Военное обозрение

Боевые корабли. Крейсера. Не совершенство, но потопить сложно

70
Начало серии этих кораблей было здесь:


Боевые корабли. Крейсера. Расстрелянный блин, который не вышел комом

«Пенсакола» была дебютом американских тяжелых крейсеров нового поколения, и, несмотря на некоторые мнения, оказалась вполне приличным кораблем. Естественно, не без недостатков. А значит, требовалась работа над ошибками.

И вот такой работой стали корабли типа «Northampton», которые составили вторую серию «вашингтонских» крейсеров.



Вообще от «Пенсаколы» новые корабли отличались весьма изрядно с одной стороны, но не так критично, чтобы нельзя было их назвать новым проектом. В общем – глубокая переделка под сложившиеся условия.

Водоизмещение было в рамках все тех же договорных 10 000 тонн. Но вот «Нортхэмтоны» изначально планировались как флагманы на флотах (№№ СА29, 30 и 31) и в эскадрах (№№ СА 26, 27 и 28). То есть, на них на стадии проектирования были заложены помещения для размещения штабов и командного состава соответствующих размеров.

Увеличили бронирование и установили ангары для самолетов (впервые в американском флоте) и катапульты.

Естественно, водоизмещение не резиновое, так что пришлось чем-то жертвовать. Пожертвовали одной орудийной башней на корме. Башен осталось три, две на носу и одна на корме, но башни все стали трехорудийными. Количество стволов снизилось до девяти, но такая схема была признана удачной и стала классической для всех американских тяжелых крейсеров в будущем.



Минус башня и орудие дали экономию около 215 тонн.

А если вспомнить, что «Пенсакола» разрабатывался и строился водоизмещением на 1 000 тонн меньше установленных договором рамок, то экономию можно было бросить на увеличение бронирования.

Было решено в первую очередь усилить бронирование артиллерийских погребов, элеваторов и механизмов подачи снарядов и пороха так, чтобы защитить от огня 203-мм орудий противника. Однако, расчеты показали, что обеспечить эффективную защиту от огня тяжелых крейсеров противника не получится, даже не смотря на общую экономию в 1275 тонн водоизмещения.

В итоге пришли к следующей схеме. Всего на бронирование потратили 1 075 тонн. Главный бронепояс имел толщину 76 мм по всей длине плюс на 1,5 м ниже ватерлинии. Бронепалуба имела толщину 25 мм. Бронирование артиллерийских погребов было увеличено до 95,25 мм по бокам и до 50,8 мм сверху. Увеличилось бронирование башен главного калибра: лобовая часть – 63,5 мм, верх – 50,8 мм, барбеты – 38 мм.

В общем, лучше, чем у «Пенсаколы», но условно. Такая схема бронирования по результатам испытаний могла защитить артиллерийские погреба от снарядов эсминцев калибром 127-мм на расстояниях более 6,5 км, от снарядов легких крейсеров (был взят на образец японский снаряд) калибром 155-мм на расстоянии от 9,5 км, от снарядов калибром 203-мм на расстоянии от 19 км.
Машинное отделение снаряд 155-мм пробивал с расстояния почти 12 км, 203-мм – с 22 км.

В общем, лучше, чем у «Пенсы». Но не сильно. Что, собственно, боевая служба и показала впоследствии.

Длина корпуса крейсеров составляла 182,9 м, в районе ватерлинии – 177,4 м. В мирное время обычное водоизмещение составляло 9200 т, максимальное – 10544 т, в военное – 9350 т и 14030 т соответственно.

Силовая установка

Двигательная установка состояла из восьми котлов типа «White-Forster» и четырех ТЗА с турбинами «Parsons», которые изготавливались по лицензии фирмой «Brown-Boveri». Турбины вращали четыре гребных вала. Мощность энергетической установки составляла 109 000 л.с., что позволяло развивать кораблям скорость хода в 32,5 узла.

В топливных цистернах хранилось 2 108 тонн нефти, что обеспечивало дальность плавания в 10 000 миль при крейсерской скорости хода в 15 узлов.

Вооружение

Именно на крейсерах типа «Нортхэмптон» было принято эпохальное решение – отказаться от системы, примененной на «Пенсаколе», то есть, от двух видов башен. Это довольно мудрое решение, поскольку значительно упрощало строительство.

Рассматривались два проекта, либо восемь орудий в четырех башнях, либо три башни по три ствола. Победил второй проект, поскольку он позволял несколько укоротить корпус корабля. И получилось нечто усредненное, поскольку 9 орудий – это с одной стороны, меньше, чем у «Пенскаколы» или «Миоко», но больше, чем 8 орудий немецких или британских крейсеров. Скажем так – золотая середина.

Орудия главного калибра на крейсерах типа «Нортхэмптон» были те же 203-мм/55 орудия в башнях типа Mark 14/0 или Mark 9/2. Башня Mark 14/0 отличалась от Mark 9/2 несколько меньшим размером и объемом, а у Mark 9/2 верхняя часть была немного наклонена в сторону стволов.

Башни типа Mark 14/0 устанавливались на крейсерах «Нортхэмптон», «Аугуста», «Честер» и «Луисвилль». Mark 9/2 стояли на «Хьюстоне» и «Чикаго».



Расположение башен было следующим: две башни с тремя орудиями каждая линейно-возвышенно в носовой части и одна башня в кормовой.

203-мм/55 орудие могло выстрелить снаряд весом 118 кг с массой боевого заряда 40,4 кг и начальной скоростью полета 853 м/с на дальность 29 км.

Боевая скорострельность составляла 3-4 выстрела в минуту. Боезапас на один ствол составлял 150 снарядов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия состояла из восьми универсальных 127-мм/25 орудий. Дальность стрельбы по надводным целям составляла 13,5 км, по воздушным при угле возвышения 85 градусов - 8,3 км. Боевая скорострельность составляла 12-15 выстрелов в минуту.



В качестве зенитного оружия ближнего радиуса действия должны были быть установлены 37-мм автоматы, но фирма «Кольт» не успела с разработкой к моменту постройки кораблей. А потому крейсера получили по восемь пулеметов Браунинга калибром 12,7-мм, что однозначно было недостаточно. Но тогда об этом никто не задумывался, но сюрприз получился чуть позже.



Как только началась война, а для США она началась холодным душем в Перл-Харборе, стало понятно, что нужна более эффективная защита от авиации. И в 1941 году бесполезные в общем пулеметы были заменены на две счетверенных установки зенитных автоматов калибром 28-мм.

Боевые корабли. Крейсера. Не совершенство, но потопить сложно


«Чикагское пианино» тоже оказалось очень капризным и не удовлетворяющим запросы средством ПВО.

Минно-торпедное вооружение

Крейсера получили два трехтрубных торпедных аппарата калибром 533-мм. Аппараты размещались побортно в корпусе крейсеров ниже самолетного ангара.



Авиационное вооружение

Ангар на четыре самолета размещался в кормовой части корабля. Плюс еще два самолета могли сразу стоять на катапультах. Но так не практиковалось, и обычно корабли несли четыре самолета от фирмы Vought O2U и O3U «Corsairs». Во время войны их сменили более современные Curtiss SOC «Seagull» и Vought OS2U «Kingfisher».



Для установки самолетов на катапульту побортно были установлены два пятитонных крана.

Экипаж и обитаемость

Крейсера «Нортхэмптон» были первыми американскими кораблями, у которых вместо гамаков для матросов были предусмотрены койки. Новаторство было оценено, и корабли пользовались репутацией очень комфортных. А если сравнивать с предшественником, «Пенсаколой», то количество жилой площади на «Нортхэмптоне» выросло на 15%.

Численность экипажа крейсеров типа «Нортхэмптон» составляла 617 человек без учета размещаемых штабов.

Модернизации

В самом начале войны стало ясно одно: необходимо усиление ПВО.

И тут сыграла роль экономия веса для бронирования, вылившаяся в некоторую недогруженность кораблей. Получилось очень приятно для американцев – не надо было снимать артиллерийские башни, как это делали британцы. Ограничились тем, что убрали со всех крейсеров торпедные аппараты, одну катапульту и один кран.
Кроме того, были убраны 28-мм автоматы.

И на освободившиеся места что по весу, что по площади были размещены средства ПВО по принципу «не отказывать себе ни в чем».

«Нортхэмптон» получил 14 автоматов «Эрликон» 20-мм.

«Честер» получил 13 спаренных установок 20-мм «Эрликон», 4 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 5 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».

«Луисвилль» получил 13 спаренных установок 20-мм «Эрликон», 4 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 5 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».

«Чикаго» получил 20 установок 20-мм.

«Аугуста» получил 20 установок 20-мм «Эрликон», 2 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 4 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».

«Хьюстон» на программы по модернизации не успел, улучшение ПВО состояло из трёх 76-мм зенитных орудий.

Боевое применение



Все шесть тяжелых крейсеров типа «Нортхэмптон» неоднократно отличались в боях, за что получали знаки отличия командования ВМС США — боевые звезды, так называемые «Battle Stars».

«Луисвилл» получил 13 таких звезд.
«Честер» был удостоен 11 звезд.
«Нортхэмптон» получил 6 звезд.
«Аугуста» и «Чикаго» завоевали по три звезды.
«Хьюстон» получил всего две, но за сражение в проливе Сунда крейсер получил благодарность Президента США.

«Нортхэмптон»



Начало войны, то есть, момент, когда японцы атаковали Перл-Харбор, «Нортхэмптон» находился в море, сопровождая авианосец «Энтерпрайз». Далее крейсерпринимал участие во всех значимых операциях американского военного флота в Тихом океане.

Наиболее значимыми в истории корабля были сопровождение авианосца «Хорнет» в рейде Дулитла и авианосец «Энтерпрайз» во время битвы при Мидуэе.

«Нортхэмптон» сопровождал «Хорнет» во время битвы за острова Санта-Крус и его экипаж принял участие в попытках спасения авианосца, а затем и в эвакуации экипажа.





30 ноября 1942 года «Нортхэмптон» принял участие в своем последнем сражении - битве при Тассафаронге. Отряд американских кораблей (4 тяжелых, 1 легкий крейсер и 6 эсминцев) натолкнулся на конвой японских кораблей из 8 эсминцев.

Японцы были захвачены врасплох, а американские корабли, стреляя по данным радаров, быстро потопили артиллерийским огнем японский эсминец «Таканами». В ответ японцы выпустили большое количество торпед и буквально изуродовали 4 американских крейсера.



Самым невезучим оказался «Нортхэмптон», в который попали две торпеды 610-мм, «лонг-лэнсы». Экипаж боролся за жизнь корабля, но разрушения оказались слишком значительными и в итоге крейсер затонул.

«Чикаго»



7 декабря 1941 года «Чикаго» находился в море в составе 12-й тактической эскадры (TF 12). Эскадра пыталась найти противника, но безуспешно и в итоге вернулась в Перл-Харбор.

В 1942 году «Чикаго» действовал в разных районах Тихого океана. Прикрывал Новую Каледонию, участвовал в атаках на Лаэ, Новую Гвинею, Саламуэ. Сопровождал авианосец «Йорктаун» в рейде на Соломоновы острова. Участвовал в первом сражении за Гуадалканал.

Участник первого боя у острова Саво. Получил попадание японской торпеды, экипаж боролся за живучесть, не прекращая огня по противнику. После небольшого ремонта ушел в США и встал на капитальный ремонт.

Вернувшись на театр боевых действий в январе 1943 года, в составе конвоя пошел на Гуадалканал. В ночь на 29 января в бою у острова Реннел получил две торпеды с японских самолетов. Крейсер потерял ход, но работа экипажа остановила поступление воды и даже выправила крен.



«Чикаго» был взят на буксир крейсером «Луисвилль» и была сделана попытка отбуксировать поврежденный корабль для ремонта на базу.



Однако на следующий день японская авиация возобновила атаки и торпедоносцы всадили еще четыре торпеды в «Чикаго». С такими повреждениями не справился бы даже Посейдон, поэтому крейсер затонул в точке с координатами 11°25′00″ ю. ш. 160°56′00″ в. д.

«Луисвилл»



Военную службу начал в 1940 году, причем, как как нейтральный корабль или вооруженный транспорт, если хотите. Крейсер совершил поход в Южную Африку, чтобы вывезти из Родезии британское золото на сумму 148 миллионов долларов для хранения в США. Крейсер принял груз в Саймонстауне (ЮАР), и с ним отправился в Нью-Йорк. После этого «Луисвилл» был переведен на Тихий океан.

7 декабря 1941 года, во время нападения японцев на Перл-Харбор, «Луисвилл» шел в Перл-Харбор в составе конвоя. Не пришел, потому уцелел. Затем был включен в оперативное соединение №17 (TF 17) и отправлен в Сан-Диего.

В марте 1942 года участвовал в операциях в районе архипелага Бисмарка и Соломоновых островов. В мае принял участие в операции у Алеутских островов.



Перебрасывал войска на Самоа, участвовал в рейдах на острова Гилберта и Маршалловы острова. Ноябрь – операции в Новой Каледонии

29 января 1943 года принял участие в бою у острова Реннелл и единственный из крейсеров сумел избежать японских торпед. Вечером того же дня взял на буксир повреждённый крейсер «Чикаго» и пытался дотащить его до базы.

В апреле 1943 снова был направлен на Алеутские острова, где участвовал в битве за Атту. В январе 1944 года участвовал в обстрелах атоллов Вотье, Рой-Намюр. Наносил удары по Палау, участвовал в боях за атолл Эниветок, остров Трук, в июне поддерживал высадку на Сайпан и Тиниан, а затем Гуам.



Участник битвы в заливе Лейте. В ночь на 5 января «Луисвилл» получил попадания двух камикадзе и понес большие потери в личном составе. После ремонта, 5 июня 1945 года, участвуя в боях за Окинаву, получил еще одно попадание камикадзе.



17 июня 1946 года крейсер был выведен в резерв и перешёл в Атлантический резервный флот. 1 марта 1959 года был исключен из военно-морского регистра, а 14 сентября продан с аукциона на слом.

«Хьюстон»



С началом войны «Хьюстон» был отправлен в Австралию и в составе австралийского флота участвовал в боях за Голландскую Вест-Индию.

В бою в Массарском проливе получил попадание бомбы с японского самолета в кормовую башню. Башня была уничтожена. Расчеты крейсера сбили 4 самолета.

Конвоируя транспорты из Дарвина принял на себя удар 36 бомбардировщиков, прикрывал транспорты огнем и дымовой завесой. За 45 минут боя был выпущен почти весь боекомплект зенитных снарядов, сорвать атаку японских самолетов получилось.

Участник боя 27 февраля 1942 года в Яванском море, где эскадра союзников потерпела поражение от японцев.

Бой в Зондском проливе.



Бой произошел сразу после боя в Яванском море. 28 февраля 1942 года из портов Батавии и Сурабаи вышли крейсера «Перт» (Австралия), «Эвертсен» (Новая Зеландия), «Эксетер» и «Энкаунтер» (Великобритания) и «Хьюстон» (США). Эсминцы отсутствовали, поскольку после боя в Яванском море они остались без торпед.

Целью похода была атака японских десантов в Зондском проливе. Но к этому времени японские корабли уже перекрыли пролив и начали высадку войск.

Японская группа кораблей состояла из авианосца «Рюдзе», крейсеров «Могами», «Микума», «Катори» и девяти эсминцев. И куча транспортов с десантом.

«Хьюстон» и «Перт» первыми обнаружили японские корабли и открыли огонь. Эсминец «Фубуки» практически в упор, с 2,5 км выпустил по крейсерам 9 торпед, но союзники умудрились отвернуть и торпеды не попали. Точнее, две попали, но в японские транспорты. Плюс «Хьюстон» и «Перт» потопили артиллерийским огнем один транспорт, а три заставили выброситься на берег.

А потом японцы взялись за крейсера всерьез. Вообще экипажи «Перта» и «Хьюстона» вели себя просто превосходно. «Перт» погиб первым от торпед японских эсминцев, а «Хьюстон», оставшись в одного успел потопить тральщик, хорошо расковырять эсминец «Харукадзе» и крейсер «Микума».

В «Хьюстон» попало четыре торпеды и около трех десятков снарядов разных калибров. Через час после начала боя «Хьюстон» перевернулся и затонул. Из 1120 человек экипажа бой пережили 346, которые попали в японский плен.

«Аугуста»



Флагман Азиатского флота США, боевое крещение получил в 1937 году, во время Второй битвы за Шанхай. «Аугуста» попала под удар китайских самолетов, которые сбросили на крейсер бомбы и обстреляли из пулеметов, несмотря на то, что американские флаги были нарисованы на всех трех башнях.

Далее крейсер нес службу в Атлантике. В июне 1941 года «Аугуста» был назначен флагманом президента Франклина Рузвельта для встречи в августе 1941 года с Уинстоном Черчиллем в Арджентии, Ньюфаундленд, Канада.

С началом военных действий крейсер нес патрульную службу в Атлантике, принимал участие в операциях по высадке десантов в Северной Африке, в том числе и в Мароккано-алжирской операции, когда вступил в бой с французским линкором «Жан Бар». К счастью, французы стреляли неточно, и крейсер попаданий не получил.

После успешной высадки в ходе операции «Факел» корабль вернулся в Атлантику и охранял конвои, идущие в Британию. Некоторое время «Аугуста» провела в составе британского флота.



25 апреля 1944 года король Великобритании Георг VI обедал с контр-адмиралом Аланом Кирком на борту крейсера.

В июне 1944 года «Аугуста» участвовал в операции по высадке войск в Нормандии. На нем размещался штаб генерала Омара Брэдли, крейсер участвовал в подавлении немецких батарей на побережье.

Дальше корабль отправили в Средиземное море, где крейсер принял участие в операции «Драгун» на побережье Южной Франции, обстреливая немецкие позиции.

В сентябре 1944 года крейсер вернулся в США для ремонта. Ремонт затянулся, поскольку в ноябре 1944 года на корабле произошел загадочный взрыв во время работ в доке. Погибло трое рабочих и четверо маоряков. Из ремонта «Аугуста» вышел только в конце января 1945 года.

До конца войны крейсер выполнил еще две политических миссии: сопровождал крейсер «Куинси» с Рузвельтом на конференцию в Ялту в феврале 1945 года и в июле 1945 года уже новый президент США Трумэн на «Аугусте» отправился на Потсдамскую конференцию.



По окончанию войны крейсер в качестве транспорта вывозил американские войска в США, а в 1946 году корабль был списан и отправлен на разделку.

«Честер»



7 декабря 1941 года «Честер» находился в море в составе оперативной группы авианосца «Энтерпрайз». Крейсер на протяжении двух месяцев патрулировал район Гавайев, затем поддерживал десанты на Маршалловых островах. Там крейсер понес первые потери от действий японской авиации, когда бомба, пробив палубу, взорвалась внутри помещений.

После ремонта, в мае 1942 года, «Честер» вернулся в строй и принял участие в боевых действиях у Гуадалканала и Соломоновых островов, обеспечивал защиту авианосцев в битве в Коралловом море, спасал экипаж авианосца «Лексингтон», участвовал в бою у острова Эллис.

20 октября 1942 года, во время поддержки десантных операций на Соломоновых островах, «Честер» был поврежден торпедой с японской подводной лодки I-176. Корабль остался на плаву и после ремонта в Сиднее отправился в США на более капитальный ремонт.



Через год крейсер вернулся в строй и участвовал в операциях у островов Гилберта и на Маршалловых островах. Прикрывал в качестве плавучей батареи ПВО атолл Маджуро. Участвовал в операции «Адак» на Алеутских островах, в бомбардировке Мацувы (ныне Матуа) и Парамушира на Курильских островах в июне 1944 года.

Вернувшись в Центральную часть Тихого океана, Честер участвовал в обстрелах островов Уэйк и Маркус в сентябре 1944 года.



«Честер» прикрывал авианосцы Маккейна в битве в заливе Лейте, обстреливал Иводзиму. Далее было прикрытие десанта на Иводзиму. Ранним утром 19 февраля 1945 года, во время проведения десантной операции на Иводзиме, «Честер» столкнулся с десантным кораблем «Эстес» и повредил правый винт. До конца операции корабль выполнял роль плавбатареи, а затем ушел на ремонт.

В строй «Честер» вернулся только в июне 1945 года. Конец войны крейсер встретил в районе Алеутских островов, патрулируя район.

По окончании войны «Честер» выполнил несколько рейсов, вывозя американских военнослужащих в США. Далее корабль был переведен в резерв, но 10 июня 1946 года его окончательно списали. Износ корабля был слишком велик.


Что можно сказать о проекте крейсеров типа «Норхэмптон»? Это были весьма удачные корабли, которые протащили на себе всю войну, участвуя почти во всех операциях военно-морского флота США.

Несмотря на некоторые недостатки, а именно, явно недостаточное бронирование, корабли вышли весьма несговорчивыми в плане поражения их бомбами и снарядами. А то, что недогруз помог превратить их в плавучие батареи ПВО, только расширило спектр применения этих кораблей.



В целом, назвать «Норхэмптоны» лучшими кораблями в классе нельзя, но это были достойнейшие представители класса тяжелых крейсеров. И награды, которые получали корабли вкупе с экипажами, только лучшее тому подтверждение.
Автор:
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Destiny
    Destiny 2 марта 2021 18:36
    +13
    Крейсера. Не совершенство, но потопить сложно

    "Нет ничего совершенного. Этот мир не совершенен."
    Спасибо автору,было очень интересно!Валентин Саввич Пикуль вспомнился:
    – Ах, крейсера, крейсера! И кто вас выдумал?
    1. mark1
      mark1 2 марта 2021 18:52
      +8
      Цитата: Destiny
      – Ах, крейсера, крейсера! И кто вас выдумал?

      Эх тройка, птица тройка! Кто тебя выдумал ? - Гоголь у Пикуля спер wassat
  2. mark1
    mark1 2 марта 2021 18:40
    +6
    Интересно что в среднем калибре (127мм) использовались короткоствольные орудия 25 ( в последствии 38) калибров. Маневренность за счет меньшего веса конечно повышается, ну а дальность и точность видимо посчитали второстепенными характеристиками.
  3. Свойчужой
    Свойчужой 2 марта 2021 18:41
    +2
    Интересно есть ли список сколько и каких кораблей судов и подлодок построили сша в 2мв
    1. BAI
      BAI 2 марта 2021 19:07
      +13
      Тип ____________ 7 декабря 1941 г. __________ 14 мая 1945 г. ___ Примечание
      Линкоры ________ 17______________________ 23 _____________ (все типы)
      Авианосец ______ 7 ______________________ 28
      Эскортный авианосец _1 ____________________ 71
      Крейсер _________37______________________ 72 ____________(все типы)
      Эсминец ________171 _____________________ 377 ___________ (все типы)
      Фрегат __________ 0 ______________________ 361
      Подводная лодка___ 112 ____________________ 232
      Десантный корабль__ 0 ____________________ 2547 ____________ (включая малые суда)

      В таблице есть и такая строчка:
      Всего активных______ 790__________________ 6 768
      Что туда вошло - не раскрывается. Но за кадром остались: торпедные катера, морские охотники, тральщики и т.д.
      1. Альф
        Альф 3 марта 2021 11:40
        +2
        Цитата: BAI
        Что туда вошло - не раскрывается.

        Интересно, кто Вам поставил минус ?
        1. BAI
          BAI 3 марта 2021 11:45
          +5
          У меня есть поклонник - ищет все мои комментарии и старательно минусует. Минус есть всегда на любом комментарии. М.б. и на этом появится.
          1. Альф
            Альф 3 марта 2021 11:47
            +1
            Цитата: BAI
            У меня есть поклонник - ищет все мои комментарии и старательно минусует. Минус есть всегда на любом комментарии. М.б. и на этом появится.

            Вы таки делаете мне смешно, но у меня тоже есть такой скрытый воздыхатель, судя по размерам минусов-лысопогонник. Достаточно сказать, что дважды два-четыре, как через несколько минут появляется минус.
            1. Альф
              Альф 4 марта 2021 16:49
              +2
              Цитата: Альф
              Достаточно сказать, что дважды два-четыре, как через несколько минут появляется минус.

              Во, опять мой воздыхатель заскочил. Кто ты, открой личико, я тебе карамелек пришлю.
    2. Гончар
      Гончар 2 марта 2021 19:11
      +5
      Полно таких изданий. Одно из самых известных последних лет - Морская коллекция, приложение к МК, 2004г, №№1 и 3. На основе публикаций Морской коллекции в МК 1970-х-1980-х годов.
      1. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 2 марта 2021 20:18
        +4
        Цитата: Гончар
        На основе публикаций Морской коллекции в МК 1970-х-1980-х годов.

        На самом деле сильно лучше. :)
  4. Гончар
    Гончар 2 марта 2021 18:58
    +7
    Спасибо за статью. Знаковые корабли для американского флота. Вынесли на себе тяжесть всех периодов войны. 3 корабля потеряны. Стать по настоящему совершенными кораблями в своем классе мешали договорные ограничения, тем не менее ТТХ крейсеров были весьма достойными.
    1. Ищущий
      Ищущий 3 марта 2021 17:43
      -6
      что.вкусна американская задница!!!????
    2. ignoto
      ignoto 3 марта 2021 21:00
      0
      Не очень то, и мешали.
      Крейсеры этого типа оказались недогруженными.
      Стандартное водоизмещение от 9006 т. до 9300 т.
      Следующий тип, "Портланд" уже догрузили.
      Что позволило усилить бронирование.
  5. paul3390
    paul3390 2 марта 2021 19:02
    +10
    Битва при Тассафаронге - это вообще шедевр. Танака был гениален.. Напоровшись ночью на матрасников, он приказал головному эсминцу открыть огонь, пожертвовав им. Американцы начали шмалять по нему из чего только можно, а остальные японские эсминцы - отстрелялись всеми торпедами по вспышкам и тихо ушли.. Причём радаров в отличие от противника у японцев не было.. Блеск!
    1. Macsen_Wledig
      Macsen_Wledig 2 марта 2021 20:19
      +5
      Цитата: paul3390
      Танака был гениален..

      Победить-то победил, спору нет...
      Но основную задачу (доставить груз гарнизону) выполнил сильно не полностью.
  6. Undecim
    Undecim 2 марта 2021 19:10
    +10
    Вспомогательная артиллерия состояла из восьми универсальных 127-мм/25 орудий. Дальность стрельбы по надводным целям составляла 13,5 км, по воздушным при угле возвышения 85 градусов - 8,3 км. Боевая скорострельность составляла 12-15 выстрелов в минуту.
    На крейсерах Northampton-class cruiser стояли одинарный башенные установки с орудиями 5-inch/25.

    На фото в статье - двухорудийная башенная установка орудий 5"/38 Mark 12, которые на крейсера Northampton-class никогда не устанавливались.
    1. Grossvater
      Grossvater 2 марта 2021 19:24
      +4
      Опередили winked !
      1. Undecim
        Undecim 2 марта 2021 19:26
        +5
        Извините, просто в глаза бросилось.
    2. Ищущий
      Ищущий 3 марта 2021 17:46
      0
      а в разделе"торпедное вооружение"-фото СОВЕТСКОГО ТА И СОВЕТСКИХ МОРЯКОВ.
      1. ignoto
        ignoto 3 марта 2021 21:03
        +2
        А установка спаренного крупнокалиберного пулемета с торпедного катера.
    3. ignoto
      ignoto 3 марта 2021 21:02
      +2
      А на этом фото, точно 127/25 ?
      Разве существовали башенные установки с 127/25 ?
      1. Undecim
        Undecim 3 марта 2021 21:27
        +2
        Вы совершенно правы, башенных установок 5-inch/25 не было. Покритиковал автора, а сам вставил не то фото. Фотография USS Chicago , которую я вставил, сделана с борта USS Wichita и в кадре 5"/38 Mark 12.
        Правильное фото.
  7. alsoclean
    alsoclean 2 марта 2021 19:19
    +5
    Бой произошел сразу после боя в Яванском море. 28 февраля 1942 года из портов Батавии и Сурабаи вышли крейсера «Перт» (Австралия), «Эвертсен» (Новая Зеландия), «Эксетер» и «Энкаунтер» (Великобритания) и «Хьюстон» (США). Эсминцы отсутствовали, поскольку после боя в Яванском море они остались без торпед.

    1. Hr. Ms. Evertsen, бортовая литера EV (Его величества Эвертсен) — эсминец флота Нидерландов типа Ван Гент. - как это понимать?
    2.HMS Encounter (Его Величества Корабль «Энкаунтер»), бортовой номер H10 — эскадренный миноносец типа E Королевского флота Великобритании. - А это как стоит понимать??
    1. Альф
      Альф 3 марта 2021 11:42
      +1
      Цитата: alsoclean
      А это как стоит понимать??

      Опять Вы Роману всю малину испортили.
      1. alsoclean
        alsoclean 3 марта 2021 22:03
        +2
        Цитата: Альф
        Опять Вы Роману всю малину испортили.

        Ну почему же? Я с интересом читаю его статьи. И практически их не комментирую. Но тут уж вырвалось. Всё же внимательнее надо...
        1. Альф
          Альф 3 марта 2021 22:25
          +1
          Цитата: alsoclean
          Я с интересом читаю его статьи.

          Я тоже читаю как приключенческий роман, живо, не скучно и не перегружено массой цифр. Действительно, читабельно. Но вот залепухи, причем, не для спецов, а даже для не сильно углубленных в теме, очень заметны.
  8. Grossvater
    Grossvater 2 марта 2021 19:24
    +7
    В тексте 5" 25 клб. На фотографии 5" 38 клб. Т-рищ Ворошилов утверждал, что артиллерия наука точная!
  9. Кonstanty
    Кonstanty 2 марта 2021 19:27
    +7
    В мирное время обычное водоизмещение составляло 9200 т, максимальное – 10544 т, в военное – 9350 т и 14030 т соответственно.


    Это постепенно становится неловко - еще одна статья о крейсерах, нo автор не может вспомнить и использовать терминологию, принятую после 1922 года. angry

    - Стандартное водоизмещение (standard displacement): водоизмещение полностью укомплектованного корабля (судна) с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.

    - Нормальное водоизмещение (normal displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах.

    - Полное водоизмещение (loaded displacement, full load displacement, designated displacement): водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, груза.
  10. Undecim
    Undecim 2 марта 2021 19:52
    +6
    В качестве зенитного оружия ближнего радиуса действия должны были быть установлены 37-мм автоматы, но фирма «Кольт» не успела с разработкой к моменту постройки кораблей. .
    Фирма "Кольт" морских 37 мм автоматов никогда не разрабатывала.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 3 марта 2021 11:15
      +2
      Цитата: Undecim
      В качестве зенитного оружия ближнего радиуса действия должны были быть установлены 37-мм автоматы, но фирма «Кольт» не успела с разработкой к моменту постройки кораблей. .
      Фирма "Кольт" морских 37 мм автоматов никогда не разрабатывала.

      Тем не менее, установка 37-мм МЗА на эти КРТ планировалась. Но к моменту сдачи кораблей флоту 37-мм автомат так и не материализовался. smile
      The light AA armament was virtually non-existent on completion as 37mm intended for these ships failed to materialise.

      © Leo Marriott. Treaty Cruisers: The First International Warship Building Competition

      Вообще, довоенная история флотской МЗА в США - это боль и унижение флота. Десять лет американский флот флот ждал американский автомат... и когда тот с великим трудом встал в серию, то оказалось, что он безнадёжно устарел. И пришлось срочно закупать в Европе две лицензии на МЗА - причём аккурат перед вступлением в войну. А когда лицензии купили, то выяснилось, что вся технология рассчитана под малосерийный выпуск высококвалифицированными кадрами - с подгонкой деталей в процессе сборки.
      — Ручной труд, — быстро сказал Роман. — Безотказен. Конструкции Льва Бен Бецалеля. Бен Бецалель собирал и отлаживал его триста лет…
      © АБС. ПНвС.
      В результате, первый год воны флот отбивался от самолётов кортокоствольными 5" зенитками, 3" зенитками времён ПМВ, немногочисленными "чикагскими пианино" и изделиями Джона Мозесовича. А тот же шведский автомат конструкторы и технологи Крайслера пытались приспособить под массовый выпуск кадрами средней и низкой квалификации.
    2. ignoto
      ignoto 3 марта 2021 21:07
      +1
      Но, производила. Поэтому, иногда, этот автомат и называют 37 мм "Кольт".
  11. Бензорез
    Бензорез 2 марта 2021 20:09
    +3
    Честно говоря при качке особенно бортовой ещё большой вопрос где спать удобнее.
    Это я к разделу "обитаемость парохода". Но это моё личное мнение. Нынче гамаков- то и в помине нет.
    Как можно выспаться, когда тебя швыряет из стороны- в сторону... Я лично не представляю. request
    1. MooH
      MooH 2 марта 2021 22:11
      +3
      Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам

      А в строю на ходу как спать? А в 30ти градусный мороз на улице, под шинелью? А ведь умели как-то предки.
    2. Альф
      Альф 3 марта 2021 11:43
      +2
      Цитата: Бензорез
      Как можно выспаться, когда тебя швыряет из стороны- в сторону...

      Прекрасно. Особенно, если за день так задолбаешься..
    3. mmaxx
      mmaxx 4 марта 2021 15:41
      0
      Да уж всяко лучше, чем с кривой спиной в гамаке. По молодости пофигу, но потом понимаешь, что гамак - ужас. Да, и не сильно на крейсере в 10000 т и качает-то.
  12. Gookuni Yeddey
    Gookuni Yeddey 2 марта 2021 20:40
    -2
    Не плохо изложено.
  13. Mark Kalendarov
    Mark Kalendarov 2 марта 2021 22:58
    +2
    "В целом, назвать «Норхэмптоны» лучшими кораблями в классе нельзя, но это были достойнейшие представители класса тяжелых крейсеров."
    А какие же, наконец, лучшие корабли этого класса??!!
    1. Вишневая девятка
      Вишневая девятка 3 марта 2021 01:03
      -2
      Какой-то странный вопрос. Ну, допустим USS Des Moines (CA-134). А зачем Вам?
      1. Macsen_Wledig
        Macsen_Wledig 3 марта 2021 10:18
        +2
        Цитата: Вишневая девятка
        Какой-то странный вопрос. Ну, допустим USS Des Moines (CA-134). А зачем Вам?

        Логично предположить, что разговор надо вести о "договорных" крейсерах, а не о всех подряд. :)
        1. Вишневая девятка
          Вишневая девятка 3 марта 2021 13:37
          0
          Тоже странный вопрос. После Нортхэмптона у американцев было ещё 3 типа КРТ в 30-х.
          1. Macsen_Wledig
            Macsen_Wledig 3 марта 2021 14:57
            0
            Вы сейчас о чём?
            1. Вишневая девятка
              Вишневая девятка 3 марта 2021 17:53
              +1
              Если считать договорных американцев, то после нортхэмптонов были портленды, нью-орлеаны и Уичита. Поскольку развитие класса КРТ шло более-менее в одном направлении - рост защиты - то логично предположить, что лучшим договорным американцем будет Уичита. Если Уичита была неудачной (есть такое мнение) то нью-орлеаны. Если брать ситуацию на год закладки нортхэмптонов, то годом раньше заложен Такао, голом позже - Зара, оба его существенно сильнее, но оба 10К+. Без учёта таких экземпляров - обычный недобронированный КРТ конца 20-х, возможно, чуть хуже Мёко, но у последнего свои блохи.
              1. Macsen_Wledig
                Macsen_Wledig 3 марта 2021 18:50
                0
                Цитата: Вишневая девятка
                Если считать договорных американцев, то после нортхэмптонов были портленды, нью-орлеаны и Уичита.

                Собственно это я и имел в виду... :)
        2. ignoto
          ignoto 3 марта 2021 21:10
          0
          "Новый Орлеан".
      2. Комментарий был удален.
    2. Альф
      Альф 3 марта 2021 11:44
      +2
      Цитата: Mark Kalendarov
      А какие же, наконец, лучшие корабли этого класса?

      Совершенство недостижимо. Всегда можно сказать-А вот тут плохо.
      1. Santa Fe
        Santa Fe 4 марта 2021 07:08
        0
        Если не рассматривать «читеров», то из тех, кто честно выполнял договоренности (Великобритания, США) наилучший 10 000-тонник построили американцы

        Крайний из договорных проектов, Уичито

        Продемонстрировал, какой компоновкой и набором качеств должен обладать крейсер в соответствии с «наступательной» тактикой крейсерских сил США. Ценой стало снижение остойчивости, но если Уичита прошла всю войну и не опрокинулась, то наши оценки тут неинтересны

        С началом войну, когда все ограничения испарились, янки взяли Уичито и исправили ее единственный недостаток, добавив ширины и водоизмещения. Так получился Балтимор
        1. Вишневая девятка
          Вишневая девятка 4 марта 2021 12:28
          0
          Ну, как раз к Уичите много вопросов. На этом корабле у американцев прорезалось типично японское желание налить полторы пинты в однопинтовую кружку. Трудно называть лучшим корабль, который сразу же пришлось догружать балластом, чтобы он не пошел на дно прямо от стенки. А поскольку война все увеличивала и увеличивала верхний вес за счет ПВО и РЛО, относительно благополучная служба до 47-го года - в немалой степени удача.

          Хотя как прототип Балтимора корабль безусловно интересен.
  14. Undecim
    Undecim 2 марта 2021 23:18
    +6

    С этим фото автор совсем начудил. Это фотография советского эсминца типа 7 «Резкий» Тихоокеанского флота .
    1. Комментарий был удален.
    2. Niko
      Niko 3 марта 2021 09:21
      +3
      С фото у автора одна и та же беда из статьи в статью.Если немного поиграть с одной из любимейших фраз автора:"качество принесено в жертву скорости"(но он не запаривается )
  15. Альф
    Альф 3 марта 2021 11:39
    +2
    Начало войны, то есть, момент, когда японцы атаковали Перл-Харбор, «Нортхэмптон» находился в море, сопровождая авианосец «Энтерпрайз».

    Самым невезучим оказался «Нортхэмптон», в который попали две торпеды 610-мм, «лонг-лэнсы». Экипаж боролся за жизнь корабля, но разрушения оказались слишком значительными и в итоге крейсер затонул.

    От судьбы не уйдешь.
    вооруженный транспорт,

    Ни фига себе транспорт, с кучей 8-дюймовок...
    «Аугуста» попала под удар китайских самолетов, которые сбросили на крейсер бомбы

    Что характерно-не попали. Китайцы, одно слово, везде косячут...
    1. Alexey RA
      Alexey RA 3 марта 2021 12:07
      +1
      Цитата: Альф

      Что характерно-не попали. Китайцы, одно слово, везде косячут...

      Да ладно, вспомните наши ВВС того времени. В 1939 г. тройка ДБ-3 из 21 дбап вместо финской ж/д станции вышла на нашу (Грузино) и... промахнулась всеми 30 бомбами. Минус на минус дал плюс. smile
      1. Альф
        Альф 3 марта 2021 12:10
        +2
        Ну да, штурманы промахнулись. Зато сколько тогда "ласковых" слов они услышали от пехоты..
        1. Alexey RA
          Alexey RA 3 марта 2021 17:25
          +2
          Цитата: Альф
          Ну да, штурманы промахнулись.

          Причём дважды - с выходом на цель и с точкой сброса.
          Цитата: Альф
          Зато сколько тогда "ласковых" слов они услышали от пехоты..

          Слава богу, что те слова было кому говорить.
          В 1945 г. наши ВВС точно так же заблудились - и вместо Муданьцзяня вышли на четыре дня как занятый нашими армейцами Мулин. Но в этот раз две девятки "Илов" из 303-го бап и одна девятка из 444-го бап с точкой сброса 270 "соток" не ошиблись.
          В 11-45 наша авиация произвела массированный налет группами Ил-4 по городу Мулин. Убито до 200 военнослужащих, в том числе начальник армейского ДК майор Гольдштейн. Разбито и сожжено до 200 автомашин, 12 орудий и 8 минометов.

          Дело дошло до того, что армейцы были вынуждены отбиваться огнём ЗА от своих же бомберов.
          Согласно устному распоряжению зам. командующего артиллерией ПВО войск 5-й Армии 2011 и 1278 ЗАП [зенитно-артиллерийские полки] вели огонь по своим самолетам. Израсходовано 52 85-мм и 34 37-мм снарядов. Убито двое солдат, ранено 6.
          1. Вишневая девятка
            Вишневая девятка 3 марта 2021 17:38
            +2
            Цитата: Alexey RA
            Убито до 200 военнослужащих, в том числе начальник армейского ДК майор Гольдштейн

            Да ладно Вам цепляться к мелочам. Командующий сухопутными войсками генерал-лейтенант Макнейр передает привет.
            1. Alexey RA
              Alexey RA 4 марта 2021 10:47
              0
              Цитата: Вишневая девятка
              Да ладно Вам цепляться к мелочам. Командующий сухопутными войсками генерал-лейтенант Макнейр передает привет.

              Куда нам до американского размаха: один налёт - и минус батальон, минус командующий СВ. Хотя... может ВВС так боролись за независимость от армии? smile
              А вообще:
              Я этих чёртовых летунов еще с войны помню! Никогда на цель точно НЕ выйдут!!!
              ©
              1. Вишневая девятка
                Вишневая девятка 4 марта 2021 11:14
                +1
                Цитата: Alexey RA
                Хотя... может ВВС так боролись за независимость от армии?

                Да уж, не часто подчиненные одного зама НГШ убивают другого зама НГШ. Какая-то прямо большевистская энергичность в кадровых вопросах.

                Хотя я лично сторонник версии, что Харрис с Арнольдом воевали на стороне фашистов. Этим они компенсировали деятельность Книпкампа, к примеру, в тылу врага. К этой идее я пришел узнав, что Квесада, командующий тактическими ВВС, пытался навесить бомбы на спитфаеры немногим позднее того момента, когда Арнольд отказался принимать на вооружение A-25A Shrike, он же SB2С-1 Helldiver.
          2. mmaxx
            mmaxx 4 марта 2021 15:45
            0
            Да... Так и вспоминается фраза ветерана: "Нет страшнее врага, чем своя авиация. Она всегда попадает"
  16. yehat2
    yehat2 3 марта 2021 17:29
    +2
    надо отдать должное, американские кораблестроители в те годы сделали много хороших кораблей. эти крейсеры только одни из целого списка
    у них получился и шикарный эсминец Гиринг, и вполне практичная Айова, и авианосцы массовые оказались неплохи.
    1. Engineer
      Engineer 3 марта 2021 19:25
      +1
      Практичность Айовы будет сложно обосновать даже Капцову. Айова какая угодно. Пусть даже очень хорошая, но только не практичная.
      Гиринг крутан, но дорога ложка к обеду
      Авианосцы да, хороши. Но до отлично чуть-чуть не дотянули
      Американский флот ВМВ исключительно забавная и недооцененная во многих аспектах штука.
      Выдающихся кораблей ноль. Выдающихся, даже просто хороших адмиралов ноль. Количество кораблей колоссально, но только со второй половины войны.
      Первую половину тащит флот, сопоставимый с противником количественно и качественно уступающий. Но почему-то матросы и младший и средний офицерский состав вдруг с самого начала демонстрируют удивительный профессионализм в большинстве случаев.
      1. Вишневая девятка
        Вишневая девятка 3 марта 2021 20:02
        +1
        Цитата: Engineer
        Выдающихся кораблей ноль. Выдающихся, даже просто хороших адмиралов ноль.

      2. ignoto
        ignoto 3 марта 2021 21:18
        +1
        Преемственность.
        Сохранение традиции.
        Уровень образования.
      3. yehat2
        yehat2 3 марта 2021 22:24
        +3
        Цитата: Engineer
        демонстрируют удивительный профессионализм в большинстве случаев

        вы просто не в курсе, что для простых американцев после депрессии и массового разорения значила служба на флоте, особенно для не совсем "коренных" - негров, латиносов, итальянцев и т.д.
        вот они и лезли из кожи вон.
      4. Alexey RA
        Alexey RA 4 марта 2021 11:04
        +1
        Цитата: Engineer
        Но почему-то матросы и младший и средний офицерский состав вдруг с самого начала демонстрируют удивительный профессионализм в большинстве случаев.

        Но уж если косячат - то с размахом. Например, включают силовую электрику в помещении. заполненном парами авиабензина от повреждённой цистерны авиатоплива (Ой, а что это так бумкнуло? И почему горит и тонет "Леди Лекс"?). Или с упорством маньяков запитывают ГРЩ №4 с неустранёнными короткими замыканиями в цепях потребителей от других ГРЩ (лишив таким образом "СоДак" 75% электропитания - умная автоматика просто отключала очередной ГРЩ цепочки от входного питания с генераторов). Или бросают упорно не желающий тонуть авианосец. smile
        1. Engineer
          Engineer 4 марта 2021 20:29
          +1
          Или с упорством маньяков запитывают ГРЩ №4 с неустранёнными короткими замыканиями в цепях потребителей от других ГРЩ

          Вроде как всего две попытки . Третья пресечена. Где тут упорство маньяков?
          Или бросают упорно не желающий тонуть авианосец

          Считать БЗЖ Йорктауна размашистым косяком ? Ну такое себе. Особенно с учетом тактической обстановки. Если только совсем уж амерофобом быть.
          Но уж если косячат - то с размахом.

          Это cкорее к просвещенным мореплавателям

          1. Вишневая девятка
            Вишневая девятка 5 марта 2021 02:35
            +1
            Цитата: Engineer
            Это cкорее к просвещенным мореплавателям

            )))
            Ну вот, Вы снова пришли в себя)))
            Цитата: Engineer
            Вроде как всего две попытки . Третья пресечена.

            НЯП, щитов там было 4, так что в квесте "закоротить линкор своими руками" использованы 2 попытки из трех, так правильнее.
            Цитата: Engineer
            Если только совсем уж амерофобом быть.

            Применительно к Мидуэй амерофобы любят вспоминать скорее героическое преодоление с ремонтом Йорка за 3 дня. Все эти дни Саратога демонстрировала флаг в Сан-Диего, как-то не до неё было. Пришло на память, что вроде где-то был еще один авианосец, только 30-го мая, как раз когда Йорк выходил из ПХ.
            Ну и командование ТФ16 силами водителя кобылы эсминцев тоже было неплохо задумано.

            Применение В-17, применение В-26, да что там, много интересного можно вспомнить.
          2. Alexey RA
            Alexey RA 9 марта 2021 10:40
            0
            Цитата: Engineer
            Вроде как всего две попытки . Третья пресечена. Где тут упорство маньяков?

            Попыток как раз было три. Две доведены до конца (это стоило ЛК трёх обесточенных ГРЩ из четырёх имевшихся), третья так и осталась попыткой - находившийся в помещении ГРЩ №1 Chief Electrician's Mate Shaeffer отказался выполнить приказ (и полностью лишить корабль электропитания) до устранения КЗ в цепях ГРЩ №4.
            А насчёт упорства маньяков... когда при подаче питания на неработающий ГРЩ с другого ГРЩ дважды происходит одно и то же (отключение очередного ГРЩ от генераторов) - на третий раз может всё же стоит задуматься, а стоит ли подключать в этот "паровозик" последний из работающих ГРЩ корабля? Но нет - приказывают подключить и его тоже. Чего тут думать - трясти надо! ©
      5. yehat2
        yehat2 4 марта 2021 13:24
        +1
        Цитата: Engineer
        Айовы будет сложно обосновать даже Капцову

        Это очень легко - достаточно сказать 2 слова "крейсер кАляска".
  17. Alien From
    Alien From 3 марта 2021 23:42
    0
    Спасибо Роману) замечательная статья и фото hi
  18. Антон Ю
    Антон Ю 14 апреля 2021 18:56
    0
    Хорошо, что я не учитель русского языка и мне плевать на море ошибок.