Военное обозрение

Invictus и Raider X: два конкурента среди перспективных боевых вертолётов для Армии США

32

Не долетели до финиша



Многим авиалюбителям словосочетание Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) мало что говорит. Между тем это один из важнейших авиационных конкурсов нашего времени. Формально новый боевой вертолет для Армии США должен заменить скромную «Кайову» — легкий многоцелевой разведчик. Но фактически речь идет о формировании облика боевого вертолета будущего, способного решать разведывательно-ударные задачи на качественно новом уровне. Он должен быть более быстрым и более скрытным, чем любой другой боевой вертолет, включая AH-64, который FARA тоже частично заменит.

Всего пять компаний представили свои идеи на этот счет. На данный момент облик всех вертолетов в целом сформулирован и представлен общественности. До недавнего времени список претендентов на победу выглядел так:

— Raider-X от Sikorsky;
— Bell 360 Invictus от Bell Helicopter;
— вертолет от Boeing;
— вертолет от AVX Aircraft и L3 Technologies;
— AR40 от Karem.

Последним был представлен проект компанией Boeing. Как и предполагал автор материала, он не попал в шорт-лист: сейчас Армия США сообщила, что выбрала проекты от Sikorsky (Raider-X) и 360 Invictus (Bell Helicopter). В рамках нового этапа участники построят летные прототипы: их испытания должны начать в первой половине 2023 финансового года. Затем военные выберут один вертолет, который начнут производить в конце 2020-х годов.

Почему же Армия США остановила выбор именно на этих машинах? Если кратко, то их создатели предложили наиболее продуманные и комплексные решения. Компании Sikorsky и Bell продвинулись дальше других в разработке или как минимум продвижении своей авиатехники.

Raider-X


Напомним, Raider-X — не что иное, как усовершенствованный и увеличенный примерно на 30% скоростной вертолет Sikorsky S-97 Raider, впервые поднявшийся в небо в 2015-м и базирующийся на основе старого экспериментального X2. В рамках осенней выставки AUSA (Association of the United States Army) 2019 нам впервые показали изображения новой винтокрылой машины.


Как и его предшественник S-97, Raider-X имеет соосный несущий винт и один толкающий винт. Эта компоновка позволяет (по крайней мере, в теории) развивать скорость более 380 километров в час, что недостижимо для других боевых винтокрылых машин. В качестве основы силовой установки выступает двигатель General Electric T901. Экипаж располагается бок о бок, что роднит вертолет с OH-58, но отдаляет от AH-64 с тандемным расположением экипажа. На одном из изображений можно видеть управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», расположенные на внутренних держателях. Также машину хотят оснастить пушкой, расположенной в носовой части. В целом создатели делают основной упор на скорость и широкие функциональные возможности, позволяющие (опять же теоретически) получить нечто среднее между «Кайовой» и AH-64 «Апач».


Некоторые особенности вертолета могут стать недостатками. Так, машина имеет инновационную компоновку, которая увеличивает риски и повышает конечную стоимость. При этом Армия США дала понять, что не собирается покупать «золотой» вертолет и будет учитывать цену. Также военных может смутить схема расположения, которая не слишком оптимальна, если говорить о решении ударных задач: тандемное расположение членов экипажа, не ограничивающее обзор, выглядело бы более продуманным решением, однако это лишь субъективное мнение автора.

Bell 360 Invictus


Новый вертолет от Bell хочется назвать реинкарнацией «Команча», но это не совсем так. И хотя Invictus внешне похож на RAH-66, это вовсе не «ультимативный» стелс: создатели учли негативный опыт того проекта и решили не повторять ошибок инженеров 90-х годов. Форма фюзеляжа призвана не столько снизить радиолокационную заметность, сколько повысить летно-технические качества машины, в основе которой, в отличие от условно революционного Raider-X, лежит классическая компоновка.


Известно, что технология 360 Invictus базируется на технических решениях гражданского Bell 525 Relentless, который уже давно летает. В отличие от самого героя главы. Дело в том, что Bell 360 Invictus существует сейчас лишь в качестве макета — своего прототипа, как у Sikorsky, у Bell нет. Зато есть эффектные анимационные ролики, на одном из которых вертолет «бодро» уничтожает российские Т-14 и Т-15 на базе «Арматы». А на другом помогает союзной пехоте, красиво маневрируя среди небоскребов и обычных домов.

Нужно полагать, это не единственные ролики, которые нам покажут специалисты Bell. Увы, по ним нельзя судить о реальном боевом потенциале боевой машины. На сегодняшний день более или менее уверенно можно утверждать, что вертолет сможет нести до восьми управляемых ракет класса «воздух — поверхность» на внешних подвесках, а еще четыре ракеты — во внутренних отсеках. Имеется пушка. Два члена экипажа располагаются один за другим.

Очевидно, Bell делает упор на таких важных аспектах, как экономичность и приверженность проверенным техническим решениям. То есть речь идет о минимальном риске при серьезном повышении боевого потенциала — по крайней мере, в сравнении с «Кайовой».


«Выбор Bell 360 Invictus для продолжения в программе FARA базируется на нашем многолетнем наследии в качестве новатора в создании высокоманевренных разведывательных вертолетов, — заявил Митч Снайдер, президент и генеральный директор Bell. — Наша команда совместила инновационное мышление с проверенными технологиями, чтобы позволить армии с минимальным риском выполнить требования и вложиться в агрессивный график».

Финальная битва


Интересно, что Bell и Sikorsky конкурируют в рамках другого, не менее значимого проекта — Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), призванного ни много ни мало найти замену для многоцелевого «Черного ястреба». Одного из главных символов вооруженных сил США. Напомним, что Sikorsky совместно с Boeing работают над SB-1 Defiant, концептуально похожим на Raider-X и S-97 Raider. А вот Bell решил рискнуть, предложив конвертоплан Valor, несмотря на, мягко скажем, неоднозначный опыт эксплуатации американцами другого конвертоплана — V-22 Osprey.


Сложно сказать, какой вертолет в конечном итоге выберет Армия США: и Raider-X, и 360 Invictus как мы уже отметили выше, имеют свои достоинства и недостатки. Автору больше импонирует Raider-X, хотя что-то подсказывает, что Bell 360 Invictus все же выйдет победителем из этой битвы.

В свою очередь, у Sikorsky, как видится со стороны, больше шансов победить в конкурсе FLRAA. Даже несмотря на то, что V-280 Valor совершил первый полет в 2017 году, и на сегодня программа его испытаний продвинулась существенно дальше программы испытаний SB-1 Defiant, выполнившего первый полет в 2019-м.
Автор:
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. НЕКСУС
    НЕКСУС 30 марта 2020 18:12 Новый
    0
    У меня стойкой ощущение,что данные концепты не пойдут в серию. Но деньги освоят,а после скажут-НЕ ШМОГЛА Я.
  2. rruvim
    rruvim 30 марта 2020 18:21 Новый
    0
    Ставлю на Raider-X от Сикорского! У BELLа с заводами проблема, да и сам концепт фантастичен. Хашка хоть летает...
    1. dauria
      dauria 30 марта 2020 19:58 Новый
      +3
      Ставлю на Raider-X от Сикорского!

      К сведению. Рекорд скорости вертолёта в далёком 1986 году 400 км в час принадлежит "Линксу", самому обыкновенному классическому вертолёту. Рисковать и брать соосного кота в мешке ради чего ? прироста скорости в лучшем случае 50 км в час ? Вряд ли. Ставлю на классику Bell .
      1. Лопатов
        Лопатов 30 марта 2020 20:11 Новый
        +3
        Цитата: dauria
        самому обыкновенному классическому вертолёту.

        Я бы не назвал его "самым обыкновенным".
        К тому же решения для рекордной машины оказались столь дорогими, что в серийных машинах они так и не были применены в полном объёме.


        Цитата: dauria
        Рекорд скорости вертолёта в далёком 1986 году 400 км в час принадлежит "Линксу", самому обыкновенному классическому вертолёту.

        S-69, 518 км\ч
        1. dauria
          dauria 30 марта 2020 21:48 Новый
          +2
          S-69, 518 км\ч


          Один турбовальный на винт и два турбореактивных для тяги - это тупик. По топливу, дальности, массовой отдаче. Тогда уж винтокрыл .
          Армия заказывает не машину для рекорда скорости, а для войны.
          Схема Сикорского бесперспективна дальше 500 км в час. Вопрос один - нужны ли ударному вертолёту 500 ( а их ещё сделать надо, пока 415 и то неофициально) ценой провала остальных характеристик ?
          1. Лопатов
            Лопатов 30 марта 2020 22:00 Новый
            +1
            Цитата: dauria
            Схема Сикорского бесперспективна дальше 500 км в час.

            С чего?
            Наоборот, она намного перспективнее конвертопланов. У неё нет ограничений по скорости

            Цитата: dauria
            ценой провала остальных характеристик ?

            Каких?
            На малых скоростях это полноценный вертолёт.
            1. dauria
              dauria 30 марта 2020 23:19 Новый
              0
              Наоборот, она намного перспективнее конвертопланов


              Конвертоплан - это идеальный транспортный самолёт. Огромные винты с большущим КПД дают дальность. Крыло можно сделать маленьким рассчитанным именно на крейсерскую скорость ,не заморачиваясь необходимостью посадочных скоростей. Получим отличную крейсерскую скорость.
              Но конвертоплан - это самолёт. Он ударный и разведывательный вертолёт не заменит. У вертолёта другие задачи и другой скоростной режим. Барражирование, небольшие скорости для него не менее важны , как и возможность рывка и атаки. А броня, живучесть от стрелковки с земли, дальность своих ракет ( пустил и отворачивай) на первом месте. Даже лишняя сотня км в час ему ни к чему при его боевом радиусе. Так этой сотни пока нет, и не предвидится. Предвидится 450 без обвеса . И всё.
              1. Лопатов
                Лопатов 31 марта 2020 09:09 Новый
                0
                Цитата: dauria
                Конвертоплан - это идеальный транспортный самолёт.

                Пока он полностью исправен. Но если нет- гарантированное падение. Ни планирования, ни авторотации, смерть.

                Цитата: dauria
                Но конвертоплан - это самолёт.

                Конвертоплан- не самолёт. Его скорость так же, как у вертолёта ограничена скоростью вращения законцовок винтов.


                Цитата: dauria
                У вертолёта другие задачи и другой скоростной режим. Барражирование, небольшие скорости для него не менее важны , как и возможность рывка и атаки.

                И для таких систем, как Raider-X это доступно. А вот разгон конвертоплана из положения висения или с малой скорости- та ещё штучка, "рывком" такое вряд ли такое назвать можно.
                А рывок- нужен. Учитывая наличие у противника управляемого вооружения.
              2. Рядовой-К
                Рядовой-К 31 марта 2020 10:50 Новый
                +2
                Цитата: dauria
                Конвертоплан - это идеальный транспортный самолёт.

                Конвертоплан интересен только как узкоспециализированная машина.
                Вспоминаем для чего его делали - для ЮС КМП. С какой целью? Увеличить дальность начала высадки, увеличить темп высадки (за счёт скорости), увеличить воздушный манёвр (куда высаживать), наконец - проводить высадку за пределами дальности стрельбы береговых ПКР. Всё это можно было делать и на вертолётах , но, конвертоплан давал некоторые преимущества по скорости, и американцы посчитали что так интереснее чем пытаться увеличить скорость вертолётов. При желании, можно поднять даже старые номера ЗВО где это всё подробно расписывалось...
                Сегодняшние вертолёты если и не догнали конвертоплан по скорости, то способны несколько приблизиться к его показателям.
                При этом, вертолёты гораздо маневреннее, способны веселее ускоряться, менять высоту и скорость - конвертоплан, по сравнению с ними - утюжок.
                Стоимость конвертоплана в 3-4 раза дороже чем вертолёт (хотя злые языки говорят и бОльшем разрыве - в 5 раз). Просто, тупо дороже. Да ещё и много дороже в эксплуатации - опять в разы. И требует более высокой квалификации авиатехников и вообще сложнее в обслуживании.
                В общем - конвертоплан это аппарат для узкой тактической ниши, но и в ней он успешно заменяется новыми скоростными вертолётами; при этом, заменить вертолёт он в принципе не способен ни по каким критериям.
                Американцы, принимая на вооружение Оспрей, хотели сделать революционный ход конём сразу покрыть всех как бык овцу. Но получили только головняк и попали в зависимость от ранее принятого неверного стратегического решения.
        2. Комментарий был удален.
        3. Николай Иванов_5
          Николай Иванов_5 30 марта 2020 23:10 Новый
          0
          Цитата: Лопатов
          Цитата: dauria
          Рекорд скорости вертолёта в далёком 1986 году 400 км в час принадлежит "Линксу", самому обыкновенному классическому вертолёту.

          S-69, 518 км\ч


          Завершение разработки двух новых американских ударных высокоскоростных вертолётов оказалось напрямую связано со случайным раскрытием Россией секретных технологий, которые беспрепятственно передавались США на протяжении многих лет. Известно о том, что технологии передавались КБ «Камов» совершенно бескорыстно и даже не проходя каких-либо стадий согласования.

          «Русские летали на вертолетах, построенных по соосной схеме, в течение многих лет. Удивительно, но они были очень открыты в своих технологиях. Они представляли технические документы на различных совещаниях, и одним из вопросов, которые они исследовали, является разнос между винтами. Они разработали критерий разноса, который работает», — сообщает издание «Vertical Magazine».
          Подробнее на: http://avia.pro/news/rossiya-sluchayno-peredala-ssha-tehnologii-novogo-boevogo-vertolyota
          1. Лопатов
            Лопатов 31 марта 2020 09:22 Новый
            0
            Цитата: Николай Иванов_5
            Русские летали на вертолетах, построенных по соосной схеме,


            UH-44 1944


            UH-4 1946
            1. Николай Иванов_5
              Николай Иванов_5 31 марта 2020 09:53 Новый
              0
              Американское издание «Vertical Magazine»

              ... Они представляли технические документы на различных совещаниях, и одним из вопросов, которые они исследовали, является разнос между винтами. Они разработали критерий разноса, который работает.
    2. bk0010
      bk0010 30 марта 2020 20:25 Новый
      +1
      Ставите? А вы знаете, как они решили вопрос с переходом концов лопастей несущего винта на сверхзвук при наличии толкающего винта (из-за чего такая схема не шла раньше)? Если да - то просьба поделиться: крайне интересно.
      1. Лопатов
        Лопатов 30 марта 2020 20:32 Новый
        +3
        Цитата: bk0010
        А вы знаете, как они решили вопрос с переходом концов лопастей несущего винта на сверхзвук при наличии толкающего винта (из-за чего такая схема не шла раньше)? Если да - то просьба поделиться: крайне интересно.

        Никак
        Они просто не переходят на сверхзвук
        Ибо чем выше скорость, тем меньше необходимая частота вращения несущего винта для создания подъёмной силы.
        В этом и есть самый цимус- это вертолёт только на малых скоростях. На больших это автожир.
        1. bk0010
          bk0010 30 марта 2020 20:34 Новый
          0
          Читеры. Крылышки тогда-бы еще сделали, как у наших. Или они просчитали интегрированный центроплан для вертолета?
          1. Лопатов
            Лопатов 30 марта 2020 20:40 Новый
            +4
            Цитата: bk0010
            Крылышки тогда-бы еще сделали, как у наших.

            Я бы был аккуратен с выражением "как у наших" 8))))
            "Шайенн" AH-56 свой первый полёт в 1967 году провёл.

            1. bk0010
              bk0010 30 марта 2020 20:41 Новый
              -2
              А Ми-6 - в 1957.
              1. Лопатов
                Лопатов 30 марта 2020 20:55 Новый
                +3
                Цитата: bk0010
                А Ми-6 - в 1957.

                А XR-1 в 1941
  3. Шайкин Владимир
    Шайкин Владимир 30 марта 2020 19:10 Новый
    0
    Будем наблюдать - чем закончится
    1. Лопатов
      Лопатов 30 марта 2020 20:12 Новый
      -1
      Цитата: Шайкин Владимир
      Будем наблюдать - чем закончится

      А некоторые будут продолжать ныть "где ударные БПЛА"....
      Или перестроятся?
      1. voyaka uh
        voyaka uh 30 марта 2020 20:31 Новый
        +4
        Вот они, уже летают. smile
        1. Лопатов
          Лопатов 30 марта 2020 20:34 Новый
          0
          Пусть летают.
          Сам факт проведения конкурса FARA свидетельствует о том, что даже разведывательные способности БПЛА американцев устраивают не полностью.
          1. voyaka uh
            voyaka uh 30 марта 2020 20:39 Новый
            +5
            Разведывательные? fellow Вот Вам серийный разведывательный
            1. Лопатов
              Лопатов 30 марта 2020 20:41 Новый
              +2
              Цитата: voyaka uh
              Разведывательные?

              Вы читали статью, под которой постите?
              1. voyaka uh
                voyaka uh 30 марта 2020 20:44 Новый
                +1
                Лопатов:
                "разведывательные способности БПЛА американцев устраивают не полностью."///
                ---
                Вы читаете собственные посты? belay
                1. Лопатов
                  Лопатов 30 марта 2020 21:02 Новый
                  +1
                  Цитата: voyaka uh
                  Вы читаете собственные посты?

                  Конечно.
                  Есть куча разведывательных БПЛА. Есть не меньшая куча разведывательно-ударных.

                  А американцы объявляют конкурс на разведывательный пилотируемый вертолёт.
                  Причём не "на замену Кайов и "Кайова-Вориоров", как пишут ошибочно в статьях.
                  Нечего заменять, в настоящее время в штатах бригад армейской авиации их УЖЕ заменили на "Апачи" и БПЛА

                  Значит что?
                  Правильно, "разведывательные способности БПЛА американцев устраивают не полностью"
                  Что здесь сложного?
  4. 501Legion
    501Legion 30 марта 2020 20:13 Новый
    0
    комманч они тоже выбрали и пиарили а что с ним стало всем известно. 360 по сути комманч 2.0
  5. qobnvmog
    qobnvmog 30 марта 2020 20:44 Новый
    -2
    В свою очередь, у Sikorsky, как видится со стороны, больше шансов победить в конкурсе FLRAA. Даже несмотря на то, что V-280 Valor совершил первый полет в 2017 году, и на сегодня программа его испытаний продвинулась существенно дальше программы испытаний SB-1 Defiant, выполнившего первый полет в 2019-м.
    Не согласен с автором. IMHO, V-280 Valor победит не зависимо от победы в гос. конкурсе. Эти конвертопланы, как только (жирное если вообще) будут отвергнуты армией США, образуют очередь в полэкватора из стран желающих их купить. Я уже даже сейчас вижу несколько стран которые оторвут перспективный конвертоплан с руками и ногами, и то, что написал автор видится мне крайне наивной точкой зрения. V-280 Valor - беспроигрышная стратегия Bell, вне зависимости от успехов конкурентов конкурса. И Bell это знают.

    Сикорский, в свою очередь, знает, что на лаврах их Black Hawk можно будет почивать ещё неизвестно сколько (точно не один десяток лет экспорта и апгрейда) времени. И это позволяет им эксперементировать вкладываясь в экстримальные проекты.
  6. Cowbra
    Cowbra 31 марта 2020 04:47 Новый
    0
    В свою очередь, у Sikorsky, как видится со стороны, больше шансов победить в конкурсе FLRAA. Даже несмотря на то, что V-280 Valor совершил первый полет в 2017 году, и на сегодня программа его испытаний продвинулась существенно дальше программы испытаний SB-1 Defiant, выполнившего первый полет в 2019-м.
    КМП порезали финансирование, они даже оспреи свои порежут. Отсюда выводы:
    а) у нового конвертоплана шансы призрачные
    б) вообще вариант светит с тотальной реформой ВС США - особенно на фоне их фееричных проигрышей диким и никем неподдерживаемым курдам, проигрышу в Сирии и получению по зубам от Ирана. После чего они смогли только утереться
  7. Вояка ЕщеТот
    Вояка ЕщеТот 31 марта 2020 06:37 Новый
    0
    Цитата: dauria
    Ставлю на Raider-X от Сикорского!

    К сведению. Рекорд скорости вертолёта в далёком 1986 году 400 км в час принадлежит "Линксу", самому обыкновенному классическому вертолёту. Рисковать и брать соосного кота в мешке ради чего ? прироста скорости в лучшем случае 50 км в час ? Вряд ли. Ставлю на классику Bell .


    Маленький, маневренный, хорошо вооруженный, прекрасно выполнит роль разведовательно ударного вертолета (тандемное расположение как маленький плюсик для развед-ударных функций), в общем то изначально эта задача и ставится.
    Ставлю на Белл.
  8. CBR600
    CBR600 19 августа 2020 10:43 Новый
    0
    Странно, что в статье не коснулись наших проектов. А эскизы мы все видели. Для КА-52
    Ка-92


    Что там, неизвестно.
    _Вики :
    Ка-50 . Выбор соосной схемы определился более высокой тяговооружённостью машины, обусловленной отсутствием потери мощности силовой установки на привод рулевого винта (преимущество порядка 10—15 % тяги)[6], что в свою очередь обеспечивает высокую скороподъёмность и больший статический потолок.
    __Вот и всё, и нечего чего-то там жевать. Это уже не перспектива, в реальность.
    ___ в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой № 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Н. П. Бездетнова свой первый полёт 17 июня 1982 года.
    Так вот... С тех пор, Камовцы не получили перспективный двигатель для КА-52. Уж не буду копать название.
    Ка-92 летающая лаборатория. Обратите внимание на рабочий объём.
  9. CBR600
    CBR600 19 августа 2020 10:49 Новый
    0
    ...Казалось бы, ставь крылья-баки и можно присабачить турбореактивный двигатель.
    Жаль комент тут вот удалили, я о Ка-92 и Ка-50 отписывал, что ему 40 лет ( с 1981 года).