ЗИЛ-135: визитная карточка советского хайтека

69
ЗИЛ-135: визитная карточка советского хайтека

Фото, позволяющее оценить габариты ЗИЛ-135. Источник: autowp.ru

Центр автомобильного интеллекта


Создание на автозаводах Советского Союза специальных конструкторских бюро или СКБ стало требованием Министерства обороны. В бюро инициировали разработки новой полноприводной военной техники, которой остро не хватало армии. В частности, на Минском автозаводе секретное СКБ-1 занималось тяжелыми машинами семейства МАЗ-535/537, которое в дальнейшем было перебазированы в Курган, освободив мощности под легендарный МАЗ-543. На ЗИСе (до 1956 года ЗИЛ именовался в честь Сталина) спецбюро для военных разработок было сформировано 7 июля 1954 года. Основанием для этого стало постановление Совета Министров СССР №1258-563 от 25.06.1954 года, регламентирующее создание на всех автомобильных и тракторных заводах спецбюро для проектирования военной техники. Именно это постановление дало старт развитию уникальных проектов в области военного автомобилестроения.

Советский Союз был если не первым в мире, то, по крайней мере, находился в тройке лидеров на протяжении 40-50 лет. Технологический рывок, который совершили инженеры различных СКБ, сложно переоценить. С конца сороковых годов автомобилестроение творчески переосмысливало зарубежные устаревшие конструкции. Яркий тому пример — ЗИС-151, являвшийся неудачной калькой со «Студебеккера». Но спустя всего несколько лет появились опытные, а позже и серийные машины, во многом не имеющие аналогов в мире. И завод имени Лихачев был в авангарде этих перемен.



Еще до открытия в 1954 году СКБ заводчане апробировали систему централизованной подкачки шин. Инженеры не были первыми в мире с данной разработкой. В США еще во время войны подобную систему монтировали на колесные амфибии морской пехоты. К точке высадки десант доставляли в трюмах сухопутных лодок, которые, в свою очередь, размещались в морских самоходных баржах. Выходя вблизи берега из такого корабля, амфибия с помощью гребных винтов добиралась до суши и, сбросив давление в шинах до минимума, поднималась на топкий берег. Как правило, американцы на суше давление в колесах не корректировали.


Грачев Виталий Андреевич, прославленный советский автомобильный конструктор. Под его руководством на ЗИСе, а позднее и ЗИЛе, разрабатывались серийные ЗИС-485, ЗИС-152В, ЗИЛ-157, серия машин ЗИЛ-135 и масса экспериментальной техники. Источник: wikipedia.org

Подобную систему в начале 50-х годов разрабатывали в экспериментальном цехе ЗИС, но только для оснащения амфибии ЗИС-485. Когда пришла идея об установке подкачки на исключительно сухопутную технику, инженерный штаб завода разделился на два лагеря. Противники считали, что такая система была слишком тяжелой и сложной, да к тому же торчащие наружу пневмотрубки и шланги запросто можно было повредить на лесополосе. Тем не менее, в экспериментальном порядке БТР-152 оснастили подкачкой (инициаторами были легендарный Виталий Андреевич Грачев и его заместитель Георгий Алексеевич Матеров) и добились проведения сравнительных испытаний. Да не просто испытаний, а в сравнении с Т-34! Зимой 1954 года на танковом полигоне в Кубинке в присутствии начальника ГБТУ генерала Алексея Максимовича Сыча (его внимательные читатели «ВО» помнят по циклу статей об испытании трофейной техники в годы войны) БТР-152 на спущенных шинах два раза подряд обошел увязший в снегу танк.


Московский Завод имени Лихачева. Источник: drive2.ru

Конечно, такая неудача прославленной гусеничной машины была скорее случайностью, но, тем не менее, эксперимент был показательным. Однако это не убедило руководство ГБТУ в необходимости оснащения колесной техники подобными системами централизованной подкачки. Спас положение Георгий Константинович Жуков, когда воочию убедился в проходимости таких машин и фактически заставил руководство ЗИСа поставить осенью 1954 года на конвейер БТР-152В с подкачкой. Подробнее об этом увлекательном испытания можно прочитать в цикле статей про ЗИЛ-157. После такого успеха стало логичным назначение Виталия Андреевича Грачева руководителем и главным конструктором только что созданного СКБ.

Необычные 8х8


Среди основных задач СКБ значилось создание семейства машин с колесной формулой 8х8, выполняющих функции артиллерийского тягача. Это были более тяжелые машины, чем разрабатываемый ЗИС(ЗИЛ)-157, который, напомним, также относился к классу артиллерийских тягачей. Первым прототипом ЗИЛ-135, хоть и очень отдаленным, является макетный образец ЗИС-Э134, датируемый 1955 годом. Это был первый четырехосный полноприводный грузовик московского автозавода, во многом унифицированный с машиной ЗИС-151.






ЗИЛ-Э134 Макет №1. Источник: autowp.ru










ЗИЛ-Э134. На двух последних фото испытатели смонтировали на машину снежный отвал — благо тяговые возможности машины позволяли. Источник: denisovets.ru

Конструктор Виталий Грачев на этом экземпляре проверил саму возможность создания настолько сложной техники на отечественной агрегатной базе. И получилось, надо сказать, неплохо. Шасси представляло собой четыре равномерно разнесенных моста от БТР-152В, из которых первые два были управляемыми. Раму и кабину позаимствовали от ЗИС-151, систему подкачки колес взяли от бронетранспортера. Внешний виды машины был необычен: длинный капот, под которым скрывался рядный шестицилиндровый 130-сильный мотор ЗИС-120ВК, и короткая грузовая платформа. К мотору был пристыкован гидротрансформатор от опытного автобуса ЗИС-155А, а затем монтировалась механическая 5-ступенчатая КПП. От коробки передач карданный вал передавал крутящий момент на раздаточную коробку, далее две коробки отбора мощности распределяли мощность на 2-й и 4-й, а также на 1-й и 3-й мосты, соответственно. Задний мост инженеры перевернули, поэтому его привод организовали от паразитной шестерни коробки отбора мощности.












Кадры с испытаний первой четырехосной машины Московского автозавода и некоторые узлы крупным планом. Источник: otvaga2004.ru

Получившаяся в итоге машина по многим параметрам была лучше гусеничной техники на бездорожье, при этом скорость, экономичность и, главное, ресурс ходовой части были значительно выше. Интересно, что восемь мягких шин отлично демпфировали неровности бездорожья, поэтому полуэллиптические рессоры с гидроамортизаторами практически не работали. Этот автомобиль, хоть он и выглядел достаточно необычно для своего времени, был построен по классическим общепринятым лекалам. Однако авангардное мышление главного конструктора СКБ Виталия Грачева увело инженеров ЗИЛа в дальнейшем совсем в другом направлении.

В отличие от официальной истории несуществующего сейчас Московского автозавода, пропитанной только добрыми воспоминаниями о талантливом конструкторе, есть и другая точка зрения. Высказал её Евгений Кочнев на страницах своей книги «Секретные автомобили Советской Армии». По его мнению, Виталий Грачев, безусловно, талантливый автомобильный конструктор, лауреат двух Сталинских премий, разрабатывал даже для своего времени устаревшие конструкции с большим количеством запрограммированных недостатков. И если с последним положением еще можно согласиться (двухмоторная схема ЗИЛ-135 тому примером), то архаичными разрабатываемые в СКБ прототипы точно не были. Оригинальные и высокотехнологичные конструктивные решения Грачева в большинстве своём просто не нашли особого понимания ни в автомобильной промышленности, ни в Советской Армии. Главным конкурентом зиловского СКБ был Минский автомобильный завод с его СКБ-1, во главе которого стоял Борис Львович Шапошник, автор таких машин, как МАЗ-535 и МАЗ-543. Они, кстати, были в определенной степени заимствованы у американцев. Более прочная и массивная конструкция минских машин традиционной компоновки оказалась надежнее четырехосных прототипов Грачева. Первый раз лбами два СКБ столкнули во время сравнительных испытаний МАЗ-535 и артиллерийского тягача ЗИЛ-134 (его еще именуют АТК-6).


Опытный артиллерийский тягач ЗИЛ-134. Если бы его в своё время приняли на вооружение, эволюция зиловских вездеходов пошла бы совсем по другому пути. Источник: denisovets.ru


ЗИЛ-134. Источник: otvaga2004.ru








ЗИЛ-134. Источник: trucksplanet.com

Совместные испытания в 1958 году в Бронницах московский прототип проиграл. Нишу тяжелых артиллерийских тягачей, танковозов и ракетовозов на долгие годы занял МАЗ. Что же не понравилось военным в ЗИЛ-134?

Во-первых, опытный V-образный 12-цилиндровый карбюраторный мотор ЗИЛ-Э134 был ненадежен и часто работал только на 10 цилиндрах. На МАЗ-535 устанавливали, как известно, барнаульский дизель Д-12-А-375, являвшийся потомком танкового В-2. Почему Виталий Грачёв не поставил на свою машину такой же дизель? Этому до сих пор не внятного объяснения. Скорее всего, как автомобильный инженер, он понимал ограниченность моторесурса танкового дизеля. Но подходящего двигателя такой мощности не было и пришлось разрабатывать собственный вариант. Причем именно карбюраторный, так как с разработкой дизеля были еще большие проблемы: на ЗИЛе такого вообще не умели делать. Естественно, конструкция оказалась сырой и вчистую проиграла проверенному дизелю из Барнаула. Во-вторых, МАЗ-535 был крупнее своего соперника (более чем на 1,5 метра длиннее), мощнее и отличался более прочной конструкцией. Хотя при сопоставимой грузоподъемности в 7 тонн ЗИЛ-134 в варианте аэродромного тягача был почти на две тонны легче МАЗа, да еще и плавать умел.






ЗИЛ-Э134 Макет №2 — плавающий прототип, у которого колеса пока равномерно распределены по длине корпуса. Источник: autowp.ru


Именно эта машина, поздний вариант ЗИЛ-Э134 (макет №2), может считаться настоящим предшественником серийного ЗИЛ-135, который до сих пор в строю. Источник: книга "Преодоление бездорожья: разработки СКБ ЗИЛ"

Когда Виталий Грачев и его СКБ проиграли конкурс Министерства обороны, было решено в классе четырехосных грузовиков перейти на проектирование плавающих машин. Кстати, первый ЗИЛ-135, появившийся в 1958 году, был амфибией с очень характерной внешностью. Именно на этой машине появилась очень редкое компоновочное решение со сближенными колесами 2-й и 3-й пары, ставшее в дальнейшем визитной карточкой зиловских ракетоносец и носителей РСЗО «Ураган». Но впервые она была апробирована на поздних макетных экземплярах ЗИЛ-Э134 №2 еще в 1956 году.

У этой машины была открытая платформа и сравнительно короткий капот, герметичный кузов, приспособленный к плаванию, и отсутствие подвески: надежда была на эластичные колеса пониженного давления. После того как инженерам не понравилось, как машина преодолевает рвы и окопы, было решено удлинить колесную базу. Для этого передние и задние мосты развели дальше от центра, а 2-й и 3-й мост оставили на своих местах. Проблему маневренности решили уникальным способом – управляемыми колесами на передней и задней осях. Задние колеса поворачивались в противофазу передним. Естественно, это серьезно усложняло конструкцию рулевого управления, но, если сравнивать с минскими четыреосными грузовиками, повышало маневренность и уменьшало количество колей при повороте на мягких грунтах и снегу. В итоге именно это техническое решение стало определяющим при выборе компоновки будущих машин серии 135.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    21 апреля 2020 18:17
    Вся горечь создаваемых многоколёсных машин в том , что в них видели только военное предназначение. Потому, только было , а нету.
    1. +14
      21 апреля 2020 18:50
      Цитата: ximkim
      Вся горечь создаваемых многоколёсных машин в том , что в них видели только военное предназначение.

      Ну так то да ,мы постоянно в состоянии войны были и сейчас тоже самое ..
      Но еще заступлюсь за наш автопром СССР ,территории у нас огромные и резкоконтинентальным климатом ..Какие уж тут комфортные машины ,главное простота и проходимость ..Как на западе шутили "Чего русские только не придумают,лишь бы хороших дорог не строить ..Ну ну ,пусть у нас попробуют в Сибири построить ..
      Эх жаль ,что такие уже не выпускают и в основном автопром на западных деталях ..Как бы России в будущем не пожалеть об этом..
      Спасибо за статью автору !!! Эх были времена созидания ..
      1. 0
        22 апреля 2020 00:19
        Так пусть посмотрят. Это насчёт дорог не строить.
        1. +1
          22 апреля 2020 00:31
          https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/1587504261_1587504035_screenshot_20200422-001527.png
          1. +2
            22 апреля 2020 21:14
            Карту вы напомнили к тому, что не одна Россия в таких условиях?
      2. 0
        27 апреля 2020 15:48
        И всё-таки, это было ошибкой.
        Капиталисты готовы были клиенту в опу заглядывать, лишь бы купил их товар. А наш неизбалованный человек при знакомстве с этими маркетинговыми штучками тупо ехал крышей. Вот и доехал до того, что страну слил.
    2. +9
      21 апреля 2020 19:21
      Спасибо Автору (Евгению) за интересный цикл статей!
      1. +7
        21 апреля 2020 21:19
        Присоединюсь к благодарности) автор серьезно подходит к этому циклу статей!
    3. +8
      21 апреля 2020 20:02
      Цитата: ximkim
      Вся горечь создаваемых многоколёсных машин в том , что в них видели только военное предназначение. Потому, только было , а нету.

      А моё мнение, что даже не горечь, а боль и беда для страны, что капиталисты просто разорвали на куски первенец Советского автомобилестроения.
      1. +11
        21 апреля 2020 20:49
        Цитата: tihonmarine
        А моё мнение, что даже не горечь, а боль и беда для страны, что капиталисты просто разорвали на куски первенец Советского автомобилестроения.

        Я бы сказал слили советское автомобилестроение. Крупнейшие заводы сейчас на половину принадлежат иностранному капиталу и все инженерные новации тоже теперь с запада. Но если для наших машин это новация, то для их машин это уже прошлый век.
        1. +4
          22 апреля 2020 08:52
          Цитата: veritas
          Крупнейшие заводы сейчас на половину принадлежат иностранному капиталу и все инженерные новации тоже теперь с запада.

          Верно на все 100, на то и капитализм.
    4. +1
      21 апреля 2020 20:39
      Кроме как у военных, я встречал МАЗы в АТК у строителей нефтяных трубопроводов. Правда уже не в рабочем состоянии. На стажировке я их разбирал на запчасти и в металлолом. Такова судьба красавцев была в момент развала СССР.
    5. +1
      21 апреля 2020 21:31
      зато сейчас много скамеек в парках ставят.
      И ландшафтный дизайн далеко вперед шагнул, камни разбрасывать- это искусство стало
    6. 0
      23 апреля 2020 07:34
      На Ютубе есть ролик с КамаЗом 6х6 с 2й осью в центре. Какая я то вариация на тему ЗИЛа. Машина серийная. Но делает какое то придворное ателье для МЧС и других интересантов. У военных не видно.
  2. +6
    21 апреля 2020 18:29
    Гордость и горечь, как много мы могли и как много мы потеряли.
    1. +7
      21 апреля 2020 20:41
      Цитата: rocket757
      Гордость и горечь, как много мы могли и как много мы потеряли.

      Говоря словами сами знаете кого, мы потеряли только галошестроение.
      1. +6
        21 апреля 2020 20:49
        У кого то в мозгах галоши это что то не то.
        А я говорю, что очень удобная обувь для деревни и дачи. И сейчас пользуюсь .... фасон стали делать другой, конечно, но по сути, те же галоши!
        Мне нравится, очень удобно и практично.
        1. +5
          21 апреля 2020 20:58
          Так я и не говорю что галоши это плохо, просто некто утверждает с высокой трибуны, что в СССР умели только галоши делать.
          1. +8
            21 апреля 2020 21:05
            Могут утверждать что угодно, но ведь это совсем не умно будет выглядеть. И не важно на какой трибуне говоривший будет находится, от того оно умнее выглядеть не будет.
            Делали галоши, делали ракеты, все что надо делали ... почти все, если быть объективным.
            1. +4
              21 апреля 2020 21:16
              Цитата: rocket757
              Могут утверждать что угодно, но ведь это совсем не умно будет выглядеть. И не важно на какой трибуне говоривший будет находится, от того оно умнее выглядеть не будет.
              Делали галоши, делали ракеты, все что надо делали ... почти все, если быть объективным.

              +100500 drinks
              1. +3
                21 апреля 2020 21:20
                Оу, у вас личный почитатель есть. Кому на любимую мозоль наступили?
  3. +3
    21 апреля 2020 18:31
    Великие люди. Великая страна. Где сейчас ЗиЛ?
    Но не будем о грустном.
    Старый советский анекдот: " Какие только вездеходы Русские не напридумывают !!!. Лишь бы дороги не строить! drinks
    1. +23
      21 апреля 2020 18:38
      Где сейчас ЗИЛ? Его не только нет, но место его не занято. Фактически сейчас крупными разработками для военных автомобилистов занимается только КамАЗ. Его "Ремдизель" теперь чуть ли не монополист - УралАЗ не особо при делах. Но КамАЗ кабины даже сам сделать не может (использует мерседесовские наработки), не говоря уже о моторах (китайские, в лучшем случае). Как ЗИЛ в своё время разработал КамАЗу грузовики "под ключ", так с того времени особо нового в Набережных Челнах ничего и не сделали. Сейчас даже громадный КамАЗ-Артика собрать сами не могут - МГТУ привлекают. В общем, будущее военного автомобилестроения у нас пока туманно, надеюсь, в отличие от других войсковых дисциплин.
      1. +2
        21 апреля 2020 18:52
        Где сейчас ЗИЛ? Его не только нет,
        У меня дочь живет рядом с Автозаводской. Так что я в курсе. Там планируется элитный жилой комплекс
        1. +5
          21 апреля 2020 18:55
          Это я риторически)) Прежде чем ставить элитный жилой комплекс там надо грунт весь вывезти метров на пять в глубину. Загрязнен он за время работы завода ужасно.
          1. +1
            21 апреля 2020 20:08
            Цитата: Евгений Федоров
            Прежде чем ставить элитный жилой комплекс там надо грунт весь вывезти метров на пять в глубину.

            Для элиты подойдёт 5 метров, а для народа на метр поднимут и хватит.
          2. -3
            21 апреля 2020 22:00
            Цитата: Евгений Федоров
            Прежде чем ставить элитный жилой комплекс там надо грунт весь вывезти метров на пять в глубину.

            А я бы наоборот, ещё побольше бы отравы туда подсыпал.
          3. 0
            5 июля 2020 07:02
            Там уже почти всё построили.
        2. -2
          21 апреля 2020 20:06
          Цитата: Дилетант
          Там планируется элитный жилой комплекс

          А пока идёт драка цепных псов, кто получит тендер на застройку. Зачем заводы, жильё для элиты, маркеты, супер кабаки. А народу и "хрущёвок" дедовских хватает.
      2. +4
        21 апреля 2020 18:53
        Цитата: Евгений Федоров
        Где сейчас ЗИЛ? Его не только нет, но место его не занято. Фактически сейчас крупными разработками для военных автомобилистов занимается только КамАЗ.

        Ну и Урал ..А ЗИЛ хорошая машина была все же ,все уничтожили и об этом еще пожалеем в будущем hi
      3. +4
        21 апреля 2020 22:04
        Но КамАЗ кабины даже сам сделать не может (использует мерседесовские наработки), не говоря уже о моторах (китайские, в лучшем случае).


        Вы бы глупости не писали. Старая КАМАЗовская кабина и сейчас в массовом производстве, своя кабина у КАМАЗа была придумана совместно с корейской фирмой, но выгоднее оказалось купить Актрос у Мерседеса, с которым есть совместный проект по сборке грузовиков.

        Про китайский мотор это вообще абсурд.
        КАМАЗ-740 что, по-Вашему, с производства снят уже?
        Нет, и на вездеходах, и на самосвалах это основной мотор, в разных вариантах.

        То, что часть дорожных машин идёт с Камминсами ничего не значит, свои моторы всё ещё производятся, некоторые модели оснащаются только камазовскими "восьмёрками", новая рядная шестёрка которую КАМАЗ делает вместе с Либхером, будет лет через семь-восемь от силы, не больше.

        Как ЗИЛ в своё время разработал КамАЗу грузовики "под ключ", так с того времени особо нового в Набережных Челнах ничего и не сделали.


        Зил-175 и КАМАЗ 6460, уже, кстати, по старости снятый с производства.



        У ЗиЛа - атмосферный дизель, 180 л.с., нагрузка на седло 8 тонн, КПП 5 передач, если утащит полуприцеп в 13 тонн - молодец, что не поломался.

        У КАМАЗа турбодизель 400 л.с, Евро-4 16 передач в КПП, нагрузка на седло 17 тонн, полная мсса автопоезда на экспортных рынках, где нет ограничений по осям, определяется как 62 тонны.

        Ничего себе, "ничего не сделали"!
        1. +10
          22 апреля 2020 10:45
          Сравниваете коммерческие Зил-175 и КАМАЗ 6460? У первого дата разработки 1969 год. КамАЗ-6460 запустили в производство в 2003 году. За 34 года колоссальный прогресс, ничего не скажешь. И кабина, напомню, до сих пор в производстве. Вот, кстати, одна из новейших модификаций младшей линейки КамАЗа.

          КАМАЗ-53605 с дизелем Cummins мощностью 285 л.с.
          Очевидно, настолько "удачными" оказались многочисленные модификации 740-го мотора, что покупаем лицензии у китайцев и немцев. Дешево и технологично? Это безусловно. Вот новый Ремдизель-М 2019 года.

          Есть какие-то компоновочные отличия от 4310?

          Разница между этими машинами более 40 лет! И дело даже не в возрасте, а в том, что КамАЗ сейчас не способен самостоятельно разработать ничего с нуля. Что будет покупать армия у этого монополиста? Вот еще пример.

          Торнадо К-53958 датируемый 2019 годом. Мотор - КАМАЗ 910.20, 600 л.с., совместная разработка с Liebherr, "автомат" КПП китайский либо лицензионный Allison, даже лебедка импортная. Еще три года назад у подобных Торнадо раздатка была Steyr, а мосты Мадара (Болгария) и даже светотехника была из Италии. Сейчас, возможно, по этим агрегатам ситуация изменилась, но не особо верится.
          Это я все к чему веду? К тому, что в погоне за новыми технологиями в Россию запустили таких производителей как Mercedes, Renault и т.д. Они, конечно, помогли с разработками гражданской техники и во многом приблизили её к мировым стандартам, но, похоже, с ними наши автомобильные инженеры теперь умеют только адаптировать к российским условиям импортные технологии.
          1. +5
            22 апреля 2020 11:37
            КАМАЗ-53605 с дизелем Cummins мощностью 285 л.с.
            Очевидно, настолько "удачными" оказались многочисленные модификации 740-го мотора, что покупаем лицензии у китайцев и немцев.


            Давно уже 300, вы отстали от жизни.

            Разница между этими машинами более 40 лет!


            Так они отличаются друг от друга ВСЕМ. Вы это понимаете? Это разные машины, у них стоят разные двигателя, даже по смесеобразованию, КПП у второго имеет в два раза больше передач, другие мосты, другая раздаточная коробка, другие шины, у гражданской модификации межколёсные блокировки. Кабина бронированна,да. Это не заметили?
            И даже у небронированной кабины масса всяких продуманныхмелочей тиап держателей под фляжки и автоматы, люк в крыше для стрелка и т.д.
            Как следстивие - совсем другие ТТХ.

            Это разные грузовики объединённые каркасом кабины (не самой кабиной) и компоновкой восьмицилиндрового двигателя (только компоновкой, даже кинематика разная.)

            Вот ещё прокомментируйте.



            Тоже ЗиЛ?

            Торнадо К-53958 датируемый 2019 годом. Мотор - КАМАЗ 910.20, 600 л.с., совместная разработка с Liebherr, "автомат" КПП китайский либо лицензионный Allison, даже лебедка импортная.


            Надо было как Грачёв - влепить попарно рядом два карбюраторных ЗиЛ-375, на них и ездить 50 лет. Так что ли? Заимствование технологий - БЛАГО.
            Напомню, что в СССР одни и те же движки десятилетиями стояли на конвейере. Сталинская хотелка по дизелю для среднетоннажного грузовика ещё со времён "Коджу" в металле была реализована на ЯМЗ только в 2010-х годах. Вы кого в пример-то ставите?
            В 1960 ЗиЛ собирал 157-ю модель, в 1990-м - её же и 131 с бензомотором. Не хотите с западным уровнем 1991-го года сравнить? А с японским?

            Еще три года назад у подобных Торнадо раздатка была Steyr, а мосты Мадара (Болгария) и даже светотехника была из Италии.


            Не скажу за светотехнику, но на серийные машины вместо Штейра сейчас ставят 6522, а Мадаровские мосты с длинным чулком и бортовыми редукторами локализованы и полностью производятся на КАМАЗе.

            но, похоже, с ними наши автомобильные инженеры теперь умеют только адаптировать к российским условиям импортные технологии.


            Сейчас довольно трудно что-то новое придумать. ЗиЛ-135 кстати, тоже был иснспирирована западной машиной - амфибией "Террапин", за вычетом того, что у него было нормальное рулевое. Но бортовая схема - оттуда.

            С другой стороны, важен результат. КАМАЗ, УРАЛ и БАЗ в сумме закрывают потребности ВС в грузовиках на 90% как минимум. Остальное закрывает МЗКТ.

            Нет у нас проблемы с колёсной автотехникой тяжёлого класса для ВС.
            Есть проблема низкого технологического уровня для гражданки, но над ней хоть медленно и криво, но работают.

            И да, напоследок - ниша ЗиЛа в народном хозяйстве уже закрыта, если что.
            Газон NEXT и КАМАЗы 43253 и 4308.
            Ещё МАЗы 4371 и 4380.
            1. +1
              22 апреля 2020 12:03
              Сейчас довольно трудно что-то новое придумать.

              С таким подходом, конечно, будем еще лет 20-30 юзать в армии платформу КамАЗ-4310. Меняем мосты, КПП и так далее по списку. Раму с рессорами не забудьте. Если вы о "Мустанг-М", то он не бронирован. Присмотритесь.
              И даже у небронированной кабины масса всяких продуманныхмелочей тиап держателей под фляжки и автоматы, люк в крыше для стрелка и т.д.

              Это, конечно, серьезные улучшения. Только КамАЗ-то здесь вообще зачем нужен? Такие мелочи можно в любой ремонтной мастерской сделать.
              Это разные грузовики объединённые каркасом кабины (не самой кабиной)

              Похоже, такие кабины для армии будут шлепать на заводе пока штампы не сотрутся. А чего переживать, ведь
              КАМАЗ, УРАЛ и БАЗ в сумме закрывают потребности ВС в грузовиках на 90% как минимум.
              Урал, кстати, имеет гораздо меньшую долю, чем живущий за госбюджет КамАЗ. В СССР хотя бы создавали видимость конкуренции за оборонные заказы. Сейчас даже видимости нет.

              Вот типичный пример. ОАЭ закупает наши Панцири. Угадайте, на какой колесной платформе?
              Это к вашему
              Нет у нас проблемы с колёсной автотехникой тяжёлого класса для ВС.

              И последнее. Почти за тридцать лет независимости для нашей оборонной промышленности так и не смогли найти замену тяжелым шасси МЗКТ. Поручили это дело КамАЗу... Когда там «Платформу-0» запустят в производство?
              1. +3
                22 апреля 2020 12:45
                С таким подходом, конечно, будем еще лет 20-30 юзать в армии платформу КамАЗ-4310. Меняем мосты, КПП и так далее по списку. Раму с рессорами не забудьте. Если вы о "Мустанг-М", то он не бронирован. Присмотритесь.


                У Мустангов есть бронированные кабины со скрытой броней, на Ремдизеле делают именно их, обычные армейские машины идут не с Ремдизеля а с КАМАЗовского конвейера

                Это, конечно, серьезные улучшения. Только КамАЗ-то здесь вообще зачем нужен? Такие мелочи можно в любой ремонтной мастерской сделать.


                Ну вот в СССР их за все послевоенные годы НЕ СДЕЛАЛИ.

                Похоже, такие кабины для армии будут шлепать на заводе пока штампы не сотрутся.


                Нет, в прошлом году запустили линию кабин Актрос отечественной сборки, а не привозных. Сейчас потихоньку начнут сводить количество старых кабин к нолю. Проблема тут в том, что для армии старые кабины лучше, и она может встать в позу. А ради неё одной содержать кабинное производство не рентабельно.
                В любом случае доля новых кабин будет расти, уже есть линейка моделей с КАМАЗовскими моторами и агрегатами, но с мерсовской кабиной, конструктивно несводимая к Мерседесу и это только начало.

                Урал, кстати, имеет гораздо меньшую долю, чем живущий за госбюджет КамАЗ.


                КАМАЗ не живёт за госбюджет, он работает в основном в прибыль. Просто принадлежит государству.
                А УРАЛ принадлежит Олегу Дерипаске.
                Так у кого государство должно покупать технику - у себя или у олега Дерипаски?
                УРАЛ в своих проблемах, кстати, виноват сам. Технически они могут делать машины, способные конкурировать с КАМАЗами в гражданском сегменте, но не делают. Особенно в части автомобильных шасси и дорожной техники, где их наработки "ушли в блуд".

                Вот типичный пример. ОАЭ закупает наши Панцири. Угадайте, на какой колесной платформе?


                Ну тут корпоративные порблемы - КАМАЗ через Ростех продавил своё шасси как базовое для Панциря. А оно для этой установки неудачное.
                Шасси для Панцирей, как и для 152 мм гаубиц, надо было отдать на БАЗ.
                Может одумаются ещё.
                1. +1
                  23 апреля 2020 07:38
                  Для обновленного Панциря показали шасси Тайфун 8х8 с бронекабиной. Напоминает МАН (на котором Панцирь поставили в ОАЭ)
                  1. 0
                    27 апреля 2020 17:00
                    Пусть под колёсную САУ что-нибудь ещё покажут. По моему налицо перегиб с тем, что всё отдаётся на КАМАЗ, хотя по тяжелым шасси КАМАЗ просто не готов заменить ни БАЗ, ни МЗКТ.

                    В правильном варианте машины под Панцирь, 152-мм гаубицу и другой тяжеляк должны были отдать на БАЗ.
                    1. 0
                      27 апреля 2020 17:20
                      Там перегибы и с самой системой....зачем они с башней заморочились? Основные конкуренты делают упор на дальность и точность и не заморачиваются полной автоматизацией. Отсюда и вес....
            2. 0
              22 апреля 2020 12:16
              И еще.
              Вот таким мог стать наш прославленный гоночный КамАЗ.

              А это Mercedes Zetros, у которого кабину позаимствовали. Бундесвер, кстати...

              Не знаю, как вам, но мне было бы стыдно за такое.
              1. +4
                22 апреля 2020 12:46
                ЗА что стыдно-то? За то, что КАМАЗ десятки лет в хвост и в гриву бьёт европейцев? Капотная кабина попала "в фокус", когда возможности по развесовке, которую давала компоновка с традиционной кабиной подошла к пределу.
                Там война за граммы веса давно уже идёт.

                Но в итоге решили по-другому.
                Я не вижу проблемы в этом никакой.
                1. +2
                  23 апреля 2020 08:54
                  На Дакаре регламенты меняются каждые пару лет. Оттого и придумывают разные компоновки. И по моторам такая же шляпа. На последнем Дакаре китайский дизель тестировали на одном Камазе.
                2. 0
                  27 апреля 2020 17:22
                  Может ,от того , что заводских команд больше нет грузовых....и финансирование разное?
                  1. 0
                    27 апреля 2020 19:55
                    Там команды чисто формально не заводские - и как раз из-за того, что иначе придётся признать, что слили русским именно производители.
            3. 0
              27 апреля 2020 15:59
              Цитата: timokhin-a-a
              Заимствование технологий - БЛАГО

              Заимствование - это просто заимствование. Благо - это создание технологий, которые все хотят заимствовать.
              1. 0
                27 апреля 2020 16:57
                Если выбирать между "не можем создать и заимствуем" и "не можем создать и не заимствуем", то выбор очевиден.
          2. +1
            22 апреля 2020 16:09
            Лонжероны на первую партию "Торнадо" гнулись и варились на моём заводе, на "Платформе 0" не было длинного листогиба и технология сварки не была отработана, сейчас не знаю делают сами или ещё где-нибудь заказ разместили.
          3. +1
            23 апреля 2020 07:43
            Может надо сначала пройти и этот путь? Что бы потом ваять?! А с другой стороны, Что можно сейчас придумать нового в грузовиках? Все есть на открытом (даже гражданском рынке): Дизеля, Мосты, Коробки. Бери и конфигурируй.. Камаз, кстати , благодаря Тайфунам, начал предлагать на гражданский рынок Камазы с полностью независимой подвеской. (Экономия около 2-2,5тн)
      4. +1
        23 апреля 2020 07:36
        И Камаз и УРАЛ имеют модели 4х4.....это , как раз, ниша ЗИЛа . И Модели 6х6 и 8х8 это ниша КРАЗа. И Магистральные машины 6х2 и 6х4 - ниша МАЗа.
  4. +5
    21 апреля 2020 18:39
    Помню 157 без гидроусилителя руля,при шикарной проходимости
    1. +4
      21 апреля 2020 18:54
      Цитата: really
      Помню 157 без гидроусилителя руля,при шикарной проходимости

      Танк почти !!! И простой как велосипед
    2. +3
      21 апреля 2020 20:20
      Цитата: really
      Помню 157 без гидроусилителя руля,при шикарной проходимости

      пацаном на нем еле сцепление выжимал, да и тормозил двумя ногами....в 5-ом классе))....супер машина, после него сел в УАЗ - это как сейчас в Майбах))
      1. 0
        21 апреля 2020 22:22
        Один радиус разворота чего стоит laughing
  5. +4
    21 апреля 2020 18:58
    Спасибо в очередной раз, за труд!
    С удовольствием читаю!
    Не один я, жду продолжения!
  6. 0
    21 апреля 2020 19:04
    Технологический рывок, который совершили инженеры различных СКБ, сложно переоценить. С конца сороковых годов автомобилестроение творчески переосмысливало зарубежные устаревшие конструкции.

    Остается только гордиться советскими инженерами, конструкторами. И так хочется гордиться российскими. Но их нет. За 30 лет так и не появились.
  7. -10
    21 апреля 2020 19:08
    Я так понимаю, что технологии утеряны и мы не производим ни чего подобного.
    1. -4
      21 апреля 2020 19:39
      Цитата: Keeping
      Я так понимаю, что технологии утеряны и мы не производим ни чего подобного.

      Сейчас они уже устарели.. мы производим, но не совсем мы.. КамАЗ, как пример, уже практически не наш и работает не на наших технологиях.
      1. -3
        21 апреля 2020 20:19
        Так и габариты КамАЗ не такие внушительные.
      2. +6
        22 апреля 2020 08:35
        Советский автопром всегда занимался заимствованиями. Впрочем, как и все автопромы мира.
        Начался он с производства АМО (фиат), потом ГАЗ-А и ГАЗ-АА (форд) и АМО-3, затем ЗИС-5 (аутокар). Грачев создавал знаменитый ГАЗ-61, предварительно вытребовав у Ворошилова приобретение американского Мармон-Херрингтона, который был испытан, конструкция которого была творчески осмыслена и переделана. ЗИС-151 - помесь Студебеккера с Интернейшнл. ГАЗ-63 тоже много чего у Студера перенял. Послевоенный представительский ЗИС-110 - вариации на тему Паккарда. Москвич-401 так вообще делался немецкими конструкторами в КБ, созданном в Германии советской военной администрацией. ЯАЗ-210 - это наше осмысление конструкции МАК-HR-16 с некоторой примесью Даймонда. Дизель-электрический автобус ЗИС-154 - заимствование американской конструкции. Внешность междогородного автобуса ЗИС-127 явно навеяна американским автобусным дизайном.Затем, 50е -начало 60-х - некоторая самостоятельность, но с оглядкой на тенденции мирового автопрома. Ну а потом лицензионный фиат, ставший ВАЗом и заимствованная на АЗЛК Симка. Запорожец, самый первый - заимствование дизайна полное.
        1. 0
          27 апреля 2020 16:07
          По ходу только "Нива" 100% оригинальная разработка.
          Правда, был ещё ЗиЛ-118 "Юность", но его, вопреки пожеланиям трудящихся и потенциальных зарубежных заказчиков, решили не выпускать.
    2. +3
      22 апреля 2020 08:43
      Технологии советского автопрома безнадежно устарели, это не вчерашний, а глубоко позавчерашний день. В развитие надо вкладывать громадные деньги, и этот момент был упущен, причем ещё во времена СССР. Сейчас мир идет к отказу от автомобилей с ДВС на урбанизированных территориях, гибриды производятся массово уже давно, производство электромобилей растет постоянно, китай делает в год 100000 электробусов, почти полностью заместив ими автобусы в своем парке. А что может наш автопром? Электробусы, правда, смогли для Москвы, но они критикуемы со всех сторон и как концептуально, так и той стороны, что ради них уничтожается крупнейшая в мире троллейбусная сеть.
  8. +3
    21 апреля 2020 19:54
    Что характерно: согласно определению (ЕЭК ООН) "автомобиль" есть механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования. По дорогам. Дороги общего пользования строят по стандартам.
    В этом смысле "советские автомобили" автомобилями, строго говоря, не являются. При этом знавал одного "отечественного профессора" (дтн), который всю жизнь занимался нетрадиционными "исследованиями" различных аспектов "движения автомобиля по неровной дороге". Он и сейчас этим занимается. При этом стандарт на "неровную дорогу" почему-то отсутствует.
    Таким образом, те механические транспортные средства, которые разрабатывались и испытывались в Бронницах, автомобилями не являются (с точки зрения ЕЭК ООН, членом которой является РФ).
    1. 0
      21 апреля 2020 21:36
      те механические транспортные средства, которые разрабатывались и испытывались в Бронницах, автомобилями не являются

      --а направления в РФ --есть...без дорог
  9. +2
    21 апреля 2020 22:52
    Цитата: ximkim
    Вся горечь создаваемых многоколёсных машин в том ,

    На самом деле, это было нужно только в такой стране, как СССР, где машина не предмет роскоши, а средство транспортировки личного состава и вооружения в ходе оборонительной войны на своей территории под лозунгом: "Мы за ценой не постоим!"
    Небезызвестный бельгиец Адольф Кегресс, не стал бы знаменитым конструктором, не приедь он в Россию, где служил главным инженером гаража №1 и шофёром Его Императорского Величества. Его полугусеничное шасси, хорошо известное по немецким конструкциям времён ВМВ, изобретено для поездок в зимнее время из Гатчины в Санкт-Петербург по снегу.
    Вождь пролетариата В.И.Ленин, 150-летие со дня рождения которого будет отмечаться завтра, любил съездить "на тетеревов", а потому просил рабочих Путиловского завода "изготовить пагочку кегрессов".
    Что характерно. В СССР автомобилей ещё не строили (их массово строили только в США), а опережающее развитие автомобильной теории происходило в НАМИ, который создан по указанию Ленина.
    Кстати, пора бы уже вспомнить, что Императорское Российское автомобильное общество (до 19 декабря 1909 года — Российское автомобильное общество) создано 15 мая 1903 года в Санкт-Петербурге.
    Эта общественная некоммерческая организация является основателем (наряду с французским автомобильным обществом) международной европейской автомобильной федерации, которая устраивала автопробеги по всей Европе до самого начала первой мировой войны. В неё входили энтузиасты из Германии, и даже король Швеции. При непосредственном участии флигель-адъютанта Николая II Владимира Владимировича Свечина, выпускника училища правоведения, были разработаны регламенты соревнований.
    Непременным участником автопробегов был чешский (австро-венгерский) граф Саша Коловрат, русофил, основатель киноиндустрии, для которого автомобили строил Фердинанд Порше, а механиком у него был Иосиф Броз Тито.
  10. +6
    21 апреля 2020 23:10
    Вопрос почему выиграл Маз а зил проиграл лежит в плоскости двигателя и автором раскрыт не полностью. Вопрос почему Грачев не поставил тот де танковый двигатель или на крайний случай яаз 206Б, который выдавал таки законных 205 л.с. при моменте в 76 кгс? А на перспективу уже подходили ямз 238-240! И о них и их предполагаемых характеристиках Грачев знал.
    Однако не прставил на опытную машину! Все упиралось в клановость и честь мундира.
    А у маза мотора своего не было и собственно выбирать было не из чего особо. Вот они под военных и поставили военный двиг с танка.
    П.С . Кстати похожая ситуация и с бтр 60. Вместо одного яаз 206 а в перспективе ямз 236го газовци впихнули ради чести мундира пару движков газ 40 то биш форсированных газ 51 ведущих свою родословную от древних амеров. Ибо честь мундира и технологическая приемственность. А как там будет в эксплуатации их не сильно волновало.
    1. +5
      22 апреля 2020 08:48
      По БТР-60 вообще большой вопрос, за счет чего был принят именно он, а не разработка Грачева, 3-хосный БТР с 1 двигателем, который отлично прошел испытания и уже было дано поручение к производству установочной партии. Видимо, лобби ГАЗа перемогло ЗИЛ. Впрочем, авероятно, автор должен осветить эту тему в продолжении, так что ждем продолжения.
      п.с. Одна из немногих интересных и грамотных статей на ВО в последнее время. Спасибо ещё раз.
  11. +2
    22 апреля 2020 08:13
    Спасибо за статью. Работа СКБ ЗИЛа дала много интересных моделей, но, к сожалению, перенос производства ЗИЛ-135 на БАЗ привел к тому, что многие разработки Грачева остались не востребованными.
    Маленькая поправка:
    Причем именно карбюраторный, так как с разработкой дизеля были еще большие проблемы: на ЗИЛе такого вообще не умели делать.
    - это не так, ещё перед ВОВ на ЗИСе разработали автомобильный дизель ЗИС Д-7 мощностью около 100л.с., опытные образцы которого ставились в том числе на предвоенный полноприводный трехосный ЗИС-36 и на шасси для бронеавтомобиля БА-11.
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    23 апреля 2020 08:52
    Какмаз с независимой подвеской.

    https://www.youtube.com/watch?v=CZ4xjbWb3DU&t=550s
  14. exo
    +1
    24 апреля 2020 20:28
    Пора, книгу по советским машинам, выпускать! Очень интересные статьи.
    А завод и конструкторскую школу ЗиЛа, жалко.
  15. -1
    28 мая 2020 18:06
    Камаз это зил.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»