«Броневой институт». Советский Союз учится делать броню

42

Т-34 отправляются на фронт. Завод №183. Источник: t34inform.ru

ЦНИИ-48


Ключевую роль в появлении противоснарядной брони у советских танков сыграл Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов, или ЦНИИ-48 «Броневой институт». В период, когда производство танков было вынуждено переведено на Урал и разразился танковый кризис 1941-1942 годов, именно специалисты «Броневого института» осуществляли координацию усилий по его разрешению. Рассмотрим историю появления этого выдающегося института.

Идейным вдохновителем появления ЦНИИ-48 на базе Ижорской центральной броневой лаборатории стал Андрей Сергеевич Завьялов, один из главных создателей легендарной танковой брони Т-34. Свою карьеру молодой инженер начал еще в 1930 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлов, а спустя два года был назначен начальником Центральной заводской лаборатории Ижорского завода.




Андрей Сергеевич Завьялов. Источник: youtube.com

Именно здесь Завьялову пришла во многом революционная идея оснащения танков противоснарядной броней, которая укрепилась после испытаний брони Т-26 обстрелом 37-мм пушкой. Оказалось, что легкий танк насквозь прошивается не самыми могущественными снарядами. Тогда легкий танк производили из хромо-кремнисто-марганцовистой стали марки ПИ 15-мм толщины. Это кстати, было в обход основной технологии, требующей 10- и 13-мм цементированной брони, которую, к сожалению, ни в Мариуполе, ни на Ижорском заводе качественно делать не умели. В итоге Т-26 был на 800 килограммов перетяжелен, да еще и малокалиберные снаряды не держал – во многом это было следствием высокой доли брака (до 50%) в танковых корпусах. Завьялов забил тревогу в 1935 году (напомним, что он был один из первых в мире с такой инициативой), но в итоге был чуть не уволен как «возмутитель спокойствия». Помог Совет труда и обороны, состоявшийся в мае 1936 года, на котором Завьялов донес свою идею до Жданова и Сталина. В итоге появилось Главное управление по производству брони, которому передали Ижорский и Мариупольский заводы, а их лаборатории переименовали в броневые. Не стоит думать, что Андрей Завьялов позаботился таким образом только о танках – в образованных лабораториях работали в том числе и над бронированием эсминцев и линкоров, а позже и штурмовиков Ил-2.


Коллектив ЦНИИ-48 в предвоенный период (1938 г.), в центре А.С. Завьялов — первый директор института. Источник: Crism-prometey.ru


Андрей Сергеевич Завьялов. Источник: Crism-prometey.ru

С 1938 года, когда образовался ЦНИИ-48 под руководством А. С. Завьялова, институт вплотную занялся разработкой новых сортов бронестали для средних и тяжелых танков. Варкой стали занимались в 10-30-тонных электропечах и 30-40-тонных мартеновских печах с точным соблюдением всех нюансов производства брони. Высочайшая технологическая дисциплина требовала чистых материалов и ёмкостей, а также точного дозирования легирующих материалов: марганца, хрома, никеля, кремния и молибдена. Одной из первых марок гомогенной брони в «Броневом институте» стала сталь 2П, предназначенная для участков корпуса, не подверженных высоким ударным нагрузкам. Однако подлинную славу ЦНИИ-48 принесла бронесталь 8С, отличающаяся высокой твердостью и предназначенная для изготовления катаных и литых бронедеталей. Именно 8С станет чуть позже основой броневой мощи средних танков Т-34.

О масштабах научно-исследовательской работы в «Броневом институте» говорит тот факт, что в ходе поиска оптимального рецепта было расстреляно более 900 бронеплит различного состава и толщины. На первый взгляд, новая твердая броня обладала одними только плюсами – отлично сваривалась, уверенно держала большинство противотанковых снарядов калибром до 50 мм и по совокупности качеств превосходила немецкие аналоги. Однако такие замечательные свойства 8С проявляла только при строгом соблюдении технологического цикла производства, который возможен был только на Ижорском заводе и в Мариуполе. Так, если в броне высокой твердости повысить содержание углерода до 0,36%, то брак по трещинам в деталях повышался до 90%! О том, как трещины в корпусах стали настоящим бичом средних танков Т-34 в первой половине войны, рассказывалось в материале «Трещины в броне. Дефектные Т-34 для фронта».


Источник: Crism-prometey.ru

Справедливости ради стоит отметить, что первые средние танки с трещинами появились в РККА не во время войны, а еще в 1940 году на Т-34 первых серий, бронекорпуса которых изготавливались с нарушениями. При этом важно знать, что тяжелые танки КВ не страдали от такого недуга по причине другого состава бронестали. Все дело в теоретических расчетах и практических экспериментах ЦНИИ-48 конца 30-х годов, в ходе которых выяснилась поражаемость 8С бронебойными боеприпасами калибром более 75 мм. И здесь уже во всей красе проявлялись негативные стороны сплавов высокой твердости – они не просто пробивались, а раскалывались на фрагменты различного размера. Простое увеличение толщины особо эффекта не приносило – волна сжатия даже без пробития вызывала очень опасное осколочное поле внутри танка. Поэтому для КВ в «Броневом институт» сварили гомогенную бронесталь средней твердости, способную противостоять снарядам калибром более 75 мм. Но и здесь были свои нюансы. Оказалось, что гомогенная броня хуже многослойной противостоит остроголовым снарядам, что может быть чревато при поражении танка по нормали. Пара случаев даже была зафиксирована во время советско-финляндской войны, когда безобидные 37-мм остроголовые снаряды очень удачно попали по КВ и на 68 мм вошли в броню, то есть чуть не пробили танк. Тогда тревогу начал бить уже начальник специального технического бюро Н. А. Рудаков, предлагая вводить дорогостоящую процедуру цементации брони, но дальше экспериментов на Ижорском заводе дело не пошло. В ходе опытных работ оказалось, что преимущество цементированной брони над гомогенной проявляется только при толщине более 150 мм, что, естественно, было не совсем возможно было реализовать в серии. Собственно, это и определило облик средних и тяжелых танков Советского Союза, сваренных из гомогенной брони высокой и средней твердости, отлично противостоящей тупоголовым снарядам, но нередко пасующей перед остроголовыми, подходящими к цели под углами, близкими к нормали. В остальных случаях рациональные углы корпуса были отличной панацеей от большей части немецкой артиллерии (по крайней мере, в начальный период войны). Возвращаясь к проблеме трещинообразования в корпусах Т-34, стоит сказать, что и на КВ они появлялись, но не были критичны и не снижали противоснарядную стойкость.

«Броневой институт» на войне


Специалисты ЦНИИ-48 уже в июле 1941 года работали на перестройке под новые военные нужды 14 крупнейших в Советском Союзе предприятий. В их числе Магнитогорский, Кузнецкий, Ново-Тагильский и Чусовской металлургические комбинаты, а также знаменитый Уралмаш и горьковский «Красное Сормово». Среди множества работ «Броневого института» только к началу 1942 года на соискание Сталинской премии были выдвинуты следующие проекты (как сейчас говорят): «Разработка и внедрение в производство литых башен КВ», «Разработка марки стали-заменителя и процесса производства броневой стали для тяжелых танков КВ в основных мартеновских печах большой емкости», «Разработка и внедрение в производство процесса сварки тяжелых танков», а также «Новый тип противоснарядной танковой брони высокой твердости толщиной 20, 30, 35, 40, 45, 50 и 60 мм из кремне-хромо-никель-марганец-молибденовой стали марки М3-2». В феврале 1942 года на Верхне-Исетском заводе специалисты ЦНИИ-48 разработали и внедрили технологию литья башен для легких танков Т-60, чем значительно сократили расход энергии и ресурсом.


Мартен Магнитогорского металлургического комбината. 1942 год. Источник: m.gubernator74.ru


Технология производства снарядов также была в поле интересов "Броневого института". Источник: Crism-prometey.ru

С Магнитогорским металлургическим комбинатом вообще ситуация была близка к катастрофе – в начале войны пришло распоряжение о организации производства броневых сталей для танков. А до этого на предприятии выпускали исключительно «мирную» сталь, в цехах отсутствовали специфические «кислые» мартеновские печи и, естественно, не было ни одного специалиста по литью столь сложных составов. В итоге вопрос решили специалисты ЦНИИ-48, которые первые в мире придумали выплавлять броню в основных печах – читайте выше полное название соответствующей проектной работы. Это позволило на два месяца раньше назначенного срока осуществить первый выпуск брони из 150-, 185- и 300-тонных мартенов. А 28 июля 1941 года также впервые в мире удалось провести прокатку броневого листа на не предназначенном для этого гражданском блюминге. В итоге каждый второй советский танк изготавливался из магнитогорской брони. И такой сценарий с разной степенью успешности повторялся на других предприятиях черной металлургии Советского Союза. Но у подобной стремительности, безусловно, есть и обратная сторона.

В книге «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны» кандидат исторических наук Никита Мельников пишет, что по нормам до 1941 года 45-мм бортовая броня Т-34 должна была выдерживать прямое попадание 45-мм противотанкового снаряда с дистанции в 350 метров. Но уже в 1942 году, в разгар аврального производства танков на уральских предприятиях, норматив по стойкости брони был серьезно снижен – точно такой боеприпас не должен был пробивать борт танка уже с 800 метров.


Спектр работы ЦНИИ-48 в годы войны. Источник: Crism-prometey.ru

«Броневому институту» в ряд неоспоримых заслуг можно поставить внедрение к лету 1942 года технологии производства литых башен танков КВ. Это новшество, ставшее во многом вынужденным, помимо всего прочего, на 40% снизило объем работ по мехобработке башен, на 20% снизило потребление дефицитной катаной брони и на 50% сократило прессо-гибочные работы на танковых заводах. А использование литья при изготовлении башен Т-34 (также по технологии ЦНИИ-48) позволило хотя бы на этой части танка избавиться от пресловутых трещин.

Кроме чисто технологической работы на объектах танкового производства, специалисты ЦНИИ-48 занимались и статистическими исследования на полях сражений. В дальнейшем это стало основой для разработки тактики использования отечественных бронемашин и рекомендаций по уничтожению вражеских.


Один из продуктов работы ЦНИИ-48. Источник: Crism-prometey.ru

В условиях нехватки легирующих добавок к бронесталям в 1943 году в ЦНИИ-48 совместно с Уральским танковым заводом №183 была создана новая марка брони — 68Л. Её приняли на вооружение в качестве недорогого заменителя 8С, так как на 1000 танков этот сплав позволял экономить 21 тонну никеля и 35 тонн ферромарганца.

Советский Союз вышел из Великой Отечественной войны победителем, и немалую роль в этом сыграл небольшой коллектив ЦНИИ-48, ставший настоящей кузницей броневых сталей для фронта, работа которого сопровождалась настоящими триумфами и вынужденными неудачами.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 февраля 2020 05:39
    Справедливости ради стоит отметить, что первые средние танки с трещинами появились в РККА не во время войны, а еще в 1940 году на Т-34 первых серий, бронекорпуса которых изготавливались с нарушениями. При этом важно знать, что тяжелые танки КВ не страдали от такого недуга по причине другого состава бронестали.
    При изготовлении первых корпусов Т-34 оказалось, что харьковчане не имеют навыков сварки таких бронелистов. С Николаева и Ленинграда, с судостроительных верфей приезжали специалисты сварщики и проводили, как бы это сейчас сказали : "мастер классы" по качественной сварке, с использованием специальных флюсов и электродов. И положение удалось исправить. Но при эвакуации, большая часть специалистов - сварщиков не была эвакуирована в Нижний Тагил... Почему и как, этот вопрос еще ждет своего освещения...
    В условиях нехватки легирующих добавок к бронесталям в 1943 году в ЦНИИ-48 совместно с Уральским танковым заводом №183 была создана новая марка брони — 68Л. Её приняли на вооружение в качестве недорогого заменителя 8С, так как на 1000 танков этот сплав позволял экономить 21 тонну никеля и 35 тонн ферромарганца.
    Не только. Броневая сталь марки 68Л лучше подходила для изготовления броневых деталей литьем, что позволило создать, а главное массово изготавливать литые башни танка Т-34/85, а затем появились 71Л и 74Л, что позволило изготавливать крупные броневые литые детали еще и для тяжелых танков, тот же литой нос ИС-2
    1. +3
      26 февраля 2020 11:32
      Насколько я понимаю - башня развёрнута?
      1. +3
        26 февраля 2020 19:55
        Цитата: Коте пане Коханка
        Насколько я понимаю - башня развёрнута?

        Нет, видно часть маски пушки...
    2. +2
      26 февраля 2020 11:44
      Читал, что у первых ИС-ов бронестойкость корпуса пытались повысить закалкой брони на высокую твёрдость. Но это принесло только беды с образованием большой массы вторичных осколков без пробития брони. ЦНИИ-48 имеет отношение к этим событиям?
      1. +1
        26 февраля 2020 20:00
        Цитата: hohol95
        Читал, что у первых ИС-ов бронестойкость корпуса пытались повысить закалкой брони на высокую твёрдость.

        Ну на серийный твердость была средней, там же толщина в 12 см... и такая закалка ускоряла производство и имела меньше брака на выходе. Вот где поверхностная закалка брони была высокой твердости, так это на танке Т-44, но их за годы войны выпустили немного, в сравнении с другими
        1. +1
          26 февраля 2020 22:59
          ...При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-З с дистанции 500 — 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы — весны 1944 года.

          Всё же серийные танки имели такой "броневой" недостаток".
          1. +1
            27 февраля 2020 03:32
            Цитата: hohol95
            Всё же серийные танки имели такой "броневой" недостаток".

            В тот момент у ИС не было еще спрямленного носа, я был "ступенчатый" или "ломаный", как на КВ
            и именно для усиления бронестойкости его и спрямили
            1. 0
              27 февраля 2020 10:52
              Это то всё понятно. Не понятна ситуация с закалкой брони на большую твёрдость. Кто эту "рацуху" предложил?
              1. +1
                27 февраля 2020 13:37
                Цитата: hohol95
                Это то всё понятно. Не понятна ситуация с закалкой брони на большую твёрдость. Кто эту "рацуху" предложил?

                Могу точно сказать, кто утвердил... "хозяин" Танкограда - И.М.Зальцман
  2. +4
    26 февраля 2020 06:12
    Спасибо за статью! Очень интересно.
    Вот как надо работать.
    1. +4
      26 февраля 2020 08:39
      Вы это нашему правительству посоветуйте, особенно в экономическом блоке.
    2. +3
      26 февраля 2020 08:43
      Спасибо за статью! Очень интересно.
      Вот как надо работать.

      10 высококлассных инженеров создадут больший выхлоп (эффект) чем 10 000 инженеров с "купленным" дипломом, как у нас повсеместно в стране ...
      Что и показал этот ЦНИИ-48
  3. +8
    26 февраля 2020 07:23
    В условиях нехватки легирующих добавок к бронесталям в 1943 году в ЦНИИ-48

    ЦНИИ -48 имел давнюю и славную историю:
    Основные даты и периоды развития:

    1879 – создание первой химической лаборатории на Ижорских заводах.

    22 августа (по старому стилю) 1879 года был выпущен Приказ по Ижорским заводам № 52, в котором говорилось: «По воле Его Императорского Высочества генерал-адмирала Константина Николаевича при Ижорских заводах, для химического анализа металлов, должна быть устроена лаборатория».

    1893 – переоснащение и развитие лаборатории в связи с необходимостью совершенствования броневого производства на Ижорских заводах.

    1897 – выделение лаборатории в самостоятельное подразделение с непосредственным подчинением начальнику заводов.


    1904 – создание механической и металлографической лаборатории для глубокого изучения внутреннего строения металлов и начало создания новых марок сталей.

    «…Между тем, вновь устанавливаемое производство основной стали, а равно правильная поставка производства сталеникелевой брони требовала хорошо организованного производства химических и механических испытаний металла; и то и другое есть путеводная звезда в стальном производстве» (Ф.Х. Гросс, Начальник Ижорских заводов с 1895 по 1908 г.)

    1934-1935 – лабораторией разработаны новые броневые стали – сталь ИЗ для танков и сталь ФД-7954, которой были забронированы крейсеры «Киров» и «Максим Горький».

    А.С. Завьялов (начальник Центральной лаборатории с 1932 по 1938г.) писал о броневой стали ФД-7954: «…впоследствии мы имели возможность убедиться, что она являлась лучшей в мире».

    1936 – организация в ЦЛЗ четырех научно-исследовательских и технологических секторов и реорганизация ЦЛЗ в ЦБЛ-1 (Центральная броневая лаборатория №1). Лаборатория представляла уже крупную организацию численностью около 250 человек и должна была решать не только внутризаводские проблемы, но и задачи общегосударственного значения.

    1938 – ЦБЛ-1 численностью 1956 человек стала самой большой лабораторией в стране, ее научно-исследовательский сектор сосредоточился на создании новых марок стали и типов корабельной и танковой брони и освоении ее производства не только на Ижорских заводах, но и на ряде других заводов страны.

    1939 – выделение из ЦБЛ-1 научно-исследовательского сектора для создания в Ленинграде научно-исследовательского института НИИ-48 (впоследствии ЦНИИ КМ «Прометей»), первым директором которого стал бывший начальник заводской лаборатории Завьялов
    http://www.omz-izlab.ru/about/istoriya.php
    1. +7
      26 февраля 2020 11:31
      Олегович, Вы где опять накосячили? Если Вам даже за этот безобидный комментарий лепят минусы!!!
      С уважением, Коте!
      1. +1
        26 февраля 2020 14:44
        Цитата: Коте пане Коханка
        Олегович, Вы где опять накосячили? Если Вам даже за этот безобидный комментарий лепят минусы!!!

        дык, минусяры-то, сказать чей-то "несогласное"- хочють, ан...не могуть!request recourse

        А перстом-могуть! yes

        С уважением, hi
      2. +4
        26 февраля 2020 18:34
        Цитата: Коте пане Коханка
        Олегович, Вы где опять накосячили? Если Вам даже за этот безобидный комментарий лепят минусы!!!

        А тут не по паспорту тексту минусят, а по нику. sad
        1. +2
          26 февраля 2020 19:05
          Так выходит, что именно таки по "паспорту"
  4. +3
    26 февраля 2020 08:06
    Проблемы создания брони и новых типов броневой стали в условиях эвакуации хорошо описаны в дилогии романов : "Сталь и шлак", "Закипела сталь". Отмеченных Сталинской премией.
  5. BAI
    +5
    26 февраля 2020 09:41
    Много вот таких снимков Пантер и нет (очень мало) аналогичных наших, зато много вот таких снимков КВ.

    1. +4
      26 февраля 2020 12:05

      Танк БТ-5 (башня раннего выпуска с малой кормовой нишей) 11-й танковой бригады, подбитый 3 июля в районе горы Баин-Цаган. Борт башни, пробитый снарядом 37-мм противотанковой пушки, треснул из-за высокой хрупкости брони. Фото сделано после окончания боев на реке Халхин-Гол (АСКМ).

      БТ-5 с клёпанной башней с малой нишей, разработки Мариупольского металлургического завода имени Ильича. Таких башен было изготовлено 230 штук.
    2. +2
      26 февраля 2020 12:31
      Много вот таких снимков Пантер и нет (очень мало) аналогичных наших
      1. BAI
        +3
        26 февраля 2020 14:39
        А я и не говорил, что их совсем нет. Но вот таких больше.
        1. 0
          28 февраля 2020 15:47
          warspot.ru
          Александр Волгин 21 января '20
          Толстая шкура немецкого зверинца
          Цитата из статьи:
          «Исследованная немецкая броня от четырёх трофейных танков имеет большое разнообразие по химическому составу и маркам стали.
          Броня одинаковой толщины у одноименных танков имеет различный химический состав....
      2. +1
        26 февраля 2020 21:14
        В данном моменте интересна логика минусующих. Что они пытаются минусом доказать?
      3. Комментарий был удален.
      4. +1
        27 февраля 2020 08:01
        Цитата: Undecim
        Много вот таких снимков Пантер и нет (очень мало) аналогичных наших

        О, родное Запорожье!
        Пробоина на фото выглядит достаточно "окуратно", а в жизни все "страшнее".
    3. +3
      26 февраля 2020 13:42
      Пантера в поле, КВ на полигоне в статике.
      1. BAI
        +2
        26 февраля 2020 14:32
        Это танк З. Колобанова, когда он вышел (своим ходом) из боя, в котором уничтожил 22 немецких танка.
        1. 0
          28 февраля 2020 13:38
          Если это про КВ, то обстрел проводился на полигоне по неподвижной машине. Обстрел при курсовом угле 30°.
  6. +1
    26 февраля 2020 12:26
    Все стальные танцы с бубнами 1940-х годов что в СССР, что в Германии - от нехватки никеля, который обеспечивает броне нужный комплекс свойств.

    Броня американских танков изготавливалась из никелевой стали и не знала проблем ни с пробитием остроконечными снарядами, ни с отколом фрагментов от внутренней поверхности при ударе тупоконечными снарядами, ни с потерей прочности после электросварки корпуса.
    1. 0
      26 февраля 2020 15:01
      Не помню,то ли читал,то ли кто то рассказывал,что внутри башни Шерманов они были обтянуты дермантином или чем то брезентовым,что не позволяло внутри лететь осколкам
      1. +2
        26 февраля 2020 15:05
        Никакой брезент/дермантин не в силах затормозить осколки брони - если снаряд не пробивал никелевую броню "Шерманов", то он застревал в ней как в пластилине, поэтому после боя американские танки выглядели как ежи.
    2. +3
      26 февраля 2020 15:27
      Михаил Барятинский - Танки ленд-лиза в бою.
      ...По отзывам из войск, при обстреле танков даже осколочными боеприпасами имели место отколы мелких осколков с внутренней стороны брони. Это случалось не на всех машинах, но об этом дефекте тем не менее американцы были извещены уже в апреле — мае 1943 года. Почти сразу после этого отгрузка М4А2 в СССР была приостановлена, а машины, поступавшие с ноября 1943 года, имели броню лучшего качества.

      Проблемы с бронёй были и у американцев, но они их быстро устранили!
      1. -3
        26 февраля 2020 15:29
        В лендлизовскую броню никель не довкладывали laughing
        1. 0
          26 февраля 2020 15:33
          О как... Себе значит оставляли? И в броню танков для Британии так-же никеля жалели?
          1. -2
            26 февраля 2020 15:40
            Никель всегда был в дефиците, а в США тем более - американцы во ВМВ кроме танков ударными темпами лепили линкоры, крейсеры и эсминцы.
            1. +2
              26 февраля 2020 18:32
              Цитата: Оператор
              Никель всегда был в дефиците, а в США тем более - американцы во ВМВ кроме танков ударными темпами лепили линкоры, крейсеры и эсминцы.

              Судя по результатам отстрела "Тигров", американцы легирующих добавок не жалели даже для снарядов. В отчёте по первому "Тигру" подчёркивалось, что корпуса американских ББ снарядов после пробития брони деформировались слабо.
              1. +1
                26 февраля 2020 18:54
                Никель в больших дозах пригоден для изготовления броневой стали - с целью повышения её вязкости.

                Бронебойным снарядам требуется твердость, поэтому американцы во ВМВ использовали для легирования их стали другие цветные металлы - хром, молибден, ванадий и, в малых дозах, никель (для прочности сплава).

                Сейчас в качестве бронезащиты вместо монолитной гомогенной брони применяют многослойные конструкции, состоящие из набора твердых экранов (стальных, керамических), разделенных слоями резины. Тонкостенные стальные экраны делают твердыми с помощью термообработки и закалки ТВЧ. Такая броня более стойкая (как против кинетических, так и кумулятивных снарядов), но зато более объемная.

                А в качестве материала бронебойных сердечников снарядов применяют твердую сталь, металлокерамику, урановые и вольфрамовые сплавы.
                1. +1
                  26 февраля 2020 22:57
                  ...Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д- 25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони "Пантеры", оставлял в ней громадные проломы. Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.

                  Может марганец предпочтительней никеля?
                  1. -2
                    26 февраля 2020 23:36
                    С точностью до наоборот, хотя марганец тоже является легирующей добавкой, в определенный момент и он исчерпался у немцев.

                    Сваривать никелевую сталь надо соответствующими электродами, если их нет в наличии, то сварные швы будут слабым местом, естественно.
                  2. 0
                    27 февраля 2020 10:49
                    Возможна ошибка - не марганец, а молибден. Его заменяли на ванадий и кремний с никелем.
                  3. +1
                    7 марта 2020 23:19
                    Цитата: hohol95
                    Может марганец предпочтительней никеля?

                    В некоторых случаях - точно да. Сталь Гадфильда, например. У неё, правда, большие проблемы с механической обработкой, поскольку её твёрдость увеличивается при любом механическом воздействии.
  7. +1
    26 февраля 2020 13:01
    Одной из первых марок гомогенной брони в «Броневом институте» стала сталь 2П, предназначенная для участков корпуса, не подверженных высоким ударным нагрузкам. Однако подлинную славу ЦНИИ-48 принесла бронесталь 8С, отличающаяся высокой твердостью и предназначенная для изготовления катаных и литых бронедеталей. Именно 8С станет чуть позже основой броневой мощи средних танков Т-34.
    Научно-исследовательский броневой институт в ведении 7ГУ НКОП создан в соответствии с постановлением правительства № 197сс от 7.08.1938г. и приказом № 379с от 9/28.09.1938г. на базе исследовательской части ЦБЛ-1 Ижорского завода. Приказом № 485 от 31.12.1938г. утверждено Положение о Государственном НИИ-48. В соответствии с приказом по НКСП № 3 от 27.01.1939г. (эта дата считается днем рождения института) институт в 02.1939г. передан из 7ГУ НКОП в НКСП; в том же году переименован в Институт корабельной брони НИИ-48 в ведении 3ГУ НКСП. Пост. СНК № 2059 от 11.09.1941г. по пр. НКТП/НКСП № 2/312с от 13.09.1941г. передан из НКСП в 3ГУ НКТП.61 В 07.1942г. преобразован в ЦНИИ-48.
    И броня 2П, и броня 8С созданы до образования ЦНИИ-48.