Military Review

Russian pipes of Croatia

7
Russian pipes of Croatia

Oil labyrinths of Belgrade



It all started in 1968, when British and Italian companies proposed that Yugoslavia lay an oil pipeline from the Greek Thessaloniki to Belgrade. Through the Macedonian capital Skopje and the Serbian Nis and further to the capital of Yugoslavia, almost along the project route of the well-known channel that could connect the Danube to the Aegean Sea.

The work of the route was envisaged in both directions with the possibility of a reverse, but basically the task was to ensure the supply of Iraqi, Saudi and Kuwaiti oil to Yugoslavia. The starting points for deliveries to Thessaloniki were to be the Syrian ports of Tartus and Baniyas, as well as the Lebanese Sayda and Tripoli. Oil pipelines from Iraq were connected to the terminals at these ports long before that.


It is hardly worth recalling that eastern Europe in Moscow at that time was considered a kind of patrimony for Soviet oil, and it is clear that the USSR was unprofitable for the emergence of competitive raw materials in the region. Moreover, it was planned to send the oil pipe from Belgrade to Austria and even to Hungary.

However, by the end of the 1970s, this idea was actually “blocked” by the Soviet-Italian project, embodied in the trans-Croatian Friendship-Adria pipeline. Nevertheless, Belgrade failed to dissuade the Yugoslav leader I. B. Tito from the attractive idea of ​​the artery of Thessaloniki: by the spring of 1972 it came into effect.

In fact, this was a peculiar response of Belgrade to the refusal of the USSR to lay the notorious Druzhba pipeline through Yugoslavia to Austria and Italy. As you know, in the end, these arteries were laid through Czechoslovakia and Hungary. Which, however, did not hinder, for example, subsequently, already in 2002, to reconstruct the section of the pipeline Thessaloniki-Skopje.


Recall that in 1960 Belgrade did not support the Soviet project of the Trans-Balkan oil pipeline: the port of Varna - Sofia (Bulgaria) - Gyueshevo - Skopje (Macedonia) - the port of Vlore (Albania) for the transit of Soviet oil to the Adriatic and the Mediterranean, bypassing the Bosphorus - Dardanelles.

Marshal Tito never refused alternative supplies of hydrocarbons, for example, from Libya itself, from neighboring Romania, from Nigeria, Venezuela and the Middle East. The Yugoslav leader clearly did not want complete dependence only on Soviet exports of “black gold”, and therefore refused this project, but immediately gave the green light to the Thessaloniki-Belgrade oil route.

Trieste is free now


However, Moscow responded very quickly and no less weightily: by connecting the Hungarian sector of the Druzhba pipeline with the Yugoslav ports in the early 70s. The leadership of the SFRY, despite regular demonstrations of "complete independence," did not dare to oppose the Soviet-Italian Friendship-Adria oil pipeline project.

The Yugoslav side offered the ports of Slovenia as the final transit points: Koper, Croatia - Omisal and Zadar, or Montenegro: Bar and Ulcinj. At the same time, Belgrade proposed to lay pipes to Zadar or to the Montenegrin ports through Serbia or Serbia and Bosnia. Moscow preferred a politically promising and geographically shortened route: to the Croatian port of Omisal on the Adriatic.

In addition, Moscow advanced the construction of an artery through Croatia: the Hungarian-Croatian border - the Sisak-Omisalj refinery. It is characteristic that the project was immediately supported by Italians. There was also the Soviet-Italian version of the extension of the Hungarian part of the “Friendship” to the Italian port of Trieste through Croatia and Slovenia.

In this regard, it should be recalled that after the Second World War, Yugoslavia unequivocally laid claim to the entire region of Trieste, calling it Slovenian "Pokraina". However, Moscow did not think to support such claims, not wanting the excessive presence of Yugoslavia on the Adriatic.

As a result, 65% of the territory of the disputed region, together with Trieste, officially and finally became Italian from 1955, although in the period from 1945 to 1954 there existed the “Free City - Trieste District”. It is clear why Marshal Tito was categorically against the option of a pipeline to Trieste, considering this a new humiliation of Yugoslavia.


Moscow and Rome did not overly pedal this option, and by 1976 the pipeline to the Croatian port of Omisalj had already been built and entered into operation. As a result, Croatia became the most important transit and recipient of hydrocarbons from the USSR, although only in the early 90s, Soviet oil began to be pumped to Serbia and Bosnia and Herzegovina via branches from Croatia.

Thus, there was no trace of a single, common Yugoslav oil supply. Political factors, as they say, divorced the provision of a single country with oil and oil products in its individual regions. At the same time, Croatia accounted for the largest volume of deliveries, while it also “possessed” all the rights and preferences associated with the transit of Soviet crude oil through the territory of the SFRY.

At the same time, the Croatian authorities achieved in the early 80s that up to 80% of Soviet deductions for oil transit remained with Croatia, which, of course, strengthened its economic significance in the SFRY (the previous level was 40%).

Albanians ripened to the root ...


All these factors mentioned, of course, strengthened not only the economic, but also the political role of Croatia within Yugoslavia, strengthening the centrifugal policy of Zagreb. If in a broader context, it is worth recalling the opinion of the then Albanian Prime Minister Mehmet Shehu about the oil and gas policy of the USSR in relation to Eastern Europe:

“The USSR does not intend to provide all the countries of Eastern Europe with its oil and gas; some of them will not become transit countries for these deliveries to the capitalist countries of Europe. The USSR, solving these issues, is guided by the attitude of the authorities of these countries to Soviet politics, and economic factors are in the background. Therefore, many Soviet institutes were instructed to justify, contrary to objective geographical and economic factors, the disadvantage of oil and gas transit from the USSR to Central and Western Europe through the Baltic states, Romania, the SFRY, and even more so through Albania. The goal is also to minimize the export of oil and gas to other countries of Eastern Europe from Albania, which is not subordinate to Soviet revisionists, and from Romania. ”

The geographical map of the Soviet-European gas pipelines confirms these estimates. It is also characteristic that, contrary to the very difficult political relations between Albania and Yugoslavia (Yugoslavia.net. Marshal Tito's controversial legacy) Albanian oil and oil products were supplied to Serbia, which included Kosovo, and to Montenegro.


In 1985-1987 Tirana and Belgrade even agreed on a project of the Stalin oil product pipeline (the center of the Albanian oil industry of the 40s - 90s) - Tserrik - Tirana - Shkoder with branches to Titograd (Montenegro, now Podgorica) and Kosovo Pristina - Belgrade. But the famous events of 1990-1991. in the SFRY and Albania were not allowed to create this highway.

It is typical that Romanian supplies to the SFRY went more than 80% to Serbia (including Vojvodina autonomous from it). On the whole, this was no more than 25% of the total oil consumption of Serbia and Montenegro, but the fact of even these deliveries shows that Moscow was so unable to force Yugoslavia to abandon alternative oil deliveries.
Author:
Photos used:
warnet.ws, neftegas.ru, transneft.ru, i.pinimg.com
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Ross xnumx
    Ross xnumx 7 July 2020 15: 57 New
    +3
    Albanians ripened to the root ...

    Offer an alternative:
    Albanians ripened to the root ...
    To look at the root means to see the very essence of what is happening, the most important thing, without being distracted by insignificant trifles, trifles, any rubbish and nonsense.
    hi
    1. Civil
      Civil 8 July 2020 08: 10 New
      -1
      Even the USSR is to blame for the war in Yugoslavia ... there is no coward Kozyrev with Yeltsin ... no
  2. businessv
    businessv 7 July 2020 16: 12 New
    +2
    On the whole, this was no more than 25% of the total oil consumption of Serbia and Montenegro, but the fact of even these deliveries shows that Moscow was so unable to force Yugoslavia to abandon alternative oil deliveries.
    Therefore, we are friends today only with Serbia, that relations with the SFRY have always been not very good.
    1. Basil50
      Basil50 7 July 2020 17: 25 New
      +6
      SFRY immediately, as soon as IOSIF VISSARIONOVICH STALIN refused to fulfill Titov’s * Wishlist *, they took the position of offended. In close alliance with the French-British-Americans, they committed provocations, including military ones, against the SOVIET UNION.
      So the SOVIET UNION was pursuing its own interests, including with the oil trade
      1. Lopatov
        Lopatov 7 July 2020 19: 24 New
        -2
        Quote: Vasily50
        SFRY immediately, as soon as IOSIF VISSARIONOVICH STALIN refused to fulfill Titov’s * Wishlist *, they took the position of offended.

        ?
        Okay, the British, Tito really “threw” them - despite all the investments, he refused to return the “democratic” power to the Karageorgievichs. But about Stalin and the Wishlist ...

        He just felt the power, and did not want to return it to anyone.

        Quote: Vasily50
        In close alliance with the French-British-Americans, they committed provocations, including military ones, against the SOVIET UNION.

        I have never heard.
        They were actually at the origins of the Non-Aligned Movement

        Quote: Vasily50
        So the SOVIET UNION was pursuing its own interests, including with the oil trade

        And here it is true.
        Yugoslavia was not part of the "Soviet bloc", and for the USSR it should not have been anything special from India or Egypt.
      2. Reptiloid
        Reptiloid 8 July 2020 16: 10 New
        0
        Quote: Vasily50
        SFRY immediately, as soon as IOSIF VISSARIONOVICH STALIN refused to fulfill the Titov’s * Wishlist * .... So the SOVIET UNION pursued its interests, including with the oil trade
        Guessing here and there, inventing multi-ways, Tito came up with one that created an opportunity for the Albanians. He suggested that resettling Albanian refugees would be able to annex all of Albania. In fact, ----- he sewed a coat on the button.
  3. Private-K
    Private-K 8 July 2020 10: 20 New
    0
    Thank you - informative, on a rare subject.

Русские трубы Хорватии

Русские трубы Хорватии

Нефтяные лабиринты Белграда



Всё «началось» в 1968 году, когда британские и итальянские компании предложили Югославии проложить нефтепровод из греческих Салоник до Белграда. Через македонскую столицу Скопье и сербский Ниш и далее до столицы Югославии, практически по проектной трассе небезызвестного канала, который мог бы соединить Дунай с Эгейским морем.

Работа трассы предусматривалась в обоих направлениях с возможностью реверса, но в основном ставилась задача обеспечить поставки иракской, саудовской и кувейтской нефти в Югославию. Исходными точками для поставок в Салоники должны были стать сирийские порты Тартус и Банияс, а также ливанские Сайда и Триполи. К терминалам в этих портах нефтепроводы из Ирака были поведены задолго до того.


Вряд ли стоит напоминать, что восточную Европу в Москве в то время считали своего рода вотчиной для советской нефти, и понятно, что СССР было невыгодно появление в регионе конкурентного сырья. Тем более что от Белграда нефтеносную трубу намечалось направить в Австрию и даже в Венгрию.

Однако эту идею к концу 1970-х фактически «перекрыл» советско-итальянский проект, воплотившийся в трансхорватский трубопровод «Дружба — Адрия». Тем не менее, отговорить югославского лидера И. Б. Тито от заманчивой идеи артерии Салоники — Белград не удалось: к весне 1972 года она вступила в действие.

По сути, это было своеобразным ответом Белграда на отказ СССР прокладывать небезызвестный нефтепровод «Дружба» через Югославию в Австрию и Италию. Как известно, в итоге эти артерии были проложены через Чехословакию и Венгрию. Что, впрочем, ничуть не помешало, к примеру, впоследствии, уже в 2002 году, реконструировать участок трубопровода Салоники — Скопье.


Напомним, что Белград ещё в 1960 году не поддержал советский проект трансбалканского нефтепровода: порт Варна — София (Болгария) — Гюешево — Скопье (Македония) — порт Влёра (Албания) для транзита советской нефти на Адриатику и Средиземноморье в обход Босфора — Дарданелл.

Маршал Тито никогда не отказывался от альтернативных поставок углеводородного сырья, к примеру, из той же Ливии, из соседней Румынии, из Нигерии, Венесуэлы и стран Ближнего Востока. Югославский лидер явно не хотел полной зависимости только от советского экспорта «чёрного золота», потому и отказал в этом проекте, зато сразу дав добро на нефтяной маршрут Салоники — Белград.

Триест пока свободен


Однако Москва ответила очень быстро и не менее весомо: стыковкой венгерского сектора нефтепровода «Дружба» с югославскими портами уже в начале 70-х годов. Руководство СФРЮ, несмотря на регулярные демонстрации «полной независимости», не решилось противодействовать советско-итальянскому нефтепроводному проекту «Дружба — Адрия».

Югославская сторона предлагала в качестве конечных транзитных пунктов порты Словении: Копер, Хорватии – Омишаль и Задар или Черногории: Бар и Ульцин. При этом прокладку труб к Задару или к черногорским портам Белград предлагал осуществить через Сербию или Сербию и Боснию. Москва же предпочла политически перспективный и географически укороченный маршрут: к хорватскому порту Омишаль на Адриатике.

Помимо этого, Москва продвинула и сооружение артерии через Хорватию: венгеро-хорватская граница — НПЗ Сисак — Омишаль. Характерно, что проект тут же поддержали итальянцы. Существовал и советско-итальянский вариант продления венгерской части «Дружбы» в итальянский порт Триест через Хорватию и Словению.

В связи с этим надо напомнить, что после Второй мировой войны Югославия недвусмысленно претендовала на весь регион Триеста, именуя его словенской «Покраиной». Однако в Москве не подумали поддержать такие претензии, не желая чрезмерного присутствия Югославии на Адриатике.

В итоге 65% территории спорного региона вместе с Триестом с 1955 г. официально и окончательно стали итальянским, хотя в период с 1945-го по 1954 год существовал «Свободный город — район «Триест». Понятно, почему маршал Тито был категорически против варианта трубопровода в Триест, считая это новым унижением Югославии.


Москва и Рим не стали чрезмерно активно педалировать такой вариант, а к 1976 году уже был построен и вступил в действие трубопровод в хорватский порт Омишаль. В результате Хорватия стала важнейшим транзитёром и получателем углеводородного сырья из СССР, хотя только в начале 90-х годов советская нефть стала перекачиваться в Сербию и Боснию и Герцеговину по ответвлениям из Хорватии.

Таким образом, какого-то единого, общего югославского снабжения нефтью не было и в помине. Политические факторы, что называется, развели обеспечение единой страны и нефтью и нефтепродуктами по отдельным её регионам. При этом наибольший объем поставок приходился на Хорватию, она же «обладала» и всеми правами и преференциями, связанными с транзитом советского нефтяного сырья через территорию СФРЮ.

При этом хорватские власти добились в начале 80-х, чтобы до 80% советских отчислений за нефтетранзит оставалась у Хорватии, что, разумеется, усиливало её экономическую значимость в СФРЮ (прежняя планка была в 40%).

Албанцы зрели в корень…


Все упомянутые эти факторы, естественно, укрепляли не только экономическую, но и политическую роль Хорватии внутри Югославии, усиливая центробежную политику Загреба. Если же в более широком контексте, нелишне напомнить мнение тогдашнего албанского премьера Мехмета Шеху о нефтегазовой политике СССР в отношении Восточной Европы:

«СССР намерен обеспечивать своими нефтью и газом не все страны Восточной Европы, некоторые из них не станут и транзитными для этих поставок в капиталистические страны Европы. СССР, решая эти вопросы, руководствуются отношением властей этих стран к советской политике, а экономические факторы — на втором плане. Поэтому многим советским институтам поручено обосновать, вопреки объективным географическим и экономическим факторам, невыгодность транзита нефти и газа из СССР в Центральную и Западную Европу через Прибалтику, Румынию, СФРЮ и тем более через Албанию. Ставится также задача свести к минимуму экспорт нефти и газа в другие страны Восточной Европы из Албании, не подчиняющейся советским ревизионистам, и из Румынии».

Географическая карта советско-европейских газопроводов подтверждает эти оценки. Характерно и то, что вопреки весьма сложным политическим взаимоотношениям Албании и Югославии (Югославия.net. Спорное наследство маршала Тито) албанские нефть и нефтепродукты поставлялись в Сербию, включавшую Косово, и в Черногорию.


В 1985-1987 гг. Тирана и Белград даже согласовали проект нефтепродуктопровода Сталин (центр албанской нефтяной отрасли 40-х — 90-х) — Церрик — Тирана — Шкодер с ответвлениями на Титоград (Черногория, ныне — Подгорица) и косовскую Приштину — Белград. Но известные события 1990-1991 гг. в СФРЮ и Албании не позволили создать эту магистраль.

Характерно, что и румынские поставки в СФРЮ шли более чем на 80% в Сербию (включая автономную от неё Воеводину). В целом это было не более 25% общего нефтепотребления Сербии и Черногории, но сам факт даже этих поставок показывает, что Москве так не удалось вынудить Югославию отказаться от альтернативных нефтепоставок.
Автор:
Использованы фотографии:
warnet.ws, neftegas.ru, transneft.ru, i.pinimg.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ROSS 42 7 июля 2020 15:57 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Албанцы зрели в корень…

    Предлагаю альтернативу:
    Албанцы зрили в корень…
    Зрить в корень - значит видеть самую суть происходящего, самое главное, не отвлекаясь на несущественные мелочи, пустяки, всякий сор и вздор.
    hi
    1. Гражданский 8 июля 2020 08:10 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Даже в войне в Югославии виноват СССР... нет не трус Козырев с Ельциным... нет
  2. businessv 7 июля 2020 16:12 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    В целом это было не более 25% общего нефтепотребления Сербии и Черногории, но сам факт даже этих поставок показывает, что Москве так не удалось вынудить Югославию отказаться от альтернативных нефтепоставок.
    Поэтому мы и дружим сегодня только с Сербией, что отношения с СФРЮ всегда были не очень.
    1. василий50 7 июля 2020 17:25 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      СФРЮ сразу, как только ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН отказался исполнять титовские *хотелки*, встали в позицию обиженных. В тесном союзе с французами-англичанами-американцами совершали провокации, в том числе и военные, против СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
      Так что СОВЕТСКИЙ СОЮЗ преследовал СВОИ интересы, в том числе и с торговлей нефтью
      1. Лопатов 7 июля 2020 19:24 Новый
        • 0
        • 2
        -2
        Цитата: василий50
        СФРЮ сразу, как только ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН отказался исполнять титовские *хотелки*, встали в позицию обиженных.

        ?
        Ладно британцы, их Тито действительно "кинул"- несмотря на все вложения отказался возвращать "демократическую" власть Карагеоргиевичам. Но насчёт Сталина и "хотелок"...

        Он просто почувствовал власть, и не хотел возвращать её никому.

        Цитата: василий50
        В тесном союзе с французами-англичанами-американцами совершали провокации, в том числе и военные, против СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

        Ни разу не слышал.
        Они вообще-то у истоков "Движения неприсоединения" были

        Цитата: василий50
        Так что СОВЕТСКИЙ СОЮЗ преследовал СВОИ интересы, в том числе и с торговлей нефтью

        А вот тут верно.
        Югославия не входила в "советский блок", и для СССР ничем особым не должна была отличаться от Индии или Египта.
      2. Reptiloid 8 июля 2020 16:10 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: василий50
        СФРЮ сразу, как только ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН отказался исполнять титовские *хотелки*.... Так что СОВЕТСКИЙ СОЮЗ преследовал СВОИ интересы, в том числе и с торговлей нефтью
        Выгадывая то здесь ,то там, придумывая многоходовки, Тито придумал такую, которая и создала возможность для албанцев. Он предпологал, что расселяя беженцев-албанцев , сможет присоединить всю Албанию.На деле-----к пуговице пришил пальто.
  3. Рядовой-К 8 июля 2020 10:20 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Спасибо - информативно, на редкую тематику.