Строевые Су-57 преподнесут сюрприз американским военным экспертам. Итоги изысканий центра RAND

136

Присоединившись к недавнему исследованию моего коллеги Кирилла Рябова и тщательно проанализировав небезызвестный в западном сегменте Интернета аналитический материал «Russia's Su-57 Heavy Fighter Bomber: Is It Really a Fifth-Generation Aircraft?» («Российский тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-57: действительно ли это самолёт 5-го поколения?»), подготовленный для американского научно-исследовательского центра RAND так называемыми военными экспертами Райаном Бауэром и Питером Уилсоном, я пришел к окончательному выводу о том, что низкий уровень профессиональной компетентности характерен не только для рядовых журналистов многочисленных заокеанских военно-аналитических изданий, но и для небезызвестных в американском медиапространстве личностей, аналитическая деятельность которых является предметом повышенного интереса как штаб-квартир ведущих военно-промышленных корпораций и некоммерческих научно-исследовательских организаций при Пентагоне, так и научно-исследовательских лабораторий при командованиях ВВС и ВМС США.

В частности, подытоживая свой весьма поверхностный (без указания индексов и параметров бортовых комплексов и датчиков) сравнительный обзор элементной базы систем управления вооружением (СУВ), бортовых комплексов обороны (БКО) и другой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования перспективного многофункционального истребителя Су-57, глубоко усовершенствованного тактического истребителя поколения «4++» F-15CX/EX, а также истребителя 5-го поколения F-35A, Бауэр и Уилсон допустили ряд технических ошибок, превративших их аналитический материал в абсолютно необъективный опус, никоим образом не влияющий ни на уровень престижа ПАО «Компания «Сухой» в целом, ни на конкурентоспособность «пятьдесят седьмого» в частности.



Так, в качестве ключевого тактико-технического недостатка, якобы обуславливающего скудность «информационного поля» пилотов Су-57 и неспособность всеракурсного мониторинга воздушно-космического пространства на предмет внезапного появления таких угроз, как приближающиеся ЗУР и ракеты воздушного боя с пассивными оптико-электронными ГСН (работающими в ИК-/ТВ-диапазонах и фотоконтрастном канале визирования), а также неспособность скрытного мониторинга надводного/наземного участков ТВД, Бауэр и Уилсон назвали отсутствие должного спектра интегрированных оптико-электронных комплексов обнаружения атакующих ракет, осуществляющих обзор воздушного пространства в боковых и задней полусферах, а также мультиспектрального оптико-локационного прицельного комплекса нижней полусферы. Отталкиваясь от данного утверждения, являющегося грубейшей технической ошибкой, авторы вышеуказанного опуса занизили прогнозируемый оборонительный и ударный потенциалы серийных Су-57 до уровня американского модернизированного многоцелевого тактического истребителя F-15EX, архитектура оптико-электронных средств которого в разы более скудна, нежели у истребителей 5-го поколения семейства «Lightning II» (F-35A/B/C).

Многовекторность оптико-электронного облика Су-57 станет ключевым подспорьем в сохранении боевой устойчивости в воздушных баталиях XXI века


Очевидно, господину Бауэру и его коллеге Питеру Уилсону было невдомёк, что начиная ещё с восьмого лётного опытного прототипа 2-го этапа (Т-50-9, б/н 509) все предсерийные экземпляры Су-57 оснащаются интегрированными мультиспектральными оптико-электронными комплексами 101КС «Атолл», серийно выпускаемыми производственным объединением «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова. Комплексы данного типа представлены распределённой по планеру Су-57 апертурой всеракурсного обзора из 10 оптико-электронных модулей (датчиков), распределённых на 4 группы, каждая из которых закреплена за соответствующей подсистемой (оптико-электронной разведки/целеуказания, обнаружения/подавления атакующих ракет либо пилотажа в ночное время суток в режиме огибания рельефа местности.


Подсистема обнаружения атакующих ракет 101КС-У располагает двумя спаренными КС-У/02 (размещены в нижней образующей носовой части фюзеляжа и между верхними обводами мотогондол) и двумя моноблочными КС-У/01 (размещены в бортовых образующих гаргрота, за кабиной пилота) оптико-электронными модулями с 6 идентичными объективами и ультрафиолетовыми матричными фотоприёмниками высокого разрешения, обеспечивающими всеракурсное обнаружение теплоконтрастных объектов на значительном удалении от носителя. Основываясь на максимальном конструктивном сходстве УФ-модулей подсистемы 101КС-У с датчиками станции обнаружения атакующих ракет (СОАР) интегрированной в БРЭО опытного прототипа многофункционального истребителя МиГ-35 (б/н 154) можно прийти к выводу о том, что тактико-технические параметры обеих подсистем примерно равные.

В частности, функционирующие в ультрафиолетовом диапазоне визирования датчики КС-У/01/02 способны обнаружить (по УФ-излучению факелов РДТТ) и осуществить «завязку трасс» зенитных управляемых ракет средней/большой дальности, а также ракет класса «воздух-воздух» на удалении 40-50 и 30-40 км соответственно. Данной дистанции пеленгования будет вполне достаточно не только для выполнения лётчиком Су-57 противоракетного манёвра, но и для заблаговременной выдачи подсистемой 101КС-У азимутальных и угломестных координат атакующих ракет, которые впоследствии могут быть переданы в систему управления вооружением истребителя посредством мультиплексной шины обмена данными MIL-STD-1553B, а затем загружены в инерциально-навигационные блоки ракет воздушного боя РВВ-СД / «Изделие 180» или РВВ-МД (Р-74), адаптированных к перехвату зенитных ракет и ракет воздушного боя противника благодаря наличию высокочувствительных коротковолновых и средневолновых инфракрасных и активных радиолокационных ГСН. Как видите, подсистема 101КС-У обладает полным спектром параметров для осуществления обороны носителя от теплоконтрастных средств воздушного нападения, нисколько не уступая американским инфракрасным станциям обнаружения атакующих ракет с распределенной апертурой типа AN/AAQ-37 DAS, устанавливаемым на многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A/B/C.

Не менее важной оборонительной подсистемой комплекса 101КС «Атолл» является подсистема обнаружения и оптико-электронного подавления ЗУР и УРВБ с инфракрасными ГСН 101КС-О, представленная двумя турельными оптико-электронными модулями, оптикопрозрачные обтекатели которых размещены на нижней образующей носовой части фюзеляжа (под кабиной пилота) и на верхней образующей гаргрота (непосредственно за фонарем кабины пилота). Каждый оптико-электронный мудуль располагает инфракрасным пеленгатором с матричным фотоприёмником, а также спаренным с ней лазерным блоком для «ослепления» фотоприёмников головок самонаведения атакующих ракет противника. Ни малозаметные многоцелевые истребители линейки F-35A/B/C, ни тем более усовершенствованные тактические истребители переходного поколения F-15EX по сей день не располагают столь внушительным спектром бортовых подсистем обороны.

Ключевым компонентом интегрированного мультиспектрального оптико-электронного комплекса 101КС «Атолл» в выполнении задач скрытного обнаружения воздушных целей и оптико-электронной разведки объектов противника (без вскрытия собственного местоположения) является подсистема 101КС-В, представленная глубоко усовершенствованной турельной 3-диапазонной квантовой оптико-локационной станцией ОЛС-50М, установленной перед фонарем кабины, а также подвесным контейнерным оптико-электронным прицельным комплексом 101КС-Н. При функционировании в длинноволновом инфракрасном диапазоне модуль ОЛС-50М способен обнаружить инфракрасное излучение от реактивной струи ТРДДФ истребителя типа «Typhoon» на удалении 50—60 км (при максимальном режиме в переднюю полусферу) и 80—100 км в ППС и при переходе двигателей на форсажный режим работы; дальность обнаружения в заднюю полусферу (ЗПС) на форсажном режиме может достигать 130—170 км.

Подвесной оптико-электронный модуль 101КС-Н, функционирующий в телевизионном, низкоуровневом телевизионном и средне-, длинноволновом ИК-диапазонах, предназначен для детального мониторинга наземного и надводного участков ТВД на предмет оперирования бронетехники, артиллерии, средств радиотехнической разведки, а также надводных катеров и кораблей противника (с различным водоизмещением) с возможностью их идентификации как в дневное, так и в ночное время суток. Данный модуль (равно как и электронно-оптический комплекс EOTS истребителя F-35A) полностью дополняет оптико-электронную архитектуру отечественного истребителя 5-го поколения Су-57, насыщая «информационное поле» пилота исчерпывающими данными о тактической обстановке на ТВД.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 октября 2020 05:34
    Слухи ходят что на этой неделе серийный может взлететь.
    1. +16
      6 октября 2020 06:26
      Ходят слухи что и слоны научились летать...спасибо нашим военным хранящим секреты новой техники как зеницу ока...хотелось бы побольше неожиданных сюрпризов для наших врагов в будущей войне.
      1. +9
        6 октября 2020 06:38
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Ходят слухи что и слоны научились летать

        Ходят слухи , что Даманцев начнёт выдавать по 3 статьи в неделю.
        1. +17
          6 октября 2020 06:42
          Все может быть smile поэтому надо опираться на проверенные факты ...коих пока мало в нашей аудитории представлено...многое засекречено,запрещено обнародовать и узнать что либо достоверно невозможно.
          А писать статьи при желании можно насколько фантазия позволяет.
          Пожелаю Даманцеву нескончаемого вдохновения на этом поприще...не каждый форумчанин способен на это.
          1. -4
            6 октября 2020 06:49
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Все может быть поэтому надо опираться на проверенные факты ...коих пока мало в нашей аудитории представлено...многое засекречено,запрещено обнародовать и узнать что либо достоверно невозможно.

            ну Даманцев то знает wink
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Пожелаю Даманцеву нескончаемого вдохновения на этом поприще...не каждый форумчанин способен на это.

            1. 0
              6 октября 2020 06:54
              Зато как интересно...жизнь бурлит...кипит яркими цветами.
              Конечно хотелось бы почитать ведомственную литературу под грифом ДСП и Секретно я уж не говорю об секретах чрезвычайной важности...но увы простым смертным не положено это знать. smile ...как говорится меньше знаешь крепче спишь.
              1. 0
                11 октября 2020 09:36
                хотелось бы почитать ведомственную литературу под грифом ДСП

                Это совсем не обязательно читать, главное когда СУ57 массово поступят в части и начнут нести службу, когда самолёты будут массово летать в небесах, тогда можно быть уверенному, что наши тылы крепки.
                А читать документацию макетов это пустое.
      2. +3
        6 октября 2020 07:23
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        .спасибо нашим военным хранящим секреты новой техники как зеницу ока..

        Вот чего чего, а вот секретить мы умеем
        1. +2
          6 октября 2020 12:28
          и это очень правильно!
          1. +6
            6 октября 2020 12:39
            Цитата: роман66
            и это очень правильно!

            Но иногда доходит до маразма
            Сроду не забуду когда шли пуски по программе "Интеркосмос" нас переодевали в "песочную робу"
            Беретка, куртка типа больничной пижамы, такие же штаны и сандали. Всё это песочного цвета. Хотя весь мир знал кто работает на "Байконуре"
            Инструктаж когда шла программа "Союз Апполон"
            На вопрос кем вы работаете надо отвечать "Я млаший научный сотрудник Академии наукСССР"
            Оклад от 140 до 160 р.
            И вот представь себе картину.
            Идёт проверка. Заходят в казарму. Дневальный сидит на тумбочке с "Беломориной" в зубах. Ну типа он не дневальный
            На вопрос кто вы, последовал бравый ответ
            "Дежурный администратор по КАЗАРМЕ младший научный сотрудник..."
            До конца рассказать не успел. Комиссия ржала так, что стёкла дребезжали...
            1. +2
              6 октября 2020 14:18
              Цитата: Липчанин
              Цитата: роман66
              и это очень правильно!

              Но иногда доходит до маразма......


              Согласен. И дело не столько и не только в маразме. Охрана секретов, она денег стоит и не малых. А у нас по традиции, секретят то, что уже всему свету известно... В результате имеем: излишние затраты; неприятности и неудобства при работе с давно протухшими "секретами" и т.п. И в конце-концов очередной Бакатин сдаст все, что с таким трудом и маразмом охранялось.
              1. 0
                6 октября 2020 14:22
                Цитата: tolancop
                неприятности и неудобства при работе с давно протухшими "секретами" и т.п.

                Про то вообще отдельный разговор
                А у нас по традиции, секретят то, что уже всему свету известно...

                В амерских газетах писали, что в МИКе у нас хорошо, чисто, удобно и пахнет краской
                Тонкий намёк на то, что опять показуха
        2. +1
          6 октября 2020 14:12
          Цитата: Липчанин
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          .спасибо нашим военным хранящим секреты новой техники как зеницу ока..

          Вот чего чего, а вот секретить мы умеем


          Выбалтывать то, о чем следовало бы помолчать, увы, тоже...
          1. 0
            6 октября 2020 14:14
            Ну не без этого конечно.
            Надо ведь показать свою осведомлённость
      3. -1
        6 октября 2020 18:11
        Не надо войн. Пусть продолжают беситься в бессильной злобе, пожираемые фобиями и раком.
      4. 0
        7 октября 2020 13:30
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Ходят слухи что и слоны научились летать...спасибо нашим военным хранящим секреты новой техники как зеницу ока...хотелось бы побольше неожиданных сюрпризов для наших врагов в будущей войне.

        О чем военные умолчат, то Даманцев опубликует )
      5. 0
        9 октября 2020 04:14
        хотелось бы побольше неожиданных сюрпризов для наших врагов в будущей войне.

        Хотелось бы, что войны не было. Думаю, что и не будет - американцы "конят", пока у них нет многократного преимущества.
    2. +5
      6 октября 2020 09:55
      На ТВ Звезда еще больше могут рассказать слухов, что не всегда соответствует действительности!
  2. +19
    6 октября 2020 05:40
    Зачем оправдываться и кому то что то доказывать,надо написать статью " Является ли F35 самолётом 5 поколения" и выводы доводы, какой срач был бы, еврейские товарищи с хрипотой бы говорили как это волшебный самолёт, глядишь и на зарубежных ресурсах статья вышла бы.
    1. 0
      6 октября 2020 18:14
      Нет, нет и нет! Пусть успокоятся - конечно является. Только вот 5е поколения разные бывают wink
    2. 0
      8 октября 2020 10:32
      А как по мне , так ФУ-35 и впрямь волшебный. Стоит - то как в сказке, немерено.
  3. +12
    6 октября 2020 06:00
    . способны обнаружить (по УФ-излучению факелов РДТТ) и осуществить «завязк smile у трасс» зенитных управляемых ракет средней/большой дальности, а также ракет класса «воздух-воздух» на удалении 40-50 и 30-40 км соответственно.

    Похоже, Даманцев уверен, что двигатели зенитных ракет средней и большой дальности работают непрерывно с момента старта до попадания ракеты в цель.
    Как бы ему намекнуть, что это не совсем так, чтоб человека не расстроить smile
    1. 0
      6 октября 2020 06:38
      Цитата: Avior
      Как бы ему намекнуть, что это не совсем так

      Бесполезно.
    2. +6
      6 октября 2020 07:11
      А что не так? С большей дистанции ракеты по этому самолёту запускать не станут,как бы вам намекнуть на эффективную дальность чтобы вас не расстроить.
      1. +3
        6 октября 2020 07:23
        Правильно. Ракеты большой дальности запускают исключительно с малой дальности, пока у них двигатель работает. Двигатель остановился- ракета упала, она же тяжелее воздуха? smile
        А называют их большой дальности, чтобы противника запутать.
        Я не знаю что делать, вы убили во мне веру в справедливость этого мира!
        smile
        1. +2
          6 октября 2020 07:47
          Простите не хотел убивать вашу веру. Можете верить дальше.
        2. 0
          7 октября 2020 11:21
          ракеты чаще всего запускают с расстояния в половину ее максимальной дальности .
          можете даже почитать какими ракетами и с какого расстояния шмаляли американцы в Ираке .
          1. 0
            7 октября 2020 11:25
            Зенитными? Американцы? По самолетам?
            1. 0
              7 октября 2020 14:04
              ракеты воздух воздух , амраамы в частности.
              1. 0
                7 октября 2020 22:22
                Я писал о зенитных, вообщето
      2. +1
        6 октября 2020 10:18
        А намекните, потому что это не такой простой вопрос. Как меняется на догонном курсе, как меняется против малозаметных целей, как меняется, если цель типа миг-29 верткая и будет это делать?
        И какая реальная дальность для таких простых целей, как, например, Боинг 737
        1. 0
          6 октября 2020 10:44
          Вот наиболее хороший ответ в открытом доступе:
          https://zen.yandex.ru/media/id/5daad4a0c7e50c00b1294ff0/mojet-li-samolet-uiti-ot-rakety-chast-1-5dafb8e323bf4800b0e52e45
    3. +3
      6 октября 2020 07:15
      Цитата: Avior
      Как бы ему намекнуть, что это не совсем так, чтоб человека не расстроить

      Так Вы расскажите об этом, многим на ВО наверное будет интересно.
      1. 0
        6 октября 2020 07:57
        https://missilery.info/missile/standard-6
        Основной противник Су-57 дальнего действия
        Там внизу табличка есть с графой время работы для ускорителя и маршевого двигателя.
        1. +3
          6 октября 2020 10:01
          Там внизу табличка есть с графой время работы для ускорителя и маршевого двигателя.
          Там еще кое-что есть:
          модернизированная система управления c активно-полуактивной радиолокационной головкой самонаведения
          , так что, если и не заметит факел на старте, то уж подсвет будет обнаружен точно.
          1. 0
            6 октября 2020 11:37
            Речь шла конкретно о оптическом обнаружении факела двигателя
            1. +2
              6 октября 2020 11:49
              Ситуацию нужно рассматривать в комплексе! И если применение оружия может быть обнаружено по другим сопутствующим факторам, то невозможность обнаружения стартового факела подобной ракеты не является недостатком самолета в целом!
              1. 0
                6 октября 2020 12:38
                Речь да о том, что в статье все факторы не учли
                Арассматривался только аспект оптическогообнаружения
        2. +1
          10 октября 2020 22:29
          Так его тоже издалека видеть не будут
          1. +1
            10 октября 2020 23:08
            Если в оптике- то увидят ли пуск за 200 км в течении 6 секунд?
            1. +1
              10 октября 2020 23:12
              А кто его за 200 км РЛС сможет обнаружить?
    4. +4
      6 октября 2020 07:27
      Цитата: Avior
      Похоже, Даманцев уверен, что двигатели зенитных ракет средней и большой дальности работают непрерывно с момента старта до попадания ракеты в цель.

      А вы считаете, что на расстоянии 40 км они уже не работают?
      а также ракет класса «воздух-воздух» на удалении 40-50 и 30-40 км соответственно.
      1. +5
        6 октября 2020 07:54
        В переднюю полусферу атакующую ракету РЛС неплохо увидит,и намного дальше чем сорок километров. А вот в догон её с такой дистанции врятли станут запускать,ракета просто не успеет догнать машину или догонит с уже на излёте, когда простейший манёвр позволит её сбросить.
        1. 0
          6 октября 2020 07:55
          Так и я про это. Просто не стал подробно излагать
          1. +3
            6 октября 2020 08:01
            А некоторые просто веруют что ракеты за сто-двести км пулять будут. И никак иначе.
            1. +1
              6 октября 2020 08:05
              Цитата: Герман 4223
              А некоторые просто веруют что ракеты за сто-двести км пулять будут.

              Ну ежли ток ракетами неведимками
            2. +1
              10 октября 2020 22:30
              Реально по опыту последних войн и конфликтов РВВ применяли с дистанции 0.3-0.4 х Дпуска максимальная. И то регулярно мазали
              1. 0
                12 октября 2020 09:54
                Рекорд по дальности поражения тридцать с чем то км. Он у бельгийского лётчика с самолёта ф16. Это было в 90х.
                А так за всю холодную войну США и их союзники за пределами визуальной видимости сбили 4 самолёта. 6% ракет поразили цель!
        2. 0
          6 октября 2020 08:09
          так речь не про РЛС ведется, а про оптическую систему.. 40 км- я думаю для идеальных условий, которых никогда не бывает.. а если облака? при том что двигатель у ракеты реально все время не работает? нет.. система по любому хорошо, что есть такая.. но она не панацея.. для любого 5 поколения хоть Су, хоть Фу..
          1. +3
            6 октября 2020 08:25
            В заднюю полусферу (в догон) сорок километров это на пределе дальности пуска той же айм-120. Пуск ракеты будет ближе,а двигатель ракеты выключится на ещё более близком расстоянии. В переднюю полусферу ракету обнаружит РЛС и ОЛС на гораздо большем расстоянии.
        3. +1
          6 октября 2020 12:31
          Между передней полусферой и задней есть и промежуточные варианты, при которых РЛС слабо поможет
          1. +2
            6 октября 2020 12:38
            Для су-57 эта проблема решена боковыми РЛС , су-30 имеет сектор обзора 300° за счёт доворота. Да и ОЛС имеет больший сектор обзора чем РЛС.
            1. +1
              6 октября 2020 13:40
              Дальность обнаружения доплеровской РЛС- величина сильно непостоянная, и зависит от скоростей и векторов движения самолёта и цели.
              В силу этого нельзя сказать, с какой дальности и с какого ракурса РЛС подлетающую ракету обнаружит
              То что РЛС имеет возможность поворота, не значит, что что она все время сканирует все доступное пространство, а дальность боковых РЛС намного меньше, чем основной.
              То же самое с ОЛС.
              1. +1
                6 октября 2020 14:54
                Дальность обнаружения доплеровской РЛС- величина сильно непостоянная
                На самом деле все проще, зачем обнаруживать ракету, которая летит от Вас, или примерно на Вас, но Вы не ее цель??? Вам она ничего не сделает, не обнаружите ее ... ну и нет ничего страшного! А вот если Вы ее цель, то будет в чистом виде атака "навстречу" и дальность обнаружения особо меняться не будет!
                1. 0
                  6 октября 2020 17:05
                  А если не в чистом виде на встречу? А если пересекающиеся курсы? А если довернула в какой то момент?
                  1. +1
                    6 октября 2020 18:00
                    Вы немного не поняли, если ракета летит на Вас, то с направления движения ракеты суммарная скорость сближения будет равна сумме проекции Вашей скорости на это направление и скорости самой ракеты. Учитывая намного большую скорость движения ракеты (чем самолет) результирующий доплеровский сдвиг отраженного от ракеты сигнала окажется вне зоны отражений от подстилающей поверхности, идеальные условия обнаружения для доплеровской РЛС!!!
                    1. +1
                      6 октября 2020 18:56
                      Если ракета летит под углом к вашему курсу наперерез со стороны задней полусферы, то скорость сближения самолёта и ракеты будет относительно невысокой, особенно если дальность достаточно большая и скорость ракеты стала сопоставима со скоростью самолета
                      Дальность обнаружения при этом резко упадет.
                      Если она вообще будет обнаружена.
                      1. +1
                        6 октября 2020 20:15
                        На скорости самолёта ракета "воздух-воздух" со стороны задней полусферы вряд ли его вообще догонит, да и не сможет она держаться в воздухе, если только конечно не вертикально вверх на работающем двигателе.
              2. +1
                6 октября 2020 17:30
                Цитата: Avior
                Дальность обнаружения доплеровской РЛС- величина сильно непостоянная, и зависит от скоростей и векторов движения самолёта и цели.
                В силу этого нельзя сказать, с какой дальности и с какого ракурса РЛС подлетающую ракету обнаружит

                Avior (Сергей). Вы немного неправы. А как на это сказывается череспериодное изменение частоты повторения зондирующих импульсов? Это и есть решение всех ваших вопросов... Зависит не дальность обнаружения, а "слепая" скорость ...
                1. 0
                  6 октября 2020 19:01
                  Дальность обнаружения зависит от взаимной скорости сближения.
                  Если под углом- то и от угла.
                  1. +1
                    6 октября 2020 20:30
                    Только упрощать не нужно, там множество факторов, и легко можно назвать набор условий, при которых ни от скорости сближения, ни от углов, дальность обнаружения зависеть не будет.
                    1. 0
                      6 октября 2020 21:17
                      Именно множество факторов
                      А не четкие цифры, как здесь можно увидеть
            2. +1
              10 октября 2020 22:32
              Цитата: Герман 4223
              , су-30 имеет сектор обзора 300° за счёт

              240 градусов, не?Плюс-минус 60 град. И еще по 60 град. за счет механического доворота решетки
              1. 0
                12 октября 2020 09:57
                240° это ирбис. А вот про барс пишут именно 300°.
        4. -2
          6 октября 2020 17:50
          Цитата: Герман 4223
          В переднюю полусферу атакующую ракету РЛС неплохо увидит, и намного дальше чем сорок километров.

          БРЛС Н036 "Белка" Су-57 обнаружит атакующую ракету со средней минимальной
          ЭОП=0,01 м2 на расстоянии Д=126,491 км в свободном пространстве по данным открытой печати.
          1. +1
            6 октября 2020 18:29
            На белку разве характеристики где-то выкладывали? ЭПР таких ракет вроде немного больше 0,01 ,попадались цифры 0,05 и выше.
      2. +2
        6 октября 2020 11:51
        Могут работать, могут нет
        В зависимости от дальности пуска, количества ступеней и типа двигателя ракеты
        Если двухрежимный, например, может и ближе включится
        Но твердотопливный двигатель не работает постоянно во всем диапазоне дальностей
      3. 0
        6 октября 2020 12:42
        Смотря какой было изначально
        Есть веря работы двигателя, если он непопалвэту дальность, то, конечно не работает
        Раньше к них были двухрежимные двигатели, в этом случае он включался после захвата ГСН, сейчас однорежимные
        Но вообще то я писал о зенитных ракетах, а не воздух - воздух
        1. +1
          6 октября 2020 14:06
          Цитата: Avior
          Раньше к них были двухрежимные двигатели, в этом случае он включался после захвата ГСН, сейчас однорежимные

          Это к каким ракетам? У АИМ-120 до модификации С-7 как стоял так и стоит WPU-6/B от Hercules/Aerojet.
          На С-7 с увеличенной дальностью тоже двухрежимный просто длиннее, "в порочащих связях с ПВРД не замечена". Однорежимные для ракет средней и большой дальности сейчас моветон.
          1. +1
            6 октября 2020 16:33
            Попадалось, что в Д версии для увеличения дальности.
            1. +1
              7 октября 2020 07:28
              Цитата: https://www.secretprojects.co.uk/threads/aim-120-amraam-projects.127/page-2
              A development of the earlier AIM-120C, AIM-120D (P3I Phase 4, formerly known as AIM-120C-8) retains the same PN G672798-1 Plus 5 solid propellant rocket motor of the AIM-120C-5 and C-7 variants.

              ...однако пишут только про доработку "мозгов", двиг такой же как на С-5 и С-7. Возможно вы путаете с какими-то экспериментами на стадиях разработки, в серии и в проектах на ближайшее будущее однорежимных нет.
              Пруфы в студию.
              1. 0
                7 октября 2020 09:23
                Искал, не нашёл этого упоминания сейчас.
                Речь шла о том, насколько я помню, что обе части двигателя срабатывают сразу друг за другом, в принципе, такое и можно перепрограммирование мозгов сделать, не меняя сам двигатель.
                Там даже диаграмма скорости какая то была.
                Но это была не официальная информация, я не настаиваю, что все так и есть, может, и экспериментальное что то было.
                Собственно, то что двигатели двурежимные , как раз резко снижает возможности самолета по срыву атаки противоракетным маневром, вторая часть добавляет энергетики ракете, и то что включение второй части двигателя определится датчиками, самолету так себе поможет.
                hi
                1. 0
                  7 октября 2020 09:46
                  Цитата: Avior
                  Там даже диаграмма скорости какая то была.

                  Именно. Разные высоты и дальность определяют алгоритм срабатывания режимов. Этим и достигается увеличение общей дальности. Этот же "eco-mode" служит для того чтобы приберечь запас топлива на ускорение в терминальном, так как при выгорании и даже при стрельбе "сверху-вниз" одной только инерции недостаточно.Однорежимные ТРД неэффективны при увеличении дальности до цели. Как вы написали:
                  Цитата: Avior
                  Раньше к них были двухрежимные двигатели, в этом случае он включался после захвата ГСН, сейчас однорежимные

                  Не соответствует действительности. Даже МБДА Метеор использует разные режимы для разных участков траектории, назад в прошлое никто не спешит.
                  1. +1
                    7 октября 2020 10:00
                    Найду то сообщение- напишу, в чем дело было
    5. +2
      6 октября 2020 10:54
      Дистанция видимости ультрафиолетового излучения факела двигателя американской AIM-120D вполне достаточна (90 км), чтобы датчики Су-57 обнаружили её на активном участке траектории. В случае плохой видимости в оптическом диапазоне включается радиолокационная ГСН ракеты, что тем более однозначно демаскирует её на любой дистанции.

      Другое дело, что максимальная дистанция полета российской РВВ БД с радиокомандным наведением после АУТа составляет 150 км - вот её то датчики УФ/радиоизлучения F-22 и F-35 не видят до самого попадания в цель laughing
    6. +2
      6 октября 2020 11:49
      ну как бы у эуропейского Метеора все время работают. Значит, всеж прав великий даманцев)
      1. +2
        6 октября 2020 13:42
        У других - нет.
        Но толку от этого немного- Метеор проще обнаружить зза счёт двигателя, но по той же причине уйти от него многократно сложнее
  4. 0
    6 октября 2020 06:05
    Не стоят американские эксперты того чтоб им сюрпризы преподносили . Если уж преподносить так лучше сразу по заждавшимся в предвкушении целям - они лучше оценят .
  5. +9
    6 октября 2020 06:15
    Avior
    Как бы ему намекнуть, что это не совсем так, чтоб человека не расстроить
    А вы намекайте без стеснения, т.к. Даманцев еще не такое читал о своих статьях.
    Поддержу выше написанное Пессиместом22 о том, что действительно почему бы, как бы ненароком, не выразить сомнения в принадлежности F-35 к самолету 5 поколения? Коль идет информационная война, то она и с нашей стороны должна быть наступательной. И не важно так это или нет, главное вбросить сомнения по этому поводу.
    1. 0
      6 октября 2020 06:48
      Смысл?
      Свои и так в этом убеждены, а чужие читать не будут.
  6. 0
    6 октября 2020 07:04
    Вот Евгений, все военные тайны выдал.
  7. 0
    6 октября 2020 07:05
    Подвесной оптико-электронный модуль 101КС-Н,


    А чего он не дополняет Су30см?
    1. +1
      6 октября 2020 11:21
      Цитата: Zaurbek
      не дополняет Су30см?

      Потому что ОКР Атолл (101КС) - комплекс для Су-57.
      На Су-30МКМ стоит ОЛС-30И и нашлемная "Сура". Про то что контейнерные ОЛС не используются на модификациях без собственной ОЛС...а кто вам такое сказал?
      1. 0
        6 октября 2020 11:34
        Написано в статье...
        1. +1
          6 октября 2020 12:01
          Цитата: Zaurbek
          Написано в статье...

          В какой? В этой нет такого.
          101КС чисто для Т-50. На Су-34 емнип Т220 обкатывают, так что и Су-30 скорее всего сможет. А 101КС-Н имеет смысл только в комплексной модернизации, что значительно дороже чем доводка БРЭО до применения того же Т220.
  8. 0
    6 октября 2020 07:23
    Выражение "Строевые Су-57" мне кажется преждевременным.
  9. +2
    6 октября 2020 07:34
    Так это же хорошо, что супостат не имеет точных данных по нашей технике, тем "приятней" для него будет сюрприз. Раньше, чтобы фуфло противнику втюхать, целые разведотделы работали, да собственно и сейчас парни работают.
  10. +2
    6 октября 2020 07:44
    Почти ежедневные рассказы о том, что экспексшмэкс -15 лучше, чем кэксдрэксфэкс -13, давно набили оскомину, а от выражений вроде "восьмой лётный опытный прототип 2-го этапа" -- просто тошнит.
  11. +3
    6 октября 2020 08:21
    Как-то раз Альберт Великий и философ Фома Аквинский, два выдающихся мыслителя своего времени, прогуливались по саду и вели спор о том, есть ли глаза у крота?

    Один утверждал, что поскольку крот живёт под землёй, в полной тьме, зрение ему не нужно, и значит, глаз у него нет. Другой возражал, что будучи зверем, покрытым мехом, крот обязан иметь глаза, как и все остальные звери.

    Случившийся рядом садовник подошёл с поклоном и предложил господам поймать для них живого крота, чтобы они могли взглянуть на него и тем самым решить свой спор.

    «Нет!» - ответили хором оба философа. «Ни в коем случае! Мы ведь спорим в принципе. Есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза...»
    soldier
  12. 0
    6 октября 2020 09:06
    На F-35 AN/AAQ-37 на каком расстоянии уверенно обнаруживает приближающиеся ракеты класса ВВ?
    Не EOTS (который "божий глаз"), а именно ЭОС DAS.
    1. +1
      6 октября 2020 11:23
      По минусующим троллям я делаю вывод - что на расстоянии минус 1 метр lol
  13. -3
    6 октября 2020 09:09
    Это они ещё колхозный вариант не видели,ну типа су57кв
  14. +1
    6 октября 2020 09:33
    Подвесной контейнер оптико-электронного прицельныого комплекса 101КС-Н Су-57 совсем не то, что встроенный EOTS F-35 - есть что дорабатывать.
    1. -1
      6 октября 2020 10:49
      EOTS не совсем DAS, а IRST совсем не FLIR.
  15. +4
    6 октября 2020 10:02

    Датчики 101 КС
    1. 0
      6 октября 2020 10:13
      я не могу понять, почему оптическая станция и вот такие датчики не утоплены лучше в аэродинамические обводы. Как ЭТО ведет себя на высоких скоростях?
      1. +3
        6 октября 2020 10:23
        Допустимое решение, когда "польза" превышает "ущерб".
        Подобная форма датчиков, дает высокое поле зрения (почти полусфера), количество и масса датчиков - меньше. Остальные перекрывают "мертвые зоны".
        Ну даст два гребня турбулентности - обзор датчиков перевешивает "ущерб" добавившиеся аэродинамические возмущения.
        1. 0
          6 октября 2020 10:26
          про турбулентность мне понятно, мне непонятно другое.
          на сверхзвуке, а особенно на максимальных скоростях на эти "пупырышки" будет действовать среда не слабо. На миг-31 и т10 сотка хорошо видны такие следы - как будто он летает среди напильников и наждачки.
          Не будет так, что для сохранения систем самолету просто нельзя будет разгоняться?
          1. +1
            6 октября 2020 12:05
            Как часто приходилось менять блистер стекла на МиГ-31?
            Не часто.
            Если пилот не попадет в грозовую облачность или снежный заряд на СЗ (что в принципе уже нарушение правил полетов и предпосылка ЛП) - долговечность датчиков - по сроку службы блистера кабины.
            Прочность покрытия (краски) в разы меньше прозрачных акрилатов.
            1. 0
              6 октября 2020 13:38
              спасибо, теперь понятно
        2. +2
          6 октября 2020 11:03
          На фото 101КС-О (Оборонительный) к функциям обнаружения и определения координат цели в оптическом- и ИК-диапазонах добавлено ослепление ГСН приближающихся ракет.
          (https://vpk.name/library/f/101kc-atoll.html)
        3. +1
          6 октября 2020 14:55
          Дело не только в турбулентности.
          Круглая форма оптических датчиков значительно увеличивает
          ЭПР самолета спереди. У Ф-35 датчики помещены в колпаки граненой формы.
          Странно, что это не сделали на Су-57.
      2. +1
        6 октября 2020 10:52
        Посмотрим на EOTS поближе (фото с https://naukatehnika.com/opticheskij-%C2%ABglaz%C2%BB-istrebitelya-f-35-modernizaciya-sistemy-navedeniya.html):

        ... О, ужас!!! Он вообще как "утюг" F-117! Где аэродинамика?!?!?
        lol
        1. 0
          6 октября 2020 18:31
          Цитата: g1washntwn
          Посмотрим на EOTS поближе

          Коробка с датчиком, довольно крупная
          1. 0
            6 октября 2020 20:44
            https://naukatehnika.com/files/journal/tehnika-vooruzhenie/19.09.19-elektricheskij-bak-dlya-tanka/f-35-eots-lockheed-martin-10.jpg
          2. 0
            6 октября 2020 20:46
            https://youtu.be/bX6vLcSZ3Vg
  16. 0
    6 октября 2020 10:12
    Когда читаешь Даманцева, удивляешься, выйдя из дома, почему вместо Луны еще не висит звезда смерти.
  17. +1
    6 октября 2020 10:32
    Бауэр и Уилсон допустили ряд технических ошибок
    ...Ну и пусть себе заблуждаются...Вы то зачем военную тайну выдаете.. smile
  18. 0
    6 октября 2020 10:59
    Лучше меньше говорить, а вот когда наступит, час -Х будет для них много, много неожиданностей и неприятностей. Англосакские болтуны, сколько раз им уже давали по мордам, кораблик в Чёрном море, который потерялся от страха, ракеты которые не долетели до цели. Эй вы там, а у нас есть системы которые ваши ракеты будут поворачивать обратно и возвращать вам, а может я вру.
  19. 0
    6 октября 2020 10:59
    Цитата: g1washntwn
    EOTS не совсем DAS

    Обоснуйте laughing
    1. 0
      6 октября 2020 11:26
      А почитать хотя бы расшифровку аббревиатуры и назначение на сайте лохкидмартин не судьба?
      1. -1
        6 октября 2020 11:36
        Вы написали - вам и читать (тем более на американском языке).
        1. +1
          6 октября 2020 12:16
          EOTS, an evolutionary electro-optical targeting system - система наведения - основная функция, разведка и предупреждение - бонус, этакий расширенно-улучшенный датчик от DAS в нижнюю полусферу.
          Distributed Aperture System (DAS) is the first of a new generation of sensor systems bla-bla-bla F-35 - система из нескольких датчиков попроще чем EOTS.
          Разницу между понятиями "система" и "функциональная часть системы" объяснить?
          И вообще, в школе учил русский и французский, вам на иврите не смогу, так что пардоньте.
          1. -4
            6 октября 2020 12:40
            Targeting system и Sensor system - так бы сразу и написали, а еще лучше прочли бы мой коммент от 9:33 (вместо того, чтобы кокетничать знанием американского и незнанием иврита) laughing
            1. 0
              6 октября 2020 13:02
              Что 101КС-Н не встроенный? Это практически единственное что их отличает.
              А Су-57 так ли сильно припарило иметь встроенный? EOTS больше нужен для высокоточного удара по поверхности, лепят вместо штатных датчиков DAS чтобы упрятать все под дорогую "краску-невидимку".
              1. 0
                6 октября 2020 13:33
                Встроенный практически не влияет на ЭПР самолета, невстроенный - увеличивает ЭПР не по детски.
                1. 0
                  6 октября 2020 13:45
                  Ну так и написали бы что осталось только спрятать его внутрь...
                  вместо того чтобы "кокетничать" laughing
  20. 0
    6 октября 2020 11:46
    "квантовой оптико-локационной станцией ОЛС-50М "
    А что с точки зрения автора бывают не квантовые ОЛС ? )))) Или не фотонная оптика ?
    1. +1
      6 октября 2020 13:09
      Глаз человека тоже вроде ОЛС, но лучами из глаз умеет только супермэн smile
      Цитата: https://rostec.ru/news/4516863/
      – квантовая оптико-локационная станция КОЛС, входящая в состав СУВ-29 истребителя МиГ-29;
      – оптико-локационная станция ОЛС-27, входящая в состав СУВ-27 истребителя Су-27.
  21. +2
    6 октября 2020 14:16
    мне кажется, американцы специально делают странные оценки, показывающие технику откровенно ущербной, чтобы разные эксперты наперебой побежали доказывать обратное и переборщили с информацией, а специалисты США на этой волне просто собирают то, что еще не знают, попутно анализируя разные доказательства, чтобы яснее представить потенциал образца.
    Т.е. это банальная провокация, на которую не стоит вестись. Берите пример с Китая.
  22. 0
    6 октября 2020 14:39
    Строевые Су-57 преподнесут сюрприз американским военным экспертам.
    И когда?
  23. +1
    6 октября 2020 14:39
    аналитический материал «Russia's Su-57 Heavy Fighter Bomber: Is It Really a Fifth-Generation Aircraft?»

    Это исключительно маркетинговая статья, для занижения возможности одного и реклама другого.
    Уже вторая статья на ВО про этот "аналитический материал". Реальные характеристики и набор возможностей Су-57 авторы не знают, а им и не надо)))
  24. Комментарий был удален.
  25. -3
    6 октября 2020 16:17
    В статье Даманцева есть схема, где/какие устройства расположены.
    В ссылке ниже эти же устройства видны снаружи, контурами. Вопрос к форуму - заклёпки, что торчат из планера как иглы у ежа, повышают его невидимость или понижают?
    https://www.airteamimages.com/pics/293/293622_big.jpg
    1. +3
      6 октября 2020 17:45
      Давайте лучше сюда посмотрим. Ай, какая красота wink
      1. -2
        6 октября 2020 21:54
        На вашем фото F-22, прилетевший на шоу в Ошкош, штат Висконсин.
        Статья здесь:
        https://www.thedrive.com/the-war-zone/29218/these-images-of-an-f-22-raptors-crumbling-radar-absorbent-skin-are-fascinating?ICID=ref_fark
        (пер. гугл)
        “Один из этих самолетов показал сравнительно сильные следы коррозии в верхней части носа, прямо перед куполом. Фактически, секция была в такой плохой форме, что открывала странный и захватывающий вид на то, из чего состоят некоторые из наиболее заметных участков поверхности F-22. Как вы можете видеть на изображениях, дело не только в том, что поверхность подверглась коррозии, похоже, что области радиопоглощающего материала (RAM) под ней полностью отпали.
        “Если бы это были дыры и открытые воздуху, можно было бы подумать, что секция быстро разорвется на части во время движения самолета и вызовет отрицательные аэродинамические эффекты и эффекты вибрации, а также другие проблемы.”
        И о покрытии:
        “Многое из того, что составляет и скрывается под серебряной кожей F-22 Raptor, остается строго охраняемым секретом. Внешняя форма самолета представляет собой мозаику из радиопоглощающих покрытий и композитных структур, прозрачных для радиолокационных станций и радиолокационных поражающих устройств, которые в совокупности позволяют Raptor оставаться аэродинамически эффективным, а также в значительной степени невидимым для радаров управления огнем. Для поддержания всего этого требуется много работы, и многие из этих приложений начинают ухудшаться вскоре после их применения из-за трения от высокоскоростного полета, сокрушительных сил G и элементов, ускоряющих этот процесс.”
        И самое главное о его покрытии:
        “Таким образом, один из самых дорогостоящих аспектов эксплуатации F-22 - а управление этим самолетом чрезвычайно дорого, со средней стоимостью летного часа около $60тыс - поддерживает его незаметность на должном уровне. ”
        Большое спасибо за фото! Теперь мы все можем убедиться что делает F-22 незаметным, но зато какой ценой!!!
        И понятно, зачем нужны ангары - для сохранения покрытия.
        И как в том анекдоте, когда женщина ругает пьяницу на улице. Долго его ругала, а он ей в ответ: Завтра я буду трезв, зато у тебя ноги кривые.
        Этот F-22 перекроют и будет как новенький, а вот Су-57 как летает с заклёпками, так и будет летать...
        1. 0
          7 октября 2020 10:36
          Когда закончите с анекдотами, всё же посмотрите на заклёпки F-22 wink слона то и не заметили laughing
          1. 0
            7 октября 2020 15:54
            Заклёпки есть у всех самолётов, только F-22/35 покрывают специальной “штукатуркой”, поглощающей излучение радаров (из-за своего контура и покрытия он стал “невидимкой), а Су-57 этой “штукатурки” не имеет. Но покрытие очень “нежное”, поэтому самолёты F-22/35 не могут стоять под открытым небом.
            Зато Су-57 может, ему солнце пофиг.
            1. +1
              8 октября 2020 17:27
              Может быть вы всё-таки определитесь, что вас волнует? А то стоило показать вам заклепки на Ф-22, аналогичные тем, к которым вы придрались у Су-57, так вы мигом соскочили на тему стэлс покрытия.
              Цитата: eklmn
              покрывают специальной “штукатуркой”, поглощающей излучение радаров (из-за своего контура и покрытия он стал “невидимкой), а Су-57 этой “штукатурки” не имеет

              Да что вы говорите?

              Снижающая ЭПР "штукатурка", как вы выразились, есть даже на серийных Су-35. На Су-57 и подавно. Что насчет зашиты покрытия, то вот, образовывайтесь:
              Поставки специальных чехлов для истребителей Су-57 начнутся в 2021 году. Изделия будут изготовлены из полимеров. Каждый самолет получит более десятка чехлов — отдельно на колеса, нижнюю, центральную и заднюю части фюзеляжа, крылья, кабину, сопло, стабилизаторы, воздухозаборники и другие части конструкции. Согласно условиям контракта, с некоторыми пунктами которого ознакомились «Известия», поставки запланированы вплоть до 2028 года. В 2021–2022 годах будут произведены восемь комплектов, в дальнейшем их число увеличится.

              Такая «одежда» будет иметь двойной функционал. Во-первых, она позволит намного дольше и надежнее сохранить покрытие машины и расположенную с внешней стороны электронику. В новейших истребителях антенны, датчики, оптические и радиоэлектронные системы находятся на крыльях и фюзеляже. Ранее разработчик радара Юрий Белый рассказал, что Су-57 стал первым самолетом, где использована технология так называемой умной обшивки: активные фазированные антенные решетки разных диапазонов распределены «по телу» истребителя. В отличие от радиолокационных станций предыдущих времен, антенны которых закреплены на носу машины, «умная обшивка» дает круговой обзор на сотни километров, а не только в передней полусфере.
          2. Комментарий был удален.
  26. 0
    6 октября 2020 19:00
    Множество военной техники так и не доживает до реального боевого применения, противоборства с реальным, аналогичным по параметрам противником.
    Поэтому определение, что только реальное боевое применение может показать всё, на что эта техника способна ... так и остаётся определением!
  27. Комментарий был удален.
  28. 0
    6 октября 2020 20:40
    We knew about this Russian equipment back in 2018. I look at the Su and I see rivets - rivets everywhere!
    1. 0
      6 октября 2020 20:49
      Мы знали об этой российской технике еще в 2018 году. Смотрю на Су и вижу заклепки - заклепки везде
      Вероятный противник появился))) Попытка принизить качества техники конкурента - это рекламный ход для продвижения своей продукции, хотя вроде у Вас с этим проблем нет. Или все-таки боитесь конкуренции? Не переживайте, рынки сбыта у нас разные будут. И концепция и задачи у Су-57 и F-35 тоже разные.
  29. 0
    6 октября 2020 22:46
    А как соотносится Ваш "энтузиазм" гражданин Е.Даманцев вот с этим -https://www.vpk-news.ru/articles/58858 sad
  30. 0
    7 октября 2020 00:37
    Не понимаю, почему нам вообще интересно, что думают американские и прочие эксперты о Су-57. Допустим, они не считают этот самолёт истребителем 5го поколения, ну и что? Хуже он от этого не становится. Хотят сравнивать с американскими машинами - на здоровье. Утверждают, что Су-57 не настолько совершенен, и проигрывает F-22, F-35 и даже F-15 - очень хорошо. Немцы до начала ВОВ тоже невысоко оценивали Советскую армию, советские танковые войска и ВВС. Результат всем известен.
  31. 0
    7 октября 2020 08:28
    Совет писаке: занудные обороты утопи - пиши простым зыком. Материал для чтения получается тяжелым.
  32. 0
    7 октября 2020 10:13
    Читаю и думаю, а нахрена перед свиньями бисер метать? Ну думают они так и пусть думают. А вы им тут обрисовываете картину и чуть ли не эскиз с параметрами работы. Не хватает только чертежей с именами разработчиков и где живут.
  33. 0
    9 октября 2020 04:16
    Снова не чистые на руку пинды поносят нашу технику. Для меня это показатель только одного - наша лучше.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»