Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

55

Преемственность «стелсов»


Есть самолеты, которые не нуждаются в представлении: яркий пример — первый американский стелс. Он же — F-117. Он же — «Ночной ястреб», или, как еще называли самолет летчики ВВС США, Wobbly Goblin - Хромой Гоблин (что, конечно, сложно рассматривать в качестве комплимента). Сухие цифры, на первый взгляд, тоже не сильно радуют. Некогда крайне амбициозная и очень дорогая программа вылилась в постройку 64-х машин. При этом эксплуатировали самолеты очень недолго (недолго по меркам ВВС США), с 1983 по 2008 год. Для сравнения: истребитель F-15 начали эксплуатировать в конце 70-х, и машина, вероятно, будет летать еще не один год, а возможно, не одно десятилетие. Про стратегический бомбардировщик B-52, который имеет все шансы встретить на службе свой столетний юбилей, в данном случае даже вспоминать не хочется.

И все-таки Nighthawk — знаковая машина. Как для ВВС США, так и для всей мировой авиации. Это первый в истории полноценный стелс и одна из немногих машин, для которой словосочетание «опередил свое время» не лишено смысла. Репутацию самолета изрядно подмочило поражение (вероятно, зенитно-ракетным комплексом С-125) F-117 в районе деревни Буджановцы во время бомбардировок Югославии в 1999-м. Однако многие забывают, что это единственная подтвержденная боевая потеря Nighthawk. Между тем только в войне в Персидском заливе в 90-е сорок таких машин выполнили более 1270 вылетов, сбросив примерно 30% от всех высокоточных средств поражения, использованных в конфликте (авиация антисаддамовской коалиции тогда еще весьма активно применяла неуправляемые авиационные боеприпасы).




Несмотря на антипатию со стороны летчиков, это позволяет говорить о высоком боевом потенциале. По крайней мере на момент 80-х и 90-х. Вывод же самолета из эксплуатации в 2008-м был обусловлен не столько недостатками машины, сколько принятием на вооружение истребителя F-22.

Последний не создавался изначально как ударник: его в широком смысле видели «наследником» истребителя F-15. Однако по факту это полноценный ударный комплекс. Боевая нагрузка F-117 могла, в частности, включать в себя две управляемые бомбы, например, GBU-10 или GBU-27. Истребитель F-22 тоже способен нести две управляемые бомбы: боеприпасы типа JDAM со спутниковым наведением. Получив впоследствии возможность применять за один вылет восемь GBU-39 Small Diameter Bomb, Raptor даже превзошел в некотором смысле своего «коллегу».

При этом F-22, в отличие от Nighthawk, является высокоэффективным истребителем. Последний в силу конструкции в принципе не может считаться таковым: самолет дозвуковой, а его маневренность оставляет желать лучшего.

Полеты наяву


Введение в строй изначально многоцелевого F-35, казалось, должно было раз и навсегда закрыть вопрос о необходимости специализированных ударных тактических самолетов. Собственно, так оно и произошло (просто не все страны это еще осознали). С другой стороны, к всеобщему удивлению, списанные F-117 снова оказались в небе.

Еще в 2016 году споттер Sammamishman снял полеты Wobbly Goblin над испытательным центром в Тонопе, где находится знаменитая «Зона 51» — военная база, представляющая собой удаленное подразделение военно-воздушной базы Эдвардс. Согласно представленным материалам, американцы подняли в небо два F-117 Nighthawk.


Акция не была разовой. Более того, по утверждению авиационного ресурса Scramble, который сослался на информацию от ВВС США, американцы в обстановке строгой секретности в 2017-м развернули на Ближнем Востоке по меньшей мере четыре такие машины. Они выполняли полеты над территорией Ирака и Сирии.

Базировались машины на аэродроме, расположенном в одной из стран Персидского залива, возможно, в Саудовской Аравии или Катаре. По имеющимся данным, в рамках одной из миссий один самолет в силу внештатной ситуации был вынужден произвести посадку на другом аэродроме, где его и заметили.

Можно предположить, что полеты в 2016-м и отправка самолетов на Ближний Восток (если, конечно, она имела место) — часть одной акции, направленной на отработку тех или иных систем вооружений. Однако и после этого F-117 продолжали летать. А 18 марта фотограф Тошихико Симидзу, известный в Instagram как pam_st112, сделал несколько фотографий Nighthawk во время его пролета над калифорнийским каньоном Звездных войн.


Одни из самых примечательных фото были сделаны совсем недавно. Самолет сфотографировали на базе Корпуса морской пехоты США в Мирамаре. Выдался редкий случай рассмотреть «новый старый» Nighthawk вблизи. По крайней мере, на одном из фото.


Обращает на себя внимание исключительно хорошее состояние борта (если судить чисто визуально). Это весьма важный аспект, так как состояние покрытия напрямую влияет на степень радиолокационной заметности. Можно видеть маркировку «TR» на хвостовом оперении, что указывает на то, что машина базируется в аэропорту Тонопа. У F-117 были похожие опознавательные знаки на хвосте ранее, после того как они были рассекречены, но до того, как они переместились с удаленной базы в Неваде на базу ВВС Холломан в Нью-Мексико.

Главный вопрос можно сформулировать так: зачем американцы продолжают полеты на F-117? Можно наверняка утверждать, что США не будут «воскрешать» проект в качестве боевой машины. Новые истребители пятого поколения действительно имеют «детские болезни», однако ситуация не настолько серьезная. Как мы уже отмечали выше, F-22 и его последователь в лице F-35 — куда более совершенные образцы.

Возвращение «Хромого гоблина»: почему F-117 продолжают полёты

Однако приведенные выше факты косвенно подтверждают другую, ранее высказанную экспертами версию. Скорее всего, часть списанных F-117 сейчас перешла из этапа оценки концепции к исполнению роли «агрессоров» — самолетов, которые на учениях имитируют крылатые машины врага. Это имеет смысл. США прекрасно понимают, что даже если им не придется встретиться в небе с российскими Су-57 (пока что нет ни одной такой серийной машины, хотя она скоро появится), то рано или поздно дадут о себе знать новые китайские образцы.

Сейчас у КНР есть на вооружении только один истребитель пятого поколения — небезызвестный J-20. Однако в будущем к нему может присоединиться машина, выполненная на базе проходящего испытания J-31. Помимо этого очевидно, что Китай очень активно прорабатывает концепцию шестого поколения. И ему очень хочется опередить в этом отношении Европу и Америку.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 октября 2020 05:13
    Вообще то F117 поразил ЗРК-КУБ!
    Историю надо знать. Даже недавнюю.


    А ну и так - тоже неплохо! angry wassat
    1. +1
      29 октября 2020 06:21
      Можно наверняка утверждать, что США не будут «воскрешать» проект в качестве боевой машины.

      часть списанных F-117 сейчас перешла из этапа оценки концепции к исполнению роли «агрессоров» — самолетов, которые на учениях имитируют крылатые машины врага.


      Самые дорогие в истории мировой авиации самолёты-мишени ?

      Или были/есть дороже ?
      1. +3
        29 октября 2020 21:48
        Цитата: БДРМ 667
        Или были/есть дороже

        Полно: Б-1, Б-2 например wassat
        А если среди истребителей - то всё более-менее новое (как те-же F-22, F-35), отличается завидной дороговизной полётного времени и обслуживания.
        Так что экономия средств, путём использования старичка 117-го, вполне оправдана. Экономится ресурс новых самолётов, но при этом нарабатывается опыт противодействия малозаметному противнику.
    2. 0
      8 ноября 2020 20:13
      2К12 это Квадрат
  2. +18
    29 октября 2020 05:29
    Это весьма важный аспект, так как состояние покрытия напрямую влияет на степень радиолокационной заметности

    Илья как всегда блещет laughing Как интересно он ухитряется визуально (!), да еще по некачественной фотографии определять наличие или состояние спецпокрытия - одному Марсу известно
    Скорее всего, часть списанных F-117 сейчас перешла из этапа оценки концепции к исполнению роли «агрессоров» — самолетов, которые на учениях имитируют крылатые машины врага.

    Версия, которая приходит в голову последней и является наименее реалистичной. На самом деле наиболее вероятны - периодические облеты стоящей на хранении техники резерва и работа в качестве летающих лабораторий
    1. +25
      29 октября 2020 08:14
      Согласен. Если машина в рабочем состоянии, то периодически можно ее прогонять. И если подвернется работа, с которой она справится, то почему бы не привлечь? Не резать же?
  3. +2
    29 октября 2020 06:01
    В книге *Странные летающие объекты* Ф-117 посвящена отдельная глава. На полях этой главы я чёрной ручкой записал дату снятия с вооружения Ф-117.
  4. +4
    29 октября 2020 06:14
    придется встретиться в небе с российскими Су-57 (пока что нет ни одной такой серийной машины, хотя она скоро появится)
    Да елки ж палки! А "скоро" - это когда? Ну, хотя бы примерно? А то у меня уже хобот, как у Ждуна вырос. При жизни Путина-то хоть что-то из обещанного будет? Армата? Что-нибудь из ХПП, из Майских Указов? Ну, хоть что-то? Хрен бы с ними, с американцами, пусть они хоть "аэрокобры" опять в воздух поднимают.
    1. +1
      29 октября 2020 06:54
      Ну, хоть что-то?

      Ну, например Силуанов сказал, что работающим пенсионерам пенсии индексироваться не будут.
      При жизни Путина-то хоть что-то из обещанного будет? Армата? Что-нибудь из ХПП, из Майских Указов?

      А вот этого, думаю, не будет. Потому как денег нет.
      1. +10
        29 октября 2020 08:03
        Нормальные люди обсуждают тему статьи о F117, а поехавшие как всегда залезут со своим нытьем про путина и беременных пенсионеров. Вот я никак не могу найти взаимосвязь первого со вторым, может потому что у меня нет шизофрении? what
        1. +29
          29 октября 2020 09:28
          Вспомнился анекдот: Дед залез на бабку и так и этак пробовал а не получается, отвернулся к стенке и ругается
          -Вот Путин такой, Путин сякой! Виноват!
          Бабка спрашивает:
          -А Путин то тут причем?
          Дед:
          - При Брежневе такого НЕБЫЛО!!
        2. +2
          29 октября 2020 12:43
          Связь есть, поплакать и заработать денюжку. Профессиональные плакальщицы lol
    2. +12
      29 октября 2020 07:05
      Цитата: Дальний В
      Хрен бы с ними, с американцами, пусть они хоть "аэрокобры" опять в воздух поднимают.

      Да ваще-то "кобры" спихнули по ленд-лизу англичанам и русским по принципу "на тебе убоже что мне негоже", а для себя держали кой-что получше, ну хоть те же "Корсары" или "Мустанги". И англичане были не больно счастливы и при первой возможности тоже скинули их русским. И кто ж мог знать, что в средневысотных боях, характерных для Восточного фронта, недостатки "кобры", к примеру падение мощности на больших высотах, будут несущественны, а достоинства как раз "заиграют"? Машина нашла себе правильных пилотов, а пилоты нашли правильные машины.
      1. +12
        29 октября 2020 07:10
        Согласен с каждым Вашим словом! Американцы использовали Р-39 в основном как разведчик и штурмовик , а 37-мм пушки с разбитых на островах Тихого океана ставили на торпедные катера. А наши выжимали из ВСЕХ самолётов ВСЁ , на что они были способны и выигрывали бои!
        1. +4
          29 октября 2020 14:31
          Цитата: serg.shishkov2015
          а 37-мм пушки с разбитых на островах Тихого океана ставили на торпедные катера

          Поначалу. Затем было организовано производство пушки 37 mm/56 M4 специально для катеров.
          1. +1
            30 октября 2020 05:43
            Спасибо за уточнение!
      2. +1
        29 октября 2020 14:10
        Правильнее не "убоже", а "небоже". Небож - это племянник.
      3. +7
        29 октября 2020 14:28
        Цитата: Наган
        Да ваще-то "кобры" спихнули по ленд-лизу англичанам и русским по принципу "на тебе убоже что мне негоже", а для себя держали кой-что получше, ну хоть те же "Корсары" или "Мустанги".

        Когда "кобры" спихивали англичанам, сами американцы летали на "топорах". А "Корсары" и "Мустанги" только ставились в серию. Причём ситуация с истребителями в ВВС США была настолько хреновой, что "отказные" британские "кобры" решили поставить в строй под названием Р-400 и отправили воевать на Тихий океан.
        Что же до СССР, то нам американцы в 1941-1942 г.г. поставляли то, на чём летали сами. А потом наши ВВС, распробовав "кобру", уже сами начали ставить её в списки поставок.
      4. +3
        29 октября 2020 15:01
        "И кто ж мог знать, что в средневысотных боях, характерных для Восточного фронта, "///
        ---
        Американцы это знали, поэтому и передавали этот фронтовой истребитель СССР.
        Им самым нужны были самолеты, способные сопровождать стратеги на тысячи км. Аэрокобра не подходила. В СССР же аэрокобры списали только после корейской войны. Самолет был цельнометаллическим, а не деревянным, как остальные истребители ВОВ. Он выдерживал многолетнее хранение в отличие от других винтовых истребителей СССР.
        1. +1
          29 октября 2020 15:38
          "Аэрокобра"
          С весны 1943 и до февраля 1944 Покрышкин воевал именно на Аэрокобре.
          1. +8
            29 октября 2020 18:11
            Из списка первых шести по результативности шести советских асов четверо воевали на аэрокобрах.
            Речкалов, Покрышкин, Гуляев , Глинка.
            Из первых трёх десятков по результатианости- на аэрокобрах воевала половина.
        2. +7
          29 октября 2020 19:24
          Цитата: voyaka uh
          Американцы это знали

          Этого по началу даже в СССР не знали, и продолжали клепать высотные МиГ-3. Вот только немцы отчего-то не беспокоились набирать высоту, а на средних высотах МиГ, скажем так, не блистал ни скоростью, ни маневренностью. Просто так сложилось, что P-39 не пришлись ко двору ни на Тихоокеанском театре, ни в Британии, в обоих случаях требовались именно что высотные истребители. А СССР на тот момент брал все что давали, потому что потеря украинского алюминия и переезд заводов на Урал и в Сибирь как-то не способствовали росту производства самолетов (и не только). Только через какое-то время осмотрелись и заметили, что из всего предложенного именно "кобра" наиболее результативна, и стали заказывать именно ее, к немалому удивлению американцев. А насчет высотности подвели теоретическую базу сильно позднее.
          Ну и еще был немалый недостаток "кобры" - задняя центровка, и как результат неустойчивость в полете. Американцы к такому не привыкли, поэтому срывались в штопор и бились. А советские летчики прошли через "ишака", тоже с задней центровкой, и просто не видели это как проблему, потому что знали и умели с этим разбираться. Зато задняя центровка делала самолет более маневренным, что в бою немаловажно.
          1. +1
            30 октября 2020 13:00
            Цитата: Наган
            Этого по началу даже в СССР не знали, и продолжали клепать высотные МиГ-3.

            Высотность МиГов - это "нужда, выданная за добродетель". Просто КБ, создавая скоростной истребитель, выбрало для него самый мощный из доступных моторов, позволявший выполнить требования заказчика по скорости. А высотность была "приложением" к выбранному мотору.
            Будь МиГ высотным истребителем - его бы не пихали массово в смешанные авиадивизии, занимавшиеся непосредственной поддержкой сухопутчиков. Для прикрытия И-15бис и И-153 из штурмовых авиаполков высотность 5-7 км не нужна.
            Тот же АМ-35 ставили на БШ-2 - но это же не повод считать его высотным штурмовиком? wink

            МиГ-3 клепали потому, что была налажена серия и были моторы. Как только моторы йок - так и МиГ-3 сняли с производства.
      5. +2
        29 октября 2020 18:00
        да еще и доработали в плане борьбы с плоским штопором
      6. 0
        2 декабря 2020 16:52
        После кучи переделок "заиграли". Например управление огнём переделали - от этой особенности кто только не плевался, когда нельзя было вести огонь из всего вооружения сразу.
    3. +3
      29 октября 2020 08:05
      "При жизни Путина-то хоть что-то из обещанного будет?"

      Вчера совершил последний полёт гражданский ТУ-154.
      А это - конец советского, а может и российского авиапрома.
      "Кукурузника" нет, "Сухой-100" - сплошное импортонасыщение, МС-21 - взлетит ли...
      Вот такие вот "галоши".....
      1. -5
        29 октября 2020 08:31
        Про олигархов не забудь написать и про "унегожедочкав парижеживет". Статья ведь называется "а давайте вместо темы про вооружения устроим балаган" fool
        Prior от "Приоры" не далеко ушел по содержанию lol
      2. +11
        29 октября 2020 12:52
        "МС-21 - взлетит ли". Уже как два года летает. С ПД 14 то же полетит.
        1. +2
          29 октября 2020 14:52
          Попытаюсь объяснить мои сомнения по-поводу " МС-21 - взлетит ли".
          Думаю, на сегодня у авиакомпаний нет недостатка в лайнерах, но это Boing и Airbus.
          Цена на серийный МС-21 сегодня не определена и будет ли она меньше, чем у конкурентов, вопрос.
          Зная наше качество и обслуживание, захотят ли авиакомпании его приобретать?
          На внешний рынок никто нас с МС-21 не пустит, СП-2 тому пример.
          А если не будет массового спроса, то какой МС-21?
          Ну, если только ввести полный запрет на использование импортных самолётов, а это не реально.
          Я совсем не против МС-21, но ......отучили верить в хорошее.
          1. +1
            29 октября 2020 21:16
            Зная наше качество и обслуживание, захотят ли авиакомпании его приобретать?


            Можно заняться в основном производством а обслуживать у западных профильных компаний, не первых игроков рынка, естественно, а аутсайдеров, прячущихся в тенях гигантов. Там полно голодных ртов, готовых откусить кусочек мирового рынка. Можно региональные компании привлекать в Африке, Азии. Так реммастерские для оборудования обычно и работают - головная компания их только сертифицирует и контролирует качество а работают местные компании. Кроме того так качество соответствует ожидаемой норме по региону - то, что непростительно в С. Европе, в Афганистане даже не заметят...
      3. +1
        30 октября 2020 09:11
        МС-21 уже 3-ий год летает, заказ на 52 самолёта, которые собираются уже. Вопрос пока только с международным сертификатом на самолет с Р/W,, и ПД-14
    4. -5
      29 октября 2020 08:12
      Дальний В -надейтесь и ждите, авось да небось вам в помощь! "Надежда умирает последней, сказала Любовь и ушла в себе Веру"!Не доходите до этой черты, отрежьте хобот, и ждите, когда он снова вырастет. .. wassat
    5. Комментарий был удален.
    6. 0
      29 октября 2020 19:14
      Цитата: Дальний В
      придется встретиться в небе с российскими Су-57 (пока что нет ни одной такой серийной машины, хотя она скоро появится)
      Да елки ж палки! А "скоро" - это когда?

      Упавший в декабре прошлого года Су-57 был первым серийным истребителем.
      До конца 2019-го года Воздушно-космические силы (ВКС) России должны были получить первый серийный Су-57. Им и был упавший в тайге самолет, который завод должен был передать военным до конца года. В следующем (2020-м) году ВКС также планировали получить ещё один Су-57.
    7. -1
      4 ноября 2020 07:33
      “Скоро» - до конца года.
  5. BAI
    -5
    29 октября 2020 09:24
    так как состояние покрытия напрямую влияет на степень радиолокационной заметности.

    Именно. F-117 не является всепогодным самолетом. Покрытие смывается дождем. Поэтому, он хорош в пустыне и плох в Европе.
    Как там про надпись на борту B-2?
    "Если Вы сейчас читаете эти строки, значит американские налогоплательщики зря потратили миллиард долларов".
    1. 0
      8 ноября 2020 20:45
      В 2001 они летали талибов бомбить из Рамштайна, с танкером, заправлялись над Черным морем. Ничего особенного по локации, не слушайте сказки.
  6. +1
    29 октября 2020 09:38
    На вид и правда гоблин .....
    1. +9
      29 октября 2020 14:32
      Цитата: Alien From
      На вид и правда гоблин .....

      Победа радиофизики над аэродинамикой. smile
      1. +4
        29 октября 2020 14:41
        Попов бы оценил)))
    2. 0
      29 октября 2020 22:39
      На мой взгляд он красивый request
  7. +18
    29 октября 2020 14:41
    Скорее всего, часть списанных F-117 сейчас перешла из этапа оценки концепции к исполнению роли «агрессоров» — самолетов, которые на учениях имитируют крылатые машины врага. Это имеет смысл. США прекрасно понимают, что даже если им не придется встретиться в небе с российскими Су-57 (пока что нет ни одной такой серийной машины, хотя она скоро появится), то рано или поздно дадут о себе знать новые китайские образцы.
    Казалось бы, сегодняшние возможности доступа к информации позволяют разобраться в очень многих вопросах.
    Но авторы сайта в подавляющем большинстве пичкают читателя какими то небылицами из репертуара кондового агитпропа и всяческими слухами из бульварных изданий, вроде переброски F-117 Nighthawk на ближний Восток.
    Можно видеть маркировку «TR» на хвостовом оперении, что указывает на то, что машина базируется в аэропорту Тонопа.
    Маркировка «TR» на хвостовом оперении не указывает на базировании в аэропорту Тонопа. Это указывает на то, что самолет был приписан к Tonopah Test Range - испытательный полигон Тонопа, который в период с 1984 по 1992 год была базой для F-117 Nighthawk.
    Снятые с вооружения F-117 Nighthawk хранятся на известной авиабазе ВВС США "Девис-Монтен" в Аризоне по программе тип 1000. Это значит, что самолеты поддерживаются в таком состоянии, когда их можно в любой момент поставить в в строй и снова летать. Без специального разрешения командования с базы ВВС Райт-Паттерсон, штат Огайо, которому технически "принадлежит" самолет, с него нельзя снять ни винтика.
    Периодически, по специальному графику, самолеты, хранящиеся по программе тип 1000 извлекаются из хранилища для проверки летной годности и соблюдения правил хранения.
    Периодически F-117 Nighthawk так же используются для тренировки экипажей самолетов AWACS, так как это значительно дешевле, чем использование для этих целей F-22 и F-35.
    Вот почему F-117 Nighthawk продолжает полеты.
  8. -4
    29 октября 2020 18:28
    Ничего путного нового нету вот и используют что осталось.
  9. +1
    29 октября 2020 22:38
    Самолет конечно не идеален но тем не менее у него есть свои + на которые сейчас очевидно делает упор США.
  10. +3
    29 октября 2020 22:59
    Как раньше говорили: "Очень хороший самолёт! За такого сразу Героя дадут".
  11. +1
    30 октября 2020 11:13
    Цитата: prior
    Попытаюсь объяснить мои сомнения по-поводу " МС-21 - взлетит ли".
    Думаю, на сегодня у авиакомпаний нет недостатка в лайнерах, но это Boing и Airbus.
    Цена на серийный МС-21 сегодня не определена и будет ли она меньше, чем у конкурентов, вопрос.
    Зная наше качество и обслуживание, захотят ли авиакомпании его приобретать?
    На внешний рынок никто нас с МС-21 не пустит, СП-2 тому пример.
    А если не будет массового спроса, то какой МС-21?
    Ну, если только ввести полный запрет на использование импортных самолётов, а это не реально.
    Я совсем не против МС-21, но ......отучили верить в хорошее.

    Можно не запрещать эксплуатацию иностранных бортов, сделать как в Европе с автомобилями, ограничить борта по возрасту, поколению.
    А то что не взлетить МС-21 и причиной указывает поведение Запада с СП-2, это разве нормально, где пресловутая рука рынка, которая и определила, какому самолета быть. Но у нас есть собственной рынок авиаперевозок, есть страны готовые покупать наши самолëты. Но действительно нужно налаживать сервис, это все понимают, в авиапроме, я надеюсь тоже.
  12. 0
    2 ноября 2020 12:05
    Сомневаюсь на счет антипатии со стороны летчиков летавших на F-117. Вообще первый ударный стелс, очень эффективный. Эти самолеты впервые были применены в Панаме, а затем нанесли первые удары с воздуха в 1991 в Ираке. "В целом за войну F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т. Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты «стелсов» добились1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. (Заметим, что в ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%.) Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, F-117A поразили около 40% всех атакованных союзниками стратегических целей". И это без потерь! Понятное дело, что эти самолеты применяли только управляемое оружие.
    Единственная боевая потеря это уничтожение 27 марта 1999 года F-117A (серийный № 82-0806), подполковника Дэйл Зелко (Dale Zelko) но после изменения тактики применения 117-е летали и наносили удары по Югославии еще два месяца не потеряв более ни одной машины.

    Самолет поистине знаковый. Конечно правильно говорить, что это самолет со сниженной заметностью, но "стелс" звучит проще.
    1. 0
      5 ноября 2020 15:11
      Без потерь потому что противодействия никакого не было.
      1. 0
        21 ноября 2020 16:56
        Ирак на тот момент - пятая армия мира. У них и истребителей было в достатке, и ЗРК
        1. 0
          10 декабря 2020 01:32
          Армия была 5 по численности, только оружия более менее современного было мало, то чем американцы вооружали Ирак против Ирана безнадёжно устарело уже на момент бури в пустыне.
    2. 0
      10 декабря 2020 01:35
      Вы бы меньше верили американской статистике, это маркетинг, у них и топоры были сверхточными и патриоты непревзойденными, а по прошествии времени выясняется, что и то и то довольно посредственные системы. Просто так не снимают с вооружения без веских причин.
  13. 0
    5 ноября 2020 14:21
    У него толщина покрытия действительно позволяет сильно снизить заметность. Но всю правду нам не раскроют ни наши, ни американцы.
  14. 0
    19 ноября 2020 17:24
    Поддерживаю вменяемых коллег! На сайте, к сожалению, появляется все больше и больше статей, написанных людьми, слабо разбирающимися в том. о чем они пишут. Что-то надергали из Интернета, кое как слепили и вперед. Одновременно появляется все больше и больше людей, которым все равно, о чем статья. Главное для них - написать, как все в России плохо, какой плохой Путин, все разворовали и т.п.
    Надо бы что-то придумать для поднятия уровня профессионализма пишущих.
  15. 0
    30 ноября 2020 17:35
    Те кто его хотят сбить , не имеют возможностей . Те кто могут желания , так выпьем же за то ...... В общем летают , пока.
  16. 0
    10 декабря 2020 01:29
    Репутацию его конечно подмочило, но куда больше подмочило его просто отвратительное пилотирование, по воспоминаниям летчиков, летишь на "брыкающемся осле".
  17. +1
    16 декабря 2020 01:06
    F-117 красава. Умеют америкосы самолёты делать.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»