Military Review

How the Russian army, led by Rumyantsev, crushed the Turks at the Battle of Larg

16
How the Russian army, led by Rumyantsev, crushed the Turks at the Battle of Larg
Rumyantsev in the battle with the Turks


250 years ago, on July 7 (18), 1770, a battle took place on the Larga River between the Russian army of General Rumyantsev and the Ottoman troops of the Crimean Khan Kaplan-Girey. Despite the numerical superiority, the Turks and Crimean Tatars were defeated and fled.

The situation before the battle


In the spring of 1770, the Turkish army, with the support of the Crimean cavalry, went on the offensive. The small corps of General Repnin, located in Moldova, which suffered serious losses from the plague epidemic, could not resist the enemy and retreated. Russian troops retreated under the pressure of superior enemy forces and secured their positions at the Ryaba Grave. Enemy cavalry blocked Repnin's detachment.

To help the advanced corps came out with the 1st Army Rumyantsev. On June 17, 1770, Russian troops defeated the large Tatar-Turkish army at the Ryaboy Graves ("The defeat of the Turkish-Tatar army at the Ryaba Grave") The enemy fled. However, soon the troops of the Crimean Khan were strengthened by the Turkish corps. Turks and Tatars took a position near the Larga River, the left tributary of the Prut. The number of the Ottoman army reached 80 thousand people (65 thousand cavalry and 15 thousand infantry) with 33 guns. The Ottoman command chose a convenient position. Turkish troops were stationed across the Larga River, on a high plateau. From the north (front), the Turks were covered by the impenetrable ford river Larga, from the west - the rivers Balash and Prut, from the south and southeast - the river Babikul. There were no serious natural obstacles from the northeast and east, and this was the most vulnerable spot of the Turkish camp.

The Turks strengthened their position with four retransachements (a fortification in the form of a shaft with a moat in front). The most dangerous direction was reinforced by a strong horseshoe-shaped retranschement so that the enemy could not get around the position on the right. All field fortifications were occupied by Turkish infantry. The cavalry were located behind the right flank.

Rumyantsev's plan


After the battle at the Ryaboy Grave, Russian troops rested for two days. June 19, 1770 the army again went forward. July 4, Rumyantsev’s troops were located at the heights of the river. Largs. The Repnin division was located on the left flank, the Baur division was on the right, behind them were the main forces. The Russian army numbered about 38 thousand people with 115 guns. Tatar cavalry tried to attack the Russian camp, but was repelled with the help of light cavalry with field guns.

Rumyantsev needed to defeat the troops of Kaplan-Girey before joining him with 150 thousand army of the great vizier. On July 5, a military council was held. The decision was unanimous - to attack, despite his superiority in strength and strong position. The Russian commander-in-chief decided to launch a defensive attack from the front and deliver the main blow to the weakest right wing of the enemy. From the northern direction, the division of Lieutenant General Plemyannikov was advancing (6 thousand soldiers with 25 guns). Plemyannikov’s division was to divert the attention of the enemy, and then, during the attack of the main forces, deliver an auxiliary strike.

The right wing of the enemy army was hit by the vanguard of Quartermaster Baur (about 4 thousand soldiers with 14 guns) and the division of Lieutenant General Repnin (11 thousand people with 30 guns). Behind them were the main forces under the leadership of Rumyantsev himself - about 19 thousand people (11 thousand infantry and 8 thousand cavalry). To hide their plans, the Russians lined up 8 km from the enemy camp. The infantry was built in several squares with 2-4 thousand soldiers each. The cavalry was located between the square, also covered the flanks and rear. Artillery was attached to the divisions, part was in reserve. As a result, Rumyantsev skillfully chose the enemy’s weak spot and secretly concentrated his main forces there. At the same time, the enemy was distracted from the front.


The battle of Larg. Source: L. G. Beskrovny. Atlas of maps and diagrams on the Russian military stories

Defeat


On July 5, Turks and Tatars led by Abdy Pasha launched a strong attack on Russian positions. At first they piled on Repnin’s division, then on Baur. The attack was repelled. Having received reinforcements from the camp, the Ottomans again attacked the Russian right flank. The situation was dangerous. The Turks squeezed our advanced light forces. It was corrected with a counterattack by the detachment of Major General Weisman. He received additional rangers from the main forces, two battalions of rangers, and, with the support of the cavalry, delivered a strong blow to the enemy. Also, Russian artillery caused great damage to the enemy. The Ottomans retreated.

In order to mislead the enemy, the Russian troops observed a disguise. Tents were left in the camp. With the onset of darkness, when the troops began the maneuver, bonfires were left in the camp. On the night of July 7, the main forces of the Russian army crossed the Larga river according to previously induced crossings. Russian troops went to the enemy camp. Ahead rangers in a dense chain went huntsmen. In the first line were the square of Repnin, Potemkin and Baura. In the second line of power Rumyantsev, in the third - cavalry. Light cavalry was located behind the left flank. Artillery (7 batteries) moved between the square in the first line.

By 4 o’clock in the morning, Russian troops, having knocked down the enemy’s advanced posts, reached the right flank of the Turkish position and, with the support of artillery fire, launched an attack. Baur’s troops captured the first trench, then, receiving reinforcements, and the second. Repnin's soldiers attacked the third trench. The enemy offensive from the right flank was unexpected for the Ottomans. They began to hastily transfer troops and artillery from the front to the attacked area. It was used by Russian troops from the front. Plemyannikov’s division broke into the enemy camp from the north. The Tatar cavalry tried to counterattack along the Babikul River to bypass the left flank of the Russian army and go to the rear. However, this attack was not successful. Russian cavalry, artillery and ranger battalions with strong fire stopped the enemy. Crimean cavalry was upset and fled.

In order to strengthen the blow, Rumyantsev threw second-line troops into the battle. Parts were advanced due to the flanks of the first line. The front of the attack was expanded, the blow was strengthened. By noon, four enemy fortifications were captured. Turks and Tatars, unable to withstand a well-organized attack, were demoralized and fled from the camp. The Russian cavalry was too heavy and could not catch up with the enemy and complete the rout. The enemy threw all the artillery (33 guns), banners and convoy. The Ottoman army lost over 1 thousand people killed and 2 thousand prisoners. The losses of the Russian army were insignificant - 90 people were killed and wounded.

In this battle, Rumyantsev used new tactics. The army advanced with several marching columns, which became parts of the future battle formation. This facilitated the combat deployment of troops. The troops marched without slingshots, which they had previously defended from enemy cavalry. The bayonet was recognized as the main defense of the soldier. The army was divided into divisional and regimental squares (previously the troops were lined up in one large square), which made it possible to advance and maneuver forces. The success of the Russian army was facilitated by the use of the loose ranks of rangers in front of the main forces. Artillery under the command of General Melissino was actively used. Among the distinguished commanders, Potemkin, Gudovich, Kutuzov, Mikhelson, Ferzen, Lassi and others became famous later.
Author:
Photos used:
https://ru.wikipedia.org/
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 7 July 2020 06: 24
    11
    Great Victories, Great People, in Great Times ...
  2. Olgovich
    Olgovich 7 July 2020 06: 42
    14
    It remains to be added that for this glorious victory, the Russian Count Peter Alexandrovich Rumyantsev-Zadunaysky was the first in the history to receive the newly established Order of St. George 1st degree.

    The uprooting of Turkey and the Krymchaks from Bessarabia was difficult, but the Russian army coped with this.
  3. Revolver
    Revolver 7 July 2020 06: 50
    14
    Yes, Catherine ... Continuous contradictions. On the one hand, let’s say, a lady who is not very burdened with moral principles, on the other hand, is almost the greatest of the Russian monarchs. German by birth and upbringing, and at the same time so Russian patriot that there were few such in history. Perhaps more than any of the Russian rulers has increased the lands of the Empire, and what lands! It is a pity that the majority of these lands were raked by the country 404, but thank God at least they returned Crimea.
    1. nnz226
      nnz226 7 July 2020 18: 39
      +2
      Well, Ivan Vasilyevich 4th also increased the Russian lands rather well, it was with him that the Volga became a completely Russian river. "Kazan took, Astrakhan took ..." + North Caucasus + Siberia
      1. Revolver
        Revolver 7 July 2020 18: 42
        +1
        Quote: nnz226
        Well, Ivan Vasilievich the 4th also multiplied non-weakly Russian lands

        I agree. Although technically I am also right, Ivan IV could not expand the Empire, which appeared only under Peter I.
  4. Undecim
    Undecim 7 July 2020 07: 41
    +5
    Quote: Olgovich
    It remains to be added that for this glorious victory the Russian Count Peter Alexandrovich Rumyantsev-Zadunaysky was the first in history to receive the newly established Order of St. George 1st degree.

    Second. For the victory near Cahul two weeks later, on July 21 (August 1).
    The first was Catherine II.
    1. Olgovich
      Olgovich 7 July 2020 11: 38
      +4
      Quote: Undecim
      Second. For victory near Cahul two weeks later, July 21 (August 1).
      The first was Catherine II.

      1.No, when LARGE : for the battle of Larg
      The imp-ts generously rewarded the participants in the battle; Rumyantsev received hordes. St. George 1 C.,.

      East Larga // Military Encyclopedia: [in 18 vol.] / Ed. V.F. Novitsky ... [and others]. - SPb. ; [M.]: Type. t. v. I. D. Sytin, 1911-1915.

      And he was FIRST awarded cavalier:
      Rumyantsev received hordes. St. George 1 C., only six months before it was established, and was first gentleman

      East. .Larga // Military Encyclopedia : [in 18 vol.] / Ed. V.F. Novitsky ... [and others]. - SPb. ; [M.]: Type. t. v. I. D. Sytin, 1911-1915.
      The judgment of the Military Encyclopedia is more authoritative than curiosities, yes.

      Catherine is assigned order itself
      1. Undecim
        Undecim 7 July 2020 12: 17
        +1
        The judgment of the Military Encyclopedia is more authoritative than curiosities, yes.

        Voenny Sbornik magazine, the official organ of the War Ministry of the Russian Empire. Number three for 1909.
        1. Olgovich
          Olgovich 7 July 2020 13: 13
          +2
          Quote: Undecim
          Voenny Sbornik magazine,

          1. And the VS curiously points to Rumyantsev, as the FIRST awarded cavalier of the Order

          2. There is an earlier Military Encyclopedia "Military encyclopedic lexicon
          1856 "d
          which indicates:
          :
          in 1770 Rumlntsv return ~ IJIъ nъ b · bgstnо 20 thousand- 'slchpyii turtstskSh n: orpus bJiiz RyaboiiMogi. and 7 July won a perfect victory over the river.Largo .The Empress awarded him the Order of George 1st Degree.
          But all these victories were only foretell the triumph of Kagulskago.
          1. Olgovich
            Olgovich 7 July 2020 14: 24
            +2
            Quote: Olgovich
            won a perfect victory over the river. Larga ... The Empress awarded him the Order of George 1st Degree.

            But what she wrote Catherine herself Rumyantsev about the victory at LARGE:
            "Count Pyotr Aleksandrovich! You can easily imagine, with great pleasure I received news through Colonel Kaulbars about absolutely your victory over the enemy at the Larga River. The next day, I with all the people brought the Almighty due thanks at the cannon fire in the Church of Our Lady of Kazan. But she most of all felt the price of this incident, when on the 25th of this month she saw from the letters brought by the lieutenant of the guard Althoughyintsov and Lieutenant Colonel Mordvinov detailed descriptions of the battle glorious to you and all the former troops in the battle, in which the supreme military art of the leader was supported by the bravery and fearlessness of the soldiers subordinate to him.
            “You will take in my century an undeniably excellent place for a leader who is rational, skillful and zealous for duty, I respect you to give this justice and, so that everyone knows my way of thinking about you and my pleasure about your success,I am sending you the Order of St. George I class. At the same time, I am enclosing a register of those villages, which immediately will be ordered by the decree to be given to the Senate by you forever and hereditarily. ”

            About Cahul victory, she wrote him something else:
            “For my first duty, I thought to bring Almighty God for his innumerable mercies and bounties, a kneeling thanksgiving that this morning (August 2) it was fulfilled with all the people with cannon fire in the Kazan Church, and the whole city was joyfully glad. Then, returning to the palace, sitting down at the table and remembering giving us the reasons for joy and joy with my art, zeal and intelligence, I drank the health of Field Marshal Count Rumyantsev with cannon fire, with which I congratulate you on my newly granted and highly deserved rank and I must testify to you that I didn’t have a person at the table who would not be moved to tears of pleasure, seeing that I showed them justice to a worthy fellow citizen.
            1. Undecim
              Undecim 7 July 2020 14: 46
              +2
              Yes, Olgovich, you are right. Forced to admit defeat.
  5. Andrey Krasnoyarsky
    Andrey Krasnoyarsky 7 July 2020 09: 19
    +6
    Rumyantsev somehow got lost in the shadow of Suvorov. Meanwhile, it was a talented commander who earned an honorable place in the military history of Russia.
  6. VicktorVR
    VicktorVR 7 July 2020 09: 36
    +1
    The Ottoman army lost over 1 thousand people killed and 2 thousand prisoners. The losses of the Russian army were insignificant - 90 people were killed and wounded.


    More than 100.000 people participated, killing about 1%. In the Russian army, the losses are very small.
    How so?
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 7 July 2020 13: 18
      +1
      They fled, frightened by volleys and buckshots at point blank range. These are not Swedes or Prussians.
    2. Ryazan87
      Ryazan87 7 July 2020 14: 17
      0
      You take the numbers of the Turkish-Tatar army somewhat more critically: a large number of irregulars (in fact, all Tatars) and non-combatants make all these calculations very inaccurate. There, all the figures given should be divided by 2, at least.
      In addition, the Tatar cavalry, in principle, could no longer conduct the right battle with a relatively large mass of regular infantry, and even with the support of artillery.
  7. nnz226
    nnz226 7 July 2020 18: 35
    0
    Lord, for the last 300 years Russia has been cleaning everyone's faces, whoever tries to lift their tail at it! And the "environment" is itching to do everything! Even the Japanese, having won the war against the Russians in 1904-05 (albeit relatively), took everything they had to do 40 years later (right according to Bismarck!), And ours did it in the shortest possible time!

Военное обозрение

Как русская армия во главе с Румянцевым сокрушила турок в битве при Ларге

16
Как русская армия во главе с Румянцевым сокрушила турок в битве при Ларге
Румянцев в сражении с турками


250 лет назад, 7 (18) июля 1770 года, на реке Ларга произошло сражение между русской армией генерала Румянцева и османскими войсками крымского хана Каплан-Гирея. Несмотря на численный перевес, турки и крымские татары были разбиты и бежали.

Ситуация перед сражением


Весной 1770 года турецкая армия при поддержке крымской конницы перешла в наступление. Малочисленный корпус генерала Репнина, расположенный в Молдавии, который понёс серьёзные потери от эпидемии чумы, не мог противостоять врагу и отступал. Русские войска отступили под давлением превосходящих сил врага и закрепились на позициях у Рябой Могилы. Вражеская конница блокировала отряд Репнина.

На помощь передовому корпусу выступил с 1-й армией Румянцев. 17 июня 1770 года русские войска разбили большую татарско-турецкую армию у Рябой Могилы («Разгром турецко-татарской армии у Рябой Могилы»). Враг бежал. Однако вскоре войска крымского хана были усилены турецким корпусом. Турки и татары заняли позицию у реке Ларга, левом притоке Прута. Численность османской армии доходила до 80 тыс. человек (65 тыс. конницы и 15 тыс. пехоты) при 33 орудиях. Османское командование выбрало удобную позицию. Турецкие войска располагались за рекой Ларга, на высоком плато. С севера (фронта) турок прикрывала непроходимая вброд река Ларга, с запада – реки Балаш и Прут, с юга и юго-востока – река Бабикул. С северо-востока и востока серьёзных естественных препятствий не было, и это было самое уязвимое место турецкого лагеря.

Турки укрепили позицию четырьмя ретраншементами (фортификационное сооружение в виде вала со рвом впереди). Самое опасное направление было укреплено сильным подковообразным ретраншементом, чтобы противник не смог обойти позицию справа. Все полевые укрепления были заняты турецкой пехотой. Конницы были расположены за правым флангом.

План Румянцева


После боя у Рябой Могилы русские войска два дня отдыхали. 19 июня 1770 года армия снова пошла вперёд. 4 июля войска Румянцева расположились на высотах у р. Ларги. Дивизия Репнина расположилась на левом фланге, дивизия Баура – на правом, за ними были основные силы. Русская армия насчитывала около 38 тыс. человек при 115 орудиях. Татарская конница пыталась атаковать русский лагерь, но была отражены с помощью лёгкой кавалерии с полевыми пушками.

Румянцеву необходимо было разгромить войска Каплан-Гирея до соединения его с 150 тыс. армией великого визиря. 5 июля был проведен военный совет. Решение было единогласным – атаковать, несмотря на его превосходство в силах и крепкую позицию. Русский главнокомандующий решил произвести демонстративную атаку с фронта и нанести главный удар по наиболее слабому правому крылу неприятеля. С северного направления наступала дивизия генерал-поручика Племянникова (6 тыс. солдат при 25 орудиях). Дивизия Племянникова должна была отвлечь на себя внимание врага, а затем, во время атаки главных сил, нанести вспомогательный удар.

По правому крылу вражеской армии наносили удар авангард генерал-квартирмейстера Баура (около 4 тыс. солдат при 14 пушках) и дивизия генерал-поручика Репнина (11 тыс. человек при 30 орудиях). За ними располагались главные силы под началом самого Румянцева – около 19 тыс. человек (11 тыс. пехоты и 8 тыс. конницы). Чтобы скрыть свои планы, русские построились в 8 км от вражеского лагеря. Пехота была построена в несколько каре по 2–4 тыс. солдат каждое. Кавалерия разместилась между каре, также прикрывала фланги и тыл. Артиллерия придавалась дивизиям, часть была в резерве. В результате Румянцев умело выбрал слабое место неприятеля и скрытно сконцентрировал там основные силы. При этом противник был отвлечён с фронта.


Сражение при Ларге. Источник: Л. Г. Бескровный. Атлас карт и схем по русской военной истории

Разгром


5 июля турки и татары под началом Абды-паши провели сильную атаку русских позиций. Сначала навалились на дивизию Репнина, затем – на Баура. Атака была отражена. Получив подкрепления из лагеря, османы снова атаковали русский правый фланг. Ситуация была опасной. Турки потеснили наши передовые лёгкие силы. Её исправили с помощью контратаки отряда генерал-майора Вейсмана. Он получил из главных сил дополнительные силы егерей, два батальона егерей и при поддержке конницы нанёс сильный удар по врагу. Также большой урон противнику нанесла русская артиллерия. Османы отступили.

Чтобы ввести врага в заблуждение, русские войска соблюдали маскировку. В лагере были оставлены палатки. С наступлением темноты, когда войска начали маневр, в лагере оставили костры. В ночь на 7 июля основные силы русской армии форсировали реку Ларга по заранее наведенным переправам. Русские войска вышли к вражескому лагерю. Впереди каре густой цепью шли егеря. В первой линии были каре Репнина, Потёмкина и Баура. Во второй линии силы Румянцева, в третьей – кавалерия. Лёгкая конница располагалась за левым флангом. Артиллерия (7 батарей) двигалась между каре в первой линии.

К 4 часам утра русские войска, сбив передовые посты неприятеля, вышли к правому флангу турецкой позиции и при поддержке артиллерийского огня начали атаку. Войска Баура захватили первый окоп, затем, получив подкрепления, и второй. Солдаты Репнина атаковали третий окоп. Наступление противника с правого фланга стало неожиданным для османов. Они стали спешно перебрасывать войска и артиллерию с фронта на атакованный участок. Это было использовано русскими войсками с фронта. Дивизия Племянникова прорвалась во вражеский лагерь с северного направления. Татарская конница пыталась контратаковать вдоль реки Бабикул, чтобы обойти левый фланг русской армии и выйти в тыл. Однако эта атака не имела успеха. Русская конница, артиллерия и егерские батальоны сильным огнем остановили неприятеля. Крымская конница была расстроена и бежала.

В целях усиления удара Румянцев бросил в сражение войска второй линии. Части были выдвинуты из-за флангов первой линии. Фронт атаки были расширен, удар усилен. К полудню четыре вражеских укрепления были захвачены. Турки и татары, не выдержав хорошо организованной атаки, были деморализованы и бежали из лагеря. Русская кавалерия была слишком тяжелой и не смогла догнать врага и довершить разгром. Противник бросил всю артиллерию (33 пушки), знамена и обоз. Османское войско потеряло свыше 1 тыс. человек убитыми и 2 тыс. пленными. Потери русской армии были незначительными – 90 человек убитыми и ранеными.

В этом сражении Румянцев использовал новые тактические приёмы. Армия наступала несколькими походными колоннами, которые становились частями будущего боевого порядка. Этим облегчалось боевое развёртывание войск. Войска шли без рогаток, которыми ранее защищались от вражеской конницы. Штык был признан главной защитой солдата. Армия была разбита на дивизионные и полковые каре (ранее войска выстраивались в одно большое каре), что позволяло одновременно наступать и маневрировать силами. Успеху русской армии способствовало использование рассыпного строя егерей перед главными силами. Активно использовалась артиллерия под командованием генерала Мелиссино. Среди отличившихся командиров выделялись прославившиеся впоследствии Потёмкин, Гудович, Кутузов, Михельсон, Ферзен, Ласси и другие.
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 7 июля 2020 06:24 Новый
    +11
    Великие Победы, Великих Людей, в Великие Времена...
  2. Ольгович
    Ольгович 7 июля 2020 06:42 Новый
    +14
    Остается добавить, что за эту славную победу русский граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский первым в истории получил вновь учрежденный орден св. Георгия 1-й степени.

    Тяжело давалось выкорчевывание Турции и крымчаков из Бессарабии, но Русская армия справилась с этим.
  3. Наган
    Наган 7 июля 2020 06:50 Новый
    +14
    Да, Екатерина... Сплошные противоречия. С одной стороны, скажем так, не сильно отягощенная моральными устоями дама, с другой - чуть не величайшая из русских монархов. Немка по рождению и воспитанию, и в то же время настолько русский патриот, что таких в истории было немного. Пожалуй, больше чем кто-либо из русских правителей увеличившая земли Империи, и какие земли! Жаль, что большую часть этих земель подгребла под себя страна 404, но слава Богу хоть Крым вернули.
    1. nnz226
      nnz226 7 июля 2020 18:39 Новый
      +2
      Ну, Иван Васильевич 4-й тоже приумножил неслабо русские земли, именно при нём Волга стала полностью русской рекой. "Казань брал, Астрахань брал..." + Северный Кавказ + Сибирь
      1. Наган
        Наган 7 июля 2020 18:42 Новый
        +1
        Цитата: nnz226
        Ну, Иван Васильевич 4-й тоже приумножил неслабо русские земли

        Согласен. Хотя технически я тоже прав, Иван IV не мог расширить Империю, коя появилась только при Петре I.
  4. Undecim
    Undecim 7 июля 2020 07:41 Новый
    +5
    Цитата: Ольгович
    Остается добавить, что за эту славную победу русский граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский первым в истории получил вновь учрежденный орден св. Георгия 1-й степени.

    Вторым. За победу под Кагулом две недели спустя, 21 июля (1 августа).
    Первой получила Екатерина II.
    1. Ольгович
      Ольгович 7 июля 2020 11:38 Новый
      +4
      Цитата: Undecim
      Вторым. За победу под Кагулом две недели спустя, 21 июля (1 августа).
      Первой получила Екатерина II.

      1.Нет , при ЛАРГЕ : за битву при Ларге
      Имп-ца щедро наградила участников боя; Румянцев получил орд. св. Георгия 1 кл.,.

      Ист. Ларга // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

      И он был ПЕРВЫМ награжденным кавалером :
      Румянцев получил орд. св. Георгия 1 кл., только за полгода перед тем установленный, и был первым кавалером

      ист. .Ларга // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
      Суждение Военной Энциклопедии авторитетнее курьезов,да.

      Екатерина же возложила орден сама на себя
      1. Undecim
        Undecim 7 июля 2020 12:17 Новый
        +1
        Суждение Военной Энциклопедии авторитетнее курьезов,да.

        Журнал "Военный сборник", официальный орган Военного министерства Российской империи. Номер третий за 1909 год.
        1. Ольгович
          Ольгович 7 июля 2020 13:13 Новый
          +2
          Цитата: Undecim
          Журнал "Военный сборник",

          1. И ВС курьезу указывает на Румянцева , как на ПЕРВОГО награжденного кавалера Ордена

          2. Есть и более ранняя Военная энциклопедия "Военный энциклопедический лексикон
          1856 "г
          которая указывает :
          :
          въ 1770 году Румлнцсвъ обрат~IJIЪ nъ б·Ьгстnо 20 ты-' слчпыii турсцкШ н:орпусъ бJiизъ Рябоii­Моги.lы, а 7 iюля одержалъ совершен­ную победу за рекою .Ларгою ...Императрица наградила его орде­номъ Георгiя 1-й Степени.
          Но все эти победы были только предвестиемъ тор­жества Кагульскаго.
          1. Ольгович
            Ольгович 7 июля 2020 14:24 Новый
            +2
            Цитата: Ольгович
            одержалъ совершен­ную победу за рекою .Ларгою ...Императрица наградила его орде­номъ Георгiя 1-й Степени.

            А вот что писала сама Екатерина Румянцеву по поводу победы при ЛАРГЕ:
            "Граф Петр Александрович! Вы легко себе представить можете, с коликим удовольствием я получила известия чрез полковника Каульбарса о совершенно вами одержанной победе над неприятелем при речке Ларге. На другой день я со всем народом приносила Всевышнему достодолжное благодарение при пушечной пальбе в церкви Казанской Богоматери. Но наивящше чувствовала цену сего происшествия, когда 25 числа сего месяца усмотрела из привезенных поручиком гвардии Хотяинцовым и подполковником Мордвиновым писем обстоятельные описания сей славной вам и всем в сражении бывшим войскам баталии, при которой высшее воинское искусство предводителя было поддержано храбростью и неустрашимостью подчиненных ему воинов.
            «Вы займете в моем веке несумненно превосходное место предводителя разумного, искусного и усердного за долг почитаю вам отдать сию справедливость и, дабы всем известен сделался мой образ мысли об вас и мое удовольствие об успехах ваших, посылаю к вам орден св. Георгия I класса. При сем прилагаю реестр тех деревень, кои немедленно Сенату указом повелено будет вам отдать вечно и потомственно».

            По поводу Кагульской победы она же писала ему другое:
            «За первый долг я почла принесть Всемогущему Богу за бесчисленные его к нам милости и щедроты коленопреклоненное благодарение, что сего утра (2 августа) со всем народом при пушечной пальбе в церкви Казанской исполнено было, и весь город зело обрадован. Потом, возвратясь во дворец, сев за стол и вспомня подающего нам причины радости и веселия своим искусством, усердием и разумом, при пушечной пальбе пила я здоровье г. фельдмаршала графа Румянцева, с которым вам новопожалованным и весьма вам заслуженным чином вас поздравляю и должна вам засвидетельствовать, что у меня за столом не было человека, который бы не был тронут до слез от удовольствия, видя, что я справедливость показала их достойному согражданину.
            1. Undecim
              Undecim 7 июля 2020 14:46 Новый
              +2
              Да,Ольгович, Вы правы. Вынужден признать свое поражение.
  5. Андрей Красноярский
    Андрей Красноярский 7 июля 2020 09:19 Новый
    +6
    Румянцев как-то затерялся в тени Суворова. А между тем, это был талантливейший полководец, заслуживший почетное место в военной истории России.
  6. VicktorVR
    VicktorVR 7 июля 2020 09:36 Новый
    +1
    Османское войско потеряло свыше 1 тыс. человек убитыми и 2 тыс. пленными. Потери русской армии были незначительными – 90 человек убитыми и ранеными.


    Участвовало больше 100.000 человек, убитых около 1%. В русской армии потери совсем маленькие.
    Как так?
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 7 июля 2020 13:18 Новый
      +1
      Разбежались, испугавшись залпов и картечи в упор. Это же не шведы или пруссаки.
    2. Рязанец87
      Рязанец87 7 июля 2020 14:17 Новый
      0
      Вы цифры численности турецко-татарской армии воспринимайте несколько более критически: большое количество иррегуляров (собственно, все татары) и нестроевых делают все эти подсчеты весьма неточными. Там все цифры приводимые надо бы на 2 поделить, как минимум.
      Кроме того, татарская конница в принципе не могла уже вести правильный бой с относительно большой массой регулярной пехоты, да еще и при поддержке артиллерии.
  7. nnz226
    nnz226 7 июля 2020 18:35 Новый
    0
    Господи, последние 300 лет Россия всем подряд морды чистит, кто на неё хвост пытается задирать! А "окружающей среде" всё неймётся! Даже японцы выиграв в 1904-05 году (хотя относительно) войну у русских, огребли всё положенное через 40 лет (прямо по Бисмарку!), причём наши это сделали в кратчайшие сроки!