Military Review

The defeat of the Russian fleet in the Second Battle of Rochensalm

8

Battle of Rochensalm. Johan Titrich Schulz


230 years ago, the Second Rochensalm battle took place. The Swedish fleet inflicted a heavy defeat on the Russian rowing flotilla under the command of Prince Nassau-Siegen. This allowed Sweden to make an honorable peace with Russia.

Pursuing the enemy


During the Vyborg battle (“How Chichagov missed the opportunity to destroy the Swedish fleet”) The Swedish ship and rowing fleet at the cost of heavy losses was able to break through and avoid complete destruction in the environment. The sailing ships of the Swedes went for repair in Sveaborg. The rowing fleet under the command of King Gustav III and the flag captain, Lieutenant Colonel Karl Olaf Kronstedt, remained in Rochensalm (Svenskzund). There was already a Pomeranian skher division - 40 ships. The Swedish command significantly strengthened the defense of the naval base. In particular, artillery batteries were placed on the islands. Swedish ships secured themselves in the raid with a powerful L-shaped system, anchoring. The Swedish flotilla numbered about 200 armed vessels, including 6 frigates and 16 galleys, according to various sources, 12,5-14 thousand crew members. The Swedes had here about 100 gunboats with 450 heavy guns. In addition, there were a large number of transports.

Thus, the Swedish flotilla stood in a strong position south of the large raid. The northern passage was blocked up, blocked. Between the large ships stood galleys and gunboats, on the flanks beyond the islands - bombardier ships. The islands have batteries. Flanks covered gunboats.

The Russian rowing fleet, which pursued the enemy, was commanded by Vice Admiral Karl Nassau-Siegen. The brave naval commander longed for victory. The prince had already beaten the enemy in Rochensalm in August 1789. The Russian ships approached Rochensalm on the night of June 28 (July 9), 1790, and decided to attack the enemy on the move, despite the unfavorable wind for our ships. Obviously, the Russian command underestimated the enemy, believing that the enemy was demoralized and would not show strong resistance. They also counted on superiority in naval artillery. Therefore, the Russians did not even conduct reconnaissance. The Russian flotilla numbered about 150 vessels, including about 20 rowing frigates, 15 medium vessels, 23 galleys and shebeks, over 18 thousand people.

Defeat


Prince Nassau decided to attack from only one side (during the first battle of the Rochensalm attacked from two sides). In the morning, Russian ships attacked the southern flank of the enemy. At the forefront was Sliz with gunboats and floating batteries. In the midst of the battle, when our sailing vessels began to go in the first line, in the intervals between the ships of the rowing fleet, the gunboats of Slizov, due to the strong exhaustion of the rowers and the wind, were thrown onto the galley line. Story mixed up. The Swedish ships took advantage of this, went on a rapprochement and opened strong fire, which caused serious damage to the Russian ships.

The active fire of Russian floating batteries corrected the situation for a while. The ships began to take their places, the battle flared up with new force along the entire line. However, the wind intensified and interfered with the movement of our ships. The pitching did not allow aimed fire. Rowers fell from exhaustion. Swedish ships were anchored, shelling the enemy from behind the islands. The Russian flotilla suffered losses. After a five-hour stubborn battle, when part of the enemy flotilla began to bypass our ships, the Russian gunboats began to retreat south.

As a result, this time the superiority was on the side of the Swedes. The weather was unfavorable, Russian ships were thrown off by strong winds, their movement and maneuvering was difficult. The Russians came under heavy fire from coastal batteries and anchored Swedish galleys and gunboats. Then, skillfully maneuvering, the enemy gunboats switched to the left wing and attacked the Russian galleys. The Russian system was mixed, the retreat began. During the erratic retreat, most of the Russian frigates, galleys and shebeks were broken on the rocks, capsized and drowned. Some Russian ships anchored and resisted. But the enemy had the advantage, and they were burned or boarded.

On the morning of June 29 (July 10), the Swedes themselves attacked and drove the broken Russian flotilla away from Rochensalm. The Russians lost about 7400 people killed, wounded and captured. 52 ships were lost, including 22 large. The Swedes captured the Russian flagship - Katarina. The Swedish fleet lost only a few ships and about 300 people.

The commander of the Russian flotilla, Prince Nassau-Zigensky, admitted that the cause of the main defeat was his self-confidence and frivolity. He sent the Russian Empress all the awards and decorations bestowed on him. But Catherine was gracious and returned them with the words: “One failure cannot eradicate from my memory that you were 7 times the winner of my enemies in the south and in the north.”

It is worth noting that Rochensalm could not have a serious impact on the course of the campaign. The Russian armed forces retained the initiative. Having received reinforcements from Kronstadt and Vyborg, the Russian rowing flotilla returned to Rochensalm and blocked the Swedes. The Russians were preparing for a new attack on Rochensalm. The Russian army in Finland led an attack on Sveaborg, where the enemy's sailing fleet stood. The Russian ship fleet blocked Sveaborg. That is, the continuation of the war led to the complete defeat of Sweden.

Verelle


However, the battle unsuccessful for the Baltic Fleet had major political consequences. The prestige of the king of Sweden and his fleet in Europe, shaken after Revel, Krasnaya Gorka and Vyborg, was restored. The battle of Svenskzund (in the Svenskzund Strait) is considered the most brilliant victory in the naval stories Sweden. The Swedes were able to start peace negotiations on equal terms. Catherine II, who from the very beginning looked at this conflict as an annoying obstacle in the war with Turkey, also did not want to continue the campaign. On 3 (14) August 1790, the Werel peace was signed. On behalf of Russia, the agreement was signed by Lieutenant General Osip Igelström, and on Sweden by General Gustav Armfelt. The two powers decided to maintain the status quo; no territorial changes occurred. Russia refused some formulations of the Nishtadt and Abo treaties, according to which Petersburg had the right to intervene in the internal affairs of the Kingdom of Sweden.

The Swedish monarch Gustav II wanted to achieve from Catherine II territorial concessions in Finland, and that Petersburg made peace with the Ottoman Empire. However, the Russian empress categorically refused. Stockholm had to come to terms and abandon the alliance with Turkey. Gustav quickly changed his tone and began to ask to restore fraternal relations. Rochensalm was a great success for Sweden, exhausted by the war. The Swedes did not have financial and material opportunities to continue the war. Swedish society and the army wanted peace. At the same time, Catherine the Great, wanting to restore friendly relations with her cousin ("fat Gu"), rendered him financial assistance. Gustav was preparing for a new war - with Denmark and revolutionary France. True, he did not have time to start a new war. Such a zealous king is already tired of the Swedes. In 1792, he became a victim of a conspiracy of the aristocracy (the king was shot dead).
Author:
Photos used:
https://ru.wikipedia.org/
Articles from this series:
Russian-Swedish War 1788 — 1790

230 years ago, the "Swedish king Swedish" attacked Russia
Strategic victory of the Russian fleet in the battle of Gogland
Åland Sea Battle
Glorious victory of the Russian fleet at Rochensalm
The last campaign of Gustav III. The defeat of the Russian army in the battle of Kernikoski
The defeat of the Swedish fleet in the battle of Revel
Like Cruise, “thunder reflecting thunder”, saved Petersburg
How Chichagov missed the opportunity to destroy the Swedish fleet
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Finches
    Finches 2 July 2020 06: 18
    -6
    Interesting! But Pyotr Alekseevich will come and correct these circumstances ... Although he started the same from Narva, but, as they say, they give two unbeaten for one beaten!
    1. Free wind
      Free wind 2 July 2020 14: 04
      +2
      And who is it? If not a secret of course.
      1. Finches
        Finches 2 July 2020 20: 19
        +1
        Poroshenko ... laughing
  2. Olgovich
    Olgovich 2 July 2020 06: 31
    +7
    Rochensalm was a great success for Sweden, exhausted by the war. The Swedes did not have financial and material opportunities to continue the war.

    So Russia didn’t have these opportunities at all, because at the same time it was waging a difficult war with Turkey for three years.

    So the conclusion of peace with the Swedes without loss from Russia is Russia's victory, which caused fury in Istanbul, as well as in London and Berlin, which supported Turkey.
    1. Astra wild
      Astra wild 2 July 2020 16: 37
      0
      "which caused a fury in Istanbul", did you want the Turks to rejoice? Actually, I was not very interested in the Russian wars and I don't know how the war went, but the Turks can be understood: now the Russians can concentrate all their forces on the war.
    2. Finches
      Finches 2 July 2020 18: 22
      +6
      hi Olgovich, I am pleased to realize that there is a person on the VO site who deeply penetrates the history of the Russian Empire, knows and loves it ... It's great! Despite our ideological differences, I respect you and most importantly, that if I am not mistaken, you pass this knowledge and love to Russia to descendants .. - and this is the main thing! hi
      1. Olgovich
        Olgovich 3 July 2020 07: 56
        +1
        Quote: Finches
        the history of the Russian Empire, loves it.

        hi , Eugene
        How can you not love the best country and people in the world? And their story?

        Yesterday was a significant anniversary - exactly 160 years ago, the unique city-port-fortress was founded by the handsome VLADIVOSTOK, but in VO, alas, this was not mentioned ...
  3. VIP
    VIP 2 July 2020 19: 43
    +3
    "The main reason for the defeat was his frivolity," and for that well done. Not everyone can admit it. I could say:
    - Sire, I would have beaten the Swede, but the wind, the Swedes bribed him, let him down. You could have come up with another cartoon

Военное обозрение

Разгром русского флота во Втором Роченсальмском сражении

8

Битва при Роченсальме. Юхан Титрих Шульц


230 лет назад состоялось Второе Роченсальмское сражение. Шведский флот нанёс тяжелое поражение русской гребной флотилии под командованием принца Нассау-Зигена. Это позволило Швеции заключить почётный мир с Россией.

Преследование противника


В ходе Выборгского сражения («Как Чичагов упустил возможность уничтожить шведский флот») шведский корабельный и гребной флот ценой больших потерь смог прорваться и избежать полной гибели в окружении. Парусные корабли шведов ушли на ремонт в Свеаборг. Гребной флот под командованием короля Густава III и флаг-капитана подполковника Карл Олафа Кронстедта остался в Роченсальме (Свенскзунде). Здесь уже стоял померанский шхерный дивизион — 40 судов. Шведское командование значительно укрепило оборону военно-морской базы. В частности, на островах разместили артиллерийские батареи. Шведские корабли закрепились на рейде мощным Г-образным строем, став на якорь. Шведская флотилия насчитывала около 200 вооруженных судов, включая 6 фрегатов и 16 галер, по разным данным, 12,5—14 тыс. человек экипажа. Шведы имели здесь около 100 канонерских лодок с 450 тяжелыми орудиями. Кроме того, было большое количество транспортов.

Таким образом, шведская флотилия стояла на крепкой позиции южнее большого рейда. Северный проход был завален, заблокирован. Между большими кораблями стояли галеры и канонерки, на флангах за островами – бомбардирские суда. На островах поставлены батареи. Фланги прикрывали канонерские лодки.

Русской гребной флотилией, которая преследовала противника, командовал вице-адмирал Карл Нассау-Зиген. Храбрый флотоводец жаждал победы. Принц уже бил врага в Роченсальме в августе 1789 года. Русские корабли вышли к Роченсальму в ночь на 28 июня (9 июля) 1790 года и решили с ходу атаковать врага, несмотря на неблагоприятный для наших судов ветер. Очевидно, русское командование недооценило противника, считая, что враг деморализован и не окажет сильного сопротивления. Также рассчитывали на превосходство в корабельной артиллерии. Поэтому русские даже не провели разведку. Русская флотилия насчитывала около 150 судов, включая около 20 гребных фрегатов, 15 средних судов, 23 галеры и шебеки, свыше 18 тыс. человек.

Разгром


Принц Нассау решил атаковать только с одной стороны (в ходе первого Роченсальмского сражения наступали с двух сторон). Утром русские корабли атаковали южный фланг противника. В авангарде был Слизов с канонерскими лодками и плавучими батареями. В разгар боя, когда наши парусные суда стали выходить в первую линию, в интервалы между судами гребного флота, канонерки Слизова из-за сильного утомления гребцов и ветра были брошены на линию галер. Строй смешался. Шведские суда этим воспользовались, пошли на сближение и открыли сильный огонь, который нанёс серьёзные повреждения русским кораблям.

Активный огонь русских плавучих батарей на некоторое время исправил положение. Суда стали занимать свои места, сражение с новой силой разгорелось по всей линии. Однако ветер усилился и мешал движению наших судов. Качка не давала вести прицельный огонь. Гребцы падали от изнеможения. Шведские корабли стояли на якоре, из-за островов обстреливали противника. Русская флотилия несла потери. После пятичасового упорного боя, когда часть вражеской флотилии стала обходить наши суда, русские канонерки начали отход на юг.

В результате на этот раз превосходство было на стороне шведов. Погода была неблагоприятная, русские суда отбрасывались сильным ветром, их движение и маневрирование было затруднено. Русские попали под сильный огонь береговых батарей и стоявших на якоре шведских галер и канонерок. Затем, умело маневрируя, канонерки неприятеля перешли на левое крыло и атаковали русские галеры. Русский строй смешался, началось отступление. В ходе беспорядочного отхода большинство русских фрегатов, галер и шебек было разбито о скалы, опрокинулось и утонуло. Некоторые русские суда стали и на якорь и оказали сопротивление. Но преимущество было за противником, и они были сожжены или взяты на абордаж.

Утром 29 июня (10 июля) шведы сами атаковали и отогнали разбитую русскую флотилию от Роченсальма. Русские потеряли около 7400 человек убитыми, ранеными и пленными. Было потеряно 52 судна, включая 22 крупных. Шведы захватили русский флагман – «Катарину». Шведский флот потерял всего несколько судов и около 300 человек.

Командующий русской флотилией принц Нассау-Зигенский признал, что причиной главной поражения была его самоуверенность и легкомыслие. Он отослал русской императрице все пожалованные ему ордена и награды. Но Екатерина была милостивой и вернула их со словами: «Одна неудача не может истребить из моей памяти, что Вы 7 раз были победителем моих врагов на юге и на севере».

Стоит отметить, что Роченсальм не мог оказать серьёзного влияния на ход кампании. Русские вооруженные силы сохранили инициативу. Получив из Кронштадта и Выборга подкрепления, русская гребная флотилия вернулась к Роченсальму и блокировала шведов. Русские готовились к новой атаке на Роченсальм. Русская армия в Финляндии вела наступление на Свеаборг, где стоял парусный флот противника. Русский корабельный флот блокировал Свеаборг. То есть продолжение войны вело к полному разгрому Швеции.

Верель


Однако неудачное для Балтийского флота сражение имело крупные политические последствия. Престиж короля Швеции и его флота в Европе, пошатнувшийся после Ревеля, Красной Горки и Выборга, был восстановлен. Сражение при Свенскзунде (в проливе Свенскзунд) считается самой блестящей победой в военно-морской истории Швеции. Шведы смогли начать мирные переговоры на равных условиях. Екатерина Вторая, которая с самого начала смотрела на этот конфликт как на досадную помеху в войне с Турцией, продолжать кампанию также не желала. 3 (14) августа 1790 года был подписан Верельский мир. От имени России договор подписал генерал-поручик Осип Игельстрём, от Швеции – генерал Густав Армфельт. Две державы решили сохранить статус-кво, никаких территориальных изменений не произошло. Россия отказалась от некоторых формулировок Ништадтского и Абоского договоров, по которым Петербург имел право вмешиваться во внутренние дела Шведского королевства.

Шведский монарх Густав II хотел добиться от Екатерины II территориальных уступок в Финляндии, и того, чтобы Петербург заключил мир с Османской империей. Однако русская государыня дала категорический отказ. Стокгольму пришлось смириться и отказаться от союза с Турцией. Густав быстро сменил тон и стал просить восстановить братские отношения. Роченсальм стал большой удачей для Швеции, истощенной войной. У шведов не было финансово-материальных возможностей продолжать войну. Шведское общество и армия желали мира. При этом Екатерина Великая, желая восстановить дружественные отношения с двоюродным братом («толстяком Гу»), оказала ему финансовую помощь. Густав готовился к новой войне – с Данией и революционной Францией. Правда, начать новую войну не успел. Столь ретивый король уже порядком надоел шведам. В 1792 году он стал жертвой заговора аристократии (короля застрелили).
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Статьи из этой серии:
Русско-шведская война 1788—1790 гг.

230 лет назад "полоумный король шведский" атаковал Россию
Стратегическая победа русского флота в Гогландском сражении
Эландское морское сражение
Славная победа русского флота при Роченсальме
Последний поход Густава III. Поражение русской армии в бою у Керникоски
Поражение шведского флота в Ревельском сражении
Как Круз, «громами отражая гром», спас Петербург
Как Чичагов упустил возможность уничтожить шведский флот
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Зяблицев
    Зяблицев 2 июля 2020 06:18
    -6
    Интересно! Но придет Петр Алексеевич и подправит эти обстоятельства...Хотя то же с Нарвы начинал, но, как говорится, за одного битого двух небитых дают!
    1. Вольный ветер
      Вольный ветер 2 июля 2020 14:04
      +2
      А кто это? Если не секрет конечно.
      1. Зяблицев
        Зяблицев 2 июля 2020 20:19
        +1
        Порошенко... laughing
  2. Ольгович
    Ольгович 2 июля 2020 06:31
    +7
    Роченсальм стал большой удачей для Швеции, истощенной войной. У шведов не было финансово-материальных возможностей продолжать войну.

    Так и у России этих возможностей не было вообще, ибо она в это же время вела тяжелейшую войну с Турцией уже три года.

    Так что заключение мира с шведами без потерь со стороны России-победа России, вызвавшая ярость в Стамбуле, а также Лондоне и Берлине, поддержавших Турцию.
    1. Astra wild
      Astra wild 2 июля 2020 16:37
      0
      "вызвавшая ярость в Стамбуле ",а Вы хотели ,чтобы турки радовались ? Вообще-то я не очень интересовалась русско-войнами и не знаю как шла война,но турок понять можно :теперь русские могут сосредоточить все силы на войне.
    2. Зяблицев
      Зяблицев 2 июля 2020 18:22
      +6
      hi Ольгович, мне приятно осознавать, что на сайте ВО присутствует человек, который глубоко проникает в историю Российской Империи, знает и любит её... Это здорово! Не смотря на наши идеологические разногласия, уважаю Вас и главное, что Вы, если я не ошибаюсь, передаёт эти знания и любовь к России потомкам.. - а это главное! hi
      1. Ольгович
        Ольгович 3 июля 2020 07:56
        +1
        Цитата: Зяблицев
        историю Российской Империи, любит её.

        hi , Евгений
        Как можно не любить лучшие в мире страну и народ? И их Историю?

        Вчера был знаменательный юбилей -ровно 160 лет назад был основан уникальнейший город-порт-крепость красавец ВЛАДИВОСТОК, а на ВО, увы, об этом не упоминалось...
  3. V I P
    V I P 2 июля 2020 19:43
    +3
    "главный причиной поражения была его легкомысленность",а за это молодец. Далеко не все это могут признать. Мог бы сказать:
    - государыня,я бы шведа побил,но ветер ,его шведы подкупили,подвёл. Можно было придумать и другую мульку