Неудача Astra Space: Пентагон снова не получил дешевую ракету-носитель

Невыносимая легкость




Ситуацию с современным американским ракетостроением сложно с чем-то сравнить: пожалуй, еще никогда у США не было столько потенциально революционных новинок. Прежде всего речь идет о SpaceX с ее частично-многоразовой ракетой Falcon 9 тяжелого класса. Из-за цены запуска в 60 миллионов долларов (меньше, чем у «Протон-М», славившегося относительной дешевизной) этот носитель стал самым востребованным из всех за 2019 год на рынке ракетных стартов. В 2020-м SpaceX может повторить успех, а потом грозится ввести в строй своего «монстра» в лице Big Falcon Rocket.

Однако за красивыми кадрами посадки первой ступени и эффектными презентациями BFR мы можем проглядеть настоящую революцию. И связана она вовсе не со SpaceX. И совсем не с тяжелыми или сверхтяжелыми носителями. Дело в том, что в мире активно идет процесс миниатюризации космических аппаратов: большие и мощные носители зачастую кажутся избыточными для выполнения текущих задач.

Понимают это в американской компании Rocket Lab, разработавшей легкую ракету Electron, которую некоторые источники называют сверхлегкой. Главный козырь носителя — цена. Согласно ранее озвученным данным, стоимость запуска ракеты составляет примерно от 5 до 6,6 миллиона долларов. На низкую опорную орбиту Electron может вывести до 250 килограммов груза, что немало для такого класса ракет. Сейчас прямого аналога нет ни у кого в мире. Но он скоро появится.

Самой конкурентоспособной ракетой (по крайней мере, в своем сегменте) может стать носитель от никому не известного еще несколько лет назад стартапа Astra Space. Основатели компании — Адам Лондон и Крис Кемп. Последний — бывший сотрудник NASA, то есть человек с большим опытом и, как показывает практика, большими амбициями.


Что же такого в творении Astra Space, что к нему приковано внимание доброй половины полушария? Дело в том, что при массе выводимой на низкую опорную орбиту нагрузки примерно в 150-200 килограммов цена запуска должна составлять 2,5 миллиона долларов. В разы меньше, чем у Electron, не говоря уже про другие носители. Расчет делается на такие компании, как Spire Global или Planet, которые хотят выводить на орбиту огромное количество миниатюрных космических аппаратов.

За плечами у Astra, состоящей примерно из 150 человек, уже несколько испытаний. 28 февраля сотрудники должны были выполнить первый космический запуск ракеты Rocket 3.0 — одиннадцатиметровой двухступенчатой ракеты, которая использует в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Но что-то пошло не так: произвести запуск так и не смогли.

Не уложились в сроки


Здесь нужно прояснить один важный момент. Запуск этот был необычным, и дело не только в том, что для Astra Space он должен был стать первым настоящим испытанием на прочность. Старт был важнейшей составной конкурса Launch Challenge Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA).

По условиям, первая компания, которая сможет выполнить два пуска подряд с разных площадок и разной полезной нагрузкой за срок в несколько недель, выигрывает 12 миллионов долларов. Наконец, самое интересное: никаких конкурентов у Astra Space на момент предполагаемого старта не было. Ранее их было два, но Virgin Orbit недавно решила выйти, а Vector Launch обанкротилась в прошлом году. Но, как мы уже говорили выше, «чудо-оружию» DARPA это не помогло. Запуск перенесли с февраля на первое марта, затем — на второе. Затем его долго сдвигали по времени и, наконец объявили, что не будет вовсе. Во всяком случае, в озвученные DARPA сроки.


Таким образом, Пентагон не получил того, чего так хотел: дешевого и надежного средства для вывода аппаратов в космос. В самой компании объяснили фактический отказ от конкурса тем, что они не хотели рисковать.

«Мы увидели некоторую информацию, которая обеспокоила нас, так что мы решили, что было бы лучше отменить запуск и повторить попытку в другой день, потому как, если бы данные оказалась верны, это, безусловно, могло бы привести к проблемам во время полета»,

— заявил Крис Кемп.

В компании заявили о желании повторить тест, но никаких данных о новой дате старта не предоставили. «Вероятно, это не день или два. Это больше похоже на неделю или две, — сказал Кемп, комментируя сроки следующего запуска. — Это точно не месяц и не два».

Но ситуация может оказаться сложней, чем думает специалист. На этом пути есть трудности, и связаны они не только с тем, что компания уже не может рассчитывать на финансирование со стороны американского Минобороны. Для следующей попытки запуска нужно будет вносить изменения в лицензию Федерального управления гражданской авиации, так как этот старт уже не будет связан с конкурсом, а полезную нагрузку для запуска в лице спутников формата CubeSat от DARPA заменят коммерческой нагрузкой. Ну и, конечно, нужно устранить проблемы, которые дали о себе знать в рамках первых испытаний.

Три раза — система


Этот инцидент — лишь часть неудач Пентагона, связанных с созданием дешевых носителей. Напомним, что США в 2014-2015 годах работали над проектом ALASA, в рамках которого космические аппараты хотели запускать методом воздушного старта. Основной платформой выбрали истребитель F-15 Eagle, запускавший ракету, которая выводила бы на орбиту спутники массой до 45 килограммов. В 2015 году программу закрыли: к тому времени она могла «похвастаться» двумя провальными испытаниями.


А в январе 2020 года Пентагон лишился еще одной надежды на «доступный космос». Тогда Boeing совершенно внезапно отказался от участия в программе Experimental Spaceplane (XSP) и закрыл разработку аппарата Phantom Express. «После подробного обзора Boeing немедленно прекращает свое участие в программе Experimental Spaceplane (XSP), — заявил представитель Boeing Джерри Дреллинг. — Теперь мы перенаправим наши инвестиции из XSP в другие программы Boeing, которые охватывают морскую, воздушную и космическую сферы». В DARPA подтвердили, что компания уведомила агентство о своем решении выйти из программы разработки комплекса.


Phantom Express должен был стать воплощением экономии. Аппарат представлял собой космоплан с расходуемой второй ступенью, которая должна была выводить спутники. Сам многоразовый носитель после старта должен был возвращаться обратно и садиться, как обычный самолет. Взлетать Phantom Express должен был вертикально, как обычная ракета.

Надо полагать, провал конкурса Launch Challenge — менее болезненный для Минобороны США. Однако он хорошо демонстрирует, что далеко не все, что кажется относительно простым и экономичным, будет работать на практике.
Автор:
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy 12 марта 2020 18:05 Новый
    • 1
    • 14
    -13
    Неудача Astra Space: Пентагон снова не получил дешевую ракету-носитель
    Чичас сбегаю на пятачок к инвалидам афганцам, скинутся поди, помогут.....
    1. Su24 13 марта 2020 15:31 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Согласно ранее озвученным данным, стоимость запуска ракеты составляет примерно от 5 до 6,6 миллиона долларов


      20-25 тыс долл за кг. Это что за дешевизна такая?))
  2. rocket757 12 марта 2020 18:07 Новый
    • 5
    • 5
    0
    Кто долго мучается ... ну должно ж получится.
    1. Andrey Mikhaylov 12 марта 2020 18:19 Новый
      • 11
      • 7
      +4
      А не чего,там не получиться.сама цель всего этого получить деньги,на разработку а потом проект закрыть,Всем хорошо компании получили деньги ,а лобисты откаты,поставленная на поток система в Сша работает без отказа,Судя по количеству закрытых программ.
      1. rocket757 12 марта 2020 18:43 Новый
        • 6
        • 6
        0
        Частники вроде не на бюджетах сидят, а деньги акционеров .... это дело акционеров.
        1. Mitroha 12 марта 2020 18:50 Новый
          • 6
          • 1
          +5
          Другое дело, что акционерами зачастую являются аффилированные с Пентагоном лица. Поэтому так или иначе бюджеты пилят.
          1. ЭДВАРД 12 марта 2020 20:47 Новый
            • 9
            • 0
            +9
            в презентационных роликах от Пентагона, и в фильмах от Голливуда.. у них все получается.)
        2. Комментарий был удален.
        3. Andrey Mikhaylov 12 марта 2020 18:51 Новый
          • 1
          • 2
          -1
          На старом сайте можно найти планы создания геофизической ракеты Ātea-2, но после успеха 2009 года фирмой заинтересовались в DARPA. Следующие несколько лет Rocket Lab разрабатывала ракетные технологии в сотрудничестве с Lockheed Martin, DARPA и Министерством обороны США. В 2010 году
        4. Dart2027 12 марта 2020 20:44 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: rocket757
          Частники вроде не на бюджетах сидят

          Я как-то сомневаюсь, что все эти программы осуществляются в частном порядке. Стоят очень дорого, а прибыль если и будет, что под большим вопросом, то очень не скоро.
          1. rocket757 12 марта 2020 21:07 Новый
            • 3
            • 6
            -3
            Мы просто не понимаем что такое меценатство, спонсирование и все такое подобное, потому что не учили нас этому и истории подобных явлений у нас просто нет! Наши, те кому есть чем спонсировать, в лучшем случае яйца Фаберже и футбольные клубы могут, могут, про настоящую историю акционирования и говорить не о чем.
            В общем так, все может быть и спонсоры и вояки .....
            1. Dart2027 12 марта 2020 21:27 Новый
              • 4
              • 0
              +4
              Цитата: rocket757
              Мы просто не понимаем что такое меценатство, спонсирование и все такое подобное

              Люди, которые имеют миллиарды либо имеют в дополнение к ним волчьи клыки, либо теряют свои миллиарды.
      2. ccsr 12 марта 2020 18:46 Новый
        • 8
        • 2
        +6
        Цитата: Andrey Mikhaylov
        А не чего,там не получиться.сама цель всего этого получить деньги,на разработку а потом проект закрыть,

        Действительно, так как пилят бюджет в военных программах американцы, нам никогда и не снилось - ни во времена СССР, ни в современной России. Хотя я понимаю, что такой финансовой дисциплины как в СССР мы уже никогда иметь не будем, но даже наш нынешний распил просто детские игры по сравнению с тем, что делали и делают американские производители техники и вооружений.
        Вспомнилась одна американская НИР, в которой серьезно обосновывалось, что на флоте лучше иметь моряков, у которых физические данные средние и выше, потому что они лучше приспособлены к физическим нагрузкам во время службы на корабле. У нас это любой старшина знает, без всяких НИР, так что нам не нужно было подобными исследованиями заморачиваться.
        1. Andrey Mikhaylov 12 марта 2020 18:55 Новый
          • 1
          • 2
          -1
          Согласен с Вами полностью.
        2. Engineer 29 мая 2020 10:20 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Действительно, так как пилят бюджет в военных программах американцы, нам никогда и не снилось - ни во времена СССР, ни в современной России

          В общем случае вы абсолютно правы
          В случае с Астра Спейс все выглядит вполне прилично.
          100 млн от венчурных инвесторов
          https://techcrunch.com/2020/02/03/rocket-startup-astra-emerges-from-stealth-aims-to-launch-for-as-little-as-1m-per-flight/
          20 млн от наса а военных на НИОКР.
          Пока все скромненько
          У нас частников после скандала с Даурией в эту сферу не заманишь
      3. knn54 12 марта 2020 19:40 Новый
        • 2
        • 2
        0
        "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".
    2. Умник 12 марта 2020 18:38 Новый
      • 4
      • 9
      -5
      Получится не сомневайтесь это только вопрос времени. Главное пытаться, а не сидеть на попе ровно.
      1. rocket757 12 марта 2020 18:45 Новый
        • 3
        • 3
        0
        Сомнения есть, но если на филейной сидеть, сомнений не будет, но и делов никаких тоже.
        Мне то всё ровно, но если люди дело делают, будем поджилать успехов.
  3. Равиль_Аснафович 12 марта 2020 18:57 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    У этих денег под самые помидоры,что нибудь сделают.
  4. Werwulf_1989 12 марта 2020 19:01 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Это все потому что здание НАСА не располагается в небоскребе в виде ракеты,из-за этого и неудачи у них.
    1. Умник 12 марта 2020 21:44 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Разве в виде ракеты? Я думал батута
  5. Avior 12 марта 2020 19:03 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Аналогичную ракету делает Файрфлай Аэроспейс, там тоже дело к пуску идёт
    НАСА запустила контракт дляескольких проектом малых ракет с регулярными пусками по расписанию
    1. donavi49 12 марта 2020 19:44 Новый
      • 5
      • 2
      +3
      Нет и да.

      Вообще Астра это один из кучи частников, которые идут в сегмент 200-400кг на низкую. Это правда. Просто Астра сейчас первая. Другие чуть позже.

      Даже британцы подключились, с вполне себе вкусным стартапом 315 кг на 500км, первый подпрыг в космос, уже в этом году - https://www.skyrora.com/skyrora-xl

      Бренсон таки полетит скоро. Его ракета тоже в нише.


      Електрон с Валлопа летит в июне твердо и четко (ну может на +2-3-4 недели уйдет, но в целом летом точно летят с американской площадки). Опять же Бек подтвердил, что в этом году они попробуют таки возврат на доработанном прототипе. Если взлетит - то реюз серьезно удешевит многие пуски на Електроне.

      Светлячки это все же другой класс, вместе с ABS и Relativityspace, а именно 500кг. Конкретно светляк до 1000кг на низкую. Кстати они уже скоро. Совсем скоро летят.

      1. Avior 12 марта 2020 19:54 Новый
        • 0
        • 0
        0
        В принципе вес зависит от высоты орбиты
        Видно, что на подходе целые семейства ракет с минимального выводимого веся и далее, можно будет подбирать носитель под конкретные параметры выводимого груза.
        Хотят делать регулярные пуски по расписанию
  6. Оператор 12 марта 2020 19:30 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    DARPA принципиально не там ищет дешевизну - дело не размере ракеты, а в её конструкции (одноступенчатой), способе подачи топлива (вытеснительном) и топливной паре (кислород+водород).
  7. donavi49 12 марта 2020 19:33 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Странный тип новости, можно еще Брэнсона подтянуть, он вон своим воздушным стартом уже на полгода затянул.

    Если была разнарядка дать новость про космос - то заболевший Короновирусом ЭкзоМарс лучше подходит:
    «ЭкзоМарс» отложили на два года. В том числе из-за коронавируса
    Российские и европейские разработчики приняли решение перенести на два года — на 2022 год — запуск совместной научной миссии «ЭкзоМарс». Это уже второй перенос старта, который первоначально планировался на 2018 год. Согласно сообщению «Роскосмоса», поводом для отсрочки стала необходимость дополнительных испытаний, которые должны подтвердить полную готовность всех систем марсохода и посадочной платформы. В числе других причин для переноса — пандемия коронавируса, негативно сказывающаяся на разработке проекта.

    Ну там действительно были проблемы с посадкой, европейцы опять экономили на спичках, и Шмяк2.0 был вполне вероятен.

    В итоге в этом сближении летит только Марс2020 от Наса 17 июля.
    Внутри машинка на 1т с ядерной батарейкой, улучшенная версия Кьюриосити

    Ну и первый марсианский БПЛА
    1. МБРШБ 12 марта 2020 20:30 Новый
      • 0
      • 2
      -2
      мда, узнал сегодня новость про облом с Экзомарсом и посетила такая грустная мысль, что с постоянными будущими переносами будущего пилотируемого полета, на Марс мы полетим в году эдак 2060-м.
  8. eklmn 12 марта 2020 21:18 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Перевод DARPA:
    “Aгентство оборонных перспективных исследований” и финансирует DARPA не Пентагон, как неверно думает автор статьи, а конгресс. В бюджет на 2020 год заложено $3.55млрд.
    Это не Пентагон теряет бабки, теряет агентство, но оно изначально задумано как “исследовательское”, т.е. потери тоже заложены. Главное - не останавливаться, а “думать-искать-найти-воплотить”.
    Вот в этом обзоре (русск) все, на сегодня, участники азартной гонки за дешёвые пуски, не только амерские:
    https://lenta.ru/articles/2020/02/16/newspace/
    И ещё новость. В марте SpaceX запустит спутники и с ними несколько буксиров компании Momentus российского изобретателя и учёного. Его буксиры работают на воде, т.е. полученная эл.энергия от солн.батарей пропускается через воду и вода ионизируется и превращается в плазму. Эти буксиры будут поднимать спутники с 300км орбиты на 600км орбиту и выше и делать это буксирами дешевле, чем выводит их туда ракетой.
    1. gridasov 30 апреля 2020 09:38 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Сама идея получения плазмы не так далека от истины ,однако данный метод не обеспечит достаточную ёмкость процесса и вообще она не продумана до конца.
      1. eklmn 30 апреля 2020 14:25 Новый
        • 0
        • 0
        0
        посмотрите сайт компании
        https://momentus.space/
        Поговорите с её основателем и изобретателем Михаилом Кокоричем в его оффисе в Роснано или Калифорнии. Идея потрясная, цена дешёвая (перезаряжать буксир водой проще). И самое главное - его буксиры уже на орбите.
        “...однако данный метод не обеспечит достаточную ёмкость процесса ”
        Я не понимаю, что вы имеете ввиду Ёмкость Процесса (если это слабая тяга), то они и не скрывают, что на подъём, например, на 1000км потребуется пару месяцев. Но заказчик готов ждать, т.к. дёшево и полно времени.
        1. gridasov 30 апреля 2020 15:28 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Вы очень правильно меня поняли! Ещё не скоро человек даже поймёт ,что такое безопорное высоко потенциальные движение. Почему ? Потому ,что необходим процесс с различным уровнем динамик ,распределения векторов и др. Поэтому летать в упругой среде будь то воздуха ,воды ,космоса или атмосфер других планет и других сред это не значит менять технологии полёта .Это значит менять уровни энергетических взаимодействий. А этого как раз и нет в понимании тех кто сейчас рулит этим делом
  9. Сергей Аверченков 12 марта 2020 21:42 Новый
    • 0
    • 2
    -2
    Дешевая и США это слова антагонисты.
  10. Алекс2000 12 марта 2020 23:53 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Бывает. Из за удешевления видно вылезла какаято фигня.
    Но и все равно: 6 млн и 3 млн за запуск - это неплохо.
  11. Lekz 13 марта 2020 13:44 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Можно, конечно, поерзать на тему о криворуких американцах, но, почему-то не хочется. Нам бы задуматься, что с нашими коммерческими закусками будет завтра, когда Rocket 3.0 стоимостью всего 2,5 млн. таки (в чем я не сомневаюсь) полетит? Будем продолжать хвалиться полетом Гагарина?
  12. честный чел 15 марта 2020 11:28 Новый
    • 1
    • 2
    -1
    Цитата: Andrey Mikhaylov
    А не чего,там не получиться.сама цель всего этого получить деньги,на разработку а потом проект закрыть,Всем хорошо компании получили деньги ,а лобисты откаты,поставленная на поток система в Сша работает без отказа,Судя по количеству закрытых программ.

  13. честный чел 15 марта 2020 11:30 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Цитата: МБРШБ
    мда, узнал сегодня новость про облом с Экзомарсом и посетила такая грустная мысль, что с постоянными будущими переносами будущего пилотируемого полета, на Марс мы полетим в году эдак 2060-м.

  14. gridasov 30 апреля 2020 09:26 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Упертые попытки пробить бетонную стену головой не получаться! Прежде всего необходимо изменить двигатели ,а в их основе и принципы подачи топлива .Но ,это видимо в следующей жизни!