Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу

27
Развитие могущества: МАЗ-535 набирает силу
МАЗ-535В с комплексом "Ястреб", в состав которого входил самолет-разведчик Ту-123. 1963 года. Источник: trucksplanet.com

Минский автозавод избавляется от непрофильной техники


В первой части материала речь шла о минском СКБ-1, которое занималось разработкой тяжелой техники в интересах Министерства обороны СССР. Именно здесь и был разработан главный герой нашей истории – МАЗ-535. Однако первенцем конструкторского бюро был совсем не четырехосный балластный тягач, а машина МАЗ-528 (4х4), предназначенная для буксировки прицепов и работы с бульдозерными отвалами. Тягач появился в 1955 году, очень походил на большой трактор и оснащался дизелем ЯАЗ-206 мощностью 206 л. с. Позже этот прототип эволюционировал в средний инженерный колесный тягач ИКТ-С, или МАЗ-538, с мотором уже в 375 л. с. В 1963 году ввиду того, что минчане не справлялись с растущими запросами военных, выпуск машины перенесли в Курган, на завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева (КЗКТ). До этого времени предприятие специализировалось на сельхозтехнике и запчастях для тракторных моторов.


Источник: trucksplanet.com

В 1965 году из Минска навсегда ушел и МАЗ-535 со всеми модификациями. С этого момента в тяжелом военном автомобилестроении КЗКТ отвечал за производство танковых и балластных тягачей, а МАЗу осталась более престижная техника для ракетных войск – уже в начале 60-х в СКБ-1 вовсю шла работа над двухкабинным МАЗ-534. А КЗКТ фактически закончил выпускать вариации на тему 535-й машины только в начале 90-х годов.



В 1960 году МАЗ избавился от производства 25-тонных самосвалов – перенесли производство на Жодинский машиностроительный завод, ставший впоследствии Белорусским автомобильным заводом, родиной всемирно знаменитых БелАЗов. Позволю себе небольшое отступление от основной темы и упомяну, что в советское время экспортные варианты техники нередко просто переименовывали в БелАЗ, настолько высок был имидж машин из Жодино за рубежом. В частности, «ребрендингу» подвергали КрАЗы, предназначенные для Европы.




Источник: Атлас чертежей МАЗ-535 и его модификаций


Пробное шасси МАЗ-535Б с пусковой установкой ракетного комплекса 2К10 "Ладога". 1960 год. Источник: trucksplanet.com

Одноосные тягачи МАЗ-529Б вместе с конструкторским штабом перенесли из Минска в 1960 году на Могилевский завод подъемно-транспортного оборудования, который мы помним как МоАЗ. Сейчас это Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова, филиал БелАЗа. Все этот говорит о том, что сложно переоценить значимость инженеров и конструкторов Минского автозавода для технического развития транспорта всего Советского Союза. И еще тема навевает грустные мысли: в Белоруссии смогли сохранить все упоминаемые предприятия, а отечественный КЗКТ уже не существует.

Вооруженные силы требуют богатырей


Вернемся к восьмиколесным МАЗам. Первенцами стали модели 535, датируемый 1956 годом, и 535А с усиленной рамой, который выпускали с 1957 до 1969 года. Седельный тягач 535В отличался от артиллерийских балластных тягачей балансирной подвеской задней пары мостов без упругих элементов, отсутствием лебедки и системы подкачки шин, которые были дополнительно усилены под большие грузы. На буксируемом МАЗ-535В двухосном полуприцепе размещали стартовую установку для запуска самолета-разведчика Ту-213 комплекса «Ястреб». Запуск осуществлялся с пусковой установки СТА-30. Моторный отсек и кабина впервые получили частичное бронирование, защищающее от потоков раскаленных газов взлетающего разведчика. В 1960 году проходили эксперименты по монтажу на 535Б опытной пусковой установки Д-110К тактического комплекса «Онега» с ракетой 3М1 массой до 3 тонн. В 1961 году грузовик вез на "спине" уже тактический комплекс «Ладога» с ракетой 3М2, масса которой превышала 3 тонны. Первые пуски с колесного шасси были неудачными, и взамен комплексу приняли на вооружение знаменитую установку 2П16 «Луна» на гусеничном шасси ПТ-76. Естественно, ресурс у гусеничной техники был сравнительно невелик, на большие расстояния комплекс приходилось грузить на полуприцепы колесных МАЗ-535Б. Основными полуприцепом седельного тягача тогда был 25-тонный МАЗ-5248 с четырьмя односкатными колесами.


МАЗ-537В с полуприцепом-контейнером для ракеты комплекса А-35. Источник: drive2.ru


Ракетные автопоезда на Москворецком мосту после парада — тягачи МАЗ-537А с ракетами ГР-1 (справа) и МАЗ-537 с ракетами Р-26. 1965 год. Источник: drive2.ru

Но аппетиты Министерства обороны росли, как и массы перевозимых грузов. Именно поэтому появилась самая распространенная модель в первой волне мазовских тяжелых машин – МАЗ-537. Эта машина в основном предназначалась для перевозки танков и другой бронетехники и служит в этой роли до сих пор. Мощность барнаульского мотора увеличили до 525 л. с., что это серьезно улучшило тяговые возможности машины. Теперь четырехосный тягач мог на низкорамном полуприцепе ЧМЗАП-5247 перевозить 50 тонн, а также до 75 тонн в составе автопоездов со стратегическим вооружением. Именно МАЗ-537 пугал на парадах иностранных атташе межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А. Балластный тягач МАЗ-535А проводил подобный фокус с ракетой Р-36. Сейчас 537-й выполняет в армии не только классическую роль танковоза, но служит в РВСН – перевозит компоненты ракетного топлива амил и гептил. Для этого на полуприцепе монтируют две заправочные цистерны ЗАЦ-1 и ЗАЦ-2 Среди немногочисленных модификаций 537-й машины был вариант с литерой Г, оснащенный 15-тонной лебедкой, расположенной позади моторного отделения. Также в Минске разработали МАЗ-537Д с генераторной станцией переменного тока и версию 537Е также с генератором, который питал ступичные электромоторы активного полуприцепа полной массой до 65 тонн. Одним из немногих вариантов использования машин серии Е стал унифицированный транспортно-перегрузочный агрегат транспортно-пускового контейнера для РВСН. Этот 41-метровый исполин состоит из тягача и активного трехосного полуприцепа со всеми управляемыми колесами. Основной задачей этой машины является транспортировка и бескрановая перегрузка транспортно-пускового контейнера. Существует версия аналогичного назначения с пятиосным полноуправляемым полуприцепом – снаряженная масса такого автопоезда переваливает за 125 тонн. Разработаны и собраны даже гиганты-перевозчики с колесной формулой 48х48!



Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48. Источник: autorambler.ru


Модернизированный транспортный агрегат 15Т145МД для тяжелых ракет общей массой в 125 тонн. Источник: autorambler.ru


Машина для перевозки компонентов ракетного топлива. Источник: fototruck.ru

В производственной гамме был также бортовой МАЗ-537А, который и сейчас можно встретить на военных аэродромах постсоветского пространства. В кузове этого тягача можно было расположить до 15 тонн груза. Если сравнивать машину 535А и 537А, то последний окажется длиннее (вырос с 8780 мм до 9130 мм), шире (с 2805 мм до 2885 мм), ниже (с 2915 мм до 2880 мм) и с выросшей базой с 5750 мм доя 6050 мм. В общем, в ходе модернизации белорусский великан немного подрос почти по всех направлениях. И аппетит у 537 версии вырос до 125 л/100 км, что заставило конструкторов увеличивать емкость топливных баков до 840 литров. Последней версией стал МАЗ-537К, на которой монтировали кран.






МАЗ-537К. Источник: trucksplanet.com

В 1962 году Министерство обороны настаивает на проведении своеобразной отзывной кампании, когда все выпущенные к тому времени МАЗ-535А и МАЗ-537 подвергли модернизации. Среди всего прочего усилили раму, переоборудовали систему подогрева двигателя, заменили штампованные выхлопные коллекторы двигателей на охлаждаемые литые, установили дополнительные масляные фильтры в гидромеханическую трансмиссию, а также заменили на более совершенные подшипники в гидротрансформаторе. Кроме этого, заменили карданные валы от раздаточной коробки к мостам и изменили крепление заднего фланца промежуточного вала к этой же коробке.

Была в истории МАЗ-537 короткая глава с установкой ракетных комплексов различного назначения, причем проходило это в сравнении с новейшим на то время МАЗ-543. В 1962-1963 годах тягач 537Г стал носителем полуприцепа с установкой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, вес которой приближался к 147 тоннам. Всю нагрузку на себя брала двухосная транспортная тележка 8Т139, а задача тягача была в доставке ракеты к стартовому столу. Пытались установить на МАЗ-537 оперативно-тактический комплекс «Темп» (позже «Темп-С») с ядерной головной частью и даже провели сравнительные испытания в 1963 году. Сравнивали с длинным и лучше приспособленным к перевозки ракет МАЗ-543, который в итоге и выиграл.










МАЗы/КЗКТ современной Российской армии. Источник: fototruck.ru

Минский автозавод с конца 50-х и в начале 60-х постепенно наращивал производство технически сложных машин, которые своими неординарными возможностями завоевали уважение в войсках и получили звучное имя «Ураган». Сейчас машины разных поколений и от разных производителей можно встретить не только на дорогах и на бездорожье постсоветского пространства, но и в Европе — в частности, машины очень любят в Германии и они продолжают военную службу в Финляндии.

Перипетиям постановки первых восьмиколесных МАЗов в серийное производство и последующем переносе в Курган будет посвящено окончание цикла.

Окончание следует…
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 апреля 2020 19:16
    Прочитал с интересом, спасибо большое!
    Хотелось бы по подробнее, что значит машины любят в Германии и про службу в Финляндии.
    Праздного любопытства ради, а сколько их с современной армии, откуда ЗИП?
    1. +8
      9 апреля 2020 19:28
      Спасибо. В Германии после объединения осталось некоторое количество МАЗов (и не только), которые сейчас разошлись по частникам и различным клубам любителей техники. Возможно, еще из стран Варашского договора часть к ним ушла. Регулярно устраивают покатушки по пересеченной местности. Например, вот - https://www.youtube.com/watch?v=heFfhD7tr40 По Финляндии. Были на вооружении.

      Не думаю, что они от таких танковозов отказались.
      1. -1
        9 апреля 2020 19:32
        Спасибо за ответ!
        Кстати да, на канале "Евроспорт" видел как-то соревнования по грязи на грузовиках, там точно видел МАЗы и Татры
        1. +4
          9 апреля 2020 19:34
          Да, есть у них немного идиотское состязание - кто кого перетянет. Цепляют, к примеру, Татру к КрАЗу-255Б и рвут трансмиссии...
          1. -2
            10 апреля 2020 12:12
            Цитата: Евгений Федоров
            Да, есть у них немного идиотское состязание - кто кого перетянет. Цепляют, к примеру, Татру к КрАЗу-255Б и рвут трансмиссии...

            Почему идиотское? Спорт Настоящих Мужиков™. Особенно если техника казённая, и платить из своего кармана за ремонт Настоящий Мужик™ точно не будет laughing
      2. 0
        12 апреля 2020 10:21
        Цитата: Евгений Федоров
        Не думаю, что они от таких танковозов отказались.

        Зачем им этот головняк с МАЗами?
      3. -1
        4 июня 2020 15:49
        Зачем им такой монстр?,125л за 100км,это перебор,с ним рядом запрявщик должен ехать.
    2. 0
      9 апреля 2020 19:43
      И что значит от разных производителей ? От разных производителей внутри СССР?
      Сейчас машины разных поколений и от разных производителей можно встретить не только на дорогах и на бездорожье постсоветского пространства, но и в Европе
      1. +4
        9 апреля 2020 19:46
        С 1963 года Маз 537 стал выпускаться в Кургане.
  2. +10
    9 апреля 2020 19:28
    ПДД для МАЗов:
    Приближаясь к перекрестку, посмотрите, нет ли рядом других МАЗов. Если нет - смело продолжайте движение. fellow
    1. +1
      10 апреля 2020 05:01
      У меня был водитель на КРАЗ-260 никому дорогу не уступал. За два года ни одной аварии. Один раз при движении по главной на перекрестке встал чтобы пропустить Краз-255. Я ему "мы на главной". Он мне в ответ "у него машина больше".
      1. 0
        10 апреля 2020 17:19
        Ни одной аварии у него или вообще?
        1. +1
          10 апреля 2020 18:28
          Вот с такими его выкрутасами за 2 года службы ни одной аварии. Старшими с ним боялись ездить все в части. У меня как-то нервы выдерживали.
  3. +3
    9 апреля 2020 20:06
    Автору спасибо.Мощь Страны Советов-время титанов...
  4. +1
    9 апреля 2020 20:45
    Сегодня наблюдал 537-й, ураган который. Уши закладывает, ВЕСЧ, но сколько же он кушает на сотню?
    1. +4
      9 апреля 2020 21:05
      Цитата: impostor
      сколько же он кушает на сотню?

      80-120 литров.в зависимости от исполнения(это по шоссе)
  5. +1
    9 апреля 2020 22:17
    Интересная статья, но есть пара моментов:
    1 -
    машина МАЗ-528 (4х4), предназначенная для буксировки прицепов и работы с бульдозерными отвалами. Тягач появился в 1955 году, очень походил на большой трактор и оснащался дизелем ЯАЗ-206 мощностью 206 л. с.

    Та же википедия про ЯАЗ 206
    Мощность: 165 л. с. при 2000 об/мин (ЯАЗ-206А)

    Мощность: 180 л. с. при 2000 об/мин (ЯАЗ-206Д)

    Мощность: 205 л. с. при 2000 об/мин (ЯАЗ-206Б)

    и сайт Автопром Беларуси дает 165 лошадок
    https://belautoprom-g2n.jimdofree.com/%D0%BC%D0%B0%D0%B7/%D1%82%D1%8F%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B1-1/%D0%BC%D0%B0%D0%B7-528/
    и второе - про колесную формулу 48-48
    Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48. Источник: autorambler.ru
    На фотографии тягач МАЗ 8х8 и полуприцеп 8 осный. Если принять на каждой оси по 2 тележки (4 опоры), получим 8х4=32, все ведущие. Прибавим 8 МАЗовских - получим 40х40. Я не прав?
    1. +3
      9 апреля 2020 22:32
      Я не прав?
      Разобрался: в комплект автопоезда входил дополнительный толкающий тягач МАЗ (на фото он виден сзади с отцепленной штангой). Он и добавляет нехватающую восьмерку 48-48.
      Все правильно smile
  6. +2
    9 апреля 2020 22:50
    Автору благодарность!!!!!!!!!
  7. 0
    10 апреля 2020 05:32
    Иногда смотрю на все это, кажется у многих была не забота об обороноспособности, а о собственных амбициях. Комплекс разведовательный Ястреб, комплекс одноразовый, один пуск и все уничтожается, тягач тоже судя по всему. Запуск производился дистанционно, с 30 -50 метров . Хотя тягач там самый дешёвый компонент. Один пуск и полетел в тартарары небольшой городок, цена запредельная. Выпущено более 50 комплексов. Да поставьте все это на тот же МИГ. Но у Туполева свои амбиции. Зачем на огромном автомобиле, со скоростью 30 км в час, применять дорогущую и ломучую независимою подвеску, Причем на большинстве тралах и полуприцепах даже рессор не было, балансир и жесткая балка. Опять же чьи то хотелки. На мой взгляд, вполне достаточно простых мостов и рессорно-балансирной подвески. зачем огород городить, ничего не понимаю. До сих пор не утихают споры каким должен быть проходимец, с зависимой или независимой подвеской. Фотка с краном интересная, ЗИЛ-157 на тросу из гаража вытащилили, трос с переду так и прицеплен, и солдатик под машинкой лежит, наверное стартер навернулся, все остальные поломки с верху ремонтируются. Автокраны такие ни разу не видел. Грузоподъемность судя по всему не более 5-6 тонн. лап кажется даже нет. На такую махину, ставить такой крантик как то странно.
    1. -2
      10 апреля 2020 08:32
      Цитата: Вольный ветер
      Но у Туполева свои амбиции
      Тот ещё фрукт был. Нихароший!
    2. 0
      12 апреля 2020 19:29
      Этот Ястреб не одноразовый, как и все безпилотники Ту, мин 10 пусков. Можно спутать с Ястребом ударным, но и там бюджетный вариант ОТРК был, обычная ракета ЗРК , с спец БЧ, В-612 вроде. Статья толковая была на сайте.
  8. +1
    10 апреля 2020 09:56
    Мы в детстве МАЗ-535 тоже называли (со слов взрослых конечно) "Ураганом". Впервые видел его ребенком, мне было лет 10, когда такой МАЗ на прицепе-лафете привез к нам огромный японский бульдозер "Komatsu" - у нас тогда активно что-то строили. Тогда был впечатлен габаритами машины, которую мы - пацаны облазили вдоль и поперек. И это был именно МАЗ, а не ЗИЛ-135: точно помню как попарно были сблокированы колеса у монстра.
    1. 0
      10 апреля 2020 20:58
      Прошу прощения, но Ураганами стали называть двухкабинный МАЗ-543, он стал появляться на гражданке. Если вы видели тягача со сплошной кабиной , скорее всего это был выпускник Курганского завода, МАЗы- 535 навряд ли могли на гражданку попасть. Камацухи к нам начали поставлять с года так 82-83, модель Д-355, этот бульдозер и стал у нас основной моделью Камацу. А вы точно Камацу видели? Так то они редкие довольно были до 85 года. До этого весьма активно использовались Катопиллеры и Феоталисы.
      1. +3
        11 апреля 2020 20:25
        Автору спасибо за статью.И за воспоминания,-довелось в курсантские годы на 537-ом покататься.Загородная база училища располагалась у побережья Рижского залива.По пляжу и гоняли.(Там-же танкоремонтный завод свою продукцию обкатывал.)Инструкторы не возражали против некоторых "шалостей"-забуришься в дюны,-впечатления незабываемые,-американские горки отдыхают!На подъём прешь-за лобовым только небо видать.Гребень перевалил,с отрывом передней оси от грунта,-за стеклом мелкнул горизонт,море,пляж,и все,только песок перед глазами,-кажется уткнешься.А инструктор:"Газу,газу!"
        В конце занятий "мытье"агрегата,-километрах на 30 в час по мелководью!Зрелище фееричное,- зелёное Чудище рвущееся из радуги!!!
        ...И ведь за крестовины карданов никто не переживал...
      2. Eug
        0
        15 апреля 2020 08:44
        Ураганов было много в качестве аэродромных пожарных машин.
      3. 0
        18 апреля 2020 18:03
        МАЗ-537 называли "Ураганом", по крайней мере в Острогожской учебке, и все её выпускники. Едет он не 30 км/ч, гораздо быстрее. Сам на 100 километровом марше до 70 км/ч разгонялся.