Ракеты нашего детства

92
Ракеты нашего детства

Единственная фотография отца во время запуска ракеты

Творил добро с любовью в сердце!

Посвящается нашему отцу




В моем детстве, которое пришлось на 1980-е годы, практически все мальчишки нашего двора строили ракеты. Жили мы в «хрущёвке» рабочего района ЗИПа, почти на окраине Краснодара. Многие ребята тогда увлекались химией взрывчатых веществ именно из-за её практического применения. В ход шло всё, что хорошо горело или взрывалось. Помню, как ракеты начиняли киноплёнкой, горящей, как порох. Пытались использовать для этих целей и куски отработанного карбида, который сварщики выбрасывали после работы. Изобретались различные составы на основе магния или алюминия с добавлением марганца или калийной селитры. Напильником точили магниевые части авиационных колёс. Каждый школьник мог безошибочно определить магний, приложив к металлу медную монету и на стыке попробовать языком кислинку «гальванопары». Использовали желтую серу, а вместо угля иногда применяли обычный сахар-песок. Если кому-то удавалось достать охотничий порох, то это был «праздник» для всего двора. Сегодня это может показаться ужасным, а в моём детстве всю новогоднюю пиротехнику мы изготавливали сами, и взрывалась она не хуже, чем сегодня привезённая китайская. Помню эти кульки с заготовленными на Новый год взрывпакетами-летучками по 100-300 штук, свёрнутыми из картонных перфокарт, с примотанными головка к головке спичками. Летучка — это когда взрыв происходит в воздухе через 2-3 секунды, пока взрывпакет летит до земли. Да, были ожоги и травмы, даже лёгкие контузии, но только так закаляется мальчишеский характер.

Большинство наших ракет просто сгорало прямо на месте старта. Некоторые разрывало взрывом на мелкие куски, но единицам удавалось оторваться от земли и под наши восторженные крики, описав дугу, упасть в опасной близости от автомобильных гаражей. И тогда нам нужно было успеть убежать или спрятаться от мужиков, которые там постоянно что-то разбирали-собирали. Некоторым «дворовым» разработчикам ракет удалось достичь некоторых результатов, но мне и моим старшим братьям Александру и Борису повезло гораздо больше. У нас был отец, и в его кружке ракетостроения сбывались наши детские мечты.

Когда мне было десять лет, родители взяли меня с собой на всю смену в пионерский лагерь «Дивноморск-Энергетик». Это в посёлке Дивноморск, который уютно раскинулся среди лесного массива недалеко от Геленджика на Черноморском побережье.

Помню, как там запах разогретой солнцем смолы от окружающих сосен смешивался с ароматами моря, как в кронах деревьев пели неугомонные цикады.

Мама работала медсестрой в санчасти лагеря, а отец, Кантемиров Виктор Иванович, руководил кружком ракетостроения. Там и мне посчастливилось изготовить свою первую «боевую» ракету, высоко взлетевшую в южное лазоревое небо.

У отца уже была отточенная многолетним опытом технология изготовления и запуска самодельных ракет на твёрдом топливе. Он не раз до этого выезжал на сезон в пионерские лагеря со своим «ракетным чемоданчиком» и обучал мальчишек основам ракетостроения.

Сначала мы собирали древесный уголь, оставшийся после большого пионерского костра, зажженного на открытии лагерной смены. Потом мы тщательно перетирали угольки в фарфоровой ступке до состояния пыли. В выверенных отцом пропорциях мы смешивали уголь, серу, селитру, добавляя в состав немного дымного пороха. Немыслимый сегодня для применения в современных реалиях состав! Мальчишки трудились в кружке отца с увлечением и азартом. Смеялись друг над другом, когда кто-нибудь случайно перепачканными углём руками тёр нос или трогал лицо. Ребята уже знали, что в заряде ракеты горит уголь, сера лишь замедляет горение, а селитра при нагреве дает так необходимый кислород. Засыпалась эта смесь в картонные гильзы охотничьих патронов 12-16 калибра и уплотнялась с помощью молотка и ступки соответствующей формы. Но вместо капсюля на время затрамбовки горючей смеси гильза насаживалась на конусный стержень, который образовывал внутри не только отверстие для вставки бикфордова шнура, но и будущую камеру сгорания с эффективной тягой.

Бикфордов шнур мы тоже изготавливали сами, замачивая в селитре пеньковую верёвку. После высушивания её обмазывали пастообразной смесью дымного пороха с клеем ПВА. Затем её развешивали под потолком в мастерской и долго сушили. Когда вся влага испарялась, шнур был готов.

Бумажная "технология"


Корпуса ракет, обтекатели и стабилизаторы мы делали из бумаги, проклеивая её силикатным клеем. На отполированную металлическую болванку, предварительно смазанную вазелином (чтобы проще было снимать с заготовки), накручивалась в несколько слоев промазанная клеем бумага. Для головных частей — обтекателей использовали болванки конической формы. Потом картонные заготовки просушивались, их снимали с болванок и обрезали всё лишнее. Хвостовые стабилизаторы тоже приклеивались к корпусу по шаблону, размеченному на 3 сектора с равными углами. Были случаи, когда мальчишки умудрялись напортачить с монтажом стабилизаторов, и тогда ракету при взлёте сильно забрасывало в сторону.

Собранная ракета состояла из корпуса со стабилизаторами и съёмного конусного обтекателя, привязанного к корпусу суровой ниткой для фиксации его после «отстрела».

На корпусах закреплялись скользящие кольца, удерживающие ракету в вертикальном положении на старте и на этапе стартового разгона при пуске. Готовые ракеты мы красили лаком с «серебрянкой» под металл, украшали красными звёздами и надписями.

Внутрь корпуса плотно вставлялся снаряженный «твердотельный» ракетный двигатель, над ним был засыпан вспомогательный заряд чистого пороха, далее шел пыж и свернутый шелковый парашют. В многоступенчатых ракетах для отделения использованной ступени также использовался небольшой заряд пороха, который отстреливал первую ступень и поджигал вторую.

Принцип работы «спасательной системы» ракеты был гениально прост. Когда ракетное топливо выгорало до конца, то взрывался пороховой заряд над ним, который пыжом выталкивал парашют, тот сбрасывал обтекатель и вылетал наружу. При успешном отстреле головной части ракета с привязанным обтекателем спускалась на парашютике. Но если что-то шло не так, то она падала обтекателем вниз, сминая его в гармошку.

Сама стартовая площадка представляла собой длинный штырь диаметром до 8 мм, воткнутый в землю. В зависимости от размера ракеты его длина была от 1,0 до 2,5 метра. При пуске ракеты стартовая площадка обеспечивала вертикальное направление полета на этапе разгона, а после схода ракеты со стартовой площадки – штыря, прямолинейное движение обеспечивалось аэродинамическими стабилизаторами.

Праздничный салют


Сколько было стартов, столько было и восторженных, захватывающих дух эмоций! Почти все торжественные линейки и праздничные мероприятия сопровождались массовыми запусками ракет. Из трёх ракет при одновременном старте хотя бы одна точно отрабатывала всю «программу полёта». Но и неудачные старты поднимали всем настроение и были поводом для шуток.

Помню, как нашему кружку поручили салютовать ракетами на празднике дня Нептуна. Галечный пляж там очень узкий, а народа на нём будет много. Вот и было решено для безопасности запускать ракеты с бетонного волнореза, уходящего в море. Для этого укороченные стартовые пруты мы вбили в обрезки найденных досок. Идея была неплохая, но… При запуске некоторые «стартовые площадки» взлетающими ракетами были опрокинуты, и ракеты полетели в разные стороны. Одна ракета упала к подножию трона Нептуна, другая полетела к зрителям, которые с визгами и криками разбегались в стороны. А ракета, подымив своим зарядом, напоследок ещё и стрельнула, выбрасывая свой спасательный парашют. Всем, кроме моего отца, было весело, но он-то осознавал весь масштаб бедствия. К счастью, тогда никто не пострадал, а отец отделался устным выговором от начальника лагеря, сын которого вместе с нами тоже мастерил ракеты.

К этому времени через отцовский кружок ракетостроения в своё время также прошли оба моих старших брата, выезжавшие с родителями в пионерские лагеря на Черноморском побережье Анапы. Старший из нас, Борис, с теплотой вспоминает о том времени, когда они жили в станице Динской Краснодарского края, отец работал в школе и вёл несколько кружков, в которых он так любил мастерить.


В те годы кружки посещали тысячи будущих инженеров и техников

Уроки мастерства


Хорошо помню события, предшествовавшие первому полету Гагарина 12 апреля 1961 года, первый полет искусственного спутника Земли и полет с собачками на борту — Белкой и Стрелкой. И дело, конечно, не в пропаганде и информационной кампании, это была наша Победа, это делало нас ВЫШЕ, БОЛЬШЕ и ЛУЧШЕ, чем те, которые были на Западе, причем всех нас. Мы тогда ощущали себя частью народа более, чем нынешнее поколение. Эти события повышали оценку нашего национального самосознания. И это я ощущал уже тогда. Тогда все бредили космосом.

Это состояние общества наложило свой отпечаток и на сферу народного образования. В школах и без того, в отличие от современных веяний, велась огромная кружковая внеклассная работа. Детвора с удовольствием тянулась в спорт, в музыку, в разного рода кружки технического свойства.

Отец в этот период преподавал физику, астрономию и математику в школе №3, что ближе к центру станицы Динской. Мать, Маргарита Андреевна, преподавала в этой же школе историю, русский язык и литературу. А «кружковая» работа для учителей школы была составной частью их преподавательской и воспитательной функции. Хотя тарифицировалась по меньшей ставке.

Отец получил нагрузку по ведению сразу нескольких кружков: ракетного, авиамодельного и судомодельного. Я, в статусе сына учителя, уже с 1-го класса часто бывал у него на занятиях. Пользовался покровительством участников, мне давали инструменты, разрешали строгать, клеить, резать, в общем, творить.

Занятия проводились не в школе, а в старом помещении Дома культуры. Помещение было тесное, здание старое, хотя, по станичным меркам, большое. В его правой части размещался кинозал, а в левой части – две или три комнаты, использующиеся как мастерские. По периметру стояли деревянные шкафы для инструментов, некоторые были с остеклением. В них были выставлены модели кораблей: парусники, военные, подводные лодки. Уже тогда поражало качество их изготовления, деталировка, правдоподобность.

Мне больше всего нравились парусные корабли. Впоследствии я строил их модели, а первые корпуса выстрогал ножичком уже тогда.

В мастерских были большие окна, было светло, пахло клеем, эфиром и еще чем-то, трогающим душу любого мальчишки, мечты которого витают в небе, в море или космосе.

В кружки, по моим воспоминаниям, ходили с 4-го по 8-й класс школы. После 8-го класса ребята занимались уже более серьезными делами, например, курсами вождения, учились на трактористов и комбайнеров. Взрослели рано. Еще существовало 8-летнее образование. Но этот опыт оставлял свой след на личностях ребят, поднимая их общую культуру, знание истории, техники, конструирования, воспитывая усидчивость, а главное – отнимало их у улицы.

Посреди комнаты стояли большие рабочие столы, изрезанные и исчерченные инструментом, перепачканные клеем и красками. Была и пара столярных верстаков.

Под потолком были подвешены разные модели самолетов: планеры, резиномоторные, управляемые, на кордовом (тросовом) управлении, с различными двигателями. Были уже завершенные и находящиеся в разной степени готовности.

И — ракеты! Они были красиво раскрашены: бронза, серебро, цветные краски, надписи и символы, свойственные той социалистической эпохе.

И всему этому ребят учил Виктор Иванович. Откуда у него взялись эти навыки, мне неизвестно, но он пользовался у ребят большим авторитетом. Он вообще владел широкими знаниями и навыками, позволявшими, например, строить дом, ремонтировать все и вся, начиная от радиоприемника и заканчивая мебелью. Эти качества вообще были свойственны людям того поколения. От их наличия зависело выживание, благополучие и жизненный успех.

Чертежи и руководства по моделированию тогда издавались, были доступны для пользования и распространялись через подписку в Союзпечати. К пособиям прилагались «выкройки» к моделям. Каким образом и из каких средств обеспечивалась работа кружков школами, Домами культуры и творчества? Конечно, я тогда не мог этим интересоваться. Но все необходимое было. Были клей, краски, растворители, специальная бумага, дерево, бамбуковая щепа и даже патроны и порох. Этим занимался отец, у него в станице были знакомые из числа рыбаков и охотников.

К самым запоминающимся событиям относились дни, когда испытывались модели планеров, самолетов и когда производились пуски ракет. Рядом с Домом культуры располагался станичный базар с парой лавок и несколькими торговыми деревянными рядами-навесами. А за ним был большой пустырь. Народу собиралось много.

Планеры пускались «с руки», насколько хватало сил. Но надо было соразмерить толчок, чтобы во время пуска плоскости крыльев не отвалились. Летели они настолько далеко, насколько качественно была рассчитана аэродинамика и насколько позволял ветер. Крылья и хвостовое оперение были хлипкими, полупрозрачными, насквозь были видны лонжероны и нервюры – элементы продольного и поперечного набора. Вместо фюзеляжа – тонкая деревянная планка, а вместо кабины – фанерная пластина округлой формы для противовеса к центру тяжести.

Резиномоторные модели представляли собой те же планеры, в конструкции которых был включен привод из жгута так называемой авиационной резины белого цвета и круглого сечения с авиационным винтом — деревянным пропеллером. Пропеллер — самый сложный элемент, изготовляемый вручную по чертежам, с особой тщательностью. Он полировался, балансировался по весу и лакировался.

Перед запуском модели резиновый жгут скручивался вручную, пальцами или посредством ручной дрели, присоединенной к оси пропеллера. Электродрели тогда были огромной редкостью и ценностью. После «накрутки» привода пропеллер отпускался, резина начинала раскручиваться, вращать пропеллер, и модель начинала полет. Длился он, пока не закончится «натяг» резинового привода и планирование от инерции разгона.

Продольный и поперечный набор моделей планеров изготовлялся из бамбуковой щепы с фиксированием изгибов и прогреванием щепы над спиртовой горелкой. Потом детали соединялись нитками, фиксировались в нужном положении и пропитывались костным клеем. Костный клей, хранящийся в плитках коричневого цвета, толщиной в полсантиметра, измельчался и размягчался до жидкого состояния на паровой бане. При этом он жутко вонял. Но после высыхания хорошо держал конструкцию. Конструкция несколько дней сохла до нового собрания кружка. Потом она обклеивалась листами папиросной бумаги, пропитанной казеиновым клеем или клейстером из муки, и снова длительно высушивалась на подвеске под потолком. После сушки бумага натягивалась на каркасе, как барабан, и конструкция становилась крылом.

Старшие школьники, прошедшие этап планера и «резинки», конструировали кордовые управляемые модели с настоящими авиационными микромоторами. Они были несовершенными, плохо пускались, особенно на ветру, когда эфир, используемый для начального пуска, быстро улетучивался. Большой проблемой было достать авиационный бензин. Но отец организовывал дело так, что все это было в распоряжении ребят. Но в конце концов эти полеты стали очень эффектными. Моделисты были на вершине счастья.


СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.

Джон Кеннеди


Строительство действующих моделей ракет, а они все были действующими и, мало того, запускались в небо по несколько раз, начиналось с цилиндрического корпуса. Ракеты были разными как по размеру, так и по конструкции: одноступенчатые и многоступенчатые, толстые и тонкие, для начинающих моделистов попроще и для опытных – посложнее.

Главное событие – испытания моделей и пуски ракет. Детворы много, и нужно было обеспечить контроль за всем происходящим. Но меры безопасности мне были в те годы безразличны, этого я не замечал. Тем не менее я не слышал о каких бы то ни было травмах или ЧП.

Ракеты поочередно, а иногда и по несколько штук устанавливались на стартах, вставлялись бикфордовы шнуры, все отходили на несколько метров, и шнуры поджигались. Это были трепетные моменты, когда огонь и дым бежали по полю к ракете, зажигался двигатель и ракета взлетала. Маленькие модели — быстро, крупные — помедленнее и более эффектно. Как высоко, не знаю, но в небе они были почти неразличимы. Только когда раскрывался парашют, они становились заметными. А потом их несло по ветру, и все толпой мчались их подбирать. Иногда относило довольно далеко, иногда они опускались во дворы станичников. Тогда их просили пустить во двор и снять с дерева или с курятника.

Впоследствии на крупных моделях, в головных частях в специальных контейнерах стали размещать пассажиров – лягушат. Это вызывало особый интерес и рождало, наверное, юношеские фантазии. Тогда полет в космос уже становился реальной мечтой. Удивительно, но «жертв» среди «космонавтов» не было!

Отец с большой теплотой относился к этому виду учительской деятельности, и ребята платили ему взаимностью. Это ощущалось мною во время занятий кружков, на которых я иногда присутствовал. Мне всегда очень нравилось что-то строгать, пилить, резать, рисовать, систематизировать, в общем, что-то делать. И этот период жизни запомнился в деталях именно по этим моментам. По крайней мере, лучше, чем просто учеба в школе или в «музыкалке». Просто это было приключением!
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    18 июля 2020 04:52
    Спасибо за прекрасные воспоминания! В СССР создавали новые ракеты, потому как учились этому с детства. Конструкторы и инженеры, а не тупая и вороватая богема, были элитой общества.
    1. -5
      19 июля 2020 18:02
      Ничего подобного.
      Элитой была как раз та самая богема, тупая и вороватая. И ещё наглая от безнаказанности.
      Все партийные руководители и их детки.
      1. +3
        19 июля 2020 18:22
        Воры не могут быть элитой, даже если они партийные.
        1. -2
          19 июля 2020 23:11
          Цитата: avia12005
          Воры не могут быть элитой, даже если они партийные.

          И тем не менее они есть, и еще будут есть.
          1. +1
            20 июля 2020 06:05
            Воры есть, элиты нет.
  2. +26
    18 июля 2020 05:41
    молоды были. Все было интересно. Любили взрывать, стрелять, что то запускать. Сейчас за многие кружки , или даже за уроки хими исветит лет 5 руководителю. Подготовка терракта, изготовление взрывчатых веществ. Собственно как и нам, пацанам, за взрывпакеты, за самопалы, за дымовушки.... А у нас в школе, была секция картинга, вот. И это в деревне, штук 5 машинок было. Нашелся дядька энтузиаст, директор школы поддержал, в обкоме как то выпросили. Был столярно слесарный кружок, радиотехнический , исторический. На трудах с 6 класса начиналось станочное обучение, токарно-винторезные, фрезерные станки, электро сварка, на всем начинали работать. Наверное было в памяти у всех что во время войны дети вставали к станкам, Ну и чтобы после школы человек не терялся, а мог работать и емел специальность. Теперешнего МЧСника или проверяющего в тогдашнюю школу загони, по нынешним законам, штук 10 уголовных дел на директора будет обеспеченно. После школы человек мог иметь профессию водителя, тракториста машиниста, швеи-мотористки, повара, токаря-фрезировщика, газосварщика. На некоторые профессии обучались в школе, допустим водители, трактористы. В некоторых городках были учебные комбинаты, после уроков можно было там обучаться на многие специальности. Ну и так позанудствовать, костный клей, он же столярный, шёл в гранулах и плитках, просто заливался кипятком и настаивался, про водяные бани и не слышал, запах весьма приятный, почему автору противен он был, не знаю. Запах канифоли, горячей стружки........ Всем хороших выходных drinks
    1. BAI
      +1
      18 июля 2020 19:40
      После школы человек мог иметь профессию водителя, тракториста машиниста, швеи-мотористки, повара, токаря-фрезировщика, газосварщика.

      Да, у меня была слесарь-ремонтник 2 разряда, одноклассники получали также слесарь-инструментальщик, токарь, фрезеровщик , все 2 разряда. Подготовку получали на предприятии, которое шефствовало над школой.
  3. +11
    18 июля 2020 06:19
    После школы, вместе с аттестатом выдали удостоверение чертежника-деталировщика. Кроме того, научили работать на токарном станке ( не то, чтобы прям все умели, но азы точно дали). Мотокружок, радиотехнический, авиамодельный - это только те, в которые ходил, и это только в школе.
  4. +11
    18 июля 2020 06:32
    Спасибо за воспоминание и ностальгию. Небольшая поправка, селитру к магниевым сплавам, добавляли не калийную ( она не работала ), а аммиачную. Всё один в один было и у меня в начале 70-х.
    1. AUL
      +7
      18 июля 2020 07:40
      Все-таки калийную! Активированный уголь,серный цвет и калийная селитра - стандартный состав, публикуемый в литературе. Занимался этим делом в 60-х годах... Моя молодость!
      1. +4
        18 июля 2020 11:56
        Все-таки калийную! Активированный уголь,серный цвет и калийная селитра


        Эх вы, темнота .... laughing Да любую. Но лучше , а главное доступнее всего была натриевая. Удобрение 60 коп за 3 кг. Кстати в ней и кислорода на кг больше содержится. И делалось это так - старый таз, наливаешь воду , растворяешь селитру перемешивая . На глазок . Потом стопку старых газет кладёшь в таз - и через пару дней ( вот это изюминка - газета промокает "насквозь") сушишь на бельевой верёвке . wink
        А вот хранить готовую страшно. Чуть что - не потушишь.
        Из палки делается оправка , дальше - фольга от молочных бутылок - у любой старухи были запасы иконы оборачивать. wink И обычная нитка, или нихром паутинкой ( но это уже жирно ). Прутик как стабилизатор, но если не лень можно и крест .
    2. +1
      18 июля 2020 11:29
      Да, калийную, всё правильно - она на мелкую соль похожа. А аммиачная кажется шариками мелкими шла, но она не подходила и плохо горела.
      1. 0
        19 июля 2020 04:35
        Всё наоборот - калийная шариками в те года, а аммиачная кристаликами и ещё - бумага пропитанная калийной не будет гореть как с аммиачной. Да что говорить попробуйте и не надо там выдерживать - промочил газету и на сковородку на медленном огне - всё занимает 10 мин. .
        1. 0
          19 июля 2020 18:08
          Она и с аммиачной не будет гореть.
          Только натриевая, насыщенный раствор.
          Сначала мы замачивали газеты, потом сушили и сворачивали в плотную трубку.
          Потом допёрли, стали использовать миксер, превращая бумагу сначала в мелкую пыль, потом высыпали это в горячий насыщенный раствор НАТРИЕВОЙ селитры, и потом долго сушили, набив предварительно эту смесь в необходимую форму.
          Такой двигатель эффективнее порохового, меньше вести, и размеры и форма могут быть какие угодно. ( Самый большой наш проект был корпус от стандартного огнетушителя. И он взлетел.)
          1. 0
            19 июля 2020 22:27
            Андрей, она вся аммиачная, а в неё входили разновидности ( каливая, кальцевая, натривая, как ещё литивую в обиход не пустили lol ), повторяю, одним из компонентов реакции ( катализатором ), является азот, а в аммиачной его больше в два раза . Я был тогда практик не по возрасту.
        2. 0
          19 июля 2020 23:12
          Цитата: лысова
          Всё наоборот - калийная шариками в те года, а аммиачная кристаликами.

          До сих пор помню пакеты где-то по 3-5 кг с шариками и надписью "аммиачная".
          1. +1
            20 июля 2020 00:51
            Смех - смехом, а мы так не взначай, переходим к процессу изготовления winked - это у нас запред на оглашение. А то, о чём поговорили, общественности не к чему. Индивидуумы всякие бывают.
            1. +1
              20 июля 2020 14:16
              Цитата: лысова
              Смех - смехом, а мы так не взначай, переходим к процессу изготовления winked - это у нас запред на оглашение. А то, о чём поговорили, общественности не к чему. Индивидуумы всякие бывают.

              Да, собственно, кому надо могут найти описание несложного процесса получения пероксида ацетона, а его еще и плавить можно, получая по выходу пусть не пластиковую взрывчатку, но вполне удобные для использования брикетики.
              1. 0
                20 июля 2020 17:22
                Есть такое.
    3. +2
      18 июля 2020 12:40
      Небольшая поправка, селитру к магниевым сплавам...,

      Опилки магния ( берёшь чушку, в тиски и напильником шаркаешь) смешивали с сухой марганцовкой из аптеки. А "классический" порох никогда не делали . Проще и "технологичнее" растворить в воде селитру и замочить газету, высушить, свернуть трубочкой и тонкий фитиль из той же газеты , выступающий через сопло . Критерий был прост . Мало селитры - плохо горит и много крупных хлопьев. Много-тоже плохо . высокая температура и остатки селитры спекаются в "капельки " , а фольга прогорает . На глазок две пригоршни натриевой на бельевой таз и стопка газеты "Правда". laughing
      1. 0
        19 июля 2020 04:38
        Да, реакция с марганцем ( взрыв ) более сильная, чем с селитрой. А аммиачная селитра содержит в два раза больше азота, чем другие разновидности.
      2. +1
        19 июля 2020 23:15
        Цитата: dauria
        Небольшая поправка, селитру к магниевым сплавам...,

        Опилки магния ( берёшь чушку, в тиски и напильником шаркаешь) смешивали с сухой марганцовкой из аптеки.

        Да, классическая смесь была (+еще немного серных головок от спичек в запал), и только напильник. Даже на низкоскоростном наждаке магний сгорал (
      3. 0
        20 июля 2020 00:58
        Классический делал - п....й получил от испоганинный углём кофемолку. По началу то же не работал, там есть свои особенности.
  5. +9
    18 июля 2020 06:55
    В моем детстве, которое пришлось на 1980-е годы, практически все мальчишки нашего двора строили ракеты. Жили мы в «хрущёвке» рабочего района ЗИПа, почти на окраине Краснодара. Многие ребята тогда увлекались химией взрывчатых веществ именно из-за её практического применения. В ход шло всё, что хорошо горело или взрывалось. Помню, как ракеты начиняли киноплёнкой, горящей, как порох. Пытались использовать для этих целей и куски отработанного карбида, который сварщики выбрасывали после работы. Изобретались различные составы на основе магния или алюминия с добавлением марганца или калийной селитры. Напильником точили магниевые части авиационных колёс. Каждый школьник мог безошибочно определить магний, приложив к металлу медную монету и на стыке попробовать языком кислинку «гальванопары». Использовали желтую серу, а вместо угля иногда применяли обычный сахар-песок. Если кому-то удавалось достать охотничий порох, то это был «праздник» для всего двора. Сегодня это может показаться ужасным, а в моём детстве всю новогоднюю пиротехнику мы изготавливали сами, и взрывалась она не хуже, чем сегодня привезённая китайская.
    В моем детстве, которое пришлось на шестидесятые - семидесятые, тоже занимались подобной "алхимией", но это были "упертые индивидуалисты", да и те в своем большинстве, после того, как один из "алхимиков" остался без двух пальцев, присоединились к нашему ракетомодельному кружку в Доме пионеров.
    В СССР по ракетомоделизму издавалась масса литературы.

    Перечисленные автором "рецептуры" для моделей ракет, прямо скажем, не очень подходят. Даже если модель и полетит, то непредсказуемо.
    Самым распространенным в ракетомоделизме "пионерского уровня" было топливо из смеси калиевой селитры и цинка. Досаафовские ракетомоделисты, которые взрослые дядьки, химичили еще с карамельным топливом из смеси калиевой селитры и сахарной пудры. но там можно было при изготовлении серьезно пострадать, перегрев смесь.
    Однако лучше всего летали ракеты с заводскими двигателями, которые выпускались промышленностью. Особенно ценились чехословацкие.
    1. +6
      18 июля 2020 09:26
      Горючая пленка, она же целулоидная , была запрещена к производству еще в шестидесятых годах. Она очень горюча и взрывоопасна, как пишут , это почти нитроглицерин. Примерно из этой фигни делались игрушки неваляшки, но и этих крохи доставляли нам немало приятных моментов. Карбид, да это же песня. На работе был мужик, говорил что, у них в школе был кружок, где трудовик учил как делают монгольские составные боевые луки, и стрельбе из них. Не знаю правда или нет. Так то древние много интересного знали, любой ребенок мог развести огонь без спичек. У меня если не будет пары коробков спичек и литра солярки, я и летом в лесу замерзну.
      1. +6
        18 июля 2020 12:57
        Горючая пленка, она же целулоидная , была запрещена к производству еще в шестидесятых годах. Она очень горюча и взрывоопасна, как пишут , это почти нитроглицерин. Примерно из этой фигни делались игрушки неваляшки, но и этих крохи доставляли нам немало приятных моментов. Карбид, да это же песня.
        Для мелких ракет очень хорошо мелко порезанные шарики для пинг-понга были. Мелкие ракеты: На карандаш наворачиваешь золотинку (фольгу) от шоколадки. Сминаешь носик ракеты вокруг острия карандаша. Снимаешь получившуюся гильзу (корпус). Потом набиваешь поплотнее мелко нарезанным шариком пинг-понга. Формуешь сопло сминая накрест последние сантиметр-полтора. Все. Ложишь получившуюся ракету на любую направляющую с вывешеным передним концом. Запуск: 1-2 спичками греешь передний кончик, пока ракета не улетает. Соревновались с друзьями у кого дальше полетит.
        Самые мелкие ракеты, так сказать, для малышей: берешь спичку и максимально плотно обворачиваешь полоской фольги (шоколадка, вставка в пачке сигарет) головку спички + 0,5-1 см. Ложишь на направляющую так же с вывешенной головкой (все что обвернуто фольгой). Нагреваешь второй горящей спичкой. Дальность пуска зависит от размера головки спички (на них немного разное количество состава), количества потраченной фольги (чем меньше, тем легче ракета и дальше летит), плотности оборачивания (слабо обожмешь, может вообще не полететь), равномерности оборачивания (неровно несимметрично обвернешь - полетит криво и виляя). Летит на 1-6 метров.

        Еще можно было запускать эрзац-ракету на глицерине. Но опасно. Хотя просто до невозможности. И летит вверх метров на 50 и более.

        Бикфордов шнур: пустая паста от шариковой ручки, плотно набитая смесью из толченых спичечных головок и клея БФ-6. Чем больше клея, тем медленнее горит. Не детонирует и не тушится даже под водой. Скорость горения - примерно 4-6 секунд на см.

        На серьезные ракеты делал специальные вставные двигатели с другими составами. И облизывался на фабричные стандартные, про которые только читал в книжках про ракетомоделирование, вроде приведенной тут в комментах. Взять их в нашем регионе было негде.
        Охотничий дымный порох вообще не годится для двигателя. Как его не прессуй, он не горит, а детонирует. И с таким трудом сделанная детскими руками ракета не летит, а разносится в пыль аки бомбочка. Из доступного в нашем городе, самое лучшее было: "серебрянка" - аллюминивая пудра от краски из хозяйственного магазина (двухкомпонентная: внушительный пакет с драгоценной пудрой и бутылек пластификатора/отвердителя); чуть хуже такая же бронзовая пудра (бронзовая краска). Обе мешались либо с селитрой (удобрение из того же магазина), либо с марганцовкой из аптеки (марганцовка сильно лучше, но очень дороже и в ооочень мелкой фасовке для такого использования).

        Эх... счастливое СОВЕТСКОЕ детство...
      2. +2
        18 июля 2020 13:35
        Целлулолидную плёнку мы покупали в магазине уценённых товаров. Было это году , эдак, в 68...
      3. +1
        18 июля 2020 15:19
        У меня если не будет пары коробков спичек и литра солярки, я и летом в лесу замерзну.
        Хммм... Как-то сложно себе представляю человека замерзшего летом в лесу. Я, например, даже голым, в тундре, летом, - не замерзну.
        Меж тем, соляра - не лучшее средство для розжига огня.
        1. +1
          18 июля 2020 18:33
          Если в возрасте, то может быть.
          Альцгеймер, например, сильно помогает.

          К сожалению, примеров много даже в ближайшем Подмосковье.
          В лесу хорошо, но с ним не шутят.
      4. BAI
        0
        18 июля 2020 19:47
        Примерно из этой фигни делались игрушки неваляшки

        Коричневые пластмассовые расчески. Проверка - горят очень энергично, без копоти. Отламываешь пару зубчиков, заворачиваешь в фольгу от конфеты или шоколадки, нагреваешь ( не поджигаешь) спичкой. Идет такой дым, а конструкция летит как ракета по всей комнате или на улице.
      5. 0
        18 июля 2020 19:50
        Горючая плёнка выпускалась вплоть до 1968 года, позже - всё, плёнка только плавилась. Мы изводили на дымовухи и примитивные ракеты из фольги зарядные концы старых фотоплёнок.
    2. +10
      18 июля 2020 10:11
      Доброе утро Вик Николаич! hi
      Ракеты я не строил, но однажды кто-то из пацанов приволок старый пылесос "Ракета" (уже без начинки), набили его старой киноплёнкой и порохом, и подожгли. Взлететь он, конечно, не взлетел, но по песку попёр действительно со "скоростью ракеты". Правда, веселье продолжалось недолго, развалился он на ходу. smile
      1. +4
        18 июля 2020 10:38
        Доброе утро, Константин! Не знаю, по сколько Вам было лет, чтобы оценить достойно такой опыт, но он показывает, как делать не надо.
        Мой отец, зная, что в любом случае "пиротехникой" и "взрывотехникой", мы заниматься будем, а запретительные меры только разжигают интерес, пошел по пути известной поговорки - "если процесс нельзя предотвратить, его надо возглавить". Кроме всего прочего, у нас можно было накопать и вещей серьезных. Скажу сразу - практическая демонстрация последствий взрыва артиллерийского снаряда действует гораздо эффективнее, чем сотня разговоров. Потому из нашей компании никто ни разу не пострадал. А ведь были и трагические случаи, в том числе и групповые.
        1. +5
          18 июля 2020 11:27
          У нас был народ от семи до десяти лет, приблизительно. А мой отец, к сожалению, совершенно не интересовался как я провожу "свободное время". "Ракету" мы запускали на окраине Вильнюса и, да, там была пара случаев со снарядом и гранатой, к счастью меня в это время там не было.
          1. +5
            18 июля 2020 15:28
            "Старшие ребята послали посмотреть, как лежит мина в костре. Мина лежала хорошо." (С)
        2. +3
          18 июля 2020 15:25
          А ведь были и трагические случаи, в том числе и групповые.
          В моем детстве - постоянно. Раз в полгода по радио извещали, что дети подорвались в Долине Славы. В те годы у мурманчан она называлась "долиной смерти".
  6. 0
    18 июля 2020 07:17
    СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.

    Джон Кеннеди

    Цитата естественно-фейковая.Можно было обойтись без
    1. +14
      18 июля 2020 08:28
      Приветствую! hi Не обязательно - в Штатах начала 60-х публиковали книги для преподавателей «почему Иван умнее Джона». Считали, что основой была фундаментальная математика и физика, которой советских детей должным образом учили в школе.
      Два примера из Израиля:
      1) Натаньягу забил тревогу, когда репатрианты-учителя из СССР математики начали выходить на пенсию. Сказал, что мы можем проиграть «качественную гонку Ирану» - персидские дети сегодня стабильно берут призовые места на математических олимпиадах
      2) Открыли эмигранты из СССР школу Шевах Мофет с углубленным изучением Финикии математики по советской системе. Местные учителя обратились в минобразование с протестом - че за фигня, учат не по программе. Назначили комиссию, которая через три месяца наблюдения и тестирования учеников вынесла вердикт:
      Именно так и надо учить - по советскому! hi
      1. +2
        18 июля 2020 11:24
        Цитата: Krasnodar
        в Штатах начала 60-х публиковали книги для преподавателей «почему Иван умнее Джона»

        Здравия hi
        Надеюсь Вы это не всерьез)
        1. +5
          18 июля 2020 11:29
          Абсолютно всерьёз )) Из-за лидерства СССР в космосе (вплоть до высадки американцев на Луну). И это ничего плохого об американцах не говорит - наоборот. )) Прагматизм и отсутствие мании величия
          https://www.google.ru/amp/s/inosmi.ru/amp/social/20200214/246852283.html
          1. +1
            18 июля 2020 11:40
            )))
            Можете скинуть ссылку га такую книжку?
            1. +2
              18 июля 2020 11:40
              Не нашёл - видел в документальном фильме.
              Нашёл ссылку на статью из Тайм
              https://www.google.ru/amp/s/inosmi.ru/amp/social/20200214/246852283.html
            2. +3
              18 июля 2020 12:29
              Извиняюсь, не корректный перевод был в докфильме - What Ivan Knows That Johnny Doesn'
              Дальше - по ссылке
              1. 0
                18 июля 2020 19:45
                Там ничего нет про умнее /глупее.Один американский товарищ попытался сравнить подходы к начальному образованию в штатах и СССР.Жизнь показала что он был неправ.
                1. +3
                  18 июля 2020 20:03
                  Ещё раз - в фильме, который я видел, What Ivan Knows That Johnny Doesn't перевели именно таким образом hi
                  Почему неправ? В образованных Штатовских семьях недостаток школьной программы добивали домашним чтением и репетиторами, в менее просвещённых - не добирали никак. Советское ШКОЛЬНОЕобразование одно из, если не самое, лучшее в мире. Как дальше этим пользовались - это уде другой разговор.
                  1. 0
                    18 июля 2020 20:17
                    Цитата: Krasnodar
                    Советское ШКОЛЬНОЕобразование одно из, если не самое, лучшее в мире. Как дальше этим пользовались - это уде другой разговор.

                    Я не знаю по каким критериям Вы это вычислили.Это примерно как утверждать что этот торт-самый вкусный в мире)
                    Единственный критерий истины-практика(реальность) И истина всегда конкретна.А в реальности плоды своей школьной(в том числе) системы начала 60-х союз увидел в 80-х-разрушенная экономика и миллионы выпускников этой самой лучшей системы заряжающие воду перед телевизором.
                    Что касается космического чуда начала 60-х люди его обеспечившие в силу своего возраста были продуктами отнюдь не советской системы образования.
                    1. +2
                      18 июля 2020 20:28
                      Ок
                      Справедливо и логично.
                      Объективные критерии оценки эффективности системы образования - объём полученных знаний. СССР тут было вне конкуренции. С высшим уже начинались проблемы - физика и математика были на высшем мировом уровне, химия с медициной (кроме баковых знаний анатомии и т.п.) уже так се, остальное, в основном, отстой. Плюс экономическая несостоятельность плановой экономики, для эффективности которой нужен суровый тиран, а не Брежнев (хороший дядька, кстати) и т.п. Школьное образование было прекрасным, большинство из остального - нет.
                      1. -1
                        18 июля 2020 20:42
                        Цитата: Krasnodar
                        объём полученных знаний. СССР тут было вне конкуренции.

                        Это просто заявление).Каким макаром Вы мерите этот самый обьем?По каким критериям определяете.При таком подходе как у Вас-это исключительно вопрос веры.Этот обьем должен был дать какой то выхлоп в реальной жизни.А его не особо было видно.
                        Цитата: Krasnodar
                        физика и математика были на высшем мировом уровне

                        Из той же оперы как и с обьемом школьных знаний.По любым обьективным критериям-от Нобелевских премий,оригинальных патентов,изобретений,напривлений в науке и технике ,их воплощении в технологическом смысле в товарах,технологиях и тд-ничего особо выдающегося не наблюдалось и не наблюдается
                      2. +2
                        18 июля 2020 20:52
                        1) Почитайте статью, плиз, количество новых слов, выученных ребёнком за год, например hi
                        2) Выхлоп в реальной жизни - знаю одного выпускника Стэнфорда. Работает сейчас за 70 тыс руб в месяц (850 евро) в качестве манагера средней руки российской компании. Перспективы роста - до 5 тыс евро в месяц максимум, в Штатах он бы с этой суммы стартовал. Ещё раз - вопрос, что ты с этим делаешь. Можно развить науку в стране и выпускать помимо ВПК и космоса конкурентноспособную бытовую технику, разрабатывать новые сельхозкультуры и т.д. А можно бросить все на разработку нефтедобычи в условиях крайнего Севера - и oil for food.
                        3) Потому что все бросалось на ВПК и космос
                      3. -1
                        18 июля 2020 21:10
                        Цитата: Krasnodar
                        выученных ребёнком за год, например

                        Ой ли)
                        В стандартной советской школе 70-80-х было 4-5 классов одного года.В среднем человек по 30.В любом из этих классов набиралость по 4-5 отличников которые этот обьем слов не только читали но и осмысливали.И человек 7-8 "хорошистов" которые с этим справлялись хуже.Остальная половина(в лучшем случае) с обьемом не справлялись никак.Классу к 2-3-му эта селекция принимала уже достаточно окончательные формы и на половине класса учителя ставили жирный педагогический крест,уделяя им внимание постольку поскольку.
                        Так что от 50% до 70% выпускников школ этот замечательный обьем слов и знаний не осиливали даже условно.И есть достаточно обоснованное мнение что слов было слишком много для среднего 7-8 летнего ребенка и большинство из них он не осмысливал а в лучшем случае зубрил)
                      4. +2
                        19 июля 2020 07:50
                        Согласен. ))
                        Но - зубрёж развивает память, средний троечник из объема в 2000 тыс, скажем, слов, усвоен в худшем случае 500, американский отличник усвоит, с нагрузкой дома - 300, т.к. в программе было 183 - за младшие классы на 1961 год..
                        Но - проблемы возникают в универе. Американцы учили вглубь, т.е. на втором семестре первого года 80% дисциплин касалось основного предмета, в СССР учили кучу сопутствующей лабуды, т.е. вширь - марксизм-ленинизм и т.п.
                      5. +1
                        19 июля 2020 08:29
                        В Вашей статье это и написано-в амерской школе меньше слов и много их повторений.То есть ученика начальных классов учат не материям,а учат учиться.Подготавливают к усвоению знаний.Дети же в том возрасте -очень разные,они еще пластилин.Кто то схватывает быстро,но большинству надо больше времени и индивидуального подхода.Поэтому при советской системе когда на них обрушивался этот большой вал слов и информации сразу-большинство просто не справлялись с освоением .Вундеркинды садились на этот поезд знаний,а основная масса опаздывала безнадежно и навсегда.
                        Когда дети из постсоветского пространства переходили на ПМЖ на Запад это было видно очень четко.Ученики начальных классов в среднем опережали по уровню знаний западных сверстников.Средние классы уже были сравнимы.А лицей или техникум-впереди были уже западные дети.Причем с серьезным отрывом.Выпускник ВУЗа-опережали катастрофически.
                        Если упростить то советская система давала на выходе небольшой процент очень сильных гениев вундеркиндов и очень слабую основную массу "среднего" уровня.Западная-мало вундеркиндов но намного лучше подготовленную основную массу.Для общества намного "выгоднее" второй вариант
                      6. +1
                        19 июля 2020 08:46
                        После Советской школы учился в израильской, причём «элитной». Показатели на 90-е по аттестату зрелости в «русском» классе соответствовали общеизраильским - для этой школы так се, но нужно сделать скидку на то, что мы параллельно с учебой учили иврит (на второй год знали неплохо). По математике схватывали все быстро, по литературе трагедии Софокла про Эдипа и его комплекс повергли нас немного в шок laughing Но, в общем и целом - никакого отставания.
                      7. +1
                        19 июля 2020 09:49
                        Тут уже была статья где сравнивали образование, почитайте. "Советская школа для британского образования" https://topwar.ru/153368-britanskoe-obrazovanie-amp-sovetskaja-shkola.html
                      8. 0
                        19 июля 2020 09:50
                        С удовольствием почитаю - спасибо!
    2. 0
      21 июля 2020 19:22
      А в чём фейк? Кеннеди такого не говорил или в школе этого не преподавали?
  7. +12
    18 июля 2020 07:36
    Мда было дело...Спасибо за воспоминания...Сейчас, летают на виртуальных ракетах, виртуальных самолетах..и мечтают быть ютуберами...
  8. +11
    18 июля 2020 07:40
    Моё увлечение ракетным моделированием пришлось на середину 60-х. Автор описал атмосферу кружков очень похоже. Приведу лишь несколько отличий. Мой кружок был в городском Дворце пионеров в столице одной из союзных республик. Двигатели применялись исключительно стандартные промышленного изготовления. Всякая самодеятельность строго запрещалась. Дело в том, что в 1965 году произошли два трагических случая во время самостоятельной набивки гильз. Дети остались инвалидами. Запуск ракет производился дистанционно с помощью э́лектрозапала из нихромовой проволочки, 10 метров провода и двух батареек "Крона".
    Занимался я в кружке до 8 класса, тогда и полностью переключился на радиоэлектронику.
    1. +8
      18 июля 2020 09:09
      А мне очень нравились ракеты,которые летали на воде-продавались и такие.Ракета плюс насос-заливаеш воду в ракету и при помощи насоса подымаеш давление в корпусе летательного аппарата и...,,Поехали''.
      Могу ошибаться( когда это было), но на метров 50 улетала это точно...
      1. +4
        18 июля 2020 10:40
        Самое сложное было удержать насос с ракетой в вертикальном положении при отжатии стопора при пуске.
      2. 0
        18 июля 2020 19:56
        Это были ГДРовские ракеты. У них был резиновый наконечник, который спасал их при возвращении с высоты примерно 15 м (высота пятиэтажки-хрущёвки).
      3. +1
        18 июля 2020 20:23

        Вот запуск водяной ГДРовской ракеты в 1966 году
    2. 0
      18 июля 2020 13:06
      Двигатели применялись исключительно стандартные промышленного изготовления. Всякая самодеятельность строго запрещалась.
      У нас я был бы рад использовать только их. Но негде было взять. Даже выписать было невозможно. Я их в каталоге не находил. Жил в райцентре в Северном Казахстане.
      1. +5
        18 июля 2020 14:37
        Цитата: abrakadabre
        Двигатели применялись исключительно стандартные промышленного изготовления. Всякая самодеятельность строго запрещалась.
        У нас я был бы рад использовать только их. Но негде было взять. Даже выписать было невозможно. Я их в каталоге не находил. Жил в райцентре в Северном Казахстане.

        Всё правильно. Самостоятельно их купить было нельзя, только через организацию. Наш руководитель кружка проходил поверку в органах, специальные курсы, давал подписку. Коробки с двигателями хранились в мощном сейфе, гильзы нумеровались и вынималось по акту нужное количество для пусков, потом по окончанию, снова акт на списание. Это я узнал уже годы спустя, когда сам вёл во Дворце пионеров занятия по прикладной гальванотехнике. Там тоже приходилось работать с относительно опасными веществами, которые получались и списывались по факту специальными актами.
  9. +4
    18 июля 2020 09:15
    Спасибо авторам, здорово вспомнить детство!!!!!
  10. +4
    18 июля 2020 10:17
    Вы бы по аккуратнее, по нынешним временам, могут статъю подобрать, за терроризм и пособие по изготовлению laughing Лет на пять уже написали
    1. +5
      18 июля 2020 10:44
      Цитата: Читателль 2013
      Вы бы по аккуратнее, по нынешним временам, могут статъю подобрать, за терроризм и пособие по изготовлению laughing Лет на пять уже написали

      Да уж,в интересное время живём...А у меня классная была химоза( учительница химии),ничего такая тётка,разрешала во всех таких баночках шариться.Ну там фофоры с солями всевозможными,натрии разные,а летало-то как...
    2. +10
      18 июля 2020 11:12
      Любой советский школьник мог многое начудить, а если почитать Советские книги, науч поп. Для школьников 50-60 годов. Там повально призыв к тер.... А сейчас блин подруга решила водой горящую сковородку потушить. Чудом кружку из рук выбил. А чё? Говорит, водой же тушат! Блин, и так седой, а тут ещё добавила.
  11. +3
    18 июля 2020 10:33
    Заводских движков небыло. Только самодельные. Промокашка пропитанная селитой плюс порох украденный у отца. Корпус из чего угодно. От ватмана до десятков слоев газеты. Редкая в те времена фольга приветствовалась. Пускали парами. На дальность полета на пустыре.
    1. +7
      18 июля 2020 15:48
      Цитата: garri-lin
      Заводских движков небыло.

      были. У нас в кружке были. Это был охотничий патрон без капсюля. В отверстие вставлялся фитиль и после его поджига ракета взлетала. Ни какого самопала
      1. 0
        18 июля 2020 18:34
        Я про своё детство. Честно сказать мы и не заморачивались покупкой. Может в продаже и было. Либо сложно было достать либо далеко ехать. Я уже не помню. Делали сами. Под руководством старших товаришей.
      2. +2
        18 июля 2020 19:43
        Цитата: Silvestr
        Это был охотничий патрон без капсюля.

        Мы как-то "заправили" такой двигатель бездымным порохом. Грохот был шикарный, но "двигатель" остался целым. Эх детство ...
    2. +1
      18 июля 2020 20:00
      С середины 60-х только заводские. Похоже, действительно после несчастных случаев самодельные запретили. А до 1965 года в журнале ЮТ регулярно публиковались рецепты самодельных ракетных двигателей на самодельном дымном порохе.
      1. 0
        18 июля 2020 20:15
        Мы баловались в средине-конце 80х. Кружки уже нормально не работали. Легче было самим химичить. Под свою ответственность.
      2. 0
        20 июля 2020 19:49
        А нам в авиакружке в Сиверской движки в патронах картонных выдавали. Не один десяток запустил, самую большую на пять зарядов в 63-64 годах.
  12. +6
    18 июля 2020 10:51
    Замечательная статья.
  13. +10
    18 июля 2020 14:59
    "В старой коробке из-под конфет
    Жили-были герои мультфильмов.
    Волк, например, из «Ну, погоди»,
    Он мне кричал «Не уходи!»
    В телевизоре на чердаке
    Жили-были недетские страсти.
    Ёжик в тумане на грани весны,
    Семнадцать мгновений шпионской напасти…

    Очень хочется в Советский Союз!
    Очень хочется снова и снова.
    Очень хочется в Советский Союз!
    Шепнуть Чебурашке на ухо два слова,
    Опять и опять.
    Очень хочется… Ать!
    Улететь на МИГ-25…"(с)

    В старой коробке из-под конфет
    Жили-были молочные зубы.
    Хмурые будни холодной войны
    И синяя юбочка девочки Любы.
    А к отцу приходили друзья —
    Сан Саныч и завцехом Куценко
    Они заводили бобинный «Маяк»
    И под водку гремела нетленка.

    Очень хочется в Советский Союз!
    Очень хочется снова и снова.
    Очень хочется в Советский Союз!
    Шепнуть Чебурашке на ухо два слова,
    Опять и опять.
    Очень хочется… Ать!
    Улететь на МИГ-25…
  14. +6
    18 июля 2020 15:47
    я тоже был ... ракетостроителем. Ракеты действительно клеили из ватмана, носовой обтекатель вытачивали из дерева и была фишка- парашют. После отстрела носового обтекателя выбрасывался парашют и ракета спускалась на землю. Производство было налажено в Доме пионеров, были даже соревнования.
    Детство. Счастливое и светлое.
  15. BAI
    +4
    18 июля 2020 19:28
    В школах и без того, в отличие от современных веяний, велась огромная кружковая внеклассная работа.

    А ведь были еще и Дома (Дворцы) пионеров и станции юных техников. В доме пионеров я занимался фотоделом, а в школьном радиокружке - радиолюбительством. Имел значки "Юный радиолюбитель" и "Юный радиоконструктор"(результат участия в районных выставках). Абсолютно все - бесплатно, лишь бы было желание (свое, осознанное, а не родителей). После школы - МИФИ, факультет Кибернетики. Все с детства закладывалось.
    1. +1
      18 июля 2020 20:03
      А у меня после журнала ЮТ - заочная физико-техническая школа, сильно помогшая поступить потом в МФТИ на Факультет Аэромеханики и Летательной Техники.
    2. +1
      19 июля 2020 18:24
      Сам ходил в такой кружок. Благодаря тому, что преподавателя были друзья в ближайшей ВЧ, там были радиодетали!
      Так то их в районном центре днём с огнём было не купить, только ворованные с предприятий, ВЧ, и тому подобное.
      Лично мы мелкие любили ходить на свалку местного радиозавода и телеателье. Да и просто на свалку.
      Там можно было что-то вырвать из покорёженных шасси.
  16. +2
    19 июля 2020 11:53
    Спасибо за отличную статью. Сам проходил всё это, в конце 70-х. Первый разряд по классу F2A (скоростные). Так же много выступал в классах F2C(воздушный бой) и F2D(гонки).
    Единственное замечание, авиационный бензин в авиамодельном спорте не применялся, по прямому назначению. А мыть двигатели можно было любым. Мы часто покупали очищенный, для зажигалок. Удобная упаковка, для одноразового использования на соревнованиях F2D, если копнул мотором земли, при падении.
    А вообще, количество оснастки, для участия в соревнованиях, сейчас бы наверное поразило воображение. Начиная с красиво раскрашенных фанерных кофров и заканчивая стартёрами для F2A и системами подачи топлива для F2C
  17. +1
    19 июля 2020 15:15
    А сейчас это/творчество/ есть статья УК223ч,1 изготовление взрывчатых вещевств
    . До шести кажется лет. Вот вам такой ракетамаделизм?!
    30 лет в теме, педагог доп образования. Плюс все детство в доме пионеров.
    1. 0
      19 июля 2020 18:26
      Тогда тоже была, ещё и покруче.
      Пишет же товарищ, как всё хранилось в сейфе, с кучей ответственных, журналов, актов и прочего.
      Сейчас тоже так можно.
  18. +2
    19 июля 2020 16:13
    Цитата: BAI
    Да, у меня была слесарь-ремонтник 2 разряда, одноклассники получали также слесарь-инструментальщик, токарь, фрезеровщик , все 2 разряда. Подготовку получали на предприятии, которое шефствовало над школой.

    Цитата: Van 16
    После школы, вместе с аттестатом выдали удостоверение чертежника-деталировщика. Кроме того, научили работать на токарном станке ( не то, чтобы прям все умели, но азы точно дали). Мотокружок, радиотехнический, авиамодельный - это только те, в которые ходил, и это только в школе.

    Да, при станции ЮТ ходил в радиотехничекий кружок. Учили работать на ключе. Даже какой-то разряд получил. Некоторое время ходил в авиамодельный. В 9-10 классе в школе было автодело. По окончанию 10 класса получали права 3 класса.
    Уже потом, в институте - закончил курсы трактористов-машинистов, т.к. часто посылали на посевную/уборочную. Заодно учили и сварке на занятиях по "труду". Ну а в школе на уроках труда учили работать на станках (токарном, фрезерном, сверлильном).

    Ракеты запускал, как и все. Плюсом было то, что жил в военном городке и поэтому для топлива чаще всего использовали артиллерийский порох.
  19. 0
    20 июля 2020 19:38
    Снимки напомнили детство и авиамодельный кружок 60-х. Сам увлекался такими ракетами.
  20. +1
    21 июля 2020 08:19
    Я тоже родился и живу в краснодаре, детство было такое же пиротехническое, самодельное. Увы нынешнее поколение потеряло навык работы с ВВ
  21. 0
    22 июля 2020 19:49
    сейчас уже и марганцовку не продают
    1. 0
      23 июля 2020 07:59
      Недавно только что видел как женщина по ярмарке ходила и марганцовку предлагала в маленьких пузырьках. wink
  22. +1
    23 июля 2020 08:44
    Добрая статья. Навеело воспоминаний из детства. Ракеты на пленке, самодельном и черном порохе. Неповторимо.
  23. 0
    23 июля 2020 20:38
    Да, было чем заняться! Кружки на станции юных техников - каких только не было. Ракетный - самый первый. Спортивные секции - аналогично, на любой вкус - одна только академическая гребля чего стоит. Стрельба из мелкокалиберной винтовки. И прочее. Ни каких оплат. Единственное, что портило нервную систему юноше, это требование периодически показывать дневник руководителю кружка или спортивной секции. Однако это система воспитания человека, нужного стране, самому себе. А кто ей сейчас нужен, что-то местами не ясно.
    1. 0
      24 июля 2020 12:25
      Мой тренер, хорошо что дневник не заставлял показывать wink Учился я с 3 на 4 перескакивая. tongue Пятёрки были за труды, физру, НВП и астрономию good
      А вот кого сейчас воспитывают уже понятно - потребителя. Навязывают что он должен купить, во что одеваться и как "прожигать жизнь", отдавая кредиты... Вот только среди таких не будет гениальных и творческих личностей, да и толковых инженеров. То поколение Специалистов всех отраслей и Созидателей уходит безвозвратно, а на смену им приходят "кое-какеры". Тут и некомпетентность и поломки и аварии... Государство начало проводить определенную политику, но "Сириусов" и т.п. единицы в стране. Нет того интереса и колоссальной массовости как в СССР. А все занятия в кружках только за деньги! negative