задним ходом, во всяком случае для нынешней России.
    1. Боже, Царя хранu
      Боже, Царя хранu 4 февраля 2020 10:32
      +6
      Да кому нужна эта окупаемость, если можно куда проще пилить госбюджет??
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 4 февраля 2020 10:43
        0
        Смысл моего комментария прост и уже описан, в общем то: "Что бы много заработать, надо много вложить", и вот с этим у нынешней России проблемы, пока во всяком случае.
        1. Боже, Царя хранu
          Боже, Царя хранu 4 февраля 2020 11:25
          +1
          Чтобы много заработать, нужно сперва решить кому это нужно, определиться с приоритетами.
  5. Омыртка
    Омыртка 4 февраля 2020 08:20
    +12
    Да интересно сейчас почитать на ВО материалы и обсуждение 6-7 летней давности об Маске и его многоразовых макаронных монстрах , и перспектив его детища в сравнение с детищем рогозинских контор.
    1. василий пономарев
      василий пономарев 4 февраля 2020 08:29
      +12
      https://topwar.ru/112360-kompaniya-spacex-zayavila-o-revolyucii-v-kosmicheskoy-industrii.html например вот здесь можно,смотрите не умрите со смеху
      1. Омыртка
        Омыртка 4 февраля 2020 10:57
        -1
        Цитата: василий пономарев
        https://topwar.ru/112360-kompaniya-spacex-zayavila-o-revolyucii-v-kosmicheskoy-industrii.html например вот здесь можно,смотрите не умрите со смеху

        Не это 2017г , в этом обсуждении остались только особо упоротые критики Маска , помню обсуждения за более ранние года 2013-14 и ещё ранее, вот там эпично копья ломали за и против.
        1. Mathafaka
          Mathafaka 4 февраля 2020 12:05
          +3
          https://topwar.ru/88375-proekt-falcon-9-uspeshnaya-posadka-pervoy-stupeni-i-perspektivy-rynka.html
          1. PontiffSulyvahn
            PontiffSulyvahn 5 февраля 2020 15:24
            +1
            Забавно почитать. И ракеты у них не будут летать по второму разу и ничего на орбиту тяжёлого поднять не удастся. Время показало, что все скептики ошибались.
        2. Mathafaka
          Mathafaka 4 февраля 2020 12:06
          +1
          Вот вам за 2015
        3. Комментарий был удален.
    2. donavi49
      donavi49 4 февраля 2020 09:08
      +12
      Кстати, даже Бек со своей малышкой Електроном работают в двух направлениях:
      1) Фотон. Уникальное предложение в этом классе. Полноценный автобус/выводная/опорная ступень для кубсатов. 170кг могут отправить на орбиту Луны. Запуск через один (в марте-апреле).


      2) Пакет доработок до возвращаемой ступени. Уже второй запуск (и первый в этом году для компании) ракета имитировала возврат, и второй раз Бек пишет, что все отлично:
      Initial Stage 1 reentry data review shows consistent trajectory with the previous flight. We hit the wall, roll along the z axis then come out the other side. Good telemetry all the way to sea impact with a stage in once piece again.

      Первые эксперименты с посадкой ступени конец 20 - начало 21 года. И это идет речь про маленькую ракету, для вывода кубов и небольших спутников.
    3. Снусмумрик
      Снусмумрик 4 февраля 2020 10:21
      +1
      И не поспоришь...
  6. rocket757
    rocket757 4 февраля 2020 08:24
    +1
    Грустная история и конца ей не видно ... а надо бы прийти к какому то конечному результату.
  7. kit88
    kit88 4 февраля 2020 08:35
    +21
    Есть у кого мысли, почему 60 лет назад в сжатые сроки после тяжелейшей войны Советский Союз смог создать ракеты для полетов на орбиту Земли и Луны. А сейчас, когда сроки не давят, денег куча, 60-ти летний опыт за плечами, компьютеры все рассчитывают, мы летаем на модернизированной "Семерке" и свое создать не можем? Хорошо Сергей Павлович ничего этого не видит.
    1. alma
      alma 4 февраля 2020 08:51
      +6
      Цитата: kit88
      Есть у кого мысли?

      А чего тут думать? Тогда за свои косяки люди отвечали (должностью, сроком, имуществом, жизнью) А сейчас у всех должностных "иммунитет"
      1. Mathafaka
        Mathafaka 4 февраля 2020 12:00
        +3
        Думаете чекисты всё решат?
        Так не бывает. Тогда были Королёв, Глушко и т.д
        Сейчас таких нет.
        1. Bad_gr
          Bad_gr 4 февраля 2020 13:29
          +7
          Цитата: Mathafaka
          Тогда были Королёв, Глушко и т.д

          Сейчас на их месте сидят менеджеры (с образованием журналиста, юриста и тд)
      2. Tochilka
        Tochilka 4 февраля 2020 23:14
        +1
        решительно не понимаю почему за комментарий минусов наставили? хороший же и верный!
        1. Bad_gr
          Bad_gr 5 февраля 2020 00:22
          0
          Цитата: Tochilka
          решительно не понимаю почему за комментарий минусов наставили? хороший же и верный!

          Логику некоторых оценщиков проследить сложно. Ну когда высказываешь своё мнение и получаешь минус - тут понятно, кто-то не согласен. А когда приводишь факты и даёшь ссылку откуда взято и получаешь минус - тут что думать?
          1. Комментарий был удален.
    2. U-58
      U-58 4 февраля 2020 09:50
      +2
      Есть мысли.
      Точнее, горькая практика.
      Бюрократизм, выдаванмый за четкое соблюдение стандартов- как технических , так и финансовых - захлестнул и Роскосмос и НАСА.
      Но за морем-окияном нашлись трезвые прагматичные головы, нашедшие инициативного Маска и освободившие его от многотонной
      и многомесячной макулатурной рутины, от всяческих согласований и пресогласований, от пресловутых слушаний перед "комиссией конгресса" по поводу финансовых , технических и прочих нарушений .
      Поэтому он работает по принципу: что,ребята, надо!
      А, понял, завтра сделаю.
      1. sevryuk
        sevryuk 5 февраля 2020 18:41
        0
        заплатившие из фондов Пентагона...
    3. kapitan281271
      kapitan281271 4 февраля 2020 10:32
      +5
      Цитата: kit88
      Есть у кого мысли, почему 60 лет назад в сжатые сроки после тяжелейшей войны Советский Союз смог создать ракеты для полетов на орбиту Земли и Луны. А сейчас, когда сроки не давят, денег куча, 60-ти летний опыт за плечами, компьютеры все рассчитывают, мы летаем на модернизированной "Семерке" и свое создать не можем? Хорошо Сергей Павлович ничего этого не видит.

      Хоть несколько не в тему но все таки,,,,,,,,, Смотрел как-то интервью, очень короткое, жены Архипа Люльки, он тогда занимался двухконтурным и не шло на пол года уже задерживал, вызвали то-ли в политбюро,то-ли в ЦК, на доклад через четыре часа, вернулся,зашёл домой снял шляпу, а она смотрит он седой. КТО ИЗ ЭТИХ СОБАК ХОТЬ ЗА ЧТО-ТО НЕСЁТ РЕАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, С КОГО ИЗ ЭТИХ УРОДОВ СПРОСИЛИ ТАК ЧТО БЫ ПОСИДЕЛ,вот Вам и ответ!!!!!!! hi
    4. Mathafaka
      Mathafaka 4 февраля 2020 11:58
      -7
      Ресурсы были другие и финансирование тоже.
    5. eklmn
      eklmn 4 февраля 2020 21:42
      0
      “А сейчас, когда сроки не давят, денег куча, 60-ти летний опыт за плечами, компьютеры все рассчитывают, мы летаем на модернизированной "Семерке" и свое создать не можем?
      Кульманы уехали...
      1. kit88
        kit88 4 февраля 2020 22:26
        +8
        Зато Дизайнеры остались. laughing
    6. Александр Геннадьевич
      0
      Есть мысли. Упадок, если он происходит, то во всем. Все дело в людях, а они уже не те. И с каждым поколением - хуже. Нужно опять с пеленок воспитывать Человека, но никому это не нужно.
  8. Hog
    Hog 4 февраля 2020 09:05
    +12
    От нечего делать почитал старые статьи про Роскосмос или Спейс Икс, так интересно особенно то как доказывали, что у Маска ничего не выйдет, а вот Рогозин все сделает)))
  9. Макс1995
    Макс1995 4 февраля 2020 09:06
    +6
    Да, верно.
    А помните, как всего 2 года назад над Маском смеялись, и новые типы наших ракет гордо анносировали???

    Да и сейчас то в одном месте ядер-тягачь к 25му.., а , теперь уж к 30 му году...
    то в другом месте супердвигатели на 3д принтере....
  10. Brancodd
    Brancodd 4 февраля 2020 09:16
    -4
    А что, собственно, в содержании статьи соответствует заголовку? Всё пропало? Стоимость запусков пока не известна. Зависит от серии. Сдвиги проекта по срокам вызваны недостаточным финансированием на разных этапах, тяжелой ситуацией в Хруничеве и как следствием переносе производства в Омск. Пока всё-таки волосы на голове рвать рано.
  11. синоби
    синоби 4 февраля 2020 09:20
    -7
    Любят последнее время на ВО мрачные статьи.Причина приостановки,не закрытия,программы Ангара лежит в другом поле.Запущена в серию РН Сармат.Начато перевооружение.Выводимые из эксплуатации Воеводы пустят на мирные нужды,а это более сорока ракет.Ближайшие 5 лет в лёгкой Ангаре прост нет необходимости.
    1. Genry
      Genry 4 февраля 2020 11:31
      +4
      Цитата: синоби
      Ближайшие 5 лет в лёгкой Ангаре прост нет необходимости.

      Легкая Ангара уже в отставке. Там Союз-какой-то, с газовым двигателем.
      А тяжёлая Ангара может только тестовые пуски с Плесецка производить (далеко от Экватора) - для коммерческих пусков строят вторую очередь на Восточном(в 2019 начато строительство).
      1. синоби
        синоби 4 февраля 2020 15:05
        -3
        Положа руку на сердце,для тяжёлой ангары просто нет работы.Как не оказалось для Энергии в союзе.
        1. Topgun
          Topgun 5 февраля 2020 15:58
          0
          че за бред? am для Энергии не нашлось работы потому что союз РАЗВАЛИЛСЯ!!!! Энергия, Буран и прочее достижение высокоразвитой цивилизации стали не нужны...
          1. синоби
            синоби 7 февраля 2020 13:14
            0
            Окститесь сударь.Протоны полупустыми запускаем,а тут 120 тонн.Без долговременной программы освоения луны и марса,а у нас да и у янки на это денег нет,кому тяжи нужны?
  12. Домашняякошка
    Домашняякошка 4 февраля 2020 09:31
    +6
    Цитата: kit88
    Есть у кого мысли, почему 60 лет назад в сжатые сроки после тяжелейшей войны Советский Союз смог создать ракеты для полетов на орбиту Земли и Луны. А сейчас, когда сроки не давят, денег куча, 60-ти летний опыт за плечами, компьютеры все рассчитывают, мы летаем на модернизированной "Семерке" и свое создать не можем? Хорошо Сергей Павлович ничего этого не видит.

    Раньше даже не могли мечтать разворовывать такие деньги и уровень подготовки необходимых специалистов говорит сам-за себя. Убитое образование разных уровней и отсутствие идеологии. Руководством строительства ракет занимались конструктора, а сейчас журналист.
  13. mag nit
    mag nit 4 февраля 2020 09:35
    +1
    Нужно прислушиваться к мнению специалистов, а не к мнению самозванцев-"экспертов".
  14. GoldMoskit
    GoldMoskit 4 февраля 2020 09:36
    +6
    Всё это п....ж и провокация. В 2016 на Омском "Полёте" больше 1000 рабочих разогнали, а в 2018 снова стали набирать и объявили о полном переносе производства Ангары в Омск. А 2019 прошла информация что "Полёт" не успевает выполнить план производства из-за нехватки рабочих и специалистов.
    Вот и делайте выводы о планировании в Роскосмосе.
  15. Г.Георгиев
    Г.Георгиев 4 февраля 2020 09:39
    +4
    Я не понимал, почему была брошена мощная модульная ракета-носитель "Енергия",которая может перевозить более 100 тонн груза.
    1. albert
      albert 4 февраля 2020 19:06
      0
      А в варианте Энергия-Вулкан вдвое больше. yes
  16. U-58
    U-58 4 февраля 2020 09:40
    +2
    То-то и оно, что Рогозин "раздает долги" поддержавшим его кандидатуру на пост головы колхоза Варочко и Арбузову.
    Кроме Ангары знать ничего не хочет.
    Тему Союзов 5/6/7 ему чуть ли не силком вменил вице- премьер Борисов.
    И если кресло под Рогозиным, пошатавшись, рухнет, то и задачи Роскосмоса могут кардинально измениться.
    И не в пользу Ангары.
  17. Павел Федоров
    Павел Федоров 4 февраля 2020 11:04
    -2
    Вобщем, иудолибералы радостно потирают руки, шекели хорошо отрабатываются...
  18. Jurkovs
    Jurkovs 4 февраля 2020 11:08
    +5
    Автору. Ангары-А5 давно уже нет. Все что сейчас говорится касается Ангары-А5М. После не выполнения ТЗ во время первого пуска, был разработан проект модернизации изделия и сейчас готовится к полету именно эта модификация. Она отличается сниженным сухим весом, модернизированными двигателями РД-191М с увеличенной тягой где-то на 3% за счет дальнейшего увеличения давления в камере, и какими то еще доработками изделия. Чтобы там не говорили в ЦиХе это фактически совсем другая ракета и все испытания надо начинать сначала. Не в пользу Ангары-А5М и вновь развернувшийся полемика между ЦиХом и Энергией. Специалисты просчитали замену второй керосиновой ступени Союза-5 на метановую в тех же геометрических размерах. Более высокая тяга РД-171МВ на первой ступени, более высокая энергетика метана на второй, применение передовых конструкторских решений в виде совмещенных днищ баков этой ступени позволяет такому Союзу-5 выводить НОО груз массой 23 тонны. Это чуть меньше Протона, но равно тому что сделала Ангара-А5 в своем первом пуске. Эти специалисты доказывают, что в случае разработки метанового двигателя семейство Ангары вообще не нужно будет. Вот такие вот дела.
    1. Митяй65
      Митяй65 4 февраля 2020 12:06
      +1
      Цитата: Jurkovs
      Более высокая тяга РД-171МВ на первой ступени, более высокая энергетика метана на второй, применение передовых конструкторских решений в виде совмещенных днищ баков этой ступени позволяет такому Союзу-5 выводить НОО груз массой 23 тонны.

      Звучит очень неправдоподобно. А есть какие-нибудь подтверждения/ссылки?
    2. Ocelot
      Ocelot 4 февраля 2020 13:02
      0
      Метан на Союз-5 это наверное интересно, вот только не успеют они такое сделать до 2025 (окончания полётов Протона), хорошо если керосиновик С-5 сделают к обещанному 2023 (есть сомнения). Придётся А5 (не 5М) допиливать до серии. Времени в обрез. sad
  19. Ромка
    Ромка 4 февраля 2020 12:07
    +1
    Помню в первом классе на утреннике у меня было стихотворение и начиналось оно так "Над Ангарой над Енисеем кипит работа горяча...". Пророческие слова оказались wink
  20. Оператор
    Оператор 4 февраля 2020 12:21
    +1
    Цитата: Jurkovs
    случае разработки метанового двигателя семейство Ангары вообще не нужно будет

    Более того: сочетание метан+кислород+композит дает возможность создать дешевую одноразовую одноступенчатую ракету со сверхкритическим гетерогенным топливом, вытеснительной схемой его подачи и неохлаждаемым двигателем из углерод-углеродного материала с керамическим покрытием.

    После чего о копипастере Маске можно будет забыть навсегда.
    1. vadimtt
      vadimtt 6 февраля 2020 07:28
      0
      Интересно узнать, как на такой ракете будет реализовано сопло с изменяемой геометрией при высоком качестве поверхностей. А так да, многорежимный газогенератор и управляемое сопло - можно и одной ступенью обходиться. Вот только покроет ли удаление одного-двух двигателей стоимость нового многорежимного (и вообще какая вероятность его создания, учитывая не особо удачные работы по соплу внешнего расширения)?
      1. Оператор
        Оператор 6 февраля 2020 13:35
        +5
        Вероятно, вы имели в виду "неохлаждаемое сопло с выдвижным насадком" - оно уже реализовано на твердотопливных ракетах с вытеснительной подачей газов в сопло из камеры сгорания (она же корпус РДТТ под давлением до 150 атмосфер).
        1. vadimtt
          vadimtt 6 февраля 2020 14:35
          0
          Нет, что-то вроде такого -
          1. Оператор
            Оператор 6 февраля 2020 15:42
            +6
            Это сопло внешнего расширения газа, у которого КПД преобразования энергии газа в реактивную тягу меньше, чем у сопла Лаваля с внутренним расширением газа.
            1. vadimtt
              vadimtt 6 февраля 2020 21:45
              +1
              Говорят, интегральный кпд по всей высоте полета выше, чем у оптимизированного под узкий диапазон классического сопла, что и нужно на одноступенчатой ракете. Но проблем много, нужны прорывы. С этим все очень печально hi
              1. Оператор
                Оператор 7 февраля 2020 09:48
                +4
                Проблема снижения КПД в зависимости от высоты полета у сопла Лаваля есть, но она решается выдвижным насадком.
  21. Сибирский цирюльник
    Сибирский цирюльник 4 февраля 2020 13:45
    -1
    Всё что происходит вокруг этой ракеты,да и в общем,в отрасли, очень напоминает саботаж: долгое время " пилить" ракету, строить под неё старт,а затем объявить,что она не нужна..
    1. karabass
      karabass 4 февраля 2020 17:58
      0
      какой же это саботаж! Крымский мост за сколько построили? А мостовой переход через Волгу умные люди в Волгограде строили и получали свою небольшую зарплату 21 год! За то с 8 до 5 как белые люди, а в Крыму платили больше но работали по 12 часов в день без выходных
  22. Lontus
    Lontus 4 февраля 2020 15:10
    -2
    Разработавшее целый ряд удачных ракет, в том числе «Зенит», КБ «Южное» осталось в Украине. Парк нужно было обновлять.

    А что в зените удачного?
    1. Вячеслав Викторович
      Вячеслав Викторович 10 февраля 2020 14:01
      -1
      Полностью автоматическая подготовка к старту
      Две ступени.
      Простая компоновка элементов в одну линию, без боковушек.
      Использование двигателя с высоким удельным импульсом.

      В "Фэлконе-9" очень многое напоминает Зенит (две ступени, компоновка), а "Иртыш" будет с Зенита фактически перерисовываться.
  23. Narak-zempo
    Narak-zempo 4 февраля 2020 15:17
    +3
    Например, в декабре прекратили производить двигатели для первой ступени советской ракеты — речь идет об агрегатах РД-276

    - В какой стадии находится борьба с пьянством?
    - Успешно пройдена первая стадия: ликвидирована закуска!
  24. Falcon5555
    Falcon5555 4 февраля 2020 15:52
    +9
    Вся программа ангары стоила 110 миллиардов рублей. А одна только олимпиада - 1.5 триллиона. А нужна ли она была вообще - особенно если учесть последующую допинговую катастрофу? А еще был футбол...
  25. 1536
    1536 4 февраля 2020 16:35
    0
    Человечеству предстоит пережить длительный и нудный этап постепенного развития космической техники во что-то новое, прорывное. Так же было, например, с парусным флотом, когда на протяжении столетий по морям и океанам плавали парусники всех мастей, а затем в середине XIX века их постепенно вытеснили корабли, оснащенные паровой машиной, затем различного рода двигатели, способные вращать гребной винт. По сути даже корабли с атомной энергетической установкой не стали прорывными по сравнению с заменой парусов на различного рода силовые агрегаты. В космической промышленности была надежда на прорыв, когда американцы сделали Шаттл, а мы "Буран", но, увы, эти проекты уперлись в дороговизну, несоразмерную задачам выведения на орбиты полезной нагрузки. Таким образом, космические "парусники" 60-х годов XX века так и остались непревзойденным пока средством освоения космического пространства. И прорыв наметится только тогда, когда фундаментальная наука сможет предложить что-то такое, что этот прорыв и определит. Либо это будут новейшие материалы, которые можно добывать только в Космосе, например, гелий-3 на Луне, либо новые типы двигателей, например, безопасный атомный двигатель, позволяющий космическому кораблю двигаться в космосе неопределенно долгое время с соответствующей скоростью. Пока такого нет, а наука занята только тем, что в лице своих представителей занимается обменом передовым опытом в той или иной области, используя интернет и информационные технологии как нельзя лучше . В связи с этим надо понять, что сегодня освоение Космоса или околоземного пространства будет заключаться лишь в том, чтобы поддерживать земную инфраструктуру или вести наблюдения за космическими объектами не испытывая противодействия атмосферы Земли.
  26. честный чел
    честный чел 4 февраля 2020 17:14
    +3
    Цитата: Hog
    От нечего делать почитал старые статьи про Роскосмос или Спейс Икс, так интересно особенно то как доказывали, что у Маска ничего не выйдет, а вот Рогозин все сделает)))

    Уря патриоты они такие yes
    Итоги деятельности SpaceX за декабрь 2019Итоги деятельности SpaceX за декабрь 2019

    - Запуск миссии к МКС - SpaceX CRS-19
    - Запуск спутника JCSAT-18 / Kacific-1
    - SpaceX выполнили 10-е успешное испытание модернизированных парашютов Mark 3 корабля Crew Dragon
    - Прогресс на сборочной площадке в Бока-Чика, Техас
    - Разборка Starship Mk1 в Бока-Чика
    - Прогресс стартового комплекса SpaceX для Starship на LC-39A
    - Платформа Just Read the Instructions пришла в порт Канаверал с грузом: большими двигателями и оборудованием для них
    - SpaceX выиграли сразу 2 награды авторитетного издания SpaceNews за Starhopper и Starlink
    - Складывание опор у Falcon 9 B1059 и B1056 в порту Канаверал
    - Tesla Cybertruck станет полезной нагрузкой для миссии Starship
    - Переход корабля GO Discovery с оборудованием и частями для прототипа Starship
    - Контракт от Kepler Communications на два запуска спутников для их группировки
    - SpaceX собираются открыть два дополнительных стенда для испытаний двигателей Raptor на полигоне МакГрегор, Техас
    - Первый двигатель-ёлочка Raptor стал 17-м, собранным SpaceX
    - Новый рекорд по времени между запусками с одной площадки (SLC-40 - CRS-19 / JCSat-18/Kacific1) - 11 дней 6 часов
    - 30-я успешная посадка 1-й ступени на плавучую платформу (CRS19)
    - Больше 13,5 тонны грузов выведено на орбиту (400 тонн за всё время)
    - Новая номенклатура названия для летающих прототипов Starship - SN#
  27. remal
    remal 4 февраля 2020 17:38
    +3
    В силу этого возникает чувство, что программу держит на плаву лишь решительный (возможно, преждевременный) отказ от «Протона-М».

    Протон - продукт оборонки был и остается. Если обанкротить предприятия его производящие то и "Сармат" никуда не улетит.Насчет "Ангары" постоянно повторяется, что она нужна военным. На деле контракт на Ангару 1.2 передали "Союзам", военные точно также деньги считают. Что подтвержадет кстати неверность решения по закрытию производства НК-33 и переход союзов на РД-191. Ангара может быть частью лунной программы, только программы этой нет, есть какая то пародия, на то что делают американцы, с гарантированным проигрышным результатом.
    1. Bad_gr
      Bad_gr 5 февраля 2020 00:38
      0
      Цитата: remal
      Что подтвержадет кстати неверность решения по закрытию производства НК-33 и переход союзов на РД-191.

      Так ведь этот двигатель не выпускается со времён закрытия Лунной программы, а на современных ракетах использовался только запас со склада. Было в планах возобновить их производство в 2013 году, но потом передумали.
  28. L-39NG
    L-39NG 4 февраля 2020 18:58
    -2
    Разговоры разговорами, а наклейки делать умеете, хотя макеты техники отличные, может у моего друга в фирме или, может, у китайцев покупали. Может и наклейки.
  29. Ocelot
    Ocelot 4 февраля 2020 19:46
    -1
    Цитата: remal
    по закрытию производства НК-33 и переход союзов на РД-191

    Так НК-33 и не производили в постсоветское время. Что же касается перехода Союза-2.1в на РД-193, то не факт, что оно вообще состоится.
  30. senima56
    senima56 4 февраля 2020 21:36
    -1
    Если проект "Ангара" такое дерьмо, то значит, что а космической отрасли у нас сидят или дураки () или враги народа! Ни тем, ни другим не место в нашей космической промышленности.
    1. L-39NG
      L-39NG 4 февраля 2020 23:05
      0
      Враги народа, враги народа, а вдруг умных не осталось, все умные и были врагами, вот их и уничтожили или разогнали. А с помощью серпа и молота науку не подвинешь.
  31. Лад
    Лад 5 февраля 2020 00:56
    +2
    Все почему-то считают, что для выхода из тупика надо всех расстреливать и сажать. А сколько человек расстреляли для того, чтобы вывести дело товарища Маска в лидирующее? Думаю совсем мало. А сколько посадили? Тоже думаю не так и много. Так о чем мы тут говорим? Десять лет назад ржали над забугорным Маском и проспали революцию в космосе. Теперь плачем над своим "либерализмом". Время идет, а ничего не меняется. Нужны перемены. Глобальные. Правда можно и без них - но тогда о космосе, и не только о нем, надо забыть.
    1. remal
      remal 5 февраля 2020 09:16
      +1
      Я не ржал над Маском. Ржали те кто очень смешные шутки про батуты придумывал. Революцию опять же проспали те кто у руля был. При чем тут либерализм совсем не понятно.
      1. Лад
        Лад 5 февраля 2020 20:57
        0
        Да я не вас лично подразумевал. А "либерализм" к тому, что тут на форуме, да и не только тут, постоянно витает мысль, что вот, мол, если бы чаще сажали и расстреливали, то может меньше бы воровали и лучше бы работали. Слишком либеральными кажутся людям порядки.
        1. remal
          remal 6 февраля 2020 02:08
          0
          "либерализм" напрочь испорченное слово, с такими событиями и персонами ассоциируется, что расстрелы уже не кажутся чем то недопустимым. Проблема в людях, а не отсутствии расстрелов. Управлять космосом должны ИТшники, с этим у нас не всё так плохо. Но почему то назначают то директора автоваза, то теперь вот.
  32. Pilat2009
    Pilat2009 13 февраля 2020 07:39
    0
    Цитата: Г.Георгиев
    Я не понимал, почему была брошена мощная модульная ракета-носитель "Енергия",которая может перевозить более 100 тонн груза.

    100 тонн никто на орбиту не возит.пока по крайней мере.экономика.по той же причине сша забросили свои сатурны лунной программы
  33. S.I.D
    S.I.D 11 марта 2020 10:55
    0
    Да будет свет в умах страждущих!

    КРК (космический ракетный КОПЛЕКС) "Ангара" задумывалась и создавалась как унифицированный комплекс для выведения на орбиты широкой номенклатуры ПН (полезной нагрузки). Линейка РН "Ангара" должна была перекрыть почти все ниши и обеспечивать все пусковые потребности страны + инозаказчика. Так что расчитывался и строился КРК из расчётов высокой регулярности пусков - не менее 20 пусков в год! В условиях обеспечения подобной пусковой нагрузки, наличие КРК "Ангара" обретает здравый смысл. Ну а в качестве замены Протона - закрывающего достаточно узкий спектр задач выведения ПН на орбиты - Ангара действительно превращается в недоразумение. Недоразумение, потому, что РН Ангара А-5 по всем характеристикам, кроме токсичности компонент топлива, хужее Протона. Сие не глупость разработчиков, а результат ставки на универсализацию.

    Смысл КРК Ангара - в универсальности и массовости!!!
    Так что сводить создание КРК Ангара (А1, А3, А5, ....) к задаче замены Протона - чем и занимаются многие здесь песатели - идиотия (в медицинском смысле), в той или иной мере. Смысл КРК "Ангара" - замена и Протона, и Зенита, и Союзов, и Рокота, и Днепра, и Дельт, и Драконов, и Антаресов, и прочего прочего прочего.
  34. Алматинец1982
    Алматинец1982 28 марта 2020 08:23
    0
    Незачем
    Выдумывать велосипед... Илон маск придумал очень просто и эффективно
    Повторяйте
    Много разовые ступени
  35. Недокомсомолец
    Недокомсомолец 28 марта 2020 10:56
    0
    Слабо предоставить себе сюжет по Россия-24 с таким же смыслом?))
  36. ont65
    ont65 7 апреля 2020 14:40
    0
    Утверждение неверное. Инструмент (определенная ракета-носитель) сам по себе ни условие успеха, ни мера другим. Их, в развитой отрасли, существует несколько классов под разные нагрузки и задачи. В тяжелом классе других нет и не планируется, как нет никакой иной инфраструктуры, кроме Ангары, по этому сомнения или критика веса не имеют и иметь в ближайшие годы не будут, тем более в таком виде о том, что еще ни разу не было в деле. Ни о чем.
  37. ont65
    ont65 22 апреля 2020 04:37
    0
    Шеф, усё пропало! Ан, нет. - Нет и не будет в ближайшем будущем альтернативы серии Ангара, в частности для перспективных пилотируемых программ. Орел (бывшую Федерацию) перетяжелили, облетные миссии Луны с кораблем Союз МС возможны только на Ангара 5В. Если пройдет лунная станция, будет на чем туда экипаж доставлять. Чем плохо? Никакой Союз-5 это не потянет, да нет еще его в наличии, как и других разрабатываемых систем.