Военное обозрение

Наперегонки с США: получит ли Россия самый скоростной боевой вертолёт в мире?

42

Хорошая наследственность



ТАСС со ссылкой на пресс-службу Ростеха сообщило об испытаниях новой версии ударного вертолета Ми-28Н, оснащенной лопастями с новыми саблевидными законцовками. Они призваны увеличить скорость машины.

«Холдинг «Вертолеты России» представит на форуме [выставке «Армия-2020», которая будет проходить с 23 по 29 августа. — Прим. авт.) ноу-хау: лопасть с саблевидной законцовкой, которая позволит увеличить максимальную скорость российских боевых вертолетов. В настоящее время лопасти данного типа проходят заводские летные испытания на вертолете Ми-28Н»,

— говорится в заявлении Ростеха.

Еще в 2018 году руководитель Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Кирилл Сыпало заявил, что ЦАГИ и ОКБ Миля создали ряд технологий, которые дадут возможность увеличить скорость российских боевых вертолетов до 400 километров в час: примерно столько же должны развивать перспективные американские боевые вертолеты, о которых мы уже говорили.


Основной упор российские разработчики делают на создание новых лопастей несущего винта, которые, согласно задумке, позволят резко повысить скорость существующих вертолетов. Кирилл Сыпало отметил, что лопасти новой конструкции дадут возможность снизить негативные аэродинамические эффекты, которые возникают у вертолетов классической компоновки.

Это далеко не первая попытка модернизации Ми-28Н, который в свою очередь является глубоко модернизированной версией Ми-28А. Ранее Россия уже приняла на вооружение вертолет Ми-28УБ, главным отличием которого стали двойной комплекс управления и улучшенные показатели безопасности. Самой же новой и наиболее совершенной версией Ми-28 на сегодня является Ми-28НМ. Среди главных отличий — штатная надвтулочная радиолокационная станция, «округленная» передняя часть и возможность применять самые новые авиационные средства поражения. В состав арсенала Ми-28НМ должна войти таинственная ракета «Изделие 305», способная, по имеющимся данным, поражать цели на дальности 100 километров.


С учетом того, сколько противоречий вызвал Ми-28НМ (по одной из версий, из-за не устроившей Минобороны высокой стоимости), наивно полагать, что армия рассчитывает вскоре получить новую, еще более продвинутую версию 28-го. Скорее всего, проведенные сейчас тесты — своего рода инвестиции в будущее, в котором места современным «тихоходным» вертолетам может не найтись.

Важно, впрочем, отметить один момент. Несмотря на все достоинства Ми-28, это далеко не новая машина. Свой самый первый полет она выполнила еще 10 ноября 1982 года. Конечно, электронику и вооружение Ми-28 и дальше будут совершенствовать, однако едва ли на базе этого вертолета будут создавать машину, которая, как было заявлено выше, сможет развивать скорость в 400 километров в час.

Есть альтернативная точка зрения на такого рода вопросы. Ранее Boeing представила облик нового сверхскоростного «Апача». Предполагается, что за счет применения третьего толкающего винта, расположенного в хвостовой части, можно будет повысить скорость и дальность полета AH-64 на 50 процентов, а также увеличить его экономичность на 24 процента.


Может ли Ми-28 пойти тем же путем? С одной стороны, Ми-28 концептуально близок к вертолету AH-64. С другой — перспективы самого скоростного «Апача» более чем сомнительны. Напомним, не так давно США выбрали двух победителей на создание разведывательно-ударных вертолетов для своих сухопутных сил в рамках конкурса FARA. В финал прошли две машины, разработанные «с нуля» и не представляющие собой модификации чего-либо уже существующего. Это Sikorsky Raider-X и Bell 360 Invictus.

Сама неопределенность


Модернизация Ми-28 — не первая и, нужно полагать, не последняя попытка российских инженеров отработать концепцию скоростного вертолета. Еще в 2015 году в небо впервые поднялся демонстратор отечественной скоростной машины, выполненный на базе Ми-24К.

Как отмечает блог bmpd, изначально образец создавали в рамках темы «Перспективный скоростной вертолет» (ПСВ): основным элементом испытаний, как и в случае с Ми-28, должна была стать отработка инновационных лопастей несущего винта. Однако затем специалисты были вынуждены пересмотреть концепцию, так как она не вписывалась в технические требования. Речь, в частности, шла про невозможность достигнуть требуемой крейсерской скорости, обеспечив при этом относительную экономичность эксплуатации винтокрылой машины. В конечном счете научно-исследовательскую работу по теме «Перспективного скоростного вертолета» прекратили в 2014 году, однако полученные результаты решили применить для других работ в этом направлении.


Сложно сказать, каким именно сейчас видят российский скоростной вертолет будущего. Очевидно, проект Ка-92, макет которого был представлен на выставке HeliRussia 2009, как и уже почти забытые Mи-X1 и Ка-90, так и останутся проектами. Правда, в 2018-м ЦАГИ подтвердили ранее поступившую информацию о разработке в России ударного скоростного вертолета и даже, что интересно, уделили ему несколько секунд времени в передаче «ЦАГИ 100 лет: наука летать». По имеющейся информации, скорость машины составит примерно 400 километров в час. Вертолет видят с соосным несущим винтом, дополнительными движителями, двухместной кабиной с расположением членов экипажа бок о бок и внутренними отсеками для вооружений.


В 2019 году новыми сведеньями на этот счет поделился руководитель холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. Согласно представленным тогда данным, научно-исследовательские работы по новому ударному вертолету уже завершены, специалисты готовы к следующему этапу. Причем машина концептуально отличается от того, что ранее показал ЦАГИ.

«За приоритет была взята машина классической схемы, назовем ее так, но решение о начале разработки пока не принято. На данный момент вариант с классической схемой расположения винтов наиболее соответствует выданному ТЗ, но Министерство обороны может внести в него коррективы, если сочтет нужным»,

— пояснил Богинский.

Если суммировать доступную информацию, то становится очевидным, что Россия делает ставку на существующие версии ударных вертолетов Ка-52 и Ми-28, включая Ми-28НМ и недавно совершивший первый полет Ка-52М. Несмотря на прогресс в этой области Соединенных Штатов, Россия пока не готова конкурировать со США в данной сфере. С другой стороны, нет никаких гарантий, что Raider-X и Bell 360 Invictus будут успешными. Достаточно вспомнить историю с RAH-66 Comanche, на который в свое время возлагали большие и, как мы знаем, не оправдавшиеся надежды. Неопределенности в ситуацию добавляет стремительное развитие БПЛА, которые, к слову, и стали в свое время одной из причин отказа от разработки «Команча».
Автор:
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Пессимист22
    Пессимист22 24 августа 2020 05:14 Новый
    -19
    Снимите броню с Ми 28,в современном бою вертолет должен уничтожать противника не входя в зону поражения,обладая оптико-электррнными приборами и дальнобойными ракетами.
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 24 августа 2020 05:20 Новый
      +17
      Цитата: Пессимист22
      Снимите броню с Ми 28

      belay дак всякие бородатые, будут из "левольвертов" вертушки валить ! как же в сложных рельефах "дальнобои" использовать то ?request
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 24 августа 2020 05:54 Новый
        +3
        Цитата: Дедкастарый
        дак всякие бородатые, будут из "левольвертов" вертушки валить ! как же в сложных рельефах "дальнобои" использовать то ?
        Должна быть специализация вертолетов. Штурмовые для работы по земле и "гоночные" для спец операций в воздухе. Не возможны вертолеты на все случаи жизни. Автомобили, танки и тд. Универсализм снижает характеристики.
        1. Улиточник N9
          Улиточник N9 24 августа 2020 06:30 Новый
          +14
          Как показывают испытания опытных машин, сама концепция вертолета не позволяет прирастить скорость к существующей более, чем на 150 км в час, что собственно абсолютно не существенно..Поэтому приращение скорости на 50-60 км "играя" только на оконцовках лопастей более реалистичный вариант. Если уж говорить по существу названия статьи:получит ли Россия самый скоростной боевой вертолёт в мире? то ответ:"однозначно-НЕТ". yes
          1. Лопатов
            Лопатов 24 августа 2020 09:51 Новый
            0
            Цитата: Улиточник N9
            Если уж говорить по существу названия статьи:получит ли Россия самый скоростной боевой вертолёт в мире? то ответ:"однозначно-НЕТ".

            Всё же решено гибриды типа "Рейдера" тоже называть вертолётами.
            Видимо, потому что это машины для американской армейской авиации.
            1. Outsider
              Outsider 25 августа 2020 10:26 Новый
              +2
              - Естественно, что S-97 - вертолёт, а что же ещё?! Чем же он "не вертолёт"?

              1. Лопатов
                Лопатов 25 августа 2020 15:40 Новый
                +2
                Цитата: Outsider
                Чем же он "не вертолёт"?

                На больших скоростях он ближе к автожиру. Несущие участвуют только в создании подъёмной силы
                Причём чем линейная скорость выше, тем меньше частота вращения
                Этим самым решается проблема ограничения скорости из-за выхода законцовок на сверхзвук
                1. Outsider
                  Outsider 25 августа 2020 17:43 Новый
                  0
                  - Ну, и чудненько! smile При этом абсолютно все остальные свойства вертолёта у него, разумеется, в наличие. Он просто больше традиционного вертолёта по свойствам.
        2. stalki
          stalki 29 августа 2020 19:05 Новый
          0
          Должна быть специализация вертолетов. Штурмовые для работы по земле и "гоночные" для спец операций в воздухе. Не возможны вертолеты на все случаи жизни. Автомобили, танки и тд. Универсализм снижает характеристики.
          Но универсальность машин даёт удобство и экономичность в обслуживании, экономию времени на подготовку к боевой ситуации. Плюс увеличение объёмов производства, а соответственно и количество принятых на вооружение.
    2. Ка-52
      Ка-52 24 августа 2020 06:50 Новый
      +16
      Снимите броню с Ми 28

      К примеру старый крокодил, Ми-24, достигал скорости 368,4 км/час. Пусть максимально облегченный, без вооружения, но достаточно был близок к 400.
      Основная проблема скоростных вертолетов - срыв потока на лопостях. При этом вертолет с потерей поперечной устойчивости валится вправо. Это называют валежкой
      1. MakStVik
        MakStVik 24 августа 2020 07:07 Новый
        0
        Рекорд скорости у английского Линкса 400 км/ч, но серийный 280 км/ч.
        1. Лопатов
          Лопатов 24 августа 2020 09:51 Новый
          +1
          Цитата: MakStVik
          Рекорд скорости у английского Линкса 400 км/ч, но серийный 280 км/ч.

          Дорого.
      2. неглавный
        неглавный 25 августа 2020 00:59 Новый
        +1
        Цитата: Ка-52
        Снимите броню с Ми 28

        К примеру старый крокодил, Ми-24, достигал скорости 368,4 км/час. Пусть максимально облегченный, без вооружения, но достаточно был близок к 400.
        Основная проблема скоростных вертолетов - срыв потока на лопостях. При этом вертолет с потерей поперечной устойчивости валится вправо. Это называют валежкой

        Ничего, валили 350 и запас имелся! Правда перегон с КВР.
    3. Гражданский
      Гражданский 24 августа 2020 07:38 Новый
      0
      Момент, а не янки ли сами утверждали, что будущее за беспилотными вертолетами?
      1. dauria
        dauria 24 августа 2020 09:32 Новый
        +14
        Момент, а не янки ли сами утверждали, что будущее за беспилотными вертолетами?


        На рубеже 70-80-х с появлением ПТУР была эйфория. "Танки -отстой, эскадрилья вертолётов сожжет целый полк и не поморщится". Потом пехота отрастила зубы , и вертолёт на дистанции 8 км проживёт 4 минуты. Евреи сделали ракеты на 11 км. Тактика свелась к "ударил по заранее разведанной цели и вали огородами домой " .
        В локальных войнах у ударного вертолёта было - сопровождение колонн, прикрытие транспортных при десанте, досмотры торговых караванов, прикрытие аэродрома при взлётах-посадках. Опорные точки , если пехота влипла в переделку и своих средств у неё нет . Живучесть и броня на первом месте. А прирост скорости -хорошо бы на халяву, но не в ущерб.
        Но это "войнушки". А как будет на мясорубке фронтов - никто толком не представляет.
        1. неглавный
          неглавный 25 августа 2020 01:02 Новый
          0
          Цитата: dauria
          В локальных войнах у ударного вертолёта было - сопровождение колонн, прикрытие транспортных при десанте, досмотры торговых караванов, прикрытие аэродрома при взлётах-посадках. Опорные точки , если пехота влипла в переделку и своих средств у неё нет

          Надо же как Вы точно описали Ми-8МТ!
          1. dauria
            dauria 25 августа 2020 07:55 Новый
            +1
            Надо же как Вы точно описали Ми-8МТ!


            Ну, "Мтшка" ещё и бомбером была, если БШУ . 6 х 250 -ток. В сопровождении 24-к. Или сами по себе. Правда, после 87-го года эта "практика" закончилось.
    4. Виктор Сергеев
      Виктор Сергеев 24 августа 2020 09:16 Новый
      -1
      Ага, даешь отказ от самолетов в пользу ракет. Ничего Вы не понимаете в современных условиях боя, особенно если противником выступают бармалеи. Сколько одна управляемая ракетка стоит? А в городе то же будете использовать управляемые ракеты с огибанием зданий? Вы реально думаете подавить оборону дорогими ракетами?
    5. Лопатов
      Лопатов 24 августа 2020 09:47 Новый
      0
      Цитата: Пессимист22
      Снимите броню с Ми 28,в современном бою вертолет должен уничтожать противника не входя в зону поражения,обладая оптико-электррнными приборами и дальнобойными ракетами.

      "Рейд на Кирбелу" Почитайте на досуге по этому поводу
    6. Дядя Изя
      Дядя Изя 24 августа 2020 20:05 Новый
      0
      Ка-50 например его скорость под 400км вроде
  2. мыслитель
    мыслитель 24 августа 2020 06:18 Новый
    0
    «Холдинг «Вертолеты России» представит на форуме...
    А чего в будущем времени? Уже показали -

    https://www.aex.ru/news/2020/8/24/215945/
  3. Вольный ветер
    Вольный ветер 24 августа 2020 06:28 Новый
    +4
    Вертолеты уже достигли своего предела скорости, даже теоретически скорость вертолета максимальная 400-420 км / час. Выше скорость у винтокрылов с толкающими винтами, турбореактивными и др.
    1. Rzzz
      Rzzz 24 августа 2020 22:27 Новый
      0
      Теоретическая скорость вертолёта считается примерно треть скорости звука, ±немного. На уровне земли примерно 400 км/ч и получается, на высоте - меньше.
  4. rocket757
    rocket757 24 августа 2020 06:41 Новый
    +2
    Соревнование конструкторских школ, технологического совершенства конструкций .... было, есть и будет.
    Но всё равно, это доведение до ума\совершенства конструкций\изобретений прошлых лет! тут великих достижений ожидать не приходится!
  5. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 24 августа 2020 06:58 Новый
    +4
    тактика применения вертолетов в нас и на западе отличается, отсюда и разница в подходах в средствах увеличения скоростных характеристик. даже 30 % увеличение крейсерской скорости существующих машин путем модернизации несущей системы существенно улучшит оперативную гибкость вертолетов. не стоит забывать, что помимо относительно малочисленных ми-28 (около сотни по данным millitary balance 2019) имеется солидный наличный парк ми-8, у которых скоростные характеристики существенно ниже. отработка технологии скоростных лопастей на относительно малочисленной машине может в дальнейшем открыть путь для модернизации имеющегося парка ми-8. кроме того, учивая унификацию ми-28 и ми-35 по несущей системе, закладывается возможность модернизации последнего. если даже модернизация ми-35 наше МО не заинтерисует, то может заинтерисовать зарубежных заказчиков. это как минимум загрузка для предприятий Холдинга значительно просевщих в условиях снижения военного заказа
    1. неглавный
      неглавный 25 августа 2020 01:37 Новый
      +2
      Цитата: Николай Р-ПМ
      тактика применения вертолетов в нас и на западе отличается, отсюда и разница в подходах в средствах увеличения скоростных характеристик. даже 30 % увеличение крейсерской скорости существующих машин путем модернизации несущей системы существенно улучшит оперативную гибкость вертолетов. не стоит забывать, что помимо относительно малочисленных ми-28 (около сотни по данным millitary balance 2019) имеется солидный наличный парк ми-8, у которых скоростные характеристики существенно ниже. отработка технологии скоростных лопастей на относительно малочисленной машине может в дальнейшем открыть путь для модернизации имеющегося парка ми-8. кроме того, учивая унификацию ми-28 и ми-35 по несущей системе, закладывается возможность модернизации последнего. если даже модернизация ми-35 наше МО не заинтерисует, то может заинтерисовать зарубежных заказчиков. это как минимум загрузка для предприятий Холдинга значительно просевщих в условиях снижения военного заказа

      А задам я вам задачу! Есть два вертолёта: у одного скорость350км.ч, у второго 250 км.ч, но первый берёт 1500 кг груза, а второй 3000 кг.Кого предпочтёте? (сравнение Ми-24 иМи-8)
      1. неглавный
        неглавный 25 августа 2020 01:55 Новый
        +5
        Продолжу на на эту тему. Какие двигатели стоят на этих вертолётах? Совершенно верно ОДИНАКОВЫЕ! (ТВ3-117ВМ), а редуктор? (ВР-14), так в чём же отличие? А всё просто на Ми-8 диаметр НВ 20,3 метра, а на МИ-24 17,3 метра! вот и всё! Хочешь скорость потеряешь в грузе и наоборот! Забыл уточнить, что при оборотах НВ 95% что на Ми-8, что на Ми-24 обороты НВ составляют 192 об.мин.
        1. Николай Р-ПМ
          Николай Р-ПМ 25 августа 2020 06:50 Новый
          +3
          не могу не отметить Ваше внимание к деталям и плюсую. Согласен с Вами, что такие параметры диаметр, обороты и коэффициент заполнения нв оказывают одно из определяющих влияний на весь комплекс летных характеристик и грузоподъемность вертолёта. Кстати, о деталях: Вы на метр "укоротили" нв восьмерки, а двигатели тв3-117в (ми-24), тв3-117вм (ми-8мт) и тв3-117вма (ми-28н) возможно и конструктивно очень близки, однако, имеют отличия в распределении по режимам работы (в области взлетных и чрезвычайных).
          Впринципе, возможно при сохранении указанных выше параметров нв добиться улучшения его характеристик и лтх вертолета в целом. В качестве иллюстрации могу привести применение нового нв на ми-171а2 и связанный с этим рост крейсерской скорости на 20..30 км/ч при взлетной массе 11100 кг. При этом на первом этапе испытаний ми-171а2 применялся старый тв3-117вм.(см. статью Результаты первого этапа летных испытаний вертолета-летающей лаборатории ми-171а2 на киберленинке).
          в своем первом комментарии я имел в виду, что применение новых достижений в аэродинамике лопастей нв может улучшить скоростные характеристики вертолета без ущерба для прочих характеристик.
  6. MakStVik
    MakStVik 24 августа 2020 07:00 Новый
    0
    Так у нас уже есть самый скоростной боевой серийный вертолёт - Ми-24, 320 км/ч.
  7. EvilLion
    EvilLion 24 августа 2020 08:11 Новый
    +4
    А в чем смысл скоростного вертолета, когда вертолетная тактика зачастую основана на висении? А если охота заморочиться, то Су-25 в любом случае намного быстрее и конструктивно проще.
    1. MakStVik
      MakStVik 24 августа 2020 10:43 Новый
      0
      Читал в Чечне применяли тактику 2 Ми-24 + 2 Су-25. Авианаводчик даёт координаты по которым заходят сначала вертолёты (как более маневренные) отрабатывая трассерами, если наводчик подтверждает, работают самолёты. Для этого, наверное, и скорость, чтоб в точку не сильно запаздывая выходить.
    2. Лопатов
      Лопатов 24 августа 2020 10:45 Новый
      +2
      Цитата: EvilLion
      А в чем смысл скоростного вертолета, когда вертолетная тактика зачастую основана на висении?

      В том, чтобы иметь возможность быстро перемещать вертолёты между "точками висения".

      Это, кстати, нам куда больше надо, чем американцам. Ибо маловероятно, что нам окажется по карману иметь при каждой дивизии бригаду армейской авиации с одной-двумя эскадрильями из 24-х ударных вертолётов в каждой
  8. nikolai55soot
    nikolai55soot 24 августа 2020 08:43 Новый
    -2
    Ещё в 90 -е годы предлагал технологию , но увы не принимали , а так возможно летали бы сегодня как НЛО . Руки-руки , н-е-ет - во ноги . Требуются партнёры , замутить .
  9. iouris
    iouris 24 августа 2020 10:54 Новый
    +7
    Неужели поставлена задача создать гиперзвуковой вертолёт?
    Накануне войны Ил-2 со стрелком заставили переработать в одноместный, "чтобы повысить максимальную скорость и высоту полёта". Чем это кончилось все знают.
    Лучше бы создали КБ по разработке поршневых двигателей для БПЛА и автомобилей и КБ по разработке продвинутых бортовых систем и управляемых ракет для уничтожения подвижных наземных целей ночью и в условиях плохой видимости. Но, очевидно, это нерешаемые задачи.
    1. Bad_gr
      Bad_gr 27 августа 2020 22:45 Новый
      +1
      Цитата: iouris
      Накануне войны Ил-2 со стрелком заставили переработать в одноместный,

      Никто Ильюшина не заставлял переделывать самолёт в одноместный. Просто при том двигателе, что был в наличии, неудавалось достичь параметров заданным в техзадании, при двухместной компоновке. Поэтому в первом варианте он и был одноместным.
  10. Trapp1st
    Trapp1st 24 августа 2020 12:12 Новый
    0
    Учитывая сколько у нас времени ушло на одну только
    штатная надвтулочная радиолокационная станция
    боюсь представить, сколько понадобится на весь вертолет laughing
  11. Zaurbek
    Zaurbek 24 августа 2020 13:04 Новый
    -1
    Если сравнивать истребители начала ВМВ с более поздними, то скорость , как раз выросла, с 400км/ч до 600 км/ч и очень сильно изменилась аэродинамика....И вертолеты типа Апач и Ми28, точно недотягивают до такой аэродинамики. И шасси надо убирать и оружие прятать и обводы облагораживать.
  12. FreeDIM
    FreeDIM 24 августа 2020 17:13 Новый
    +1
    Боевому вертолёту многим придётся жертвовать ради копеечной прибавке к скорости. Тогда уж проще "вертикалки" расчехлить и пересмотреть их в композите, хотя судя по амеровским 35-ым Бэ-шкам, всё равно получилась какая то cpань. А вот для десантно-транспортных целей, неплохо было бы что то типа конвертоплана отечественного состряпать... Osprey очень даже востребован у звёздно-полосатых.
  13. yehat2
    yehat2 24 августа 2020 17:15 Новый
    +1
    я не очень понимаю, зачем так упарываться в скорость
    мне кажется, для ВЕРТОЛЕТА достаточно диапазона до 250-270 кмч, что достигнуто уже достаточно давно.
    наверное, можно построить вертолет быстрее сегодняшних, то по-моему лучше вместо одной такой рекордной машины сделать полк просто более совершенных машин по старой схеме.
    А если нужна машина быстрее, на мой взгляд уже стоит переходить на более приспособленные к скорости машины, например, схема конвертоплана.
  14. Чарик
    Чарик 25 августа 2020 09:03 Новый
    0
    на 400кмч-можно и на СУ25 Т-и броня и вооружение получше ветролета
  15. Макс1995
    Макс1995 25 августа 2020 16:00 Новый
    +1
    "Наперегонки с США: получит ли Россия самый скоростной боевой вертолёт в мире?"
    Главное - не забыть сверхзвуковые крылышки пририсовать к вертолету, как год назад.))))

    "Самой скроростной" и "новыми саблевидными законцовками" связаны только опосредовано.
    В ЮСА есть вертолеты с винтами сзади и конвертопланы , в России нет.

    Но как тема для бескконечного пиара и писанины, тема - самое то.
  16. nalogoplatelschik
    nalogoplatelschik 27 августа 2020 12:11 Новый
    0
    Скорость вертолёта ограничивают лопасти винта. Чтобы увеличить скорость, нужно в полёте складывать лопасти и лететь в режиме самолёта, тогда будет возможно существенно увеличить скорость.