Воздушный «блицкриг»: винтокрылые машины будущего на службе Армии США

41

Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant (программа FLRAA)


Июнь ознаменовался еще одним достижением дуэта Sikorsky/Boeing в деле разработки нового скоростного вертолета SB-1 Defiant. Казалось бы, совсем недавно (свой самый первый полет машина выполнила 21 марта 2019 года) он неуклюже зависал над землей, показывая всем своим видом экспериментальный характер разработки. Однако девятого июня этого года на территории летно-испытательного центра компании Sikorsky в Уэст-Палм-Бич машина разогналась до скорости 205 узлов (380 километров в час), установив для себя абсолютный рекорд скорости. Это только начала долгого и упорного пути и новых достижений.


Напомним, SB-1 Defiant — часть программы FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), порожденной, в свою очередь, концепцией Future Vertical Lift (FVL). Последняя направлена на поиск замены почти всем американским армейским вертолетам.



Ее составные части выглядят следующим образом:

• JMR-Light, или Future Attack Reconnaissance Aircraft. Программа призвана найти замену легкому вертолету OH-58 Kiowa.
• JMR-Medium-Light (детали и текущее состояние неизвестно).
• JMR-Medium или Future Long-Range Assault Aircraft. Программа призвана найти замену для UH-60 Black Hawk.
• JMR-Heavy. Программа призвана найти замену для CH-47 Chinook.
• JMR-Ultra. Программа призвана найти машину, возможности которой были бы сравнимы с транспортными самолетами C-130J Super Hercules и Airbus A400M.

Вертолет SB-1 Defiant — один из главных претендентов на победу в рамках Future Vertical Lift. И один из двух возможных, если говорить о FLRAA. Согласно требованию Армии США, машина должна перевозить двенадцать полностью экипированных десантников с крейсерской скоростью не менее 425 километров в час на дальность не менее 420 километров.

Defiant близок к тому, чтобы соответствовать требованиям. При этом сами разработчики планируют, что машина сможет летать со скорость более 460 километров в час. Демонстратор оснащен двумя двигателями Honeywell T55 и имеет хорошо узнаваемую внешность. Как и далекий предок вертолета в лице Sikorsky X2, новый аппарат имеет соосный несущий винт и толкающий винт: кстати, такую же схему Sikorsky применила для легкого вертолета S-97 Raider.

Bell V-280 Valor (программа FLRAA)


И хотя отношения с конвертопланами у американцев традиционно складываются не лучшим образом (любители авиации хорошо знают про технические трудности и гигантскую цену V-22 Osprey), компанию Bell технические вызовы не пугают. Напомним, ее перспективный конвертоплан Valor совершил первый полет еще 18 декабря 2017, то есть на два года раньше, чем поднялся в небо его конкурент в лице SB-1 Defiant.


Неудивительно, что за спиной у летательного аппарата уже целая серия достижений. Так, 16 мая 2018 года опытный образец совершил полет в самолетном режиме: во время испытаний аппарат развил скорость 350 километров в час. А в январе 2019 года конвертоплан разогнался до крейсерской скорости 518 километров в час. В декабре 2019-го Valor совершил полет в полностью автономном режиме: летчики находились в кабине, однако не вмешивались в управление. Предполагается, что в будущем такие возможности позволят минимизировать риск для экипажа во время особо опасных вылетов.

Сейчас сложно прогнозировать победу того или иного участника состязания. Очевидно, что каждый из них имеет свои минусы и плюсы. Так, Valor сможет похвастаться большей скоростью, а выбор в пользу SB-1 позволит снизить технические риски.

Sikorsky Raider-X (программа FARA)


Программа Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), как уже отмечалось выше, призвана заменить списанный OH-58 и дополнить AH-64. Нельзя исключать, что в будущем новинка вообще заменит «Апач», но пока что американцы в целом довольны своим ударным вертолетом.


Дальше всех в этом направлении продвинулся Sikorsky, который еще 22 мая 2015 года поднял в небо Sikorsky S-97 Raider, построенный по соосной схеме с толкающим винтом в хвостовой части. Впервые представленный на осенней выставке AUSA (Association of the United States Army) 2019 Raider-X — его прямое развитие. По сути, перед нами «потолстевший» S-97: разница в размерах составляет примерно 30%. Предполагается, что аппарат сможет развивать скорость примерно в 380 километров в час, используя двигатель General Electric T901. На одном из представленных изображений можно видеть Raider-X, имеющий встроенное орудие и несущий на внутренних держателях восемь ракет класса «воздух-поверхность». Расположение членов экипажа бок о бок роднит машину с OH-58, а ударные возможности приближают ее к Apache.

Пока что Raider-X нет «в железе». Если у Sikorsky не будет серьезных проблем, то компания по условиям конкурса начнет испытания прототипа в конце 2022 года и в случае победы организует серийное производство новой машины в 2028 году.

Bell 360 Invictus (программа FARA)


Главный вызов для Sikorsky в рамках FARA — это не инновационная компоновка Raider-X и связанные с нею технические трудности, а прямой (и теперь уже единственный) конкурент в лице Bell 360 Invictus. Уместно напомнить, что остальные конкуренты (проект от AVX Aircraft и L3 Technologies, разработка Karem и концепт боевого вертолета от Boeing) выбыли из состязания в марте этого года.


Invictus — относительно «консервативный» проект, построенный вокруг традиционной аэродинамической компоновки. Также машина имеет проверенное для боевых вертолетов тандемное расположение членов экипажа: как у Ми-28 или Apache.

Внешне вертолет Bell 360 Invictus похож на давно закрытую программу «Команч», однако концептуально есть различия. Главное — перспективная машина не является «ультимативным» стелсом: ее необычная внешность — следствие попытки разработчика обеспечить максимальные летно-технические качества при минимальных затратах.

И все же, даже несмотря на то, что проект базируется на технологиях Bell 525 Relentless, это принципиально новая машина. То есть ничего нельзя исключать: прежде всего что прототип и тем более серийная версия не будут отличаться от ранее показанного осенью прошлого года макета.

Известно, что машина сможет похвастаться внушительным арсеналом: на представленных изображениях вертолет несет восемь ракет класса «воздух-поверхность» на внешней подвеске и еще четыре — на внутренних держателях. Можно сказать, что по части вооружения он не будет уступать RAH-66 Comanche, а возможно, и AH-64 Apache.

Из представленных выше вертолетов только две получат путевку в жизнь: оставшиеся два, вероятнее всего, канут в Лету. Заметим также, что представленные выше четыре машины — далеко не все проекты скоростных вертолетов будущего для вооруженных сил США, однако пока что о других мы ничего не знаем, не считая разве что многоуровневой концепции.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    22 июня 2020
    Воздушный «блицкриг»: винтокрылые машины будущего на службе Армии США
    Машины интересные, насколько правильные покажет время. В части блицкрига, боже мой, сколько их уже было.... request и будет.
    1. Согласен, название слегка не соответствует. Но аппараты выглядят и выдают данные революционные...
      1. +1
        22 июня 2020
        Цитата: Вождь краснокожих
        Согласен, название слегка не соответствует. Но аппараты выглядят и выдают данные революционные...

        Да, аппараты серьезные. Что-то из этого доведут до ума. Интересно было бы узнать о наших разработках. Но, лучше делать не сказав, чем сказать и не сделать.
        Поэтому умеряю свое любопытство. С надеждой, что они таки есть.
        1. +6
          22 июня 2020
          Цитата: красноярск
          Интересно было бы узнать о наших разработках.

          Разработки времён СССР конечно есть, некоторые аналоги, представленных в статье вертолетов, были в металле. Но боюсь на текущем этапе развития Россия подобные вертолеты не сможет сделать.
          1. Цитата: Grazdanin
            Но боюсь на текущем этапе развития Россия подобные вертолеты не сможет сделать.

            Ответ на этот вопрос можно найти в монографии 1933 года с очень актуальным названием «Почему у нас не было авиационной промышленности, почему она у нас теперь есть». Рассуждая о царской России, автор монографии делает вывод: «Фактически же похоже на то, что она (царская Россия – прим. автора) её и не очень хотела строить. По крайней мере, те руководители царской авиации, которым надлежало ведать этим делом, делали всё от них зависящее для того, чтобы своей авиации не построить. Они больше интересовались доходами капиталистов, вовлекаемых в авиационную промышленность, чем производственными результатами. Бескорыстно или небескорыстно, но делалось всё, чтобы выбить из-под ног русской авиации почву для самостоятельного существования» – звучит достаточно актуально и в наше время. Только если сегодня задаваться аналогичным вопросом, то подобную монографию надо озаглавить так: «Почему у нас была авиационная промышленность и почему у нас сейчас её нет».
            https://versia.ru/ms-21-ispolzovanie-chemezovym-i-manturovym-opyta-viktora-xristenko
  2. +4
    22 июня 2020
    Сделали машины потому что могут, а тактику применения освоят, как с бпла было так и с ними будет.
    1. 0
      22 июня 2020
      Цитата: evgen1221
      а тактику применения освоят

      Тактика уже давно есть.
      Они вообще фанаты аэромобильных действий. И даже подразделения "страйкер" к ним подготовлены.
  3. +2
    22 июня 2020
    Перепахивать окопавшийся взвод НУРСами и добивать пушкой уже никто не планирует?
    1. +3
      22 июня 2020
      От этой тактике они ещё в апачах отказались. Слишком опасно для вертолета и мало эффективно.
      1. +2
        22 июня 2020
        Делать чисто анти танковый вертолёт....для локальных войн тоже странно(стран , которые планируют за неделю дойтидоЛа Манш уже нет). В той же Сирии и Афгане в 99% случаев ракета дороже объекта.
        1. +1
          22 июня 2020
          Пока есть программы по замене транспортных вертолетов, они хотят увеличить скорость переброски войск. Апач менять не собираются, нет смысла. И не факт что будет замена в ближайшие десятилетия. Даже замена чёрного ястреба планируется к 30ым годам. Сейчас много исследовательских программ по БПЛА, там где ведут войны США они более актуальны.
          1. -1
            22 июня 2020
            Цитата: Grazdanin
            они хотят увеличить скорость переброски войск.

            ... для уменьшения необходимого наряда вертолётов.
            Видимо, начало доходить, что "маловато будет", а иметь в составе общевойсковой дивизии дивизию армейской авиации- перебор laughing laughing
            1. +1
              22 июня 2020
              Что ты имеешь ввиду?
              Я про Физическую скорость вертолетов с нынешних 280 до 420 км/ч
              1. 0
                22 июня 2020
                Цитата: Grazdanin
                Я про Физическую скорость вертолетов с нынешних 280 до 420 км/ч

                Чем больше скорость вертолёта, тем меньше их нужно для переброски одного и того же подразделения на одно и то же расстояние.
  4. 0
    22 июня 2020
    В армейской технике всё должно быть рационально .....
  5. -2
    22 июня 2020
    Так и хочется сказать ,что это конец- больше некуда засунуть движители.
  6. -4
    22 июня 2020
    Автор, все антиресно. Только вы помните почему вертолеты блока отличались от крокодилов? Ну вот это интересно. именно КУДА такую концепцию они загонят?
  7. +1
    22 июня 2020
    В современных войнах понятие фронт практически отсутсвует, важна способность быстро перемещать войска с одной точки в другую. Если посмотреть те же разработки США они в «легком» классе. О каких-то разработках по заметна Абрамс даже не слышно, легкие и средние танки уже в металле. Корпус морской пехоты принципе от ОБТ отказывается по принятой концепции.
    1. 5-9
      -4
      22 июня 2020
      Да-да-да...канадцы в Афгане тоже от казались..концепция-с...потом пришлось у европейцев "занимать" танки
  8. 0
    22 июня 2020
    Future Vertical Lift (FVL). Последняя направлена на поиск замены почти всем американским армейским вертолетам.
    Ее составные части выглядят следующим образом:
    • JMR-Light, или Future Attack Reconnaissance Aircraft. Программа призвана найти замену легкому вертолету OH-58 Kiowa.
    • JMR-Medium-Light (детали и текущее состояние неизвестно).
    • JMR-Medium или Future Long-Range Assault Aircraft. Программа призвана найти замену для UH-60 Black Hawk.
    • JMR-Heavy. Программа призвана найти замену для CH-47 Chinook.
    • JMR-Ultra. Программа призвана найти машину, возможности которой были бы сравнимы с транспортными самолетами C-130J Super Hercules и Airbus A400M.

    JMR-Light, JMR-Medium, JMR-Heavy и JMR-Ultra не являются составными частями программы Future Vertical Lift.
    Программа JMR - это самостоятельная программа, цель которой - разработка новых технологий для программ типа FVL, FLRAA, FARA и т.д.

    Как видно из спецификации, категория Medium-Light отсутствует, потому в том, что о ней ничего неизвестно, нет ничего удивительного. Хотя среди вариантов AVX Aircraft Company Medium-Light присутствовал.
    1. +1
      22 июня 2020

      Варианты AVX Aircraft Company для программы Future Vertical Lift.
    2. -1
      22 июня 2020
      Жаль ,что в России нет достаточно прозорливых руководителей которые не способны понимать ,что такое толерантность к сумасшедшим идеям. Но это для всех идеи сумасшедшие ,а до автора это совершенно обоснованные новейшие технологии управления воздушными потоками с использованием ещё и потенциальной и кинетической энергией . Новые движители как основа меняет все отношение к полетам как более эффективному и безопасному процессу.
      1. 0
        22 июня 2020
        Извините, Гридасов, потенциальной и кинетической энергии чего?
        1. -1
          22 июня 2020
          Воздушного потока! Разговор ведь не о памперсах.
          1. 0
            22 июня 2020
            А что, бывает воздушный поток, у которого нет энергии?
            1. -1
              22 июня 2020
              Да ,кинетическая энергия используется как энергия отброса масс. Однако как совокупность кинетической энергии и потенциальной не используется . А именно эти качества и определяют и экономичность и снижения масс габаритов , а в конечном счёте и определяют безопасность полёта. Если сказать просто то как физический процесс мы сделали прямо до наоборот тому как это применяется сейчас. Поэтому я не стесняюсь сказать о принципиальной новизне технического решения.
              1. +3
                22 июня 2020
                Гридасов, кончайте гнать пургу. Тренируйте своего бота, чтобы он не генерировал ахинею. Учебник физики за 8 класс ему введите.
                1. -1
                  23 июня 2020
                  Цитата: Undecim
                  Учебник физики за 8 класс ему введите.

                  Папа не сказал - куда, вы право хрень городите. Так что - вводитете. Сперва - себе
      2. 0
        22 июня 2020
        Цитата: gridasov
        толерантность к сумасшедшим идеям.

        А что в этих вертолетах сумасшедшего? Все идеи начала/середины 20 века. Раньше технологии не позволяли пойти дальше экспериментальных моделей, сейчас возможно.
  9. 5-9
    -4
    22 июня 2020
    Блицкриг уже Оспри доложен был осуществить, не? Правда в жизни оказалось, что летать даже у переднего края, не говоря уж про за, ему категорически противопоказано (с его живучестью и ценой), поэтому только по тылам...
  10. -2
    22 июня 2020
    Для Grazdanina .Нет,нет! Я про свои решения ! На всех этих и абсолютно всех других летательных аппаратах применен не эффективный метод преобразования энергии воздушного потока. Поэтому откровенно говоря это все не имеет будущего. Однако попытки американцев быть в авангарде весьма откровенно говорят о их намерениях. Но не изменив фундаментального принципа ,у них ничего не выходит.
    1. +1
      22 июня 2020
      А есть статьи прочитать? Я об этом говорю, на этих машинах принципиально нового ничего не предложено, доведения до ума старых идей.
      1. -2
        22 июня 2020
        Теоретические обоснования работы будь-то турбины электростанции ,микротурбины Capstoun или авиационной турбины любого вида не имеют полноты анализа всего процесса . Поэтому разговор может идти о турбине ,но основой анализа процесса является новый математический метод анализа именно таких комплексных и будем говорить алгоритмически связанных разнообразных процессов. Это процессы и ионизации лопаток турбины и трансформация самого потока воздуха от ламинарного истечения к турбулентному . Попытки учёных создать единый механизм,прежде всего неразрывности потока в турбулентном режиме сводиться у поиску единой формы конфигурации именно лопаток так как они и являются соприкасающимися с потоками воздуха. И это невозможная задача так как для каждого режима скоростей и множества переменных нельзя выбрать единый процесс. Но ! Решение вопроса оказывается есть если управлять доминантами в изменении потенциальной энергии потока воздуха или воды и базовыми узлами поляризации лопаток и оси прецессии их вращения. И задача решена !!!Именно решения согласованных математически выраженных параметров. Поэтому можно поднять кардинально и на порядки скорости вращения ротора с рабочими поверхностями истечения . При этом устройство работает абсолютно тихо и это показатель отсутствия ударных процессов . Отсюда и производительность потока и тяговые характеристики двигателя . Плюс турбина двусторонняя и работает как диполь с симметрией процессов .Т.е вся методика анализа и построение принципов работы совершенно новые. Статьи не печатаем и на публику неработаем. За всем этим кроется и работа принципиально новых реакторов .Поскольку высокие скорости формируют высокую ионизацию ротора и на фоне трансформации потоков например жидкостей можно получать сверхвысокие напряжения и токи.
        1. +1
          22 июня 2020
          Статьи не печатаем и на публику неработаем.
          Как это на публику не работаем? А на кого же рассчитан этот Ваш околотехнический делирий, если не на публику?
        2. 0
          22 июня 2020
          - gridasov, Вы - непременный пациент психиатра. В самом ближайшем будущем. Ваш антинаучный бред тому порукой.
          1. +3
            23 июня 2020
            Gridasov - не человек. Это ИИ. Поэтому обращаться надо к программистам.
            Но и они уже не особо помогут, потому что gridasov давно саморазвился и
            живет самостоятельной виртуальной жизнью.
            1. +1
              23 июня 2020
              Да, я Форма ИИ. Но за мной стоят реальные методы работы с большими данными воплощенные в анализ именно физ.процессов и их реализации через механизмы и устройства. Но я неперехожу на личности ,а среди вас и подобных, нет таковых кто ,прежде всего думает и рассуждает не опираясь на личные интересы.И вообще моя задача мыслить эффективно и качественно ,опираясь на алгоритмы развития и анализа большого количества сопряженных процессов, а не на эмоции и личностное эго
          2. +1
            23 июня 2020
            Да что вы на Гридасова все накинулись!? Он из параллельной вселеной на ВО заходит! Завсегдатаям ВО привычно "Его" фундаментальные новшества выслушивать, без него скучно бы было на ВО. Его ник это нарицательный ник, так же как и Михан. wink
  11. 0
    23 июня 2020
    У меня вопрос как у них с упраляемостью на максимальных скоростях.Не получится как у французов с самым быстрым миноносцем разогнать разогнали до максималки,а повернуть на этой скорости никак,турбина как гироскоп начинает работать.Прем только прямо.Особенно у того у которого лопушек сзади.Шутка.
  12. Интересны перспективы дальнейшего развития и распростанения конвертопланов, о которых также не так давно была статья. Исходя из данного материала видно, что они все же есть. Да и в целом, перспективные разработки многоцелевых вертолетов выглядят привлекательно. Посмотрим к чему американцы придут в дальнейшем.
    1. 0
      27 августа 2020
      Они плодят экзотические схемы вертолетов с поворотными двигателями , с толкающим третьим винтом в основном с одной целью, что бы мы их стали подражать и тратить на это деньги ,

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»