Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?

35

Экономия и модернизация


Второго февраля произошло событие, которого долго ждали любители авиации. В воздух поднялся глубоко модернизированный Ту-160: испытания провели на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова. Самолет пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Всего полет длился 34 минуты.

Сразу возникает вопрос: о каком самолете идет речь? Само по себе обозначение Ту-160 — «Белый лебедь» (или натовское Blackjack) уже мало о чем говорит, ведь существуют старые советские самолеты и машины более поздней постройки, для которых использовали советский задел. А среди названий существующих самолетов можно встретить Ту-160, Ту-160М, Ту-160М+ и даже Ту-160М2. Сразу оговоримся: последнее неверно, так как никакого Ту-160М2, ровно, как и «полностью нового» бомбардировщика, пока нет. Возникает вопрос: что же тогда взлетело, и почему к этому событию приковано столь большое внимание СМИ? Постараемся разобраться.



Итак, январь 2018 года. В небо поднимается Ту-160, который с легкой руки российских чиновников ранее почему-то получил обозначение М2, хотя, как оказалось впоследствии, это не совсем так (вернее, совсем не так). Напомним, речь тогда шла о самолете с серийным номером 8-04 и именем «Петр Дейнекин»: машину построили из советского задела, то есть чисто формально ее можно было считать новой. «На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними», — писало впоследствии ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.


Ранее, напомним, часть строевых машин уже прошла частичную модернизацию. Таким образом, всех их (как старые, так и новый) можно было условно отнести к самолетам «модернизации первого этапа», в рамах которой, по сути, мы получили тот же самый Ту-160, но с некоторыми улучшениями. Всего в составе ВВС на 2019 год числилось семнадцать разных Ту-160.

Первый полет не первого


Само собой, общественность ждала первый новый самолет — тот самый глубоко модернизированный, который и должен был стать прообразом «Супер лебедя». Своего рода аналога современных американских «стратегов». В октябре прошлого года стало известно, что сотрудники Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова изготовили первый мотоотсек стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и подготовили его к отправке на Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. А уже в ноябре 2019-го ТАСС сообщил о завершении сборки первого глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М. И вот второго февраля самолет выполнил первый полет.

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?

Подобная «прыть» заслуживала бы уважение, если бы не одно «но». Как мы уже говорили, никакого Ту-160 «новой постройки» пока не существует. Поднявшийся второго января в небо самолет — это не что иное, как прошедший модернизацию строевой Ту-160 с серийным номером 2-02, получавший ранее имя «Игорь Сикорский». Он стал своего рода «прообразом» нового «Ту», который должен получить (или уже получил) бортовую радиолокационную станцию семейства «Новелла» НВ1.70, «стеклянную кабину», новую навигационную систему НО-70М, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М, а также бортовой комплекс обороны «Редут-70М».

Специалисты говорят о новых вооружениях, однако, пока что все это на уровне слухов. Про перспективную ракету Х-БД большой/сверхбольшой дальности давно ничего не слышно. В последнее время СМИ говорят о некоей «гиперзвуковой» ракете для ПАК ДА. Однако если учесть, что гиперзвуковым оружием называют аэробаллистические «Кинжалы», говорить что-то с уверенностью про этот комплекс довольно трудно.

Скорее всего, обновленный Ту-160 сможет, как и некоторые другие самолеты этого типа, применять уже испытанные в Сирии крылатые ракеты X-101. Обращает на себя внимание то, что на машине с серийным номером 2-02 теперь, видимо, полностью демонтировали оптико-телевизионный прицельный комплекс, что может снизить многофункциональность комплекса. Однако будем исходить из условно оптимистичного варианта: ОТПК могли сделать выдвижным, подобному тому, как это реализовали в случае с установленным на Су-34 «Платаном».


Не меньше противоречий и в случае с силовой установкой. Как стало известно, опытный Ту-160М не имеет новых двигателей НК-32-02, но их намерены устанавливать на другие модернизированные машины.

В конечном счете мы получили довольно неоднозначный вариант модернизации, а имеющиеся данные зачастую порождают больше вопросов, чем ответов. Точно известно, что до нового уровня модернизируют пятнадцать строевых машин. Такой же (или очень близкий) набор аппаратуры будут иметь десять полностью новых Ту-160М, первый из которых должен взлететь в 2021 году.

На первый второй


Собственно, именно с этого момента и начнется история М2: как стало известно, маркировку Ту-160М2 Министерство промышленности и торговли использует именно для обозначения построенных «с нуля» машин.

«Идет строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полет запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев»,

— приводит слова замминистра обороны РФ журнал «Радиоэлектронные технологии».

Если представленная ведущими российскими СМИ информация верна, то можно говорить об условной унификации стратегических бомбардировщиков Ту-160 в будущем. Это весьма кстати, если учесть, что, помимо них, ВВС продолжат эксплуатацию «стратегов» типа Ту-95МС, а также дальнего бомбардировщика Ту-22М3 и его новой версии Ту-22М3М.

Все это будет идти на фоне активной разработки перспективного ПАК ДА — первого российского стратегического бомбардировщика-«невидимки», который рассчитывают поднять в небо в середине 2020-х и ввести в строй ближе к концу десятилетия. Но это если все пройдет так, как планирует ОАК. Опыта создания «стелсов» у России несравнимо меньше, чем у Штатов. А цена ПАК ДА может быть если не сравнимой со стоимостью B-2, то вполне сопоставимой с ценой перспективного американского B-21 (эксперты говорят, что один «американец» обойдется примерно в 500 миллионов долларов).


В целом можно ожидать неоднократных переносов сроков первого полета ПАК ДА: нечто подобное мы в свое время видели на примере российского истребителя пятого поколения. Иными словами, модернизированный Ту-160 по мере списывания откровенно старых Ту-95, вероятно, станет основой стратегической авиации России. В то же время реальной альтернативы «Белому лебедю» может не появиться еще очень много лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 февраля 2020 18:04
    Альтернатива требует структурных изменений. Заходите лет через двадцать - поговорим.
    1. +7
      6 февраля 2020 18:37
      тут до пенсии бы дотянуть ))))
  2. +2
    6 февраля 2020 18:07
    красивая машина
  3. +6
    6 февраля 2020 18:33
    Ту 95мс прекратили выпускать в 1992г.как и ту 160.так почему он откровенно старый??гораздо моложе B 52.а по ресурсу и времени подготовки к вылету 95 намного превосходит 160 машину.
    1. +5
      6 февраля 2020 19:29
      "Ту 95мс прекратили выпускать в 1992г.как и ту 160.так почему он откровенно старый??гораздо моложе B 52.а по ресурсу и времени подготовки к вылету 95 намного превосходит 160 машину."

      Имеется ввиду моральное устарение. А так, при периодическом капремонте ресурс самолета можно увеличивать практически до бесконечности. Думаю, что лет 30 Ту95 еще будет в строю.
  4. 0
    6 февраля 2020 18:39
    общественность ждала первый новый самолет — тот самый глубоко модернизированный, который и должен был стать прообразом «Супер лебедя». Своего рода аналога современных американских «стратегов».

    Зачем равняться на заведомо худшее? belay
    Они даже рядом с нашим "не стояли". yes
    1. +8
      6 февраля 2020 18:51
      А с чем они стояли? Американцы-эталон использования бомбардировщиков. С них и надо брать пример с поправкой на наши реалии. До универсальности применения Б52 нам еще пилить и пилить.
      1. +6
        6 февраля 2020 19:05
        b 52 конечно очень хорош,рабочая лошадка какую еще надо поискать
        1. -1
          6 февраля 2020 19:20
          "Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет!"
          1. +9
            6 февраля 2020 19:42
            Пашет он как раз хорошо.
      2. 0
        7 февраля 2020 07:11
        Цитата: Zaurbek
        До универсальности применения Б52 нам еще пилить и пилить.

        "Таити,Таити " А разве у нас плохо кормят ?" Вы побачьте ,хотя бы в Википедии, про бомбер Ту-16, и посчитайте сикоко модификаций було !
        1. +1
          7 февраля 2020 07:11
          Вы сами побачте...
          1. +1
            8 февраля 2020 08:07
            Я уже побачил...много !
        2. +2
          7 февраля 2020 14:53
          Так он до сих пор и производится, правда китайскими товарищами. Но это их основной стратег и альтернатива если появится то не скоро
  5. +1
    6 февраля 2020 18:58
    В целом картина развития бомбардировочной авиации выглядит вполне стройной и закономерной(если верить информации, приведённой в этой статье).
  6. -10
    6 февраля 2020 19:11
    Шеф, усё пропало!... Можно было и не писать статью, все адекватные и так понимали, что взлетел на 30 минут не новый самолёт, а очередной гибрид старого строевого с новой нутрянкой одним специалистам известным какого. И что вся эта муть будет длиться очень и очень долго. Настолько долго, что половину обещенного многие уже и забудут. Журналисты будут втюхивать нам заголовки про очередное достижение "неимеющегоаналоговвмире" сверхнового аппарата и копить лайки. Минусите сколько хотите, глубоко по боку.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        6 февраля 2020 19:54
        Цитата: Михаил2019
        А вы поменьше журналистов слушайте

        Собирают журналистов на пресс конференцию ВВП на берегу озера
        Те естественно спрашивают, что там будет.
        - Приходите, сами увидите.
        Ну собрался народ, ждёт.
        Входит Путин на берег, подходит к кромке и пошёл по воде. Сделал два круга и так же молча ушёл.
        На следующий день британские газеты вышли с заголовками "Путин не умеет плавать"
    2. -3
      7 февраля 2020 12:27
      минусы тебе ставят правильно
  7. +1
    6 февраля 2020 19:13
    На последнем рисунке .На "попе" приподнятый лист шифера белого цвета особенно тронул laughing good wassatАв тор статьи тут ни причём.Это не его буйная фантазия.Это рисунок вот честно скажу.Даже не знаю кого.Но это жеж "пакда" negative Это не "ПАК-ДА"И все вменяемые люди это прекрасно понимают. hi
    1. +3
      6 февраля 2020 19:56
      Цитата: Наблюдатель2014
      Это не "ПАК-ДА"

      Естественно. Его даже натурального макета ещё пока не существует.
      Пока есть только это
      1. 0
        6 февраля 2020 21:55
        ПАК-ДА, военные скажут хорошо, но на мой взгляд было бы лучше, если уж возникла такая печальная необходимость, то дрались бы на полях сражений при помощи дробовиков. Хотя понимаю к прошлому возврата нет. Однако смотришь на эту технику думаешь когда люди настолько поумнеют, что перестанут создавать всё новые средства истребления друг друга.
  8. +5
    6 февраля 2020 19:27
    Собственно, именно с этого момента и начнется история М2: как стало известно, маркировку Ту-160М2 Министерство промышленности и торговли использует именно для обозначения построенных «с нуля» машин

    Ну наконец-то хоть какая-то конкретика. Хорошая статья.
    А то кругом "туман войны"... оборачивающийся банальным враньём.
    Ту-160 в исполнении 80-х годов, когда было выпущено большинство, довольно кондово сделан. Планер очень перетяжелен. Вес пустого зашкаливает, если бы не масштаб аэроплана, это было бы заметно и публике.
    Интересно, как птичка М2 будет выглядеть / сделана? Эпоха композитов отразится на титановом ветеране?
    1. +3
      7 февраля 2020 14:35
      Цитата: Митяй65
      Планер очень перетяжелен. Вес пустого зашкаливает, если бы не масштаб аэроплана, это было бы заметно и публике.

      Подождите... Если сравнивать его с похожим по конструкции и задачам штатовским B-1B то наш просто больше по размерам, но никак не перетяжелён. Если взять соотношение максимальной взлётной массы к массе пустого, то и тот и другой имеют коэффициент 2,47-2,5. Наш и оружия берёт больше и летит дальше. То есть он просто больше. Ну, как Су-27 больше МиГ-29.
      1. 0
        2 апреля 2020 18:52
        Поставил бы плюс, но не могу уже. А вот товарищ Митяй фигню сморозил, еще и шесть человек решило, что он знает о чем говорит.
  9. +5
    6 февраля 2020 19:32
    Автор набросал версий и слухов и ...сделал правдивые выводы.
  10. +4
    6 февраля 2020 20:37
    М-да.
    Статья- насторожила.
    Но в тоже время, не повергла в уныние. Лично меня. К сожалению, я не авиастрой, поэтому что-то утверждать по данной теме полномочий не имею.
    Однако очень много предположений и допусков в ней. Отсюда делается вывод: ни автор, ни мы не знаем, что реально делается по аэропланам. И это правильно, так как есть государственная тайна. hi
    1. 0
      2 апреля 2020 19:02
      Да что там понимать. 160-е будут постепенно становиться основной парка стратегической авиацию. 95-е тоже будут еще в строю, пока их всех не спишут. Версия 160М2, возможно, будет несколько лучше М-версии, может быть внесут какие-то изменения конструктивные на этапе производства новых планеров, но вряд ли что-то сильно существенное.
  11. 0
    7 февраля 2020 10:32
    Пишут про 17 в строю, а модернизировать будут 15, не ужели 2 спишут, что у них ресурс уже кончился?
  12. -1
    7 февраля 2020 13:57
    Чтобы провести глубокую модернизацию, тем более такого самолета, нужны годы и годы ОКР и НИОКР так, что все это сказки венского леса...
  13. -1
    7 февраля 2020 14:10
    Спасибо передовым расейским оптимизаторам управленцам - от заводов и кооперации ничего не осталось( вроде бы и деньги есть и специалисты, а производить негде!!!
  14. +1
    7 февраля 2020 18:56
    Автор статьи вообще понимает что нибудь в военной доктрине?Этой машине в принципе не нужно что то новое особо,чтоб в наши дни показать что либо этакое-достаточно поставить новейшую РЭБ и самые новые ракеты с двигателем и вуаля ы ещё лет 20 будут локти кусать.Смешно просто порой слушать бред пиарщиков жёлтой газеты.
    1. +2
      7 февраля 2020 23:25
      Так и не слушайте ! Главное, что мы с вами знаем, что пока с Ту-160 и Ту-95 всё надёжно. РЭБ на эти машины ставят такие, что с ними можно пытаться бороться только с помощью авиационных пушек, подлетев вплотную до визуального контакта. Кстати, не могу на фото и видео разглядеть : место стрелка в хвосте сохранилось ?
      1. 0
        18 февраля 2020 08:30
        Его там не было никогда.
    2. 0
      2 апреля 2020 19:07
      Таки, автор особо и не говорит, что всепропало. Просто типичная обзорная статья по проекту модернизации. С ракетами непоняточки, например.
  15. 0
    18 февраля 2020 08:39
    была бы возможность самим печатать деньгу, то:
    1. Ту-95 отдать на флот,
    2. Ту - 160 в модернизированном виде иметь порядка 90 штук,
    3. Ту - 22М в максимальной унификации со 160-м, представляющий его половину по возможностям,
    иметь порядка 150 штук.
    жаль возможности нет(((

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»