«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много

133

Ян Матейко. «Грюнвальдская битва»

«Масса подавляющего материала в «Грюнвальдской битве». Во всех углах картины так много интересного, живого, кричащего, что просто изнемогаешь глазами и головой, воспринимая всю массу этого колоссального труда. Нет пустого местечка: и в фоне, и вдали — везде открываются новые ситуации, композиции, движения, типы, выражения. Это поражает, как бесконечная картина Вселенной».
И. Е. Репин


Искусство и история. Предыдущий материал с картиной «Богатыри» В. М. Васнецова заинтересовал многих посетителей «Военного обозрения», причем ряд из них высказывал пожелание, чтобы тема оружиеведческого анализа исторических картин была бы продолжена, и даже называли конкретных авторов и конкретные картины. Постепенно все это будет дано и рассмотрено, но не сразу: плановость — основа качественной работы. А по плану у нас сегодня еще одно эпическое полотно. Знаменитая «Грюнвальдская битва» польского художника Яна Матейко. Картина была написана в 1878 году. Ее размеры 426 × 987 см. Находится в Национальном музее в Варшаве. В годы Второй мировой войны гитлеровцы приложили немало сил, чтобы найти ее и уничтожить. Предлагали 10 миллионов марок, но никто ее местонахождения им не показал, а несколько человек расстались с жизнью, но тайну так и не открыли. Мнение нашего выдающегося художника И.Е. Репина об этой картине приведено в эпиграфе, оспорить его невозможно.



Но нас сегодня интересует другой вопрос. Не мастерство живописца, которое никем не оспаривается, и не патриотический настрой полотна – не будь его, 10 млн. марок за него бы не предлагали. А такой вот важный в определенном смысле аспект, как соответствие доспехов и оружия воинов исторической эпохе. Или… не важный, если художник ставит перед собой совершенно определенные задачи. Или отчасти он ему важен, а отчасти и не очень… То есть речь идет о целеполагании самого полотна и процентном отношении эпичности и историзма.

Заметим, что Грюнвальдская битва наиболее подробно описана в труде польского историка Яна Длугоша «История Польши», который хотя и не был ее современником, но жил, по крайней мере, в том же веке и мог пользоваться источниками из королевских архивов, а кроме того в этой битве принимал непосредственное участие его отец. Кстати, это именно Длугош еще в 1479 году первым в истории применительно к татарскому владычеству на Руси применил термин «иго». А еще в 1448 г. он на латинском языке описал 56 прусских хоругвей (знамен), захваченных поляками, из который 51 – трофеи Грюнвальда, одна захвачена под Короновом в том же 1410 г. и еще четыре в битве под Домпками в 1431 г., а краковский художник Станислав Дюринк их нарисовал в цвете. При жизни Длугоша эти хоругви находились на вавельской кафедре усыпальницы Св. Станислава, но впоследствии они пропали. То есть благодаря его стараниям мы имеем не только описание битвы, но изображениях знамен тевтонского воинства, которые могли реять над полем Грюнвальда.


Вот так выглядел типичный рыцарь 1450 года. На нем шлем бундхугель («собачья морда») с кольчужной бармицей, тканая бригандина (в данном случае из выцветшего красного бархата) и латные прикрытия рук и ног. Цельнокованых кирас, тем более украшенных узорами, мы на них не увидим. И примерно так же выглядели и рыцари, участвовавшие в Грюнвальдской битве как со стороны крестоносцев, так и со стороны польско-литовского войска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Итак, полотно перед нами. Давайте же начнем рассматривать его слева направо и смотреть очень внимательно: вдруг увидим что-то такое, что позволит нам совсем иначе взглянуть на это полотно. Что же мы на нем видим?

Для начала определим, что на нем показан едва ли не самый важный момент битвы, а именно убиение магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена. И вот здесь сделаем первое замечание, равнозначно относящееся ко всему полотну. Все сражающиеся на нем рыцари первого плана показаны либо без шлемов, либо в шлемах без забрала. Понятно, что такого не могло быть по определению, но с другой стороны, а как бы тогда художник мог бы изобразить всех узнаваемых и знаковых персонажей. То есть мог бы, конечно, но… не стал, делать так, как надо.

«Битва при Грюнвальде» Яна Матейко: когда эпичности слишком много
Бацинет 1380–1410 гг. (Арсенал Хиггинса, Ворчестер, штат Массачусетс)

Слева на полотне в верхней его части мы видим, что начался уже бой за лагерь орденского воинства, а вот прямо перед нами три впечатляющие фигуры: рыцарь на вороном коне и в развевающимся синем плаще, обернувшийся к преследователю с копьем наперевес. Этот рыцарь — князь Казимир Пятый Щецинский, сражавшийся на стороне Ордена. Ну, так вот. Принес клятву верности и должен был ее выполнять. Кстати, второй поморский князь, хотя и подписал договор с крестоносцами, Богуслав Восьмой Слупский, воевать за них не явился. Преследует предателя Казимира польский рыцарь Якуб Скарбка с Горы. Причем его оруженосец пешим обогнал своего господина – всадника, и уже успел схватить вражеского коня за повод. Две детали здесь вызывают особенный интерес. Лук в руке у оруженосца показан почему-то со спущенной тетивой, выгнутым в обратную сторону. И вот вопрос: почему он его не натянет, а если тетива порвалась, то почему не бросит и не дерется мечом или что там у него припасено на этом случай? Тогда не пришлось бы ему хвататься за повод левой рукой, что неудобно во всех смыслах, если только он не левша. Вторая деталь – шлем Казимира. Он без забрала, но украшен впечатляющей «покрышкой» с павлиньими перьями, которая явно с его шлема свалилась, хотя за рукой с мечом ее и не очень хорошо видно. Зато видно навершие рукояти меча прорисовано весьма тщательно. Оно очень редкое по форме и несколько развернуто относительно перекрестия. Конечно, мэтрам живописи многое позволено, но это уже дело техники. На нем латные перчатки с пальцами, кстати, как и на многих других сражающихся. И это для 1410 года не характерно!


Латная рукавица 1440-1450 гг. Вес 479,1 г. Метролитен-музей, Нью-Йорк

Тогда в ходу были латные рукавицы без пальцев, а перчатки «с пальцами» появились лишь в XVI веке, когда латникам понадобилось стрелять из пистолетов. Кстати, под копытами коня Казимира лежит пушечное ядро. То есть художник учел и такую «мелочь» как применение в начале сражения артиллерии. Успеха рыцарям, правда, ее пальба не принесла никакого! Есть и третья деталь – это щит польского рыцаря Якуба. Он круглый с четырьмя умбонами. Типичный индийско-иранский дхал. У турок тоже были похожие щиты, но… позже и намного! Ему бы дать рыцарский тарч или павезу…


Вот этот кусочек картины… Как видите, все детали выписаны просто мастерски

Кстати, итогом этой схватки стало то, что Казимир, как и поддержавший Орден князь Олесницкий, Конрад Белый, попал в плен. И чтобы вы думали случилось потом? Их заковали в цепи, вздернули на первом попавшемся суку? Нет! Король Владислав пригласил их на пир по случаю победы. «Со стороны короля было проявлено более ласковое обхождение, чем это соответствовало их положению пленных. Их легко отпустили на свободу, хотя их злодейское деяние требовало бы достойного возмездия», — написал по этому поводу Ян Длугош.

Далее мы видим бородатого старца, где-то потерявшего своего коня, который с ужасом глядит на то, как убивают его магистра. Это комтур Эльбинга Вернер Теттинген, о котором мы знаем, что он стыдил магистра перед боем, видя нерешительность последнего, что, мол, нужно вести себя как мужчина, а не как женщина. Но сам, однако, повел себя не так, как советовал другим: сбежал с поля боя, и бежал до самого Эльбинга. Но не остался и там, а решил укрыться в неприступном Мариенбурге. Правда, возникает вопрос, где он коня-то взял, если в самом жарком месте боя, да еще и среди всадников метался пешим, да еще и с непокрытой головой?!


Вот как они его, вот как!

Правее этого бородатого старца мы видим магистра Ульриха фон Юнгинген. Конь под ним настолько мал, что его сразу и не разглядишь, хотя уж коня-то магистр мог бы наверняка иметь самого рослого и сильного. На него нападают два пеших воина: один полуголый, но почему-то в львиной шкуре, готовится ударить его копьем, и человек, похожий своим головным убором на палача, с топором в руке. Приглядевшись, мы увидим, что копье у этого литвина (а Длугош пишет, что убил магистра именно литвин, рогатиной в бок) не простое, а знаменитое «копье Судьбы», хранящееся сегодня в венском замке Ховбург. Очень странно и непонятно, как такое оружие могло попасть в руки простолюдина, кем бы он ни был. Тут налицо сплошной символизм, мол, само Провидение было против крестоносцев.

Кстати, литовские татары придерживаются мнения, что Великий магистр был убит в единоборстве с ханом Джелаль-эд-дином – командиром татарского отряда. Ряд европейских историков считают, что его убил некий Багардзин, впрочем, тоже татарин. Ранен он был в лоб (то есть шлем потерял!) и в сосок, значит доспех его был пробит насквозь. О том, что было дальше, Длугош сообщает, что тело погибшего магистра по приказу Ягайло было положено на телегу, покрытую пурпурной тканью, и затем отправлено в крепость крестоносцев Мариенбург.


Интересно и еще одно явно символическое изображение. Точно под топором «человека в красном» на земле изображен умирающий великий комтур Ордена Конрад фон Лихтенштейн

В центре мы видим сцену борьбы за знамя, то есть хоругвь Ордена, причем «Малую хоругвь» (судя по книге того же Длугоша), потому что «большая» имела три косицы у основания креста. И тогда самого Великого князя литовского Витовта, которого также звали Витольд, Витаутас и даже Александр. Это свое христианское имя он получил при крещении, и под ним его знали на католическом Западе.


Щит-павеза вроде того, что изображен на картине. Ок. 1450–1475 гг. Германия, Саксония. Надпись на щите вокруг фигуры Святого Георгия гласит: «Помоги, рыцарю Святой Георгий; помоги, Боже, твое вечное слово, тело здесь и душа там». Наверху изображен герб герцогства саксонского, украшенный скрещенными мечами, символ должности курфюрста Саксонии, как архимаршала Священной Римской Империи. Размеры: Высота 65,1 см, ширина 44,5 см. Вес 3230 г

Почему-то Витовт изображен на какой-то невзрачной, крохотной лошаденке, без панциря и без шлема, но с отстегнутой кольчужной маской и «закованными» в металл ногами, прикрытыми чешуйчатой «броней». На князе хорошо заметный красный йопул (разновидность дублета, популярного в Польше начала XV в.) и с княжеской бархатной митрой на голове, увенчанной сверху крестом. Явно это не костюм для боя, а уж щит в левой руке и вовсе из области фантастики. Длугош писал, что он «скакал, разъезжая по всему как польскому, так и литовскому войску»… и еще: «Во все время битвы князь действовал среди польских отрядов и клиньев, посылая взамен усталых и измученных воинов новых и свежих и тщательно следя за успехами той и другой стороны». То есть был князь и тут, и там, и все успел, и везде побывал. Пусть так, но все-таки коня бы ему стоило для всех этих «поездок» нарисовать побольше…


Витовт-Александр

Интересные «картинки» можно увидеть за спиной у князя. Это и лучник, пускающий стрелу куда-то в небо, как будто бы рядом врагов нет, и хорошо заметное рядом с мечом, что он держит в руке, копье с трезубым турнирным наконечником. Неужели художник не знал, что это такое? И никого не оказалось рядом, чтобы на это ему указать? Удивительно, просто удивительно!


Польский шлем XVII века. Вес 1984 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Этот же шлем, вид сбоку

Справа позади князя Александра изображен еще один любопытный персонаж: краковский хорунжий Марцин из Вроцимовиц, рыцарь герба Полукозы. В одной руке он сжимает древко развевающегося королевского знамени, а в другой у него рог. Видимо, он готовится трубить победу. Пусть так, но вот шлем у него на голове… совсем не 1410 года. Такие шлемы в польской коннице появились лишь в XVI веке, причем сами их «крылья» никакими дополнительными перьями не украшались. Еще правее мы видим уже сразу два анахронизма: турнирный шлем «жабья голова», также появившийся немного позднее, и опять же турецкий «тюрбанный шлем» XVI века. По-видимому, художнику было все равно, что носят на голове изображенные им воины. Тут же присутствует еще один лучник, пускающий стрелы на ветер, но нас интересует воин (опять же без шлема) в чешуйчатом панцире и с рогом за поясом, который рубит мечом рыцаря в зеленом джупоне и с оранжевой накидкой на голове.


Ян Жижка

Этот «панцирник» — легендарный Ян Жижка, участвовавший в этой битве в качестве наемника и потерявший в ней один глаз. А рубит мечом он Генриха фон Швельборна, комтура тухольского. Причем сзади подкрадывается кто-то, чтобы ударить Жижку кинжалом в спину, но видно не ударил, любо ударил, но броня выдержала. В правом нижнем углу картины татарин набросил на шею комтура Бранденбурга Маркварда фон Зальцбаха аркан и стягивает его с бьющейся на земле лошади. Судьба его была печальна, хотя в ней виноват был он сам. Дело в том, что во время встречи князя Александра с магистром Ордена в Ковно, он и еще один рыцарь по словам Длугоша оскорбили честь его матери (ах, как это нам всем хорошо знакомо, не так ли?!) и тем вызвали его справедливый гнев.


Пленение Маркварда фон Зальцбаха

Узнав об их пленении, он тут же приказал отрубить им головы. Ягайло удалось отговорить кузена от столь нерыцарского поступка, но Марквард, оказавшись перед лицом князя, нанес ему новое оскорбление. Ну и понятно, что долготерпение Александра на этом истощилось и оба рыцаря тут же лишились головы!


Завиша Черный

Немного выше опять-таки рыцарь без шлема с копьем наперевес и в фиолетовом плаще несется… непонятно куда и метит непонятно в кого, но самое главное, что это не кто иной, как известный польский рыцарь Завиша Черный из Габрова, герба Сулима. Известно, что прозвали его так потому, что он всегда одевался в черное. Зачем же тогда ему фиолетовый плащ? И вдобавок у него турнирное, а не боевое копье. Кстати, еще одно копье с тупым наконечником мы видим и на фоне хоругви города Браунсберга, изображенной в крайнем правом углу. Впечатляет также и бердыш, с дырочками по обуху, явно принадлежавший одному из городовых русских стрельцов либо сторожей XVII века. В них вставлялись кольца, и они ими гремели по ночам, обходя темные улицы дозором. Вот только зачем «это» здесь?

На заднем плане в том же правом верхнем углу мы можем увидеть короля Владислава, который в битве-то и не участвовал, в отличие от кузена Александра. Что, впрочем, и понятно — просто его телохранители сражаться короля не пускали, поскольку у него в то время… еще не было наследника.


Вот они, «крылатые гусары»!

Приглядевшись, как раз между фигурой Завиши и короля, можно увидеть и нечто совсем уже странное – крылатых польских гусар с «крыльями» за спиной, «вещь» в 1410 году ну совершенно невозможную. Кстати, под стягом Браунсберга мы видим рыцаря в шлеме с павлиньими перьями (явная дань роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы») типа бургиньот, опять-таки совсем из другой эпохи. Причем это не просто бургиньот, а бургиньот «из Савойи» с характерным забралом, оформленным в виде гротескового человеческого лица.


Бургиньот-савояр итальянской работы (тип «Савойя», возможно изготовленный для Теодора Агриппы д'Обинье (1552-1630). Ок. 1600–1620 гг. Вес 4391 г


Хоругвь Браунсберга из книги Яна Длугоша


Хоругвь рыцарей из Вестфалии

Ну, и конечно, эпичности картине добавляет фигура коленопреклоненного Св. Станислава, одного из небесных покровителей Польши, молящегося о победе польского оружия. Почему-то в небо к нему взлетают обломки рыцарского копья, сломавшегося от удара, как будто бы без этой детали ну никак невозможно было обойтись.


«Галицкие хоругви в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года» Художник Артур Орлонов. Здесь все исторично. Кроме разве что конного арбалетчика справа. А так… Шлемы, доспехи, все словно срисовано с фигуры из Метрополитен-музея… Но чего-то вроде бы как и не хватает? А чего именно? Да вот чего – эпичности!

В качестве итога можно сказать, что данная картина Яна Матейко, безусловно, шедевр и написана мастерски, и она законным образом получила международную известность как яркий пример романтического национализма. Но все-таки эпичности в ней слишком уж много, а вот историчности почти что нет совсем. Впрочем, мэтр, видимо, когда ее писал, такой перед собой задачи и не ставил.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

133 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    15 февраля 2020 06:00
    Понравилось. И кстати здесь рассуждение про планирование.

    И не пройдёшь мимо подписи: «Вот как они его, вот как!»

    Это же новый стиль названий - почти хокку. Хоть контракт заключай с музеями мира. Могут присвоить титул: «Мастер названий».
  2. +11
    15 февраля 2020 06:24
    Вячеслав Олегович спасибо за утреннюю разминку головы! Статья порадовала!!!
    С уважением, Влад!
  3. +3
    15 февраля 2020 06:42
    Хорошая статья! good
    Тут одному форумчанину сильно интересны Индейцы и Конкиста... в Бан его laughing
    ТРЕБУЕМ Рыцари за столом... ну обещали ведь hi
    1. +7
      15 февраля 2020 07:10
      Уважаемый Алексей! Сделаю... но материала мало. И потом! Есть план, а плановость основа "советского общества". Сейчас на модерации 6 статей, еще 4 у меня в архиве, даже если я сегодня же ее напишу, появится она только через 12-14 дней. Потерпите...
    2. 0
      15 февраля 2020 20:15
      Цитата: Охотовед 2
      Хорошая статья! good
      Тут одному форумчанину сильно интересны Индейцы и Конкиста... в Бан его laughing
      ТРЕБУЕМ Рыцари за столом... ну обещали ведь hi

      Слышь..., laughing ...хочу читать про инков и конкистадоров, Войнов-леопардов и золото...тебе нравятся застолья моющихся два раза в жизни рыцарей - твои проблемы tongue
  4. +7
    15 февраля 2020 07:24
    Вячеслав Оглегович , за разбор спасибо ,но картина внушаить)))), Видел ее воочию.
    1. +7
      15 февраля 2020 08:11
      Цитата: Ламата
      Видел ее воочию.

      Ох, Игорь! 5 раз был в Польше. А увидеть ее так и не смог.Завидую самой разноцветной завистью.
      1. 0
        15 февраля 2020 12:06
        дык , надеюсь увидите.
        1. +4
          15 февраля 2020 15:10
          Дык, и я надеюсь, но все мешают иные, привходящие обстоятельства. И знать, что стоишь рядом и не иметь возможности зайти. Обидно...
  5. +5
    15 февраля 2020 08:01
    Браво, Вячеслав Олегович! Отличный разбор, прекрасная подборка фрагментов. По поводу размера коней позволю себе предположить, что если художник изобразил бы их в более приличном масштабе, то на картине не хватило бы места для нескольких персонажей, вот и пришлось сэкономить на благородных животных. "Палач" впечатляет, видать не очень профессионален, раз не смог своим ремеслом заработать на портки, вот и сражается в труселях.
    1. +9
      15 февраля 2020 09:56
      Цитата: АК1972
      "Палач" впечатляет, видать не очень профессионален, раз не смог своим ремеслом заработать на портки, вот и сражается в труселях.

      Это не палач вовсе, это дикий, голозадый (вследствие дикости) жмудин XV в., в представлении польского интеллигента X|X в. laughing
      1. +4
        15 февраля 2020 10:10
        Цитата: HanTengri
        Это не палач вовсе, это дикий, голозадый (вследствие дикости) жмудин XV в., в представлении польского интеллигента X|X в.

        Ха-ха! Забавно...
      2. +7
        15 февраля 2020 10:26
        Цитата: HanTengri
        голозадый (вследствие дикости) жмудин XV в., в представлении польского интеллигента X|X в.

        Это понятно, просто я пытался поюморить, поэтому слово палач закавычил.
        1. +5
          15 февраля 2020 10:28
          Цитата: АК1972
          просто я пытался поюморить

          Так я, как бы, тоже! drinks
      3. 0
        2 апреля 2020 14:56
        К тому времени жмудины еще не были обращены в христианство. Они были еще язычниками.
  6. +8
    15 февраля 2020 08:15
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    Особенно порадовал завершающий абзац.
  7. +5
    15 февраля 2020 09:02
    Спасибо. Я не знаток средних веков со всеми этими хоругриями и шлемами, поэтому, наверное, читать было и интересно.
  8. -1
    15 февраля 2020 09:28
    Польский шлем XVII века. Вес 1984 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

    Перья в металле на шлеме- красиво, но не функционально
  9. +6
    15 февраля 2020 09:34
    Спасибо за разбор картины. Внесу свои две копейки - на картине Матейко такая толкучка, которая в реальности просто невозможна. Для рукопашного боя нужно пространство, а здесь даже для резни места мало.
  10. BAI
    +2
    15 февраля 2020 09:38
    Есть все - поляки, литовцы, татары, немцы. А русских с "земли Смоленской" нет. Уже тогда русофобия?
    1. +5
      15 февраля 2020 10:08
      Русским, видимо, места не нашлось...
      1. +7
        15 февраля 2020 10:30
        Цитата: kalibr
        Русским, видимо, места не нашлось...

        Не нашлось также места Яну Скшетускому и пану Заглобе
    2. +5
      15 февраля 2020 10:34
      Цитата: BAI
      Уже тогда русофобия?

      "Уже тогда" - это в XIX в.! А "русофобствуют" они, как минимум, века с XV.
      1. +3
        15 февраля 2020 11:00
        Да и "галицкую", якобы жовто-блакытну хоругвь пришлось отдельно рисовать...
      2. +2
        15 февраля 2020 18:10
        Цитата: HanTengri
        А "русофобствуют" они, как минимум, века с XV.

        Приветствую, Игорь.
        А почему с XV? Если о конфликтах Руси с Польшей, то они имеют гораздо более давнюю историю - века этак с Х. Если говорить о патологической ненависти поляков к русской короне, то она, как мне кажется, начинается века с XVIII, со времен разделов Польши и утраты ею независимости. Почему вы выбрали именно XV в.? Мне правда интересно, какое событие в русско-польских отношениях в считаете точкой отчета начала польской русофобии?
  11. +4
    15 февраля 2020 09:40
    Спасибо, Вячеслав Олегович, порадовали. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что Вы прошли мимо одного интересного ляпа: В руке Витовта явно каролингский клинок, причем из ранних (со скругленным острием), с присобаченными к нему гардой и навершием, непонятной этимологии.
    1. +7
      15 февраля 2020 10:08
      Объем, объем материала и так выходил запредельный!
    2. +10
      15 февраля 2020 15:31
      Да, и сам Витовт молжаво выглядит. Меж тем, на момент битвы ему уже 60 лет стукнуло.
      "Ты еще крепкий старик, Розенбом!" (С) laughing
      1. +6
        15 февраля 2020 18:14
        Антону привет и наилучшие пожелания. smile
        Я как-то был свидетелем забавного случая, связанного с х/ф "Крестоносцы". Я его посмотрел сразу по выходе на экраны в Москве, а потом поехал в гости к тётушке в Вильнюс. Там фильм пошел где-то на полмесяца позже. Помню, как соседская полячка Ядвига (Яха) делилась своими впечатлениями: "Поляки там все такие гжечные, а литовцы нечёсаные и в шкурах". А потом и говорит, что после окончания сеанса, при выходе из кинотеатра, не дай бог было заговорить по польски, бока бы намяли. Вот такая маленькая история о Грюнвальде и дружбе наших народов.
        А мне из фильма больше всего запомнился эпизод самого начала это эпической битвы, это когда на рыцарей в первую атаку отправили татарскую конницу. После атаки, на холм, где стоял Витовт с компанией, прискакал только один татарский хан и моча рухнул с коня на землю. Звук был как от мешка с пустыми консервными банками. И после этого уже началась сеча.
        Такие вот воспоминания детства. smile drinks
        1. +3
          15 февраля 2020 20:39
          дружбе наших народов.
          В этом регионе испокон веков все друг друга "любят". Впрочем, как и немного северней.
  12. +2
    15 февраля 2020 10:11
    Хорошая картина.
    А ляпы....
    Ну так это сейчас историки успели все разложить по полочкам, а 150 лет назад еще нет...
    и для такого количества персонажей их всеже не много...
  13. +6
    15 февраля 2020 12:35
    Неизгладимое впечатление в детстве произвёл фильм "Крестоносцы" по Сенкевичу ,трагический и героический одновременно!
    1. +5
      15 февраля 2020 15:08
      Да уж, и я по нему тут же сделал из бумаги шлем "бундхугель". Жаль, что не сохранился даже на фото...
  14. +10
    15 февраля 2020 13:05
    Но все-таки эпичности в ней слишком уж много, а вот историчности почти что нет совсем.
    Эпичность, пафосность, многолюдные сцены - характерная черта творчества Яна Матейко. Что касается историчности, искусствоведами считается, что Матейко очень требователен к точности изображения костюмов, оружия, элементов архитектуры и т.п. Может его неправильно информировали?
    В годы Второй мировой войны гитлеровцы приложили немало сил, чтобы найти ее и уничтожить. Предлагали 10 миллионов марок, но никто ее местонахождения им не показал, а несколько человек расстались с жизнью, но тайну так и не открыли.
    2 миллиона рейхсмарок. Сумму определил лично Геббельс.
    Кстати, с 1914 по 1922 год картина была в Москве, так как ее вывезли из Варшавы, опасаясь захвата немцами. А в 1922 году, по условиям Рижского договора, картину Польше вернули.
    В 1939 году картину закопали в пригороде Люблина и немцы действительно ее искали, но британцы "организовали утечку", что картина прибыла в Лондон, поэтому гестапо поиски прекратило.
    Картина реставрировалась в 1945 - 1949 и 2010-2012 годах.
    1. +6
      15 февраля 2020 15:07
      Цитата: Undecim
      искусствоведами считается

      А может они сами в этих вопросах малограмотны?
    2. +1
      16 февраля 2020 12:23
      Приличная сумма была назначена немцами!

      Цены в Германии, средняя зарплата немецкого рабочего - 130 рейхсмарок:
      1 кг черного хлеба 0,28 (464 кг)
      1 кг белого хлеба 0,36 м (361 кг)
      1 кг свинины без костей 1,8 м (72 кг)
      1 кг вареной колбасы 2,70 м (48 кг)
      1 кг сахара 0,80 м (162 кг)
      1 кг сливочного масла 3 м - максимальная цена (43 кг)
      1 пара мужской обуви максимум 14,5 м
      1 пара женской обуви максимум 10,5 м
      мужской костюм готовый 30 - 70 м
      мужской костюм шитый у портного 95 - 275 м
      мужское пальто готовое 45 - 110 м
      мужской пальто шитое на заказ 90 - 275
      мужская сорочка 1,5 - 8 м

      Немецкие цена даны по Stadt Nürnberg. Inhalt des Statistischen Jahrbuches 1935.

      Понятно, что с начала войны инфляция скорректировала курс. В 1940 году за 1 британский ф. ст. давали 20,43 РМ, за 1 доллар США - чуть меньше 5 РМ.
      Получается 400 тысяч тогдашних баксов!
  15. +4
    15 февраля 2020 14:35
    все понравилось) ну разве про размер коня) рослых коней не всегда ценили, и не всем они были нужны.
    1. +6
      15 февраля 2020 15:06
      Цитата: Тоня
      рослых коней не всегда ценили, и не всем они были нужны.

      Рыцари не ценили рослых коней? И рыцари, и позднейшие кирасиры только на них и могли ездить...
      1. +6
        15 февраля 2020 15:16
        у поляков и литовцев в приоритете всегда была легкая конница , большие лошади в старой европе это прусская традиция, размер в данном случае не главное монголы били рыцарей на своих маленьких лошадях, а ведь у них тоже был аналог тяжелой конницы , тут скорее разные тактики и традиции .
      2. +5
        15 февраля 2020 15:29
        Широко распространённые сегодня представления о том, что рост рыцарских коней доходил до 170 см и выше, а телосложением они напоминали бельгийских першеронов или лошадей саффолкской породы, являются не более чем мифом. Анализ изобразительных и археологических источников, а также исследование костных останков свидетельствуют, что в XI–XII веках обычный рост боевых коней колебался между 147 и 152 см в холке, а к XIII веку они подросли до 150–160 см. Это были сильные лошади коренастого телосложения, с развитой грудной клеткой и крепкой мускулатурой, массой 540–590 кг. Конечно, это больше средних размеров рабочих лошадей того времени, но всё же сильно не дотягивает до современных тяжеловозов.
        1. +3
          15 февраля 2020 17:26
          Цитата: Тоня
          Конечно, это больше средних размеров рабочих лошадей того времени, но всё же сильно не дотягивает до современных тяжеловозов.

          В любом случае они больше изображенных на картине.
        2. +1
          15 февраля 2020 17:57
          Приветствую Вас!А что можете сказать по поводу роста монгольских лошадок?
          1. +4
            15 февраля 2020 18:02

            он был небольшой ) рост, можно погуглить польский коник(порода лошади) так у монгол аналоги, в ВОВ немецких тяжеловесов захваченных пускали на мясо сразу, а всю войну вытащили на себе практически монгольские лошадки
            1. +3
              15 февраля 2020 18:08
              Так!На иллюстрации тяжеловооруженный всадник,условно его рост 160-170 см.Значит лошадка/при соблюдении всех пропорций тел/ в холке так же около 130-140 см.?
              1. +3
                15 февраля 2020 18:11
                если вы читали мой комент выше, то да 140 вполне мог быть, в зависимости от породности,у монголов лошадки были одни из самых мелких, а вообще вот, но это про европу,
                XI–XII веках обычный рост боевых коней колебался между 147 и 152 см в холке, а к XIII веку они подросли до 150–160 см
                1. +2
                  15 февраля 2020 18:14
                  Ясно-понятно.Спасибо за ответ!Всегда уважал профи!
                  1. +2
                    15 февраля 2020 18:18
                    http://konevodstvo.su/books/item/f00/s00/z0000023/st046.shtml
                    тут полистайте если интересно, породы лошадей для армии, там много мелких кавалеристов)))
              2. +4
                15 февраля 2020 18:14

                если так наглядней
                1. +3
                  15 февраля 2020 18:19
                  Оч.оч.наглядно! laughing Спасибо!
      3. +8
        15 февраля 2020 15:54
        Совершенно верно! Робер II де Артуа купил трех боевых коней за 240 ливров, безумная по тем временам сумма! Меж тем, стоит заметить, что рыцарь "с причандалами" , на век раньше, весил несколько (процентов на 15-20) нежели во времена Грюнвальда.
  16. +3
    15 февраля 2020 14:47
    Относительно производства атаки правила были категорическими: она осуществлялась исключительно огромными массами на необыкновенно высокой скорости. Отсюда явное предпочтение легкой конницы: более легкие лошади гусар имели более энергичные аллюры и только они давали максимальную скорость атаки
    это про мелкую типа лошадь)
    1. +4
      15 февраля 2020 18:46
      Уважаемая Тоня! Во-первых Вам от нашего «Кошачьего» братства респект и уважуха (думаю Меня ребята и девчата поддержат). Уж редко к нам заходят такие узкие специалисты. «Коняшкин вопрос» нас интересует давно, в связи с чем Ваше мнение ценно!
      А теперь предлагаю Вам тему дискуссии. Предполагаю, что Ваша уверенность в понимании обывателя «законов физики» во времена описываемых событий слегка оптимистичны! Плотная масса - «лава» вещь хорошая и на поле боя находила все применение даже в прошлом веке! Но всегда проигрывала регулярной тяжелой кавалерии! Полного осознания преимущества скорости и манёвра не было вплоть до 18 века! Отсюда постоянные попытки возрождения кирасиров, кавалергардов и т.д.
      Например в последние годы Екатерины Великой Россия получила эффективную легкую конницу в виде конных егерей, но виток истории возродил тяжелую конницу. Которая как доказала практика (Аустерлиц) доказала бессилие ее против пехоты, но показала превосходство перед конницей легкой (Бородино).
      С уважением, Коте!
      П.с. Собачники среди нас тоже есть.
      1. +3
        15 февраля 2020 18:57
        Владислав!В состав лёгкой кавалерии входили не только конные егеря,что Вам известно!Но все эти отчаянные парни проигрывали ей-АРТИЛЛЕРИИ!Что касается и тяжёлой кавалерии.
        1. +3
          15 февраля 2020 19:21
          Вечер добрый! Я имел ввиду, что в виде конных егерей мы по тактике снаряжению и вооружению получили квазистенцию универсальной легкой конницы! Увы после смерти Екатерины в этом вопросе мы бежали за модой и не всегда удачно!
          Лучшую конную артиллерию мы получили во времена Аракчеева. Увы конных егерей образца Потёмкина у нас уже не было. Мне всегда было интересно если под Аустерлицем по французам удалили не Кирасиры его величества, а конные егеря?
          1. +2
            15 февраля 2020 19:26
            Владислав!Вот ради бога извините!Но!Лучшая лёгкая конница это!Кто?Гусары!И со мной согласен сэр Артур Конан Дойл!и лично бригадир Жерар. laughing
    2. +3
      15 февраля 2020 19:49
      Цитата: Тоня
      Относительно производства атаки правила были категорическими: она осуществлялась исключительно огромными массами на необыкновенно высокой скорости.

      Мне кажется, тут вы, как раз, ошибаетесь.
      Применительно к тяжелой коннице начала XV в. можно со всей уверенностью утверждать, что она атаковала таранным ударом кушированного копья. Удар, затем либо рубка (очень редко), либо преследование, либо отступление и разворот для новой атаки. Такая атака наиболее эффективна в плотном строю состоящем максимум из трех шеренг, чаще двух. Остальные просто не смогут принять участие в боевом соприкосновении и будут мешать в случае необходимости отхода. Пехота строилась более глубоким строем потому что задние ряды, подталкивая передние, обеспечивали напор и устойчивость построения, в конном строю это невозможно. Вместо того, чтобы строить тяжелую конницу в пять-шесть шеренг, последние шеренги можно направить для атаки на другой участок или использовать для прикрытия отступления первых, если таковое последует.
      В атаку шли медленно, ускоряясь только на последних нескольких десятках метров. Для этого имелись две веские причины. Первая - необходимость сохранения строя перед финальным рывком, ибо лошадки разные, темперамент у всадников тоже, к тому же выходить в атаку часто нужно было под обстрелом и если от удачно пущенной стрелы на полном скаку завалится одна лошадь, то есть существенный риск, что споткнутся и упадут следующие за ней, что чревато завалом. Вторая - необходимость беречь силы лошадок, которым приходилось тащить изрядный вес. Что-либо иное в исполнении рыцарей - выдумки современных кинематографистов, которые, как и автор обсуждаемой картины, гонятся за зрелищностью и эпичностью.
      Атака в глубоком рассыпном строю на высокой скорости (лава) характерна исключительно для легкой конницы и то, только в том случае, если атакуется такое же (аналогичное) подразделение, либо ведется преследование отступающего противника. При этом, обращаю ваше внимание на то, что в рассматриваемый период почти вся легкая конница представляла собой конных лучников и ничто иное, а это совсем иная тактика, не предусматривающая рукопашной схватки в принципе. До появления уланов и гусар еще минимум столетие, да и гусары изначально представляли собой именно тяжелую кавалерию.
      При Грюнвальде практически вся конница была тяжелой, за исключением небольшого контингента легкоконных татар, на ход сражения особого влияния не оказавших.
      1. +2
        15 февраля 2020 20:35
        лошади от этого выше не станут))))конкретно речь шла о коне на полотне ) тот что в холке 150 вы его можете отнести к любому виду кавалерии но факт что он не огромный , очевиден, да и действующий герой на нем осуществлял общее командование судя по описанию хронологии , а не врубался эпично на несуществующем тяжеловесе в ряды противника)
      2. +4
        15 февраля 2020 20:46
        Жемайтская лошадь, известная в письменных источниках с VI века, как отличный боевой конь, прославилась во время Северных крестовых походов[. На лошадях этой породы литовский князь Витовт принимал участие в Грюнвальдской битве.Как правило, жемайтец с характерной тёмной полосой на спине. Окрас лошадей может быть гнедой, лавровый, вороной, или соловый с переливом золотого. Рост жемайтской лошади обычно 1,28—1,42 м (4 фута 2 дюймов — 4 фута 8 дюймов) в холке, что делает её наиболее высокой среди пород пони))
        В сентябре-октябре 2010 года стартовал проект «2000 километров истории» с целью популяризации жемайтской лошади. Смысл проекта заключался в конном походе на жемайтской лошади проехать тысячи километров через Литву, Беларусь и Украину, легендарным маршрутом князя Витовта, правителя Великого княжества Литовского, который, по легенде, поил своих лошадей в Чёрном море))
        1. +3
          15 февраля 2020 21:08
          Цитата: Тоня
          На лошадях этой породы литовский князь Витовт принимал участие в Грюнвальдской битве.Как правило, жемайтец с характерной тёмной полосой на спине.

          Очень интересно!Спасибо!
      3. +1
        15 февраля 2020 20:47
        ) биология упрямая штука) гуглим -Жемайтская лошадь
        1. +2
          15 февраля 2020 21:08
          Я по поводу размера лошадей и не спорил. Я разобрал конкретную высказанную вами мысль относительно "правил производства атаки", которую считаю как минимум спорной. Что касается размеров лошадей, эволюции пород и т.п., то я скорее склонен согласиться с вами - не все лошади были крупные, хотя именно крупные особо ценились в тяжелой кавалерии. Собственно, именно потому они и "вырастали" со временем, что для военных целей проводилась их селекция, отбирали больших, как более подходящих для службы в тяжелой кавалерии, которая аж до XVI в. являлась доминирующей силой на полях битв в Европе.
          1. 0
            15 февраля 2020 21:14
            это кстати цитата была из наставления по конному бою) не помню чья но по цитате прочитать легко. Привел в контексте что размер лошади в общем не мешает ) но маневрировать она должна легко.
            1. 0
              15 февраля 2020 22:53
              Цитата: Тоня
              цитата была из наставления по конному бою

              Скорее всего, века XVIII - XIX, не ранее. Похоже на Фридриха Великого. К началу XV в. это не может иметь отношения.
            2. -2
              20 апреля 2020 17:41
              Эх люблю я женщин, но не люблю когда лезут туда где ни ухом ни рылом, да ещё с апломбом
              1. 0
                20 апреля 2020 18:25
                уважаемый , ры...м в чужой диалог да и давешний, как раз лезете вы, при этом как раз не информативно.
                1. -1
                  20 апреля 2020 18:27
                  А не подскажете такую простую вещь, а сколько лошадок монголы ссср в вов продали?
                  1. 0
                    20 апреля 2020 18:28
                    подскажу, много больше 500 т
                    1. -1
                      20 апреля 2020 18:31
                      Ага, около 500 тысяч из более 35миллионов использованных, процент посчитаем?
                      1. 0
                        20 апреля 2020 18:33
                        использовать можно с разным результатом , уберите угол и скажите -как это касаться лошади на полотне
                      2. -1
                        20 апреля 2020 18:34
                        И ещё, я 25 лет регулярно в доспехах копьём и щитом на коняшках катаюсь, истфех спорт такой, ваша монгольская лошадь сломается, и есть документы о минимальном росте кирасирских лошадей 19 века, более ранних не знаю но думаю тенденция та же
                      3. 0
                        20 апреля 2020 18:45
                        При правильном телосложении и отсутствии заболеваний и пороков ремонтные лошади должны были иметь высоту в холке не ниже: 147 см - верховые (лошади местных пород - не ниже 142 см), 151 см - артиллерийские, 145 см - вьючные и 136 см - обозные. Обхват пясти у верховых лошадей допускался на менее 18 см, у артиллерийских - не менее 19 см. Принимались лошади всех мастей, кроме пегой. Картина у нас какого века... такими лошадьми и оперируйте, есть конкретная порода ,она жива до сих пор, на этом все.Под монголами не сломалась, у которых и тяжелая кавалерия была, и рыцарей нагибала) а под вами богатырем луснет))))))) все, честно) спасибо улыбнули
                      4. -1
                        20 апреля 2020 18:54
                        Дык 150 кило да галопом, и главное кавалерия пехоту не атакует это смерть, а для того, чтобы с разгона снести другого всадника масса нужна, вот поэтому чем крупнее лошадь тем лучше
                      5. 0
                        20 апреля 2020 18:57
                        ну тогда и воевать надо в турнирных доспехах, Жемайтская лошадь вот порода лошади на картине, засим откланиваюсь , мне нечего вам сказать)))))а еще и если кавалерия пехоту не атакует то это без комментариев))))))))) пика польских гусар плачет)))6метров наверное для кавалеристов делали)честно не отвечайте нет сил )
                      6. -1
                        20 апреля 2020 19:05
                        В каком сражении кавалерия атаковала организованную пехоту, ну кроме рейтаров понятно, а я профессиональный военный подполковник, я военную историю изучал, а вы девушка хамите, а это признак бессилия
                      7. -1
                        20 апреля 2020 19:08
                        И ещё турнирный доспех от боевого ток шлемом отличается, и усилением левой части кирасы, так вот на очень многих боевых слева отверстия, чтобы как раз и крепить для турнира
                      8. 0
                        21 апреля 2020 13:07
                        Иногда одной фразы достаточно чтобы извините,"спалиться", "обделаться" и показать свою ложь и фальш.
                        И вот ваша : "...а я профессиональный военный подполковник,.."- это ЕСТЬ ИМЕННО ТАКАЯ ФРАЗА.
                        Раньше было: " я простая дочь русского офицера из Крыма..."
                        Вы - никто, и звать вас-никак.
                        Ты есть очередной провокатор на ВО.
                      9. 0
                        20 апреля 2020 18:37
                        По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов.
                        пишите сразу 100)))) удачи, вы не очень интересный собеседник)
                      10. -1
                        20 апреля 2020 18:39
                        Это штатная на конкретный момент, а всего за четыре года поставлено в армию более 35 миллионов
                      11. -1
                        20 апреля 2020 18:41
                        А то ведь выйдет, что и участников вов 5 миллионов
      4. +2
        15 февраля 2020 21:09
        Цитата: Хозяин Трилобита
        чаще двух.

        Об этом много пишет Д.Николь и есть ряд реконструкций такой атаки. Как нибудь найду...
  17. +5
    15 февраля 2020 15:22
    Цитата: kalibr
    А может они сами в этих вопросах малограмотны?

    Вот не знаю. Это надо отдельное исследование проводить, чтобы выяснить уровень искусствоведов, которые о творчестве Матейко писали. Если это уровень, предположим, Шпрингера или Гедеонова, это серьезно.
  18. +8
    15 февраля 2020 16:28
    Привет почтенной публике!Понравилась статья.Понравились комментарии.Картина?Не понравилась.Если в двух словах,то:*смешались в кучу-кони,люди...*.У Матейко есть и более интересные картины,ну например *Стефан Баторий под Псковом*,*Упадок Польши*,*Прусская дань*.Вот если бы за последней охотились немцы я бы понял.Но,как всегда,это чисто моё мнение. hi
    1. +3
      15 февраля 2020 17:12
      У Матейко есть и более интересные картины,ну например
      ,,,«Царь Шуйский в Сейме в Варшаве»?
      1. +2
        15 февраля 2020 17:46
        Видел.Но тоже не в восторге от неё.Почему?Я безусловно не знаток живописи и часто придерживаюсь принципа *нравится-не нравится*.Но вот эти две картины лично для меня просто-не заиграли.В то же время *Станчик* мне нравится. hi
      2. +3
        15 февраля 2020 17:48
        А вообще Серёж я оч. люблю Айвазовского!Его картины прекрасны!Техника!Игра света!Краски!Да,да и сюжет!как же без него!
  19. +2
    15 февраля 2020 16:51
    Читал я когда то "Крестоновцев" пана Сенкевича. Не впечатлило.
    1. +4
      15 февраля 2020 18:21
      Каждому своё! Причём свое приходит в своё время!
      Простите за тавтологию!!!
      hi
      1. +4
        15 февраля 2020 18:31
        Владислав,приветствую Вас!*Нам очень важен ваш звонок!*А каково Ваше мнение о картине?Именно о картине!
        1. +4
          15 февраля 2020 19:11
          Салют! Забил на работу, лежу в ванной и делюсь мнением!
          Много, ярко, эпично и пафосно - это не всегда хорошо! Иногда есть полотна, которые вызывают своей палитрой красок, густотой событий, значением истории и чертополосицей персонажей ввергают душу и сознание в эффорию! По ним можно учить историю, они становятся матрицей нацией, маркёром самоидентификации и самосознания!!!
          Но, но и еще раз но - мне по душе Айвазовский! Синие-синие небо, синее-синее море, которое одновременно пугает и зовёт, ужасает и восхищает, тревожит, рвёт душу и ласкает сердце своим величием и бесконечностью. заставляет переживать, радоваться, скорбеть и восхищаться, отталкивать и не отпускать. Смотря его работы ты чувствуешь себя богом, которому дано постигнуть замысел творца и чем дольше ты его постигаешься тем больше осознаёшь свою некчемность!!! Наверное так!
          Хотя у меня «кривой вкус», мне всегда было жалко Ивана Грозного убившего своего сына! Для меня это символ - непоправимой ошибки!!!
          С уважением, Влад!
          П.с. Классикой патриотизма всегда считал бой Пересвета с Челубеем! Точка, которая имеет настоящее!!!
          1. +3
            15 февраля 2020 19:20
            Владислав!Ну Вы право-поэт!Чёрт побери!так красиво выразить мои мысли?!Как и написал выше Айвазовского сам ОБОЖАЮ!!!!Настоящий русский художник!РУССКИЙ!ибо принадлежит его творчество России.Пардон за высокие слова,но это АЙВАЗОВСКИЙ!
            1. +3
              15 февраля 2020 19:23
              drinks good good drinks
              Подписываюсь под каждым Вашим словом!
              1. +3
                15 февраля 2020 19:32
                Нет!Нет!Нет!Только после Вас!!!Так сформулировать?Позвольте Вами восхищаться?Увы,не я,но- классик.Да,да это он-Булгаков Михаил.
              2. +3
                15 февраля 2020 19:50
                А я вот люблю импрессионизм request Ну, я вообще, ренегад! laughing
                1. +2
                  15 февраля 2020 19:55
                  Бог мой!Антон!Вы изменник?Кому,чему Вы изменили?Вопрос вопросов-зачем???? drinks
                  1. +3
                    15 февраля 2020 19:59
                    ,,,"капец" belay я в сторонке постою,мало того что медведь на ухо наступил мне,так и на глаза наверно тоже laughing
                    1. +2
                      15 февраля 2020 20:14
                      Сергей!В сторонке постоять???? laughing Нет!!Включайся!
                      1. +3
                        15 февраля 2020 20:19
                        ,,,мне пейзажи нравятся,особенно осенние,,,грусть накатывает, детство вспоминаешь crying
                      2. +1
                        15 февраля 2020 20:22
                        Друг мой,это кто?Не Левитан-точно.
                      3. +2
                        15 февраля 2020 20:23
                        ,,,просто пример.
                      4. +1
                        15 февраля 2020 20:42
                        Друже!колись,это кто??? Пожалуйста?
                      5. +1
                        15 февраля 2020 20:53
                        Друг!Не ответил на вопрос!
                      6. +2
                        15 февраля 2020 21:02
                        Может Пушкин?
                  2. +1
                    15 февраля 2020 20:07
                    Че сразу "изменник"??? Я всегда говорил: " Мне на этой планете, никогда не нравилось"(с). И собак я люблю больше чем кошек.
                    1. +2
                      15 февраля 2020 20:12
                      А *ренегатом* кто себя обозначил?Аль *ренегатом*?Разница есть.
                      1. +2
                        15 февраля 2020 20:24
                        Хорошо, согласен, некорректно употребил термин.
                        Но собак и "импрессу", все одно, люблю больше чем кошек и Айвазовского! laughing
                      2. +2
                        15 февраля 2020 20:48
                        Айвазовского и красивых котов/кошек)Вы, милостивый государь не видывали.Обидно,понимаешь!!!!
                      3. +2
                        15 февраля 2020 20:57
                        Видел, и то и другое, в Эрмитаже. laughing
                      4. +1
                        15 февраля 2020 21:03
                        Антуан!Простите я пьян,увы!День был такой...до встречи рад общению!;
                      5. +2
                        16 февраля 2020 19:46
                        Добрый вечер Антон!
                        На первом месте у Тебя дружище - собаки!
                        На втором - «импресса»!!
                        На третьем - кошки!!!
                        А где девушки!!!? И feel , что такое «импресса»!
                      6. +2
                        16 февраля 2020 20:04
                        Рад приветствовать, Влад!
                        "Импресса" - импрессионизм.
                        Мои девушки - уже бабушки. Как говаривал мой дядька: "Не страшно быть дедушкой, страшно спать с бабушкой!"
                      7. +2
                        15 февраля 2020 21:33
                        "На ренегате ренегат надули Гулливера,
                        И простачок большой фрегат похитил у неверных" (с).
            2. +3
              15 февраля 2020 21:05
              Вам надо посетить Феодосию. Там прекрасный музей Айвазовского и масса его картин
              1. +1
                15 февраля 2020 21:11
                Вячеслав Олегович!!!!!А я всё пью и пью,звиняйте!!!Но!Это временно,Вы знаете!!!
              2. +2
                16 февраля 2020 13:57
                Цитата: kalibr
                Вам надо посетить Феодосию. Там прекрасный музей Айвазовского и масса его картин

                Там был... Чудесно.
                И экскурсоводы хорошие...
                Таких легенд рассказали об Айвазове.
                А что правда есть, то этот художник к деталям был более чем внимателен.
  20. +6
    15 февраля 2020 17:58
    Добрый вечер, дорогие друзья! hi Вячеславу очередная "порция" моей признательности за прекрасный разбор картины Матейко. Такую работу точно нужно рассматривать "в живую", никакая, даже самая роскошная репродукция никогда не позволит составить полное впечатление от подобного полотна.
    1. +3
      15 февраля 2020 18:18
      Константин,друг мой!Ну давайте поконкретнее,что Вам понравилось в ней.А то я каким-то непонятливым себя чувствую! laughing
      1. +6
        15 февраля 2020 18:23
        Привет, Сергей! А конкретно понравился разбор всех мелочей и деталей. К примеру, на ножик в руке у какого-то замулдрына за спиной у Яна Жижки, я вообще никогда внимания не обращал, а вот Вячеслав с этим ножом вывел целую версию с покушением на "на народного героя". Да там не один такой эпизод, смотри сам. smile
        1. +3
          15 февраля 2020 18:29
          Ясно-понятно!Значит с точки зрения оружейника на прекрасное смотрим,да? laughingНожички-мечики!
          1. +4
            15 февраля 2020 18:37
            Честно говоря, меня не только "ножички" интересуют. hi
            1. +3
              15 февраля 2020 18:40
              Блин! Чего-то то я написал не то. hiС работы я,умаялся!Тысяча извинений!
  21. +3
    15 февраля 2020 20:23
    Поправьте в начале. Шлем называется не бундсгугель, а хундсгугель. Собачья морда. А собака по немецки - хунд.
    1. +3
      15 февраля 2020 21:01
      Всегда путал партию БУНД и шлем ХУНД!
      1. +3
        15 февраля 2020 21:15
        Бывает и хуже. Некоторые мацу и мацони считают однокоренными словами...
  22. +1
    15 февраля 2020 20:38
    Мне интересно, а как одевать Бургиньот-савояр, этот шлем вроде цельный, как протолкнуть голову в узкое горло шлема?
    1. +2
      15 февраля 2020 21:00
      Он раскрывался. Соединялся на горжете на крючке.
  23. +2
    15 февраля 2020 20:41
    ,,,может кто знает,что за щит recourse в статьях Вячеслава О. не попадался такой.
    1. +2
      15 февраля 2020 20:53
      ,,,может кто знает,что за щит
      Это тарч.
    2. +1
      16 февраля 2020 19:49
      Тарч! Мне просвещали месяца два назад!!!
  24. 0
    16 февраля 2020 16:26
    А в советской школе нам преподавали, что не надо было польско-литовских рыцарей, а про татарскую конницу вообще молчали. Достаточно было трёх русских смоленских полков для победы над крестоносцами.
    1. +1
      16 февраля 2020 19:14
      Тогда преподавали, что и немцы на Чудском озере провались под лед и утонули... Хотя даже в "Правде" (Передовице!) от 5 апреля 1942 года об этом не сказано ни слова!
  25. +2
    16 февраля 2020 18:46
    Вообще "копье судьбы" оно же копье центуриона Лонгина в руках убийцы магистра очень странно
    Получается с одной стороны- священное оружие в руках язычника- знак Провидения. С другой стороны Ульрих уподобляется Иисусу?
    Кстати, художник не мог не знать что это священный символ для СРИ и Габсбургов. Это был одн из предметов на которых давали клятву при коронации. Может третий смысл- погибнете от священного символа вашей же нации?
  26. +2
    16 февраля 2020 18:53
    Знаменитая «Грюнвальдская битва» польского художника Яна Матейко. Картина была написана в 1878 году. Ее размеры 426 × 987 см. Находится в Национальном музее в Варшаве.

    Можно добавить, что полотно было продано автором в феврале 1878 г. варшавскому финансисту Давиду Розенблюму за 45 000 австро-венгерских гульденов (общий вес уплаченных за картину денег - пятьсот пятьдесят пять килограммов триста граммов серебра 900-й пробы).
    Позже была выкуплена у наследников Розенблюма и попала в варшавский музей изящных искусств. После начала первой мировой картина была эвакуирована в Москву, возвращена в Варшаву после заключения Рижского мирного договора.
  27. 0
    17 февраля 2020 21:32
    собран пазл производство вроде Трефл с одной из частей картины

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»