Пластины и шнуры: доспехи Страны восходящего солнца

80
Пластины и шнуры: доспехи Страны восходящего солнца
Самураи эпохи Намбокутё (1336-1392): самурай слева в традиционном доспехе о-ёрой; самурай в центре – в доспехе до-мару («вокруг тела») с нагрудными пластинками гёё; самурай справа также одет в до-мару, а на голове у него шапочка эбоси – головной убор самураев, который они носили вместо подшлемника. Рис. Ангуса МакБрайда

У жаровни сижу
и гляжу, как под дождичком мокнет
на улице князь…
Исса


Доспехи и оружие самураев Японии. Пластинки японских доспехов обычно окрашивались в различные цвета при помощи органических пигментов. Например, чернили их обыкновенной сажей; ярко-красный цвет давала киноварь; коричневый получали смешением красной краски с черной. Именно темно-коричневый цвет лака был в Японии особенно популярен, что было связано с обычаем пить чай, а еще модой на все старое. В данном случае этот цвет создавал впечатление металлической поверхности, ржавой от старости, хотя самой ржавчины там не было. Фантазия мастеров при этом была безгранична: один добавлял в лак мелко рубленную солому, другой сыпал порошок обожженной глины, а кто-то — толченые кораллы. «Золотой лак» получали, добавляя в него золотую пыль или покрывая изделия тонким листовым золотом. Красный цвет также был весьма популярен, поскольку его считали цветом войны, к тому же на таких доспехах вблизи была не так видна кровь, а вот издали они производили на врага устрашающее впечатление. Казалось, что люди в них забрызганы кровью с головы до ног. Не только отделка лаком доспехов, но даже и сам лак стоил очень дорого. Дело в том, что сок лакового дерева собирают только с июня по октябрь, а так как выделяется он лучше всего поздно ночью, то его сборщикам спать в это время не приходится. Причем за целый сезон, который длится полгода, одно дерево дает всего одну чашку сока! Сложен и процесс покрытия этим лаком готовых изделий. Причина в том, что японский лак уруси нельзя сушить, как это обычно принято, а нужно держать на свежем воздухе, но зато обязательно в тени и в сырости. Поэтому лакировку больших партий лаковых изделий иной раз производят в земляной яме, устроенной так, чтобы по ее стенкам стекала вода, а сверху ее накрывали пальмовыми листьями. То есть такое производство требовало больших знаний, опыта и терпения, но уж зато и стойкость лака к воздействию японского климата и механическим повреждениям была действительно исключительной. Лаком покрывали ножны мечей и металлические и кожаные пластинки доспехов, поверхность шлемов и лицевых масок, поножи и стремена, так что неудивительно, что всего лишь на один доспех нужен был лак с нескольких деревьев, из-за чего и стоимость его была очень и очень высока!




Пара мечей дайсё сонаэ («большой и малый»): катана и вакидзаси. Предполагается, что их владельцем был сам Тоётоми Хидеёси. Ножны покрыты красным лаком и украшены полосами золотой фольги

Коробчатое совершенство


В предыдущем материале было сказано, что уже в начале Х века классическим доспехом самураев стал доспех о-ёрой, или «большой доспех», который от поздних доспехов кейко отличался тем, что представлял собой одну большую деталь, которая оборачивалась вокруг торса воина и закрывала ему грудь, левый бок и спину, а вот на правый бок нужно было надеть отдельную пластину ваидатэ. Кираса щ-ёрой называлась до и состояла из нескольких рядов пластинок накагава. На верхней части кирасы мунаита были предусмотрены крепления наплечных ремней ватагами, имевших толстую подкладку, при этом на плечах у них имелись вертикально стоящие пластины сёдзино-ита, не дававшие ударить мечом по шее воина сбоку.


Сиро-ито одоси цумадори о-ёрой – очень старый доспех о-ёрой эпохи Хэйан с шевронным узором в виде половины угла слева. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Пластины на груди кирасы закрывали выделанной кожей, что было связано с практикой японской стрельбы из лука. Стрелок становился к противнику левым боком и тянул тетиву к своему правому плечу. Так вот, чтобы при выстреле тетива не задевала за края пластин кирасы, их и закрывали гладко выделанной кожей. Подмышки спереди защищались пластинами, закрепленными на шнурах: сэндан-но-ита также из пластин, находилась справа, а узкая цельнокованая пластина кюби-но-ита – слева. Защитой для нижней части тела и бедер служили трапециевидной формы кусадзури, которые также состояли из пластин на шнуровке. Панцирного воротника для доспехов о-ёрой не придумали, но вот плечи у воина прикрыли большими прямоугольными наплечниками о-содэ, похожими на большие гибкие щиты. Держались они на толстых шелковых шнурах, завязанных на спине в виде банта, который назывался агэмаки. Интересно, что какой бы цвет ни был у шнуровки самих доспехов, шнуры о-содэ и бант агэмаки всегда были только красного цвета.


А вот это уже более легкий и не такой тяжелый доспех харамаки-до, что означает «вокруг тела». Пример одноцветной плотной шнуровки кэбики-одоси голубого цвета


Вид сзади. Интересно, что на этом доспехе бант агэмаки почему-то темно-синего цвета, хотя, по идее, ему следовало быть красным!


Еще один доспех куро-до-мару XIV–XV вв. – весь черный, с черными пластинками и шнурами. Наплечники о-содэ для доспехов до-мару были такими же, как на доспехах о-ёрой

Два вида искусства: одоси и кэбики


А еще японские доспехи отличались от европейских тем, что, во-первых, рисунок шнуровки, а во-вторых, ее плотность и материал шнуров играли отнюдь не утилитарную, а очень важную роль, и, более того, являлись для оружейных дел мастеров даже особыми видами искусства: первое — одоси, второе — кэбики. Причем дело здесь было далеко не в одной красоте. Именно цвет шнуров и узоры из этих шнуров на доспехах помогали самураям отличать своих от чужих, пусть даже доспехи одного и того же цвета были у разных сторон. Принято считать, что различать кланы по цветам стали еще во время императора Сейва (856-876 гг.), когда светло-зеленый цвет выбрала семья Фудзивара, Тайра выбрала фиолетовый, а Тачибана — желтый и т.д. Доспехи легендарной императрицы Дзинго имели шнуровку темно-малинового цвета, за что их называли «доспехи красного шитья».

Как и во многих других странах мира, красный цвет воины Японии предпочитали всем прочим. Но среди них был также популярен и белый цвет — цвет траура. Его обычно использовали желавшие показать, что они в бою ищут смерти либо что дело их безнадежно. Соответственно, плотность плетения шнурами демонстрировала положение воина в его клане. Тугая шнуровка, которая практически полностью покрывала всю поверхность пластинок, была принадлежностью доспехов знати. А у простых пехотинцев-асигару на доспехах был самый минимум шнуров.

Шнуры и цвета


Для соединения пластинок в японских доспехах могли использоваться кожаные шнуры (гава-одоси) или шелковые (ито-одоси). Самым простым и одновременно популярным было плотное плетение из шнуров одного цвета — кэбики-одоси. Интересно, что если шнуры были кожаные, скажем, белого цвета, то их мог украшать мелкий рисунок цветов японской вишни — кодзакура-одоси. При этом сами цветы могли быть и красными, и темно-синими и даже черными, а фон соответственно — белым, желтым или же коричневым. Особую популярность плетение такими шнурами приобрело в период Хэйан и в начале периода Камакура. Однако фантазия японских мастеров такой простой одноцветной шнуровкой отнюдь не ограничивалась, и они со временем начали комбинировать цвета шнуров. И для каждого такого плетения, естественно, тут же было придумано свое собственное название. Так, если при одноцветном плетении один или же два верхних ряда пластинок скреплялись шнурами белого цвета, то такое плетение называлось ката-одоси, причем оно было популярным в самом начале периода Муромати. Вариант, в котором шнуры другого цвета шли снизу, назывался коситори-одоси; а вот если цветовые полосы в доспехе чередовались, это уже было плетение дан-одоси, характерное для конца того же периода.


До-мару с плетением иро-иро-одоси

Плетение из полос шнуров разного цвета получило название иро-иро-одоси, также характерного для конца Муромати. Иро-иро-одоси, в котором цвет каждой полосы заменялся посредине на другой, тоже имел свое собственное название — катами-гавари-одоси. В XII в. распространилось сложное плетение сусуго-одоси, в котором самая верхняя полоса была белой, а цвет у каждой новой полосы был более темным, чем у предыдущей, начиная со второй полосы и вниз. Причем между белой полосой вверху и остальными с оттенками выбранного цвета помещалась одна полоса желтого плетения. Иногда плетение имело вид шеврона: сага-омодака-одоси (углом верх) и омодога-одоси (углом вниз). Узор цумадори-одоси имел вид половины угла и был особенно популярен в конце периода Камакура – начале периода Муромати. А сикимэ-одоси – это плетение в виде шахматной доски.


Доспех до-мару из префектуры Аомори (северная часть бывшей провинции Муцу), относится к концу XVI в. и традиционно ассоциируется с Акита Санэсуэ, даймё рода Акита. Доспех скреплен необычным пестрым шелковым шнуром в стиле ката-ака одоси (с красной верхней частью). На ремнях ватагами появились фигурные листовидные пластинки гёё. Зеркало на шлеме между рогами кувагата служило для отпугивания злых духов


А вот это наплечник о-содэ от этого доспеха. Краска шнуровки на верху сильно выцвела

И это лишь малая часть вариантов плетения, порожденных фантазией мастеров-доспешников. Очень часть шнуровка изображала герб – мон владельца доспеха. Например, свастика была на о-содэ северного клана Цугару. Ну а такое плетение, как камацума-дора-одоси, и вовсе представляло оригинальный цветовой узор. Но вершиной искусства плетения, требовавшим особого мастерства, было плетение фусинава-мэ-одоси. Суть его заключалась в использовании тисненых синей краской кожаных шнуров, которые после протягивания через отверстия образовывали на поверхности доспеха сложный цветной узор. Наиболее популярной такая шнуровка была в эпоху Намбокутё.


Доспех харамаки-до эпохи Сэнгоку со шнуровкой в стиле катами-гавари-одоси – «замена у половины тела»


Доспех харамаки-до эпохи Эдо, XVII в., о-содэ которых украшено изображением цветка павлонии

По идее, рисунок и цвета шнуровки должны были повторяться на всех деталях доспеха, включая и о-содэ, и кусадзури. Но существовали доспехи до-мару и харамаки-до, на которых о-содэ имели один рисунок, повторявшийся затем и на туловище, но на пластинах кусадзури рисунок был другой. Обычно это был самый темный цвет полосы на кирасе до и на о-содэ. При описании шнуровок часто попадаются такие термины, как ито и гава (кава). Они обозначают соответственно плоские шелковые шнуры и кожаные ремешки. Таким образом, описание шнура состоит из названия материала и его цвета, что, например, сиро-ито-одоси – это белый шелковый шнур, а куро-гава-одоси – черный кожаный ремешок.


О-содэ этого доспеха


Дзинбаори — накидка-безрукавка, которую полководцы надевали поверх доспехов. Обычно делалась из плотной ткани и украшалась изображением монов. В данном случае мы видим дзинбаори клана Симадзу, сшитый из красного бархата с воротником из белого. Все-таки некоторые самураи были большие оригиналы, что и говорить! Эпоха Эдо, XIX в.


Дзинбаори клана Симадзу: вид сзади


А это дзинбаори клана Синосукаку: вид спереди. Эпоха Эдо, XIX в.


Вид сзади

Полное название японского доспеха было очень сложным и для европейца трудно запоминаемым, так как в него включалось название цвета шнуров и материала, из которого они были сделаны, типа использованного плетения и тип самого доспеха. Получается, что доспех о-ёрой, в котором чередуются красные и синие шелковые шнуры, будет иметь название: ака-кон ито дан-одоси ёрой, при этом первым всегда назывался цвет, который находился вверху. До-мару со шнуровкой красного цвета с половиной шеврона назывался бы ака-цумадори ито-одоси до-мару, а доспех харамаки с ремешками из черной кожи — куро-гава одоси харамаки-до.

Однако не надо думать, что у японцев в ходу были только лишь доспехи из пластин, как металлических, так и кожаных. Известны весьма оригинальные доспехи типа харамаки-до, снаружи выглядевшие как изготовленные целиком из кожаных полос, соединенных шнурами.


Наиболее известный из этого типа доспехов — коричневый доспех кавацудзуми харамаки из храма Ицукусима (о. Миядзима во Внутреннем море), период Намбокутё

Доспех фусубэ-кавацуцуми харамаки (крытый прокопченной кожи). Состоит из двух пластин для торса, передней и задней, и «юбки» из семи пятиярусных кусадзури. Такие доспехи были популярны в период Сэнгоку, «период войн», когда спрос на них вырос и надо было спешно его удовлетворять. Вот оружейники и придумали такие доспехи. Дело в том, что под кожей тоже были металлические пластинки, но… самые разные, разного вида и размера, от разных доспехов, собранные с бору по сосенке. Понятно, что ни один уважающий себя самурай не надел бы такие доспехи. Его бы просто засмеяли. Но… под кожей их видно не было! В Токийском национальном музее есть также один такой доспех, который мы сейчас и посмотрим, как спереди, так и сзади.


Доспех фусубэ-кавацуцуми харамаки: вид спереди


Вид сзади. Обратите внимание, что, в отличие от других доспехов, завязывавшихся на боку, харамаки завязывался на спине. Место, где находились завязки, прикрывалось специальной пластиной, называвшейся сэ-ита – «пластиной труса». Но на этом доспехе она отсутствует. Либо ее не было совсем, либо она просто потерялась

Продолжение следует…
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 июня 2020 05:09
    Я не могу однозначно оценить все эти шнурочки, ленточки и пластинки. В этом есть какая-то «показушность»: смотрите на меня и мои доспехи и дрожите от страха. Не имею возможности сравнить боевую мощь самураев и воинов других государств, а изучать мастерство воина против крестьянина не имею желания. ОДНОГО НЕ МОГУ УПУСТИТЬ:
    Воспитание самурая
    Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе — верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место. Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.

    Это говорит, что профессиональных военных готовили загодя.
    1. +6
      28 июня 2020 05:43
      Мда! Ходить на кладбище, да ещё в целях воспитания!!! В детстве, знавал подобных храбрецов. Они ещё там и конфеты после Троицы лопали. Вот бедняги не знали, что тем самым встали на «путь самурая». laughing
      И всё-таки до древних спартанцев самураям «как пешком до Луны»! Первые само «воспитание» не только возвели в «фетиш», но и поставили на «общегосударственный поток»!!! Хотя и не без изъянов.
      Впрочем японцы затачивали своё внимание на формирование война, Спарта - армии.
    2. +9
      28 июня 2020 10:36
      Не знаю, как там сейчас насчёт воинов, но в своё время поразило, что японцы абсолютно не берут чаевых, а таксист, который вёз нашу делегацию в окинавский океанариум, ошибся в цене (редко кто туда ездит за 100 км), но, несмотря на это, взял оплату, которую изначально назначил, то есть отвёз нас туда себе в убыток. Самурай!
      1. +8
        28 июня 2020 12:54
        Правильно, самое главное - это репутация. И, чего многие не понимают - в конечном итоге это выгоднее. Меньше суеты и больше дохода.
        1. +3
          28 июня 2020 12:56
          в конечном итоге это выгоднее. Меньше суеты и больше дохода.

          Таки да!
    3. +1
      28 июня 2020 12:52
      А где и когда было не так, и где не так сейчас?
      1. +3
        28 июня 2020 12:57
        Угадайте с трёх раз laughing
        1. +6
          28 июня 2020 13:00
          "Суворовское и Нахимовское училище? Военные академии? Не, не слышали!".

          Единственный известный мне пример, когда это не так - народ-воин, типа степных кочевников.

          И один хрен, у сыновей племенного вождя тупо лучшие учителя, и больше времени на тренировки, поскольку меньше бытовых обязанностей.
  2. +2
    28 июня 2020 07:59
    А "рога" на шлеме на кой? Чем они в бою полезны? Наоборот, они только мешают, японцы неумные люди что ли?
    1. +3
      28 июня 2020 12:54
      Чтобы казаться выше.
      Тупо психология.
      В Европе на турнирные шлемы тоже любили всякое папье-маше громоздить, даже более витиеватое.
      После перекочевало на бальные парики, в основном на женские. Пресловутое рококо.
      1. 0
        28 июня 2020 18:52
        Не только!
        Парадные головные уборы янычар с галерами!!! Красота требует жертв! А уж имея армию, многие власть держащие умели завернуть и не только «пудрой, буклями и лосинами»!
  3. +11
    28 июня 2020 08:15
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    Про сок лакового дерева добавлю, что кроме сложности его добычи, он является сильным контактным ядом.
    1. +6
      28 июня 2020 16:02
      Антон, привет!
      Так этот самурайский гад, кроме всего прочего, ещё и был ядовит как гадюка?!!! laughing
      1. +3
        28 июня 2020 17:16
        Только что с братом полимезировал на предмет "Красной шапочки" laughing
        Кроме того, сок "лакового дерева" очень быстро, практически моментально, полимеризируется на воздухе. Как они с ним работали - уму не постижимо!
        1. +4
          28 июня 2020 17:18
          ... уму не постижимо!

          Только не самурайскому. laughing Они и не до такого додумывались.
          1. +3
            28 июня 2020 18:54
            Класс!!! crying laughing good снимаю шляпу Константин!!!!!!
            1. +3
              28 июня 2020 19:50
              На картинке не хватает котика, вылизывающего осиротевший "тати", от свежезапекшейся крови
              1. +2
                28 июня 2020 23:45
                Папрашу без намёков!!!
  4. +3
    28 июня 2020 10:31
    или покрывая изделия тонким листовым золотом

    Это золото имеет общепринятый термин "сусальное золото".
    1. +2
      28 июня 2020 12:55
      Хотите сказать, что в тех же Штатах едят гамбургеры с сусальным золотом? А там есть и такие, с котлеткой в золотой фольге.
  5. +5
    28 июня 2020 11:57
    Эх, красота.
    Фирменные наплечники о-содэ это икона стиля. Со сверхузкой специализацией-не мешать стрелять из лука и ловить стрелы врагов
    Статье не хватает развернутой оценки защитных свойств доспехов.
  6. +4
    28 июня 2020 12:17
    recourse
    Японская культура конечно самобытная, что в первую очередь вызвано изолированностью. Конечно, влияние культуры Древнего Китая было, контакты с Кореей...
    Однако, вооружение, защита и тактика боя "профессиональных воинов" в Японии развивалось как для самостоятельного воина, а не как боевой единицы в подразделении. Отсюда и многочисленные "кодексы чести", ритуалы, доспехи неизменные на протяжении столетий доспехи...
    Есть такая теория множественных открытий, когда что-то придумать могут почти одновременно в разных местах.
    Историки считают, что кольчатые доспехи (кольчуги) использовали в Западной Европе и в Азии (Индия) одновременно в 4-2 в.в. до н.э.
    Действительно, изречение: "война - двигатель прогресса", подтверждает, что столкновения разных культур и народов содействовали совершенствованию оружия как в Европе, так и на Ближнем и Среднем Востоке.
    1. +5
      28 июня 2020 13:04
      Не совсем корректный пример, поскольку в поздней Античности уже не то что Индия и Средиземноморье знали друг о друге, там уже регулярная торговля по нескольким путям. В 4 веке до нашей Македонский уже точно знал, куда и зачем он идёт воевать.

      Но чисто археологически, кельтские кольчуги старше на полста-сотню лет, чем индийские.

      А вот топор - таки да, множественное открытие. Конкретного места, где его придумали а после пошло-поехало - нету.
      1. 0
        28 июня 2020 22:28
        Может быть я невнятно изложил, но что хотел сообщить - то, что японцы имели контакты с древних времен с материком, Китаем и Кореей (предпринимали завоевательные походы). В Китае были известны кольчуги, скорее всего были получены в результате походов в районы современной Средней Азии. Этим хотел сказать, что развитие доспехов и оружия в Японии шло "своим путем", отличным от другого мира.
        Причина - изоляция, отсутствие вторжений иностранных армий.
        Касательно кольчуги, и первенства ее изобретения, историки пока не установили, кто из народов первый применил.
        Если не ошибаюсь, в Европе найденная самая древняя кольчуга датируется примерно 300-ым веком до н.э.
        По-моему мнению, доспехи и оружие должны быть практичными, ремонтнопригодными, без цветных ленточек, шнурочков, позолоты, плюмажей и прочих рогов... wink
        1. 0
          29 июня 2020 19:28
          Четвертый до нашей). Трехсотый до нашей - это верхний палеолит, а там ещё даже оружие не разделилось на охотничье и боевое.
          1. 0
            29 июня 2020 23:52
            laughing
            Упс... 300-ым годом до н.э. конечно.
        2. 0
          5 июля 2020 13:34
          Не годятся кольчуги под японскую тактику конных лучников, совсем. Кольчуга вообще не доспех, так чтобы стеганку не пропороли
          1. 0
            5 июля 2020 13:55
            А у монгольских всадников (лучники) со второй половины 13 в., в 14 веке какие доспехи были?
            Конечно, кольчуга для защиты используется со щитом.
            И кольчуги в Японии были, только своеобразные.
            Попробуйте толстую стеганую кожаную куртку порубить.
            1. 0
              9 июля 2020 16:07
              Конечно такой же ламеляр у монголов был
              1. 0
                9 июля 2020 16:08
                Не было кольчуг, это просто скрепление пластин вместо шнура
                1. 0
                  9 июля 2020 22:39
                  Были кольчуги у монгольских воинов.
                  Изначально тяжеловооруженные и лучники использовали доспехи: хуяге (тяжелый ламелярный в форме корсета или халата) и хатанга-дегель (мягкий многослойный из кожи с подбоем изнутри металлическими пластинами) соответственно.
                  Кольчуги монголы в указанный мной период уже использовали, причем комбинированные - пластинчатые кольчатые.
                  1. 0
                    14 июля 2020 19:57
                    У монголов то были, а у японцев кольчуг не было. Там кольчатая ткань как скрепляющий элемент
                    1. 0
                      15 июля 2020 03:35
                      Цитата: Icelord
                      У монголов то были, а у японцев кольчуг не было. Там кольчатая ткань как скрепляющий элемент

                      И да, и, нет...
                      Как соединительный элемент пластин, защиты плеч, рук и бедер плетение (несколько типов) появилось в т.н. современных доспехах.

                      У японцев основой доспеха является кираса, типология начинается с названия "ёрой или гусоку" (доспех) с приставкой "до" (кираса).

                      Касательно кольчужных защитных снаряжений, посмотрите:
                      - кусари-катабира;
                      - татами-до;
                      - кусари-до-мару;
                      - кусари-гусоку.

                      Кусари - это еще боевое оружие.
                2. 0
                  9 июля 2020 23:31
                  Цитата: Icelord
                  Не было кольчуг, это просто скрепление пластин вместо шнура

                  Вязанный кардиган - еще не пиджак.
    2. +6
      28 июня 2020 13:12
      Мне больше нравится вот это wink Чешская студия исторического фехтования
      1. +4
        28 июня 2020 15:57
        Красавцы good И это ещё европейскими мечами )).
      2. +5
        28 июня 2020 17:00
        Хороший постановочный бой!
        Браво оператору! Браво постановщику! Браво участникам! HBO рыдает от зависти!!!
        Но есть один момент... В каком европейском трактате по фехтованию, описаны приемы дзю-до?
        1. +1
          28 июня 2020 17:08
          У них там много чего. Посмотрите. wink
          1. +4
            28 июня 2020 18:36
            Спасибо! Посмотрю.
          2. +2
            29 июня 2020 19:11
            Посмотрел. Еще раз, спасибо!
  7. +5
    28 июня 2020 15:46
    - Один из японских авторов, отмечая эстетическую ценность шнуровки доспехов, отмечал, что во время длительных кампаний, шнуровка забивалась грязью и кровью, смердела и кишела паразитами, а её чистка была затруднена в силу техники исполнения...
    1. +6
      28 июня 2020 16:43
      Мое почтение, уважаемый!
      Приведите автора и цитату, пожалуйста. Насколько я знаю, японцы всегда отличались в вопросах личной и общественной гигиены.
      1. +4
        28 июня 2020 17:42
        - Это из книги Уэстбрук и Ратти о самураях... Довольно подробно описывающая быт самураев вллоть до эпохи Мейдзи..
        1. +5
          28 июня 2020 18:01
          - laughing Неухоженный вид самурая свидетельствовал о смятенном состоянии духа... Тот же Миямото Мусаси частенько пренебрегал общепринятыми правилами поведения - возьмите хоть описание дуэли Мусаси и Кодзиро!
          1. +5
            28 июня 2020 18:47
            Мусаси был поэтом! Кому как не поэту пренебрегать социальными догмами?
            1. +4
              28 июня 2020 18:49
              - wink И мастер меча, и любитель вмазать...
              1. +4
                28 июня 2020 20:05
                Возможно по этому, Мусаси так популярен в России!?!?!?!
                1. +4
                  28 июня 2020 20:07
                  - Не исключено... В каждом из нас дремлет до поры Пъяный Мастер! laughing
                  1. +4
                    28 июня 2020 20:16
                    Это, да!!! laughing Но повторить эквилибры Такеши Китано, не всякий китайский цирк сможет laughing
                    1. +4
                      28 июня 2020 20:19
                      - Фишка с камнем в платке вполне доступна каждому последователю Бусидо! wassat
                      1. +3
                        28 июня 2020 20:32
                        Ну, хрен его знает!
                      2. +3
                        28 июня 2020 20:44
                        - Ранее утро...
                        Туман над рекою
                        И в голове...
                        - То ли "Брат якудзы" то ли "Безпредел"... Та сцена, где герой Китано забивает двух борёкуданов... на берегу моря...
                2. +3
                  28 июня 2020 20:24
                  *San end Steel*,1984 год,от группы *Iron Maiden*. good Популярность не только у нас hi
                  1. +4
                    28 июня 2020 20:29
                    Ого, я думал это сокровенное знание, доступное лишь избранным.
                    Либо я ошибался, либо....))
                    1. +2
                      28 июня 2020 20:39
                      Либо.....?!?! bully
                      1. +2
                        28 июня 2020 20:40
                        Либо вы и есть такой избранный)
                      2. +2
                        28 июня 2020 20:42
                        Увы мне!Неуч,лентяй.Так верхов нахватался.Но я постоянно работаю над самообразованием. hi
                      3. +2
                        28 июня 2020 20:44
                        Скажите сколько концертов посетили и я определю насколько продвинулись по пути просветления)
                      4. +2
                        28 июня 2020 20:45
                        Ни одного.Честно.
                      5. +2
                        28 июня 2020 20:47
                        Ок.
                        Я вот не попал в этом году.
                      6. +3
                        28 июня 2020 20:54
                        Стив Харрис конечно хорош!Но Брайан Джонсон из AC/DC покруче.
                      7. +2
                        28 июня 2020 20:57
                        Ересь и богохульство)))
                        А так фронтмен девы Брюс , а не Стив. И все трое уже не торты чего уж там
                      8. +3
                        28 июня 2020 21:04
                        Дикинсон?Верно!Стив Харрис-бас.
                        Цитата: Engineer
                        И все трое уже не торты чего уж там

                        Так ведь года своё берут.
                      9. +2
                        28 июня 2020 20:43
                        Да и группа довольно известная.
                      10. +4
                        28 июня 2020 20:46
                        Да ну вас в афедрон, ребята!!! Жто не та тема, чтобы бодаться до "розовых соплей"
                      11. +3
                        28 июня 2020 20:52
                        Чем прогневали?
                        Да и не бодаемся. Просто мало кто тут обсуждает доспехи. Масса, защитные свойства, сравнение с европейскими. Не интересно людям это . Никакого холивара
                      12. +5
                        28 июня 2020 22:37
                        Holy war - щас сделаем!
                        Не отдадим Курилы самураям! Русский Шулем с бармицей лучше! Это не какой-то там шалом с бар-мицвы!
                      13. +4
                        28 июня 2020 22:44
                        Кабуто не шедевр, но интересный шлем
                        Кому интересно
                        Репликами японского меча рубят реплики японских доспехов
                        Тестирование шлема на 10-30
                      14. +3
                        28 июня 2020 22:52
                        Шанс удар с прямой стойки со всей силы спереди в реальном бою - разве только на добивание
                      15. +2
                        29 июня 2020 09:16
                        При такой формулировке скорее да.
                        Хотя на турнире Святого Георгия видел исполнение в виде трех амплитудных ударов подряд в корпус двуручным мечом. Схватка 1х1.
                        Если о шлемах, то читал мнение бугуртсмена-лидера собственного клуба реконструкторов.
                        Шлемы в порядке возрастания защитных качеств.
                        1. Бацинет
                        2. Салад (при условии наличия бивора)
                        3. Армэ.
                        Остальное- не шлемы вообще))
                      16. 0
                        29 июня 2020 19:43
                        Бугурт имеет такое же отношение к реальной схватке, как фильмы для взрослых - к реальному сексу.

                        Всё-таки основная причина смерти по итогам битвы в доогнестрельную эпоху - это потеря крови, либо колюще-рубящий удар (зачастую не один).

                        Все три описанных типа шлемов рулят на рыцарском ристалище со всеми его условностями ровно в том же порядке, но и только.

                        А в итоге - тот же морион смотрит на них слегка так сверху вниз.
                      17. +1
                        29 июня 2020 21:34
                        Я никогда не утверждал противного, а само слово бугуртсмен часто употребляется как диагноз.
                        Тем не менее, у всех трех шлемов есть очевидные достоинства и не один из них не является чисто турнирным
                      18. 0
                        5 июля 2020 13:41
                        Ага, ща, а хундскугель, топхельм и ещё куча. А под бацинетом наверно гранд бацинет имели в виду?
                      19. 0
                        5 июля 2020 15:21
                        Под бацинетом там подразумевался именно хундсгугель.
                        Его недостатки- плотно прилегает в районе затылка и боков и поэтому не слабо туда прилетает. За острую тулью и забрало удобно хватать в клинче.
                        Топхелм для рукопашной свалки хуже всех вышеперечисленных.
                        Гранд бацинет заточен именно под копейный турнир
                      20. 0
                        9 июля 2020 16:10
                        А при чём здесь рукопашная схватка?
      2. +5
        29 июня 2020 09:44
        - Это из книги Уэстбрук и Ратти о самураях... Довольно подробно описывающая быт самураев вллоть до эпохи Мейдзи..

        Антон, вроде, там и вправду есть такие слова. yes У меня есть эта книга. drinks
        1. +1
          29 июня 2020 19:50
          wink В том издании, что у меня - страница 218...
    2. +1
      29 июня 2020 19:34
      Да как бы и Александр Македонский однажды приказал сжечь несколько тысяч линотораксов скорее всего именно по этой причине. Другого объяснения не вижу.

      Мало раскрытый аспект, но - доспехи ещё хронологически стремятся к удобству прокаливания на огне, вши есть вши.
  8. +5
    28 июня 2020 16:42
    Да, очень интересно! Очень мало знал о японских доспехах. Спасибо.
  9. 0
    20 сентября 2020 01:26
    Короче, не далеко ушли от папуасов. Тут дощечку привязали ,там циновку.