Военное обозрение

Боевые самолеты. Вестник огромных проблем

43
Боевые самолеты. Вестник огромных проблем

Пожалуй, мало в истории той войны было таких вот самолетов, наименее подходящих на роль боевых, но, тем не менее, отпахавших всю войну. Пожалуй, поликарповский По-2 тут вне конкуренции, но наш герой из другой весовой категории.


И вопрос «Кто ты есть?» для него очень такой злободневный. Ибо куда только не записывали эксперты «Кондора», и в транспортные, и в бомбардировщики-торпедоносцы, и в дальние морские разведчики… И все совершенно справедливо. Из-за того, что у немцев был огромный дефицит самолетов с дальним радиусом действия, на Fw.200 что только не примеряли, как только не пытались его использовать!

Нельзя сказать, что Fw.200 был очень уж заметен на фронтах. Выпустили всего 276 машин, которые, конечно, сыграли свою роль в войне, но насколько она была значительной — вот вопрос.


Рождался «Кондор» в коллективе «Фокке-Вульф» под руководством Курта Танка очень спокойно и неспешно, как трансатлантический пассажирский лайнер. И в итоге родился в 1937 году. А в 1938 уже очень громко заявил о себе, пролетев по маршруту Берлин – Нью-Йорк за 24 часа и 56 минут. Без посадки. А вернулся за 19 часов 55 минут. И тоже без промежуточных посадок.


Далее состоялись не менее эффектные перелеты Берлин — Ханой и Берлин — Токио. О самолете заговорили, «Фокке-Вульфу» стали поступать заказы на Fw.200 от авиакомпаний мира.

Как пассажирский лайнер «Кондор» был роскошен. 26 пассажиров летали в очень хороших условиях. Самолет имел на борту кухню, систему кондиционирования воздуха, пассажиры имели отдельные откидные столики, лампы для чтения, радио и много других полезных вещей.

«Кондор» зарекомендовал себя очень надежным самолетом, потому неудивительно, что один из Fw.200 стал бортом №1 Третьего рейха.


Одновременно, как было тогда принято в Германии, с пассажирской версией прорабатывалась и военная машина. Эта версия Fw.200 отличалась в первую очередь большой подфюзеляжной гондолой, в которой размещались две огневые точки, спереди и сзади. Между пулеметными установками, посередине гондолы, находились створки бомболюка.


Размеры бомбового отсека, прямо скажем, были небольшие, потому максимум, что мог взять самолет, – это 1000 кг бомб. Четыре бомбы SG.250. Выход нашли в размещении бомб на внешней подвеске, чем вкупе с гондолой сильно ухудшили аэродинамику самолета. Под гондолами внешних двигателей можно было подвешивать по одной бомбе SC 250, а на двух держателях ЕТС 250, размещенных в месте сочленения крыльев с фюзеляжем еще по одной.


Пришлось менять двигатели. Максимум, что могла предложить немецкая промышленность, – это BMW-132 мощностью 850 л.с., потому максимальной скоростью военный самолет был обделен – 360 км/ч.

Помимо двух пулеметных точек в гондоле (задняя — С-Stand и передняя — D-Stand), на гребне фюзеляжа разместили еще две пулеметные точки, A-Stand сразу за кабиной пилота и вторую в задней части — B-Stand.

В боковых окнах хвостовой части монтировали упоры для пулеметов MG.15 (с правой стороны E-Stand, а с левой F-Stand), стрелять из которых при необходимости должен был стрелок-радист.

Эта модель получила название Fw.200С и пошла в серию. Самолеты первой модификации испытывались на предмет использования торпед, но результаты оказались весьма низкими. Здоровенной четырехмоторной машине очень не хватало маневренности для того, чтобы можно было точно осуществить прицеливание.

Со второй модификацией Fw.200С-2 окончательно сформировался облик самолета. Были заменены внешние бомбодержатели ETC на PVC, что позволило увеличить бомбовую нагрузку на 900 кг. Курсовой 7,92-мм пулемет в подфюзеляжной гондоле был заменен на 20-мм пушку MG-FF.


В таком виде самолет пошел в летные разведывательные части и начал военную службу.

Боевое крещение «Кондоры» приняли в апреле 1940 года во время проведения операции по захвату Норвегии. Самолеты из состава 1./KG 40, работавшие с аэродромов в Дании, 15 апреля обнаружили в Нарвике конвой из крейсера, эсминца, 5 вспомогательных судов и 16 транспортов.

А 21 апреля состоялось первое успешное боевое применение Fw.200. Группа из трех «Кондоров» атаковала бомбами авианосец «Furious», который отстаивался в фиорде к северу от Тромсе. Одна из бомб упала рядом с кораблем и взрывом повредила винт авианосца, вынудив тот уйти на ремонт.

Всего при проведении операции в Норвегии было потеряно четыре «Кондора». Успехи в качестве ударных самолетов были, прямо скажем, более чем скромные, был поврежден бомбами десантный корабль, экипаж которого и весь десант попал в плен.

Была предпринята попытка использовать FW.200 в качестве постановщика мин. В то время немцы использовали два основных типа мин, LMB массой 630 кг и LMA массой 1000 кг. FW.200 мог взять на внешнюю подвеску 4 мины LMB. Было выполнено в июле 1940 года более 50 самолето-вылетов на постановку мин, что обошлось Люфтваффе в 2 сбитых самолета. Несмотря на то, что минные постановки осуществлялись по ночам, Королевские ВВС могли перехватывать «Кондоры», которые при подвеске мин на внешние держатели теряли около 100 км/ч скорости.

Было решено прекратить такое использование «Кондоров» и сосредоточиться на разведывательных полетах.

Вообще, это было реализовано весьма оригинально. Все самолеты, задействованные в минных постановках, были переведены в Бордо, откуда они начали свои полеты над британской территорией и морскими районами. Приземлялись они на аэродромах в Дании, проходили техобслуживание и через некоторое время летели обратно в Бордо. Один такой полет – от 3500 до 4000 километров.

Также «Кондоры» патрулировали территории в районе Азорских островов и в Атлантике на траверзе Португалии.


При проведении таких полетов в Кригсмарине быстро сообразили, как можно наладить обнаружение британских конвоев и наведение на них подводных лодок. Учитывая просто прекрасные немецкие системы радиообмена, а также довольно быстрое реагирование на информацию, дело начало получаться.

Но кроме разведывательных полётов «Кондоры» запросто справлялись с такими вещами, как успешные атаки одиночных транспортов. Со временем экипажам начали вменять атаки на одиночные корабли, благо в начале войны транспорты не были защищены в плане зенитного вооружения вообще.

Так что тихоходные и неповоротливые транспорты были весьма и весьма неплохими мишенями для «Кондоров», несмотря на то, что FW.200 не отличался сам быстроходностью и способностью к маневру.

За три месяца осени 1940 года FW.200 атаковали 43 корабля, успешно потопив 9 общим водоизмещением 44 066 тонн и повредив еще 12.

Здесь сыграла свою роль невысокая скорость «Кондоров», поскольку она обеспечивала очень точное прицеливание. И, естественно, отсутствие ПВО на транспортах.

Первой жертвой «Кондора» стал британский пароход «W. Goathland» водоизмещением 3 821 т, который был потоплен 25 августа 1940 года.

За первым потопленным судном последовали другие, но 26 октября того же года FW.200 под командованием Бернхарда Йопе во время первого боевого вылета обнаружил и атаковал один из крупнейших лайнеров Британии, превращенный в транспорт для перевозки войск. Это был «Empress of Britain» водоизмещением 42 348 брутто-тонн.


Две более чем точно сброшенные бомбы вызвали пожар на борту судна. Однако лайнер огрызался, благо кое-какое зенитное вооружение на нем было установлено. «Кондор» получил в один из двигателей и Йопе решил второго захода не делать, предпочтя на трех двигателях уйти на базу.

Экипаж лайнера справился с пожаром, но лайнер потерял полный ход и в итоге был обнаружен и добит подводной лодкой «U 32». «Empress of Britain» стал крупнейшим по водоизмещению кораблем, который потопили немцы во время Второй мировой войны.

Так что FW.200, несмотря на то, что бомбовый груз был невелик, компенсировали это точностью и демонстрировали вполне приличные успехи.

Тактика, которую применяли немецкие летчики, была проста: самолет заходил с кормы, снижаясь до высоты 50-100 метров на скорости около 300 км/ч. Стрелки старались нейтрализовать расчеты ПВО на судне, а в момент пролета сбрасывалась одна-две бомбы. Для судна водоизмещением до 5 000 тонн и попадание одной бомбы в 250 кг могло оказаться смертельным. А мелким судам было вполне достаточно получить очередь из курсовой 20-мм пушки.

Заслуживает отдельного рассмотрения модификация FW.200С-3. На этой модели были установлены значительно более мощные двигатели BMW 323R-2 «Fafnir», мощностью 1000 л.с. на уровне моря, и 1200 л.с. на высоте 3200 м.

На скорости эта замена не отразилась никак, поскольку мощность двигателей пошла на другие цели. Первый пилот и стрелки на местах В, С и D получили бронирование 8-мм плитами против зенитного огня с кораблей.

Бомбовая нагрузка упала до 2100 кг (12 бомб по 50 кг или 2 бомбы по 250 кг в бомболюке плюс 4 бомбы по 250 кг на внешних узлах подвески), но на патрульные и разведывательные вылеты «Кондоры» обычно шли с максимальным запасом топлива и четырьмя бомбами по 250 кг.

Было значительно изменена конфигурация радиооборудования, в состав которой добавили коротковолновую радиостанцию DLH-Lorenz-Kurzwellenstation, радиоприемник Peil GV, аппаратуру для посадки без видимости земли Fu.Bl.l и оборудование опознавания «свой-чужой» FuG 25.

Вместо стрелковой точки А-Stand за кабиной пилота установили вращающуюся башенку FW-19 все с тем же пулеметом MG.15 с боезапасом в 1125 патронов.


После введения всех этих изменений общая масса самолета возросла до 20 834 кг, но скорость и прочие показатели остались на прежнем уровне.


Конечно, британцев это все совершенно не устраивало. Особенно то, что по разведданным «Кондоров» на конвои наводились подводные лодки. А так как все это происходило за радиусом действия британских береговых радаров, плюс Люфтваффе хорошо охраняло базу «Кондоров» в Бордо-Меринак, карая британские бомбардировщики, которые пытались бомбить базу, то дело заходило в тупик.

Так что максимум, что сделали британцы, это перебросили поближе к району действий «Кондоров» три дивизиона дальних истребителей, сделанных на базе «Бленхеймов». Так себе мера, потому что «Бленхеймы»-истребители летали с чуть большей скоростью, чем «Кондоры». А потому у них далеко не всегда были шансы догнать FW.200, которые, естественно, боя не жаждали, предпочитая скрыться.

Попытались бороться с «Кондорами» с помощью судов-ловушек, как с подводными лодками в Первую мировую. Взяли транспорт, «Crispin», установили на него десять 20-мм «Эрликонов» и отправили патрулировать район, где обычно безобразничали немцы. Идея изобразить транспорт-одиночку была хороша, но вот поймать в сети хотя бы одного «Кондора» британский охотник не успел, поскольку был торпедирован немецкой подводной лодкой «U.107», по иронии судьбы наведенной «Кондором», у которого не осталось бомб…

Существовал даже план по высадке на аэродром Бордо-Меринак группы коммандос на трофейном датском «Кондоре». Десантники должны были постараться уничтожить максимально возможно большее количество FW.200. План не был реализован, но показывал, насколько полезной была работа «Кондоров» в Атлантике.

В качестве дополнительной защиты от «Кондоров» в начале декабря 1940 года в район Исландии был выслан корабль-гидроавиатранспорт «Пегас», вооруженный катапультой и тремя истребителями «Фулмар».


«Пегас» должен был прикрывать конвои, но…

11 января 1941 года «Кондор» нагло атаковал конвой HG-49. Да, с «Пегаса» запустили «Фулмар», но, пока шла подготовка и запуск, «Кондор» потопил пароход «Веасbу» (1600 брутто-т) и преспокойно ушел в облака.

В сумме в 1940 году экипажи KG 40 потопили 15 судов водоизмещением 74543 брутто-тонны и повредили еще 18, общим водоизмещением 179 873 брутто-тонны. Собственные потери составили 2 самолета.

Более чем весомо. А в январе (16-го) 1941 года уже упоминавшийся обер-лейтенант Йопе установил своеобразный рекорд: за один вылет потопил 2 судна из состава конвоя ОВ 274: греческий пароход «Meandros» (4 581 брутто т.) и голландский танкер «Оnоbа» (6 256 брутто-тонн).

А всего за первые два месяца 1941 года KG.40 потопили 37 судов общим водоизмещением 147 690 брутто-тонн, потеряв 4 самолета.


Вообще, я бы сказал, что экипажи «Кондоров» комплектовались профессиональными отморозками, не чуравшимися ничего. Даже воздушного боя, о чем я уже писал.

Исторический детектив. Когда некуда деваться, или Битва титанов над морем.

Очень показательный бой, кстати. То случай, когда обе стороны были примерно одинаково безбашенны и отважны, просто американцы были мужественны чуть дольше и заслуженно победили.

Но в дальнейшем, по мере того, как все транспортные корабли довооружались автоматическими пушками, потери «Кондоров» продолжали расти, и в итоге командование прекратило ударные полеты и сконцентрировало усилия экипажей на поиск и обнаружение конвоев с последующим наведением на корабли подводных лодок.

Благодаря увеличившимся поставкам новых самолетов I./KG 40 была в состоянии одновременно высылать в небо над Атлантикой до восьми «Кондоров». Принимая во внимание площадь, которая охватывалась при этом разведывательными полетами, это было очень неплохо. Особенно по сравнению с двумя самолетами в день, высылаемыми над Атлантикой в первой половине 1941 года, можно сказать, что это был гигантский шаг вперед.


Плюс было усилено сотрудничество с Абвером, агенты которого исправно сообщали о выходе очередного конвоя из того же Гибралтара.

В августе 1941 года «Кондоры», действуя из Бордо, пробовали атаковать цели в Суэцком канале. Результатов, кроме потери трех самолетов, достигнуто не было, британцы уже хорошо были научены экипажами «Кондоров», а потому защищали свои корабли все серьезней.

В ответ на «Фокке-Вульфе» разродились очередной модификацией, основная суть которой сводилась к дальнейшему фаршу в плане радиооборудования в ассортименте (FuG.X, Peil G.V, FuBl.1, FuG.27, FuG.25 и FuNG.181), установки вместо стрелковой точки А наверху фюзеляжа башенки HD.151 кругового вращения с пушкой MG.151 калибра 15 мм с запасом патронов в 1000 штук и новый бомбовый прицел типа Lotfe 7Н, с которым можно было прицельно бомбить с высоты 3000 метров.

Кстати, именно на базе FW.200С-3 были сделаны самолеты модификации FW.200C-4/U1 для Гитлера. Отличались они более коротким носом, усиленным бронированием вокруг места фюрера и бронированным же люком под креслом №1. В случае чего этот люк размером 1 х 1 м открывался и встав с кресла Гитлер мог сразу прыгать с парашютом, который располагался под креслом.

Были также изготовлены и «обычные» 14-местные «Кондоры» для министров. Естественно, с повышенным комфортом.

На протяжении Второй мировой войны FW.200C всех модификаций воевали на всех морских ТВД.


С аэродромов во Франции работали против конвоев южного направления, из Норвегии летали на поиск североатлантических конвоев, одно из подразделений KG.40 летало над Средиземным морем, помогая итальянцам и перевозя топливо для корпуса Роммеля.

В 1942 году научно-исследовательский отдел Люфтваффе затеял эксперименты по изучению возможности запуска с борта летящего FW.200 ракето-снаряда Fieseler Fi.103 (V-I). В начале декабря 1942 года был выполнен первый сброс Fi.103. И если V-1 можно назвать прототипом крылатой ракеты, то FW.200 претендует на звание прототипа ударного ракетоносца.

В то же декабре 1942 года пилоты III./KG 40 провели исключительно эффектную, но не очень эффективную операцию. Бомбовый удар по Касабланке, одному из трех оперативных центров союзников в Африке.

Для нанесения удара из Бордо стартовало 11 «Кондоров», но до цели дошло только 8. Три самолета вернулись по техническим причинам. А остальные сбросили 8 тонн бомб. Один FW.200 был поврежден зенитным огнем и сел в Испании, остальные добрались до своего аэродрома.

В целом операция действительно имела скорее политическое значение.

А тем временем накалялась обстановка под Сталинградом. Паулюс со своей армией попал в окружение и надо было что-то предпринимать. Так что переброска 18 «Кондоров» из все той же KG.40 кардинально повлиять на ситуацию не могла, но вариантов у Люфтваффе не было. И «Кондоры» возили окруженным войскам грузы и забирали обратно раненых.


До момента капитуляции армии Паулюса были потеряны 9 FW.200. Половина от участвовавших в операции.

В 1943 году началась постепенная замена FW.200 на новые Не.177 «Грифон». Но несмотря на это, «Кондоры» продолжали патрулировать Атлантику и атаковать транспорты и наводить на них подводные лодки. Но у британцев наконец появился самолет, который смог оказать достойное сопротивление и даже более того. «Москито».

Все больше «Кондоров» не возвращалось с заданий, перехваченных дальними истребителями британцев. Тем не менее, FW.200 все еще оставался грозой морей в прямом смысле этого слова. В июле 1943 года «Кондоры» потопили 5 кораблей водоизмещением 53 949 брутто-тонн, и повредили 4 судна общим водоизмещением 29 531 брутто-тонн. Но и цена была – «Москито» сбили 4 «Кондора» и еще один был сбит «Харрикейном».

Далее успехи пошли на спад и 1 октября 1943 года «Кондоры» провели последний бомбардировочный удар по конвоям.


Дальше FW.200 выполняли только разведывательные и патрульные полеты. Виной тому стала и значительно усилившаяся ПВО кораблей, и истребители на эскортных авианосцах, и появившиеся современные дальние истребители.

Фирма «Фокке-Вульф» в сложившейся ситуации выпустила последнюю серьезную модификацию, которая предназначалась именно для разведывательных полетов.

Так как от бомбовой нагрузки отказались, то можно было значительно усилить оборонительное вооружение. Появилась вторая башенка на позиции «В» со спаренным крупнокалиберным пулеметом MG.131, позиции «С» и «Д» также получили 13-мм пулеметы. На самолете получил постоянную прописку радар «Хоэнтвиль».


Из ударного вооружения оставили узлы подвески для управляемой бомбы Hs-293.


Иначе размещенные топливные баки позволили увеличить дальность полета до 5500 км.

3 декабря 1943 года в рапорте «Командования «Атлантика» в адрес главнокомандования Люфтваффе прозвучали слова, фактически поставившие точку в карьере «Кондоров».

Ввиду недостаточного вооружения FW.200 не может быть использован в районах, которые могут контролировать истребители, базирующиеся на суше. Столкновения между FW.200 и такими истребителями в условиях малой облачности, как правило, приводят к уничтожению FW.200. Нельзя предложить дальнейшее развитие FW.200, так как он уже достиг границ своих возможностей и должен быть заменен самолетом Не.177.

В общем и целом на этом военная карьера FW.200 закончилась. Однако, была еще просто сумасшедшая операция, в которой самолет принял непосредственное участие.

В Арктике, на Земле Александры, острове, входящем в архипелаг Франца-Иосифа, находилась немецкая метеорологическая станция, которая регулярно передавала прогнозы погоды. Командиром станции был обер-лейтенант Вальтер Дресс, а ее личный состав насчитывал десять человек. В начале июля 1944 года весь состав станции, за исключением вегетарианца метеоролога Хоффмана, отравился мясом полярного медведя.

Сложилась ситуация, в которой действовать нужно было немедленно. В одиночку Хоффман не мог подготовить посадочную полосу, так что рассматривался даже вариант сброса на парашюте врача с запасом медикаментов.

Учитывая, где находилась станция, туда послали «Кондора» со всем необходимым. Самолет прилетел в район станции и пилот Штанке убедился, что длина ВПП всего 650 метров и загромождена льдом. Пришлось искать другое место для посадки четырехмоторного монстра. Оно нашлось примерно в 5 километрах от станции.

Во время пробега была пробита покрышка правого колеса, и посадка закончилась поломкой хвостового колеса. Тем не менее, экипаж разгрузил припасы и оборудование и доставил на станцию.

Экипаж самолета запросил прислать все необходимое для ремонта: запасное колесо передней стойки, надувную подушку-домкрат, баллон со сжатым воздухом и заднее колесо со стойкой.

На эту доставку задействовали летающую лодку BV-222, которая достигла базы и сбросила груз на точку, обозначенную ракетами и дымовыми шашками.


Удачно приземлились только носилки для транспортировки отравившихся. Колесо основной стойки шасси упало в заполненный водой ров, а баллон и хвостовое колесо вообще найти не удалось.

Но героический экипаж не сдался, и накачал домкрат-подушку ручными насосами для аварийных плотиков. Представьте себе объем работ и проникнитесь уважением. Хвост удалось приподнять.

Далее всех больных перенесли и погрузили в самолет. Но дальше была еще одна проблема: ров-промоина, заполненный водой примерно в 400 метрах от места старта. То есть пилот Штанке должен был начать разбег, потом как-то перескочить через ров, шарахнуть самолетом о землю и продолжить набор скорости для отрыва от земли.

Самое замечательное, что у Штанке получился этот маневр, «Кондор» выдержал и взлетел. Обер-лейтенант Штанке был награжден Рыцарским крестом.

«Кондоры» же начали постепенно выводиться из строевых частей, и к концу войны вообще осталось одно подразделение, на вооружении которого они стояли. Это чисто транспортное подразделение 8./KG 40 в Норвегии.

Последний полет «Кондора», принадлежавшего Люфтваффе, состоялся 8 мая 1945 года, когда один самолет перелетел в Швецию. На этом служба FW.200 в Люфтваффе и Третьем Рейхе закончилась.


После войны FW.200 исправно летали у тех, кому достались. Два «Кондора» оказались в распоряжении ВВС Испании, три самолета реквизировали британцы, четыре достались СССР. Один из этой четверки довольно интенсивно эксплуатировался в полярной авиации, пока не потерпел аварию.

Что можно сказать в итоге? Вся жизнь «Кондора» может уложиться в одну фразу: «Я не хотел, так получилось». Современный лайнер прошел фактически всю войну в качестве боевого самолета. Это не так часто встречается в истории.

Конечно, то, что в распоряжении немцев просто не оказалось самолетов дальнего радиуса действия, обусловило такую переделку FW.200. Не имея ничего лучшего, пришлось использовать машину, которая не совсем подходила для такого применения.

Но FW.200 был все-таки весьма выдающейся машиной, даже несмотря на свое гражданское происхождение. Да, недостатков было много. Недостаточное бронирование, топливная проводка в нижней части фюзеляжа – это все-таки делало самолет весьма уязвимым. Невысокая скорость была как недостатком, так и достоинством. Но все-таки то, что 276 «Кондоров» провоевали всю войну «от звонка до звонка», говорит о том, что машина была выдающейся.


А то, что «Кондоры» в связке с подводными лодками служили источником постоянной головной боли для британцев, – это факт.

Впрочем, другой самолет появился у немцев слишком поздно. Так что «Кондор» так и останется символом «длинных рук» Люфтваффе.


ЛТХ FW.200С-3

Размах крыла, м: 32,85.
Длина, м: 23,45.
Высота, м: 6,30.
Площадь крыла, кв. м: 116,00.
Масса, кг:
— пустого самолета: 12 960;
— нормальная взлетная: 22 720.

Двигатель: 4 х Bramo-З2ЗК-2 «Fafnir» х 1 200 л.с.

Максимальная скорость, км/ч:
— у земли: 305;
— на высоте: 358.
Крейсерская скорость, км/ч:
— у земли: 275;
— на высоте: 332.

Практическая дальность, км: 4 400.
Практический потолок, м: 5 800.
Экипаж, чел.: 7.

Вооружение:
— одна 20-мм пушка МG-151/20 с 500 снарядами в носовой части гондолы;
— один 7,92-мм пулемет МG-15 с 1000 патронами в задней части гондолы;
— один 7,92-мм пулемет МG-15 с 1000 патронами в башне в передней части фюзеляжа;
— один 13-мм пулемет МG-131 с 500 патронами в верхней задней установке;
— два пулемета МG-131 с 300 патронами на ствол в боковых окнах.
Бомбы: до 2100 кг в комбинации 2 х 500 кг, 2 х 250 кг и 12 х 50 кг.
Автор:
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 26 сентября 2020 05:13
    +3
    Согласно теории блицкрига, Германии не нужны были стратегические бомбардировщики, танковые клинья должны были прорывать оборону врага, быстро уничтожить противника и как можно быстрее продвигаться вперед, захватывая города и важные узлы.
    1. Nehist
      Nehist 26 сентября 2020 05:35
      +10
      Да ну!!! Вообще-то разработку дальних бомбардировщиков начали в 36 году когда ни о каких блицкрига и не помышляли
      1. Альф
        Альф 26 сентября 2020 12:49
        +3
        Цитата: Nehist
        Да ну!!! Вообще-то разработку дальних бомбардировщиков начали в 36 году когда ни о каких блицкрига и не помышляли

        Вот именно. А как только пошла теория молниеносной войны, так о стратегах в дриттен райхе и забыли.
        1. Nehist
          Nehist 26 сентября 2020 17:16
          +4
          Да нет, не забыли. Просто столкнулись с той же проблемой что и СССР. Двигатели!
          1. Альф
            Альф 26 сентября 2020 17:42
            0
            Цитата: Nehist
            Да нет, не забыли. Просто столкнулись с той же проблемой что и СССР. Двигатели!

            Причем тут двигатели, если возобладало мнение, что стратеги не нужны, наземные войска при поддержке фронтовой авиации решат все проблемы.
        2. NF68
          NF68 27 сентября 2020 16:26
          0
          Цитата: Альф
          Вот именно. А как только пошла теория молниеносной войны, так о стратегах в дриттен райхе и забыли.


          Руководство Люфтваффе не в полной мере понимало важность дальних тяжелых бомбардировщиков. К тому же средств на развитие Люфтваффе и даже на сухопутные войска в Германии до начала ВМВ выделялось слишком мало так как приоритет отдавали развитию ВМФ и большая часть ресурсов выделалась на ВМФ и только после начала ВМВ когда стало понятно что Франция и Англия не готовы пойти на уступке Германии Гитлер и его окружение отказались от постройки большого количества крупных надводных кораблей и значительные русерсы стали выделять на Люфтваффе и сухопутные войскаю Однако время было потеряно слишком много и в первой половине ВМВ Германия не успела в полной мере подготовиться к боевым действиям на суше.
          1. Бородач
            Бородач 27 сентября 2020 21:25
            +1
            Лёгкие победы над европейскими лимитрофами вскружило голову руководству Вермахта, и оно сделало ставку на блицкриг, отказавшись от теории тотальной войны. Военная теория СССР (Шапошников) изначально предусматривала тотальную войну, и СССР планомерно к ней готовился (вооруженные силы, экономика), начиная с 1928 года. Неудача евросоюзовского блицкрига в 1941 году сразу выявила победителя в тотальной войне (ресурсы, эвакуация промышленности, подготовленные партизанские кадры, тотальная мобилизация всей страны и т.д.). Гитлер начал переводить немецкую промышленность на мобилизационную форму работы после поражения под Сталинградом. Германия до 1943 года выпускала ОБОИ!!!, в то время когда весь тыл СССР был давно переведен на военные рельсы. Все для фронта, все для Победы!!! В результате, Германия тупо опоздала с решениями, поезд уже ушёл.
            1. NF68
              NF68 29 сентября 2020 16:49
              +1
              Цитата: Бородач
              Лёгкие победы над европейскими лимитрофами вскружило голову руководству Вермахта, и оно сделало ставку на блицкриг, отказавшись от теории тотальной войны. Военная теория СССР (Шапошников) изначально предусматривала тотальную войну, и СССР планомерно к ней готовился (вооруженные силы, экономика), начиная с 1928 года. Неудача евросоюзовского блицкрига в 1941 году сразу выявила победителя в тотальной войне (ресурсы, эвакуация промышленности, подготовленные партизанские кадры, тотальная мобилизация всей страны и т.д.). Гитлер начал переводить немецкую промышленность на мобилизационную форму работы после поражения под Сталинградом. Германия до 1943 года выпускала ОБОИ!!!, в то время когда весь тыл СССР был давно переведен на военные рельсы. Все для фронта, все для Победы!!! В результате, Германия тупо опоздала с решениями, поезд уже ушёл.


              Адольф Алоизович надеялся что все будет развиваться так как ему лично хотелось бы. Для ттальной войны в довоенной Германии просто не было необходимых ресурсов-положение изменилось только после того, как Германия захватила почти всю Западную Европу. Но и тогда немцы постоянно испытывали острую нехватку нефти, меди, молибдена, вольфрама, хрома и много еще чего.
      2. Абзац Эпитафьевич Ы.
        Абзац Эпитафьевич Ы. 27 сентября 2020 21:54
        +1
        .Вообще-то разработку дальних бомбардировщиков начали в 36 году

        Дорнье и Юнкерс получили заказ на четырёхмоторный бомбер летом 35-го.
  2. Avior
    Avior 26 сентября 2020 05:52
    +3
    Впервые услышал о Кондорах в книжке Маклина о полярном конвое- именно они атаковали английский крейсер. У Маклина написано, что Кондоры отличались феноменальной живучестью.
    Впрочем, если вспомнить бой Либерейтора с 2 Кондорами, первый из немцев сбили достаточно быстро.
    1. Earthshaker
      Earthshaker 26 сентября 2020 07:44
      +6
      Книга "Крейсер Уллисс"? Отличная книга.
      История Штанке и его экипажа оставила неизгладимое впечатление, спасибо большое за статью.
      1. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 26 сентября 2020 10:22
        -1
        Цитата: Earthshaker
        Книга "Крейсер Уллисс"? Отличная книга.

        Только читать надо в оригинале, так как переводы отстойные...
    2. Andy
      Andy 27 сентября 2020 09:14
      +1
      хочу напомнить что Маклин -писатель-фантаст. что крейсер улисс что пушки острова наваронна.
      1. Avior
        Avior 27 сентября 2020 09:26
        +2
        Для многих книг о войне характерно преувеличение сюжета в сторону остросюжетности- законы жанра, это ведь художественная литература, а не документальная.
        Но не нужно забывать, что книги Маклина о войне базируются на его собственном опыте- она воевал на Севере, участвовал в полярных конвоях, атаке на Тирпиц, принимал участие в боях на Средиземном море, на Крите и Эгейском, и в ЮВА тоже был, принимал участие в боях с японцами.
        1. Macsen_Wledig
          Macsen_Wledig 27 сентября 2020 15:57
          +1
          Цитата: Avior
          Но не нужно забывать, что книги Маклина о войне базируются на его собственном опыте

          Да...
          Три года на "Ройалисте", который и стал прототипом "Улисса".
          1. Avior
            Avior 27 сентября 2020 18:03
            -1
            И Роялист за это время прошел Север, Средиземку и Азию- так что Маклин всего захватил.
            1. Macsen_Wledig
              Macsen_Wledig 27 сентября 2020 19:20
              +1
              Цитата: Avior
              И Роялист за это время прошел Север, Средиземку и Азию- так что Маклин всего захватил.

              Я в курсе биографии Маклина...
              Правда к старости он там много фантазировал - алкогольная интоксикация, она такая.
              1. Avior
                Avior 27 сентября 2020 23:13
                +3
                Ну, истории об Улиссе и Навароне к его старости явно не относятся.
                А что фантазировал - на то и писатель. hi
                1. Macsen_Wledig
                  Macsen_Wledig 28 сентября 2020 18:05
                  0
                  Цитата: Avior
                  Ну, истории об Улиссе и Навароне к его старости явно не относятся.

                  Угу... "Улисс" вообще его первый роман.
  3. Крабонг
    Крабонг 26 сентября 2020 07:15
    +1
    Что за ерунда? Почему это нельзя считать этот самолёт боевым? Чем принципиально он отличается от Ту-95 например? У которого была пассажирская модификация.
    1. Альф
      Альф 26 сентября 2020 12:51
      +11
      Цитата: Крабонг
      Что за ерунда? Почему это нельзя считать этот самолёт боевым? Чем принципиально он отличается от Ту-95 например? У которого была пассажирская модификация.

      Вообще-то, ТУ-95 изначально был бомбером, и только потом сварганили пассажирскую версию, а с Кондором поступили наоборот. Как говорится-зри в корень.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 26 сентября 2020 21:21
        0
        Оба.. И кто по вашему стал гражданской версией Ту-95 ? laughing
        1. Servisinzhener
          Servisinzhener 26 сентября 2020 22:22
          +2
          Ту-114 и Ту-116.
          1. Альф
            Альф 27 сентября 2020 08:43
            +2
            Цитата: Servisinzhener
            Ту-114

            31 борт.
    2. Bad_gr
      Bad_gr 27 сентября 2020 00:31
      -1
      Цитата: Крабонг
      Чем принципиально он отличается от Ту-95 например? У которого была пассажирская модификация.

      У Ту-95 и Ту-114 даже корпуса разные, и отличаются не только диаметром, но и форма у них разная. И Вы это называете "модификация" ?
  4. Крабонг
    Крабонг 26 сентября 2020 07:16
    +1
    Отличный был самолёт.
  5. andrewkor
    andrewkor 26 сентября 2020 09:17
    +1
    Впервые прознал про этот самолёт из статьи в "Технике -молодёжи" в 60-десятые ( точно не помню).Что то про дипломатическую миссию Германии в Японию через территорию СССР. В степях Казахстана площадка подскока .Но сорвалось!
    1. PilotS37
      PilotS37 26 сентября 2020 21:48
      +1
      Цитата: andrewkor
      Впервые прознал про этот самолёт из статьи в "Технике -молодёжи" в 60-десятые ( точно не помню).Что то про дипломатическую миссию Германии в Японию через территорию СССР. В степях Казахстана площадка подскока .Но сорвалось!

      Да! Они летели разбираться, с Зорге, когда японцы его разоблачили.
      Вот о чём фильмы надо снимать! Подготовить аэродром подскока в тылу врага, чтобы забросить своих полицейских чиновников через пол-мира... И ведь могло получиться!
      Сумрачный тевтонский гений!
      1. frog
        frog 26 сентября 2020 23:44
        0
        Аэродромов подскока и прочих у них и так было.
  6. alekc75
    alekc75 26 сентября 2020 10:09
    +3
    в ТМ была статья -готовилась заброска диверсантов в глубокий тыл. но наши вовремя узнали и самолёт попал в канаву что ему приготовили. год журнала не помню но статья большая
  7. УВБ
    УВБ 26 сентября 2020 10:23
    +13
    весь состав станции, за исключением вегетарианца метеоролога Хоффмана, отравился мясом полярного медведя
    Интересный факт, может кто не в курсе. Мясо белого медведя абсолютно съедобно и, говорят, очень вкусное. Но печень медведя содержит ретинол (витамин А), который в больших дозах становится смертельно опасным ядом. Суточная норма витамина А для обычного человека не превышает 800-900 мкг, а всего в 100 г печени белого медведя содержится около 400 тыс. мкг, то есть в пятьсот раз больше дневной нормы.
    1. Пеший
      Пеший 26 сентября 2020 15:30
      +3
      Мясо белого медведя конечно сьедобно, но очень часто заражено трихинеллёзом.
  8. Undecim
    Undecim 26 сентября 2020 11:56
    +9
    Рождался «Кондор» в коллективе «Фокке-Вульф» под руководством Курта Танка очень спокойно и неспешно, как трансатлантический пассажирский лайнер.
    В июне 1936 года Люфтганза выдала техзадание, в июле 1937 года самолет выполнил первый полет. Ровно год от техзадания до готового самолета, на тот момент - реально "неимеющеговмиреаналогов" - это "очень спокойно"?
  9. Undecim
    Undecim 26 сентября 2020 12:07
    +15
    Как пассажирский лайнер «Кондор» был роскошен. 26 пассажиров летали в очень хороших условиях. Самолет имел на борту кухню, систему кондиционирования воздуха, пассажиры имели отдельные откидные столики, лампы для чтения, радио и много других полезных вещей.
    Тут бы фото вставить. А то "экстерьера" в статье много, а "интерьера" нет.
    1. Saxahorse
      Saxahorse 26 сентября 2020 21:24
      +4
      Стюардесс в мини-юбки в то время одевать не догадались :) А вообще Кондор классический бизнес-джет для очень богатых.

      Как всегда спасибо за комментарий! Ваша информация зачастую не менее интересна чем статья автора! good
      1. EvilLion
        EvilLion 29 сентября 2020 09:03
        +1
        Когда вы летите сутки, то в ваше удобство придется вкладывать такие деньги, что только богатый и потянет. Да и разброс в доходах тогда был больше, так что практически весь авиатранспорт дальний был напичкан роскошью для богатых.
  10. ankir13
    ankir13 26 сентября 2020 16:49
    -2
    Приятно почитать , спасибо автору за интересную статью, вот только про 9 кондоров под Сталинградом не написано, кому из наших истребителей достались? Такую штуку завалить немало трудов требуется!
  11. pmkemcity
    pmkemcity 26 сентября 2020 18:15
    +1
    "Хорошие парни" на "хорошем самолете" "безбашенно" отрывались в рыцарских поединках со своими заморскими братьями. Очередная "хорошая" статья. Про ТБ-3 напиши в том же стиле, почитаем.
  12. BAI
    BAI 26 сентября 2020 20:12
    0
    Кондор - самая крупная хищная птица. Питается мёртвыми животными. Т.е. - падальщик.
    Имя самолету подбирали по размерам. Но в смысле питания как-то символично получилось.
  13. Saxahorse
    Saxahorse 26 сентября 2020 21:29
    +2
    Автору за статью спасибо! Неплохой обзор достаточно интересной машины.

    Отдельно спасибо за упоминание про Blohm & Voss BV 222, вообще чумовая летающая лодка весьма немелких размеров. С этим гигантом могла сравнится только японская Каваниши H8K.
  14. Дмитрий Владимирович
    Дмитрий Владимирович 30 сентября 2020 15:28
    +1
    Самое замечательное, что у Штанке получился этот маневр, «Кондор» выдержал и взлетел. Обер-лейтенант Штанке был награжден Рыцарским крестом.


    Наши летчики проделывали подобное:
    Самолёт хорошо шёл по ледяному полю. Я ждал, что он вот-вот оторвётся, как вдруг почувствовал сильный толчок. В следующую минуту я со всего размаха ударился лбом о верхнюю раму пилотского фонаря. Машина поползла «на животе». По моему лицу обильно лилась кровь.

    Тут же самолёт остановился.

    Приложив к раненому лбу платок, я вместе со всеми вышел из машины. Шасси было сломано. Что случилось? Оказывается, колёса попали в новую, только что появившуюся трещину, которую мы не могли заметить. Аэродром укоротился ещё на сто пятьдесят метров. Трещина продолжала расширяться на наших глазах.
    Когда товарищи немного успокоились и удостоверились, что, несмотря на ранение, я нахожусь в довольно приличном состоянии, все начали думать, как взлететь второму самолёту.

    Первое предложение дали комсомольцы.

    – А что, – робко сказали они, – если мы попробуем закидать трещину льдом и залить сверху водой? Может быть, тогда самолёт пройдёт её на скорости? Мы бы сейчас притащили помпу…

    – Стойте, ребята! – перебил я. – Ваша помпа вообще прекрасная идея. Конечно, закидать трещину на всякий случай нужно. Но ведь мы можем сделать трамплин!

    – Как так?

    Я объяснил товарищам, в чём состояла моя мысль. Она была проста. На край трещины набросать снегу, заливая его с помощью помпы водой. Образуется трамплин, после которого самолёт с разбегу легко перескочит через трещину…
    Расчёт на трамплин оказался правильным. Несмотря на то что машина была нагружена полностью, она легко перемахнула трещину и пролетела над второй половиной льдины ещё метров семь лишку. Уже с этой площадки она оторвалась, и под крыльями стали блёкнуть огоньки. Скоро всё поглотила темнота арктической ночи. Мы взяли курс на свою базу.

    Водопьянов М.В. "Полярный летчик"
    .https://www.litmir.me/br/?b=29747&p=78
  15. Мимо крокодил
    Мимо крокодил 26 октября 2020 22:26
    0
    Огромное спасибо автору. good
    Почему-то вспомнился Индиана Джонс. smile
  16. Костадинов
    Костадинов 6 ноября 2020 16:14
    0
    Последний полет «Кондора», принадлежавшего Люфтваффе, состоялся 8 мая 1945 года, когда один самолет перелетел в Швецию.

    Полет Берлин-Ню Йорк в 1938 бил первий полет пассажирского самолета через океан.
    Последний гражданский полет Барселона-Берлин ФВ-200 Луфтханза сделал 14 апреля 1945.