Новая жизнь «стратега»: B-1 может стать летающим арсеналом гиперзвукового оружия

25

«Лансер» на все времена


Сложно найти что-то более парадоксальное, чем стратегическая авиация ВВС США. Судите сами, дозвуковой восьмидвигательный B-52, совершивший первый полет еще в 1952 году, хотят эксплуатировать едва ли не до середины XXI века, в то время как создававшийся ему на замену намного более новый B-1 могут списать (по крайней мере, хотели до недавнего времени). И даже малозаметный B-2 в обозримой перспективе могут вывести из эксплуатации, отдав его функции перспективному B-21 Raider. Которому, впрочем, только предстоит совершить первый полет и доказать, что он на что-то способен.

Не менее удивительны метаморфозы, которые происходили с этими машинами. В этом смысле B-1 Lancer, пожалуй, самый необычный самолет. Напомним, сначала B-1A, способный развивать скорость до 2300 километров в час, трансформировался в куда более «скромный» трансзвуковой B-1B. А затем низковысотный прорыв и ядерное оружие у последнего заменили на высокоточные бомбы и тактические крылатые ракеты, превратив «Лансер» в орудие против террористов.



В новой ипостаси самолет показал себя неплохо, однако так и не попал в число любимых боевых машин летчиков ВВС США, а кроме того, показывал относительно низкую на фоне других крылатых машин боеготовность: в 2018 году Военно-воздушные силы США заявили, что уровень боеготовности В-1В составляет 51,75%. Для сравнения: по состоянию на 2018 финансовый год уровень боевой готовности В-52H составлял 69,3%.


В прошлом году стало известно, что ВВС США анализируют возможность отказа от ряда B-1B для того, чтобы перенаправить освободившиеся средства на реализацию программы Long-Range Strike Bomber, то есть на B-21 Raider. А в феврале американское издание «Air Forces Times» в материале «Air Force general: Two-bomber fleet is the future» сообщило со ссылкой на выступление генерал-лейтенанта Дэвида Наома, что ВВС планируют иметь смешанный парк бомбардировщиков В-21 и В-52.

Жестокие игры


Казалось, что вот-вот и самолет окончательно уйдет в небытие. Но не тут-то было. Как выяснилось, сейчас машину вновь рассматривают как один из важнейших элементов, обеспечивающих высокий потенциал ВВС США. На ситуацию повлияли планы Пентагона получить гиперзвуковое оружие воздушного базирования.

Вкратце ситуация выглядит так. До недавнего времени ВВС США вели две программы создания гиперзвуковых ракет. Речь идет о комплексе Air Launched Rapid Response Weapon (ARRW), более известном как AGM-183A, а также ракете Hypersonic Conventional Strike Weapon, представляющей собой концептуальной развитие широко известной X-51. В феврале этого года стало известно об отказе от второго по финансовым соображениям. Остался только ARRW.


Как сообщил в апреле «Air Force Magazine» в материале «AFGSC Eyes Hypersonic Weapons for B-1, Conventional LRSO», Стратегическое командование ВВС США планирует модернизировать стратегические бомбардировщики B-1B Lancer с целью их оснащения перспективной гиперзвуковой ракетой AGM-183A. Кроме того, самолет хотят научить использовать неядерный вариант новой стратегической крылатой ракеты LRSO (Long-Range Stand-Off): на тот случай, если дальности крылатой ракеты AGM-158B JASSM-ER будет недостаточно. Напомним, у нее она (дальность) ограничена отметкой примерно 1000 километров. Для сравнения, у тактической российской крылатой ракеты Х-101 воздушного базирования дальность может превышать 5000 километров: по крайней мере, если верить СМИ.

Ситуация выглядит примерно так: сначала американцы спишут семнадцать B-1B, а потом оставшиеся 44 машины модернизируют до нового стандарта. В рамках модернизации самолеты получат по восемь внешних узлов подвески, на которых можно будет разместить AGM-183A.

«Моя цель состояла бы в том, чтобы получить по крайней мере одну эскадрилью самолетов В-1В, оснащенных внешними узлами подвески для несения гиперзвуковой крылатой ракеты ARRW»,

— приводит «Air Force Magazine» слова руководителя Стратегического командования ВВС США генерала Тимоти Рэя.


Здесь, впрочем, нужно внести важное уточнение. Для Air Launched Rapid Response Weapon или AGM-183A хотят применять как внешние держатели, так и внутренние установки револьверного типа. Таким образом, общее количество гиперзвуковых ракет должно составлять 31 единицу! Самолет B-1B никогда не обладал такими тактическими возможностями.

Защита или нападение?


Что же собой представляет AGM-183A? Этот вопрос мы неоднократно рассматривали в предыдущих материалах. Если вкратце, то комплекс состоит из аэробаллистической ракеты и гиперзвукового блока, носителем которого она является. По неофициальным данным, скорость блока сможет достигать 20 Махов.

США активно испытывают перспективное оружие, что подтвердили фотографии, сделанные в прошлом году. На них можно видеть макет ракеты ARRW, подвешенный под стратегический бомбардировщик В-52Н-150-BW S/N 60-0036, принимавший участие во многих других тестах. Разработку ARRW ведут в рамках контракта стоимостью 480 миллионов долларов, которые корпорации Lockheed Martin получила в 2018 году. Работы должны быть завершены к декабрю 2021 года. Американские военные рассчитывают получить действующие образцы нового гиперзвукового оружия уже в первой половине 2020-х, что, вне всякого сомнения, существенно укрепит потенциал ВВС США.


И не только их. Свое гиперзвуковое оружие намерены получить Сухопутные силы и Военно-морские силы США. Причем все это тоже должно произойти в обозримой перспективе. Напомним, что для Армии создают Long Range Hypersonic Weapon: универсальную твердотопливную баллистическую ракету средней дальности наземного базирования, имеющую управляемую планирующую гиперзвуковую боевую часть Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB). Что касается флота, то концепция похожа: выступающая в качестве носителя ракета + гиперзвуковой блок. Новым оружием хотят оснастить многоцелевые субмарины четвертого поколения типа «Вирджиния». По крайней мере, их часть.

Вообще, наполеоновские планы Пентагона в сумме с весьма сжатыми сроками порождают самые разные вопросы. Реальны ли планы США? Не являются ли они хорошо замаскированной дезинформацией, призванной втянуть оппонентов в разорительную для них гонку вооружений?

Ведь если вдуматься, Соединенные Штаты могут решать все стоящие перед ними тактические задачи уже имеющимися средствами: то есть, высокоточными бомбами и дозвуковыми крылатыми ракетами. Нужен ли американцам столь сложный и дорогой комплекс, как ARRW?


Если отбросить конспирологию, то единственным разумным ответом видится обеспечение полного не только тактического, но и стратегического господства США во всем мире. В этой связи американцам действительно могут пригодиться не только новые B-21, но и старые B-1B Lancer, каждый из которых, как мы уже знаем, сможет нести по три десятка гиперзвуковых ракет.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 апреля 2020 05:52
    как мы уже знаем, сможет нести по три десятка гиперзвуковых ракет.

    Как в старом анекдоте: нести три десятка гиперзвуковых ракет он конечно сможет, да вот только где он их возьмет?
    Ну а выражение "как мы знаем" вообще замечательное. Источник -СМИ "ОБС" (одна бабка сказала)
    1. 0
      14 апреля 2020 11:56
      Не сможет :) Ини по габаритам, ни по ПН.
      1. 0
        15 апреля 2020 07:24
        Разве AGM-183 тяжёлая?
        1. 0
          15 апреля 2020 12:49
          Тяжелая - не особо, но- крупногабаритная.
  2. +5
    14 апреля 2020 09:18
    А, вот зря написали :
    "Сложно найти что-то более парадоксальное, чем стратегическая авиация ВВС США."

    Обсасывалось неоднократно и здесь. Ситуация таже, что и у нас, только самолетов больше.
    Модернизируют старые под новую начинку и ракеты, и неспеша разрабатыывают новые.

    Раньше на стратегов вообще денег мало давали, но тут Россия помогла - как начала хвастаться успехами и мультиками, так денег начали выделять побольше.
  3. +4
    14 апреля 2020 09:20
    Что же собой представляет AGM-183A? Этот вопрос мы неоднократно рассматривали в предыдущих материалах. Если вкратце, то комплекс состоит из аэробаллистической ракеты и гиперзвукового блока, носителем которого она является. По неофициальным данным, скорость блока сможет достигать 20 Махов. 20 Махов ? А с какого "напряга" ? Ведь "энта" АRRW концептуально не шибко отличается от Х-47М2 "Кинжал".! Если и " отличается", то лишь при наличии дополнительного ускорителя на гиперзвуковом блоке,но это ... на "воде вилами писано" ! Известно, что "Кинжал" обеспечивает 10 Махов при наличии "разгонного блока" (МиГ-31) ! И выбран был этот самолёт не способом "орёл-решка", а из-за своей "специфичности" ! А обеспечит ли нужную "специфичность" аж для 31 штуки "америкен сейбр" пресловутый "Лансер", да ещё с внешней подвеской ? А что там с "старто -разгонным" блоком ? С какой "натуги" "появятся" упомянутые 20 М ? Ведь, не смотря на отделяемый блок , "гиперзвуковых махов" АRRW придётся достигать в "цельном" виде (!) ...как и "Кинжалу" ...который "с 10-ю махами" ! Даже при наличии "дополнительного ускорителя" ! В основном, ускоритель на БЧ сподобится ,чтобы сохранить "гиперзвук" или ,в какой-то мере, повысить до "гиперзвука " на "последней миле" (!) падающую скорость БЧ ! P.S. Я не исключаю того, что в настоящее время разрабатывается "Кинжал-2", где ,возможно, будет использован отделяемый планирующий боевой блок...
    1. +1
      14 апреля 2020 11:02
      Ведь "энта" АRRW концептуально не шибко отличается от Х-47М2 "Кинжал"
      концептуально, она не сильно отличается от “авангарда”, который разгоняется до 27М.
      МиГ-31) ! И выбран был этот самолёт не способом "орёл-решка", а из-за своей "специфичности" !
      выбран этот самолет был лишь по одной причине - единственный тяжеловесный самолет, который есть в наличии и который не жалко переделывать. Но сам “кинжал” можно запускать хоть с ту95, хоть вообще с земли.
      1. +2
        14 апреля 2020 14:58
        Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
        едь "энта" АRRW концептуально не шибко отличается от Х-47М2 "Кинжал"
        концептуально, она не сильно отличается от “авангарда”, который разгоняется до 27М.

        Ёлы-палы ! Сравнили хрен (овощ такой...) с пальцем ! В таком случае,почему бы, не "сравнивать" "Кинжал" с "Авангардом" ?! Но "почему-то" "Кинжал" пока способен на 10 М, а "Авангард"- на 20 М (это "гарантированное"значение ,что часто приводится...) ! И что теперь ? Мне надо тратить своё время, объясняя вам , что "Кинжал "(как и АRRW...) -аэробаллистическая ракета и летит в атмосфере, хоть и разрежённой...А "Авангард"-в космосе... если и не всю "дистанцию", то значительную ! Далее...какая скорость необходима для вывода БЧ БР в космос ? Про первую космическую слышали ? А какова скорость "Искандера"? (учитывая ,что ракете надо "набрать " высоту в 50 км...скорость 9М723 приводится в ТТХ "Искандера"...)
        Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
        МиГ-31) ! И выбран был этот самолёт не способом "орёл-решка", а из-за своей "специфичности" !
        выбран этот самолет был лишь по одной причине -

        Опять мне "разжёвывать" "от чего ,да почему...да по какому случаю..." ? Не выйдет... нет у меня в данный момент для этого времени !
        1. +1
          14 апреля 2020 17:50
          "Но "почему-то" "Кинжал" пока способен на 10 М, а "Авангард"- на 20 М (это "гарантированное"значение ,что часто приводится...)"///
          ----
          1) Кинжал - это тактическая БР Искандер воздушного старта
          2) Авангард - МБР , выводящая в космос планирующую БЧ
          Конечно, скорость МБР в два раза выше скорости тактической БР.
          Но в атмосфере скорость глайдера упадет до тех же 7 М над целью.
          Другое дело, Авангард можно пульнуть в Америку, а Кинжал - недалеко.
    2. +4
      14 апреля 2020 11:53
      ARRW по МГХ и ТТХ- реинкарнация старого-доброго SkyBolt, дополненного "глайдером" вместо традиционного "конуса". https://en.wikipedia.org/wiki/GAM-87_Skybolt

      Specifications
      Mass 11,000 pounds (5,000 kg)
      Length 38 feet 3 inches (11.66 m)
      Diameter 35 inches (890 mm)
      Warhead W59 thermonuclear weapon (1 megaton)
      Engine Aerojet General two-stage solid-fuel rocket
      Wingspan 5 feet 6 inches (1.68 m)
      Operational
      range
      1,150 miles (1,850 km)
      Flight ceiling >300 miles (480 km)
      Maximum speed 9,500 miles per hour (15,300 km/h)
      Guidance
      system
      inertial guidance
      Launch
      platform
      Aircraft
      1. +3
        14 апреля 2020 17:55
        Верно. Поэтому и разработка такая быстрая.
        Только тактический глайдер - что-то новое.
        Получилась некая смесь Кинжала с глайдером от Авангарда laughing
    3. 0
      14 апреля 2020 21:39
      Наверное так же появятся как появились 15Махов у последней модификации ЗУР SM 3.
  4. +5
    14 апреля 2020 09:26
    "Прикрутили" внешние АПУ.

    Только непонятно, 12 на внешних подвесках и 19 внутри? Как то перебор...
    1. +1
      14 апреля 2020 11:52
      Так из "прорывателей" его давно исключили- так что "возим КР до рубежа запуска". Справедливо для всех "стратегов" ныне.
    2. +1
      14 апреля 2020 21:46
      Если каждая ракета будет весить по 1600 килограмм в конечном варианте то 24 на внешних и на внутренних подвесках вполне потянет.
    3. +1
      15 апреля 2020 07:51
      Это древние фотки. Держатели для ALCM, с которыми В1В летал только на испытаниях
  5. -4
    14 апреля 2020 09:29
    На данный момент в строю находится 1/10 от парка В-1 в количестве 6 самолетов - для остальных отсутствуют запчасти, денег на их производство нет от слова совсем.

    В связи с решением продлить срок летной годности В-52 с "Лансером" - фсё.
  6. +1
    14 апреля 2020 11:04
    Готовится оружие и средства его доставки для перегрузки целевых каналов и последующего уничтожения наших С-300...500.
  7. +3
    14 апреля 2020 11:18
    Больше похоже на ошибку перевода в статье.
    Не удивлюсь, если 31 штука, это общее количество ракет заказанных для б1б, но никак не боевая нагрузка одного самолета.
  8. +1
    14 апреля 2020 11:50
    Хм, а чего тут удивительного? Хорошая пусковая платформа. Так же, как и Ту-160 (в одной "нише" сидят, если по конвенциональному вооружению).
  9. +2
    14 апреля 2020 17:48
    Здесь, впрочем, нужно внести важное уточнение. Для Air Launched Rapid Response Weapon или AGM-183A хотят применять как внешние держатели, так и внутренние установки револьверного типа. Таким образом, общее количество гиперзвуковых ракет должно составлять 31 единицу!
    Здесь надо внести еще более важное уточнение - автор написал полную ерунду.
    The goal of the Lancer upgrade, Ray reportedly said during a phone call hosted by the Defense Writers Group following his conversation with Air Force magazine, is to enable the B-1B to carry at least six ARRW hypersonic missiles while leaving the aircraft's bomb bay open to haul conventional missiles like the Joint Air to Surface Stand-Off Missiles-Extended Range (JASSM-ER), as well as the Long Range Anti-Ship Missile (LRASM).
    Да, B-1B может применять и внешние держатели, и револьверную установку. Но AGM-183A он может нести только шесть штук на внешней подвеске, а на внутренней, одновременно, свое штатное вооружение.
    Квалификация пишущих на сайте авторов стремительным домкратом движется в сторону нуля.
  10. +4
    14 апреля 2020 18:32
    Цитата: Bersaglieri
    Не сможет :) Ини по габаритам, ни по ПН.

    Если по габаритам еще с натяжкой можно с вами согласиться, то по ПН - однозначно проходят.

    Цитата: Дилетант
    Как в старом анекдоте: нести три десятка гиперзвуковых ракет он конечно сможет, да вот только где он их возьмет?

    Там же, где мы возьмем ГЗБР, которую готовит КТРВ, там же, где мы возьмем "Анчар". Ракета у них проходит испытания, а значит это только фактор времени. Причем ничего сверхъестественного в новой ракете нет. Даже если от нее будет на КУ отделяться "глайдер".

    Цитата: Nikolaevich I
    Что же собой представляет AGM-183A? Этот вопрос мы неоднократно рассматривали в предыдущих материалах. Если вкратце, то комплекс состоит из аэробаллистической ракеты и гиперзвукового блока, носителем которого она является. По неофициальным данным, скорость блока сможет достигать 20 Махов. 20 Махов ? А с какого "напряга" ? Ведь "энта" АRRW концептуально не шибко отличается от Х-47М2 "Кинжал".! Если и " отличается", то лишь при наличии дополнительного ускорителя на гиперзвуковом блоке,но это ... на "воде вилами писано" ! Известно, что "Кинжал" обеспечивает 10 Махов при наличии "разгонного блока" (МиГ-31) ! И выбран был этот самолёт не способом "орёл-решка", а из-за своей "специфичности" ! А обеспечит ли нужную "специфичность" аж для 31 штуки "америкен сейбр" пресловутый "Лансер", да ещё с внешней подвеской ? А что там с "старто -разгонным" блоком ? С какой "натуги" "появятся" упомянутые 20 М ? Ведь, не смотря на отделяемый блок , "гиперзвуковых махов" АRRW придётся достигать в "цельном" виде (!) ...как и "Кинжалу" ...который "с 10-ю махами" ! Даже при наличии "дополнительного ускорителя" ! В основном, ускоритель на БЧ сподобится ,чтобы сохранить "гиперзвук" или ,в какой-то мере, повысить до "гиперзвука " на "последней миле" (!) падающую скорость БЧ ! P.S. Я не исключаю того, что в настоящее время разрабатывается "Кинжал-2", где ,возможно, будет использован отделяемый планирующий боевой блок...

    Тезка, не стоит верить всему, что говорится. Ведь выступая в марте 18 наш ВВП тоже говорил о том, что у нас "Авангард" может лететь в плотных слоях со скоростью 20М. А это уже температуры Солнца...
    ИМХО скорость у этого AGM-183A вряд ли будет больше, чем скорость нашего "Кинжала", то есть порядка 9-10М

    Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
    концептуально, она не сильно отличается от “авангарда”, который разгоняется до 27М.

    Не стоит путать теплое с мягким. "Авангард" летит в космосе, "AGM-183A вряд ли будет подниматься выше линии Кармана. А скорее всего его полет будет проходить на высотах 30-60 км со скоростью вряд ли более 10-12М

    Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
    выбран этот самолет был лишь по одной причине - единственный тяжеловесный самолет, который есть в наличии и который не жалко переделывать. Но сам “кинжал” можно запускать хоть с ту95, хоть вообще с земли.

    Можно. Но максимальная скорость и максимальная дальность будет значительно меньше

    Цитата: Bersaglieri
    ARRW по МГХ и ТТХ- реинкарнация старого-доброго SkyBolt, дополненного "глайдером" вместо традиционного "конуса". https://en.wikipedia.org/wiki/GAM-87_Skybolt

    Маловероятно. Скорее всего новая ракета короче (иногда указывается длину 6 метров и диаметр 0,77. Соответственно дальность указывается порядка 800. Масса? ХЗ, но думаю тонны полторы будет.

    Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
    Больше похоже на ошибку перевода в статье.
    Не удивлюсь, если 31 штука, это общее количество ракет заказанных для б1б, но никак не боевая нагрузка одного самолета.

    Меньше всего похоже на ошибку перевода. У самолета шесть двойных внешних узлов подвески и говорят еще был один одинарный. Двойной рассчитан на нагрузку примерно в 4 тонны, одинарный - примерно на 2,5-3 тонны.
    Если американская ракета будет иметь стартовую в 1,2-1,5 тонны, то на двойных можно разместить по 3 ракеты, на одинарном - 2. Итого на внешней подвеске 20 ракет. Плюс еще 8 на револьверной установке в двойном бомбоотсеке. Итого 28 ракет. Это так, навскидку, не имея данных по этой американской ракете. Возможно что разместят и 31.
    1. +2
      15 апреля 2020 10:36
      Цитата: Старый26
      скорость у этого AGM-183A вряд ли будет больше, чем скорость нашего "Кинжала", то есть порядка 9-10М

      Дык, и я об этом же ! Этот "сыр-бор" начался из-за того,что я "возразил" против 20 М у АRRW !
      Цитата: Старый26
      Но сам “кинжал” можно запускать хоть с ту95, хоть вообще с земли.

      Можно. Но максимальная скорость и максимальная дальность будет значительно меньше

      То же самое и я хотел объяснить челу под ником "К ПРОРЫВУ ГОТОВ"... но время у меня "кончилось" в тот момент, да и надоело каждому "разжёвывать " то, что кажется очевидным... !
  11. -1
    15 апреля 2020 07:54
    20 Махов?! Есть сомнения, что это тупоносое говно хотя бы до 5-6 разгонится. Ну и, учитывая состояние парка В1В, для неё придётся искать другой носитель