The Last of the Mohicans: A Boeing Combat Helicopter of the Future

Leaders and outsiders




In March, the American Boeing Corporation showed its solution for FARA is the concept of a reconnaissance and attack helicopter of the future. Recall that a number of companies must submit their solutions for the Future Attack Reconnaissance Aircraft contest, designed to find a replacement for the already decommissioned light multipurpose Bell OH-58 Kiowa, which performed the role of a scout and fire support helicopter in the U.S. Army. A promising helicopter should complement the AH-64, and not at all replace it completely, as some believe. In general, so far the US Army is happy with Apache.


Boeing approached the issue seriously: interest was fueled by the February announcement, on which one could see for the first time the outlines of a rotorcraft. And for the presentation itself, they prepared a video demonstrating the main aspects of the aviation complex.

Alas, all this is unlikely to help the company: there are several serious reasons for this. First of all, it is worth saying that the Boeing FARA (the symbol we will use) was the last device presented in the framework of the Future Attack Reconnaissance Aircraft. We discussed the projects shown earlier in one of the previous articles, but it will be appropriate to outline the situation in brief.

Today, in addition to the helicopter from Boeing, the following combat vehicles are presented:
- Raider-X (Sikorsky);
- Bell 360 Invictus (Bell Helicopter);
- project from AVX Aircraft and L3 Technologies;
- AR40 (Karem).

As of March 2020, Sikorsky moved farthest than anyone else: the Raider-X technology demonstrator, the Sikorsky S-97 Raider helicopter, first flew into the sky back in 2015. And at the Association of the United States Army (AUSA) 2019 exhibition, the company introduced the concept directly to Raider-X itself. As for Bell, the company has neither a prototype nor a technology demonstrator, but there is a well-made full-size layout, as well as spectacular animations, on one of which Invictus destroys Tanks T-14 and BMP T-15 based on the Armata tracked platform. Given the growing competition for the arms market, this is a spectacular move, albeit predictably met with negativity in Russia.


AVX Aircraft and L3 Technologies within the framework of AUSA showed a model of their brainchild, and Karem limited itself to not very high-quality images of the helicopter, as well as to a model (also not very beautiful, to tell the truth). Against its background, Boeing looks like a favorite, but against the background of Raider-X and Invictus it does not look. Let's look at the technical details.

Strange Evolution


Boeing provided the presentation with a general wording. “We listened to the army, evaluated all the alternatives, and optimized our design to provide an aircraft that meets the requirements,” said company representative Shane Openshaw. “We offer a very reliable, stable and flexible aircraft with an emphasis on the safety and fighting of the future.”

As far as one can judge, we are talking about a machine with a six-blade main rotor, four-blade tail rotor and four-blade pusher. It is noteworthy that Boeing recently proposed such a scheme for the modernization of Apache: then the usual AH-64 was proposed to be equipped with a third propelling screw. In theory, such a scheme should increase the speed and range of the AH-64 by about 50 percent, and efficiency by 24 percent. At the same time, the price of the helicopter should increase by only 20 percent. However, we repeat, all this according to the theoretical calculations of the company.


It seems that the promising helicopter has become a derivative of this initiative. By itself, it looks a little strange - like a pile of different ideas that in total can make the car too expensive and complicated. It is worth recalling that the ancestor of both promising helicopters is the Lockheed AH-56 Cheyenne, which made its first flight in 1967. Despite the fact that the AH-56 could develop near the ground an almost unbelievable speed for a helicopter of more than 400 kilometers per hour, the program was closed in 1972, considering it too complex. Having given preference, which is noteworthy, to the more traditional Apache.


It is possible, of course, that Boeing now took into account the punctures of aircraft manufacturers of the past years. It is known that a promising helicopter for the FARA competition will receive one turboshaft engine and will be able to reach speeds of more than 300 kilometers per hour. A cannon can be seen in the bow of the helicopter, and four air-to-surface missiles on internal suspensions. Perhaps this will not be limited to the arsenal, and the helicopter will optionally be able to carry missiles on external holders. The same Bell 360 Invictus, for example, will be able to carry up to eight air-to-surface guided missiles on external suspensions, and four more missiles in internal compartments. On the other hand, the Bell concept originally had two wings on which to hold the holders. Boeing has nothing of the kind: at least not yet.

The Invictus and the Boeing helicopter are related by a distant visual similarity to the inconspicuous Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche, whose project was previously closed. However, it must be assumed that neither one nor the other will be a full-fledged stealth, confining itself to a “moderate” decrease in radar visibility. It is worth recalling that one of the probable threats on the battlefield, the Tunguska missile and cannon complex, has an optical guidance channel, which largely levels out the low radar signature of the rotorcraft. Stealth technology will not save even the simplest anti-aircraft artillery from fire if the helicopter flies low.


It is appropriate to note that stealth is a very expensive pleasure. So, for example, about three billion dollars were spent on the development of the aforementioned Comanche, building only two prototypes. The U.S. Army was supposed to supply 1292 RAH-66 helicopters with a total value of about $ 35 billion. Given modern avionics (the Comanche program was closed in 2004), the price of helicopters would probably increase even more.

Black bar for Boeing


Among the advantages, one can name the crew’s side-by-side arrangement of the crew, convenient in terms of piloting during combat missions, as well as Boeing’s extensive experience in building combat helicopters. However, serious advantages, as already noted above, end there. Sikorsky, with its Raider-X, which has one coaxial rotor and one pusher, has gone much further than the Boeing. At the same time, the Bell Helicopter in the case of Invictus offers a more conservative and potentially less risky option.


This is all apart from the Boeing’s permanent failures with the Boeing 737 MAX passenger airliner, serious difficulties in bringing the KC-46 refueling tank to life, and ambitious plans to create the sixth generation fighter, defeating Lockheed Martin in the old competition for the fifth generation fighter . In general, the above does not bring the moment of the first flight of the Boeing FARA closer. Exactly like his victory in the competition.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Kote Pan Kokhanka 12 March 2020 06: 01 New
    • 14
    • 3
    +11
    A wistful morning, nothing sensible either on the branch of "history" or here on "armament".
    Regards, Kote!
    1. Ka-52 12 March 2020 06: 17 New
      • 10
      • 5
      +5
      All the "experts" are busy discussing presidential terms. Not to history and not to weapons laughing
      1. Insurgent 12 March 2020 07: 40 New
        • 12
        • 6
        +6
        I AM ,expertwhat do you want? Right now I’ll trick you here ...
        In March, the American Boeing Corporation showed its solution for FARA - the concept of a reconnaissance and attack helicopter of the future.

        Some pictures ... Even before the "cartoons", it didn’t reach ...

        And these people forbade us to pick our nose?!?
        1. Ka-52 12 March 2020 08: 38 New
          • 3
          • 3
          0
          Some pictures ...

          in order not to look like an expert in quotation marks, you need to understand that the concept of "concept"It is expressed most often in thumbnail images (your pictures). In the best case, a concept model from 1/72 to 1/1 can be made. Drawings, and even more so, prototypes of elements and nodes appear much later.
          1. Insurgent 12 March 2020 08: 52 New
            • 8
            • 5
            +3
            Quote: Ka-52
            so as not to look like an expert in quotation marks

            What a pompous, and not at all ironic ...
            1. Ka-52 12 March 2020 12: 44 New
              • 2
              • 1
              +1
              What are you bombastic

              flatulence do you call objective information? fool You probably even at school shouted at the teacher’s attempts to explain the Pythagorean theorem to you: “What pomp, what boredom! Let's better throw boogers!”
              1. Insurgent 12 March 2020 12: 47 New
                • 4
                • 6
                -2
                Quote: Ka-52
                flatulence do you call objective information?

                As a pomp I call your inability to perceive an adequately fasting, obviously ironic content:
                I, an expert, what do you want? Right now I’ll trick you here ...
        2. SovAr238A 12 March 2020 12: 37 New
          • 4
          • 1
          +3
          Quote: Insurgent
          Some pictures ... Even before the "cartoons", it didn’t reach ...


          what if live video?
  2. Alt-right 12 March 2020 06: 32 New
    • 2
    • 0
    +2
    This prompted me the following thought: If they are now so futuristic about their projects (to such an extent that even the T-14 and T-15 are "destroyed"). what will happen when they decide to completely replace the Chinook, for example!)
  3. Nikolay R-PM 12 March 2020 07: 19 New
    • 3
    • 0
    +3
    I think this jackpot will break the Sikorsky. he has the asset that many technical risks have already been investigated in experimental x2 and experimental s-97.
    starting from the 70s, the customer in the first editions of the TT requires an increase in horizontal speeds, and then reduces these requirements. here is a new round of "race for speed." This time, the level of science and technology is higher, and the likelihood that fara will end with deliveries is, of course, also higher. but on the other hand budgeting is such budgeting
    1. Kasym 12 March 2020 09: 37 New
      • 0
      • 0
      0
      hi Who will have a thicker wallet. laughing
  4. Maks1995 12 March 2020 08: 44 New
    • 3
    • 0
    +3
    Will the 2nd wave of drawing the “Russian super-fast helicopter” go now?
    With supersonic wings for suspension ....
  5. Lopatov 12 March 2020 09: 31 New
    • 2
    • 0
    +2
    the program was closed in 1972, finding it too complex.

    It is believed that Vietnam killed the program. And the Air Force intrigues
    If it were not for the urgent and urgent need for a combat helicopter, the development of the scheme was continued.
  6. gridasov 12 March 2020 10: 09 New
    • 1
    • 2
    -1
    It is interesting how the presentation level of the sketch drawing of the latest helicopter with the obvious use of propeller blades and the reasonably inefficient way of converting the air flow, which is positioned by a huge corporation, differs from what we, for example, are positioning in the form of a new type of propulsion system, which is orders of magnitude more efficient if to say the least, they still won’t believe it. And which dramatically increases all, without exception, the positive parameters of the aircraft.
  7. Dmitry V. 12 March 2020 12: 28 New
    • 1
    • 0
    +1
    Among the advantages, one can name the crew’s side-by-side layout, convenient in terms of piloting during combat missions, as well as Boeing’s extensive experience in the construction of combat helicopters.

    ? Which helicopter is the comment for?
    Boeing has a tandem cabin.
  8. Operator 12 March 2020 14: 33 New
    • 1
    • 2
    -1
    FARA will not take off: a propeller operating in the air stream from the main rotor is nonsense.

Военное обозрение

Последний из могикан: боевой вертолет будущего от Boeing

16

Лидеры и аутсайдеры




В марте американская корпорация Boeing показала свое решение для FARA — концепт разведывательно-ударного вертолета будущего. Напомним, что ряд компаний должен представить свои решения для конкурса Future Attack Reconnaissance Aircraft, призванного найти замену уже выведенному из эксплуатации легкому многоцелевому Bell OH-58 Kiowa, выполнявшему в Сухопутных силах армии США роль разведчика и вертолета огневой поддержки. Перспективный вертолет должен дополнить AH-64, а вовсе не заменить его полностью, как считают некоторые. Вообще, пока что Армия США довольна «Апачем».


К вопросу в компании Boeing подошли серьезно: интерес был подогрет февральским анонсом, на котором можно было впервые увидеть очертания винтокрылой машины. А к самой презентации подготовили видео, демонстрирующее основные аспекты авиационного комплекса.

Увы, все это вряд ли поможет компании: на это есть несколько серьезных причин. Прежде всего стоит сказать, что Boeing FARA (условное обозначение, которые мы будем использовать) стал последним аппаратом, представленным в рамках Future Attack Reconnaissance Aircraft. Показанные ранее проекты мы обсудили в одной из прошлых статей, но будет уместно обрисовать ситуацию вкратце.

На сегодняшний день, помимо вертолета от Boeing, представлены следующие боевые машины:
— Raider-X (Sikorsky);
— Bell 360 Invictus (Bell Helicopter);
— проект от AVX Aircraft и L3 Technologies;
— AR40 (Karem).

По состоянию на март 2020-го дальше всех продвинулся Sikorsky: демонстратор технологий Raider-X, вертолет Sikorsky S-97 Raider, впервые поднялся в небо еще в 2015 году. А на выставке Association of the United States Army (AUSA) 2019 компания представила концепт непосредственно сам Raider-X. Что касается Bell, то у компании нет ни прототипа, ни демонстратора технологий, но есть качественно выполненный полноразмерный макет, а также эффектные анимации, на одной из которых Invictus уничтожает танки Т-14 и БМП Т-15 на базе гусеничной платформы «Армата». С учетом растущей конкуренции за рынок вооружений — эффектный ход, хотя и прогнозируемо встреченный негативом в России.


AVX Aircraft и L3 Technologies в рамках AUSA показали макет своего детища, а Karem ограничилась не слишком качественными изображениями вертолета, а также моделью (тоже не очень красивой, по правде говоря). На его фоне Boeing выглядит фаворитом, однако на фоне Raider-X и Invictus не смотрится. Посмотрим на технические детали.

«Странная» эволюция


Компания Boeing снабдила презентацию сообщением с общими формулировками. «Мы выслушали армию, оценили все альтернативы и оптимизировали нашу конструкцию, чтобы предоставить летательный аппарат, соответствующий требованиям, — заявил представитель компании Шейн Опеншоу. — Мы предлагаем очень надежный, устойчивый и гибкий летательный аппарат с акцентом на безопасность и бои будущего».

Насколько можно судить, речь идет о машине с шестилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и четырехлопастным толкающим винтом. Примечательно, что такую схему Boeing недавно предложил для модернизации «Апача»: тогда привычный AH-64 предложили снабдить третьим винтом — толкающим. В теории такая схема должна повысить скорость и дальность полета AH-64 приблизительно на 50 процентов, а экономичность — на 24 процента. При этом цена вертолета должна возрасти всего лишь на 20 процентов. Однако повторимся, все это согласно теоретическим расчетам компании.


Похоже, что перспективный вертолет стал производным от этой инициативы. Сама по себе она выглядит несколько странно — словно нагромождение разных идей, которые в сумме могут сделать машину чересчур дорогой и сложной. Уместно напомнить, что предком обоих перспективных вертолетов выступает Lockheed AH-56 Cheyenne, совершивший первый полет в 1967 году. Несмотря на то, что AH-56 мог развивать у земли почти невероятную для вертолета скорость более 400 километров в час, программу закрыли в 1972 г., посчитав ее чересчур сложной. Отдав предпочтение, что примечательно, более традиционному «Апачу».


Возможно, конечно, что сейчас в Boeing учли проколы авиастроителей минувших лет. Известно, что перспективный вертолет для конкурса FARA получит один турбовальный двигатель и сможет развивать скорость более 300 километров в час. В носовой части вертолета можно видеть пушку, а на внутренних подвесках — четыре ракеты класса «воздух-поверхность». Возможно, этим арсенал не ограничится, и вертолет сможет опционально нести ракеты на внешних держателях. Тот же Bell 360 Invictus, например, сможет нести до восьми управляемых ракет класса «воздух — поверхность» на внешних подвесках, а еще четыре ракеты — во внутренних отсеках. С другой стороны, концепт от Bell изначально имел два крыла, на которых можно разместить держатели. У Boeing ничего подобного нет: по крайней мере, пока.

Invictus и вертолет от Boeing роднит отдаленная визуальная схожесть с малозаметным Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche, проект которого ранее закрыли. Однако нужно полагать, что ни тот, ни другой не будут полноценным стелсом, ограничившись «умеренным» снижением радиолокационной заметности. Уместно напомнить, что одна из вероятных угроз на поле боя, ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска», имеет оптический канал наведения, в значительной степени нивелирующий низкую радиолокационную сигнатуру винтокрылой машины. Технология стелс не спасет от огня даже самой простой зенитной артиллерии, если вертолет будет лететь низко.


Уместно отметить, что стелс — очень дорогое удовольствие. Так, например, на разработку вышеупомянутого Comanche потратили около трех миллиардов долларов, построив всего лишь два прототипа. Предполагалось, что армии США поставят 1292 вертолетов RAH-66 общей стоимостью около 35 миллиардов долларов. С учетом современного бортового радиоэлектронного оборудования (программу Comanche закрыли в 2004 году) цена вертолетов, вероятно, возросла бы еще больше.

Черная полоса для Boeing


Из плюсов можно назвать удобную в плане пилотирования во время выполнения боевых задач схему расположения экипажа бок о бок, а также большой опыт Boeing в строительстве боевых вертолетов. Однако на этом серьезные преимущества, как уже отмечалось выше, кончаются. Sikorsky со своим Raider-X, имеющим один соосный несущий винт и один толкающий винт, продвинулся намного дальше, чем Boeing. В то же время Bell Helicopter в случае с Invictus предлагает более консервативный и потенциально менее рискованный вариант.


Это все не считая постоянных провалов «Боинга» с моделью пассажирского авиалайнера Boeing 737 MAX, серьезных трудностей с доведением до рабочего состояния заправщика KC-46 и амбициозных планов заняться созданием истребителя шестого поколения, отыграв у Lockheed Martin поражение в старом конкурсе на создание истребителя пятого поколения. В общем, вышесказанное не приближает момент первого полета Boeing FARA. Ровно как и его победу в соревновании.
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 12 марта 2020 06:01 Новый
    +11
    Тоскливое утро, ничего дельного ни на ветке «истории», ни здесь на - «вооружении».
    С уважением, Коте!
    1. Ка-52
      Ка-52 12 марта 2020 06:17 Новый
      +5
      Все "эксперты" заняты обсуждением президентских сроков. Не до истории и не до вооружений laughing
      1. Инсургент
        Инсургент 12 марта 2020 07:40 Новый
        +6
        Я ,эксперт,чё хотите ? Я щас вам тут ТАКОГО наворочу...
        В марте американская корпорация Boeing показала свое решение для FARA — концепт разведывательно-ударного вертолета будущего.

        Одни картинки... Даже до "мультиков",дело не дошло...

        И эти люди,запрещали нам ковырять в носу ?!?
        1. Ка-52
          Ка-52 12 марта 2020 08:38 Новый
          0
          Одни картинки...

          чтобы не выглядеть экспертом именно в кавычках, нужно понимать, что понятие "концепт" выражается чаще всего именно в эскизных изображениях (ваших картиночках). В лучшем случае могут сваять модель концепта от 1/72 до 1/1. Чертежи и уж тем более опытные экземпляры элементов и узлов появляются значительно позже.
          1. Инсургент
            Инсургент 12 марта 2020 08:52 Новый
            +3
            Цитата: Ка-52
            чтобы не выглядеть экспертом именно в кавычках

            Экий вы напыщенный,и совсем не ироничный...
            1. Ка-52
              Ка-52 12 марта 2020 12:44 Новый
              +1
              Экий вы напыщенный

              напыщенностью вы называете объективную информацию? fool Вы наверное и в школе на попытки преподавателя объяснить вам теорему Пифагора кричали: "Какая напыщенность, какая скука! Давайте лучше кидаться козявками!"
              1. Инсургент
                Инсургент 12 марта 2020 12:47 Новый
                -2
                Цитата: Ка-52
                напыщенностью вы называете объективную информацию?

                Напыщенностью я называю вашу неспособность воспринять адекватно пост, явственно-ироничного содержания :
                Я ,эксперт,чё хотите ? Я щас вам тут ТАКОГО наворочу...
        2. SovAr238A
          SovAr238A 12 марта 2020 12:37 Новый
          +3
          Цитата: Инсургент
          Одни картинки... Даже до "мультиков",дело не дошло...


          а если живое видео?
  2. Alt-Right
    Alt-Right 12 марта 2020 06:32 Новый
    +2
    Меня это натолкнуло на следующую мысль: Если они сейчас настолько футуристично подходят ко своим проектам(до такой степени, что даже Т-14 и Т-15 "уничтожают"). то что будет, когда они решат полностью заменить Чинук, например!)
  3. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 12 марта 2020 07:19 Новый
    +3
    я думаю, этот куш сорвет "Сикорский". у него в активе то, что многие технические риски уже исследованы в экспериментальном x2 и опытных s-97.
    начиная с 70-х годов заказчик в первых редакциях ТТ требует увеличения горизонтальных скоростей, а потом снижает эти требования. вот новый виток" гонки за скоростью". на этот раз уровень науки и техники выше, и вероятность того, что fara закончится поставками, соттветсвенно, тоже выше. но с другой стороны бюджетирование такое бюджетирование
    1. Касым
      Касым 12 марта 2020 09:37 Новый
      0
      hi У кого кошелек толще будет. laughing
  4. Макс1995
    Макс1995 12 марта 2020 08:44 Новый
    +3
    Сейчас пойдет 2я волна рисования "русского сверхскоростного вертолета"?
    С сверхзвуковыми крылышками под подвеску....
  5. Лопатов
    Лопатов 12 марта 2020 09:31 Новый
    +2
    программу закрыли в 1972 г., посчитав ее чересчур сложной.

    Есть мнение, что программу убил Вьетнам. И интриги ВВС
    Если бы не настоятельная и срочная необходимость в боевом вертолёте, отработку схемы продолжили.
  6. gridasov
    gridasov 12 марта 2020 10:09 Новый
    -1
    Интересно чем отличается уровень презентации эскизного рисунка новейшего так сказать вертолета с очевидным применением лопастей пропеллеров и обоснованно не эффективным способом преобразования воздушного потока ,который позиционирует огромная корпорация ,от того ,что например позиционирует мы в виде нового вида движителя ,который на порядки более эффективный ,если не сказать более,все-равно не поверят. И который кардинально увеличивает все без исключением положительные параметры ЛА.
  7. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 12 марта 2020 12:28 Новый
    +1
    Из плюсов можно назвать удобную в плане пилотирования во время выполнения боевых задач схему расположения экипажа бок о бок, а также большой опыт Boeing в строительстве боевых вертолетов.

    ? Это к какому вертолету относится замечание?
    У Боинга тандемная кабина.
  8. Оператор
    Оператор 12 марта 2020 14:33 Новый
    -1
    FARA не взлетит: толкающий винт, работающий в воздушном потоке от несущего винта - это нонсенс.