Сколько тракторов использовалось в Рейхскомиссариате Украина?

32

Венгерские солдаты осматривают разбитый СТЗ 15/30

Продолжим исследование оккупационного сельского хозяйства на оккупированных территориях СССР, начатое в предыдущей статье. Немцы захватили довольно много МТС, в которых остался некоторый тракторный парк, пригодный к работе. Им достался далеко не весь довоенный тракторный парк, поскольку значительная часть тракторов была мобилизована в Красную армию, использовалась войсками, была эвакуирована, повреждена и уничтожена при отступлении. Но все же что-то осталось.

Вероятно, у оккупационной администрации Рейхскомиссариата Украина или обществ, управлявших крупными сельскохозяйственными предприятиями, была статистика по наличному парку тракторов, его использованию и размерах тракторной запашки. Однако немцы не были настолько любезны, чтобы оставить эти документы нам на память, и, скорее всего, уничтожили их при отступлении. Хотя в ворохе всякого рода документов, как трофейных в наших архивах, так и вывезенных в Германию и осевших в немецких архивах, может в каком-нибудь деле, куда еще не заглядывали исследователи, сохраниться такая справка. Архивы просматриваются далеко не равномерно, и во многие дела историки не заглядывают десятилетиями.



Однако некие следы все равно должны были остаться. Поэтому я внимательно просматриваю документы в поисках различных упоминаний тех или иных районов оккупированных территорий СССР. Любое указание, любая цифра могут дать ценную информацию. Документы вообще содержат в себе значительно больше информации, чем можно подумать на первый взгляд; весь вопрос лишь в том, как ее извлечь.

Не так давно в деле по распределению нефтепродуктов из Румынии, которое хранится в РГВА, мне удалось найти пару документов, содержащих интересные цифры, позволяющие проделать статистический фокус и подсчитать, сколько у немцев было на ходу тракторов в Рейхскомиссариате Украина в 1943 году.

Поставки тракторного топлива на Украину


Главный документ, который дает ключ к этому вопросу, – месячный план по отгрузке нефтепродуктов из Румынии на июль 1943 года (РГВА, ф. 1458К, оп. 14, д. 121, л. 46). Распределением нефтепродуктов занимался специальный уполномоченный по экономическим вопросам при посольстве Германии в Румынии доктор-инженер Герман Нойбахер, назначенный на эту должность в январе 1940 года. В плане было указано не только общее количество нефтепродуктов, но и распределение по сортам нефтепродуктов, а также распределение по сортам и получателям топлива.

Так, в частности, в этом плане указано, что из 61 тысячи тонн газойля, который в июле 1943 года отгружали с румынских НПЗ, 4 тысячи тонн поставлялись на Украину в качестве тракторного топлива. В общем, это порядочно, поскольку весь Восточный фронт по этому плану получал 6,5 тыс. тонн газойля.

Сколько тракторов использовалось в Рейхскомиссариате Украина?

Для чего требовался Вермахту трофейный советский трактор? Главным образом для борьбы с бездорожьем

Украина в данном случае — это территория Рейхскомиссариата Украина, поскольку никакие другие части оккупированной территории СССР Украиной официально не назывались. Насколько можно предполагать, это топливо предназначалось для тракторов, используемых для сельхозработ, которые остались в МТС и в совхозах. Конечно, они могли использоваться для разных нужд, например для дорожных работ, однако думается, что подавляющая часть тракторов, обеспечиваемая румынским газойлем, работала именно на сельхозпредприятиях. До возможного уточнения примем, что все это тракторное топливо предназначалось для тракторов сельскохозяйственного назначения. Причем стоит подчеркнуть, что топливо поставлялось для тракторов, которые имелись в наличии, поэтому количество топлива выражает также количество машин, которым оно требовалось.


Трактора могли использоваться для разных работ, в частности чтобы тянуть грузовики из грязи. СТЗ 15/30 тащит немецкий грузовик. На борту грузовика аббревиатура: RVM — Reichsverkehrministerium, Рейхсминистерство транспорта

В это дело исследователи не заглядывали, а если бы и заглянули, то наверняка не придали бы значения этой цифре. Сама по себе она мало что говорит. Нужно знать контекст, устройство механизированного сельского хозяйства образца 1930-х годов, чтобы понять, много это или мало, сколько тракторов можно обеспечить этим объемом топлива и какую работу они могли выполнить.

У нас есть неплохой справочник «Сельское хозяйство СССР. Ежегодник 1935», в котором есть сведения по количеству тракторов, их работе и расходу топлива за 1934 год по интересующим нас областям УССР: Киевской, Винницкой и Днепропетровской, которые в основном и составили территорию Рейхскомиссариата Украина. Конечно, лучше было бы взять данные, которые к войне поближе, за 1939 или 1940 годы, поскольку тракторный парк менялся в численности, характеристики его работы также менялись. Но таких подробных данных за эти годы у меня под рукой нет, да и я сейчас ставлю перед собой другую цель – испытание методики сопоставительных подсчетов и получение грубых, приблизительных данных. Тем более что трактора типа СТЗ-ХТЗ 15/30 и перед войной составляли немалую часть тракторного парка в МТС на Украине, как и в 1934 году.

Сколько тракторов было у немцев?


У нас есть лишь маленький осколок истории немецкого оккупационного сельского хозяйства. Одна цифра за июль 1943 года. Что из нее можно получить?

Во-первых, зачем тракторное топливо отгружать летом? Дело в том, что цикл полевых работ включал в себя с весны по осень: весновспашку, подъем паров, вспашку под озимый посев и зяблевую вспашку (вспашка осенью под весновспашку ярового посева следующего года; повышает урожайность на 15-20%). Минимально, чтобы получить урожай, нужны: весновспашка, подъем паров и вспашка под озимые культуры. Вот как раз последняя проводится летом, с конца июля по конец августа, поскольку оптимальные сроки посева озимой пшеницы в лесостепной и степной Украине — с 20 августа по 5 сентября. Соответственно, чтобы запахать под озимые хлеба, надо в июле отгрузить топливо, доставить его и распределить по получателям.

Во-вторых, справочник нам дает следующие сведения: сколько под озимые хлеба запахивалось в трех областях УССР. В 1934 году – суммарно 1260 тысяч гектаров («Сельское хозяйство СССР. Ежегодник 1935». М., 1936, с. 690). Средний расход топлива на пахоту – 25,3 кг на гектар. Итого на вспашку под озимые требовалось 31 878 тонн топлива. Немецкий расход: 4 000 тонн – 12,5% от этого уровня, взятого для сопоставления. Соответственно, немцы могли запахать 157,5 тыс. гектаров под озимые хлеба тракторами.

В-третьих, сколько тракторов нужно для этого? Условный 15-сильный трактор вырабатывал в год примерно 360 гектаров в переводе на пахоту («Сельское хозяйство СССР…», с. 696). При этом собственно вспашка в натуре составляла примерно 63% от общего объема тракторных работ (от 58,6% в Днепропетровской области до 68,6% в Винницкой области). Итого трактор в среднем запахивал 226,8 гектара в натуре. Нормальная производительность трактора типа СТЗ-ХТЗ 15/30.

Нам известен общий объем работ в МТС в переводе на пахоту – 8835,2 тысячи гектаров, известна доля пахоты – 63%, можно рассчитать общий объем работ по пахоте – 5566,1 тысячи гектаров. Известно, сколько запахивалось под озимые – 1260 тысяч гектаров. Таким образом, пахота под озимые составляет 29,5% в объеме всей вспашки. Можно получить пересчетный коэффициент. Под озимые в среднем на трактор приходилось пахоты 66,9 гектара.


Перед началом пахоты. Бригадиру трактористов полагалась в 1930-х годах верховая лошадь

Отсюда и вывод: немцы поставили топливо для работы 2354 тракторов на вспашке под озимые хлеба. Тут надо особо оговориться, что речь идет только и исключительно о поставках газойля из Румынии, нам известных. Кроме этого, могли быть поставки из других источников, например, нефтепродуктов с промыслов в Дрогобыче или тракторного топлива из Германии. Впрочем, есть основания полагать, что топливо из Румынии составляло подавляющую часть в снабжении тракторов в Рейхскомиссариате Украина.

В 1934 году в перечисленных трех областях УССР было 15,5 тыс. тракторов. То есть, при оценке на глазок и с поправкой на рост тракторного парка в довоенные годы, у немцев осталось на ходу порядка 10% довоенной их численности.

Исправных и пригодных к работе тракторов явно было больше. Сохранилось письмо из Управления по нефти Рейхсминистерства экономики от 5 июля 1943 года с просьбой увеличить отгрузку тракторного топлива на Украину с 4 000 до 7 000 тонн (РГВА, ф. 1458К, оп. 14, д. 121, л. 113). Если эта цифра отражает количество имевшихся исправных и годных к работе тракторов, а также отражает стремление Рейхсминистерства экономики пустить их в ход, то в этом случае в распоряжении могло быть около 4140 тракторов.

Отсюда следует, что немцы, по крайней мере на территории Рейхскомиссариата Украина, могли поддерживать механизированное сельское хозяйство на уровне примерно 10% от советского довоенного уровня на той же территории. Это не миллионы тонн зерна, и не так много, но и не так и мало. 157,5 тыс. гектаров одного только озимого посева по тракторной пахоте при нормальной агротехнике и урожайности в 8 центнеров с гектара – это 126 тысяч тонн зерна. Озимые и яровые посевы – примерно 250 тысяч тонн зерна в год, не считая всякой другой нужной в сельском хозяйстве работы вроде обмолота хлебов, что до войны примерно наполовину выполнялось тракторными молотилками.

К сожалению, документы сохранились лишь за 1943 год и лишь за один месяц указывались поставки топлива на Украину. Однако 1943 год – это уже кризисный год, год поражений и отступлений, что не могло не оказывать влияния на немецкое оккупационное хозяйство и на распределение румынских нефтепродуктов. С одной стороны, немцы готовили озимые посевы, то есть собирались собрать урожай в 1944 году, чего в действительности не произошло. С другой стороны, мы, вероятно, наблюдаем тракторное хозяйство Рейхскомиссариата Украина в стадии упадка, вызванного советским наступлением, и топлива ему поставляли меньше, чем требовалось. Нужны данные за 1942 год, чтобы получить более точную и верную картину использования тракторного парка МТС и совхозов немцами.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    6 октября 2020 06:55
    Сколько тракторов использовалось в Рейхскомиссариате Украина?
    Вот неужели вся эта мутотень и правда кому то интересна, кроме узкого круга профессиональных историков? И потом, почему рассматривается одна Украина? А Белоруссия, а Прибалтика?
    Автор, предлагаю вам провести исследование и написать статью о том, как увеличились надои в селе Гадюкино с приходом оккупантов.
    1. +3
      6 октября 2020 11:59
      Цитата: Александр Суворов
      Автор, предлагаю вам провести исследование и написать статью о том, как увеличились надои в селе Гадюкино с приходом оккупантов.

      Вам, как коренному гадюкинцу, это должно быть известно и без статьи.
    2. +4
      6 октября 2020 13:24
      И потом, почему рассматривается одна Украина? А Белоруссия, а Прибалтика? А Россия?
      Потому что Украина - в соответствующем тренде.
      1. +4
        6 октября 2020 19:53
        Браво, Виктор Николаевич!
  2. +3
    6 октября 2020 07:13
    С другой стороны, мы, вероятно, наблюдаем тракторное хозяйство Рейхскомиссариата Украина в стадии упадка, вызванного советским наступлением, и топлива ему поставляли меньше, чем требовалось.
    ...А что и расцвет был? smile
  3. +6
    6 октября 2020 08:19
    однако думается, что подавляющая часть тракторов, обеспечиваемая румынским газойлем, работала именно на сельхозпредприятиях.

    Тем более что трактора типа СТЗ-ХТЗ 15/30 и перед войной составляли немалую часть тракторного парка в МТС на Украине, как и в 1934 году.


    СТЗ 15/30 был же керосиновый. Зачем ему румынский газойль?
    1. +8
      6 октября 2020 09:56
      Абсолютно верное замечание. И трактор СХТЗ 15/30, и трактор СХТЗ-НАТИ, сменивший его на конвейере в 1937 году, имели карбюраторный двигатель, работавший на керосине. На газойле такой двигатель работать не будет ни при каких условиях. Поэтому все авторские расчеты - холостой выстрел.
      До Великой отечественной войны в СССР выпускался только один дизельный трактор - С-65, но и он на газойле долго не проработал бы.
      1. -2
        6 октября 2020 10:15
        В документе употреблялся четкий термин Traktorentreibstoff, то есть топливо для тракторов.
        Так что холостой выстрел у Вас. laughing
        1. +5
          6 октября 2020 10:39
          Цитата: wehr
          В документе употреблялся четкий термин Traktorentreibstoff, то есть топливо для тракторов

          Под "чётким термином", вероятно, имеется в виду лигроин (иначе - Traktorenbenzin). Не газойль.
        2. +10
          6 октября 2020 10:39
          Если в документе употребляется четкий термин Traktorentreibstoff , то почему у Вас в статье употребляется термин "газойль"? Документ то Вы не представили.
          1. -3
            6 октября 2020 12:52
            Потому что этот вид топлива немцы относили к категории газойля.
            1. +6
              6 октября 2020 13:22
              К "категории газойля" можно отнести много видов нефтепродуктов,притом все они непригодны для советских довоенных тракторов.
              1. -5
                6 октября 2020 14:14
                С документом будете спорить? Документ неправильный? Тельняшку на груди еще не рвете?
                1. +4
                  6 октября 2020 15:13
                  Никто с документом не спорит. Но если Вы для читателей статью писали, то можно было и "документ" показать и исходные условия указать. А то "пишем газойль, но подразумеваем тракторное топливо".
                  1. -7
                    6 октября 2020 16:38
                    Цитата: Undecim
                    Но если Вы для читателей статью писали

                    ууу как у ВАС полыхает lol
                    ВАМ не газойль нужен, а ОГНЕТУШИТЕЛЬ - для "филе" laughing
                    1. +3
                      6 октября 2020 17:43
                      Есть люди дотошные и любящие точность, лично мне с такими сложно общаться - потому что нужно контролировать то, что говоришь, иначе тебя ткнут в твои же слова при споре, ну это просто они так устроены и не стоит принимать это на личный счёт.
                      Undecim - Ваши посты информативны, мне нравиться их читать и т.д., спасибо Вам за них и в том числе за то, что стараетесь держать себя в руках и не переходить на личности.
                      Fizik M - сказанное выше также относится и к Вам, за исключением "держать себя в руках и не переходить на личности".
                      Думаю многим Вас читающим было бы приятнее видеть Ваши посты, где Вы разрываете оппонентов фактами и аргументацией, а не где Вы хамите и грубите. От последних постов ощущение, что пишет подросток.
                      Пожалуйста, не стоит так бомбить и гореть, в общем берегите себя, тут не так много интересных авторов и комментаторов.
                      Извините, что влез - иду в лес hi
        3. +4
          6 октября 2020 14:35
          В чем разница характеристик между Traktorentreibstoff и Traktorenbenzin? И какие характеристики у керосина для двигателя СТЗ 15/30?
          Цитата: Undecim
          Если в документе употребляется четкий термин Traktorentreibstoff , то почему у Вас в статье употребляется термин "газойль"? Документ то Вы не представили.

          Газойль - понятие растяжимое, поэтому вопрос:
          Цитата: wehr
          Потому что этот вид топлива немцы относили к категории газойля.

          Какие характеристики у этого вида топлива и какие категории газойля были у немцев?
  4. -3
    6 октября 2020 09:23
    Спасибо, Дмитрий. Интересная, качественная статья. Максимум сведений архивных, минимум эмоций и "вскриков". В целом, весьма любопытно оценить, насколько хозяйствование на оккупированных территориях помогало Германии - не имею ввиду прямой грабеж и реквизиции. Встречал самые разные оценки. Кроме того, становится понятнее оценка эффективности морской блокады со стороны союзников.
    1. +2
      6 октября 2020 10:48
      Цитата: Рязанец87
      Кроме того, становится понятнее оценка эффективности морской блокады со стороны союзников.

      а это здесь при чём?
      1. -3
        6 октября 2020 11:50
        Подумайте, это не очень сложно.
        1. +4
          6 октября 2020 11:56
          К чему это кокетство? Какая связь между "морской блокадой со стороны союзников" и авторским виртуальным тракторным парком в рейхскомиссариате Украина?
  5. +4
    6 октября 2020 12:13
    Интересный случай. Тракторист, с приходом немцев, разобрал и зарыл свой "Запорожец" (самый первый чисто отечественный трактор, выпускался малой серией в 20-х), а после освобождения - вновь собрал и работал на нём вплоть до 60-х.
    1. +2
      6 октября 2020 12:20
      Цитата: Виктор Red
      Интересный случай. Тракторист, с приходом немцев, разобрал и зарыл свой "Запорожец"

      да, знаю этот случай. Когда откопал и собрал - получился почему-то танк.
      1. +4
        6 октября 2020 15:53
        Кстати, по рабочему долголетию "Запорожец" не уступит, пожалуй, и немецким Lanz'ам - на тракторе «Запорожец» №107, например, замечательный тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения - выкопал, почистил, собрал - и еще 14 лет пахал на нем землю, заливая в топливный бак чего попало, и изготавливая запчасти в деревенской кузнице..

        Может и байка, а может и быль...
        1. +1
          6 октября 2020 16:39
          да почему бы и нет. Вполне может быть.
        2. +1
          7 октября 2020 13:11
          Может и байка, а может и быль...

          Ну почему байка, случай с трактористом, насколько я понимаю, был задокументирован, а надёжность "Запорожца" была такова, что если там, что-то и ломалось, то изготовить деталь мог любой сельский кузнец.
  6. +9
    6 октября 2020 12:47
    В 1934 году в перечисленных трех областях УССР было 15,5 тыс. тракторов.
    В 1937 году только в Днепропетровской области было 9 тысяч тракторов. В 1941 - естественно больше. Всего в 23 областях УССР в 1940 году было 112 500 тракторов. При этом 6 областей, образованных при присоединении Западной Украины в 1939 году и 2 при присоединении Бессарабии в 1940 году особо можно не учитывать.
    С другой стороны, оценка в "10% на глазок" выглядит реально эфемерной.
    Для примера - цифры по Курской области, данные, собранные оккупационными властями зимой 1941–1942 гг. Из 2932 тракторов, имевшихся на оккупированной территории Курской области, исправно 1080. Отмечалось, что для проведения ремонта значительной части сельскохозяйственной техники отсутствовали запасные части. После ремонтно-восстановительных работ в рабочем состоянии насчитывалось 1260 тракторов, т. е. менее 1/10 части от довоенного количества. Таким образом, в 1941 году в Курской области было не менее 13 тысяч тракторов, а попало к немцам 23%.
    исходя из этих цифр. вся арифметика автора - сферический конь в вакууме.
  7. 0
    6 октября 2020 21:10
    Отдам должное автору, Дмитрий ушел от личностных оценок в своих материалах к грубой "цифири". В этом месте, браво! Однако, приведенное историко-экономическое уравнение имеет множество переменных и не меньшее множество неизвестных, при двух приводимых константах. Может автору стоит не ограничиваться РГВА, а поискать сведения в Бундесархиве?
  8. Комментарий был удален.
    1. +2
      7 октября 2020 11:05
      Цитата: WeAreNumerOne

      Красивая эмблема

      Вот так она выглядит намного лучше:
    2. -1
      7 октября 2020 11:27
      Цитата: WeAreNumerOne
      Красивая эмблема

      ===
      так в чем дело, носите, на флаг поместите. "достойные" продолжатели/подражатели/прихлебатели
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. +2
    7 октября 2020 17:03
    Кроме этого, могли быть поставки из других источников, например, нефтепродуктов с промыслов в Дрогобыче или тракторного топлива из Германии.

    Газгенератори, на дерево или солома тоже использовали.
    1. 0
      7 октября 2020 23:24
      Даже учебные танки в германии были на газогенераторах.