Су-30СМ2. Нужен ли России «Супер-Сухой»?
Трудности переходного периода
В сентябре « Известия» сообщили о том, что первый полет Су-30СМ2 может состояться уже в 2020 г. По сути, эта машина должна стать своего рода двухместной версией Су-35С, который сейчас является самым «продвинутым» истребителем в составе ВКС РФ.
Необходимость в обновленной машине назрела давно. ВКС России за последние годы пополнились множеством новых боевых самолетов на базе советского истребителя Су-27, унаследовавших от него все преимущества и недостатки. Главной же проблемой сейчас стало то, что все эти машины, будучи построенными на одной базе, различаются настолько, насколько это возможно в современных реалиях. Истребители Су-35С, Су-30СМ, Су-30МК2, а также многочисленные Су-27СМ/СМ3 имеют совершенно разные наборы бортовой электроники, в частности, разные бортовые радиолокационные станции. Их двигатели, выполненные на базе АЛ-31Ф, который установлен на Су-27, представляют собой, по сути, разные изделия, созданные в разное время и в рамках различных требований.
Из всех этих машин для будущего российских ВКС значение имеют только две: Су-30СМ и Су-35С (остальные можно считать морально устаревшими). Первый оснащен двумя двигателями АЛ-31ФП и радиолокационной станцией Н0011М «Барс». Второй — более продвинутым АЛ-41Ф1С и РЛС Н035 «Ирбис».
Такая ситуация — нонсенс по западным меркам. Например, разные версии F-35, при том, что они созданы для трех разных родов вооруженных сил США, унифицированы примерно на 80 процентов. В СМИ периодически мелькает информация о планах глубокой модернизации этих машин, но пока что они имеют одинаковые радиолокационные станции и один тип двигателя — Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119. Несколько отличается силовая установка F-35B для Корпуса морской пехоты, что связано с требованиями укороченного взлета и вертикальной посадки.
В Европе ситуация похожа. Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale имеют за спиной не один этап модернизации. При этом машины максимально унифицированы: планируемая установка РЛС с активной фазированной антенной решеткой European Common Radar System Mark 2 на британские Eurofighter Typhoon и установка Captor-E на немецкие и испанские Typhoon — совершенно разумный шаг в условиях устаревания электроники. Он назрел не сразу, но сейчас модернизация Eurofighter действительно нужна.
Новое «сердце» для истребителя
Стоит ли говорить, что унификация авиапарка истребителей (а ведь в составе ВКС имеется и много других типов боевых самолетов, в частности, фронтовые бомбардировщики и штурмовики) — одно из ключевых требований для эффективного применения боевой авиации. Эта было актуально в годы Второй мировой, в период «холодной войны» и не потеряло актуальности в наше время.
Как именно будет проходить модернизация и что конкретно получит обновленный самолет? Работы по интеграции на Су-30СМ2 обновленной силовой установки ведут компания «Сухой», корпорация «Иркут» и моторостроительное объединение ОДК-УМПО. Первое и самое главное отличие СМ2 от своего прародителя — это силовая установка. На самолет установят упомянутый выше двигатель АЛ-41Ф1С от Су-35С. По сравнению с двигателем истребителя Су-30СМ АЛ-31ФП тяга изделия выше на 16 процентов и составляет 14 500 кгс. Ресурс авиадвигателя по сравнению с базовым изделием выше в два раза: он составляет четыре тысячи часов. Важно сказать, что масса и габариты остались прежними.
Помимо разумной унификации и возросшей тяги, новый двигатель даст самолету более высокий боевой радиус. Нужно сказать, это никогда не было проблемой для представителей семейства Су-27, но и лишней данная особенность не будет.
«Более мощный двигатель от Су-35 даст больший запас тяги. А это означает увеличенное количество боеприпасов и оборудования, которые самолет сможет иметь на борту, — заявил «Известиям» заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. — Изменяемый вектор тяги дает самолету возможность вести маневренный воздушный бой. Это выгодная ситуация для истребителя, но она потребует соответствующего электронного оборудования и систем управления вооружением. Когда истребитель быстро изменяет свое положение, приборы должны уверенно отслеживать передвижение целей, а пилот — иметь возможность применить по ним ракеты «воздух — воздух».
Установка нового двигателя — лишь часть усилий по модернизации Су-30СМ. Кроме этого, обновить хотят оптические системы, радиолокационную станцию и системы наблюдения. В перспективе намерены полностью заменить радар, а кроме того, до стандарта Су-30СМ2 хотят довести все имеющиеся Су-30СМ.
С оглядкой на Запад
Несмотря на критику истребителей пятого поколения, можно уверенно констатировать: новое поколение состоялась. Лучшая иллюстрация данного тезиса — более 550 уже построенных F-35. При этом четвертое поколение еще долго будет оставаться основой истребительной авиации многих стран мира, если не всех. Так, корпорация Boeing недавно получила контракт, предполагающий поставку военно-воздушным силам первых восьми истребителей F-15EX.
Россия в случае с Су-30СМ2 идет тем же путем. Не отказываясь от пятого поколения, она планомерно наращивает возможности истребителей поколения 4+(+). При этом модернизация Су-30СМ до нового уровня может стать одной из основ безопасности страны: если суммировать истребители этого типа, построенные для ВВС и ВМФ, то получится больше 100 боевых машин. То есть больше, чем было произведено Су-35С за все годы.
В этой связи уместно вспомнить про ранее озвученные планы оснастить Су-30СМ новой ракетой класса «воздух — поверхность». Ее некоторые специалисты охарактеризовали «гиперзвуковой». Ее создание ведут в рамках опытно-конструкторской работы «Адаптация-Су». По мнению экспертов, речь может идти про Х-32, которая должна войти в состав арсенала бомбардировщика Ту-22М3М. Она имеет дальность порядка 1000 километров и способна развивать скорость до 5,4 тысячи километров в час.
Если данная информация верна, то в перспективе флот и воздушно-космические силы смогут получить в свое распоряжение чрезвычайно мощный авиационный комплекс, который теоретически можно будет эффективно применять даже против самых крупных неприятельских надводных кораблей. Уместно напомнить, что подобными качествами уже обладают индийские Су-30МКИ, получившие ранее ракету «БраМос» — сверхзвуковую противокорабельную ракету, разработанную совместными усилиями ОАО «ВПК „НПО машиностроения“» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) индийского Минобороны.
Совершенно очевидно, что модернизация Су-30СМ до Су-30СМ2 — важное и правильное решение. Она позволит существенно повысить боевой потенциал машины и будет способствовать унификации авиапарка истребителей ВКС РФ.
Информация