The Red Book Urals: The Susha Project

The Red Book Urals: The Susha Project

Ural-4322 of the Susha project. Photo: autowp.ru


"Land" is a secret


With the advent of a real automotive giant in Naberezhnye Chelny, Ural trucks fell into real technological dependence on it. At first it was KamAZ-740 engines, which were constantly lacking for the Ural plant, and then it happened история with a new cabin.


Ural-5322. It was on these machines that the 10-cylinder perspective KamAZ-741 diesel engines were installed. Photo: autowp.ru

In 1976, the management of the Miass Automobile Plant decided to develop a new family of army trucks that received the code “Susha”. The main model was to be the triaxial Ural-4322 - the direct successor to the diesel model 4320 with the already obsolete cabin from Ural-375. But engineers and customers from the Ministry of Defense did not stop there. The project also had a cabless car, for which the cab was borrowed from KamAZ. This decision does not seem to be the right one now, as direct competitors divide one complex unit into two cars of the same class. However, in the conditions of the Soviet Union and the absence of a market, they did not think about it - such decisions were caused by saving resources for development.










Ural-4322. In the 80s, they decided to transfer this car to an air-cooled diesel engine. This decision was made after the positive experience of operating the Magiruses and Tatras at the BAM construction site. Photo: trucksplanet.com

Also in the line “Sushi” was a four-axle heavy model “Ural-5322”, the layout of which, of course, was also hoodless. If you look closely at the bonnet version of the new "Ural", you will clearly see the elements of the "KAMAZ" - the windshield and doors. For the needs of the Urals, the base of the cabin and the motor shield were redone. It should be noted that the novelty looked quite organically. Among the innovations, engineers from Miass came up with a notch for a spare tire in the back wall. This decision allowed to increase the length of the body, moving it closer to the cab. In 1978, the idea of ​​floating trucks, which had long been obsessed with in the Soviet Union, found its continuation in the Susha development work. Within the framework of the project, they built a unique Ural-4322P, which is outwardly practically indistinguishable from the “land” versions, but equipped with an all-metal sealed body and removable wave reflectors. At the same time, the car moved on water not only by rotating the wheels, but also with the help of a pair of propellers. Option 43221A was in a triaxial cabless design.








Ural-4322P. Photo: trucksplanet.com










Capless amphibian "Ural-43221A". Evaluate cab design. Photo: trucksplanet.com

But even this didn’t seem enough - a floating version of the four-axle Ural-5322P truck (53221) with a carrying capacity of 7 tons was developed.

The first experiments on overcoming water barriers, floating vehicles of the Susha family took place at home, on Lake Turgoyak in the Chelyabinsk region. The experiments on the floating Urals were not the first in the history of the Miass plant - in the very beginning of the 70s, two bonnet-free amphibians were built.




Ural-379P (above) and Ural-395P were the ancestors of the Susha project amphibians. Photo: trucksplanet.com

Ural-379P (three-axle) and Ural-395P (four-axle) became the first floating heavy trucks in the world. Here, the movement on the water was carried out with the help of two three-blade propellers, to the aid of which came wheels with developed lugs. The main buoyancy was provided by a sealed body, and polyurethane foam throughout the body protected from leaks. The cars were distinguished by original cabins of their own design and from far away did not remind of the “seafaring” qualities of the Urals. The test results were rather positive, but the matter did not reach the serial implementation and work was continued in the Susha R & D.

Motors and Series


In the motor range of the new Urals, there was initially a complete borrowing of power units from colleagues from Naberezhnye Chelny. The base was, of course, the V-shaped KamAZ-740 for 210 liters. pp., and for heavy four-axle trucks it was hoped to establish a promising V-shaped 10-cylinder KamAZ-741 260 liter engine. from. The latest engine was the fruit of modular unification with the younger engine.

Five years after the start of work on the Susha project, it was decided to equip the machines with promising air-cooled Deutz F8L413 diesel engines. There was even a factory built for this motor (called Ural-744) in Kustanai, which was discussed in the first part of the cycle. However, the attempt to become independent from KamAZ turned out to be futile - the plant began work under the collapse of the Soviet Union, further cooperation with it was impossible.


The ten-cylinder experimental KamAZ-741 (YaMZ-741). Photo: trucksplanet.com










Capless cars of the Susha family. Photo: trucksplanet.com

In addition to the above versions of the new family of cars, the Ural-4322B version was also developed, the chassis of which was lengthened by 275 mm. The cargo platform of such a machine was already 4664 mm long and allowed to hold 33 soldiers at once. In addition, all vehicles under the “Susha” code were additionally sealed, which provided the trucks with the opportunity to cross the ford with a depth of 1,75 meters. Under the Ural-4322 machines at the Institute of Forestry Engineering at the end of the 80s, typical habitable frameless K-4322 bodies were developed, which, along with all the Susha family vehicles, were accepted for production. Before the state commission recommended the new “Urals” in the series, they, in accordance with the requirements of the Ministry of Defense, ran 35 thousand kilometers in the conditions of hot deserts and frosty north.


Ural 55223 Photo: en.wheelsage.org


The Ural-43225 chassis with a 234-horsepower air-cooled diesel engine and a K-4322 body. Photo: Evgeny Kochnev "Cars of the Soviet Army 1946-1991"


Ural-4322B of the Susha family with a 210-horsepower KamAZ-740 diesel engine. Photo: denisovets.ru


An experienced Susha tractor with an active semi-trailer. Photo: en.cars.photo


One of the earliest prototypes of the Ural-5323 automobile (1985). Photo: gruzovikpress.ru

In general, I liked the cars very much, among the recommendations was improving the air circulation in the engine compartment (the engine, I remind you, is an air-cooled diesel engine) and warming the cabin motor shield. Only the bonnet “Ural-43223” went into a series of the whole family, and only in 1992, when at first in Miass the first engines from Kustanai waited. Altogether, 405 diesel engines were delivered to Kazakhstan from the South Urals, after which German Deutz KHD F8K413F with a capacity of 256 liters were already mounted on parts of the Urals. from. Along with imported motors, the Susha series cars were equipped with Zahnradfabrik (ZF) gearboxes. A certain percentage of cars were assembled with traditional KAMAZ diesel engines of the 740th series. And, it would seem, the matter went - in addition to the production range, the Ural-55223 civilian dump truck was introduced, the car was taken well even with expensive imported units. The assembly was organized outside the main conveyor on the premises of the small series production workshop. At the same time, automobile workers assembled rally-raid vehicles “Ural-43223C”, in which in 1992 they won the first and second places in the Polish rally “Elchi”. In September of that year, several trucks took part in the Paris-Moscow-Beijing super marathon, to the end of which only one crew from Miass reached. Despite numerous breakdowns and the final last place, the drivers with the navigator received the prize “For the will to win”.


Racing "Ural-43223C". Photo: autowp.ru

After all this, the Kama Automobile Plant suddenly came to its senses and cut off supplies of stamped cab blanks for Miass - after all, the company in Miass produced direct competitors. Having collected about 1000 cars (according to other sources, no more than 500), the Ural Automobile Plant in 1998 stopped producing trucks with new-generation cabs. As we know, the new massive bonnet cab “Ural” (unified with civilian gas engines) had to wait until 2014 ... I recall that in Naberezhnye Chelny they could not independently design a cab for their own cars.


Modern line of Urals with new cabs. Photo: autoreview.ru


Such samples of military equipment were offered to the Russian army by engineers and designers from Miass. The cab is unified with civilian trucks built in cooperation with IVECO. Photo by Sergey Popsuevich.

All army "Urals-43223", which managed to get into the Russian army, were withdrawn from service in 1998. One of the last vehicles of the Susha project is now stored in the Ryazan Museum of Automotive Engineering (now this site belongs to the Museum of the History of the Airborne Forces). Attempts by factory workers at the beginning of the XNUMXth century to ennoble the appearance of the cabin of the classic Ural with the help of plastic panels do not cause anything but a condescending smile.

Despite everything, the history of the Susha project cannot be called unpromising for the plant. Firstly, many developments formed the basis of a new family for military needs - Motovoz. And secondly, all this showed the factory workers that in the conditions of the free market, one can only hope for themselves and motor builders who are deprived of their own automobile production. That was the Yaroslavl Motor Plant.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Ural-4320: The Difficult Way to Diesel
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Insurgent 13 March 2020 06: 46 New
    • 20
    • 2
    +18
    Well written. With the soul, without overloading information.
    Direct magazine "Behind the wheel", in its best traditions.

    Definitely, to the author - good
  2. rocket757 13 March 2020 07: 02 New
    • 6
    • 0
    +6
    Interesno .... how much you can learn if you dive deeper into OUR history.
  3. Vladimir_2U 13 March 2020 07: 18 New
    • 1
    • 0
    +1
    I understand that the photo "afloat" shows the tests with a full load of the body?
    1. Evgeny Fedorov 13 March 2020 07: 22 New
      • 9
      • 0
      +9
      Yes, one of the photos even shows ballast in the back.
      1. Vladimir_2U 13 March 2020 07: 36 New
        • 1
        • 2
        -1
        Quote: Yevgeny Fedorov
        Yes, one of the photos even shows ballast in the back

        Ballast can also be made of foam. (joke))
      2. Aaleks1974 13 March 2020 11: 29 New
        • 1
        • 0
        +1
        In one of the photos, it seems that he is about to drown, the truck sank too deeply aft)))
  4. Dedok 13 March 2020 15: 49 New
    • 5
    • 0
    +5
    Yes, our history needs to be lifted from archives and translated into electronic form: so that there is an opportunity for grandchildren to read about what we did and did a lot, very well!
    Moreover, it is necessary to systematize this
  5. Elturisto 14 March 2020 15: 28 New
    • 2
    • 0
    +2
    A good article, a good cycle to the author ...
  6. tima_ga 14 March 2020 19: 11 New
    • 1
    • 0
    +1
    Thanks to the author for an interesting article. I did not know about these cars.
  7. Vladimir SHajkin 16 March 2020 09: 42 New
    • 0
    • 0
    0
    We wish success and further development to URALU
  8. Suhow 21 March 2020 14: 36 New
    • 0
    • 0
    0
    The cab of the early project, besides KamAZ, looks like the gas3307 or ZIL of the latest releases, but it looks beautiful. This is me about the bonnet option.
    1. nerovnayadoroga 22 March 2020 11: 47 New
      • 0
      • 0
      0
      Rather, Kraz 260 !?
  9. Diverter 23 March 2020 21: 50 New
    • 0
    • 0
    0
    I always liked the Urals more than Zil / Kamaz
  10. Petrol cutter 17 May 2020 23: 09 New
    • 1
    • 0
    +1
    Honestly ... No offense ... Visually scary cars! What a sin to conceal. From archival photos.
    Modern Urals - actually deliver. You look, the soul begins to rejoice. What is outside, what is inside.

Военное обозрение

Краснокнижные «Уралы»: проект «Суша»

14
Краснокнижные «Уралы»: проект «Суша»

"Урал-4322" проекта "Суша". Фото: autowp.ru


«Суша» в секрете


С появлением в Набережных Челнах настоящего автомобильного гиганта грузовики «Урал» попали от него в настоящую технологическую зависимость. Сначала это были моторы КамАЗ-740, которых постоянно недоставало для Уральского завода, а потом случилась история с новой кабиной.


"Урал-5322". Именно на эти машины устанавливались 10-цилиндровые перспективные дизели КамАЗ-741. Фото: autowp.ru

В 1976 году руководство Миасского автозавода приняло решение о разработке нового семейства армейских грузовиков, получивших шифр «Суша». Основной моделью должен был стать трехосный «Урал-4322» — прямой наследник дизельной модели 4320 с устаревшей уже тогда кабиной от «Урала-375». Но на этом инженеры и заказчики из Министерства обороны не остановились. В проекте была еще и бескапотная машина, кабину для которой заимствовали у КамАЗа. Это решение сейчас кажется не самым правильным, так как прямые конкуренты делят один сложный агрегат на две машины одинакового класса. Однако в условиях Советского Союза и отсутствия рынка об это не думали – подобные решения были вызваны экономией ресурсов на разработку.










"Урал-4322". Эту машину в 80-х годах решили перевести на дизель воздушного охлаждения. Это решение было принято после положительного опыта эксплуатации "Магирусов" и "Татр" на стройке БАМ. Фото: trucksplanet.com

Также в линейке «Суши» была четырехосная тяжелая модель «Урал-5322», компоновка которой, естественно, также была бескапотной. Если внимательно присмотреться к капотной версии нового «Урала», то отчетливо будет видны элементы «камазовской» — ветровое стекло и двери. Под нужды «Урала» переделали основание кабины, моторный щит. Надо отметить, новинка выглядела достаточно органично. Среди новаций инженеры из Миасса придумали сделать в задней стенке выемку под запасное колесо. Это решение позволило увеличить длину кузова, придвинув его ближе к кабине. В 1978 году идея плавающих грузовиков, которой долгое время были одержимы в Советском Союзе, нашла своё продолжение в опытно-конструкторской работе «Суша». В рамках проекта построили уникальный «Урал-4322П», внешне практически неотличимый от «сухопутных» версий, но снабженный цельнометаллическим герметизированным кузовом и съемными волноотражателями. При этом машина на воде перемещалась не только посредством вращения колес, но и с помощью пары гребных винтов. Вариант 43221А был в трехосном бескапотном исполнении.








«Урал-4322П». Фото: trucksplanet.com










Бескапотная амфибия "Урал-43221А". Оцените конструкцию кабины. Фото: trucksplanet.com

Но и этого показалось мало – был разработан плавающий вариант четырехосного грузовика «Урал-5322П» (53221) грузоподъемностью в 7 тонн.

Первые опыты по преодолению водных преград плавающие машины семейства «Суша» проходили у себя дома, на озере Тургояк в Челябинской области. Эксперименты по плавающим «Уралам» были не первыми в истории завода в Миассе – в самом начале 70-х годов были построены две бескапотные амфибии.




"Урал-379П" (вверху) и "Урал-395П" были предками амфибий проекта "Суша". Фото: trucksplanet.com

«Урал-379П» (трехосный) и «Урал-395П» (четырехосный) стали первыми в мире плавающими тяжелыми грузовиками. Здесь также движение на воде осуществлялось с помощью двух трехлопастных винтов, на помощь которым приходили колеса с развитыми грунтозацепами. Основную плавучесть обеспечивал герметичный кузов, а пенополиуретан по всему кузову защищал от протечек. Машины отличались оригинальными кабинами собственной разработки и издалека никак не напоминали о «мореходных» качествах «Уралов». Итоги испытаний были скорее положительными, но до серийного воплощения дело не дошло и работы в дальнейшем были продолжены в ОКР «Суша».

Моторы и серия


В моторной гамме новых «Уралов» первоначально было полное заимствование силовых агрегатов у коллег из Набережных Челнов. Базовым был, естественно, V-образный КамАЗ-740 на 210 л. с., а для тяжелых четырехосных грузовиков надеялись установить перспективный V-образный 10-цилиндровый мотор КамАЗ-741 на 260 л. с. Последний мотор был плодом модульной унификации с младшим двигателем.

Спустя пять лет после начала работ над проектом «Суша» было принято решение об оснащении машин перспективными дизелями воздушного охлаждения Deutz F8L413. Был даже построен завод под этот мотор (получивший имя «Урал-744») в Кустанае, о чем шла речь в первой части цикла. Однако попытка стать независимым от КамАЗа оказалась тщетной – завод начал работу под развал Советского Союза, дальнейшее сотрудничество с ним оказалось невозможным.


Десятицилиндровый опытный КамАЗ-741 (ЯМЗ-741). Фото: trucksplanet.com










Бескапотные машины семейства "Суша". Фото: trucksplanet.com

Кроме указанных выше вариантов исполнения машин нового семейства, была еще разработана версия «Урал-4322Б», шасси которой удлинили на 275 мм. Грузовая платформа у такой машины была уже длиной 4664 мм и позволяла вмещать сразу 33 бойца. Кроме этого, все машины под шифром «Суша» были дополнительно герметизированы, что обеспечивало грузовикам возможность преодолевать брод глубиной в 1,75 метра. Под машины «Урал-4322» в Институте лесного машиностроения в конце 80-х годов были разработаны типовые обитаемые бескаркасные кузова К-4322, которые вместе со всеми машина семейства «Суша» были приняты к производству. Перед тем как государственная комиссия рекомендовала новые «Уралы» в серии, они, в соответствии с требованиями Министерства обороны, пробежали по 35 тыс. километров в условиях жарких пустынь и морозного севера.


"Урал-55223" Фото: en.wheelsage.org


Шасси "Урал-43225" с 234-сильным дизелем воздушного охлаждения и кузовом К-4322. Фото: Евгений Кочнев "Автомобили Советской Армии 1946-1991"


"Урал-4322Б" семейства "Суша" с 210-сильным дизелем КамАЗ-740. Фото: denisovets.ru


Опытный тягач "Суша" с активным полуприцепом. Фото: ru.cars.photo


Один из ранних опытных образцов автомобиля «Урал-5323» (1985 г.). Фото: gruzovikpress.ru

В целом машины очень понравились, среди рекомендаций было улучшение циркуляции воздуха в подкапотном пространстве (мотор, напомню, — дизель воздушного охлаждения) и утепление моторного щита кабины. В серию из всего семейства пошел только капотный «Урал-43223» и только в 1992 году, когда наконец в Миассе дождались первых моторов из Кустаная. Всего из Казахстана на Южный Урал успели поставить 405 дизелей, после чего на части «Уралов» монтировались уже немецкие Deutz KHD F8K413F мощностью в 256 л. с. На пару с импортными моторами машины серии «Суша» оснащались КПП Zahnradfabrik (ZF). Определенный процент машин собирался с традиционными камазовскими дизелями 740-й серии. И, казалось бы, дело пошло – дополнительно в производственную гамму ввели гражданский самосвал «Урал-55223», машину неплохо брали даже с дорогими импортными агрегатами. Сборка была организована вне основного конвейера на площадях цеха производства малых серий. При этом автозаводчане собрали ралли-рейдовые машины «Урал-43223С», на которых в 1992 году завоевали первое и второе места на польском ралли «Ельчи». В сентябре того же года несколько грузовиков приняли участие в супермарафоне «Париж – Москва – Пекин», до конца которого дошел всего один экипаж из Миасса. Несмотря на многочисленные поломки и итоговое последнее место, гонщики со штурманом получили приз «За волю к победе».


Гоночный «Урал-43223С». Фото: autowp.ru

После всего этого неожиданно пришел в себя Камский автозавод и перекрыл поставки штампованных заготовок кабин для Миасса – все-таки предприятие в Миассе выпускало прямых конкурентов. Собрав порядка 1000 машин (по другим данным, не более 500), Уральский автозавод в 1998 году прекратил производство грузовиков с кабинами нового поколения. Как мы знаем, новую массовую капотную кабину «Уралу» (унифицированную с гражданскими ГАЗами) пришлось ждать до 2014 года… Напомню, что в Набережных Челнах так и не смогли самостоятельно разработать кабину для собственных машин.


Современная линейка "Уралов" с новыми кабинами. Фото: autoreview.ru


Такие образцы военной техники предлагали Российской армии инженеры и дизайнеры из Миасса. Кабина унифицирована с гражданскими грузовиками, созданными в кооперации с IVECO. Фото Сергея Попсуевича.

Все армейские «Уралы-43223», которые успели попасть в Российскую армию, были сняты с вооружения в 1998 году. Один из последних автомобилей проекта «Суша» хранится сейчас в Рязанском музее автомобильной техники (сейчас эта площадка принадлежит музею истории ВДВ). Попытки заводчан в начале XX века облагородить внешний вид кабины классического «Урала» с помощью пластиковых панелей, ничего, кроме снисходительной улыбки, не вызывают.

Несмотря ни на что, историю проекта "Суша" нельзя назвать бесперспективной для завода. Во-первых, многие наработки легли в основу нового семейства для военных нужд — "Мотовоз". А во-вторых, всё это показало заводчанам, что надеяться в условиях свободного рынка можно только на себя и моторостроителей, лишенных собственного автомобильного производства. Таким стал Ярославский моторный завод.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
«Урал-4320»: трудный путь дизелизации
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Инсургент
    Инсургент 13 марта 2020 06:46 Новый
    +18
    Хорошо написано.С душой,без перегруза информацией.
    Прям журнал"За рулём",в его лучших традициях.

    Однозначно,автору - good
  2. rocket757
    rocket757 13 марта 2020 07:02 Новый
    +6
    Интэрэсно .... как много можно узнать, если за нырнуть в НАШУ историю поглубже.
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 13 марта 2020 07:18 Новый
    +1
    Я так понимаю что фото "на плаву" показывает испытания при полной загрузке кузова?
    1. Евгений Федоров
      13 марта 2020 07:22 Новый
      +9
      Да, на одном из фото даже виден балласт в кузове.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 13 марта 2020 07:36 Новый
        -1
        Цитата: Евгений Федоров
        Да, на одном из фото даже виден балласт в кузове

        Балласт может быть и из пенопласта. (шутка))
      2. Aaleks1974
        Aaleks1974 13 марта 2020 11:29 Новый
        +1
        На одном из фото, кажется, что вот-вот утонет, уж больно сильно просел грузовик на корму)))
  4. Дедок
    Дедок 13 марта 2020 15:49 Новый
    +5
    Да, нашу историю необходимо поднимать из архивов и переводить в электронный вид: чтобы была возможность внукам почитать о том, что все-таки мы делали и делали многое и очень неплохо!
    Более того, необходимо это систематизировать
  5. ElTuristo
    ElTuristo 14 марта 2020 15:28 Новый
    +2
    Хорошая статья,хороший цикл-автору респект...
  6. tima_ga
    tima_ga 14 марта 2020 19:11 Новый
    +1
    Спасибо автору за интересную статью. Я не знал об этих машинах.
  7. Шайкин Владимир
    Шайкин Владимир 16 марта 2020 09:42 Новый
    0
    Пожелаем успеха и дальнейшего развития УРАЛУ
  8. Suhow
    Suhow 21 марта 2020 14:36 Новый
    0
    Кабина раннего проекта кроме КамАЗ,похожа на газ3307 или ЗИЛ последних выпусков,но красиво смотрится.это я про капотный вариант.
    1. nerovnayadoroga
      nerovnayadoroga 22 марта 2020 11:47 Новый
      0
      Скорее Краз 260!?
  9. Диверcант
    Диверcант 23 марта 2020 21:50 Новый
    0
    Мне Урал всегда нравился больше чем Зил/Камаз
  10. Бензорез
    Бензорез 17 мая 2020 23:09 Новый
    +1
    Честно говоря...Без обид... Визуально- страшные машины! Чего греха таить. Из архивных фото.
    Современные Уралы- доставляют на самом деле. Смотришь, душа начинает радоваться. Что снаружи, что внутри.