«Байрактар»: пике к полному банкротству

114

Ну что, получается, СВО в исполнении России бьет по турецкому предприятию, да не просто бьет, а с ноги. А как все красиво начиналось… А продолжение какое было…

Но мы пойдем по порядку.



Самая известная продукция фирмы Baykar («Байкар») – это тот самый «Bayraktar» TB2, то есть, попросту «Байрактар». Беспилотник не новичок на рынке и в небе, успел повоевать от души. Весь вопрос – насколько успешно.


Еще раньше я очень скептически относился к тому, какая шумиха была поднята вокруг этого ударного дрона, но тут ничего не поделать. Сперва Азербайджан устроил неслабую пиар-кампанию во время очередного конфликта с Арменией, затем сами турки добавили, потом настал черед Украины. И потом снова Турция, о чем я имел честь вам докладывать вот здесь:
Дрононосец: авианосные смех и слезы по-турецки

Но смех смехом, а беспилотник покупают. Не страны с топ-армиями, но покупают. Польша, Азербайджан, Киргизия, Катар, Украина… Последняя, конечно, сомнительно, когда это у нас Украина покупала что-то, ей все и так дают. Но турки могли и денег взять, эти умеют.

Ну и на очереди больше 20 стран стоит, чтобы купить. И вот тут могут быть неприятности у турок, потому что ряд стран точно может и отказаться от приобретения. Однако, основные неприятности даже не в этом, хотя тут все в комплексе.

«Байрактар» повоевал. Сирия, Ливия, Ирак, Нагорный Карабах, Украина.Где-то успешно, где-то не очень. Вообще «Байрактары» показали себя неплохо там, где им ничего не грозило. Но одно дело, гонять курдских партизан и сирийское ополчение, другое дело – иметь в противниках ливийскую народную армию и регулярные сирийские войска. Там, где присутствовала более-менее приличное ПВО, «Байрактары» падали с небес на землю вполне нормально.


А что началось на Украине, кроме как сплошным пиаром и не назовешь. И ЗРК уничтожали, и РСЗО, и гаубицы, и даже «Панцири-С1». Но эпиком стало уничтожение «Байрактарами» ЧЕТЫРЕХ российских катеров типа «Раптор» и одного десантного катера типа «Серна».


Патрульный катер типа "Раптор"


Десантный катер проекта 11770 "Серна"

Нет, кроме шуток: можно поверить, что одним ПТУРом или парой 20-кг бомбочек можно потопить кораблик, который запросто тащит танк или два БМП/БТР или роту морпехов?

Конечно, эти перемоги очень сильно ударили по «Байрактарам», поскольку в прессе (не нашей) появились определенные сомнения относительно того, что бортовым вооружением «Байрактара» можно уничтожить катер водоизмещением 100 тонн. В «Раптор», простите, еще надо умудриться попасть, с его-то размерами и скоростью.


Да, украинская сторона предоставила видеоотчеты, на которых что-то в катера попадало, летели какие-то ошметки, но вот факт потопления пяти катеров не подтвержден ничем, кроме невнятных видео. То есть – не подтвержден вообще.

Между тем, в Турции на этой оптимистичной волне и под влиянием интереса к «Байрактару», вполне логично решили вложиться в производство и заложили в Стамбуле завод по производству беспилотников. Выпускать планировалось две модели – сам «Байрактар» и «Акинчи». Завод обошелся в 600 миллионов лир или 100 миллионов долларов. Приличные деньги.

Деньги должны были окупиться, так как интерес к «Байрактару» был и постоянно подогревался. В итоге чудо-беспилотник, ничем якобы не уступающий американскому «Жнецу» в плане боевых возможностей, зато намного более дешевый, стал этакой иконой современности.


Как я понимаю, турки тоже попали под воздействие своей же рекламы и уверовали в то, что «Байрактар» озолотит их. Завод начали строить, было закуплено дорогостоящее оборудование, которое должно было окупиться за восемь лет, согласно всем расчетам и планам.

Вообще ставка была сделана весьма логично, ибо «Байкар» опередила всех турецких производителей военной техники, заработав в 2021 году 664 миллиона долларов. В основном прибыль принесли экспортные сделки, от которых «Байкар» получила около 80% прибыли.

Ставка делалась не только на «Байрактар», но и на «Акинчи». В отличие от «Байрактара», «Акинчи» не так известен, хотя проект весьма многообещающий.


«Акинчи» - плод совместной работы «Байкар Макина» и украинской «Мотор Сич». Аппарат оснащен украинским турбовинтовым двигателем АИ-450С, это вклад украинской стороны. Первый полет турецко-украинский дрон совершил в декабре 2019 года. В 2021 году «Акинчи» был принят на вооружение в Турции.

«Акинчи» весит 5 500 кг, из них 1350 кг – это полезная нагрузка, 400 кг в бомбоотсеке и еще 950 кг на восьми точках внешней подвески. Два двигателя мощностью 450 л.с. каждый позволяют это сделать. Дрон оснащен собственной РЛС с АФАР и системой прицеливания от Aselsan.

Интерес к «Акинчи» проявили помимо Украины Катар, Азербайджан и Малайзия. В турецкой прессе были сообщения о том, что портфель предварительных заказов на беспилотники составляет 46 на «Байрактар» и 36 на «Акинчи». Плюс 28 станций управления, из расчета одна станция на три БПЛА.

За год было собрано помимо трех предсерийных экспериментальных аппаратов еще шесть «Акинчи» для турецких вооруженных сил. «Акинчи» прошел боевые испытания в операциях против курдов на севере Ирака.


И вот, после относительно успешных применений против курдов и отрядов Нагорного Карабаха, потери в Ливии и на Украине несколько подмочили репутацию аппаратов «Байкара». Плюс появились конкуренты, которые предлагают продукцию сходного назначения.

Например, Таджикистан для себя выбрал весьма интересный аппарат иранского производства.

«Байрактар»: пике к полному банкротству

«Абабиль» в силу своей многофункциональности, дешевизны в производстве, конструкционной простоты и эффективности может быть ценным средством в партизанской войне. Аппарат с одним двигателем и толкающим винтом может очень просто переоборудоваться в самолет-снаряд с 40-50 кг взрывчатого вещества, которое он может доставить на расстояние до 250 км.

«Абабиль» уже отметился в Судане, Йемене и Ливане, и его применение было оценено с хорошей стороны. А цена весьма сильно отличается от турецких беспилотников, потому Иран тоже решил сыграть на рынке региона, предлагая свои беспилотники всем желающим.

Ну и как без Китая? Китай тоже очень активно осваивает арабско-персидский рынок, предлагая свои аппараты, в том числе и тяжелые ударные БПЛА.

Россия тоже начинает обозначать шевеления на этом рынке, предлагая БПЛА «Орион-Э» в разведывательном и ударном вариантах. «Орион» тоже прошел проверку боевыми действиями в Сирии и на Украине.

Так что туркам сегодня приходится весьма непросто. Наличие на рынке такого количества конкурентов обязывает.

И сегодня в Турции помимо сборки самих аппаратов активно работают над новыми схемами применения беспилотников. Например, «Акинчи», которому два двигателя позволяют забираться высоко и нести впечатляющую боевую нагрузку играет роль носителя, а «Байрактар» подсвечивает цели с помощью имеющейся у него квантовой аппаратуры. Это позволяет более дорогому «Акинчи» теоретически держаться вне зоны действия ПВО противника.

В 2022 году «Акинчи» с высоты 9 150 м сбросил корректируемую авиабомбу LGK-82, которая успешно поразила цель, которую подсвечивал «Байрактар».

В ассортимент применяемых средств «Акинчи» входит KGK-SIHA-82. Это обычная свободнопадающая авиабомба, которую оснастили головкой самонаведения и крыльями. В итоге бомба весом 340 кг поразила цель в 30 км от места сброса.

Бортовая РЛС с АФАР позволит «Акинчи» применять ракеты класса «воздух-воздух», которые ударными темпами адаптируются под БПЛА.

Сегодня «Акинчи» - самый крупный из турецких БПЛА.


При этом он выгодно отличается высотой и продолжительностью полета. На испытаниях «Акинчи» в полете, который продолжался 20 часов и 23 минуты, набрал высоту 13 716 метров. Но это был полет экспериментального образца на британских двигателях, мощностью по 750 л.с. каждый.

И вот тут пришло время поговорить о двигателях. Точнее, об их отсутствии.

«Акинчи» проектировался под пару двигателей АИ-450МС разработки запорожских предприятий «Ивченко-Прогресс» и производства «Мотор Сич». Увы, но оба предприятия практически были выведены из строя ударами российских крылатых ракет.

И так «Акинчи» оказался без двигателей. Естественно, турки начали искать альтернативные варианты, но увы, при всей критике всего украинского, АИ-450МС оказались весьма технологичны и найти им замену оказалось непросто.

Видимо, в «Байкаре» пошли по пути установки более мощного, но дорогого двигателя, но взять его оказалось непросто. Сейчас у Турции довольно печальный период расставания с западными поставщиками двигателей. Австрийский Rotax оставил без двигателей «Байрактар», канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая фирмой Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей в Турцию.

Канадцы очень негативно восприняли использование «Байрактаров» без согласования с ними в армии Азербайджана. После очередного конфликта в Нагорном Карабахе, канадцы прекратили поставки двигателей. А заодно перекрыли кислород в плане тепловизоров Wescam MX-15D и двигателей ТР6 от канадского филиала Pratt & Whitney. Эти двигатели мощностью до 1250 л.с. планировалось устанавливать на учебно-тренировочные самолеты для турецких ВВС.

Кстати, по поводу тепловизоров: оказалось очень неприятно. Тоже пришлось искать пути решения проблемы. Вроде бы нашли. На «Байрактары» начали устанавливать прицельные электрооптические комплексы CATS (Common Aperture Targeting System) турецкого оружейного концерна Aselsan. Но и тут возникла проблема: комплексы изначально разрабатывались для вертолетов, и использование на БПЛА не давало оптимальных показателей, очень многое пришлось дорабатывать и перерабатывать.

Кроме того, пришлось всеми силами пытаться увеличить количество выпускаемых CATS вдвое, что оказалось не очень приятным сюрпризом для концерна.

Турки выкручиваются и с двигателями, на «Байрактар» будет установлен двигатель турецкого производства PD-170, мощностью 170 л.с. Это даже лучше, чем Rotax 912, мощность которого всего 100 л.с.

А вот для «Акинчи» все печально. Есть еще одна наработка, PD-222. Этот двигатель вроде бы «на подходе», но его мощность всего 250 л.с. И PD-222 не идет ни в какое сравнение с запорожским АИ-450МС.

В принципе, в Турции все еще надеются на то, что украинские моторостроители «залижут раны» и окажутся в состоянии производить столь необходимые им двигатели для «Акинчи». Вообще и украинцы, скорее всего, совершенно «за» продолжение сотрудничества. Но вот «Калибры» ставят крест на всей этой затее сейчас и нет никаких гарантий в том, что не поставят еще раз впоследствии.

Ну и совсем неприятно для Турции будет вхождение Запорожья в некий конгломерат пророссийских территорий в будущем.

Согласитесь, 250 л.с. вместо 450-ти – это очень грустно. И можно забыть о многих вещах, в том числе и о продажах «Акинчи» за хорошие деньги.

Да, кто сказал, что импортозамещение – это просто?

Стоит отметить, что с двигателями у турецких инженеров и конструкторов как-то не задалось изначально, и ни один проект не был доведен до совершенства.

В итоге получается очень неприятная ситуация: завод по производству «Байрактара» и «Акинчи» может оказаться черной дырой, куда ухнут миллионы турецких лир. Если с «Байрактаром» все более или менее нормально, то «Акинчи», оставшийся без двигателей и тепловизионной техники, может перестать представлять такой серьезный аппарат за серьезные деньги.

Конечно, турки сделают все возможное, чтобы заместить австрийско-канадские двигатели, вопрос в том, что замещать их особо нечем.

И, как ни странно бы это не звучало, но вся надежда на Украину. Украинцы не поругались с канадцами и у них с тепловизорами проблем нет. И возможно, будут двигатели. Если Россия в очередной раз все не испортит.


Имеются в виду перспективные разработки «Ивченко-Прогресс» о модернизации все того же АИ-450 путем установки второго турбокомпрессора, что позволит снять с двигателя до 1000 л.с. Есть еще очень перспективный ТРД АИ-500, мощность которого оценивается в 700 л.с. Весь вопрос только в возможности производить эти моторы и поставлять в Турцию.

Но мне кажется, что Украина, как поставщик и потребитель для Турции потеряна. Не сегодня, так к концу СВО точно. Закупка сборочных комплектов «Байрактаров», попытки производства – все это останется в прошлом.

Но к техническим проблемам все больше добавляется проблем эксплуатационных и маркетинговых. Да, если бы украинские СМИ не врали так безбожно о «бесподобных боевых качествах» того же ТВ2, то, возможно, все было не так плохо.

Однако жуткие сказки о колоссальных успехах «Байрактара» на Украине на фоне потерь беспилотников ВСУ не добавляют положительных моментов, скорее, наоборот. Дрон с боевой нагрузкой в 95 кг (не стоит забывать, что в 150 кг полезной нагрузки входит и прицельный модуль весом в 55 кг), уничтожающий колонны бронетехники и топящий направо и налево катера – ну немного не те времена сегодня, чтобы верить за доллары в такое.

У турецких производителей серьезные проблемы с двигателями, тепловизорами и маркетингом. И вполне может оказаться, что «Байрактар», о котором буквально полгода назад говорили, как о некоем «чудо-оружии», станет причиной немалых убытков компании «Байкар Макина».


В общем – справедливо. Маркетинг сегодня не есть абсолютный и совершенный обман. Особенно в плане вооружений. Особенно в отношении БПЛА, попадающих в зону действия российских «Буков» и «Торов».
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Eug
    +53
    20 июля 2022 04:51
    ПМСМ, Украина (Мотор-Сич в частности) уже перенесла производство АИ-450, на который есть довольно устойчивый спрос, на другую площадку. А в остальном - турки первые зашли в интересный сегмент, сейчас туда же пришли конкуренты. Как по мне, у России сейчвс куда бОльшие проблемы с БПЛА (вернее, без них), чем у Турции...
    1. +15
      20 июля 2022 14:52
      Двигатель АИ - 450 производит "Прогресс", "Мотор Сич" выполняет те операции, которые "Прогресс" не может, у него опытное производство, не полный цикл. Производство никуда не переводили, поскольку значительная часть оборудования и оснастки уничтожена (повреждена) во время удара. Хотя "Мотор" может производить и АИ - 450 и собственный движок МС - 500, который близок к прогрессовскому по ТТХ, правда несколько больше и тяжелее, зато и мощнее.
      1. -5
        20 июля 2022 16:26
        Самое главное интеллектуальная собственность и техническая документация, оборудование и материалы не проблема приобрести у Запада. Эпл вообще свои телефоны в Китае собирает. Точно так же сборку этих двигателей можно наладить в Польше.
        1. +14
          20 июля 2022 17:17
          Немножко не так просто))) нужны станки, печи, оснастка и люди, которые на этом всем работают. Сущий пустяк - около 10 000 рыл, которые работают только на основной площадке.
          1. +17
            20 июля 2022 19:01
            Статья, вообще, странная. Опыт применение Байрактаров
            против страны, с самой развитой ПВО, не имеет значения.
            Не Байрактар плох, а мы молодцы. Везде, в другом месте,
            результат будет такой как в Армении. Если персонал готов. hi
            1. +1
              21 июля 2022 23:52
              Если там не смогут в ПВО то да
      2. Eug
        0
        20 июля 2022 20:47
        Я тоже всегда считал, что АИ - это изделия ЗМКБ им. А.Ивченко (хотя ТВД и ТРД АИ - 2х и выпускались на серийном заводе МС), но достаточно давно в каком - то авиационном журнале в статье про HeliRussia АИ'-450 назвали разработкой завода. Уточнить не удосужился.....
        1. +2
          20 июля 2022 21:14
          У "Мотора" есть свое КБ, движки МС - 500 и далее - это "Мотор". Но АИ - 450 - это чисто "Прогрессовская" тема, "Мотор" только на подхвате, по тем позициям, которые "Прогресс" не делал.
          1. 0
            20 июля 2022 23:43
            А я вот что-то не понял в статье у Скоморохова вот этот момент
            Имеются в виду перспективные разработки «Ивченко-Прогресс» о модернизации все того же АИ-450 путем установки второго турбокомпрессора, что позволит снять с двигателя до 1000 л.с.

            Движок турбовальный , одноступенчатый центробежный компрессор , одна турбина . Да ещё вал от свободной турбины вперёд через полый вал турбокомпрессора протащили .
            Тут любая переделка в новый движок выливается .
            1. +3
              21 июля 2022 14:18
              Надо понимать, что автор плохо себе представляет или вообще не представляет устройство ТРДД или турбовального движка. Потому пишет глупость. Никакой дополнительной турбины для наддува там поставить невозможно. Можно увеличить мощность, но надо переделывать компрессор.
  2. +11
    20 июля 2022 04:55
    Байрактар: пике к полному банкротству
    Сведения о моей смерти несколько преувеличены, так?В мире рост не стабильности и спрос на БПЛА будет расти. Ставка на движки из Руины изначально была правильна, но результат,.... кто же знал, что там еще большие отморозки. request
    Нет , им бы только "дожить до рассвета"(фильм)
  3. +32
    20 июля 2022 05:43
    Ну, турки совершили небольшую ошибку на кучу мешков с турецкими лирами... wassat
    А вообще, вывод прост. Нельзя надеяться на производство компонентов для своей техники где-то на стороне. Необходимо иметь свое производство, не зависящее от геополитики, и абсолютно все компоненты должны производиться в одной стране. От фюзеляжа и двигателя до последнего болтика. Мы уже не раз сталкивались с таким. Поэтому необходимо развивать собственное производство, а не надеяться на "партнеров". Сегодняшние союзники могут завтра стать противником, и - всё, производство чего-либо перспективного останавливается. Свежий пример - турбина для Газпрома.
    1. +32
      20 июля 2022 05:54
      А ведь ещё Иосиф Виссарионович когда-то постулировал - "Своё иметь надо"!
      1. -5
        20 июля 2022 16:59
        А ведь ещё Иосиф Виссарионович когда-то постулировал - "Своё иметь надо"!

        Всё правильно постулировал: потому покупал амэрикэн харвестер и вывозил карл цейсс...
        bully
        1. +12
          20 июля 2022 18:40
          " потому покупал амэрикэн харвестер и вывозил карл цейсс..."
          Что в последствии подвергалось обратному инжинирингу, зачастую улучшалось технологически и удачно производилось в СССР на собственных предприятиях...
          Двигун роллс-ройса для мига к примеру улучшили так, что бритиши "своё" железо не узнали...
          1. 0
            20 июля 2022 19:04
            McCormick Deering 15-30 "вывезли" вместе с предприятием, как и цейсс перевезли в Лыткарино и Красногорск вместе со специалистами, оборудованием, сырьем и полуфабрикатами...
            Историю про "не узнавших двигун бритишей" я уже раньше слышал, но слабо верю, поскольку от британского оригинала он отличался лишь большей камерой сгорания и большей турбиной...
            И выпускали вк-1 (рд-45) на московском салюте на оборудовании, доставшемся от французского гном-рона, которые сами делали британские же бристоли...
            hi
            1. 0
              31 июля 2022 20:57
              Все да не всё... именно независимое материаловедение советской науки и промышленности, позволило сначала копировать, и в последствии используя свои наработки решать вопросы обороны...
    2. +13
      20 июля 2022 08:41
      Уйдут годы что бы сделать предприятие выпускающее продукцию полностью из отечественных деталей. Такое возможно только при госуправлении, частник такое не потянет. После 30 лет развала всего и вся быстро наверстать упущенное не получится. Даже банально скопировать нужные для производства станки и запустить их в производство будет не просто, это большая инженерная работа найти аналоги материалов, сделать из них нужные детали, а самое больное место это электронная начинка..
    3. +8
      20 июля 2022 09:19
      Свежий пример - турбина для Газпрома.
      Так на ВО писали,что наши уже сами изготавливают такие турбины,я уже успел порадоваться...
      1. -4
        20 июля 2022 10:11
        Цитата: mann
        Свежий пример - турбина для Газпрома.
        Так на ВО писали,что наши уже сами изготавливают такие турбины,я уже успел порадоваться...


        Врут.
        И те русские названия, типа Ладога-25 или Ладога-32 - они все используют чужие турбины.
        ДженералЭлектрик.
        1. +3
          20 июля 2022 11:09
          Врут.
          И те русские названия, типа Ладога-25 или Ладога-32 - они все используют чужие турбины.
          ДженералЭлектрик.

          Огорчили... жаль,если это так.Очень жаль
          1. +1
            21 июля 2022 18:45
            Не совсем врут. Сименсовские турбины делают в РФ, но я не уверен что там всё отечественное и лицензионно они не чистые, те это все таки Сименс
            1. 0
              22 июля 2022 00:30
              Не совсем врут. Сименсовские турбины делают в РФ, но я не уверен что там всё отечественное и лицензионно они не чистые, те это все таки Сименс
              И на том спасибо.Хоть так.А делать полностью научатся!
        2. +13
          20 июля 2022 11:13
          Цитата: SovAr238A
          Врут.
          И те русские названия, типа Ладога-25 или Ладога-32 - они все используют чужие турбины.
          ДженералЭлектрик.

          Так "Ладога" с турбинами GE - это "РЭПХ". И то, они сразу после после покупки лицензии начали локализацию, вплоть до горячей зоны (самих турбин). Правда, пока не закончили. sad
          Но кроме них есть ещё ОДК с их линейкой ГПА. И у ГПА-25 "сердце" - это пермский ПС-90 или самарский НК-36.
          1. 0
            20 июля 2022 12:36
            Цитата: Alexey RA
            Цитата: SovAr238A
            Врут.
            И те русские названия, типа Ладога-25 или Ладога-32 - они все используют чужие турбины.
            ДженералЭлектрик.

            Так "Ладога" с турбинами GE - это "РЭПХ". И то, они сразу после после покупки лицензии начали локализацию, вплоть до горячей зоны (самих турбин). Правда, пока не закончили. sad
            Но кроме них есть ещё ОДК с их линейкой ГПА. И у ГПА-25 "сердце" - это пермский ПС-90 или самарский НК-36.

            Наши турбины на северный поток не ставятся.
            Нет у нас турбин таких мощностей, что бы 1000 км прокачивать силами одной КС-ки.
            А делать НИОКР, ради 20 комплектов, основных, резервных и запасных, это реально дорого и глупо.
            А 25, как я понимаю, не хватает, нужны 30-35...
            1. +8
              20 июля 2022 13:33
              Цитата: SovAr238A
              Наши турбины на северный поток не ставятся.

              На СП-1 их и не могло быть - во время его постройки наших ГПА ещё не было.
              Плюс требования западных инвесторов.
              А вот на ЮП стоят как раз ГПА-25 производства ОДК.
            2. +1
              20 июля 2022 15:53
              Наши турбины на северный поток не ставятся.
              Нет у нас турбин таких мощностей,

              Они не ставятся по причине отсутствия машины времени. laughing
              Вспомните когда строился СП-1.
              А поставить другие турбины - это остановить поток на несколько месяцев.
              Может это и можно сделать, но только запустив сп-2
          2. +3
            20 июля 2022 20:41
            из личного опыта. в 2019 принимал участие в проектировании компрессорного цеха высокого давления для роснефти (харампурское месторождение). фактически три здания в каждом по ГТД мощностью 16 МВт АО "ОДК-ГТ", производства г. рыбинск
        3. +9
          20 июля 2022 11:27
          Врут.
          И те русские названия, типа Ладога-25 или Ладога-32 - они все используют чужие турбины.
          ДженералЭлектрик.

          Это из-за убл..й современной практики,во главе проекта,предприятия ставить финансистов,экономистов,даже журналистов,кого угодно только не специалистов-профессионалов!
          Специалист,даже,если и украдет что-нибудь (в наше время похоже без этого никак),то гораздо меньше,чем финансист-экономист.А САМОЕ ГЛАВНОЕ,он СДЕЛАЕТ,а не купит за бугром и выдаст за свое! Потому что профессиональная честь!
          1. +8
            20 июля 2022 18:45
            факт... экономисты-финансисты-юристы во главе предприятий сильно подгадили ДЕЛО, где только можно.

            Мозги у этих нетоварищей сплошь заточены на схемы воровайки. Их к управлению в каких-либо ДЕЛАХ на пушечный выстрел нельзя подпускать: или развалят, или навредят.

            ДЕЛО иногда неэффективно-невыгодно и крайне затратно. Но если оно жизненно НЕОБХОДИМО(!) экономисты-маркетологи и т.п. братия должны говорить по остаточному принципу.

            Рынок на Руси должен быть только для товаров, без которых можно и обойтись. Для необходимого - только Госрегулирование ДЕЛА. Частник просто НЕ БУДЕТ делать даже сверхважное, если оно невыгодно.
            1. +3
              21 июля 2022 01:20
              Я с вами почти полностью согласен.
              Есть существенные дополнения только к последнему абзацу:
              Рынок на Руси должен быть только для товаров, без которых можно и обойтись. Для необходимого - только Госрегулирование ДЕЛА. Частник просто НЕ БУДЕТ делать даже сверхважное, если оно невыгодно.
              Кто будет осуществлять Госрегулирование? Чиновники,кто же еще.
              И тут у меня большие сомнения,что нынешние чиновники будут правильно регулировать-контролировать дело,ведь практически все они те же экономисты-финансисты-юристы,которые будут пилить,воровать и т.д.Получается что надо как в СССР создавать отраслевые министерства,куда тоже брать специалистов-профессионалов,имеющих к тому же организаторские способности.Откуда ушли,туда и пришли.
        4. +1
          20 июля 2022 11:32
          Где то читал что там инвесторы постарались, было условие что турбины ихние. Ну надо же поддерживать отечественную промышленность.
          1. +4
            20 июля 2022 13:34
            На СП-1 кроме инвесторов была ещё одна проблема - не было тогда отечественных ГПА требуемой мощности. Короче, сир, в крепости нет пороха. smile
      2. +1
        20 июля 2022 17:59
        На сп 2 стоят отечественные турбины а на сп1 сименс.
        1. +1
          21 июля 2022 01:33
          На сп 2 стоят отечественные турбины а на сп1 сименс.
          А ссылочку можно? А то одни говорят - отечественные,другие - дженерал электрик,а я тут психую,а мне врачи запретили smile
      3. +3
        20 июля 2022 18:41
        Изготавливают. На СП-2 если не ошибаюсь российские стоят. Только замена сименсовской турбины на российскую займёт несколько месяцев, если не больше. Столько же ещё сертификация. Да её для начала изготовить нужно. Такие агрегаты просто на склад не делают.
        И самое главное, а нам это зачем? Европейцы сами себе мужественно создают трудности, сами из них пусть и выпутываются. У нас как буд-то своих головняков нет))
        1. +1
          20 июля 2022 20:49
          если не ошибаюсь, то простая замена ГТД компрессорной станции влечет за собой радикальную переделку всего цеха. свои посадочные места (а новые фундаментные болты в готовый монолит засунуть проблематично), своя трубная обвязка и прочая технология. возможно проще новый цех сделать, чем переделывать старый
        2. +1
          20 июля 2022 21:35
          Цитата: Ponchik78
          Изготавливают. На СП-2 если не ошибаюсь российские стоят.

          На СП-2 стоят ГПА-32 "Ладога". А это не до конца локализованный лицензионный GE от "РЭПХ".
          Производство и сборка ГПА-32 «Ладога» осуществляется на производственных мощностях «Невского Завода» по лицензии и в сотрудничестве с GE Oil & Gas.
          © официальный сайт "РЭПХ"

          Отечественные ГПА-25 от ОДК на СП-2 тоже есть, но они перекачивают газ на наземном участке к "вводной" КС подводного трубопровода.
          Рыбинская компания «ОДК – Газовые турбины», входящая в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, осуществила поставку четырех газоперекачивающих агрегатов ГПА-25 мощностью 25 МВт на участок Грязовец – КС «Славянская» (КС «Бабаевская») для нужд ООО «Газпром инвест». Ввести оборудование в строй планируется в 2020 году.
          Проект строительства нового участка газопровода «Грязовец – КС «Славянская» реализуется для обеспечения подачи газа в газопровод «Северный поток – 2» в размере 55 млрд кубометров в год. Кроме того, еще до 8 млрд кубометров в год будет поступать потребителям Северо-Западного региона России, в основном находящимся в Кингисеппском районе Ленинградской области.
          В основе ГПА-25 – высокоэффективные газотурбинные приводы ПС-90ГП-25 разработки пермского предприятия «ОДК-Авиадвигатель» и производства «ОДК – Пермские моторы».
          © официальный сайт "Ростех"
        3. +3
          21 июля 2022 01:26
          И самое главное, а нам это зачем?
          Чтобы специалисты не теряли квалификацию и при необходимости смогли сделать свое.А необходимость будет,санкции - это навсегда.
          1. +2
            21 июля 2022 03:49
            Я имел в виду данную ситуацию. Пусть барахтаются) А мест, где нашим спецам можно держать квалификацию на уровне и без СП-1 хватает.
            1. 0
              21 июля 2022 13:51
              А мест, где нашим спецам можно держать квалификацию на уровне и без СП-1 хватает.
              Ну,если это действительно так,то возражения снимаются smile
        4. +1
          21 июля 2022 01:39
          Изготавливают. На СП-2 если не ошибаюсь российские стоят.
          Голосованием будем решать? smile Я за отечественные,улучшить проще,чем с нуля начинать
      4. +1
        21 июля 2022 09:45
        На сп-2 стоят турбины российского производства.
  4. +19
    20 июля 2022 05:53
    Не надо раньше времени хоронить Байрактар. Наличие любых наработок в этой области всяко лучше их отсутствия. Проблема двигателя вполне решаема. Турбовальный турки не сделают. Зато поршневой типа Ротакса - запросто. Самое сложное и дорогое в Ротаксе, это надежность и безопасность по авиационным нормам. Но если не заморачиваться на сертификацию, то склепать похожий двигатель из автомобильных комплектующих они смогут достаточно быстро.
  5. +29
    20 июля 2022 05:56
    Экономический блок правительства РФ закопал на Западе столько денег, что на них можно было бы сто таких заводов построить, как в Турции. А ЛНР собирает деньги на бронежилеты и каски.
    Невольно вспомнишь слова екатерининского фельдмаршала Миниха :" Россия управляется непосредственно Господом Богом....".
    Действительно, предательство, воровство и кретинизм достигли сверхестественных, космических масштабов, а страна существует. Вот чудо из чудес....
    1. +1
      20 июля 2022 06:33
      а страна существует.
      Благодаря нефти-святой углеводородице.
      1. +2
        20 июля 2022 17:03
        Благодаря нефти-святой углеводородице.

        В Ираке и Ливии нефти - завались...
    2. +4
      20 июля 2022 12:41
      Мысль правильная, только при Анне Иоановне Миних командовал.
  6. +5
    20 июля 2022 06:21
    автор с курсом лиры ошибся
    600 000 000 лир = $34 179 000
    $100 000 000 = 1 755 463 881 лир
    Завод обошелся в 600 миллионов лир или 100 миллионов долларов. Приличные деньги.
    1. +2
      20 июля 2022 07:42
      Курс лиры стремится к украинскому динару, но тот в своё время пытается оторваться от турецкой лиры и приблизиться к рублю. Интересное ралли
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    20 июля 2022 07:46
    Цитата: Болторез
    а страна существует.
    Благодаря нефти-святой углеводородице.

    Так ведь и проблемы - из-за неё же. Так что так на так и выходит.
  9. +17
    20 июля 2022 07:47
    То есть – не подтвержден вообще.
    Ну почему? Есть фото, на котором отлично виден затопленный десантный катер, для подъема которого прибыл плавкран


    Вот после подъема и доставки на завод, на этом катере увидели вот такую вот "дырочку"
    1. +3
      20 июля 2022 14:26
      Цитата: svp67
      Вот после подъема и доставки на завод, на этом катере увидели вот такую вот "дырочку"

      А то, что дырочка выше ватерлинии - это как? Похоже, затопили сами, из-за пожара.
      1. +6
        20 июля 2022 14:34
        Цитата: Горный стрелок
        А то, что дырочка выше ватерлинии - это как?

        А как считаете, во время волнения или шторма, это сильно бы помогло этому катеру?
        Цитата: Горный стрелок
        Похоже, затопили сами, из-за пожара.

        Все может быть, а может и воду черпанул, при резком развороте.
        Одно, знаю, у нас в области в городе Сухой Лог, в течении месяца похоронили двух мичманов

        Моряк с Урала, служивший в ВМФ, погиб во время спецоперации на Украине. Информацию об этом подтвердил Роман Валов, глава Сухого Лога.
        С Кириллом Салминым простились сегодня, 9 июля, в ДК «Кристалл». Он долгое время служил в Калининграде, однако тело военного доставили в Сухой Лог — к матери.
        — Кирилл учился тут в детстве, в седьмой школе нашего города. Я его знал только как ребенка. Хороший был парень, очень активный. Занимался у казаков в «Казачьем дозоре» — это у них такая молодежная организация, — рассказал Валов.


        и все это как раз в дни этих событий вокруг Змеиного
  10. +16
    20 июля 2022 07:53
    а «Байрактар» подсвечивает цели с помощью имеющейся у него квантовой аппаратуры.
    Слово-то какое красивое - "квантовой". Невольно вспоминается Журден из "Мещанина во дворянстве". Так и автор в технической области.
    1. +5
      20 июля 2022 11:15
      Цитата: Авиатор_
      Слово-то какое красивое - "квантовой". Невольно вспоминается Журден из "Мещанина во дворянстве".

      Ну дык, это на бездуховном западе - лазер. А у нас - оптический квантовый генератор. smile
      1. +2
        20 июля 2022 19:13
        А у нас - оптический квантовый генератор.
        Оно, конечно так, только такой термин использовался в 60-е года прошлого века, тогда же, когда и бытовал термин ЭЦВМ (чтобы не путать с аналоговыми вычислительными машинами). А квантовых систем можно привести много, лазер - только одна из них. Например, мазер - за который Басов, Прохоров и Таунс Нобеля отхватили. Но автору это невдомёк.
  11. +3
    20 июля 2022 08:33
    Роман а можно поподробнее где и как часто мы применяли в небе ук-роины свои убпла Орион???А ио наши военные почему-то их в упор не видят у себя над головой!И,такую информацию я получил от тех, кто сейчас воюет там!Не видно и не слышно ничего о наших убпла!
    1. 0
      20 июля 2022 08:44
      А ио наши военные почему-то их в упор не видят у себя над головой!И,такую информацию я получил от тех, кто сейчас воюет там!Не видно и не слышно ничего о наших убпла!

      Зато украинские военные вещают о тысячах российских БПЛА у них над головой , из-за которых не выглянуть из окопа, иначе прилетит привет .
      Кому верить ? ))))
      1. -4
        20 июля 2022 09:16
        Лукул-тогда,начните верить любой их лжи!И о наших бомбежках исключительно мирных объектов, и том что у нас на войну чуть ли не из детских садов детишек берут массово am negative
    2. 0
      20 июля 2022 17:06
      наши военные почему-то их в упор не видят у себя над головой

      Ополчение ДНР - это тоже наши военные, но они всё же не наши военные (парадокс)...
  12. +1
    20 июля 2022 08:51
    А, опять "может оказаться,". А может и не оказаться.
    Автор, судя по всему, не знает. Заказы то обычно размещают задолго заранее....

    А "серьезные проблемы с двигателями, тепловизорами и маркетингом" - так у кого их нет то?
    Китай ладно, давно на рынке, но что вдруг откудато явились неизвестные ранее (или только по роликам) Иранские БПЛА, и начали пиарится , ожидаемо только в одном случае. Своих не хватает.
  13. +3
    20 июля 2022 08:56
    Кто с украинцами свяжется - в говне окажется!)
  14. +5
    20 июля 2022 09:01
    Доброго дня всем
    Автор, уточните, пожалуйста, что такое "квантовая аппаратура"?
    1. 0
      20 июля 2022 10:44
      Лазерная. Можно и так сказать, употребляется.
  15. +6
    20 июля 2022 09:18
    И вполне может оказаться, что «Байрактар», о котором буквально полгода назад говорили, как о некоем «чудо-оружии», станет причиной немалых убытков компании «Байкар Макина».
    Но пока,пациент скорее жив, чем мертв.
  16. +3
    20 июля 2022 09:25
    А как у нас с производством СВОИХ БПЛА? По моему никак.
    1. 0
      24 июля 2022 14:29
      Нормально у нас согласно текущей доктрине, но по резалтам ее приходится менять, а возникшие проблемы решать в авральом режиме, что вроде как получается неплохо
      Особенно с мелкими дронами камикадзе
      А вот делать квадрики впк не будет, проще бытовой перешить, заменить некоторые элементы и использовать - тк это дешево, ибо это тупо расходник
      Потому китай массово гонит сюда мавики итп, даж их представители приезжали в мск и на донбасс
  17. +9
    20 июля 2022 10:22
    Странные выводы делаются в статье. В то время, как мы наблюдаем очевидный и явных успех беспилотников на Украине -- причем, с обеих сторон -- отчаянную необходимость в них, вплоть до визитов первых лиц в Иран, в т.ч. и с целью покупки там БПЛА, сотен БПЛА, в статье постулируется банкротство ведущего производителя относительно тяжелых беспилотников "для нищих". Именно все ограничения в поставках комплектующих прямо означают, что в обмен на них, запреты поставлять свою продукцию "нежелательным" странам не работают. Вполне себе сочный кусок рынка!

    А с учетом родственных связей компании, чей глава и "лицо" женат на дочке президента страны, ожидать банкротства тем более странно.

    На мой взгляд, и Иран, и Турция, и Китай имеют прекрасные, превосходные перспективы иметь прибыльный экспортный бизнес БПЛА в страны, которым не хотят поставлять свои беспилотники США. Или в те, у которых нет денег на передовое вооружение.

    Как и любой вторичный продукт, копия, подобные беспилотники будут значительно превосходить оригинал по критерию "цена/качество". То есть, качество будет хуже раза в 2, а вот цена - в 10. При этом, как мы наблюдаем по тем же автомобилям, качество быстро подтягивается к оригиналу, становясь малоотличимым от него.
    1. 0
      20 июля 2022 17:07
      вплоть до визитов первых лиц в Иран, в т.ч. и с целью покупки там БПЛА, сотен БПЛА

      Сколько куплено?
  18. +2
    20 июля 2022 10:26
    Если автор - скаморохов, то можно не читать...
  19. +7
    20 июля 2022 10:42
    Какие то не аргументированные выводы, которые противоречат фактам. Турки уже полностью окупили новый завод только на продаже ТВ-2 и только украине. Да, возможны проблемы с двигателями, но в отличии от наших рукожопых конструкторов они их решат
  20. +1
    20 июля 2022 10:53
    В 2022 году «Акинчи» с высоты 9 150 м сбросил корректируемую авиабомбу LGK-82, которая успешно поразила цель, которую подсвечивал «Байрактар».

    В ассортимент применяемых средств «Акинчи» входит KGK-SIHA-82. Это обычная свободнопадающая авиабомба, которую оснастили головкой самонаведения и крыльями. В итоге бомба весом 340 кг поразила цель в 30 км от места сброса.


    хорошо же "свободное падение" с 9 км высоты на 30 км дистанции ))) какая то Шляпа в инфе!
    1. +6
      20 июля 2022 11:22
      Цитата: Commodore Arctic
      хорошо же "свободное падение" с 9 км высоты на 30 км дистанции ))) какая то Шляпа в инфе!

      Читайте внимательно:
      Это обычная свободнопадающая авиабомба, которую оснастили головкой самонаведения и крыльями.

      Свободнопадающая АБ (судя по названию KGK-SIHA-82 - это стандартная Марк 82) стала боевой частью. На которую навесили крылья, механику и ГСН. Получили турецкий JDAM ER.
      Вот она - в верхнем левом углу:
      1. 0
        20 июля 2022 21:12
        Ну, ехидство очевидно - русское слово свободнопадающая никак не подразумевает планирование. Все эти ребята в вингсъютах с YouTube никак не выглядят свободнопадающими. А технология планирующих бомб - да, отлично работает.

        1. +2
          20 июля 2022 21:27
          Цитата: Проктолог
          Все эти ребята в вингсъютах с YouTube никак не выглядят свободнопадающими.

          Так без вингсьютов они именно свободнопадающие. smile
          Как и исходная бомба до оснащения её крыльями.
  21. +7
    20 июля 2022 12:14
    Любой БПЛА не может быть чудооружием в принципе.Просто они уменьшают человеческие потери и удешевляют БД.
  22. +9
    20 июля 2022 12:37
    У турецких производителей серьезные проблемы с двигателями, тепловизорами и маркетингом. И вполне может оказаться, что «Байрактар», о котором буквально полгода назад говорили, как о некоем «чудо-оружии», станет причиной немалых убытков компании «Байкар Макина».


    И тем не менее, заказы у турок есть......Часть заказов от стран ЕС. В них, скорее всего, не будет ограничений.
  23. +7
    20 июля 2022 12:47
    Можно сколько угодно язвить в отношении Турок, но для начала нужно посмотреть на себя.Все проблемы с двигателями, начинкой, вооружением, которые они имеют, это уже как минимум третий-пятый этап. Мы же и первый еще толком не прошли. Или что у нас уже сделали приличный двигатель? Или бортовая электроника у нас уже на потоке стоит? Да и вообще сколько наша промышленность выпустила всех БПЛА вообще? Если считается что в нашей армии с этим компонентом все в порядке, то почему волонтеры по всей стране деньги на коптеры собирают?
  24. +1
    20 июля 2022 13:33
    По докладам Конашенкова на 20.07.2022 сбито порядка 90 единиц "Байрактаров"
  25. +10
    20 июля 2022 13:48
    Мдааа……очень жаль, что оценку статей убрали. Очень было бы показательно, как такие «статьи» оценивает аудитория.
    Сразу бы стало понятна разница между вот такими пустыми, как кастрюля в солдатской столовой, статейками штатных «журнализдов», наполненных оголтелой пропагандой, когда даже не к фактам, а просто к домыслам притягиваются за уши этичнейшие выводы….и статьями просто энтузиастов-любителей, где фактов изложено гораздо больше, а выводы куда как осторожнее и сдержаннее
  26. +4
    20 июля 2022 14:46
    Цитата: Дед-дилетант
    Ну, турки совершили небольшую ошибку на кучу мешков с турецкими лирами... wassat
    А вообще, вывод прост. Нельзя надеяться на производство компонентов для своей техники где-то на стороне. Необходимо иметь свое производство, не зависящее от геополитики, и абсолютно все компоненты должны производиться в одной стране. От фюзеляжа и двигателя до последнего болтика. Мы уже не раз сталкивались с таким. Поэтому необходимо развивать собственное производство, а не надеяться на "партнеров". Сегодняшние союзники могут завтра стать противником, и - всё, производство чего-либо перспективного останавливается. Свежий пример - турбина для Газпрома.

    Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет. (Фауст. Гёте).Отсебятина неуча. Это не возможно в принципе. Газовых турбин такого типа, в России, как применяемые на Трубе-1 и Трубе-2 со всеми резервами и запасами, не более десятка. Разработка столь малого количества выпускаемого железа обернётся удорожанием КАЖДОЙ в разы. Проектирование столь сложной и экстремальной техники в сотни раз дороже самой единицы этого изделия. Туда входят не только работа конструктора (у кульмана, или системой САПР), но и проектирование и изготовление приборов, оборудование, испытательных стендов, на которых будут крутить- вертеть как отдельные элементы, так и систему в сборе. Изготовление опытных образцов, конечно, которые продать невозможно, их, ведь испытывают до смерти. Работает много тысячный коллектив высококвалифицированных работников. Сверхдорогие сплавы. (их ещё нужно получить, и отработать технологию выплавки, обработки деталей разработать программы станков ЧПУ, ) Если будет изготовлена сотня изделий, то стоимость это бодяги распределяется на всю сотню, удорожая единицу не столь весомо. Сколько будет стоить наша самоделка , в расчёте тех 10 штук турбин, которые нигде примениться больше не смогут? Изготовление на фирме Сименс для всего света, конечно, значительно больше количественно, чем нами для наших трубопроводов. И, естественно, конкурировать с ними мы никогда не сможем. Если согласишься платить за газ не 6 рублей за кубометр, а, ..... погашая стоимость НАШЕГО оборудования вместо серийных Сименсовских, то, скажи об этом и убеди всех остальных в важности такого шага.
  27. +1
    20 июля 2022 14:55
    Статья интересная, хочу только уточнить - АИ - 450 производит (точнее производил) "Ивченко - Прогресс", "Мотор Сич" участвует в производстве, в той части, где у "Прогресса" нет своих мощностей. Поскольку у "Прогресса" опытно - конструкторское производство, а не полный цикл. Потому некоторые операции они передают "Мотору".
  28. +1
    20 июля 2022 15:14
    Цитата: gnat76
    Уйдут годы что бы сделать предприятие выпускающее продукцию полностью из отечественных деталей. Такое возможно только при госуправлении, частник такое не потянет. После 30 лет развала всего и вся быстро наверстать упущенное не получится. Даже банально скопировать нужные для производства станки и запустить их в производство будет не просто, это большая инженерная работа найти аналоги материалов, сделать из них нужные детали, а самое больное место это электронная начинка..

    Обратный инжиниринг (воровство конструкции и технологии) годился в прошлом веке. История с трактором Фордзон- Путиловец. Разобрали 7 штук, до винтика, измерили все детали, размеры свели в таблицу, посчитали средние размеры и по средним размерам сделали чертежи. (О каких допусках, посадках, расчётах размерных цепей тогда пролетарские специалисты не знали. От слова.....) Спустя много лет....Микросхемы копировали стравливая в кислотах кремниевые слои, и фотографируя микрорельеф в косых ультрафиолетовых лучах. Так делали, пока размеры элементов были в десятки микрон. Когда ушли на единицы микрон, воровать стало невозможно. Не было супертонкой оптики, химии, прецизионного оборудования и проч..... ТАКОЕ скопировать?

    1. +3
      20 июля 2022 19:24
      О каких допусках, посадках, расчётах размерных цепей тогда пролетарские специалисты не знали. От слова.....
      Вы всерьёз уверены, что тогда инженеры назначались прямо от сохи и станка решением ЦК? Кстати, перевод дюймовых чертежей в метрические с пересчётом норм прочности достаточно нетривиальная задача, это удалось сделать не только на тракторах, но и в авиастроении на лицензионных самолётах ДС-3, "Каталина" и др. А первый наш 400-сильный авиадвигатель М-5 вообще был нелицензионной копией американского "Либерти", трофея Гражданской войны.
      1. 0
        19 января 2023 20:22
        Я работаю механиком...

        Нет, это нелегко скопировать, потому что сначала вы работаете по стандарту "нормальное дерево", в то время как жители Запада работают по стандарту "нормальный диаметр". На первый взгляд, это одна и та же деталь, можно сказать, идеальная пара... за исключением того, что после сборки деталей иногда наблюдается различное поведение "раздраженных" деталей или тех, которые расширяются, что обычно приводит к недостаткам надежности.
        Затем недостаток инженерных знаний, примером которого является комплекс в Тольятти, созданный Fiat (кузов), Ford (трансмиссия) и Mercedes (двигатель). В Lada не было ничего русского !...
        Tatra производит двигатели для своих грузовиков с использованием машин RVI, проданных в 2011 году (5 евро) с окончанием срока службы у нас...

        Хрущев ехал на ЗИЛе... Путин проезжает по Крымскому мосту на Мерседесе 4х4. Даже подсознательный посыл первого русского не идет ни в какое сравнение с речами.

        В российском станкостроении, с которым я хорошо знаком, они часто бывают негабаритными, прочными, но тяжелыми, с чрезмерными зазорами и, прежде всего, с сомнительной металлургией (пузырьки песка в литейных цехах, пористость, шероховатая поверхность), как будто рабочие, которые производили, были небрежны в производстве. достижение.

        Следствием этого являются недостатки в производительности.
        Я мог бы привести пример сверлильного станка Свердлова Balticmill с немецким ЧПУ Heidenhain, рельсы из стали: бакелит были заменены рельсами из стали / ПТФЭ, что позволило увеличить максимальную нагрузку на стол на 6 тонн !
        Или вот этот механический пресс из Барнаула, который вы используете с максимальной нагрузкой 800 тонн, в то время как мы производим 1200 тонн с улучшенными зазорами, смазкой и контролем деформации рамы... это та самая машина, которая только что была рассмотрена.

        Ваша отрасль способна, без сомнения, есть люди, которые одновременно компетентны и талантливы, потому что мы находим гениальные технические решения. Например, этот полноприводный трактор благодаря простому колесу свободного хода, который вы сделали раньше всех...
        Этот двигатель Vendeneev M14P просто великолепен...
        Климов V12, который был нашим Hispano Suiza, вы сублимировали, Як 3 превосходит наш D 520 1936 года выпуска.
        Ту-95 и его высокопроизводительные винты...
        Но теперь вы опоздали всего на 50 лет.

        На самом деле, я бы порекомендовал только одно... двигайтесь !
  29. +1
    20 июля 2022 15:15
    мне понравилась эта фраза статьи (оценка стоимости производства с нуля):
    " Завод обошелся в 600 миллионов лир или 100 миллионов долларов."
    у нас не было денег чтобы начать выпускать БПЛА?
    или это не та сумма, из-за которой примут решение и начнут что то делать?
  30. +7
    20 июля 2022 16:12
    Сразу видно, одно место подгорает. Вы бы лучше о своей армии правду написали бы, а не вешали лапшу на уши рассеянам.А почему не рассказали как в российских БПЛА вместо оптики стоят японские фотоаппараты?
  31. +9
    20 июля 2022 17:04
    Очень странная статья. Полезности важность беспилотников сейчас не оспаривается даже самыми твердолобыми ретроградами.
    то что байрактары оказали влияние на боевые действия на Украине тоже не подлежит сомнению. Это что Турция оказалась в числе законодателей мод на беспилотники тоже факт.
    Поэтому нам наверное стоит мне писать статьи о якобы банкротстве фирмы производящей байрактары а подумать о том почему у нас таких нет в нужном количестве.
  32. +1
    20 июля 2022 17:06
    Конструкции скопировать можно, а вот технологию скопировать это сомнительно, только если украсть технологическую документацию в полном обьеме.
  33. -3
    20 июля 2022 17:16
    Интересный обзор. И эти штуки то не быстрее самолётов из Первой Мировой войны. За то не так шумно летают. И они заметны на радарах.
  34. +11
    20 июля 2022 17:18
    Статьи уже пошли готовые тягаться с украинской пропагандой... "Байрактар: пике к полному банкротству"! Почему? Почему?! Ответа нет. 20 стран стоят в очереди, "но кто-то может отказаться". Почему, если с начала СВО количество желающих только выросло? "Байрактары падают". А почему им не падать, за свою цену в десятки раз меньше самолетов? И разве какой-то аналитик заявлял, что сбитые байрактары не окупили себя? "Перемоги очень сильно ударили по байрактару"... И вот тут уже тотальная жесть. То есть они жгут на видео зрк, колонны бронетехники, катера (причем то что серна не подлежит восстановлению было заявлено нашими) второй армии мира, но все это по ним "бьет"! "Немного не те времена сегодня, чтобы верить за доллары в такое" (во что???) Ну и вишенка на торте - как иллюстрация "жалкого металлолома", фотография байрактара сбитого НАД РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ. Это прям готовый лозунг - "не покупайте байрактар, если не хотите бомбить Курск"
  35. +3
    20 июля 2022 18:50
    Цитата: Сергей Иванов_62
    Доброго дня всем
    Автор, уточните, пожалуйста, что такое "квантовая аппаратура"?

    Ну во-первых не аппаратура, а аппарат, а во-вторых не квантовая, а самогонный drinks просто слово ему понравилось, шибко умное.
  36. 0
    20 июля 2022 19:40
    Байрактары будут покупать. Те, у кого нет денег на настоящие самолёты (даже китайские), нет денег (и времени) на обучение пилотов, и у кого потенциальный противник не имеет хорошей современной ПВО.
  37. +5
    20 июля 2022 19:42
    Интересно что курит автор. Страны выстроились в очередь, производство не успевает за заказами но почему то байкар на грани. Двигатели уже давно разрабатывают свои, и зная как работают турки могу с уверенностью сказать что у них в запасе моторы наперед есть. Таджикистан хотел тб2, но изза возражений киргизии не продали. Иран вынужденно уже. Орион какой конкурент если еще свои войска не насытили им? Короче весь бред чтоб оаровергнуть надо столько же написать как в статье. Автор, выдыхай.
  38. +3
    20 июля 2022 20:21
    Цитата: Авиатор_
    О каких допусках, посадках, расчётах размерных цепей тогда пролетарские специалисты не знали. От слова.....
    Вы всерьёз уверены, что тогда инженеры назначались прямо от сохи и станка решением ЦК? Кстати, перевод дюймовых чертежей в метрические с пересчётом норм прочности достаточно нетривиальная задача, это удалось сделать не только на тракторах, но и в авиастроении на лицензионных самолётах ДС-3, "Каталина" и др. А первый наш 400-сильный авиадвигатель М-5 вообще был нелицензионной копией американского "Либерти", трофея Гражданской войны.

    Вы не обратили внимание на то, что сложность задачи СЕЙЧАС милионнократно повысилась. Пересчитать дюймы в миллиметры. Пересчитать размеры. Да, нет ничего проще, поверьте. Я, конструктор со стажем в полжизни, ненавидел нечётные размеры. Осевые, при таких размерах дробят на половинки, и доли после запятой, которые ..... чёрт бы их побрал. Поверьте, начертить можно любую деталь. Но не всякую сделать. Чертёж вместо лопатки турбины В турбину не воткнёшь. (Шестиосевой станочек, шлифующий эту простенькую железку, нужен!) Где его взять, вот вопрос.
    1. +2
      21 июля 2022 02:11
      Цитата: Хрустящий
      Поверьте, начертить можно любую деталь. Но не всякую сделать.

      Именно ! Когда Иран посадил первый штатовский (сколько было радости) беспилотник и позволил с ним ознакомиться ?
      Сколько их он назбивал и предоставил России их останки ?Сегодня в Иране их копий сотни , а в
      России из рабочих ...- "отвёрточный" Форпост ?
      Сколько за долгие годы Байрактаров , Анка , израильских и штатовских БПЛА в разной степени сохранности достались России в Сирии, Ливии , Карабахе ?...
      Зато отсталые, способные лишь к копированию чужих продуктов китайцы с иранцами остались последней надеждой в доступе хоть к каким-то технологиям ...
  39. 0
    20 июля 2022 21:04
    Цитата: Дом 25 Кв. 380
    Сколько куплено?

    Цыплят по осени считают... Посмотрим через месяц.
  40. +4
    20 июля 2022 23:02
    Сперва Азербайджан устроил неслабую пиар-кампанию во время очередного конфликта с Арменией,

    Разве? Азербайджан показал новый тип боевых действий, причем достаточно успешных, а "пиар" в виде съемок с БПЛА достоин приза за операторскую работу. И это не очередной конфликт, а настоящая война, поднявшая боевые действия на новый современный уровень.
  41. +5
    21 июля 2022 04:33
    Роман, Ваш очерк схож с «Лисой и Виноградом»
  42. 0
    21 июля 2022 08:39
    Подсветка с помощью квантовой аппаратуры, или я отстал или автор загнул.
  43. 0
    21 июля 2022 09:39
    Иран настолько высокотехнологичная держава, что может выпускать тепловизоры, оптику и моторы для своих беспилотников. Обычные поделки сделанные из китайских телефонов и моторов от газонокосилок. Китай так же получает западные компоненты без возможности копирования, так как ни один поставщик в здравом смысле не будет растить себе конкурента. Он копирует, получает частичное производство не критичных компонентов и не более, а сложное все защищено.
  44. 0
    21 июля 2022 10:03
    Цитата: Роман Ефремов
    даже китайские

    даже китайские!!! Вот почему мы никогда не сможем быть в союзе с русскими, которые видят только Америку, Европу и Израиль.
    1. 0
      22 июля 2022 13:17
      Не обращайте внимания. У нас тут два лагеря. Оба ненавидят США и Европу.
      Только одни поддерживают власть, другие считают её продажной. Так же и с народами. Одни считают всех предателями, другие братьями. Всё в порядке вещей. Поэтому не обращайте внимания. Многие считают, что Китай наш союзник
  45. 0
    21 июля 2022 11:02
    Все что следует из стать - Россия очень сильно недорабатывает в плане уничтожения ВПК Украины. Чего то куда то бесконтрольно переводят и оно остается не уничтоженным.
  46. 0
    21 июля 2022 11:12
    Цитата: ВячеSeymour
    Цитата: Хрустящий
    Поверьте, начертить можно любую деталь. Но не всякую сделать.

    Именно ! Когда Иран посадил первый штатовский (сколько было радости) беспилотник и позволил с ним ознакомиться ?
    Сколько их он назбивал и предоставил России их останки ?Сегодня в Иране их копий сотни , а в
    России из рабочих ...- "отвёрточный" Форпост ?
    Сколько за долгие годы Байрактаров , Анка , израильских и штатовских БПЛА в разной степени сохранности достались России в Сирии, Ливии , Карабахе ?...
    Зато отсталые, способные лишь к копированию чужих продуктов китайцы с иранцами остались последней надеждой в доступе хоть к каким-то технологиям ...

    Тут следует ввести некоторый коэффициент. Стоящий гоночный автомобиль перегонит ползущая черепаха. И не внешние признаки технологической и финансовой мощи- показатель скорости в ЧЁМ-ТО конкретном, а усилия. Не знаю, почему мы, скажем в танкостроении не отстаём, а, вот с беспилотниками- прокол. В ядерной энергетике- первые, а в изготовлении стиральных машин, скорее всего- последние. Не нужно ставить в пример Иран, Индию, Тайвань. По крайней мере они не испытывали крах государства и они не разваливались в куски. Сердце человека- это 2% его массы. Если эти 2% вытащить. как будет себя чувствовать остальные 98?
  47. +3
    21 июля 2022 14:25
    Байрактар не менее эффективен в СВО на Украине, чем в предыдущих войнах с его участием.
    Это - ударно-разведывательный тактический дрон среднего класса (по размерам). Полезен всегда.
    Иногда, как разведчик и корректировщик арты, иногда, как ударник.
    Естественно, его применяют в зависимости от наличия высотного ПВО в районе его работы.
    Так и с любым самолетом - то же самое.
    Су-35 тоже летают над ограниченными районами Украины, где их С-300 и Буки не достают.
    Это не значит, что Су-35 неудачен.
  48. 0
    21 июля 2022 19:57
    Еще раньше я очень скептически относился к тому, какая шумиха была поднята вокруг этого ударного дрона, но тут ничего не поделать. Сперва Азербайджан устроил неслабую пиар-кампанию во время очередного конфликта с Арменией, затем сами турки добавили, потом настал черед Украины.

    А ничего, что их еще в Сирии неслабо так "приземляли" российские военные?
    Что-то у автора целая страница военной истории выпала из памяти... sad
    1. 0
      21 июля 2022 21:53
      Цитата: alystan
      А ничего, что их еще в Сирии неслабо так "приземляли" российские военные

      Сирийские -да , а российских не припомню...
      Байрактар - тихоходная , маловысотная , лишённая каких либо датчиков сигналищирующих об облучении и какой либо защиты цель ! Позор не сбить такую идеальную цель ! Но , тем не менее вреда они нанесли гораздо больше своей себестоимости , а уж если считать жизни уничтоженных солдат противника без единой потери своих ...- то он стоит своих денег !
  49. 0
    21 июля 2022 21:44
    В «Раптор», простите, еще надо умудриться попасть, с его-то размерами и скоростью.
    - уровень анализа: "БОГ" laughing
  50. 0
    22 июля 2022 22:17
    Потопить корабль, причём не что-то бронированное, а лёгкий скоростной катер - не просто, а очень просто. Главное попасть. Скорость около 50 км/ч (при прямолинейном движении и отсутствии препятствий) тоже не является каким-то затруднением для прицеливания
  51. 0
    24 июля 2022 13:55
    Во-первых, разговоры о банкротстве Байкар Макина несколько преждевременны. Во-вторых, даже если турки обанкротятся, то это ни разу не проблемы России. А вот я бы проблемой России назвал то, что страна выращивающая хурму, урюк и помидоры легко обогнала нас в вопросе производства БПЛА. Очень хочется , чтобы журналисты вновь взяли интервью у наших чинуш и руководителей предприятий ответственных за производство БПЛА, причем именно у тех, которые два-три года назад на всевозможных выставках вещали о своих успехах. Спросили у них - ничего не хотят они добавить к ранее сказанному?
  52. -1
    25 июля 2022 06:52
    Цитата: Xenofont
    Мысль правильная, только при Анне Иоановне Миних командовал.

    Учите матчасть. Миних изначально был выдвиженцем Петра 1 го. Но дожил до правления Екатерины 2-й.
  53. 0
    26 июля 2022 20:42
    "Но мне кажется, что Украина, как поставщик и потребитель для Турции потеряна" - сначала закончите СВО, а потом делайте выводы, кто для кого потерян