Нераскрытые возможности проекта «Сыч». Уникальный ударно-разведывательный комплекс на базе Су-34


В нашем предыдущем обзоре, целиком и полностью сфокусированном на анализе возможностей бортового радиоэлектронного оборудования самолёта стратегической радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, мы смогли прийти к окончательному выводу о том, что многодиапазонный радиолокационный/радиотехнический комплекс бокового обзора МРК-411 является едва ли не единственной в своём роде отечественной АФАР-РЛС авиационного базирования, элементная база и программное обеспечение которой обеспечивают реализацию наиболее широкого спектра режимов работы. К ним можно смело отнести высокоточные режимы SAR/ISAR (синтезированной апертуры/обращённой синтезированной апертуры), позволяющие идентифицировать малоразмерные наземные объекты по РЛ-силуэту, режим пеленгования подвижных наземных объектов GMTI, а также весьма экзотический низкочастотный режим подповерхностной радиолокации, задействующий частотный диапазон от 120 до 300 МГц и позволяющий вскрывать местоположение бункерной инфраструктуры противника с детальной прорисовкой её архитектуры.


Вследствие этого реализация вышеуказанного потенциала комплексами МРК-411 в совокупности с обзорными возможностями мультиспектральных турельных оптико-электронных комплексов ОЭСВР «Фракция» превращает малочисленный авиапарк самолётов Ту-214Р (RA-64511 и RA-64514) в наиболее совершенную разведывательную компоненту Воздушно-космических сил России ХХI века, обеспечивая исчерпывающей информацией о тактической обстановке как подразделения ракетных войск и артиллерии ВС России, так и истребительные эскадрильи ВКС и отдельные морские штурмовые авиационные полки ВМФ России.

Потенциал, недоступный Ту-214Р


Между тем абсолютно не располагающие ракетным вооружением самообороны (ракетами воздушного боя малой дальности Р-73РДМ-2 или РВВ-МД), а также обладающие дозвуковой скоростью полёта, огромной ЭОП в несколько десятков квадратных метров и малой маневренностью, самолёты Ту-214Р способны оперировать лишь в нескольких сотнях километров от противовоздушных зон ограничения и воспрещения доступа и манёвра A2/AD противника, возведённых корабельными БИУС «Aegis» с дальнобойными ЗУР SM-6 (RIM-174 ERAM), ЗРК большой дальности «Patriot PAC-2», а также тактическими истребительными эскадрильями Объединённых ВВС НАТО. Стало быть, всеобъемлющая реализация возможностей бортовых комплексов МРК-411 и «Фракция» может быть достигнута лишь после сближения Ту-214Р с разведываемыми объектами на расстояние 150—200 км, что реализуемо исключительно после полноценного подавления вышеуказанных средств ПВО противника посредством массированных ударов аэробаллистическими ракетами Х-47М2 «Кинжал», противорадиолокационными ракетами Х-58УШК и КР «Калибр-НК/ПЛ».

Более того, ввиду отсутствия подкрыльевых узлов подвески с УРВБ самообороны Р-73 или РВВ-СД, самолёты стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки Ту-214Р нуждаются в регулярном эскортировании многофункциональными истребителями семейств Су-30СМ/1, Су-35С или Су-57 (в особенности на изобилующем современной тактической авиацией противника европейском условном ТВД). Как видите, максимальная гибкость и эффективность применения данных бортов может быть достигнута лишь в благоприятствующих оперативно-стратегических условиях.

На порядок более высокой боевой устойчивостью и эффективностью в вышеописанных условиях могут похвастаться модернизированные тяжелые многоцелевые истребители-бомбардировщики Су-34, получившие небезынтересный «разведывательный пакет» программно-аппаратных обновлений в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «Сыч». В частности, речь идёт о программно-аппаратной интеграции бортового радиоэлектронного оборудования ударных «сушек» трёх типов, уже прошедших натурные испытания контейнерных комплексов разведки семейства «Сыч»:

— УКР-ОЭ — контейнерного мультиспектрального оптико-электронного комплекса (ТВ/ИК/низкоуровневого-диапазонов);

— УКР-РЛ / БКР-3 — контейнерного комплекса поверхностной радиолокационной разведки Х-диапазона, представленного двухсторонней малоэлементной РЛС с ПФАР «Пика-М» с разрешением около 0,3 м в режиме SAR/ISAR и инструментальной дальностью действия более 300 км; начало крупносерийного производства данного изделия для последующего оснащения строевых Су-34 было анонсировано компетентными источниками в штаб-квартире АО НИИ «Кулон» ещё в середине 2016;

— УКР-РТ — многодиапазонного контейнерного комплекса пассивной радиотехнической разведки, позволяющего обнаруживать и анализировать частотные параметры радиоизлучающих источников противника (современных бортовых РЛС противника типов AN/APG-77/79/81 в режимах сопровождения на проходе и даже LPI, активных радиолокационных ГСН ракет воздушного боя и ЗУР, а также обзорных РЛС и радаров подсвета, приданных вражеским зенитно-ракетным дивизионам), а затем выдавать прямое целеуказание ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-СД, либо ещё более дальнобойным «Изделиям 180», которые могут поступить на вооружение ВКС уже в течение ближайших двух лет.


Антенный модуль контейнерной РЛС "Пика-М"

Подобное качество, обусловленное возможностью размещения «Изделий 180» на узлах подвески Су-34, предоставит ведущим разведку экипажам «Фулбеков» возможность дать серьёзный отпор тактической авиации противника (модернизированным F-15C «Eagle», «Лайтнингам» или «Тайфунам») в дуэльной ситуации, да ещё и без поддержки со стороны многофункциональных истребителей Су-35С.

Логично подытожить, что оснащённые контейнерными разведывательными комплексами линейки «Сыч» сверхзвуковые фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34, располагающие не только внушительными ракетными арсеналами, но и более высокими скоростными и маневренными параметрами, способны с лихвой компенсировать невозможность применения более уязвимых Ту-214Р на наиболее активных участках современных театров военных действий.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Аэродромный 31 января 2020 05:44 Новый
    • 5
    • 5
    0
    ух ты...Даманцев, за наших играет сегодня ! fellow
    1. Vlad.by 31 января 2020 11:14 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Вопрос - а кто мешает вооружить Ту 214Р? Или взлетного веса не хватает?
      1. Kuroneko 31 января 2020 12:11 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Этот "Сыч" на Кузнецове используется (потому как с Як-44 всё заглохло и своего ДРЛО-палубника Россия до сих пор не имеет). Из трёх Су-33 собирается этакий единый во трёх лицах, аки Троица, "разведчик":
        Поскольку грузоподъёмности истребителей-бомбардировщиков недостаточно для транспортировки типового набора оборудования самолёта ДРЛО, то разведывательное оборудование разделено на три контейнера для выполнения разведки с трёх самолётов: УKР-РТ — радиотехническая разведка, УKР-РЛ — дальний двухсторонний АФАР радар, УKР-ЭО — электронно-оптическая разведка[65]. Благодаря мощным подвешенным УKРам самолёты Сухого могут эффективно обнаруживать цели без использования специализированных самолётов ДРЛОиУ. Однако, для координации действий они вынуждены полагаться на команды с борта авианосца, в то время как самолёт ДРЛОиУ может самостоятельно управлять авиацией, не выдавая авианосец интенсивными радиопереговорами.

        Паллиатив, конечно, а чо делать?
        1. bars1 31 января 2020 16:50 Новый
          • 1
          • 0
          +1


          Kuroneko, в Вашей Вселенной Су-33 используются с тремя типами развед.контйнеров?! Или это всё же техническое предложение в рекламном буклете?
          1. Kuroneko 31 января 2020 21:32 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: bars1
            в Вашей Вселенной Су-33 используются с тремя типами развед.контйнеров?! Или это всё же техническое предложение в рекламном буклете?

            В НАШЕЙ ОБЩЕЙ вселенной - да. Каждый из трёх "разведочных" Су-33 с Кузнецова несёт свой тип контейнера. Общая координация и "сведение" информации осуществляется авианосцем.
  2. Владимир_2У 31 января 2020 06:06 Новый
    • 12
    • 2
    +10
    Не смотря на склонность автора к алармизму, его статьи и интересны, и розовую дымку рассеивают, обычно. Статье плюс.
  3. Zaurbek 31 января 2020 07:08 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    В другой статье ниже информация по по Ф15ЕХ....который лучше как боец, не худший ударник , а с контейнерами и пп и разведчик.
  4. rocket757 31 января 2020 07:52 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Нужно разрабатывать и делать дроны стратегической и оперативной разведки.
    Ситуация назрела давно, надо её преодолевать.
    1. S.I.D 31 января 2020 15:48 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Дамаю не в последнюю очередь под задачу разведки и целеуказания разрабатывается тяжёлый беспилотник «Охотник».
      1. rocket757 31 января 2020 18:56 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Тяжёлый, ударный, малозаметный ... тоже нужно.
        Для разведки он подходит? Вот в чем вопрос.
        Разведчику дальность, длительность, комплект установленной аппаратуры важнее, скоростной, закрытый канал передачи информации очень нужен.
        Как летун, он может быть попроще ... ему на штурмовку не летать.
        1. bayard 1 февраля 2020 04:40 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: rocket757
          Нужно разрабатывать и делать дроны стратегической и оперативной разведки.

          Альтиус подойдёт ? У него и полезной нагрузки 2 тонны , и время барражирования до 48 часов . А так как каждый из контейнеров "Сыч" весит те самые 2 тонны , то на борт "Альтиуса" он так и просится . Особенно полезен такой БПЛА будет над морскими акваториями .
          1. rocket757 1 февраля 2020 15:47 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Типа того и нужен. Оснащенный и нацеленный на стратегическую разведку.
          2. S.I.D 1 февраля 2020 21:32 Новый
            • 1
            • 2
            -1
            Думается, в случае с установкой на БПЛА контейнеров РТР и целеуказания, возрастает требования к борту по каналам информационного обмена. На борту БПЛА нет оператора, и картинка должна ретранслироваться Контейнер>Борт>Пункт управления БПЛА. Думается мне, имеющихся сегодня кондиций Альтаируса по каналам обмена не хватит под обсуждаемую задачу.
            1. bayard 1 февраля 2020 22:34 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Держать в воздухе воздушный командный пункт\ретранслятор и возможности по обмену\передачи данных на "Альтиусе" должны быть . Иначе его существование просто непонятно . Просто барражировать в воздухе могут и БПЛА попроще , полегче .
  5. rudolff 31 января 2020 08:18 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Что то давно ничего не слышно о РЛС обзора задней полусферы Су-34. Помню грозились вот-вот довести до ума... и тишина. В этой балке между двигателями вроде только ВСУ сейчас располагается. Никто ничего не слышал на эту тему?
    1. Мимопроходящий 31 января 2020 20:26 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      А зачем она ему? Это РЛС априори маломощная. Заметить стелс истребитель до рубежа пуска ракет эта РЛС не сможет, когда полетят ракеты, то и без всяких РЛС он узнает о том от системы предупреждения об облучении.
      1. rudolff 31 января 2020 21:09 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        А если это не стелс истребитель? А если у ракеты инфракрасный или оптический канал наведения?
        1. Мимопроходящий 31 января 2020 21:27 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          Не стелс истребители скоро вымрут как класс, а ракеты малой дальности дешевле и надежнее замечать ИК/УФ датчиками расположенными по всей сфере обзора. Такие кстати предполагались для Миг-35, такие точно стоят на Рафале, да скорее всего на большинстве современных истребителях стоят.
        2. Engineer 31 января 2020 22:57 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          А если у ракеты инфракрасный или оптический канал наведения?

          Против ракет есть ОАР- обнаружитель атакующих ракет. Каждый прибор имеет сектор 90 градусов. 4 прибора в системе дают 360 градусов по углу места. Конкретно про СУ-34 не знаю, но СУ-35 ими оснащается. Авиафилы может поправят детали.
  6. Оператор 31 января 2020 10:30 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    "режимы SAR/ISAR (синтезированной апертуры/обращённой синтезированной апертуры), позволяющие идентифицировать малоразмерные наземные объекты по РЛ-силуэту, режим пеленгования подвижных наземных объектов GMTI, а также весьма экзотический низкочастотный режим подповерхностной радиолокации, задействующий частотный диапазон от 120 до 300 МГц и позволяющий вскрывать местоположение бункерной инфраструктуры противника с детальной прорисовкой её архитектуры" - весчь.
    1. Saxahorse 1 февраля 2020 00:35 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Оператор
      и позволяющий вскрывать местоположение бункерной инфраструктуры противника с детальной прорисовкой её архитектуры" - весчь.

      Вещь конечно! Недавно была статья про дроны разминирования, так народ понять не мог что они сверху делают. А они мины видят под землей но сверху!
  7. Chaldon48 31 января 2020 13:33 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Истребители, увы, это расходуюмый материал войны. В случае полномаштабного конфликта экипажа предется действовать с риском для жизни. Не плохо было бы использовать для подобных целей крупные беспилотники.
  8. knn54 31 января 2020 13:55 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Су-34, иностранные комментарии:
    http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/286184-%E2%80%9Cetot-velikolepnyy-samolet-suschestvuet-tolko-po-odnoy-prichine%E2%80%A6%E2%80%9D-su-34-inostrannye-kommentarii/
  9. _Ugene_ 31 января 2020 16:57 Новый
    • 0
    • 0
    0
    вот бы всё это встроить внутрь истребителя, например Су-35