Рекордный тендер ВМС Индии
Как стало известно чуть менее года назад, главной целью контракта станет замена старых вертолетов Sikorsky SH-3 Sea King и Westland WS-61 Sea King. Самые новые из этих вертолетов были поставлены еще в восьмидесятых годах прошлого века и с тех пор проходили только ремонт, но не модернизировались. Эти вертолеты американского и английского производства в настоящее время выполняют широкий спектр задач, от транспортных до противолодочных. Возможности вертолетов Sea King уже недостаточны для выполнения боевых операций в современных условиях, а кроме того, у них заканчивается ресурс. Все это и подталкивает индийских флотских командиров к началу поиска замены для старой техники.
Как сообщают индийские СМИ, министерство обороны уже отправило запросы ведущим вертолетостроительным компаниям. Таким образом, в рекордном конкурсе могут участвовать все лучшие мировые организации, от американской Sikorsky до европейской Eurocopter. Кроме того, по всей видимости, свои проекты выставят и российские вертолетостроители из фирм «Миль» и «Камов». Российские чиновники, занимающиеся экспортом вооружений, еще несколько месяцев назад подтвердили возможность участия в конкурсе, но пока не получили официального приглашения.
Безусловно, шесть миллиардов долларов – слишком большая сумма, чтобы оставить тендер без внимания. Поэтому вряд ли «Рособоронэкспорт» и «Вертолеты России» не станут подавать заявки на него. Уже сейчас можно сделать определенные предположения насчет возможных «конкурсантов» с российской стороны. Прежде всего, это камовские вертолеты Ка-27 и Ка-29. Кроме того, в качестве вертолета дальнего радиолокационного дозора индийцам может быть предложен Ка-31. Дополнительным аргументом в пользу российских вертолетов может оказаться тот факт, что до сих пор в военно-морских силах Индии эксплуатируется около десяти Ка-28, представляющих собой экспортную модификацию Ка-27. Таким образом, индийские морские летчики уже имеют общее представление о российской технике и могут сделать соответствующие выводы.
И все же одного опыта эксплуатации будет недостаточно. За столь крупный контракт будут бороться все ведущие вертолетостроительные компании, и они наверняка представят на тендер новейшие разработки. Конкуренция будет жесткой и на конечный результат тендера может повлиять любая мелочь, вплоть до рекламных кампаний. В последней сфере, как отмечают эксперты и просто внимательные любители военного дела, наши производители традиционно отстают от зарубежных. Так что отечественным ответственным лицам стоит обратить внимание на эту часть продвижения своей техники. Возможно, именно такие действия позволят избежать неприятные инциденты наподобие недавнего проигрыша тяжелого транспортного Ми-26Т2, который, являясь явным фаворитом, в итоге уступил менее грузоподъемному вертолету американского производства.
И все же пока вся информация о грядущем конкурсе пока не получила подтверждения от официальных индийских лиц. После официального объявления тендера обязательно поступят подробности, касающиеся финансовой стороны дела, списка участников и т.д. При этом сам факт грядущего тендера вряд ли подлежит сомнению. Дело в том, что имеющиеся у Индии вертолеты Sea King уже устарели и их замена является только вопросом времени. Кроме того, известно, что индийский военный флот в ближайшие годы получит сравнительно большое количество новых боевых кораблей, немалая часть которых будет укомплектована вертолетами. Вряд ли индийские военачальники станут оснащать новые корабли старой авиационной техникой.
Стоит отметить, что в свете последних событий перспективы российских вертолетов выглядят неоднозначно. С одной стороны, общая сумма всех военно-технических контрактов между Россией и Индией давно уже перешла через отметку в десять миллиардов долларов, и нет никаких оснований предполагать, что закупки российского вооружения и военной техники прекратятся. С другой стороны, Индия всеми своими действиями доходчиво показывает, что не собирается покупать оружие и технику только у одной страны и этим, в определенном смысле, связывать себя.
Поэтому наиболее правдоподобным вариантом развития дальнейших военно-технических отношений России и Индии является продолжение закупок различного вооружения, но с рядом оговорок. Российские оборонные компании продолжат получать выгодные контракты, а объемы последних, скорее всего, будут расти. При этом нашим предприятиям будут доставаться далеко не все заказы, что обусловлено новыми индийскими воззрениями на импорт военной техники. Станет ли грядущий шестимиллиардный контракт «достоянием» российских вертолетостроителей – покажет время. Но даже если этот заказ уйдет какой-либо зарубежной фирме, отечественные производители вооружений могут рассчитывать на другой контракт, пусть даже и менее крупный.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://indianexpress.com/
http://gazeta.ru/
http://rus.ruvr.ru/
Информация