Военное обозрение

Служба и боевое применение аргентинских турбовинтовых штурмовиков IA.58A Pucara

59

Турбовинтовые противопартизанские штурмовики. После окончания войны в Индокитае интерес к турбовинтовым антиповстанческим штурмовикам не исчез. Для борьбы с национально-освободительными движениями, разного рода повстанческими группировками и вооруженными отрядами наркокартелей правительствам стран Азии, Африки и Латинской Америки требовались недорогие и простые в эксплуатации боевые самолёты, способные действовать со слабо подготовленных полевых аэродромов, совершать длительные патрульные полёты, осуществлять поиск и атаку точечных целей.


Самым распространенным способом создания лёгкого антиповстанческого штурмовика стала подвеска вооружения на серийные турбовинтовые учебно-тренировочные самолёты. В ряде случаев доработка осуществлялась без ведома фирм-изготовителей в странах, где эти машины эксплуатировались. Однако переделка в боевые самолеты, которые изначально не предназначались для военного использования, не всегда давала желаемый результат. Помимо узлов подвески авиационных средств поражения и прицельных приспособлений, для увеличения стойкости к боевым повреждениям требовались специальные технические решения: протектирование топливных баков, что препятствовало утечке топлива в случае прострела, и заполнение их нейтральным газом, что должно было предотвратить взрыв топливовоздушной смеси. Также крайне желательным было дублирование ряда систем и локальное бронирование наиболее уязвимых узлов и кабины экипажа.

Понятно, что специально спроектированный турбовинтовой штурмовик по уровню защищённости, мощи вооружения и эффективности в целом будет выше, чем самолёты аналогичного назначения, переделанные из учебно-тренировочных машин. Но такой подход на практике реализовывался редко, хотя проекты специализированных турбовинтовых штурмовиков прорабатывались. Экономически развитые страны с развитой авиационной промышленностью в большинстве случаев не имели проблем с инсургентами и в рамках подготовки к «большой войне» оснащали свои военно-воздушные силы реактивными сверхзвуковыми боевыми самолётами.

Хотя многие страны «третьего мира» желали иметь специализированные противопартизанские самолёты, возможность самостоятельного создания таких машин была не у всех. В конце 1960-х специалисты аргентинской государственной авиастроительной компании Fábrica Militar де Aviones приступили к разработке легкого турбовинтового штурмовика, преимущественно предназначенного для противопартизанских действий. Первый полёт ударного самолета, получившего обозначение IA.58A Pucara («пукара» на языке индейцев кечуа означает «крепость») состоялся 20 августа 1969 года.

Служба и боевое применение аргентинских турбовинтовых штурмовиков IA.58A Pucara

IA.58A Pucara

В отличие от «Бронко» и «Мохаука», аргентинский штурмовик был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением. Самолёт имел простую и технологичную конструкцию. Многочисленные легкосъемные панели обшивки облегчали наземное обслуживание. Скошенная вниз передняя часть фюзеляжа обеспечивала отличный обзор вперёд—вниз. Высокие стойки шасси позволяли подвешивать разнообразную бомбовую нагрузку в виде бомб и блоков с неуправляемыми ракетами, а пневматики с низким давлением допускали возможность эксплуатации со слабо подготовленных грунтовых аэродромов.

Первый серийный штурмовик был сдан воздушным силам Аргентины (исп. Fuerza Aérea Argentina, FAA) в конце 1974 года. Этот относительно небольшой изящный турбовинтовой штурмовик с прямым крылом стал первым серийным боевым самолетом, разработанным в Аргентине. Его выпуск продолжался до 1988 года, всего было построено 114 экземпляров, из них 16 — на экспорт.

Штурмовик создавался с учётом опыта боевого применения авиации в ходе боёв с герильерос. В ходе выдачи технического задания аргентинские военные потребовали, чтобы самолёт имел хорошие взлетно-посадочные характеристики (требующаяся длина ВПП — не более 400 м), высокую маневренность на малой высоте, возможность атаковать малоразмерные, хорошо замаскированные цели и уклонятся от зенитного огня.


По сравнению с американскими противопартизанскими самолетами, использовавшимися в Индокитае, встроенное стрелково-пушечное вооружение «Пукары» было гораздо более мощным: две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS.804 и четыре 7,62-мм пулемёта Browning FN. Боекомплект каждой пушки составлял 270 выстрелов, а каждого пулемёта – 900 патронов. На семи узлах внешней подвески можно было разместить боевую нагрузку массой до 1620 кг.


Два турбовинтовых двигателя Turbomeca Astazou XVIG мощностью 978 л.с. каждый на высоте 3000 м могли разогнать самолёт до 520 км/ч. Скорость на пикировании была ограничена значением 750 км/ч. Крейсерская скорость – 430 км. Скорость сваливания — 143 км/ч. Максимальный взлётный вес – 6800 кг. Боевой радиус с нагрузкой 1500 кг – до 370 км. Перегоночная дальность с подвесными баками — 3700 км. Экипаж, состоящий из пилота и штурмана-наблюдателя, размещался в катапультных креслах Martin-Baker Mk 6. Бронирование кабины защищало снизу и сбоку от винтовочных пуль, выпущенных с расстояния 150 м. Козырек фонаря был выполнен из бронестекла, остальное остекление изготавливалось из плексигласа.

Аргентинский турбовинтовой штурмовик не обладал выдающимися летными характеристиками, зато он являлся простым и дешевым в производстве, был надежен и неприхотлив в обслуживании, мог базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а два двигателя и бронированная кабина делали его достаточно живучим.

Штурмовики начали воевать вскоре после принятия на вооружение. В конце 1975 года в ходе операции Independencia несколько самолётов приняли участие в боевых действиях по разгрому «Народно-революционной армии» в провинции Тукуман. В следующий раз «Пукары» вступили в бой в ходе конфликта за Фолкленды. В середине 1982 года в составе ВВС Аргентины имелось около 60 турбовинтовых штурмовиков. На нескольких самолетах «Пукара» первой серии было демонтировано заднее катапультное кресло (во время боевых вылетов в состав экипажа входил, как правило, лишь летчик), а вместо него устанавливали дополнительный топливный бак, что позволило увеличить боевой радиус. При этом остекление задней кабины закрашивалось.

IA.58A не мог конкурировать по скорости полёта с реактивными истребителями, но так как взлётно-посадочная полоса аэропорта Порт-Стэнли была непригодна для базирования «Скайхоков» и «Миражей», использование противопартизанских самолётов в боевых действиях стало вынужденным решением. Помимо взлётно-посадочной полосы Порт-Стэнли, штурмовики действовали с небольших аэродромов в Гус-Грин и Пеббл-Айленд. До окончания боевых действий "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя бомбами, ракетами пушечно-пулемётным огнём британские боевые корабли и высадившихся на острова английских морских пехотинцев. При этом турбовинтовые штурмовики несли тяжелые потери.


Турбовинтовой штурмовик IA.58A ВВС Аргентины повреждённый в результате британского авиаудара

Четыре «Пукары» разной степени сохранности достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять — были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один — сбит ПЗРК FIM-92 Stinger, один — малокалиберной зенитной установкой и еще один — истребителем Sea Harrier FRS.1. В свою очередь, аргентинскому пилоту лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить британский вертолет Westland АН 1 Scout. Он одержал единственную подтвержденную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Но уже в следующем боевом вылете «Пукара» Хименеса врезалась в холм из-за потери ориентировки в низкой облачности, пилот погиб.

Самолёты IA.58A не оказали существенного влияния на ход боевых действий, что во многом было связано с отсутствием эффективного оружия для борьбы с кораблями. Как впоследствии отмечали военные эксперты, если бы аргентинцы сумели оснастить «Пукары» торпедами, потери британского флота могли бы быть гораздо выше.

Один захваченный IA.58A с серийным номером A-515 британцы довели до лётного состояния и задействовали в испытательной программе на авиабазе Боскомб-Даун. Ещё два повреждённых самолёта стали источником запасных частей. В ходе подготовки самолёта к испытаниям стало ясно, что обслуживали его плохо. Проведенная в Боскомб-Дауне проверка показала, что катапультные кресла с момента их установки ни разу не демонтировались для технического обслуживания. Под воздействием солнечных лучей тормозные парашюты потеряли прочность, что сделало их непригодными к эксплуатации. В замене также нуждались пневматики шасси.


Захваченный британцами турбовинтовой штурмовик IA.58A

Первоначально для летных испытаний было введено ограничение по перегрузке в 3,5g, которое постепенно было доведено до 5,0g. Предел по отрицательной перегрузке составлял 1,5g, причем продолжительность полета с ней не должна была превышать 30 секунд. Высота начала сваливания не должна была быть ниже 3050 м, а высота выхода из сваливания – превышать 2130 м. Допускаемыми фигурами высшего пилотажа были бочки, петли Нестерова, ранверсманы (повороты на горке) и иммельманы. Во время испытания самолет налетал 25 часов, однако обслуживание самолета было основано на программе 50-часовых летных испытаний.

Британские специалисты отметили высокую манёвренность и хорошую управляемость «Пукары», но при этом выяснилось, что на скорости более 600 км/ч управлять им сложно. При отключении одного двигателя имелась возможность полёта с набором высоты.

В ходе учебных воздушных боёв с британскими «Фантомами» и «Харриерами» турбовинтовой самолёт легко обнаруживался бортовыми радарами и на средних дистанциях был уязвим для ракет «воздух-воздух». Но в ближнем воздушном бою, когда имелась возможность применять пушки, «Пукара» могла вполне успешно огрызнуться. В ходе совместного маневрирования с вертолётами Westland Puma и Sea King турбовинтовой самолёт IA.58A легко занимал выгодное положение для атаки. По итогам испытаний был сделан вывод, что «Пукара» не представляет интереса для британских ВВС. Однако эта машина при правильной тактике применения была способна бороться с вертолётами и наносить результативные удары по наземным целям.

Незадолго до завершения испытательной программы трофейный аргентинский штурмовик IA-58 Pucarа был представлен в статической экспозиции на авиашоу Royal International Air Tattoo, проходившем на авиабазе Гринхэм-Коммон. Также самолёт принял участие в дне открытых дверей в школе лётчиков-испытателей в Боскомб-Дауне.


Трофейный аргентинский штурмовик IA-58 Pucarа во время авиашоу Royal International Air Tattoo на британской авиабазе Гринхэм-Коммон, 23 июля 1983 года

9 сентября 1983 года легкий штурмовик IA-58A Pucarа с бортовым номером A-515 стал экспонатом аэрокосмического музея Королевских ВВС (RAF Aerospace Museum) в Косфорде и остается там по сей день.

Ещё до начала серийного производства штурмовик IA-58 Pucarа активно рекламировался на различных авиакосмических салонах и выставках вооружения. Переговоры о продаже «Пукары» велись с Боливией, Венесуэлой, Мавританией, Марокко, Парагваем, Перу, Ираком и Центрально-Африканской Республикой. Хотя им активно интересовались покупатели из стран «третьего мира», экспортных контрактов удалось заключить немного. Что в основном было связано с неготовностью Аргентины поставлять самолёты в долг и сильным влиянием внешнеполитических факторов. В итоге правительства Венесуэлы и Марокко предпочли приобрести американские OV-10 Bronco.

Первым иностранным покупателем «Пукары» стал Уругвай. В ВВС этого центральноамериканского государства шесть турбовинтовых штурмовиков аргентинского производства заменили поршневые АT-6 Texan и P-51 Mustang, которые в основном предназначались для борьбы с повстанцами.


IA-58A Pucarа ВВС Уругвая

В настоящее время все уругвайские IA-58A небоеспособны, в связи с чем рассматривается вопрос об их капитальном ремонте и модернизации до уровня IA-58D Pucarа Delta. По состоянию на 2017 год в ВВС Уругвая в воздух могли подняться три «Пукары». В данный момент эти машины находятся на хранении.


В конце 1980-х правительство Аргентины в связи с сокращением военного бюджета объявило о намерении продать 40 бывших в употреблении штурмовиков. Этим предложением заинтересовались Колумбия и Шри-Ланка, в которых на тот момент фактически шла гражданская война.


IA-58A Pucarа ВВС Колумбии

Подробностей о действиях турбовинтовых штурмовиков IA-58A в Колумбии очень немного, всего эта страна приобрела 6 штурмовиков. Известно, что «Пукары» совместно со штурмовиками американского производства OV-10 Bronco и A-37 Dragonfly сбрасывали 113- и 227-кг бомбы и обстреливали неуправляемыми реактивными снарядами объекты вооруженных левацких группировок и боевиков наркокартелей в районе Лос-Льяноса. Согласно справочным данным, в настоящее время в действующем составе ВВС Колумбии самолёты IA-58A не числятся.


IA-58A Pucarа ВВС Шри-Ланки

Шри-Ланка купила четыре IA-58A в 1993 году. Эти машины активно участвовали в действиях против тамильских сепаратистов. Турбовинтовые штурмовики вели вооруженную разведку, наносили бомбо-штурмовые удары и наводили на цель реактивные истребители-бомбардировщики Kfir C.2 и F-7В/G, а также переделанные в бомбардировщики военно-транспортные самолёты Y-8 китайского производства.

Действуя против движения «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), признанного террористической организацией, лёгкие штурмовики «Пукара» проявили свои лучшие качества: высокую огневую мощь, отличный обзор из кабины, хорошую манёвренность, неприхотливость, надёжность и способность базироваться на слабо подготовленных временных аэродромах.


Уцелевший турбовинтовой штурмовик IA-58A в Музее ВВС Шри-Ланки

Очень скоро сильно досаждавшие боевикам «Пукары» стали приоритетной целью для их средств ПВО. Во время боевых вылетов один самолёт был сбит огнём крупнокалиберного зенитного пулемёта, а ещё два стали жертвами ПЗРК «Стрела-2М». Последний уцелевший IA-58A в связи с нехваткой запчастей был выведен из эксплуатации в 1999 году и сейчас находится в экспозиции Музея ВВС Шри-Ланки. Для компенсации убыли штурмовиков IA-58A правительство Индии передало несколько истребителей-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла МиГ-27. Однако скоростные МиГи с мощным встроенным вооружением в виде шестиствольной 30-мм пушки и гораздо большей боевой нагрузкой менее приспособлены для противопартизанских действий и имеют многократно более высокие эксплуатационные расходы.

В настоящее время штурмовики IA-58A Pucarа считаются устаревшими физически и морально. Несмотря на это, командование FAA инициировало программу капитального ремонта и модернизации, через которую должно пройти не менее 15 самолётов, построенных во второй половине 1980-х. В настоящее время в ВВС Аргентины числятся 24 турбовинтовых штурмовика, но значительная их часть подлежит списанию в ближайшее время ввиду полной выработки ресурса планера. Все «Пукары», способные подняться в воздух, сведены в две штурмовые эскадрильи, базирующиеся на аэродроме Даниэль Юкич.


Спутниковый снимок Google Earth: турбовинтовые штурмовики IA-58A Pucarа на аэродроме Даниэль Юкич

Создание модернизированного штурмовика осуществлено бывшим разработчиком и серийным производителем самолетов «Пукара» — аргентинским государственным предприятием Fabrica Argentina de Aviones (FAdeA) в Кордове совместно с израильской корпорацией Israel Aerospace Industries (IAI).

Помимо нового комплекса авионики, поставщиком которого является другая израильская компания Elbit Systems, самолёт получил новое крыло и двигатели Pratt & Whitney Canada PT-6A-62 мощностью 950 л.с., с четырёхлопастными винтами. Обновлённое БРЭО должно существенно расширить возможности поисково-ударные возможности штурмовика, обеспечить применение современных управляемых авиационных боеприпасов и включает в себя лазерный дальномер-целеуказатель, радар с синтезированной апертурой, современные средства связи и навигации. Модернизированный самолёт получит возможность нести контейнер с пассивными ИК-датчиками, что улучшит возможности по поиску и уничтожению целей в тёмное время суток. 20-мм пушки Hispano-Suiza HS.804 и 7,62-мм пулемёты Browning FN планируется заменить 30-мм пушками DEFA 554.


IA-58H Pucara

Ремоторизованный самолёт IA-58H Pucara с бортовым номером А-561, предназначенный для тестирования новых двигателей, совершил первый полёт 24 ноября 2015 года. Ещё один штурмовик с номером А-568 был переоборудован для отработки электронных систем.


IA-58D Pucarа Delta

Полностью модернизированный и капитально отремонтированный самолёт получил обозначение IA-58D Pucarа Delta (иногда он упоминается как IA-58 Fenix). Предусмотрено, что модернизированные турбовинтовые штурмовики останутся на вооружении до 2045 года.

Продолжение следует…
Автор:
Статьи из этой серии:
Лёгкие турбовинтовые штурмовики: опыт Вьетнама
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. zyablik.olga
    zyablik.olga 4 октября 2020 05:59 Новый
    +9
    По сравнению с американскими противопартизанскими самолетами, использовавшимися в Индокитае, встроенное стрелково-пушечное вооружение «Пукары» было гораздо более мощным

    Да и по лётным данным "Пукара" превосходила американский "Бронко". Судя по всему, аргентинский противопартизанский штурмовик не получил особого распостранения, так как эта ниша была занята американскими самолётами и по причине того, что в конфликте с Аргентиной США встали на сторону Великобритании. Это в в свою очередь закрыло рынок стран-союзников США.
    1. ВАШ
      ВАШ 4 октября 2020 09:17 Новый
      0
      Бронко давно списали, а Пукара до сих пор летает. И стоит на вооружении минимум 5 стран. Так же бразильский Тукано. Этот даже америкосы для Афгана решили купить. Появилась такая инфа от 100 до 200 экземпляров. Т.е. потенциал у винтовых машин имеется.
      Американский OV-10 Бронко, никогда в третьи страны не поставлялся. Не могли они эту нишу закрыть.
      1. Bongo
        4 октября 2020 09:30 Новый
        +15
        Цитата: ВАШ
        Бронко давно списали, а Пукара до сих пор летает. И стоит на вооружении минимум 5 стран.

        Владимир, здравствуйте!

        Вы немного заблуждаетесь. "Пукара" сейчас стоит на вооружении только ВВС Аргентины.
        Цитата: ВАШ
        Американский OV-10 Бронко, никогда в третьи страны не поставлялся. Не могли они эту нишу закрыть.

        Что касается "Бронко" то он поставлялся в ФРГ, Венесуэлу, Индонезию, Колумбию, Марокко,Таиланд и Филиппины . В некоторых странах он до сих пор летает. В США несколько машин тоже используются. Известно, что в 2015 году два турбовинтовых штурмовика совершили около 120 вылетов против ИГ в Ираке. До сих пор несколько машин имеются в распоряжении Авиационного крыла Государственного департамента США, эти самолёты используются для борьбы с наркотиками в "третьих странах". "Бронко" так же есть в распоряжении частных авиационных компаний работающих по контракту с Пентагоном.
        Подробней речь об этом пойдёт в следующей части обзора посвященного турбовинтовым штурмовикам.
        1. Mister X
          Mister X 4 октября 2020 10:26 Новый
          +4
          В ряде случаев доработка осуществлялась без ведома фирм-изготовителей в странах, где эти машины эксплуатировались.
          Автор: Линник Сергей

          hi
          Я понимаю переделать грузовик. Но доработать самолёт...
          Есть подробности/фото?
          1. Bongo
            4 октября 2020 12:54 Новый
            +8
            Цитата: Mister X
            Я понимаю переделать грузовик. Но доработать самолёт...
            Есть подробности/фото?

            Здравствуй, мой въедливый друг! Фото тебе обязательно будет, но в третьей части обзора.
            Доработка УТС заключалась в установке прицелов и узлов подвески вооружения, а также прокладке кабельных жгутов для управления оружием. Иногда реализовывались мероприятия по повышению боевой живучести.
            1. Mister X
              Mister X 4 октября 2020 15:02 Новый
              +4
              Цитата: Bongo
              Здравствуй, мой въедливый друг!

              Здравствуй, мой друг любезный!

              Цитата: Bongo
              Иногда реализовывались мероприятия по повышению боевой живучести.

              В том числе и бронирование?
              1. Bongo
                5 октября 2020 08:52 Новый
                +5
                Цитата: Mister X
                Цитата: Bongo
                Здравствуй, мой въедливый друг!

                Здравствуй, мой друг любезный!

                Цитата: Bongo
                Иногда реализовывались мероприятия по повышению боевой живучести.

                В том числе и бронирование?

                В основном локальное бронирование кабины против пуль лёгкого стрелкового оружия и установка баллонов с азотом для заполнения топливных баков.
                1. Mister X
                  Mister X 5 октября 2020 11:35 Новый
                  +4
                  Цитата: Bongo
                  В основном локальное бронирование кабины против пуль лёгкого стрелкового

                  Авиационный шлем может спасти жизнь пилота при попадании пули винтовочного калибра?
                  Например ЗШ-7АБ (Б — Бронированный) изготовлен из кевлара.
                  Их часто применяют?
                  За рубежом существуют его аналоги?
                  1. Bongo
                    5 октября 2020 12:48 Новый
                    +6
                    Цитата: Mister X
                    Авиационный шлем может спасти жизнь пилота при попадании пули винтовочного калибра?

                    Смотря с какой дистанции. В Афганистане пилоты Су-25 какое-то время летали в титановых чугунках. Но в итоге от этого отказались ввиду сильной утомляемости. А так, как бронежилеты и шлемы - это один из путей снижения потерь среди лётного состава. Другой вопрос, что эти средства защиты популярностью у лётчиков не пользуются.
                    1. Mister X
                      Mister X 5 октября 2020 13:11 Новый
                      +4
                      Цитата: Bongo
                      эти средства защиты популярностью у лётчиков не пользуются.

                      Стало быть, надежда на скорость и маневренность машины, а также на удачу пилота wink
                      1. Bongo
                        5 октября 2020 13:12 Новый
                        +6
                        Цитата: Mister X
                        Стало быть, надежда на скорость и маневренность машины, а также на удачу пилота

                        Я бы ещё добавил лётное мастерство и тактическую грамотность.
                      2. Mister X
                        Mister X 5 октября 2020 13:14 Новый
                        +4
                        Цитата: Bongo
                        лётное мастерство и тактическую грамотность

                        Точно!
                        В авиации я дилетант smile
                      3. Bongo
                        5 октября 2020 13:18 Новый
                        +6
                        Цитата: Mister X
                        В авиации я дилетант

                        Не прибедняйся. По крайней мере у тебя есть здравый смысл. yes Иные "спецы" на полном суруёзе уверяют, что на Су-34 возможна подвеска "Калибров" и Х-32. И то, что с помощью ЗГРЛС возможна выдача точного целеуказания ЗРК. wassat
                      4. Mister X
                        Mister X 5 октября 2020 14:44 Новый
                        +4
                        Цитата: Bongo
                        По крайней мере у тебя есть здравый смысл.

                        По крайней мере я знаком с ТТХ и вооружением некоторых палубных вертолётов.
                        Долго изучал тему, чтобы написать о них, и не опростоволоситься wink
                        Ка-27
                        IAR-316B Алуэтт III
                        IAR 330 Puma Naval
                        SH-32 Cougar
                        Lynx HAS.3
                      5. Bongo
                        5 октября 2020 14:52 Новый
                        +3
                        Цитата: Mister X
                        По крайней мере я знаком с ТТХ и вооружением некоторых палубных вертолётов.
                        Долго изучал тему, чтобы написать о них, и не опростоволоситься wink
                        Ка-27
                        IAR-316B Алуэтт III
                        IAR 330 Puma Naval
                        SH-32 Cougar
                        Lynx HAS.3

                        Прекрасно помню твои замечательные статьи про ВМС Румынии good
                      6. Mister X
                        Mister X 5 октября 2020 16:10 Новый
                        +4
                        Цитата: Bongo
                        Прекрасно помню твои замечательные статьи про ВМС Румынии

                        Спасибо! Я вникал в тему много месяцев подряд
                      7. Bongo
                        5 октября 2020 16:11 Новый
                        +4
                        Цитата: Mister X
                        Я вникал в тему много месяцев подряд

                        Ага, помню как я по твоей просьбе читал спутниковые снимки... laughing
                      8. Mister X
                        Mister X 5 октября 2020 16:15 Новый
                        +2
                        Цитата: Bongo
                        помню как я по твоей просьбе читал спутниковые снимки

                        Братья и сестры! Третий вагон!
                        Запутался я в картах, спасибо за помощь!
  • Mister X
    Mister X 4 октября 2020 10:26 Новый
    +3
    Козырек фонаря был выполнен из бронестекла, остальное остекление изготавливалось из плексигласа.

    Как и на OV-10А Bronco
    Есть данные о поражениях пилотов Pucarа через небронированное остекление фонаря кабины?
    1. Bongo
      4 октября 2020 12:56 Новый
      +5
      Цитата: Mister X
      Есть данные о поражениях пилотов Pucarа через небронированное остекление фонаря кабины?

      Мне такая информация не попадалась. Справедливости ради, можно сказать, что площадь остекления кабины "Пукары" намного меньше "балкона" на "Бронко".
      1. Mister X
        Mister X 4 октября 2020 15:16 Новый
        +3
        Цитата: Bongo
        площадь остекления кабины "Пукары" намного меньше "балкона" на "Бронко".

        Стало быть, и вероятность поражения пилотов Pucarа меньше.
        1. Сергей Сфыеду
          Сергей Сфыеду 4 октября 2020 19:32 Новый
          +5
          Не факт. Нужно сравнивать доли проекций тела пилота, прикрытые броней. А что стекло, что тонкий дюраль уязвимы для стрелково-пушечного огна.
          1. Mister X
            Mister X 4 октября 2020 19:39 Новый
            +2
            Цитата: Сергей Сфыеду
            Не факт.
            А что стекло, что тонкий дюраль уязвимы для стрелково-пушечного огна.

            Не факт.
            У автора написано следующее:
            - Бронирование кабины защищало снизу и сбоку от винтовочных пуль, выпущенных с расстояния 150 м.
            1. Сергей Сфыеду
              Сергей Сфыеду 4 октября 2020 19:53 Новый
              +4
              Ну да, чисто визуально у "Бронко" остекление больше. Но все равно нужно реально смотреть, какая защита у того, и у другого. Рекламным заявлениям особой веры нет.
  • Mister X
    Mister X 4 октября 2020 10:27 Новый
    +3
    самолёт легко обнаруживался бортовыми радарами и на средних дистанциях был уязвим для ракет «воздух-воздух».

    Обновлённое БРЭО должно существенно расширить возможности поисково-ударные возможности штурмовика

    На Pucarа Delta предусматривают средства противодействия?
    1. Bongo
      4 октября 2020 12:57 Новый
      +3
      Цитата: Mister X
      На Pucarа Delta предусматривают средства противодействия?

      А вот не пишут. request Кассеты с тепловыми ловушками и дипольными отражателями поставить не долго. Но нужны ли системы РЭБ противопартизанскому штурмовику ?
      1. Mister X
        Mister X 4 октября 2020 15:18 Новый
        +1
        Цитата: Bongo
        нужны ли системы РЭБ противопартизанскому штурмовику ?

        Проводили ведь британцы учебные воздушные бои с «Фантомами» и «Харриерами».
        1. Bongo
          5 октября 2020 08:50 Новый
          +3
          Цитата: Mister X
          Проводили ведь британцы учебные воздушные бои с «Фантомами» и «Харриерами».

          Не забывай, что этот турбовинтовой штурмовик в первую очередь предназначен для антиповстанческих действий. Даже у Су-25 при встрече с современным истребителем шансов не много.
          1. Mister X
            Mister X 5 октября 2020 11:24 Новый
            +2
            Цитата: Bongo
            штурмовик в первую очередь предназначен для антиповстанческих действий.

            Согласен, тепловых ловушек и дипольных отражателей будет достаточно.
      2. bk0010
        bk0010 4 октября 2020 15:23 Новый
        +4
        РЭБ точно не нужно: самолет сразу перестанет быть дешевым. Плюс, у такого самолета высок шанс быть сбитым, а РЭБ - крайне секретная аппаратура. Но вот что-то типа Шторы, от стингеров и хелфаеров, должно быть обязательно.
        1. Mister X
          Mister X 4 октября 2020 21:12 Новый
          +3
          Цитата: bk0010
          самолет сразу перестанет быть дешевым...

          hi
          Я дилетант в авиации, но считаю ваше мнение разумным
  • ВАШ
    ВАШ 5 октября 2020 04:15 Новый
    0
    Может быть, но в сети этого не нашел. Нашел что они, OV-10 Бронко, в 2014 были полностью списаны.
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 4 октября 2020 06:59 Новый
    +1
    О "пукаре" читал, когда изучал монографию по Фолклено-мальвинским островам, но то, что она имела небольшой, но экспортный успех узнал впервые.
    Спасибо, автор.
  • swzero
    swzero 4 октября 2020 07:23 Новый
    -2
    Аргентинский турбовинтовой штурмовик не обладал выдающимися летными характеристиками,
    А по-моему характеристики вполне себе выдающиеся. Достаточно сравнить с самолетами вов имеющими двигатели сопоставимой мощности. Тот же Пе-2/3 нес в два раза меньше бомб,и не имел бронирования кабины кроме бронеспинки при той же скорости(на высоте 3 км) и при этом на пешке двигатели стояли 1050-1150, а не 950-978. Вот такой бы самолетик в вов не помешал бы вместо пешек.
    1. bk0010
      bk0010 4 октября 2020 09:58 Новый
      +2
      У этого с бронированием тоже все не очень: в тексте есть строка о сбитии штурмовика крупнокалиберным пулеметом.
      1. Bongo
        4 октября 2020 13:23 Новый
        +5
        Цитата: bk0010
        У этого с бронированием тоже все не очень: в тексте есть строка о сбитии штурмовика крупнокалиберным пулеметом.

        Бронезащита Ил-2 с высокой степенью надёжности защищала от бронебойных винтовочных пуль и мелких осколков. А вот при попадании в бронекороб и прозрачную броню пуль калибра 12,7-мм и выше, многое зависело от угла встречи и дистанции. Тоже самое касается и "противопартизанских" штурмовиков. Локальную бронезащиту от лёгкого стрелкового оружия имеет только кабина.
        1. bk0010
          bk0010 4 октября 2020 15:19 Новый
          -2
          Не стоит ссылаться на Ил-2: это самолет военного времени, созданный до середины 20 века. Сейчас нормальный штурмовик, ИМХО, должен держать до КПВ(Т) включительно. Просто потому, что этого добра может быть много и все оно будет бить по нему, когда он работает на малых высотах. И сделать такую защиту вполне реально.
          1. Сергей Сфыеду
            Сергей Сфыеду 4 октября 2020 19:45 Новый
            +4
            И где же такие самолеты? Пуля КПВТ по энергии сопоставима с 20мм снарядами. Нелегко такую защиту сделать. Да и зачем? Сейчас нормальный штурмовик - это самолет, летающий на высоте не менее 5км (для исключения поражения огнем ПЗРК и МЗА), имеющий оптико-локационную станцию (т.е. лазерный дальномер-целеуказатель и ТВ высокого разрешения), поражающий цели управляемыми бомбами. Т.е. Супер-Тукано.
            1. bk0010
              bk0010 4 октября 2020 20:14 Новый
              0
              Цитата: Сергей Сфыеду
              Сейчас нормальный штурмовик - это самолет, летающий на высоте не менее 5км (для исключения поражения огнем ПЗРК и МЗА), имеющий оптико-локационную станцию (т.е. лазерный дальномер-целеуказатель и ТВ высокого разрешения), поражающий цели управляемыми бомбами. Т.е. Супер-Тукано.
              Это не штурмовик, это могло бы считаться истребителем-бомбардировщиком, если бы хоть чуть-чуть могло выполнять функции истребителя. А так даже непонятно как назвать, простейший бомбардировщик, наверное.
              1. LastPS
                LastPS 4 октября 2020 21:30 Новый
                +6
                Штурмовиков в таком понимании сейчас никто не делает и не разрабатывает. Зачем? Если это серьезная армия с серьезными оппонентами штурмовику такому броня не поможет, а наркодилеров и террористов можно и тукано бомбить, как правильно заметили.
    2. Bongo
      4 октября 2020 13:09 Новый
      +8
      Цитата: swzero
      А по-моему характеристики вполне себе выдающиеся. Достаточно сравнить с самолетами вов имеющими двигатели сопоставимой мощности. Тот же Пе-2/3 нес в два раза меньше бомб,и не имел бронирования кабины кроме бронеспинки при той же скорости(на высоте 3 км) и при этом на пешке двигатели стояли 1050-1150, а не 950-978. Вот такой бы самолетик в вов не помешал бы вместо пешек.

      Как бы не очень корректное сравнение. no У "Пукары" максимальный взлётный вес – 6800 кг, у Пе-2 ЕМНИП где-то 8200 кг. Стоит понимать, что аэродинамика IA-58А гораздо лучше и топливная эффективность ТВД выше. Кроме того, "пешка" разрабатывалась как пикировщик, в связи с чем имела значительный запас прочности и была перетяжелена.
      1. swzero
        swzero 4 октября 2020 15:07 Новый
        +1
        пешка разрабатывалась как истребитель.Бомбардировщик и пикировщик из нее были так себе. Особенно в плане бомбовой нагрузки и бомботсеков. С пикирования могла применять бомбы только на внешней подвеске. А с бомбами на внешней подвеске падала скорость. АР-2 смотерлся как бомбер/пикировщик имхо лучше.
        1. Saxahorse
          Saxahorse 4 октября 2020 19:15 Новый
          +4
          Цитата: swzero
          АР-2 смотерлся как бомбер/пикировщик имхо лучше.

          Ар-2 пикировщик того же уровня что и ДБ-3. wassat
          1. swzero
            swzero 4 октября 2020 21:58 Новый
            +1
            те не менее мог из бомбоосека с пикирования кидать хотя бы.Да и нафиг эти пикирующие свойства не сдались.С пикирования кроме часетей Полбина и Ракова толком никто не работал, большую часть пилотов этому даже не учили. Если уж на то пошло наиболее эффективным пикировщиками у нас были и-16 из звена СПБ. Вот они да, показывали отличную точность.
      2. swzero
        swzero 4 октября 2020 22:58 Новый
        +1
        на счет топливной эффективности твд vs двс это большой вопрос. Сами движки меньше и легче это да, а вот на счет экономичности нет
  • Pavel57
    Pavel57 4 октября 2020 09:03 Новый
    +2
    Нишевый самолет с небольшой боевой историей.
  • FireLake
    FireLake 4 октября 2020 11:18 Новый
    -2
    Я думаю России такой бы не помешал. С учётом нашей школы (ил 2/ пе 3 и так далее) могли бы вполне годный самолёт сделать чисто на внешний рынок.
  • Андрей из Челябинска
    Андрей из Челябинска 4 октября 2020 12:30 Новый
    +12
    Очень хорошая статья. Вроде бы и тема не из самых интересных, такая что саму копать вроде бы и лениво, а тут тебе - ррраз! - на блюдечке с голубой каемочкой весь расклад в сжатой и доступной форме:))))
    Спасибо! hi
    1. Bongo
      4 октября 2020 12:58 Новый
      +7
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Очень хорошая статья. Вроде бы и тема не из самых интересных, такая что саму копать вроде бы и лениво, а тут тебе - ррраз! - на блюдечке с голубой каемочкой весь расклад в сжатой и доступной форме:))))
      Спасибо!

      drinks
  • merkava-2bet
    merkava-2bet 4 октября 2020 13:59 Новый
    +5
    Привет из солнечного Израиля,с Новым годом Вас,Сергей и Олечка,здоровья и счастья.
    Спасибо за интересный обзор,и как можно больше циклов,а то нечего читать,ей Богу.
  • iouris
    iouris 4 октября 2020 15:10 Новый
    -1
    Занимаются. Работают как могут. В РФ не смогли начать производство Ан-2.
  • Бензорез
    Бензорез 4 октября 2020 16:53 Новый
    +2
    Спасибо.
    За штурмовик "Пукара" я читал, рассматривал красивейшую фографию в журнале Зарубежное Военное Обозрение на заре далекой юности.
    Даже не ожидал, что йон- по сей день жив "курилка"!.. fellow
  • Turist1996
    Turist1996 4 октября 2020 17:36 Новый
    +6
    А вообще - интересная машина!
  • Pushkowed
    Pushkowed 5 октября 2020 12:18 Новый
    +1
    Но уже в следующем боевом вылете «Пукара» Хименеса врезалась в холм из-за потери ориентировки в низкой облачности, пилот погиб.
    Вообще-то, он разбился и погиб в том же самом вылете, в котором и одержал воздушную победу. Обломки самолёта и останки лётчика были найдены англичанами только через 4 года.
  • Шарнхорст
    Шарнхорст 5 октября 2020 12:30 Новый
    +3
    "Пукара" конечно не "Грач" Су-25 и не А-10 "Бородавочник", но закошмарит папуасов в джунглях (а может и "скакуасов"в Карпатах) наверное даже лучше, особенно в современной интерпретации.
  • PilotS37
    PilotS37 5 октября 2020 15:21 Новый
    +1
    Первым иностранным покупателем «Пукары» стал Уругвай. В ВВС этого центральноамериканского государства...

    С каких это пор Уругвай оказался в Центральной Америке - там Мексика, Никарагуа, Гондурас...
    А Уругвай, он - сосед Аргентины: столицы обеих стран расположены на берегах залива Ла Плата!
    1. Крымский партизан 1974
      Крымский партизан 1974 8 октября 2020 09:33 Новый
      -1
      С каких это пор Уругвай оказался в Центральной Америке ....а что не так!!! уругвай и парагвай и есть самый центр южной америки, ты наверно попутал с латинской америкой которую иногда называют центральной!!!! но речь об Аргентине. а она в Южной Америке, а уругвай и парагвай в самом центре.......шота у тебя провал в географии
  • Zaurbek
    Zaurbek 7 октября 2020 10:27 Новый
    0
    Для какой ни будь Сирии - экономно вполне....и все оружие можно применить.
  • монстрила
    монстрила 5 ноября 2020 17:50 Новый
    0
    Сразу видна рука Богов механики-Сумрачный Германский гений.Эхх,вот кого в союзники бы заполучить,да на века.Не было бы ,Россия и Германия,могущественнее силы на планете!