Military Review

ZIL-135: legends are not born

11

ZIL-135K. Source: denisovets.ru


Debutant of Red Square


November 7, 1961 became a double holiday for the chief designer of SKB ZIL Vitaly Grachev. His brainchildren passed through the main square of the country in the status of serial cars. These were ZIL-135K, in the appearance of which only a specialist can guess the similarity with the original machines of the 135th series.

В previous parts of the cycle about the military four-axle off-road vehicles of the Special Design Bureau ZIL, it was about the difficulties with the embodiment of Vitaly Grachev's ideas in metal. One of the most significant was the galloping of a multi-axle vehicle due to the lack of wheel suspension. The engineers decided to get rid of an unnecessary, in their opinion, unit, thereby saving weight and reducing the overall height of the structure. And if the platform of the off-road truck is located low, then the load can be placed heavier and higher, without fear of an excessively high center of gravity. But there were also disadvantages to this approach. The experienced ZIL-135E, due to the actual absence of a suspension, already at a speed of 15-20 km / h suffered from resonance vibrations on a dirt road. If the driver had the courage to increase the speed, then by 60 km / h he was overtaken by a second, more powerful wave of vibrations that could throw the car off the road. This problem was partially solved on the ZIL-135K, which can be recognized by the characteristic reverse slope of the windshield and the base elongated relative to the car with the letter "E". An all-terrain vehicle with a distance between the outer axles of 7,3 meters, still devoid of suspension, no longer galloped at 15-20 km / h: a large base was extinguished. However, the ZIL could no longer cope with the swing at 60 km / h, and the engineers had to put a speed limiter.


ZIL-135K walked along Red Square, swaying sedately, as if on waves. Source: denisovets.ru

Conceptually, the multi-axle vehicle was no different from its ancestor: the front and rear pair of wheels are steerable, two ZIL-375Ya gasoline engines and a non-differential transmission with an independent drive on each side. At first, the truck was equipped with a plastic cab from the experienced predecessor of the E series, but then a characteristic (also plastic) three-seat cab appeared. Reverse tilt of the glasses was required to exclude glare during daylight hours. The ZIL-135K was able to carry only the S-5 cruise missiles developed at the Chelomey Design Bureau. Weapon mounted in a 12-meter shipping container and launched forward along the movement of the car.


Source: denisovets.ru

It should be noted that the carrying capacity of the ZIL-135K was 10500 kg with its own curb weight of the same 10,5 tons. This is a unique parameter for domestic trucks, when machines are able to take on board a load equal to their own weight. The vast majority of Soviet trucks were not capable of this. One of the reasons was the archaism of some equipment, for example, the products of the Kremenchug Automobile Plant. But one should also remember about the harsh operating conditions, requiring a multiple safety margin, which ultimately affects the mass of transport. In the case of the ZIL-135K, this margin of safety was not so critical for engineers, and the car was able to take its weight. Naturally, this did not in the best way affect the reliability of the rocket carrier. However, the operating conditions of the cruise missile carrier were far from the hard everyday life of the army. Sometimes it is not entirely clear why such a machine needs the ability to overcome ditches and ditches up to 2,5 meters wide. Despite the contradictory design and thanks to the intercession of Khrushchev himself, the tandem of Grachev's truck and Chelomey's rocket under the name 2P30 was put into service on December 30, 1960. At ZIL, they managed to produce only five copies, and in 1962 they transferred production to the Bryansk Automobile Plant (BAZ). Here, another 80 vehicles were assembled, which in many ways determined the appearance of the Bryansk multi-axle vehicles for several decades to come. The characteristic angular cabin with a reverse slope of the windshield has become almost the hallmark of heavy trucks from Bryansk. And now, in modern BAZs, it is easy to recognize the features of the ZIL-135K missile carrier. As soon as the Zilovites melted 135K from their own plant, they immediately began to modernize it. Everyone hoped that a good tandem would emerge from a "think tank" in Moscow and an assembly plant in Bryansk. It didn't work out: BAZ is still alive, but ZIL ... Nevertheless, the SKB planned to install an anti-ship Redut at 135K, since the missile length was less than Chelomeev's, which made it possible to leave a large crew compartment behind the cockpit. They decided not to touch the rest and in this form to transfer to Bryansk to the assembly line. But engineers from the provinces took a creative approach to the issue and seriously redesigned the source code. Finally, one YaMZ-238 diesel engine with a capacity of 300 hp was installed on a heavy machine. from. with one gearbox and an inter-board differential gear that distributes torque to the wheels of each side. All of this has greatly simplified the design and reduced operating costs. As a result, the missile carrier received a new name BAZ-135MV, thereby finally branching off from the parent branch of development. "Redoubt" was adopted on the basis of the Bryansk vehicle only in 1982. On the same BAZ-135MB platform in 1976, the army received a tactical air reconnaissance complex "Flight" with a Tu-143 jet drone.

ZIL-135: legends are not born

ZIL-135E with electric transmission. Source: denisovets.ru

Was in stories 135th model and little-known car equipped with an electric transmission. The truck with an onboard platform was named ZIL-135E and equipped with 2 generators, as well as 8 electric motors (one for each wheel). The arrangement with motor-wheels still seems non-trivial, but for the mid-60s it was revolutionary. Each such electric motor transmitted torque to the wheel through a two-stage planetary gearbox. Interestingly, a torsion bar suspension kit for the front and rear axles was prepared for testing a single prototype. The unit has been comparatively tested with the conventional 135 series rigid suspension. Among the advantages of the torsion bar suspension was the carrying capacity increased to 11,5 tons. With a rigid suspension, the experienced truck could only take 8,6 tons on board - the heavy electric transmission affected.

L and LM


It is necessary to finish the history of the evolution of the best brainchild of SKB ZIL on the most common car in mass production. This right went to the ZIL-135LM model, which the Bryansk Automobile Plant produced more than 1993 thousand for thirty years before 5. All-terrain vehicles are still in service with the Russian army and many other states. The birth of the serial machine was preceded by the appearance of an experienced onboard ZIL-135L, which was built in 1961. The main innovation was the torsion bar suspension of the first and last axles of the truck, which entailed a reinforced frame. Dangerous galloping has seriously decreased, but it has not completely disappeared from the habits of the 135th machine. In 1962, four more cars were built and sent for comparative tests with the Bryansk all-terrain vehicle BAZ-930, which, in turn, was a deep modernization of the ZIL-135. Here, the Zilovites were fully affected by the inability to independently organize the assembly of complex military equipment. They did not do it, not because they did not know how, but because there were no free areas and hands - everything went to the assembly of the ZIL-130/131 and its modification.






Experienced ZIL-135L on trials. As can be seen from the painting, the vehicles were intended for civilian buyers as well. But they were very expensive. Source: autowp.ru

As a result, third-party manufacturers (in particular, from Bryansk) rethought the ideas of SKB ZIL and offered their own options. In addition to the Bryansk car, a three-axle I-21 truck from Bronnitsy with an active semi-trailer took part in the competition at the NIIII-210 training ground, but it did not make much competition. During the tests of the military in the ZIL-135L, the high thrust of the wheeled platform was struck: at the level of the best tracked tractors, the car climbed a 47-degree unpaved rise.


BAZ-930 posed a serious danger to the ZIL-135L. Source: denisovets.ru

From the test report of the engine-transmission unit:

The left hydromechanical transmission during the run worked smoothly and without changing the lubricant. The right hydromechanical transmission failed three times. With a run of 1283 km, the 2nd clutch failed; at 2281 km, the gearbox jammed, the 2nd clutch came out of standing; at 3086 km, the torque converter broke down due to heavy wear of the reactor washers, and again there were problems with the 2nd clutch.

Nevertheless, this time Bryansk did not manage to break the competence of Moscow, and ZIL-135L won the tender for the supply of several thousand vehicles as a platform for the Uragan MLRS and the Luna missile system. The engineers from Bryansk, obviously, were much upset by the loss of the BAZ-930 and put forward an ultimatum: the release of the ZIL-135L is possible only with a manual gearbox. The development of a complex planetary automatic transmission in Bryansk was categorically refused, although its own BAZ-930 was tested with an “automatic”.














ZIL-135LM in various roles. Source: autowp.ru

The introduction of a mechanical gearbox would inevitably reduce the vehicle's cross-country ability, since the power flow was broken when shifting. Muscovites had to urgently develop a new scheme with two five-speed gearboxes and two transfer cases. Because of the "harmfulness" of the Bryansk engineers, the cross-country ability of the ZIL-135LM decreased, although at the same time the fuel consumption also decreased. After testing, the military also pointed out a complex and unreliable gearshift mechanism, and also recommended installing an independent suspension on all wheels. As a result, no one began to alter anything, and the ZIL-135LM unchanged in 1963, despite all the machinations of Bryansk, went to the troops. Disputes with Bryansk competitors and military specialists from NIIII-21 regarding the final design of the machine cost Vitaly Grachev health: on October 13, 1963, the chief designer was hospitalized with a heart attack.
Author:
Articles from this series:
Plastic ZIL-135B and a boat on wheels
ZIL-135: engineering refinements of Dr. Grachev
Four-axis ZILs: missile-carrying missiles
ZIL-135: visiting card of the Soviet high-tech
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. The leader of the Redskins
    The leader of the Redskins 1 October 2020 18: 11
    +7
    Thanks. As always, this author's articles are interesting.
    1. Blacksmith 55
      Blacksmith 55 1 October 2020 18: 30
      10
      I support, thanks.
      I especially liked the photos, they were rarely published.
  2. ximkim
    ximkim 1 October 2020 18: 52
    +3
    Oh, and experimented on four-axle machines during experimental time.
  3. Free wind
    Free wind 1 October 2020 19: 17
    -10 qualifying.
    To release some kind of military samples, in the desire for awards. And what have you done for the national economy? ZIL 130 and that's it ...
    1. Lynx2000
      Lynx2000 10 October 2020 14: 11
      0
      ZiL at that time was something like a research and development center.
      By the way, the Kama truck, the future KamAZ - the development of ZiL, the government of the USSR decided to transfer it for production at a new enterprise.
      As for the Georgian "Kolkhida" (KAZ), ZiL was engaged in the development.
      Except 130th
      In agriculture, they used the 131st.
      If I am not mistaken, the 133rd (the drivers also called it "Crocodile") differed from the 130th in an extended false radiator grille, a more powerful engine, an elongated frame, and two rear driving axles. Truck type - flatbed.
    2. Crabong
      Crabong 10 October 2020 18: 36
      -1
      That's it. We were engaged in some kind of junk ... But they never made a normal heavy truck. Magirus and Tatras were purchased for large construction projects. We were engaged in nonsense! It must be such a pile - two gasoline internal combustion engines, two transmissions! These innovators had to be kicked out!
  4. andrewkor
    andrewkor 1 October 2020 19: 38
    +3
    At that time, the Moscow ZiL also produced the 157 model. Only in the late 70s this production was moved to Kurgan, it seems, I don’t remember exactly. Here is a reserve of areas for military equipment. Although "on top" it is better to know where to produce.
    1. Potter
      Potter 4 October 2020 20: 36
      0
      Kurgan produced MAZ models - Maz-535 and Maz-537. Which I later modernized a little. ZiL-157, and then ZiL-131, was produced by the ZiL branch in Pervouralsk. This plant survived the ZIL from Moscow a little, produced civil dump trucks with the ZIL-131 cab, but it is now bankrupt.
  5. d4rkmesa
    d4rkmesa 1 October 2020 19: 39
    0
    Beautiful car. As for the Hurricane, they are in no hurry to upgrade. Change to MZKT idiocy. Ideally, something similar to the TOS-2 would be done, only more versatile - a flamethrower, MLRS and mini-OTRK in one bottle.
  6. dgonni
    dgonni 1 October 2020 21: 48
    +5
    Special car. Even with the union, maintaining in good technical condition was still a headache for the zampotekh.
  7. Angelo Provolone
    Angelo Provolone 2 October 2020 00: 19
    +2
    once they didn’t talk about innovations ...

Военное обозрение

ЗИЛ-135: легендами не рождаются

11

ЗИЛ-135К. Источник: denisovets.ru


Дебютант Красной площади


7 ноября 1961 года стало для главного конструктора СКБ ЗИЛ Виталия Грачева двойным праздником. По главной площади страны прошли его детища в статусе серийных машин. Это были ЗИЛ-135К, во внешнем виде которых только специалист могут угадать сходство с исходными машинами 135-й серии.

В предыдущих частях цикла о военных четырехосных внедорожниках Специального конструкторского бюро ЗИЛ шла речь о сложностях с воплощением в металле идей Виталия Грачева. Одной из самых значимых стало галопирование многоосной машины, связанное с отсутствием подвески колес. Инженеры решили избавиться от ненужного, по их мнению, узла, тем самым сэкономив массу и снизив общую высоту конструкции. А если платформа грузовика-внедорожника расположена низко, то груз можно положить потяжелее и повыше, не опасаясь за чрезмерно высокий центр тяжести. Но были и минусы у такого подхода. Опытный ЗИЛ-135Е из-за фактического отсутствия подвески уже на скорости 15-20 км/ч страдал от резонансных колебаний на грунтовой дороге. Если водителю хватало мужества увеличить скорость, то его к 60 км/ч настигала вторая, более мощная волна колебаний, способная выбросить машину с дороги. Частично эта проблема была решена на ЗИЛ-135К, который можно узнать по характерному обратному наклону ветрового стекла и удлиненной относительно машины с литерой "Е" базой. Вездеход с расстоянием между крайними осями в 7,3 метра, по-прежнему лишенный подвески, уже не галопировал на 15-20 км/ч: колебания гасила большая база. Однако с раскачиванием на 60 км/ч ЗИЛ уже не справлялся, и инженерам пришлось ставить ограничитель скорости.


ЗИЛ-135К шли по Красной площади, степенно покачиваясь, словно на волнах. Источник: denisovets.ru

Концептуально многоосная машина ничем не отличалась от своего предка: передняя и задняя пара колес управляемые, два бензиновых мотора ЗИЛ-375Я и бездифференциальная трансмиссия с независимым приводом на каждый борт. На первых порах грузовик оснащали пластиковой кабиной от опытного предшественника серии «Е», но потом появилась характерная (тоже пластиковая) трехместная кабина. Обратный наклон стекол требовался для исключения бликов в светлое время суток. ЗИЛ-135К умел перевозить на себе только крылатые ракеты С-5, разработанные в КБ Челомея. Оружие монтировалось в 12-метровый транспортный контейнер и запускалось вперед по движению автомобиля.


Источник: denisovets.ru

Надо отметить, что грузоподъемность ЗИЛ-135К составляла 10500 кг при собственной снаряженной массе в такие же 10,5 т. Это уникальный для отечественной грузовой техники параметр, когда машин способна брать на борт груз, равный собственной массе. В подавляющем большинстве советские грузовики не были на такое способны. Одной из причин была архаичность некоторой техники, к примеру, продукции Кременчугского автозавода. Но следует помнить и про жесткие условия эксплуатации, требующие многократного запаса прочности, сказывающегося в итоге на массе транспорта. В случае с ЗИЛ-135К этот запас прочности был не столь критичен для инженеров, и машина оказалась способна брать на себя свой вес. Естественно, это не самым лучшим образом сказалось на надежности ракетовоза. Впрочем, и условия эксплуатации носителя крылатых ракет были далеки от тяжелых армейских будней. Иногда не совсем понятно, зачем такой машине способность преодолевать рвы и канавы шириной до 2,5 метра. Несмотря на противоречивость конструкции и благодаря заступничеству самого Хрущева тандем из грузовика Грачева и ракеты Челомея под именем 2П30 был принят на вооружение 30 декабря 1960 года. На ЗИЛе успели выпустить только пять экземпляров, а в 1962 году передали производство на Брянский автомобильный завод (БАЗ). Здесь собрали еще 80 машин, которые во многом определили облик брянских многоосных машин на несколько десятилетий вперед. Характерная угловатая кабина с обратным наклоном ветрового стекла стала чуть ли не визитной карточкой тяжеловозов из Брянска. И сейчас в современных БАЗах легко узнать черты ракетоносца ЗИЛ-135К. Как только зиловцы сплавили 135К из собственного завода, они тут же принялись его модернизировать. Все надеялись, что сложится неплохой тандем из «мозгового центра» в Москве и сборочного предприятия в Брянске. Не сложилось: БАЗ до сих пор здравствует, а вот ЗИЛ… Тем не менее, в СКБ планировали на 135К установить противокорабельный «Редут», благо длина ракеты была меньше челомеевской, что позволило оставить за кабиной большой отсек для экипажа. Все остальное решили не трогать и в таком виде передать в Брянск на сборочную линию. Но инженеры из провинции творчески отнеслись к вопросу и серьезно перекроили исходник. Наконец-то на тяжелую машину установили один дизельный мотор ЯМЗ-238 мощностью 300 л. с. с одной коробкой передач и межбортовым дифференциальным редуктором, распределяющим крутящий момент на колеса каждого борта. Все это значительно упростило конструкцию и снизило эксплуатационные расходы. В итоге ракетоносец получил новое имя БАЗ-135МВ, тем самым окончательно отпочковавшись от материнской ветви развития. «Редут» приняли на вооружение на базе брянской машины только в 1982 году. На этой же платформе БАЗ-135МБ в 1976 году в армии появился тактический комплекс воздушной разведки «Рейс» с реактивным беспилотником Ту-143.

ЗИЛ-135: легендами не рождаются

ЗИЛ-135Э с электрической трансмиссией. Источник: denisovets.ru

Была в истории 135-й модели и малоизвестная машина, оснащенная электрической трансмиссией. Грузовику с бортовой платформой дали имя ЗИЛ-135Э и оснастили 2 генераторами, а также 8 электромоторами (по одному на каждое колесо). Компоновка с мотор-колесами и сейчас кажется нетривиальной, а для середины 60-х годов была революционной. Каждый такой электродвигатель через планетарный двухступенчатый редуктор передавал крутящий момент на колесо. Интересно, что для испытаний единственного опытного экземпляра подготовили комплект торсионной подвески передней и задней оси. Узел проходил сравнительные испытания с традиционной жесткой подвеской 135-й серии. Среди плюсов торсионной подвески оказалась возросшая до 11,5 тонны грузоподъемность. С жесткой подвеской опытный грузовик мог брать на борт только 8,6 тонны – сказалась тяжелая электрическая трансмиссия.

Л и ЛМ


Заканчивать историю эволюции лучшего детища СКБ ЗИЛ необходимо на самой распространенной в серийном производстве машине. Это право досталось модели ЗИЛ-135ЛМ, которой Брянский автозавод за тридцать лет до 1993 года выпустил более 5 тыс. Вездеходы до сих пор стоят на вооружении российской армии и многих других государств. Рождение серийной машины предваряло появление опытного бортового ЗИЛ-135Л, который построили в 1961 году. Главным новшество стала торсионная подвеска первой и последней осей грузовика, что повлекло за собой усиление рамы. Опасное галопирование серьезно уменьшилось, но окончательно из повадок 135-й машины не исчезло. В 1962 году построили еще четыре машины и отправили на сравнительные испытания с брянским вездеходом БАЗ-930, который, в свою очередь, являлся глубокой модернизацией ЗИЛ-135. Здесь в полной мере аукнулась зиловцам неспособность самостоятельно организовывать сборку сложной военной техники. Не делали не потому, что не умели, а потому, что не было свободных площадей и рук – все шло на сборку ЗИЛ-130/131 и его модификацией.






Опытные ЗИЛ-135Л на испытаниях. Как видно по окраске, машины предполагались и для гражданских покупателей. Но уж очень были дороги. Источник: autowp.ru

В итоге сторонние производители (в частности, из Брянска) переосмысливали идеи СКБ ЗИЛ и предлагали свои варианты. Кроме брянской машины, в соревновании на полигоне НИИИ-21 участвовал трехосный грузовик И-210 из Бронниц с активным полуприцепом, но он особой конкуренции не составлял. Во время испытаний военных в ЗИЛ-135Л поразила высокая тяга колесной платформы: на уровне лучших гусеничных тракторов машина поднималась на грунтовый 47-градусный подъем.


БАЗ-930 представлял серьезную опасность для ЗИЛ-135Л. Источник: denisovets.ru

Из отчета об испытаниях моторно-трансмиссионного узла:

Левая гидромеханическая передача в течение пробега работала бесперебойно и без замены смазки. Правая гидромеханическая передача трижды выходила из строя. При пробеге 1283 км вышло из строя 2-е сцепление; на 2281-м км заклинило коробку передач, вышло из стоя 2-е сцепление; на 3086-м км сломался гидротрансформатор из-за большого износа шайб реакторов, и опять возникли проблемы со 2-м сцеплением.

Тем не менее, в этот раз Брянску не удалось переломить компетенции Москвы, и ЗИЛ-135Л победил в тендере на поставки нескольких тысяч машин в качестве платформы РСЗО «Ураган» и ракетного комплекса «Луна». Инженеры из Брянска, очевидно, были немало огорчены проигрышем БАЗ-930 и выдвинули ультиматум: выпуск ЗИЛ-135Л возможен только с механической КПП. От освоения сложной планетарной автоматической трансмиссии в Брянске категорически отказались, хотя собственный БАЗ-930 был на испытаниях именно с «автоматом».














ЗИЛ-135ЛМ в различном амплуа. Источник: autowp.ru

Внедрение механической коробки перемены передач неизбежно бы снижало проходимость машины, так как при переключении поток мощности разрывался. Пришлось москвичам экстренно разрабатывать новую схему с двумя пятиступенчатыми коробками передач и двумя раздаточными коробками. Из-за «вредности» брянских инженеров проходимость ЗИЛ-135ЛМ снизилась, хотя одновременно с этим снизился и расход топлива. Военные после испытаний указали также на сложный и ненадежный механизм переключения передач, а также порекомендовали установить независимую подвеску всех колес. В итоге никто ничего переделывать не стал, и ЗИЛ-135ЛМ в неизменном виде в 1963 году, несмотря на все козни Брянска, пошел в войска. Споры с брянскими конкурентами и военными специалистами из НИИИ-21 относительно итоговой конструкции машины стоили Виталию Грачеву здоровья: 13 октября 1963 года главный конструктор попал в больницу с инфарктом.
Автор:
Статьи из этой серии:
Пластмассовый ЗИЛ-135Б и катер на колёсах
ЗИЛ-135: инженерные изыски доктора Грачева
Четырехосные ЗИЛы: ракетоносцы, умеющие плавать
ЗИЛ-135: визитная карточка советского хайтека
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 1 октября 2020 18:11 Новый
    +7
    Спасибо. Как всегда, у этого автора статьи интересные.
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 1 октября 2020 18:30 Новый
      +10
      Поддерживаю , спасибо .
      Особенно понравились фотографии , редко такие публиковались .
  2. ximkim
    ximkim 1 октября 2020 18:52 Новый
    +3
    Ох и экспериментировали на четырёхосных машинах в экспериментальное время.
  3. Вольный ветер
    Вольный ветер 1 октября 2020 19:17 Новый
    -10
    Выпускать какие то военные образцы, в желании премий. А для народного хозяйства что сделали? ЗИЛ 130 и все......
    1. Lynx2000
      Lynx2000 10 октября 2020 14:11 Новый
      0
      ЗиЛ в тот период был чем-то вроде как исследовательским опытно-конструкторским центром.
      Кстати камский грузовик, будущий КамАЗ - разработка ЗиЛа, правительство СССР решило передать для производства на новом предприятии.
      По грузинской "Колхиде" (КАЗ), разработкой занимался ЗиЛ.
      Кроме 130-го
      В сельском хозяйстве использовали 131-й.
      Если не ошибаюсь 133-й (водители еще называли его "Крокодил") отличался от 130-го вытянутой фальшрадиаторной решеткой, более мощным двигателем, удлиненный рамой, двумя задними ведущими мостами. Тип грузовика - бортовой.
    2. Крабонг
      Крабонг 10 октября 2020 18:36 Новый
      -1
      Вот именно. Занимались каким-то барахлом... А тяжелого грузовика нормального так и не сделали. Для больших строек магирусы да татры закупали. Ерундой занимались! Это надо же такое сваять - два бензиновых двс, две трансмиссии! Пинками надо было гнать этих рационализаторов!
  4. andrewkor
    andrewkor 1 октября 2020 19:38 Новый
    +3
    Московский ЗиЛ в то время выпускал ещё и 157 модель.Только в конце 70-х это производство перенесли в Курган кажется ,точно не помню.Вот и резерв площадей под военную технику .Хотя "на Верху" виднее что где производить.
    1. Гончар
      Гончар 4 октября 2020 20:36 Новый
      0
      Курган производил машины модели МАЗ - Маз-535 и Маз-537. Которые потом немного модернизировал. ЗиЛ-157, а потом и ЗиЛ-131 производил филиал ЗиЛа в г. Первоуральск. Этот завод немного пережил ЗИл с Москве, выпускал и гражданские самосвалы с кабиной ЗиЛ-131, но и он сейчас банкрот.
  5. d4rkmesa
    d4rkmesa 1 октября 2020 19:39 Новый
    0
    Красивая машина. Насчёт Урагана, как то не торопятся модернизировать. Менять на МЗКТ идиотизм. В идеале бы что-то похожее на ТОС-2 сделать, только более универсальнее - огнемет, РСЗО и мини-ОТРК в одном флаконе.
  6. dgonni
    dgonni 1 октября 2020 21:48 Новый
    +5
    Спецефическая машина. Даже при союзе поддерживать в нормальном техническом состоянии было ещё той головной болью зампотеха.
  7. Анджело Проволоне
    Анджело Проволоне 2 октября 2020 00:19 Новый
    +2
    когда то не трепались об инновациях....