«Рокот» в небесах. Россия предпочла «Ангаре» опасную ракету?
Форменное разнообразие
В мире все активнее говорят о «ракетной революции»: это обусловлено как стремительным ростом числа запусков многоразовой Falcon 9, так и появлением легких дешевых ракет наподобие Electron, которая, напомним, тоже должна стать многоразовой. В перспективе. В любом случае, число всевозможных ракетно-космических программ непрерывно растет. Не стала здесь исключением и Россия. Впрочем, в данном случае это едва ли можно назвать плюсом (всё финансируется не частниками, а за счет государства). Напомним, уже скоро страна хочет полноценно ввести в строй не только многострадальную тяжелую «Ангару А5» и ее развитие в лице «Ангары А5М», но и принципиально новый «Иртыш», который должен заменить ракеты семейства «Союз». Не стоит забывать и про легкую «Ангара-1.2», а также планы создать свой собственный «многоразовый носитель», а в перспективе иметь сверхтяжелые «Дон» и «Енисей».
Но и это еще не всё. Как недавно сообщило РИА «Новости» со ссылкой на свой источник, центр Хруничева возобновляет производство легких конверсионных ракет «Рокот», построенных на базе снимаемых с боевого дежурства баллистических УР-100Н УТТХ. По словам РИА, соответствующий контракт между Минобороны и Центром Хруничева уже подписан. «После согласования с военным ведомством новая ракета получила название «Рокот-М», — заявил собеседник агентства.
Проект «Рокот» имеет довольно долгую и весьма типичную для современных постсоветских реалий историю. Эту трехступенчатую ракету-носитель легкого класса спроектировали в центре Хруничева: с учетом первого запуска, проведенного в 1990 году, она выполнила 35 запусков. Последний из них произвели 27 декабря 2019 года.
Ракета далеко не такая дешевая, как можно подумать. По данным портала Avia.pro, стоимость одного запуска составляла 44 миллиона долларов. Для сравнения: цена старта ракеты «Союз» — порядка 40 миллионов. А запуск упомянутого выше американского Electron обходится примерно в шесть миллионов долларов США, хотя грузоподъемность этой ракеты существенно ниже: 250 килограммов при выводе груза на низкую опорную орбиту против более 2000 килограммов у «Рокота».
Новая старая жизнь
Главной проблемой носителя была не цена, а украинские комплектующие, которые после известных событий Россия уже не могла закупать. Ранее стало известно, что производимую в Харькове систему управления ракетой решили заменить на российскую. Проект получил обозначение «Рокот-2». Это всё, конечно, стоит больших денег. Как выяснилось из материалов центра Хруничева, цена работ в рамках «Рокот-2» должна составить 3,4 миллиарда рублей, а конкретно создание российской системы управления потребует 690 миллионов.
Есть еще одна трудность, на которую справедливо обратил внимание руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— заявил ранее эксперт агентству РИА «Новости».
Каждый из этих вопросов серьезен и требует отдельного рассмотрения. «Рокот» и правда ядовит. Для первой, второй и третьей ступени используют опасный несимметричный диметилгидразин или гептил. Тот самый, из-за которого так активно в свое время критиковали (и продолжают критиковать) «Протон-М». Дело в том, что гептил является высокотоксичным канцерогенным веществом, способным вследствие вдыхания паров или проникновения через кожу приводить к отеку легких, потере сознания, судорогам и смерти. Помимо этого, отработанные ступени загрязняют почву, так что запуски могут потребовать дорогих мероприятий по очистке, иначе это грозит серьезным загрязнением территорий, находящихся поблизости.
Получается, что Россия предпочла небезопасному «Протону» более экологически нейтральную «Ангару», а затем решила предложить производить еще один носитель, использующий несимметричный диметилгидразин.
Впрочем, сейчас нет почти никаких сомнений, что тяжелую «Ангару А5» действительно будут использовать: недавно стало известно о покупке российским Минобороны четырех таких носителей. А вот легкую «Ангару-1.2», похоже, ждут тяжелые времена. И дело не только в «Рокоте». Напомним, в прошлом году стало известно, что «Роскосмос» расторг контракт на производство ракеты, выбрав в качестве инструмента запуска аппаратов серии «Гонец» не ее, а «Союз-2». В том же 2019-м «Интерфакс» сообщил еще одну малоприятную новость: по его данным, цена строительства «Ангары-1.2» будет в полтора раза выше стоимости создания ракеты «Союз». Вообще, этого можно было ожидать на этапе запуска ракеты в серию, однако планы относительно «Рокота» точно не прибавляют шансов на успех легкой «Ангаре».
Кризис отрасли
Стоит отметить еще существенную важную деталь, которая напрямую касается новой программы. Разрабатывающий и производящий «Ангару» и работающий над обновленным «Рокотом» центр Хруничева справедливо считают самым проблемным предприятием космического ведомства. Среди трудностей — сложное финансовое положение. Как недавно отметила Lenta.ru, долги центра превышают 80 миллиардов рублей (по другим данным, сумма составляет 100 миллиардов рублей), что сравнимо с годовым бюджетом «Роскосмоса».
Отчасти это обусловлено трудностями переходного периода. Напомним, в 2019 году стало известно, что на месте части территорий центра Хруничева в Москве построят огромный деловой центр, а собирать ракеты «Протон» и «Ангара» будут в Омске. Ранее мы могли видеть один из эскизов главного здания Национального космического центра, который по своей форме напоминает гигантскую ракету-носитель.
В целом перспективы обновленного «Рокота», как, впрочем, и «Ангары-1.2», очень неоднозначные. В этой связи вопрос: может ли Россия вообще рассчитывать на получение недорогого и безопасного легкого/сверхлегкого носителя в будущем? Такие надежды есть. На днях частная компания «Космокурс» представила проект ракеты, с которым она примет участие в конкурсе «Аэронет». Предполагается, что двухступенчатый носитель сможет выводить на солнечно-синхронную орбиту около 260 килограммов груза. Возможностей ракеты должно хватить для запуска нано- и микроспутников. Кстати, есть небезосновательное мнение, что количество таких аппаратов в общей «корзине» запусков будет постоянно расти.
С другой стороны, мы не раз становились свидетелями того, как частная инициатива в российских реалиях оканчивалась ничем. Достаточно вспомнить историю с «Морским стартом», который сейчас имеет все шансы отправиться на металлолом. А ведь какие далеко идущие планы были у S7 Space, претендовавшей на то, чтобы стать «русской SpaceX»…
Информация