Военное обозрение

Loyal Wingman: революция в сфере боевой авиации или блеф?

33

Продолжатель традиции



Королевские военно-воздушные силы Австралии — грозный и многочисленный региональный игрок, имеющий в своем составе десятки самолетов разных классов. Основа боевой авиации — различные версии F/A-18, включая современные истребители-бомбардировщики «Супер Хорнет». Главной же надеждой австралийских ВВС в обозримом будущем станет F-35A. Первая из этих машин совершила первый полет 29 сентября 2014 года на заводском аэродроме предприятия корпорации Lockheed Martin в Форт-Уорте, всего Австралия получила более 20 таких самолетов из 72 заказанных.

Как несложно заметить, потенциал австралийских ВВС полностью зависит от Соединенных Штатов. Так было не всегда. Например, во время Второй мировой Австралия выпускала условно «национальный» истребитель CAC Boomerang.

Можно сказать, что сейчас страна решила вернуть утраченные позиции, но уже в рамках новых реалий современной глобализации. 5 мая 2020 года на предприятии корпорации Boeing Australia выкатили первый опытный образец беспилотного летательного аппарата Loyal Wingman. Сама по себе Boeing Australia является крупнейшим подразделением Boeing за пределами США. Его основали в 2002 году на базе De Havilland Australia: компания контролирует многочисленные дочерние предприятия, объединяя и координируя деятельность трансатлантической корпорации в Австралии. Число сотрудников по состоянию на 2019 год — 3000 человек.


Очевидно, что развитие собственного ВПК — крайне важный вопрос для Австралии. Однако Loyal Wingman интересен по иной причине: речь идет о потенциально одном из самых революционных боевых летательных аппаратов будущего. Напомним, его создают в рамках программы Loyal Wingman Advanced Development Program в интересах австралийских ВВС. Проект финансируется корпорацией Boeing и правительством Австралии.

Разработка была бы невозможной без участия американской стороны: в его основе лежат концепции, проработанные специалистами Phantom Works — специальной научно-исследовательской группы Boeing, работающей в перспективных направлениях. Правда, австралийцы надеются наладить у себя на родине полный цикл производства БПЛА с возможностью экспорта аппарата в другие страны. Если Loyal Wingman удастся «вклиниться» в узкий рынок боевой авиации, это само по себе можно будет считать большим успехом для Boeing Australia.

Технический аспект


Дозвуковой беспилотник представляет собой основу так называемой Boeing Airpower Teaming System — связки боевых самолетов и беспилотных ведомых. Последние должны получать команды от летчиков и действовать в полуавтономном режиме. Де-факто это нечто среднее между современными БПЛА типа MQ-9 и гипотетическими боевыми дронами, работающими на основе нейронных сетей и принимающих самостоятельные решения.

Loyal Wingman — довольно крупный аппарат. Его длина составляет 11 метров, а ширина — 11,7 метра. Он имеет один реактивный двигатель. Главной конструктивной особенностью БПЛА можно назвать модульный принцип: в зависимости от характера задания аппарат сможет брать различную нагрузку. Прежде всего, вероятно, речь идет о различных сенсорах, позволяющих обнаруживать и идентифицировать неприятеля. В будущем аппарат может получить свое собственное вооружение.


Важно сказать, что при заявленной дальности в 3700 километров (вероятно, перегоночной) Loyal Wingman сможет сопровождать пилотируемые истребители на протяжении всего полета, вне зависимости от характера боевого задания. Среди заявленных целей — разведка, ударные задачи, постановка помех и так далее. В целом, именно многофункциональность лежит в основе перспективного БПЛА. При этом для него можно будет использовать самые разные платформы. Как отмечает военный блог bmpd, это могут быть как боевые истребители F-35A и F/A-18F, так и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G, а также патрульные самолеты Boeing P-8A и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-7A Wedgetail.

Что касается сроков, то сказать что-то определенное очень сложно. Инновационность разработки может сдвинуть принятие комплекса на вооружение на неопределенное время. Известно, впрочем, что наземные тесты хотят провести уже в этом году, а вскоре после них ожидается первый полет аппарата. Всего в рамках испытаний задействуют три летных прототипа Loyal Wingman. Испытания будут проводить на ракетно-космическом полигоне «Вумера», что в Южной Австралии.

«Без паники, я рядом»


Можно почти не сомневаться, что концепция беспилотного ведомого получит путевку в жизнь. Кроме технологии стелс и так называемого «оружия на новых физических принципах» (например, боевых лазеров), это единственная возможность резко повысить боевой потенциал военно-воздушных сил. Можно, конечно, сразу приступить к разработке упомянутых выше «полноценных» автономных дронов — БПЛА, способных самостоятельно принимать решение о применении оружия. Но это порождает сразу несколько неудобных политических и морально-этических вопросов. Например, как обезопасить аппарат от перехвата противником? И можно ли доверить искусственному интеллекту право решать, кому жить, а кому умирать? В то же время беспилотный ведомый всегда (или почти всегда) в поле зрения летчика, который «интуитивно» чувствует обстановку и может дать БПЛА верные указания. Сначала это будут разведка и наведение, а потом — удары по наземным целям и, возможно, участие в редких воздушных боях.


Строго говоря, Loyal Wingman не обязательно будет первым. Еще 5 марта 2019 года на испытательном полигоне в Аризоне компания Kratos Unmanned Aerial Systems вместе с научно-исследовательской лабораторией ВВС США провели первый полет демонстратора технологий беспилотного XQ-58A Valkyrie. Его видят в качестве беспилотного ведомого для истребителей F-35 и F-22 Raptor, а также ряда других крылатых машин. Аппарат схож с Loyal Wingman по своим размерам: он имеет в длину 9,1 метра при размахе крыла 8,2 метра.

Путь к созданию такого боевого комплекса долог и тернист. Это подтвердила авария, приключившаяся осенью прошлого года во время третьего полета XQ-58A. Тогда, напомним, во время посадки в условиях сильного ветра аппарат получил повреждения. Можно почти не сомневаться, что это не скажется радикальным образом на испытаниях БПЛА: уже в январе текущего года Kratos возобновила испытания демонстратора технологий. «Мы очень довольны результатами четвертого летного испытания», — заявили тогда в исследовательской лаборатории ВВС США.


Кроме Австралии и США, по этому пути решили пойти и другие страны. Так, на прошедшей в прошлом году выставке в Ле-Бурже можно было видеть макет европейского истребителя шестого поколения Next Generation Fighter (NGF), а рядом — макет крупного БПЛА, разрабатываемого в рамках этой же программы (то бишь, Future Combat Air System). А в России не раз говорили о «родстве» нового БПЛА «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Однако каким именно видят серийный «Охотник» в российском Минобороны, сказать сложно. Пока что он выглядит не столько в качестве беспилотного ведомого, сколько в качестве демонстратора технологий тяжелого многофункционального БПЛА.
Автор:
33 комментария
Объявление

Сайту «Военное обозрение» требуются авторы в новостной отдел. Требования к соискателям: грамотность, ответственность, работоспособность, неиссякаемая творческая энергия, опыт в копирайтинге или журналистике, умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно. Работа оплачивается. Обращаться: smirnovvad@gmail.com

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 12 мая 2020 05:47 Новый
    -9
    Loyal Wingman: революция в сфере боевой авиации или блеф?
    Вам картинки не понравились? feel Дело вкуса.
    Он имеет один реактивный двигатель. - совсем, совсем реактивный, одноразовый?
    1. Инсургент
      Инсургент 12 мая 2020 07:05 Новый
      -6
      Цитата: Mavrikiy
      Вам картинки не понравились? Дело вкуса.
      Он имеет один реактивный двигатель. - совсем, совсем реактивный, одноразовый?

      Loyal Wingman: революция в сфере боевой авиации или блеф?

      Название проекта созвучно эпическим индийским виманам...





      1. psiho117
        psiho117 12 мая 2020 12:22 Новый
        +5
        Цитата: Инсургент
        Название проекта созвучно эпическим индийским виманам

        Хосподи, откуда вы в слове Wingman (ведомый), образованному из слов Wing (крыло) и man (человек) нашли намёк на виманы? belay
    2. Stas157
      Stas157 12 мая 2020 09:16 Новый
      +1
      Картинки понравились, но в чем революционность Loyal Wingman, так и не понял.
      1. Ка-52
        Ка-52 12 мая 2020 11:57 Новый
        -1
        но в чем революционность Loyal Wingman, так и не понял.

        ни в чем ее нет. Это написано для привлечения внимания, в стиле желтушных СМИ. Правильнее было написать:
        австралийская "дочка" Боинга, Loyal Wingman, представила свой прототип дальнего тяжелого БПЛА.

        но это скучно и тускло читается. Вот Илья и добавил отсебятины )
      2. opus
        opus 12 мая 2020 14:35 Новый
        +4
        Цитата: Stas157
        Картинки понравились, но в чем революционность Loyal Wingman, так и не понял.

        Для Австралии!
        Первый военный самолет, который был спроектирован и изготовлен в Австралии более чем за 50 лет, был выпущен в рамках партнерства между ВВС Австралии и Boeing Australia.
        *Он построен в Австралии и предназначен для экспорта по всему миру. Экспорт будет проще без прохождения процедуры FMS в США.
        *Может летать с партнером ведущим или самостоятелно.
        *Имеет дальность действия около 2000 миль.38 футов в длину и использует двигатель класса bizjet.
        *Будет работать с E-7, EA-18G, F / A-18E / F и P-8 Poseidon.
        *Модульная конструкция для «полезной» загрузки и возможности быстрой реконфигурации.
        *Первоначальная конфигурация будет ориентирована на разведку и электронную войну.
        Управляется через наземную станцию, другие самолеты и имеет некоторый уровень автономности, который может масштабироваться для миссии.
        *Проектирование основывалось главным образом на том, что было бы привлекательно для мирового рынка, полного нехватки оружия.
        *Технологии и разработки будут получены на местном уровне в Австралии.
        *Boeing сможет адаптировать технологию для иностранных заказчиков гораздо проще, чем если бы разрабатывал и строил его в Соединенных Штатах.
        Правительство Моррисона инвестировало до 40 миллионов долларов в программу Boeing Loyal Wingman - Advanced Development в АВСТРАЛИИ, наряду с крупнейшими инвестициями Boeing в новую беспилотную авиационную программу за пределами США.

        а у нас

        Россия вновь вернулась к вложениям в бумаги США. Так, в феврале этого года наша страна неожиданно нарастила вложения в государственные облигации США (UST) сразу на 10% — до $14,5 млрд: $6,9 млрд были вложены в долгосрочные облигации и $7,6 млрд — в краткосрочные. Об этом сообщает Минфин США.

        Полностью отказаться от «суперликвидных и высокодоходных» американских облигаций Россия не сможет, даже если против нашей страны введут санкции США, считают эксперты.
        1. eklmn
          eklmn 12 мая 2020 21:03 Новый
          0
          Для любознательных:
          Стоимость дрона-невидимки около $2млн, таково условие контракта - “low budget”. Если и будет уничтожен, то денежный урон небольшой.
  2. ruivit1988
    ruivit1988 12 мая 2020 06:05 Новый
    0
    Любопытно, будущие за беспилотными истребителями и бомбардировщиками или же всё таки они будут пилотируемые лётчиками. Мне как кажется всё таки будут беспилотными.... Хотя время, время как правило вносит свои коррективы.
  3. Тот же ЛЕХА
    Тот же ЛЕХА 12 мая 2020 06:06 Новый
    0
    А в России не раз говорили о «родстве» нового БПЛА «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Однако каким именно видят серийный «Охотник» в российском Минобороны, сказать сложно.

    Новое всегда внедряется со скрипом...но идея привлекательная...нужно время чтобы оценить ее полезность и эффективность для наших ВКС...пока рано делать какие то выводы.
  4. Mavrikiy
    Mavrikiy 12 мая 2020 06:11 Новый
    -1
    Уточняю вопрос feel
    Реактивные двигатели делятся на три группы:
    жидкостные
    пороховые
    воздушно-реактивные
    Подробнее на: https://avia.pro/blog/reaktivnyy-dvigatel-samoleta

    Дальность полета Boeing E-7A - 6000 км
    Как отмечает военный блог bmpd, это могут быть самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-7A Wedgetail.
    и куда игрушка (3500) его сопроводит? request
    1. Арон Заави
      Арон Заави 12 мая 2020 06:20 Новый
      +4
      Цитата: Mavrikiy
      Уточняю вопрос feel
      Реактивные двигатели делятся на три группы:
      жидкостные
      пороховые
      воздушно-реактивные
      Подробнее на: https://avia.pro/blog/reaktivnyy-dvigatel-samoleta

      Дальность полета Boeing E-7A - 6000 км
      Как отмечает военный блог bmpd, это могут быть самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-7A Wedgetail.
      и куда игрушка (3500) его сопроводит? request

      Игрушка может производить дозоправку в воздухе.
      1. роман66
        роман66 12 мая 2020 11:12 Новый
        +4
        а вот смешно!
        Его длина составляет 11 метров, а ширина — 11,7 метра.

        что такое ширина ЛА???
        1. Инсургент
          Инсургент 12 мая 2020 12:14 Новый
          0
          Цитата: роман66
          что такое ширина ЛА???

          Скажите спасибо,что не "диагональ" написали,в дюймах (inch,") lol ...
      2. Ка-52
        Ка-52 12 мая 2020 12:09 Новый
        -1
        Игрушка может производить дозоправку в воздухе.

        про возможность дозаправки в воздухе Loyal Wingman нигде не указывается. Да и сомневаюсь я что она сейчас существует. Автролопитеки пока что выкатили фюзеляж, пока что пустой как барабан.
    2. opus
      opus 12 мая 2020 14:28 Новый
      +1
      Цитата: Mavrikiy
      и куда игрушка (3500) его сопроводит?

      Типа они оба взлетели в Калифорнии и почапали наблюдать за Мурманском7
      да?
      Будет работать с E-7, EA-18G, F / A-18E / F и P-8 Poseidon. и 2000 миль боевого радиуса ему не помешают
      Цитата: Арон Заави
      Игрушка может производить дозоправку в воздухе.

      не может
  5. Владимир_2У
    Владимир_2У 12 мая 2020 06:22 Новый
    +1
    Главной конструктивной особенностью БПЛА можно назвать модульный принцип
    Совсем уже с этой "модульностью" двинулись, или лепят слово куда ни попадя, так и подвесные контейнеры модулями называть можно.
  6. knn54
    knn54 12 мая 2020 08:20 Новый
    0
    Лучше бы беспилотный дезинфектор создали.Пригодится и для аграриев.
  7. JonnyT
    JonnyT 12 мая 2020 09:25 Новый
    0
    Беспилотный ведомый- губа не дура у ребяток, замахнулись не слабо, для таких задач им нужен Скайнет. А его у них нет)
    1. Carnifexx
      Carnifexx 12 мая 2020 11:00 Новый
      0
      Это для автономного беспилотника нужен скайнет (принимать решения об атаке и прочее), а тут как раз ведомый, имеющий ограниченную автономность (указания дает углеродный пилот) - нужен более сильный автопилот в сравнении с уже имеющимся.
  8. михаил3
    михаил3 12 мая 2020 09:27 Новый
    +4
    Писал я когда то о том, что беспилотное сопровождение пилотируемого истребителя - будущее боевой авиации, причем единственно возможное, иначе никаких истребителей в небе не будет, посбивают их моментально. Минусов нахватал, помню)
    Ну как же, американцы ж такого не делают! Ну вот, оказалось, делают. Насколько успешно, мы посмотрим, но все же стараются, естественно, выводя активы и людей из самого Боинга, в предвидении его банкротства. Интересно, среди наших титанических госкорпораций осталась хоть пара человек, способных хоть вид сделать, что они проектируют нечто подобное? На реальное проектирование надеяться нечего, разумеется.
    1. НЕКСУС
      НЕКСУС 12 мая 2020 13:54 Новый
      +1
      Цитата: михаил3
      Интересно, среди наших титанических госкорпораций осталась хоть пара человек, способных хоть вид сделать, что они проектируют нечто подобное?

      А чем вам уважаемый,КР(крылатая ракета) не беспилотник?
      1. михаил3
        михаил3 12 мая 2020 17:07 Новый
        0
        Дерьмовой маневренностью, уважаемый. То есть вообще никакой. Пара примитивных противозенитных маневров и все. Ведомая "стая" истребителя имеет смысл лишь тогда, когда у нее есть, к примеру, возможность проводить манеры за гранью возможностей человека выдерживать перегрузки, после этого возвращаясь в строй, если не пришлось собой жертвовать. А это в принципе иной уровень электроники и и абсолютно другой двигатель.
        1. НЕКСУС
          НЕКСУС 12 мая 2020 17:19 Новый
          0
          Цитата: михаил3
          Дерьмовой маневренностью, уважаемый.

          Той маневренности,что у нее есть,ей хватает за глаза,для выполнения своих задач.
          Цитата: михаил3
          Ведомая "стая" истребителя имеет смысл лишь тогда, когда у нее есть, к примеру, возможность проводить манеры за гранью возможностей человека выдерживать перегрузки,

          Уважаемый,до таких технологий нам и матрассам еще очень далеко. Ибо не один БПЛА не способен тягаться с пилотируемым истребителем.
          1. михаил3
            михаил3 12 мая 2020 17:23 Новый
            0
            Любой БЛА, оснащенный мощным двигателем, способен оставить любой истребитель далеко позади. Просто раньше сама идея БЛА не предполагала решения подобных задач.
            И вам не кажется, что предложение использовать крылатую ракету в качестве БЛА, обосновывая эту возможность тем, что СВОИ задачи ракета выполняет, немножко... как бы это... странное?
            Прям как в анекдоте: да, политик он никакой, и насчет социализма брешет как собака... но КАК ЦЕЛУЕТ!!
            1. НЕКСУС
              НЕКСУС 12 мая 2020 18:11 Новый
              0
              Цитата: михаил3
              Любой БЛА, оснащенный мощным двигателем, способен оставить любой истребитель далеко позади. Просто раньше сама идея БЛА не предполагала решения подобных задач.

              Серьезно? wassat Вот матрассы разработали массу разных БПЛА,только как-то ударный истребительный БПЛА,способный хоть как-то бороться с пилотируемыми противниками создать пока не смогли.
              Цитата: михаил3
              И вам не кажется, что предложение использовать крылатую ракету в качестве БЛА,

              Уважаемый,КР -это и есть БПЛА только с режимом камикадзе.
              1. михаил3
                михаил3 13 мая 2020 09:11 Новый
                0
                Вы правда не понимаете разницы между ракетой и БЛА? Хм... Ладно, попробую все же обьяснить. Ракетный двигатель мало приспособлен к изменению тяги. У него просто нет способов делать это быстро и надежно.То есть маневрирование может быть достигнуто, но с никакой эффективностью. Из ракеты такой БЛА, как из неструганой дубины рапира.
                Матрасы выжимают все из своих капиталовложений. Капитализму это вообще свойственно - не выпускать ничего нового, если есть что то старое и освоенное. Так как пирог ВПК давно поделен, зачем дергаться? Войны ж реальной нет. Вот они и выпускали БЛА в те ниши, где вообще не было ничего, а именно - низкоскоростные аппараты для наблюдения и стрельбы по малоразмерным целям.
                Теперь изменилась ситуация у Боинга. Фирме конец. Не выберется в нынешнем виде. Нужно сохранить как можно более полно матбазу и лучших разработчиков. Для этого нужно нечто, что в любой момент может доказать высочайшую эффективность, тогда никто не сможет закрыть новые фирмы, созданные из Боинга.
                Так как все условия для рывка есть, через пару лет будет продемонстрировано что то вроде Ф 16 с беспилотной стаей, которая будет на 100% защищать ведущего от любых ракетных атак, и при этом уничтожать столько истребителей, сколько будет в полетной зоне. Эффект будет оглушительный)
                У этих штук есть уязвимые места, разумеется. Но ресурс совершенствования огромен, так что все будет круто.Хе-хе...
  9. Zaurbek
    Zaurbek 12 мая 2020 10:08 Новый
    0
    Охотник это не сходная система....тут более маневренный агрегат.
  10. DDT
    DDT 12 мая 2020 14:37 Новый
    +1
    Да. Принцип роя. Я вот долго не мог понять, нафига так усиленно изучают ос, пчел и муравьев? Какая практическая польза? Но вот и ответ. Летит истребитель, а рядом куча дронов. Оператор наводит на цели и по сути выполняерт роль АВАКС. В случае уничтожения своих дронов, в отличии от АВАКС, истребитель сможет отбиться и вернуться на базу. Вот вам и война будущего. Если нет потерь сопоставимых со Второй мировой войной, то нет протестов мирного населения у себя дома. Веди себе войну до полного уничтожения противника и слова тебе никто не скажет. Полное отсутствие этики, никаких моральных ограничений.
    Единственная надежда, что помру до того как это гамно заработает на уровне практического применения.
    1. михаил3
      михаил3 12 мая 2020 17:11 Новый
      +1
      В случае потери дронов истребитель отбиться в принципе не сможет. Мы вот гордимся, что сделали гиперзвуковые ракеты. А другие не сделали. Но скорость в половину от гиперзвуковой, человеку уже недоступна. Размажет перегрузкой при любом маневре. А ракете вполне доступна, так что никаких истребителей самостоятельно в воздухе больше считай нет. Они - прошлое. Вместе с воздушными шарами - артиллерийскими наблюдателями.
      Только такая стая может защитить своего ведущего, не будучи скована ограничением по перегрузке.
  11. voyaka uh
    voyaka uh 12 мая 2020 15:33 Новый
    +2
    Кратос сделал относительно дешевую машину.
    Какая цена за штуку будет у Боинг - непонятно.
  12. Александр Гризодуб
    Александр Гризодуб 13 мая 2020 12:12 Новый
    0
    А кто на Австралию нападать собрался? Или она сама решила с Папуа Новой Гвинеей разобраться?
  13. Водород
    Водород 26 мая 2020 21:31 Новый
    -1
    Молодцы,пробуют,делают,решают,а у нас лишь патриотические лозунги каждый день.
  14. gridasov
    gridasov 18 июня 2020 15:43 Новый
    0
    Идея имеет оправданный смысл только в том случае если дрон будет летать с ускорениями ,маневрированием ,торможением ,достижением высот при которых человек физически не способен управлять аппаратом. Но для этого нужны двигатели с такими возможностями. Поэтому нет прорыва в двигателестроении - нет смысла реализации многих аспектов применения таких технологий.