Суперкавитирующая торпеда «Шквал»: эффектно, но не эффективно

89

Фраза, вынесенная в заголовок, была сказана представителям ГНПП «Регион» специалистами фирмы WASS («Уайтхед») на одном из военно-морских салонов в 1999 г. Противоположная этому точка зрения модного журналиста (весьма слабо разбирающегося в тематике), обозревателя издания The National Interest Кайла Мизоками:

Российская суперкавитирующая торпеда «Шквал» разрушила парадигму подводной войны. Оружие, которое может двигаться в шесть раз быстрее, чем его предшественники, повергает в шок.

Как же обстоят дела на самом деле?



Сначала история


Первые проекты реактивных торпед появились практически одновременно с «классическими» торпедами (здесь необходимо отметить, что подводный старт ракет, на момент появления самодвижущейся мины Уайтхеда, уже был реализован в 1838 г. на нашей подводной лодке инженер-генерала Шильдера К.А.).

Суперкавитирующая торпеда «Шквал»: эффектно, но не эффективно

Серьезная практическая работа по реактивным торпедам началась в середине 30-х гг. (применительно к авиационным носителям и торпедным катерам). В 1941-1951 гг. в НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор») выполнялась разработка экспериментального образца реактивной торпеды РТ-45-2 калибра 45 см с ЖРДЛ И. Исаева на паре азотная кислота — керосин. Предполагалась скорость 70-75 узлов на дистанцию 1,5-2 км.

Из-за недостаточной безопасности торпеды и малой дальности хода работа была закрыта. Вместе с тем именно она дала импульс последующим работам по суперкавитации в СССР, отправной точкой чего послужила служебная записка, в дальнейшем одного из ключевых разработчиков по тематике Уварова Г.В., с анализом комплекса проблем РТ-45, и выводом о том, что их решение возможно только на основе перехода к суперкавитирующему изделию.

Первой реактивной торпедой, принятой на вооружение, стала разработанная в НИИ-2 Минавиапрома авиационная РАТ-52 (главный конструктор Диллон Г. Я.), с пороховым реактивным двигателем. РАТ-52 оказалась оригинальным прорывным изделием в отечественном торпедостроении, где кроме двигателя, впервые появились такие новшества, как безопасные взрыватели предохранительного типа, креновыравнивание, единая система управления для воздушного и подводного участка (о чем после предпочли забыть вплоть до наших дней!).

Самое удивительное то, что РАТ-52 не требовала сложного обслуживания, оказалась очень надежной, несмотря на то, что была разработана в крайне короткие сроки (1947-1952 гг.). Приходится очень сожалеть, что ее главный конструктор быстро ушел из жизни и далеко не всему успел научить торпедистов.


Ил-28Т перед подвеской реактивной авиационной торпеды РАТ-52. 759 Аэродром Храброво, конец 60-х гг.

В 1956 г. в ходе очередной реорганизации авиационная торпедная тематика из Научно-исследовательского минно-торпедного иститута (НИМТИ) ВМФ была передана в НИИ-15 ВМФ (впоследствии филиал ЦНИИ 30 Минобороны), а к разработке авиационных реактивных торпед сначала был привлечен НИИ-24, а затем специально созданный НИИ ПГМ (далее НПО «Регион»). Но это были «классические» по гидродинамике торпеды, только с реактивным двигателем, и они должны быть предметом отдельного (и интересного) разговора. Возвратимся к «суперкавитации».

В конце 1946 г. в НИО-12 ЦАГИ под руководством прикомандированного из ВМФ инженер-майора Логвиновича Г.В. начались прикладные исследования вопросов кавитации торпедного оружия. Первая ходовая модель была испытана Логвиновичем Г.В. и Уваровом Г.В. в декабре 1952 г. подо льдом подмосковного Пироговского водохранилища.

Экспериментальный образец торпеды создавался в НИИ-1 Минсельхозмаша. Первоначальная компоновка была предложена Логвиновичем Г.В.: диск, профилированная головная часть, цилиндрическая часть (с зарядом топлива) и сходящаяся кормовая часть со стабилизаторами торпедного типа, рулями и соплом. Испытания 1956 г. были неудачными. По инициативе главного инженера НИМТИ Ларионова А.И. было решено установить «канатную дорогу» и осуществлять пуски изделий «на привязи» И опять неудачи и неудачи.

В 1957 г. испытания были прекращены, однако трое энтузиастов-упрямцев, Алферов П.И., Уваров Г.В. и Либинштейн И.М., после анализа решили вернуться к пускам в свободном движении (без «канатной дороги»), и успех пришел, пока небольшой — порядка 700 метров прямолинейного движения на постоянной глубине чуть более чем за 6 секунд. Последовали дополнительные испытания, по результатам которых была задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 для торпедных катеров.

В 1960 г. Логвинович Г.В. подготовил доклад командованию ВМФ о том, что достижения в области гидродинамики больших скоростей в сочетании с высокоэффективным прямоточным гидрореактивным двигателем, в принципе, позволяют создать уникальную высокоскоростную кавитирующую подводную ракету.

Доклад попал в «десятку», ибо только что вышло постановление правительства о создании автоматизированной атомной подводной лодки 705 проекта (общее научное руководство: Александров А.П. и Трапезников В.А.). Кроме того, в американском журнале «Missiles and Rocket» за 1958 г. была опубликована программа создания в США новых образцов противолодочного морского оружия, в т. ч. и данные о проекте подводной ракеты ЕХ-8, «оборудованной ракетным или гидрореактивным двигателем торпедного типа, обеспечивающим скорость движения 150 узлов и выше».

13 октября 1960 г. выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров по созданию отечественной сверхскоростной торпеды «Шквал». Работы по торпеде РКТ-45 были прекращены. Главным конструктором «Шквала» был назначен Меркулов М.С. (из «артиллеристов», которых в тот период времени массово переводили в «ракетчики»), научное руководство обеспечивалось НИО-12 ЦАГИ (Лотов А.Б., Логвинович Г.Б.).

Кроме того, в ЦАГИ было начато проектирование крупномасштабной ходовой ракеты-лаборатории многоразового использования – «модели 205», в компоновке которой (аналогично М-1, первому экспериментальному образцу «Шквала») предусматривались:
— поворотный кавитатор с центральным отверстием для забора воды в маршевый двигатель;
— прямоточный гидрореактивный двигатель конструкции Меркулова М.С.;
— отделяемый автономный разгонный РДТТ;
— система поддува в каверну с использованием сжатого воздуха.

В 1961 году на Московском море начались пуски модели 205. Поначалу пуски были успешными. «Нокаут» случился с началом отработки маршевого участка, модель 205 теряла управляемость и вылетала воздух. Пуски ракеты М-1 также были неудачными.

С учетом всего груза ответственности Постановления ЦК КПСС и СМ обсуждения сложившейся ситуации были крайне острыми и далеко не всегда научно-техническими. Представители Минсудпрома требовали перевода ОКР в НИР (о практических нюансах выполнения НИР и ОКР см. в материале «Торпеда СЭТ-53: советская «тоталитарная», зато настоящая»), а еще лучше полного прекращения работ. В противовес ей выступала группа от АН СССР в составе ведущих специалистов и академиков Трапезникова В.А., Микулина А.А., Рахматуллина Х.А.

Но теоретическая наука помочь здесь не могла, успех пришел после опытов ЦАГИ по исследованию процессов запуска двигателя в кавитационной каверне. Стала ясна необходимость внесения кардинальных изменений в модель 205 и изделие М-1. Это было выполнено в кратчайшие сроки, прямо на месте испытаний. Была совмещена разгонная ступень с маршевым двигателем. Разгонная ступень теперь размещалась в подкалиберной части и соединялась с камерой сгорания маршевого двигателя, устанавливалось единое сверхзвуковое сопло, что обеспечивало непрерывный характер истечения газов на участках разгона и марша.

Результаты испытаний были положительные. Вариант «Шквала» с данной компоновкой получил обозначение М-3. С мая 1963 г. начались регулярные пуски с испытательного стенда на озере Иссык-Куль.

С начала работы прошло 4 года, однако сложность ее была такова, что впереди было еще 13 лет работы (т.е. суммарная продолжительность разработки (ОКР) «Шквала» составила 17 лет). Экс-замначальника Управления противолодочного вооружения ВМФ Гусев Р. А. писал:

По ЕХ-8 публикации прекратились. Можно предполагать, что американцы добрались до этих проблем и остановились. Они — прагматики. Мы — романтики. Нам скорость нужна как воздух. Нужна птица-тройка, хоть и под водой.

В 1967 г. Меркулов М.С. был заменен на Серова В. Р., ставшего вскоре (но ненадолго) во главе созданного НИИ ПГМ (будущий «Регион»).

В 1969 г. вариант «Шквала» М4-1-М впервые прошел полную дальность в соответствии с ТТЗ (тактико-техническим заданием ОКР). НИИ ПГМ был укреплен ракетчиками со сменой Серова на Зарубина А.И. (директора НИИ ПГМ) и Ракова Е.Д. (главного конструктора ОКР), которые и обеспечили завершение разработки «Шквала». Противолодочный комплекс «Шквал» с ракетой М5 был принят на вооружение ВМФ 29 ноября 1977 г.


М-5 «Шквал».

Гусев Р. А.:

О том, как и почему в процессе создания "Шквала" трижды менялись главные конструкторы, я решил узнать у Уварова Г.В. Он был краток:
— Все трое сыграли значительную роль в создании подводной ракеты. Но первое место я бы отдал Меркулову М.С. При нем были решены основные научно-технические проблемы, сложился облик подводной ракеты.
— А почему все же он был заменен?
— Я бы сказал, что он не сработался с руководством ЦАГИ. В то время начальником ЦАГИ был Мясищев В.М., известный конструктор самолетов…Мясищев интуитивно чувствовал, что главный конструктор должен теснее взаимодействовать с ЦАГИ. Спустя некоторое время директором НИИ-24 стал Серов В.Р. Назначили для масштабности. Он работал у Макеева В.П., и поговаривали, что у них содружества не получилось. Серов был умнейшим человеком, нацеленным на перспективу, но с наполеоновским характером. Мне кажется, что характер его и погубил. Спустя некоторое время разработку «Шквала» продолжил Раков Д.Е., а Серов занялся перспективой: при нем был создан НИИ ПТМ. Раков внес свой творческий вклад, создав очередную модификацию ракеты, теперь М-5, под флагом повышения надежности, технологичности и пр. Но наши пути здесь решительно разошлись. К этому времени Логвинович слегка задвинул меня в сторону как возможного конкурента. Но я, чтобы ты знал, твердо стою на позиции, что Раков с Логвиновичем значительно увеличили срок разработки…

Результат «Шквала»


200 узлов под водой, да еще на 10 км, — результат, безусловно выдающийся. Проблема только в том, куда его девать.

Изначально «Шквал» шел на 705 проект, имевший уникальные скоростные и маневренные характеристики, причем как образец скоростного подводного оружия, дополнявший противолодочную ракету (ПЛР) «Вьюга» (фактически «закрывавший» ее «мертвую зону»). Именно в составе боевого комплекса 705 проекта, и «Вьюга» и «Шквал» были «единым целым», и эффективно обеспечивались целеуказанием мощного тракта гидролокации ГАК «Океан».

Здесь необходимо учитывать, что в ВМС США с середины 60-х гг. на вооружении стояла ПЛР Sabroc (только с ядерным боеприпасом — ЯБП). Война с США рассматривалась тогда исключительно с применением ядерного оружия.

Однако массовая серия 705 проекта не пошла, а на всех других проектах остро встали «узкие места» «Шквала», в первую очередь значительные ограничения по глубине старта, углу послестартового разворота и только ядерный вариант. Когда в подавляющем большинстве случаев для того же 671РТМа бой будет начинаться с доклада акустика «Торпеда справа 90!!!», «Шквал» (который в этой ситуации просто невозможно применить) превращается из оружия в балласт, который просто занимает (и вычеркивает для боя) торпедный аппарат (ТА). А если «Шквалов» на лодке два, то минус два ТА (по требованию соответствующих органов подводное оружие с ЯБП ВМФ хранилось только в ТА).

Атака надводных целей? Однако дистанция 10 км оставляла нашим подлодками немного шансов скрытно выйти на нее против кораблей с хорошей гидроакустикой.

Скоростные подводные ракеты (СПР) фатально проигрывают ПЛР по дальности и обеспечения минимального времени доставки боевой части к цели.


«Шквал» и ПЛР 84РН, показ техники на день ВМФ 2019 г., г. Архангельск. Дальность ПЛР примерно в 4 раза больше, чем у «Шквала»

Тезис о «подледном применении» «Шквала» не обоснован ввиду очень малой маршевой глубины «Шквала» и недопустимо высокой вероятности столкновения со льдом. Данная проблема понималась, и одним из направлений развития СПР сразу стало увеличение маршевой глубины, однако это требовало значительного повышения скорости, а значит, и новых требований по энергетике (которые уже были предельными для 53-см изделия, например, «Шквал» имел массу 2,7 т при массе торпеды СЭТ-65 1,7 т).


«Шквал-Э» и УГСТ, дальность отличается примерно в 5 раз

Однако наиболее критичным вопросом было то, что эффективные дистанции стрельбы западными торпедами подлодок (с телеуправлением) были значительно больше, чем полная дальность «Шквала». Т.е. ПЛА ВМС США имели возможность безнаказанно расстреливать наши подлодки с торпедами и «Шквалами» с безопасной для себя дистанции (боялись они только ПЛР). Некоторые возможности были бы у СПР калибра 65 см, но они так и не появились, а сегодня в ВМФ «толстые» ТА вообще преданы анафеме.

Вместе со всем этим «Шквал» стал мощным пиар-фактором, причем еще во времена СССР. Крайне тяжелая ситуация с торпедами ВМФ СССР осознавалась в т.ч. и наверху (в ЦК КПСС), и тогда флот для бодрого доклада извлекал аргумент: не все плохо, вот у нас «Шквал» есть, а в США нет.

Здесь же уместно вспомнить шпионское дело Э. Поупа (2000 г.) о якобы попытках США завладеть секретами «Шквала». В реальности же на момент 2000 г. «Шквал» США был уже просто неинтересен. Имеются веские основания полагать, что США располагали не только документацией по нему, но и образцами… При этом отечественным специалистам (и представителям соответствующих органов) было бы не худо самим разобраться (для пользы дела), что реально интересовало Поупа (и в каком загоне тематика этих работ, где мы когда-то лидировали, в итоге оказалась у нас).

В 1995 г. на международной выставке вооружений в Абу-Даби ГНПП «Регион» была представлена экспортная версия СПР – «Шквал-Э». ЯБП был заменен обычной боевой частью с тротиловым эквивалентом чуть более 200 кг для поражения надводных целей.. С учетом отсутствия системы самонаведения эффективная дальность «Шквала-Э» не превышала 7 км.

Развитие «Шквала»


Развитие тематики СПР в СССР продолжалось непрерывно, и новые варианты пошли в работу еще до завершения ОКР «Шквал». При этом главным направлением было повышение скорости вплоть до более чем 150 м/с (300 уз), увеличение глубины (марша и старта), расширение условий применения и возможность использования неядерной боевой части (с самонаведением). Поиск шел по самому широкому спектру вариантов возможного порой находился на грани фантастики.

В виде конкретных проектов работа шла по темам «Шквал-15» и «Шквал-15Б» с выходом на новое поколение СПР с резко улучшенными ТТХ. Работы по «Шквалу-15Б» подкосили 1990-е годы, к великому сожалению, в них было упущено много нужного и полезного. «Шквал-15Б» стал лебединой песней Уварова Г.В. Люди, работавшие с ним, отмечали его предельно объективный взгляд на тематику, крайне критическое отношение к «удовлетворению научного любопытства за государственный счет».

С позиций сегодняшнего дня приходится сожалеть, что «Шквал-15Б» не был завершен, это был максимум реально возможного, но за весьма умеренные затраты. Более того, боевое снаряжение для этой СПР являлось крайне перспективной и для ряда других тем ВМФ. Но в 90-х для того, чтобы выжить, предприятиям приходилось резать по живому. Выбрали тематику антиторпед («Ласту»), которая стала в дальнейшем и «Пакетом» и «Физиком».


Из книги «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России». С.-Петербург, 2002

В 2000-х гг., когда с финансированием стало посвободнее, работы по тематике продолжились, но уже со всей спецификой новых экономических условий. И во всем цвете и аромате это проявилось в теме «Хищник» (об этом — далее).

Из паспорта программы инновационного развития ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» на период до 2020 года:

Для подводных скоростных ракет.
1. Боевое снаряжение, обеспечивающее высокую эффективность поражения НК в минимально допустимое время.
2. Прохождение дистанции до цели на заданной глубине с высокой среднетраекторной скоростью в режиме развитой кавитации.
3. Магнитометрическая система наведения, позволяющая с высокой вероятностью определять момент прохождения в зоне цели и давать команду на отделение боевого снаряжения.


В ходе военно-технического форума «Армия-2015» был проведен круглый стол «Морское подводное оружие (МПО): реалии и перспективы», в числе докладов было и выступление главного конструктора ОАО «ГНПП «Регион» Гаранина И.В. «Перспективы развития высокоскоростных подводных объектов». Доклад (как и вся тематика круглого стола) вызвала горячее обсуждение и в т.ч. резонанс в СМИ. Позиция автора была изложена в статье «Морское подводное оружие России сегодня и завтра. Состоится ли прорыв из торпедного кризиса?».

Скоростные подводные ракеты (СПР). Главный концептуальный порок развития СПР — то, что эффективные дистанции залпа торпед противника уже с начала 80-х годов прошлого века значительно превосходили эффективные дистанции стрельбы СПР. Т.е. противник имел возможность скрытно стрелять торпедами с безопасной для себя дистанции. Кроме того, в условиях «чистой воды» СПР полностью проигрывают (по времени доставки боевой части до цели) противолодочным ракетам. Фактически единственной тактически обоснованной областью их применения является Арктика.
При этом у нас долгое время оставалось недооцененным наиболее интересное и перспективное направление развития суперкавитационных боеприпасов — «малокалиберное», в котором как раз успешно работал Запад. Из положительного в докладах круглого стола «Армии-15» необходимо отметить, что перспективность «малокалиберного направления» СПР признана ведущими отечественными специалистами.


На том же круглом столе состоялся доклад директора НПК «Макс» ОАО «НПП «Радар ММС» Аверкиева В.В. «Магнитометрические системы наведения морского подводного оружия в условиях массированного гидропротиводействия. Теория и результаты». С довольно скандальным обсуждением. Из статьи «Морское подводное оружие России сегодня и завтра. Состоится ли прорыв из торпедного кризиса?» о магнитометрической системе наведения:

…дискуссия по одной из «инновационных систем обнаружения», которую 1-й ЦНИИ «засовывал» практически во все текущие ОКР. При этом руководитель организации-разработчика признал, что из реального задела имеются только «результаты математического моделирования», из которых следует, что максимальная дальность действия такой аппаратуры весьма ограниченна. При этом ее внедрением некоторые «специалисты» обосновывали прекращение перспективных НИР по тематике акустических ССН! Как говорится, ошибка хуже преступления! Хотя… может быть, дело в том, что у начальника торпедного отдела 1-го ЦНИИ диссертация был защищена как раз по этой «инновационной теме»? В результате затрачены значительные государственные денежные средства, использована дефицитная матчасть ОКР для отработки этих «научных изысканий» при заведомо сомнительной эффективности, сорваны действительно нужные флоту НИОКР всего лишь на основании «математического моделирования» (т.е. без реальных испытаний на макетных образцах!).
При этом для данной аппаратуры действительно есть область эффективного применения, однако вместо этого данную аппаратуру прописывают на заведомо неоптимальные направления.

В статье не был указан наиболее скандальный момент этого обсуждения: специалистами ВМФ и г. Аверкиевым заявлялась якобы невозможность противодействия такой аппаратуре средствами гидроакустического противодействия (СГПД), и это же бодро докладывалось руководству. На деле это была лишь игра слов: СГПД, как правило, являлись средствами гидроакустики, и, соответственно, не могли влиять на магнитометрические средства.

Только вот проблема была в том, что целый ряд западных СГПД (например, имитатор Mk30) имеют, кроме акустики, магнитометрическй канал имитации (для отработки по ним авиации). При этом все тот же г. Аверкиев в ходе круглого стола заявил о «необходимости создания средств имитации» для отработки его магнитометрического канала, и это было сделано через час после заявления о «невозможности этого»! На вопрос автора, как между собой стыкуются столь противоположные заявления, ответом стало тягостное молчание. Собственно, всем все было ясно.

Из статьи «Морское подводное оружие России сегодня и завтра. Состоится ли прорыв из «торпедного кризиса?»:

Автор имел непосредственное отношение к событиям, связанным с МПО и разработкой концепции МПО, т. к. с 2007 г. тесно работал по данной тематике с советником министра обороны РФ адмиралом Сучковым Г.А. С учетом критического положения с МПО ВМФ адмиралом Сучковым в 2007 г. была подана служебная записка на имя министра обороны РФ. Не затрагивая вопрос многочисленных ошибок Сердюкова (в т.ч. в части топорного реформирования органов управления ВС РФ), в той ситуации он повел себя как нормальный министр обороны: дайте концепцию («бизнес-план»), «под нее будет финансирование». Однако разработка и утверждение концепции МПО тогда было сорвано. Связано это было в первую очередь с интригами определенных лиц и организаций, с учетом того, что планировавшийся Управлением противолодочного вооружения (УПВ) ВМФ ряд решений (в частности, по торпеде «Физик») кардинально расходились с их финансовыми интересами.

Одной из этих интриг и стала ОКР «Хищник». Увы, вместо максимума возможного из технически реального, что было в «Шквале-15Б», у «Хищника» изначально был максимум возможностей для освоения бюджетных средств нужными лицами (здесь же притянутая за уши магнитометрическая система, за которой торчали ушки значительного количества лиц с погонами и без, приготовившихся к освоению сладкого бюджетного пирога).

Жесткое и негативное отношение к «Хищнику» у автора сформировалось еще в период работы по проектам концепции морского подводного оружия у адмирала Сучкова. Лоббисты этой темы пытались обосновать «свое», вплоть до практически полной замены торпед и ПЛР «Хищниками».

Более того, открытый в 2009 г. ОКР «Хищник» оказался не просто страшно дорогим, но и, по сути, единственным серьезным ОКР по тематике подводного оружия в тот момент. При этом мы имели катастрофическую ситуацию с торпедами, не только по их военно-техническому отставанию, но и просто наличию… В тот период времени доходило до того, что наши подлодки ходили на боевые службы, имея считаные единицы торпед в боекомплекте. И в этой ситуации «Хищник» был не чем иным, как пиром во время чумы.

Да, в этой ситуации в него пытались заложить некоторые очень нужные и правильные вещи и разработки… Только вот они почему-то «потерялись» в процессе, при том, что без них возможность «Хищника» по работе по назначению вызывает серьезные вопросы.


«Ответ», «Пакет», «Хищник». Названия тем, отношение к которым автора очевидно (ответ — отрубленная голова «Хищника» в «Пакете», если кто-то не понял). Реакция специалистов на рисунок (из кабинета автора, 2012 г.) была самая положительная, но в виде смеха сквозь слезы

В 2016 г. наименование темы «Хищник» «засветилось» в СМИ. АО «КБ «Электроприбор» (Саратов) представило заявку-презентацию на участие в конкурсе «Авиастроитель года», по итогам 2015 года проводимом Союзом авиастроителей России.

С 2013 года… осуществляется в рамках государственного оборонного заказа на выполнение опытно-конструкторской работы «Хищник».
В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры «О».

Наши лубочные СМИ не ударили в грязь лицом. Запестрели заголовки типа: «Хищник» — идеальный убийца авианосцев. На смену «Шквалу» идет еще более мощная реактивная торпеда»…

А что в итоге? Особенно с учетом того, что на дворе 2020 г., а литеру «О» (т. е. завершение предварительных испытаний и переход к этапу государственных) соучастники этого процесса обещали еще в 2016 г.? А в итоге на сегодняшний день арбитражи.

Например, дело № А57-15277/2019.

Как следует из материалов дела, 03 мая 2013 года между ОАО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (Исполнитель) и ОАО «КБ Электроприбор» (Заказчик) заключен договор № 130-ВП-1 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы.
Согласно п. 1.1 договора Исполнитель обязуется выполнить и своевременно сдать Заказчику в соответствии с требованиями и условиями договора и Ведомостью исполнения, а Заказчик принять и оплатить составную часть работы «Хищник-ОКП» «Разработка пневмоагрегатов ПГС изделия ВА-411»… проводимой в рамках государственного оборонного заказа и договора от 12.11.2009 г. № 253/08/8/К/0013-09 на работу «Хищник», заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «ГНПП «Регион» (Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 1036-55, от 12.08.2009 г. № 658-21).

Все это очень печально, и не только потому, что были «сожраны» огромные средства (причем в тот момент, когда их критически не хватало на торпеды), но и потому, что главный конструктор у «Хищника» — выдающийся и перспективный специалист и руководитель. К сожалению, у нас стало очень мало королевых, но слишком много тех, про кого говорят «изделие боится воды, потому что воды боится его главный конструктор» (в конкретном случае подразумевались морские испытания).

При этом нужно понимать, что королевы на деревьях не растут, и их задатки могут раскрыться только в результате продуманной, обоснованной и напряженной работы по созданию нового. Молодой Королев С.П. был совсем другим человеком (порой с весьма неоднозначными поступками и решениями), нежели известный всему миру «главный» Королев.

Увы, ОКР «Хищник» — это не та тема которая формирует королевых.

Что с ней делать сейчас? Доводить. Причем не в виде «третий сорт не брак», как это пытаются сделать сегодня, а начиная с объективного вскрытия всех проблем и их объективной оценки, удаления из требований к изделию всех «распильных» пунктов, но безусловного выполнения (и реального подтверждения !) тех, которые являются ключевыми в бою.

Некоторая полезность таких изделий все-таки имеется, и не только в Арктике. То же Охотское море в зимний период покрывается ледовым покровом на значительной части площади. Однако необходимо четко и принципиально сознавать, что СПР калибра 53 см ввиду значительного отставания в дальности применения от торпед могут рассматриваться только как вспомогательное средство в бою.

Здесь будет уместно привести фразу крупного отечественного специалиста в тематике, сказанную в начале 2010 г.:

Мы совершили стратегическую ошибку, погнавшись за монстрами. Все самое интересное в суперкавитации находится в малых калибрах.

А интересное — это возможности всеглубинного движения (а не постоянной и крайне малой глубины «монстров»), активного маневрирования, установки систем самонаведения. Однако возможно это было только на изделиях существенно меньшего калибра, чем 53 см. Определенный задел в этой части был – это авиационные противолодочные ракеты, в ряде случаев уходившие в «полукавитационный режим». Однако решительных шагов по полномасштабным работам в этом направлении у нас не предпринималось…

Суперкавитация у так называемых партнеров. Запад и Восток


Из Jane's International Defense Review, декабрь 2001 г.:

В рамках программы «Supercav» НИЦ подводной войны проводит испытания технологий для высокоскоростного (более 200 уз.) суперкавитационного оружия, полномасштабная демонстрация которого может быть проведена через пять лет. Возможно применение этого оружия для создания антиторпед и перспективной легкой торпеды. В настоящее время НИЦ работает над созданием полномасштабного образца суперкавитационного снаряда, сопрягаемого с ПЛУР ASROCVL (VLA) без торпеды Мк-46, вместо которой установлен «Supercav», который будет иметь подводную скорость более 200 уз. на расстоянии 2750 м. Головная часть снаряда покрыта коническим кавитатором, который может нести решетку датчиков, включающих более 120 широкополосных гидроакустических элементов для обеспечения захвата цели на дальности более 900 м.

В отличие от наших «монстров», НИОКР по тематике суперкавитации в США шли в направлении наиболее эффективной тематики. Аналогично было и в ФРГ, проводившей аналогичные исследования. С учетом этого фактора на определенном этапе работы в США и ФРГ были объединены, но ведутся пока только на уровне экспериментов и наработки научного задела.




Макет и разрез суперкавитирующей торпеды Barraсuda (ФРГ, США)

С учетом достаточной эффективности малогабаритных торпед необходимости суперкавитирующих средства поражения пока нет. Пока… Но развитие средств обороны торпед существенно меняет этот расклад. Сегодня атакующая малогабаритная торпеда с очень высокой вероятностью уничтожается антиторпедой М15, однако поражение ею объекта со скоростью более 200 уз. невозможно.

Соответственно, западные страны формируют необходимый научно-технический задел для того, чтобы в нужный момент перевести его в реальный ОКР.

Работы по данной тематике ведутся и в Китае, подтверждением чему являются некоторые, крайне отрывочные сведения из «китайского интернета».


Из китайских работ по суперкавитации

При этом необходимо объективно понимать, что Китай и «полуофициально», и по каналам спецслужб получил очень большой объем информации по «Шквалу» из Казахстана и Киргизии (в СМИ упоминалась поставка Казахстаном 40 ракет «Шквал»).

Что касается «иранской суперкавитирующей торпеды», то достаточно будет просто привести ее фотографию:


Факт налицо.

Сверхмалые калибры


Из статьи «Скоростные подводные ракеты подводных лодок» Е. С. Шахиджанова и Ю. В. Суслова:

НИР 80-х гг. по ракетам малого калибра, подводным НУРС (ПНУРС) которые при наличии целеуказания являются высокоэффективным и дешевым средством противоторпедной заищиты… отработка входа без рикошета для двухсредных аппаратов малого калибра… возможны ПНУРС со скоростями 250-300 м/с и более с воздуха по подводным целям и наоборот.

Гусев Р.А:

Подводным ракетам, в частности, будут по плечу в дальнейшем задачи обеспечения самообороны подводных лодок от торпед противника.

Отголосок тех работ:


Т.е. на рубеже начала 90-х гг. мы безусловно и значительно опережали всех остальных.

А сейчас? А сейчас мы погнались за «монстрами» (точнее, обильным освоением бюджетных средств на «монстров».

В это же время в США и ряде других стран (например, Норвегии, фирма DSG):


Реальные работы ВМС США по обеспечению противоторпедной защиты суперкавитирующими боеприпасами

Слегка и чуть-чуть автор коснулся этой тематики в 2015 г. в статье «Каждой торпеде по снаряду».

Отдельно необходимо коснуться якобы противоминной системы ВМС США RAMICS с лазерной локационной станцией якобы обнаружения мин и уничтожения их суперкавитирующими снарядами.


Проблема в том, что, по оценке компетентных отечественных специалистов, лазерная станция RAMICS по своим конструктивным особенностям является в первую очередь противолодочным средством обнаружения «следа» ПЛ. Соответственно, у наших специалистов есть веские основания крепко задуматься о реальных (а не декларируемых) целях пушки RAMICS.

Почему этот вопрос ставится в публичной статье? А потому, что перед теми, «кому положено», эти вопросы ставились многократно. С околонулевым результатом…

Разговор с «современными специалистами» ВМФ РФ на форуме «Армия 2020» по этой тематике вызвал интересную реакцию:

— А что, у нас что-то по этой части было?

— Вообще-то, было, и с огромной статистикой работ, только вот толстым слоем пыли покрыться успело (хотя, скорее всего до сих пор рабочее) в ожидании внимания заказчика (которому докладывалось об этом многократно).

Выводы


Если на момент начала 90-х гг. мы безусловно и значительно лидировали в тематике суперкавитации, то сегодня нас объективно и значительно обошли зарубежные конкуренты.

На сегодня обозначились три основных направления работ:
— крупноразмерные изделия калибра 53 см («Шквал», «Хищник»), способные только на прямолинейное движение на малой глубине с возможностью оснащения «пассажирами» типа ЯБП или обычной малогабаритной торпеды (на что идет акцент у нас);
— малогабаритные всеглубинные маневренные изделия с системами самонаведения (на что идет акцент на Западе);
— сверхмалые изделия типа «снаряд пушки» (где длительное время лидировали мы, но на сегодня полностью отдали эту тематику Западу).

Ключевая причина наметившегося и уже значительного отставания — необоснованная ставка на «монстры» калибра 53 см, несмотря на то, что они заведомо ущербны и проигрывают и торпедам, и противолодочным ракетам в большинстве тактических ситуаций, вплоть до того, что нашу ПЛ с «Хищниками» противник может абсолютно безнаказанно расстреливать торпедами с безопасного расстояния.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 сентября 2020 05:45
    Суперкавитирующая торпеда «Шиквал»
    с акцентом сказано ? winked
  2. +4
    30 сентября 2020 06:00
    О "шквале" узнал из газет ( указанная выше шпионская история).
    Статья объясняет многое. Спасибо автору.
    1. +7
      30 сентября 2020 09:10
      Автор безусловно отважный и умный человек потому ,что сказал правду. При этом и так ясно ,что при отсутствии исходных теоретических основах ждать результатов бесполезно. Это совершенно новый уровень физических процессов .
      1. 0
        4 октября 2020 23:03
        достал !!!!
        1. 0
          5 октября 2020 08:30
          Достанут те кто молча создаёт инновационное оружие . Мы же предлагаем неразумным то до чего они сами никогда не придут .
  3. +14
    30 сентября 2020 06:55
    В 1991м в стране победила перестройка под лозунгом "обогощайтесь!"

    Разве с тех пор что-то изменилось?
  4. +4
    30 сентября 2020 08:17
    Упомянутый автором Георгий Владимирович Логвинович (1913-2002) стал в 1967 году академиком (правда, АН УССР). Тем не менее, это значительно выше, чем нынешний академик РАН Б.С.Алёшин (2016), реформатор АвтоВАЗа.
    1. +8
      30 сентября 2020 10:38
      Грустно и печально. А из положительного есть что-нибудь про флот?
      1. +4
        30 сентября 2020 20:17
        К сожалению, если смотреть правде в глаза, практически ничего......
      2. +4
        30 сентября 2020 23:57
        Ну почему - тральщик вон намедни спустили на воду, корвет на ходовые вышел...
        Подлодки потихоньку строятся и модернизируются.
        Каракуртов наклепали порядком.
        А так, чтобы что-то серьёзное - то нет. Планов было громадьё, сейчас видно, что даже четверть от запланированного не потянем.
        1. +1
          1 октября 2020 19:24
          чутка реалий
          Цитата: psiho117
          тральщик вон намедни спустили на воду,

          https://topwar.ru/156497-chto-ne-tak-s-novejshim-pmk-proekta-12700.html
          Цитата: psiho117
          корвет на ходовые вышел..

          https://topwar.ru/155697-korvet-20386-prodolzhenie-afery.html
          Цитата: psiho117
          Подлодки потихоньку строятся

          https://topwar.ru/157559-apkr-severodvinsk-proekt-885-jasen-sdan-vmf-s-kriticheskimi-dlja-ego-boesposobnosti-nedodelkami-protivotorpednoj-zaschity-podlodok-vmf-rf-net.html
      3. +1
        1 октября 2020 19:25
        Цитата: Рашнэйрфорс
        Грустно и печально. А из положительного есть что-нибудь про флот?

        https://topwar.ru/156666-antitorpedy-my-poka-vperedi-no-nas-uzhe-obgonjajut.html
  5. -3
    30 сентября 2020 08:43
    То ,что все пиар проекты и так ясно. Потому ,что нет научной теоретической основы использования кавитации .Нет теории ионизации. Математическое моделированием на переменной функции числа равносильно анализу на двоичной логике ,а не на брльши данны
    1. 0
      4 октября 2020 23:05
      Вали отсюда , фантазер! не устал народ смешить?!
      1. 0
        5 октября 2020 08:33
        Удел рабов виден от нетерпимости к тому до чего ума не эватит
  6. -10
    30 сентября 2020 09:10
    Чисто конкретно гуманитарная статья laughing

    Новая крупнокалиберная суперкавитирующая торпеда типа "Хищника" будет оснащена гидрореактивным двигателем не на магнии, а на алюминии (с большей энергетикой) и магнитометрической системой наведения на основе квантового магнитометра, каковых на рынке как грязи
    https://geodevice.ru/main/magnetometers/quantummag/

    Плюс переход на использование пассивного головного кавитатора вместо газодинамического. Только и всего.

    После этого новый аналог "Шквала" будет обладать вдвое большей дальностью, применяться на любой глубине (ограниченной прочностью конструкции) и самонаводиться на плавсредство водоизмещением порядка 10000 тонн с расстояния 5 км. Большой радиус разворота 200-узловой торпеды с 100-ктн спецБЧ на дистанции хода 20 км при стрельбе по указанной цели - вообще ни о чем. Для отстройки МСН от средств магнитометрического противодействия требуется бортовая аппаратура с производительным процессором и магнитометрическими сигнатурами целей.

    Упоминание в статье о совершенно другом классе торпедного оружия (малокалиберных суперкавитирующих противоторпед с ракетным, а не реактивным двигателем) - яркий показатель "компетенции" автора.

    P.S. В связи с постановкой на вооружение малокалиберных ракетных противоторпед и ведущейся разработкой суперкавитирующих глубинных бомб с магнитометрической СН и стартовым ракетным ускорителем голимые торпеды с лопастным движителем и скоростью менее 100 узлов типа Mk48 в ближайшее время будут списаны в утиль вместе с их лоббистами.
    1. +1
      30 сентября 2020 09:35
      Вы сами же и ответили ! РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЕЛАЮТ ТОРПЕДУ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ .Лопастные двигатели вообще не применимы для больших скоростей. Поэтому и необходимы новые принципы обеспечения движения и управляемого маневрирования. Чего нет ни у кого!
      1. +1
        1 октября 2020 19:22
        Цитата: gridasov
        РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЕЛАЮТ ТОРПЕДУ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ

        расскажите эту ВАШУ АХИНЕЮ АПР-1 и АПР-2


        а то они "не в курсе" laughing такого "креатива"
    2. +14
      30 сентября 2020 11:06
      А я когда-нибудь буду наследным принцем княжества Монако. Достаточно чтоб об этом просто упомянули главные российские СМИ, ну или захудалые интернет-блогеры. ))) В чём же ошибка на счёт ракетных двигателей? Насколько я знаю ракетные - это подотдел реактивных. Причём, причем это точнее чем просто заявить о реактивных. Вы какие реактивные имеете ввиду: гидрореактивные, с малой или высокой двухконтурностью? )) Человек вам написал целую статью о том как хорошо в лозунгах и гипотезах, и о том как непросто всё потом на испытаниях и на практике. Собственно я таких статей уже перечитал миллион об абсолютно разных отечественных и мировых проектах. И это ваш комментарий абсолютно гуманитарный и популистский. На практике разработка всех послесталинских проектов на территории СССР, а потом России это преимущественно скандалы-интриги и коррупция. Чего стоит только один чудо проект "Буран"? Мы ещё забыли о громком проекте "Чёрная акула", который выиграл испытания у Ми-28 "Костыль". Только почему-то, проект "Чёрная акула" переродился в проект "Аллигатор" и сам был полностью закрыт, а "Костылей" армия РФ приняла на вооружение больше чем "Акул" и "Аллигаторов" вместе взятых. Впрочем тем, кому макет Су-57 еще с 2011 года круче чем 180 стоящих на вооружении США "Рапторов", особенно потому, что так твердит любой малолетний блогер, оно не понять тоски тех прагматиков, которые находятся внутри темы. А на счёт "будет с алюминиевым" - вот когда будет и когда докажет свою эффективность, и когда их наштампуют в количестве достаточном для обеспечения обороноспособности страны - тогда и будет. А пока всё это "будет" - сказки про летающих крокодилов, которых никто не видел.
      А статья - зачётная.
      1. +3
        30 сентября 2020 13:13
        Гидрореактивные одноконтурные.

        Гидрореактивные двигатели работают на металлическом горючем и водном окислителе (состоят из водозаборного устройства, камеры сгорания и сопла), ракетные двигатели в составе торпед работают на углеводород-кислородном топливе (состоят из камеры сгорания и сопла).
    3. 0
      30 сентября 2020 11:47
      Увеличение дальности вдвое мало, т.к. в статье поминается, что шквал имеет дальность 10км, а конкуренты в 4-5 раз больше.
      1. -2
        30 сентября 2020 13:07
        "Конкуренты" Шквала/Физика в лице малокалиберных суперкавитирующих противоторпед с ракетным двигателем имеют дальность в пределах 5 км.
        1. -1
          1 октября 2020 19:19
          Цитата: Оператор
          в лице малокалиберных суперкавитирующих противоторпед с ракетным двигателем имеют дальность в пределах 5 км.

          fool
          меньше, Дюша, меньше
          причем сильно
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      5 октября 2020 09:26
      Цитата: Оператор
      Чисто конкретно гуманитарная статья

      нет, Дюша, статья профессиональная, но открытая и для публичного ресурса
      просто у тебя "филе полыхает" не по деЦки lol
      Цитата: Оператор
      Новая крупнокалиберная суперкавитирующая торпеда типа "Хищника" будет оснащена гидрореактивным двигателем не на магнии, а на алюминии (с большей энергетикой)

      Дюша, "Шквал" не алюминии начали делать еще до того как закончили ВА-111
      только вот, приведу цитату из Бозина по "смежной теме":
      1-ый крупный ученый занимался экзотическими видами топлива и все про них знал. 2-ой крупный ученый жег алюминий в морской воде. Работали "на перспективу". 1-ый крупный считал, что 2-ой крупный занимается тупиковой работой и реального выхода из нее не будет. Что, возможно, это американцы втравили 2-го крупного в заведомо нерешаемую проблему для отвлечения научных сил на ложное направление. 2-ой крупный был категорически не согласен с 1-ым и упорно жег алюминий. Начал с того, что алюминий горел аж… 6 секунд! Лиха беда начало! Процесс пошел! В результате упорной пятнадцатилетней работы процесс продолжался уже… 21 секунду. После этого и ученым стало ясно, что работа может закончиться только к концу тысячелетия, но не 2-го, а 3-го. (Неучи уже давно поняли, что из этого роя не выйдет… ничего).

      Цитата: Оператор
      магнитометрической системой наведения на основе квантового магнитометра, каковых на рынке как грязи

      fool
      да, "пошли и на барахолке купили" lol
      а теперб Дюша, ПОВЕСЕЛИ НАРОД - как 53см "монстр" (причем который в режиме суперкавитации может идти только при условии "трапеции") будет "наводиться и управляться" "по твоему" wassat


      Цитата: Оператор
      Только и всего.
      После этого новый аналог "Шквала" будет обладать вдвое большей дальностью, применяться на любой глубине...P.S. В связи с постановкой на вооружение малокалиберных ракетных противоторпед и ведущейся разработкой суперкавитирующих глубинных бомб с магнитометрической СН и стартовым ракетным ускорителем голимые торпеды с лопастным движителем и скоростью менее 100 узлов типа Mk48 в ближайшее время будут списаны в утиль вместе с их лоббистами.

      fool
      Понятно ...
      Короче, эти "анализЫ мозХа" - в "баночку и к докторам" ...
      laughing
    6. 0
      10 октября 2020 17:27
      Сначала эти торпеды нужно ОБНАРУЖИТЬ. А если учесть что сейчас до 50 км по оптике торпеды могут управляться, то обнаружить пассивную торпеду будет ой как не просто. У уничтожением сопровождаемой цели проблем нет...
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
  8. -2
    30 сентября 2020 14:57
    Цитата: Alex.E.T.
    Увеличение дальности вдвое мало, т.к. в статье поминается, что шквал имеет дальность 10км, а конкуренты в 4-5 раз больше.

    Цитата: Оператор
    "Конкуренты" Шквала/Физика в лице малокалиберных суперкавитирующих противоторпед с ракетным двигателем имеют дальность в пределах 5 км.

    Речь о конкурентах - об обычных торпедах, которым из-за дальности "шквал" чертовски проигрывает по дальности - почти тоже самое, что вооружить солдата утятницей 4 калибра - против автомата совсем не пляшет. Короче, последний абзац статьи.
    1. -3
      1 октября 2020 21:29
      Речь идет о том, что все торпеды с лопастным движителем, независимо от своей дальности, со 100% гарантией перехватываются современными противоторпедами с ракетным двигателем.

      Поэтому смысла в торпедах с лопастным движителем нет от слова вообще.
      1. -1
        2 октября 2020 01:58
        Цитата: Оператор
        Речь идет о том, что все торпеды с лопастным движителем, независимо от своей дальности, со 100% гарантией перехватываются современными противоторпедами с ракетным двигателем.

        fool
        Дюша, этот БРЕД и АХИНЕЯ - очередные твои "пузырики из лужи".
        Если бы на "Ласту" в качестве ЭДМ поставили бы ЭСУ М17, ее эффективность резко бы возросла
  9. +1
    30 сентября 2020 15:12
    Немного из перспективных образцов оружия мелькало в РАЗРУХУ перестройного хаоса. Как торпедист, тогда с интересом читал хвалебные оды "Шквалу". Жаль, что через 20 лет она не стала нашим козырем в подводной войне drinks
    1. +2
      30 сентября 2020 19:28
      Как чисто оборонительная торпеда могла стать козырем?
      1. 0
        1 октября 2020 08:00
        Цитата: garri-lin
        Как чисто оборонительная торпеда могла стать козырем?

        Я тоже не могу понять заворотов мозгов автора статьи, который стилет сравнивает с арбалетом. При том, куча жутко "освидомлённых" спорят на сколько бессмысленной была разработка такой ракето-торпеды. Натуральный адиизраиль. )))
        1. +2
          1 октября 2020 08:47
          Разроботка подобного изделия оправданна уже наработокой практического опыта. Всё остальное это уже нехилые бонусы. Отличное изделие.
        2. -1
          1 октября 2020 17:12
          Цитата: Al_lexx
          не могу понять заворотов мозгов автора статьи

          мусье завороты мозХов здесь ВАШИ
  10. -1
    30 сентября 2020 16:25
    так и не понял: Шквал - оружие подводных лодок и вполне естественно, что проигрывает по дальности противолодочным ракетам и обычным торпедам с меньшей скоростью. Но почему его нельзя сделать управляемым по проводам?
    1. 0
      30 сентября 2020 18:20
      Цитата: prodi
      почему его нельзя сделать управляемым по проводам?

      потому, что он изначально разрабатывался под ядерную БЧ, для стрельбы залпом по АУГ - с точностью "плюс-минус лапоть".
      Да и как её наводить? Шквал создаёт сильный шум, забивающий все сигнатуры от судов противника.
      1. -1
        30 сентября 2020 20:03
        пара подтормаживаний на дистанции для коррекции с последующим ускорением? Да и сама торпеда, при связи по проводам, могла бы играть роль вынесенного к цели "микрофона"
        1. +4
          30 сентября 2020 23:49
          Цитата: prodi
          пара подтормаживаний

          Утонет. Она вообще-то на глубинах до 30 метров работает - дальше давление не позволяет создавать кавитационный пузырь.
          сама торпеда, при связи по проводам, могла бы играть роль вынесенного к цели "микрофона"

          Микрофон внутри движущейся на скорости 100 м\с торпеды, с работающим гидрореактивным двигателем, и внутри суперкавитационного пузыря? belay belay belay
          1. -1
            1 октября 2020 07:16
            - подтормаживание с 200 узлов до 30-50
            - использовать микрофон в приторможенном состоянии; хотя выступающая за пределы каверны "носовая игла", наверное, тоже что-то могла бы
            1. +2
              1 октября 2020 14:59
              Цитата: prodi
              подтормаживание

              Скажу прямо - реактивный двигатель непрерывного действия и двигатель который можно "приглушить", а потом "раскочегарить" - это две очень большие разницы.
              Это настолько отличается по своей конструктивной сложности, что вряд-ли кто додумается засовывать такое в торпеду.
              1. -1
                1 октября 2020 15:17
                соглашусь только в случае твердотопливного двигателя
              2. +2
                1 октября 2020 19:17
                Цитата: psiho117
                Скажу прямо - реактивный двигатель непрерывного действия и двигатель который можно "приглушить", а потом "раскочегарить" - это две очень большие разницы.
                Это настолько отличается по своей конструктивной сложности, что вряд-ли кто додумается засовывать такое в торпеду.

                пытались
                "Тапир"
            2. -1
              3 октября 2020 08:55
              - подтормаживание с 200 узлов до 30-50....да не за чем всякие ухитрения. Шквал на дистанции 7 км управляется по кабелю до 20 км прямоходом с ЯБЧ....если чё присмотрись к кормовой чатси ВА-111 и вот что ты там увидишь......это разъём с тунелем кабельной вьюшки
              1. 0
                3 октября 2020 11:26
                Цитата: Крымский партизан 1974
                .если чё присмотрись к кормовой чатси ВА-111 и вот что ты там увидишь......это разъём с тунелем кабельной вьюшки

                lol
                то что ВЫ назвали "туннелем" по факту называется АРВД-100 (и никакого отношения к ТУ, кроме того что оно имеет вариант с каналом передачи даннных СТУ ,оно не имеет, это тупо агргегат разрывной ввода данных)
          2. +1
            1 октября 2020 19:17
            Цитата: psiho117
            Она вообще-то на глубинах до 30 метров работает - дальше давление не позволяет создавать кавитационный пузырь.

            позволяет
            НО - для сверхскоростных изделий малого калибра
      2. 0
        1 октября 2020 07:57
        Цитата: psiho117
        потому, что он изначально разрабатывался под ядерную БЧ, для стрельбы залпом по АУГ - с точностью "плюс-минус лапоть".

        Внимательно посмотрите ТТХ первой версии "Шквал" и подумайте, что будет твориться под водой, на расстоянии пяти-восьми километров от подводного же ядерного взрыва, а потом транслируйте всякую википедийную чушь! Тут бомберы еле успевают свалить после сброса, при том, что подрыв происходит в атмосфере. которая всё же обладает свойством сжиматься, в отличии от воды. Глубинные же бомбы бьют кувалдой по подлодке, даже на расстоянии десятков метров, а тут сверхмалая (скорее всего) ЯБЧ, мощностью несколько килотонн. lol
        1. +5
          1 октября 2020 15:20
          Цитата: Al_lexx
          подумайте, что будет твориться под водой, на расстоянии пяти-восьми километров от подводного же ядерного взрыва, а потом транслируйте всякую википедийную чушь!

          Я не буду "думать", я обращаюсь к фактам - испытания советских ядерных торпед, берём первое попавшееся: испытание торпеды Т-5 в 1957 году.
          10кт, глубина 35м.
          Подлодка на расстоянии от взрыва 250м - затонула моментально.
          На расстоянии 350м - сильные повреждения, затонула спустя 4 часа.
          Подлодка на расстоянии 700м - повреждения ТА, небоеспособна.
          Вторая (тоже 700м), лежащая на грунте на глубине 30м - повреждений не подучила.

          Так что "транслируете чушь" здесь именно вы, своими рассказами о всесокрушающих кувалдах, бьющих по подлодкам на дальности 8 км от взрыва.
          Всего хорошего hi
          1. +1
            2 октября 2020 12:27
            Вы общаетесь с известным интернет-фриком
        2. 0
          1 октября 2020 17:14
          Цитата: Al_lexx
          Внимательно посмотрите ТТХ первой версии "Шквал" и подумайте, что будет твориться под водой, на расстоянии пяти-восьми километров от подводного же ядерного взрыва, а потом транслируйте всякую википедийную чушь!

          ЧУШЬ несете ВЫ
          а в реальной матчасти и изделиях (для того же 705) все было посчитано, и было более чем реально и приемлемо
        3. -2
          2 октября 2020 10:49
          Все зависит от мощности спецБЧ: для 10 Ктн (одноступенчатый ядерный заряд весом 40 кг) безопасная дистанция в водной среде составляет ~ 1 км, для 250 ктн (трехступенчатый ядерный заряд весом 130 кг) ~ 5 км.

          В принципе на борту ПЛ могут находится суперкавитирующие торпеды с разными спецБЧ: 10 Ктн для стрельбы на дистанцию от 1 км и 250 Ктн для стрельбы на дистанцию от 5 км.
      3. 0
        1 октября 2020 21:35
        Дело не в шуме, а в кавитационном пузыре из воздуха и водяного пара, который блокирует/искажает прохождение гидроакустических сигналов от цели к гидрофонам торпеды.
        1. -1
          2 октября 2020 02:23
          Цитата: Оператор
          в кавитационном пузыре из воздуха и водяного пара, который блокирует/искажает прохождение гидроакустических сигналов от цели к гидрофонам торпеды


          как это ни странно laughing у разрабочиков СПР мозгов "почему-то" гораздо больше чем у любителя диВанных уточек Дюши Оператора lol
          - и поэтому соотв. антенны они выносили НА КАВИТАТОР, на прямой и гарантированный контакт с водой
    2. 0
      1 октября 2020 17:13
      Цитата: prodi
      Но почему его нельзя сделать управляемым по проводам?

      "есть технические проблемы"
      НО- пытались bully
  11. -5
    30 сентября 2020 17:46
    Читаю и поражаюсь "осведомлённости" нынешних блохеров.
    "Шквал" - ракето-торпеда прямого выстрела или говоря сухопутным языком, оружие кинжального огня. На малых дистанциях ей нет конкурентов. Она и создавалась для малых дистанций, и именно против американских подлодок вооруженных торпедами на проводах. Пока их проводная доплывёт, американец получит пару ударов в бок таким ракетным стилетом и уже некому будет наводить по проводам. Суть "шквала" именно в том, что от него невозможно увернуться на дистанции его поражения. А на дальней дистанции он априори не нужен. Весь его смысл теряется, так как противник получает хоть какое то время для маневра уклонения, постановки помех, выпуска противоторпед и пр. защитных действий. На дальней как раз работают самонаводяшиеся, относительно тихоходные торпеды.
    На счет того, что шкал балластом в торпедном аппарате и того смешнее. У лодки как минимум шесть торпедных аппаратов. Даже и если два из них заняты оружием ближнего огня, отставшихся четырёх вполне достаточно, что бы выполнить почти любую боевую задачу, для которой нужны торпеды. Да и перезарядка сейчас не как во времена ВОВ, руками торпедистов. Эдак можно сказать что и КР "Калибр" лежит балластом в торпедном аппарате, когда надо стрелять торпедами. )))
    Короче - статье низачет, садись два.
    1. +6
      30 сентября 2020 18:14
      Умник, у американских ПЛ преимущество в дистанции обнаружения + их подлодки банально тише. Они первыми обнаружат нашу ПЛ в большинстве случаев и с дальней дистанции с удобной им позиции пустят телеуправляемые торпеды в момент Х. Они не лохи и подставляться и входить в зону поражения Шквала не будут.
      1. -1
        30 сентября 2020 19:07
        Умник..

        Я к вам тоже хорошо отношусь. laughing

        Может быть куча ситуаций, когда противники сближаются на короткие дистанции. Но вам это пояснять видимо без пользы. Всё равно поставите собеседника в позицию, когда он "должен" доказывать. что он не верблюд.
        1. 0
          1 октября 2020 13:36
          Вы то что знаете про подводный бой?
        2. +2
          1 октября 2020 17:21
          Цитата: Al_lexx
          Может быть куча ситуаций, когда противники сближаются на короткие дистанции. Но вам это пояснять видимо без пользы.

          ВЫ путаете условия БОЯ и мирного времени
      2. -1
        4 октября 2020 00:39
        у американских ПЛ преимущество в дистанции обнаружения + их подлодки банально тише. Они первыми обнаружат нашу ПЛ в большинстве случаев

        Тогда почему в большинстве случаях, а не во всех? И в каких это случаях, при таких условиях, наши ПЛ обнаружат американские ПЛ первыми? По моему, товарищ, в этих вопросах вы не разбираетесь.
        1. 0
          5 октября 2020 09:18
          Цитата: georg 2
          По моему, товарищ, в этих вопросах вы не разбираетесь.

          ВЫ тоже не разбираетесь laughing
          в ближайшее время будет порка, в т.ч. и по "Рице"
          angry
      3. -1
        4 октября 2020 07:56
        Умник, у американских ПЛ преимущество в дистанции обнаружения + их подлодки банально тише. .....вот эту бредятину не заряжай.....атомный реактор на ПЛ всегда шумит. даже в заглушенном состоянии он требует охлаждения забортной водо насосы которого издают определённую сигнатуру отличную от естественного шума моря. этот шум прекрасно ловится протяжённой буксируемой антенной, к тому же АПЛ в 80- х годах начали поголовно оснащать системой тукан которая способна взять тепловой суточный след от реактора надводного или подводного корабля ....злые языки поговаривают что Тукан могёт и по трёхсуточному кильватерному следу отследить, но я в это не верю.
        Они не лохи и подставляться и входить в зону поражения Шквала не будут.
        ....а теперь к практике на счёт лохов........три истории громких.......1.
        1.Китти Хок возглавлял АУГ и ему пропорол брюхо наша АПЛ проекта 671 ...дык каким таким образом действовали противолодочные силы АУГ которые включают в себя кроме эсминцев противолодочную авиацию и пару подводных лодок такой косяк глупый допустили???? вот это про лохов как раз
        2 следующее лоховское....столкновение двух АПЛ Баттон Руж типа лосангелес и Костромы проекта 945....в итоге баттон был списан а Кострома до сих пор в строю. чёт не похоже на твоё утверждение "Они первыми обнаружат нашу ПЛ"
        3 ну и третий замечательный показатель это знаменитый ход конём когда три советских АПЛ проекта 671 прошли подольдами моря Бафина и неделю отслеживали действия АУГ во главе с авиком Америка....и опять...где были те самые силы ПЛО АУГ......в опе
        1. -2
          4 октября 2020 13:21
          Цитата: Крымский партизан 1974
          .где были те самые силы ПЛО АУГ......в опе

          fool
          в опе ВЫ
          про БРЕХНЮ мусье Шевченко, на ВО было достаточно сказано
          с ФАКТАМИ

          Цитата: Крымский партизан 1974
          2 следующее лоховское....столкновение двух АПЛ Баттон Руж типа лосангелес и Костромы проекта 945...

          ВЫ "скромно забыли" что Батон Руж при этом СКРЫТНО ОТСЛЕЖИВАЛА Кострому
          Цитата: Крымский партизан 1974
          Китти Хок возглавлял АУГ и ему пропорол брюхо наша АПЛ проекта 671 ...дык каким таким образом действовали противолодочные силы АУГ

          наш 671 нормально отслеживался, но т.к. войны не было и дело было в международных водах, то ПЛО противником по ней НЕ ПРИМЕНЯЛОСЬ
          НА ВОЙНЕ ЕЕ УТОПИЛИ БЫ СРАЗУ


          ЗЫ, слушай, пратизанен lol у тебя IQ реально в районе нуля, или ты просто прикидывешься?
          1. 0
            4 октября 2020 19:46
            ВЫ "скромно забыли" что Батон Руж при этом СКРЫТНО ОТСЛЕЖИВАЛА Кострому...на столько скрытно баттон что ушла в небытиё
            наш 671 нормально отслеживался,.....если бы нормально отслеживался то такое не произошло. вот другая полосатая лосангелес действительно отслеживался когда его касики отгоняли от тогда ещё атомного крейсера Куйбышев ...так что сопли с себя снимай
            1. -1
              5 октября 2020 09:16
              Цитата: Крымский партизан 1974
              если бы нормально отслеживался то такое не произошло

              fool
              хотите сказать что АВМ ВМС США "взлетел бы в воздух уклоняясь от столкновения" ? lol
              Цитата: Крымский партизан 1974
              вот другая полосатая лосангелес действительно отслеживался когда его касики отгоняли от тогда ещё атомного крейсера Куйбышев ...так что сопли с себя снимай

              wassat
              уууу как все запущено lol
              мусье, ВЫ эти свои "анализЫ мозХа" в баночку соберите, и к докторам, к докторам ...
              laughing
              1. -1
                5 октября 2020 19:28
                хотите сказать что АВМ ВМС США "взлетел бы в воздух уклоняясь от столкновения" ?.......ну если веерным то да
                уууу как все запущено ...отставить личную неприязнь...факты давай
                1. -1
                  5 октября 2020 21:16
                  Цитата: Крымский партизан 1974
                  факты давай

                  фактов вообще-то приведено "вагон и маленькая тележка" (только мною на ВО)
                  однако они ВАС не интересуют - видимо ВАМ они не нужны
                  ибо ВАМ нужны таблеточки
                  lol
                  1. -1
                    6 октября 2020 08:33
                    фактов вообще-то приведено "вагон и маленькая тележка" (только мною на ВО)....да нет ни каких доводов у тебя, так размазня текстовая....вот я тебе привёл три случая.это громкие случаи. а были и поменьше но много.....и ты вместо того что б опровергнуть моё мнение влепаешься на частности......негоже....кстате об эйкью ..я с этим не знаком...зато раз в полгода проходил тесты ПФЛ, работа была такая связанная с риском. дык вот результаты были стабильные...а ты хоть раз проходил тесты ПФЛ?...так . без обит ради интереса спрашиваю
                    1. -1
                      6 октября 2020 11:03
                      Цитата: Крымский партизан 1974
                      да нет ни каких доводов у тебя, так размазня текстовая..

                      извините, ВЫ адресом промахнулись
                      я не Айболит

                      ТЧК
                      1. -1
                        6 октября 2020 19:59
                        извините, ВЫ адресом промахнулись....почему же , я иоже природу люблю....а в ПФЛ советую обратиться...таблетки тебе не помогут...по ходу тебе самое то что надо
          2. 0
            9 октября 2020 19:56
            Цитата: Fizik M
            Цитата: Крымский партизан 1974
            2 следующее лоховское....столкновение двух АПЛ Баттон Руж типа лосангелес и Костромы проекта 945...

            ВЫ "скромно забыли" что Батон Руж при этом СКРЫТНО ОТСЛЕЖИВАЛА Кострому

            простите, а как так можно скрытно отслеживать, что бы самому не избежать критического столкновения ?!! мне интересно ?!!
      4. 0
        10 октября 2020 06:23
        Ну,какие они замечательные ловцы наших лодок,видно невооружонным взглядом.Особенно когда целый ордер лодку у себя под брюхом не в состоянии увидеть.Оо да!
    2. -1
      30 сентября 2020 18:36
      Цитата: Al_lexx
      "Шквал" - ракето-торпеда прямого выстрела или говоря сухопутным языком, оружие кинжального огня ... против американских подлодок вооруженных торпедами на проводах

      А ничего, что она разрабатывалась как ядерная, и для стрельбы, преимущественно, по группам надводных кораблей?
      перезарядка сейчас не как во времена ВОВ, руками торпедистов

      Автор ведь пояснил, что спецторпеды, по требованию компетентных органов, нельзя перезаряжать, она должна перевозиться снаряжённой в ТА.
      Даже и если два из них заняты оружием ближнего огня, отставшихся четырёх вполне достаточно, что бы выполнить почти любую боевую задачу
      Зачем тогда на лодке именно шесть ТА? Именно потому что так нужно, в разных ТА разные торпеды, на разные случаи. А вы предлагаете вернуться во времена ВОВ, к четырём ТА.
      на "пистолетных" дистанциях и от обычной торпеды на проводах, сложно увернуться
      1. -4
        30 сентября 2020 19:08
        Цитата: psiho117
        А ничего, что она разрабатывалась как ядерная, и для стрельбы, преимущественно, по группам надводных кораблей?

        В том числе, но не исключительно и только. Стрелять спец БЧ на такие дистанции под водой, достаточно странная задача, ели только ты не камикадзе.

        Цитата: psiho117
        Автор ведь пояснил...

        Автор ни хрена не пояснил, кроме своей полной некомпетентности. lol
        Зачем тогда на лодке именно шесть ТА?

        Вы невнимательно читали мой пост. Перечитайте ещё раз. wink
        1. -2
          1 октября 2020 17:18
          Цитата: Al_lexx
          Автор ни хрена не пояснил, кроме своей полной некомпетентности

          ничО так у пациента подрывает lol
          тут одним огнетушителем для "филейной части" не обойтись laughing
        2. -1
          2 октября 2020 02:27
          Цитата: Al_lexx
          Стрелять спец БЧ на такие дистанции под водой, достаточно странная задача, ели только ты не камикадзе.


          ВА-111 и ее БЧ разрабатывали более чем квалифицированные инженеры wink
          так что ВАШЕ "диванное мнение" wassat "очень ценно" lol
          - для "диВанных уточек" tongue
    3. -1
      1 октября 2020 17:17
      Цитата: Al_lexx
      Читаю и поражаюсь "осведомлённости" нынешних блохеров.
      "Шквал" - ракето-торпеда прямого выстрела или говоря сухопутным языком, оружие кинжального огня. На малых дистанциях ей нет конкурентов. Она и создавалась для малых дистанций, и именно против американских подлодок вооруженных торпедами на проводах. Пока их проводная доплывёт, американец получит пару ударов в бок таким ракетным стилетом

      мусье тро-ло-ло, попросите у своих хозяев методичек поумнее ВАШИХ "мурзилок"
      ПРОТИВНИК ПРОСТО НЕ БУДЕТ СБЛИЖАТЬСЯ НА ДИСТАНЦИЮ ПРИМЕНЕНИЯ НАШИХ СПР (СТРЕЛЯЯ ТОРПЕДАМИ С КРАТНО БОЛЬШИХ ДИСТАНЦИЙ
      ТЧК
    4. -3
      1 октября 2020 17:23
      Цитата: Al_lexx
      отставшихся четырёх вполне достаточно, что бы выполнить почти любую боевую задачу, для которой нужны торпеды.

      НЕ ПОРИТЕ ЧУШЬ, ЕЙ БОЛЬНО
      о предмете разговора ВЫ не имеете представления от слова ВООБЩЕ
    5. +1
      9 ноября 2020 21:00
      Цитата: Al_lexx
      На малых дистанциях ей нет конкурентов. Она и создавалась для малых дистанций, и именно против американских подлодок вооруженных торпедами на проводах. Пока их проводная доплывёт, американец получит пару ударов в бок таким ракетным стилетом и уже некому будет наводить по проводам

      1. Прежде чем его применить нужно: РАЗВЕРНУТЬСЯ, ЗАНЯТЬ СТАРТОВУЮ ГЛУБИНУ + ПОДОЖДАТЬ (ибо его подготовка требует времени)
      2. При этом на нашу лодку УЖЕ ИДУТ ТОРПЕДЫ, причем в большинстве случаев с дистанций значительно более максимальной дальности "Шквала"
      Цитата: Al_lexx
      отставшихся четырёх вполне достаточно, что бы выполнить почти любую боевую задачу, для которой нужны торпеды

      ПЛУР в ТА не нужны? - уже минус два ТА
      остается два (из 6) под торпеды
      при этом универсальные торпеды есть только на 3 поколении
      Цитата: Al_lexx
      Короче - статье низачет, садись два.

      короче - НЕ ПОРИТЕ ЧУШЬ, ЕЙ БОЛЬНО
  12. +2
    30 сентября 2020 17:51
    мне кажется, шквал для узких акваторий вроде персидского залива или финского или ла манша просто незаменим
  13. +3
    30 сентября 2020 18:32
    Цитата: gridasov
    Вы сами же и ответили ! РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЕЛАЮТ ТОРПЕДУ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ .Лопастные двигатели вообще не применимы для больших скоростей. Поэтому и необходимы новые принципы обеспечения движения и управляемого маневрирования. Чего нет ни у кого!

    Фигассе ! Гридасов сам вместо своего бота пишет !!!
    1. 0
      1 октября 2020 04:53
      Видимо связь с Астралом отчего-то нарушилась wassat
  14. 0
    1 октября 2020 14:53
    "Шквал" "не получился" у Меркулова, а получился у специалистов НИИ прикладной гидромеханики, потому что военные вдвое снизили требуемую дальность действия торпеды. На такую дальность "Шквал" стрелял всегда. И первоначально он проектировался под ядерный заряд.
    1. 0
      1 октября 2020 19:15
      Цитата: sokrat5
      "Шквал" "не получился" у Меркулова, а получился у специалистов НИИ прикладной гидромеханики,

      когда Меркулов начинал делать Шквал, НИИ ПГМ еще в проекте не было
      Цитата: sokrat5
      военные вдвое снизили требуемую дальность действия торпеды

      не было такое
      и планка требований задавалась не "военными" а СМ и ЦК КПСС
      и когда "военные блудили" (торпеда УСТ-А (УСЭТ-80) вместо заданной по Постановлению УСТ), бывали уголовные дела (конкретно по УСТ-А ЗГК-В с приступом выносили из кабинета Шеина (того самого))
      Цитата: sokrat5
      На такую дальность "Шквал" стрелял всегда.

      чушь
      см. про проблемы управляемости
  15. +3
    2 октября 2020 10:49
    1. Спасибо автору за историю создания шквала (приятно вспомнить молодость, когда стрелял этим изделием по Пикшуеву, но не было информации по истории вопроса).
    2. Уже тогда (в далекие 80-е) были понятны ограничения по Д и h (особый респект Максиму за то, что он уклонился от указания h).
    3. Вообще идея создать оружие, которое можно очень быстро доставить в ОВПЦ, актуальна.
  16. 0
    10 октября 2020 06:41
    Один единственный вопрос,а у нас что,изменилась доктрина ведения морской войны?Мы откатились к тактике волчьих свалок второй мировой?С каких пор наша подводная лодка вдруг должна лезть на дистанцию выстрела в упор?Более того,мой дядька (служил на северном флоте)расказывал что изначально ШКВАЛ разрабатывался для донных активных мин.Проходит перед ордером или конвоем миноносец,рассыпает их и уходит.Мина срабатывает и увернутся от такого подарка шансов нет.
  17. +1
    20 октября 2020 14:30
    Статья интересная, информативная.И заголовок хороший. То же самое можно было сказать о самолете братьев Райт! Эффектно , но не эффективно!. Кто нибудь мог предположить, что выйдет из этой этажерки через 50-100 лет????Маловероятно, что создатели такого инженерного прорыва не сделали задел на будущее!!Такие работы ведутся под грифом "Секретно".Посмотрим. что получится. Главное, что бы заказчик четко поставил задачу и профинансировал ее.
  18. 0
    1 ноября 2020 11:36
    Статья интересная. Но на заре авиации про самолет братьев Райт тоже можно было сказать- эффектно, но не эффективно!!Потом были SR-71, Ту-160 и пр. Человечество не стоит на месте. ПРидумают, как управлять Шквалом.Мне так каааатса!
    1. +1
      7 ноября 2020 19:06
      Цитата: Игорь Рожков
      ПРидумают, как управлять Шквалом.

      это ДАВНО придумано
      СРАЗУ, точнее как только Уваров предложил "отвязаться" от канатной дороги
      проблемы совсем в другой плоскости
  19. 0
    28 ноября 2020 09:08
    Извините, а автор - кто? У него все допуски и он в теме с самого начала истопии "Шквала"? Это я к тому, что много на топваре развелось экспертов с кваоификацией профессоров кислых щей, котопые постоянно срывают покровы и вешают Страшную Правду. С тактюим важным видом, что как минимум адмираоысвсего флота или министры обороны. И все-ио ч их слов максимально плохо, прямо плохейше из плохейшего. Килайте гнилыми помидорами, но ИМХО главная мысль этих авторов - Кац предлагает сдаться.
  20. 0
    9 декабря 2020 09:37
    Шквалу вроде удалось увеличить дальность до 13 км. при модернизации