Индийский истребитель пятого поколения: без России не взлетит

139
Индийский истребитель пятого поколения: без России не взлетит


Итак, сперва поговорим об истребителе, а потом о России. Что касается истребителя, то тут все просто: после недолгих дебатов соответствующий комитет Кабинета министров Индии одобрил продолжение работ по созданию индийского истребителя пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft), который должен в будущем стать воздушной опорой ВВС и ВМС Индии.



По планам это будет одноместный, двухмоторный, всепогодный многоцелевой боевой самолет.

Серьезность намерений Кабмин подтвердил выделением 150 триллионов рупий. Это, между прочим, 1,8 миллиарда долларов, деньги весьма серьезные. И потратить их планируется на комплекс работ по полномасштабному проектированию, разработке, постройке и летных испытаний самолета AMCA и его последующей сертификации.

Постройка и испытания — это пять прототипов, как сообщил директор проекта АМСА Кришна Раджендра. Согласно планам Агентства авиационного развития Индии, первый полет истребителя должен состояться где-то в 2028 году. Серийное производство планируется начать в 2035-м, а всего ВВС Индии хотели бы иметь 7-8 эскадрилий таких самолетов, а учитывая, что ВВС оперируют 30 эскадрильями, процент машин нового поколения получается весьма высок.

Однако, далеко не все в Индии разделяют оптимизм относительно 2035 года. Авиационные эксперты навроде известного у нас Санджива Кумара считают, что если новый самолет и пойдет в серию, то никак не раньше 2040 года, а то еще и позднее.

Почему? Ну тут ответ понятен и имя ему «Теджас».



Если кто забыл, то разработку этого чудо-самолета, который должен был по идее заменить наш МиГ-21, начали в 1983 году. Проект закончили к 1990-му, а первый полет «Теджас» совершил в 2001 году. То есть, всего ничего, через 18 лет. А еще через столько же (через 19, если быть точным) ВВС приняли первый боевой самолет в свои ряды. 2020 год. И изготавливают «Теджас» просто потоком (что-то около 20 штук уже поставлено), что наводит на мысли о том, что 37 лет — это не так уж и много.

Зато свое и не в кредит, как говорится.

Конечно, ни о какой полноценной замене «мигаря» этим воробышком никто не ведет, но тем не менее: опыт производства собственного самолета у индийцев есть. Но есть и нюансы: назвать «Теджас» индийским может только закоренелый индийский же патриот.

Двигатель американский, General Electric F-404-GE-IN20, свой, отечественный Kaveri, индийцы так и не довели до ума. Внутреннее оборудование американской же фирмы Martin Marietta, которая теперь входит в корпорацию Lockheed Martin. Вооружение российских фирм ГМКБ «Вымпел», НИИ приборостроения, «Конструкторское бюро приборостроения» и так далее. Индийского, откровенно признаем, маловато.

С новым проектом AMCA тоже не все ровно-гладко: первые две эскадрильи планируется укомплектовать самолетами версии Mk-1, оснащенных двигателями General Electric F414, с тягой 10 000 кгс.

А следующие пять эскадрилий, по плану, получат самолет AMCA Mk-2 с более мощными двигателями, тягой 11 400 кгс, управляемым вектором тяги и возможностью сверхзвукового полета на крейсерском режиме работы двигателей. Новый двигатель будет разработан совместно с иностранным партнером.

И вот здесь начинается время сомнений. Почему? Потому что «Теджас». Потому что «Kaveri». Потому что свой двигатель индусы так и не смогли создать.

Значит, кто-то должен будет сделать для Индии такой двигатель и передать индусам, потому что покупать они принципиально не станут. «Делай в Индии» — неплохой девиз, правда, реализация оставляет желать лучшего.

И, откровенно скажем, очередь желающих поставить Индии двигатель для нового самолета после кошмарного провала индийского суперконкурса MMRCA, не выстроится.

Между тем, АМСА Индии нужен. Здесь надо смотреть на страны, с которыми у Индии предстоят какие-либо трения, и главный тут — Китай. Многие индийские специалисты говорят именно о том, что сегодня Китай значительно опережает Индию в плане авиации, и новый самолет как раз должен исправить ситуацию.

Другой вопрос, что будет ли ждать Китай? И не выпустит кардинально модифицированный J-20 аккурат к 2040 году, или какой-нибудь гипотетический J-40?

Санджив Кумар: «Самолеты требуются по состоянию на вчерашний день, учитывая прискорбно малую численность эскадрилий с самолетами четвертого поколения и ниже, а также надвигающуюся угрозу растущей китайской агрессии»

Ну, положим, насчет «растущей китайской агрессии» господин Кумар лишку выдал, так-то трения между Индией и Китаем были, есть и, скорее всего, будут, но вот чего-чего, а открытой агрессии со стороны КНР не наблюдается. Реально у Китая хватает головной боли именно с действительно агрессивными США и сворой их союзников, так что Индия точно не скоро поднимется хотя бы в топ-10 китайских проблем.

Но вот состояние китайской армии и флота — это то, что будет драконить индусов до тех пор, пока они не смогут хотя бы сравняться с Китаем по возможностям. И здесь полностью китайские разработки имели и будут иметь преимущество перед индийскими купленными и локализованными разработками вооружений.

Здесь надо понимать такую вещь, как «конструкторская школа». Это очень сложный путь, грубо говоря, от фанерного биплана до стратегического бомбардировщика. Конструкторские школы есть в США, Британии, Германии, Италии. В странах, которые строят самолеты более ста лет. Своя и очень своеобразная КШ есть и у России, и вряд ли кто в мире рискнет это оспорить. Советские и российские самолеты — это отдельная глава в истории мировой авиации и глава яркая и интересная.

Здесь стоит посмотреть назад, и можно увидеть, что русские авиаконструкторы Сикорский, Лебедев, Гаккель, Григорович, Туполев и Поликарпов не занимались тупым обратным инжинирингом, тупо копируя «Ньюпоры», «Сопвичи» и «Фоккеры», они строили свои модели, испытывали их, работали над усовершенствованием.


Да, авиастроение Российский империи было очень неразвитым, не было моторов, много чего не было, но: уже к 30-м годам, на своих моторах, пусть и созданных на базе импортных, но начали массово летать советские самолеты. А уж что началось после войны

В этом плане китайцы — огромные молодцы. Купив у нас Су-27, они легли костьми и в итоге удачно скопировали, а потом пошли дальше. И у них реально получилась «пятилетка в три года», потому что их J-20 никто не посмеет назвать копией или вариацией самолета КБ Сухого. А пока китайцы сражались за своего «Черного орла», используя наработки по всем самолетам, до которых могли дотянуться, от МиГ 1.44 до F-35, покой неба охраняли разумно закупленные в России Су-30МКК и Су-35. Но теперь-то количество J-20 не идет ни в какое сравнение с количеством приобретенных российских самолетов!


А что делали в Индии? А там просто осваивали сборку российских Су-30МКИ.

Что плохого в сборке импортных самолетов и локализации их выпуска на своей территории?


Ничего. Но и хорошего тоже мало. Пример проще не бывает: сколько автозаводов понаоткрывали иностранцы до 2022 года в России? И сколько работает теперь? Слепая сборка не дает ничего конструкторской школе, она вообще дает только готовые изделия.

Рабочий на заводе делает детали. Сборщик собирает их в узлы. Монтажник устанавливает узлы по месту. И так далее. Ни один человек на заводе, который вроде бы выпускает самолет, не сможет ответить на вопрос почему данный узел именно такой и как его можно улучшить. Его придумали совсем другие люди.

Нет, индусы молодцы, они пытаются установить свои радары, пытаются менять российские элементы БРЭО на израильские… Но это сами понимаете, локально. Можно установить другую РЛС, другого производителя, это так. Но вместе с ней придется менять и блоки сопряжения с системами управляемого вооружения. И не факт, что, например, российские ракеты будут прекрасно понимать то, что им передает израильская РЛС.

Так индусы научились собирать Т-90. Но «Арджун» пока так и остался бронированной немощью, и вряд ли «Арджун-2» сможет исправить ошибки первого.


Индийские инженеры смогли установить в собственную коробку немецкий дизель (опять импорт!), российский «Контакт-5», но не смогли создать более-менее приемлемую подвеску. Они просто не умеют. Потому и получилась почти своя, но немощь. Которую, заметим, разрабатывали 37 лет.

37 — какая-то цифра несчастливая для индийских конструкторов. Танк, самолет…

Вернемся, кстати, к самолетам. То, что получилось у индийцев в плане «Теджаса», по-хорошему не идет ни в какое сравнение с МиГ-21, который надо было заменить. Сойка против вороны.

И вот, на волне такого успеха, как «Теджас», индийцы развернули вторую программу по созданию «своего» истребителя, замахнувшись на пятое поколение. Что касается сроков, тут стоит помнить, что разработка «Теджаса» длилась 37 лет. Плюс еще и неудача с отечественным авиационным двигателем «Kaveri». Так что реально сроки АМСА могут сдвигаться вправо ничуть не хуже, чем это было в историях «Арджуна» и «Теджаса».



А ведь все могло бы быть совершенно иначе


Помните, как в 2007 году Индия влилась в российскую программу по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft)? Её целью должно было стать создание многоцелевого истребителя на основе разрабатывавшегося в то время российского ПАК ФА. Но генетическая жадность и желание выторговать для себя побольше, в этот раз подвело индийцев. И после успехов с Т-90, «БраМос», Су-30МКИ Индия вышла из проекта и получила шиш. А Россия реализовала проект, который теперь летает и воюет как Су-57. Да, в небольших пока количествах, но тут как есть — пока.

То есть, на уровень старта своей программы АМСА Индия уже могла бы иметь свой истребитель пятого поколения не то что «в металле», а на взлетных полосах аэродромов, и чем черт не шутит — в перспективе и на заводах. А там и приторговывать можно было бы, благо, санкций на Индии нет.

Вообще, конечно, торговать с Индией — это как амурный роман с тигрицей крутить: и опасно, и удовольствие ниже среднего. Извечные индийские танцы до изнеможения в стиле «Ай-лай-лай, самолет упал, танк не едет, автомат не стреляет, надо было в Европе покупать, да дороже, но можно и б/у» — вообще уже начало даже надоедать. Индийская пресса постоянно поднимала перед каждым тендером такой вой и стон, что неискушенный читающий мог и всерьез задуматься, что все настолько плохо.

Ну как же, у них МиГ-21 падают… Ну да, падают. Половину побили, неумехи за все время эксплуатации. Но вот прикол-то в чем: бились в аварийных ситуациях почему-то МиГи, собранные в Индии! То, что было произведено в СССР, летало, как часы.

Но таковы условия игры: танец со стонами каждый раз, выламывание рук продавцу, пересмотр финансирования проектов, пересмотр условий договоров. Исполнение зависает напрочь, потом уже приходят индийские военные и начинают разруливать ситуацию. И зачастую разруливают, но вопрос — какой ценой? Скидки, отсрочки, специальные цены…

Ну и вот вам результат: как в том стишке про «А у нас в квартире… Су-57, а у вас? „Теджас“?».


Но вообще-то, справедливости ради, замечу, что такие танцы индийские покупатели оружия устраивают абсолютно всем без исключения. Ну такая вот у них традиция на генном уровне — затанцевать до смерти и потом спокойно ограбить.

И вот с Россией не вышло, да так, что впору локти кусать, потому что Су-57 получился очень хорошим самолетом. А вот все обвинения в адрес проекта FGFA как-то вот не сыграли и в итоге у России самолет есть, а у Индии нет. И у Китая есть. Впрочем, в этом направлении уже было однажды высказано мнение вот здесь: Су-57 — танцор диско пятого поколения? И пока что ничего не поменялось.

Но двигатель…


Уповать на то, что добрые американцы дадут двигатель и разрешат его локализовать и производить (дали, разрешили)? Да, но простите, для «Теджас-2» и первых двух серий АМСА это будет General Electric F404-GE-F2J3, а его предок, General Electric F404-GE-F1D2 стоял еще на F-117! А первые F404 вообще F/А-18 первых серий в воздух поднимали…

В общем, это не двигатель для самолета пятого поколения. Да, оно и у нас с АЛ-41Ф1 дела не очень идут, так вот тут и суть кроется: если у нас проблемы, о чем говорить там, по ту сторону индийской границы? Мы-то вопросы с двигателем рано или поздно решим, тут, как говорится, школа решает.

Но двигатель — это только двигатель. В случае с «Арджуной» не спас даже немецкий дизель. К двигателю самолета нужно еще много чего из систем и оборудования, должным образом смонтированного и отлаженного.

Так что все эти миллионы долларов выглядят, конечно, серьезно, но вот возможности их реализации — не очень. Hindustan Aeronautics Limited (HAL), которая является производителем, вроде бы уже приступила к производственной деятельности, результатом которой будет АМСА.

Но будет ли…

Сами индийские СМИ говорят, что самолеты первой и второй серии будут разными. Да, по сути это будет один и тот же планер, способный вместить 6500 кг топлива, 1500 кг вооружений в фюзеляжном отсеке и 5500 кг (прощай, малозаметность!) на внешней подвеске.

Получается, что АМСА Mk.1 будет летать с двигателем General Electric F414, а Mk.2 с более мощным двигателем, который только планируется разработать совместно с французской фирмой Safran, это которая раньше называлась Snecma.

Нет, в том, что эти французы умеют в моторы, сомнений нет никаких. В конце концов, Safran, ранее Snecma, еще ранее эта фирма поглотила таких известнейших производителей, как Gnome&Rhône, Turbomeca и Microturbo.

Вопрос только в том, а насколько двигатель от Safran будет идентичен по массо-габаритным характеристикам и размерностям с американским изделием от General Electric? И насколько вообще будет возможно заменить один двигатель другим? История, она, знаете ли, знает много случаев, когда хотели одно, а получилось несколько иное.

В общем, танец начинается


Сколько он будет длиться — сказать сложно, но 150 триллионов индийских рупий рано или поздно закончатся. Ну или 1,8 миллиарда американских долларов, кому как интереснее. И явно это произойдет быстрее, чем пройдут 37 лет, как это было в предыдущих проектах.

Вообще есть тихое подозрение, что индийцы еще не один раз будут грызть себе и не только локти за то, что отказались от участия в проекте истребителя с Россией. Теперь они отстали минимум лет на двадцать, и как индийским военным видится преодоление такой пропасти, которая, к тому же, может вырасти и до 30 лет.

Конечно, китайские военные будут такими джентльменами, что подождут, пока соседи закончат свой самолет следующего поколения. Правда, они, китайцы, уже размещают своих «Черных орлов» в Тибете, как раз вблизи индийской границы, но это же совершенно ничего не значит, не так ли, господин Вивек Рам Чаудхари, главком ВВС Индии?

В конце концов, танец может длиться вечно, даже танец вокруг самолета. И, как показывает индийский опыт, результат не всегда важен. Но в кооперации с Россией был бы результат по типу Су-30МКИ или «БраМос». А теперь перспектива больше напоминает «Теджас-2» или «Арджун-2».

Совершенно, кстати, закономерно.
139 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 августа 2024 05:10
    Что то мне подсказывает, что индусы, насмотревшись на нас, поняли, что зависеть ни от чьих двигателей нельзя.
    1. +13
      20 августа 2024 07:30
      Цитата: Запасной
      Что то мне подсказывает, что индусы, насмотревшись на нас, поняли, что зависеть ни от чьих двигателей нельзя.

      Чудес не бывает. Чтобы не зависеть от чужих двигателей, надо лет тридцать упорно развивать свои науку, двигателестроение и проектирование и смежные с ними отрасли. Даже у китайцев с двигателями не все клеется. Да что говорить, у нас с этим все хоть и движется, но весьма напряженно. Думаю, индусам надо ещё работать и работать в этих сферах. И буквально завтра они ничего не сделают. Поэтому придется брать чужое на конкурентной основе.
      1. 0
        20 августа 2024 08:48
        сегодня Китай значительно опережает Индию в плане авиации, и новый самолет как раз должен исправить ситуацию.
        Тут тупиковая ситуация, ответ должен быть ассиметричным... Только уничтожение китайской авиации вместе с авиапромом может подвести Индию к Китаю в плане авиации... и то как то сомневаюсь чуток. wink laughing
        1. +5
          20 августа 2024 10:38
          Коля! hi
          Это всё бутафория, в страшном секрете индусы делают шестое поколение, и китайцам тут и трындец
    2. -2
      20 августа 2024 13:30
      Можно. Если страна-поставщик надежный партнер. Россия как раз такой партнер, никого не боится и многое умеет. Ну а с полосатыми, да, тут опасно, гены такие, пардоньте. Чуть что не понравилось - сразу за кольт хватаются и палят.
      1. +1
        25 августа 2024 13:51
        Россия надежный партнер? Для Индии? А если товарищ Си попросит отказать товарищу Моди?
      2. 0
        27 августа 2024 12:36
        Вы уверены?
        Индусы вышли из проекта, потому что им никаких технологий Россия не собиралась передавать вообще.
        Максимум - такую же сборочную линию, как на Су-30.
        И именно из-за этого они и вышли.
        И Скоморохов создал статье на обмане читателей.
        Чего якобы лишилась Индия без нас.
        Он сам придумал, набросал текста, и обвинил индусов в том, чего у них без нас не было бы и с нами не было бы.
        Технологий.
    3. -2
      20 августа 2024 14:25
      Тут смотри или не смотри.....нужен истребитель. Может Индия делать ТРД? Нет!..
      Правильный и успешный путь - Китайский с Су30МК и с J-10.
      Купили лицензию (Этот этам индусы тоже прошли), освоили производство, покупали Ал31 и разрабатывают свои аналоги.....Это путь успеха и Китай имеет производство своих истребителей. У Индусов преимущество - они имеют доступ и к нашим технологиям и к западным. Но мозгов нет.
    4. 0
      20 августа 2024 18:50
      Я не знаю что Вам этот бред подсказывает, но ни индусы ни кто-либо другой не сможет наладить производство двигателей без участия России, так как ни ЕС ни США никогда не дадут технологий.
      1. 0
        25 августа 2024 13:53
        Почему? Французы заводик построят, например.
      2. 0
        27 августа 2024 12:52
        Так Россия же тоже не дала никаких технологий и не даст.
        Именно поэтому Индия и вышла из проекта.
    5. +1
      21 августа 2024 17:10
      При чём тут двигатели? Индусы отказались от сотрудиничества по ПАК ФА/Су-57 потому, что их не устроила его ЭПР. Даже не стали требовать назад примерно 280 миллионов долларов, которые они авансов вложили в НИОКР этого проекта. У Су-57 фронтальная ЭПР примерно как у "Рафаля" (без подвесок), которых они набрали у Франции целую кучу.
      https://meta-defense.fr/ru/2024/07/04/dassault-aviation-site-mco-rafale-inde/#:~:text=Rafale%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%92%D0%92%D0%A1%20%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8,%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%2C%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8.
      1. 0
        23 августа 2024 08:51
        Их не устроила ЭПР Су57? Пусть ищут доступные прожекты с нужным ЭПР. Тут как в присказке: положено-ешь!
        1. +1
          23 августа 2024 09:00
          - Они нашли "Рафаль". У которого фронтальная ЭПР (без подвесок!) порядка 0.2-0.3 м²
          https://overclockers.ru/blog/amv212/show/101228/pochemu-indiya-vybrala-francuzskie-rafale-esli-rossijskie-su-30-mki-bystree-manevrennee-i-deshevle?ysclid=m06av1if97426892199
          1. +1
            23 августа 2024 09:47
            Это сказки венского леса. ЭПР, как ЭПР, как у любого аналога 4++ поколения.
            Не может самолет с подвесом иметь ЭПР меньший, чем самолет со спрятанным вооружением и рациональными обводами.
            Индусы взяли готовый продукт с АФАР и универсальный..
            1. 0
              23 августа 2024 09:56
              Разумеется не может, разумеется ЭПР Су-57 должна быть меньше. А вот насколько она оказалась меньше реально — очевидно, что индусов, как прямых спонсоров и будущих покупателей ПАК ФА (Су-57) ознакомили со всеми данными подробно. И им настолько это не понравилось, что они даже не стали требовать свои 280 миллионов долларов, которые авансом вложили в НИОКР ПАК ФА, — "хлопнули дверью" и ушли... Наверно, их ещё обидело и то, что их лётчикам-испытателям не позволили опробовать ПАК ФА в воздухе. ИМХО, это было "последней каплей"...
              1. +1
                23 августа 2024 10:29
                Индусы те еще торгаши и покупатели. Они купили и получили все последние наши контракты - Су30, Т90, Брамос и тд на очень хороших условиях при развале СССР и РФ. На тот момент Су30МКИ - был очень передовой системой.
                Видимо, продать ПАК ФА индусам решили по "нормальным" для этого условиям.....а не "на шару". Те же Рафаль, по условиям продажи - далеки от программы Су30МКИ. А сами индусы, как мы видим по программе Теджас и ОБТ Арджун , делать сами ничего не могут.
                В условиях вооружения стран соседей типа КНР и Пакистана - у них не самый правильный путь.
            2. +1
              27 августа 2024 12:54
              А если лопатки торчат во фронтальной проекции так, что и подвескам не снилось?
              1. 0
                27 августа 2024 15:54
                А если не торчат?
                Или там блокеры?
                И люди(инженеры) так специально проектировали?имея данные все по су27.
                Или цель была сделать ЭПР? А кроме лопаток у Рафаля киль один и без наклона, пиллоны с оружием , как это все летит на сверх звуке?
            3. 0
              28 августа 2024 00:43
              ЛА 4го поколения как Рафаль, или Еврофайтер используют в фронтальной проекции авиационный композит, который сильно снижает ЭПР и вес.
              1. -1
                28 августа 2024 15:39
                А все остальное? О чем написал я? Понижает? И Поглощающее покрытие у них есть?
                Вам нужно на сайт Военный Паритет. Там вот вашего направления аналитики сидят. Тут читаем, тут рыба лежала. В это верим, а в это не верим. Такие машины - сборник компромиссов. Рафаль и ЕФ - последние и самые современные истребители 4го поколения. Причем, созданные сразу как 4++ машины. Куча систем у них соответствует машинам 5го поколения. Но 5 поколение скомпоновано по другому.
                1. 0
                  28 августа 2024 22:27
                  Похоже не получилось Су-57 скомпоновать так чтоб он в области незаметности соответствовал параметру 5го поколения. Хотя для 5го поколения кроме незаметности нужен современный РЛС АФАР, средства связи и соответствующую армию связанную этими средствами, сетецентрическими системами. Где российская армия по уровню средств связи давно не секрет. Был бы Су-57 удачным ЛА 5го поколения, то желающих финансировать производство разместив заказы на десятки, если не сотни машин нашлось бы не мало, тот же Китай, или Индия. Уже 3й год СВО и вроде как должно быть больше тех 7и прототипов Су-57, даже о какой-то серии рассказывают. Вот бы где он пригодился, втискиваясь между РЛС и громя чего-то укропское в тылу и реклама какая была бы. Но не видим мы эти машины и близко у фронта. Одна из серьёзных проблем российского и китайского авиапрома это отсутствие авиационного композита, без которого ни современные БПЛА, ни самолёты не создать.
  2. +17
    20 августа 2024 05:27
    И, откровенно скажем, очередь желающих поставить Индии двигатель для нового самолета после кошмарного провала индийского суперконкурса MMRCA, не выстроится.

    Какая то странная тенденция - перегружать технические статьи не относящимся к вопросу многословием и фантазиями.
    В июле 2023 года Индия и Франция подписали программу стратегического партнерства "Horizon 2047". Один из пунктов этой программы - разработка фирмой Safran двигателей для Mark-2 AMCA и многоцелевого вертолета.
    По двигателю для вертолета акционерное соглашение между Hindustan Aeronautics Limited (HAL), Индия и Safran Helicopter Engine, Франция, уже подписано, по истребителю аналогичное соглашение готовится.
    Конечно, говорить о том, что сотрудничество индусов и французов обязательно приведет к успеху преждевременно, тем не менее, начало положено.
    1. -20
      20 августа 2024 06:17
      имхо через лет 5-10 индусы будут покупать Су-75 как основной самолет и Су-57 как "гвардейский". то есть Су-75 замена Миг-21 и Теждас, а Су-57 замена Су-30 и АМСА, но АМСА все равно будут пытаться допилить
    2. +1
      20 августа 2024 07:39
      Цитата: Frettaskyrandi
      Конечно, говорить о том, что сотрудничество индусов и французов обязательно приведет к успеху преждевременно, тем не менее, начало положено.

      Французы те ещё партнёры. Себе делают добротно. А то, что предназначено в 3 мир, как-то не очень. Наш опыт эксплуатации sam 146 говорит о том, что это сотрудничество очень политически зависимо от уровня отношений между сторонами, и поставленные французами части двигателей не вытягивают продекларированный ресурс.
      1. +3
        21 августа 2024 17:14
        Французы те ещё партнёры. Себе делают добротно. А то, что предназначено в 3 мир, как-то не очень.

        Это неправда. Мировая конкуренция не позволяет так поступать. поэтому французы так не делают.
        1. -1
          22 августа 2024 05:55
          Цитата: Стрелкин
          Мировая конкуренция не позволяет так поступать. поэтому французы так не делают.

          Не должна позволять. Это, да. Но сегодня мировая торговля очень политизирована. Поэтому свободный честный рынок умер, тем более в таких отраслях, как двигателестроение, авиастроение, производство высокотехнологичных вооружений. Можете поинтересоваться проблемами ресурса горячей части sam146.
          1. +1
            22 августа 2024 11:24
            Поинтересовался. И не нашёл подтверждения тому, что "гадкие лягушатники гонят за рубеж всякую туфту вместо кондиционных авиационных агрегатов":
            https://ruavia.su/the-french-will-return-spare-parts-for-sam146-engines-through-the-courts/
            Французы вернут запчасти для двигателей SaM146 через суд
            13.03.2024, 08:45

            Согласно решению Арбитражного суда Ярославской области, французская компания PowerJet передаст ОДК-Сатурн запасные части для двигателей SaM146, устанавливаемых на самолеты Superjet 100. Это обеспечительная мера по иску ОДК-Сатурн к Powerjet на $152 млн, сообщает Mashnews.

            4 марта суд удовлетворил ходатайство рыбинского производителя двигателей о предоставлении доступа к запасным частям SaM146, которые необходимы ОДК-Сатурн для выполнения текущих контрактов на техническое обслуживание самолетов. Обеспечительная мера вступила в силу сразу после оглашения приговора. Компания также попросила суд обязать французскую компанию возобновить исполнение обязательств по совместным контрактам.

            «На ОДК-Сатурн поступили топливопроводы, топливные полуколлекторы, сегментные обтекатели, роликовые подшипники, гайки, втулки, накладки, стопорные штифты, заглушки бороскопов и другие детали», — пишет Mashnews.

            «Обосновывая необходимость передачи запасных частей, в ОДК-Сатурн, в частности, указали на то, что дефицит у авиакомпаний исправных двигателей SaM146 приводит к приостановке эксплуатации самолетов SSJ100, что снижает провозные способности парка гражданской авиации России и увеличивает издержки авиакомпаний.

            Со своей стороны ПАО «ОДК-Сатурн» готово компенсировать французской компании убытки, которые она может понести в связи с использованием запасных частей. В суде Объединенной двигателестроительной корпорации была предоставлена ​​гарантия с обязательством выплатить Powerjet любую сумму до 6 млрд рублей, если ОДК-Сатурн не возместит ей убытки, которые могут возникнуть в связи с применением обеспечительных мер.

            Проблема с поставками запасных частей, расходных материалов и комплектующих для франко-российского SaM146 возникла после того, как совместное предприятие PowerJet прекратило поставки и обслуживание своих двигателей в России, добровольно расторгнув многолетнее партнерство и сотрудничество с ОДК-Сатурн. PowerJet может понести убытки в результате нарушения санкций Евросоюза против России, введенных Еврокомиссией после начала спецоперации на Украине.
            ..........................
            Вот это НЕ подтверждается:
            Французы те ещё партнёры. Себе делают добротно. А то, что предназначено в 3 мир, как-то не очень. Наш опыт эксплуатации sam 146 говорит о том, что это сотрудничество очень политически зависимо от уровня отношений между сторонами, и поставленные французами части двигателей не вытягивают продекларированный ресурс.
            1. 0
              22 августа 2024 11:43
              Цитата: Стрелкин
              Проблема с поставками запасных частей, расходных материалов и комплектующих для франко-российского SaM146 возникла после того, как совместное предприятие PowerJet прекратило поставки и обслуживание своих двигателей в России,

              Проблема возникла до того. Она возникла от того, что двигатель не выхаживал заявленный ресурс, поэтому его приходилось менять чаще. А чтобы организовать увеличенный подменный фонд, их брали из поставок на новые самолёты. Главная проблема - трещины в "горячей части", за что ответственна французская часть СП. Об этом надо искать мнение у компаний эксплуатирующих СCJ 100. Вместо 8000 часов, она, эта часть, выхаживала часто не более 2000 часов. Поэтому многие купившие эти самолёты затем их заменили на боинги или арбузы.
              1. 0
                22 августа 2024 11:55
                Ссылку сможете привести, что "изделие вместо положенных 8000 часов эксплуатации выдерживает только 2000, а потом приходит в негодность"? Или не сможете?
                1. -2
                  22 августа 2024 14:39
                  В ЖЖ есть автор, сославшийся на материал Александра Воробьева из газеты "ведомости". Делайте запрос и читайте. Конечно, что-то можно поставить под сомнение, но показатели отказов от приобретения самолётов неумолимы.
                  1. +1
                    22 августа 2024 14:47
                    У Вас есть ссылка? Не трудно ведь выложить на этот ЖЖ?
                    показатели отказов от приобретения самолётов неумолимы.

                    ?? КАКИХ самолётов? Сухой Суперджет? И кто в этом виноват?
                    https://www.moscowtimes.nl/2023/11/13/rosteh-sorval-postavki-importozameschennih-ssj-100-iz-za-problem-s-dvigatelem-a112986
      2. 0
        27 августа 2024 13:05
        Ну да, ну да.
        То то по всему миру сотнями летали миражи всех видов и считался прекрасным самолётом.
        Альфа Джеты по всему миру.
        А400 много где.
        Рафали те же.
        Это по военным.

        По гражданским Фальконы - классика бизнес-авиации.
        Сотни их летают как в частных руках так и госслужбах.
  3. +1
    20 августа 2024 05:30
    у них ведь и гражданского авиастроения нет? так что нет никакой инженерной школы. ни военной ни гражданской, трудно им будет., но пусть пробуют. дорогу осилит идущий
  4. -5
    20 августа 2024 05:30
    Индия должна зависеть от нас. Так спокойнее,надёжнее и дружба крепче.
    1. -1
      25 августа 2024 13:58
      Пока что именно Индия РФ танцует, а не наоборот
      1. 0
        25 августа 2024 15:40
        Пока! (Да,короткий, ну и что?)
    2. 0
      27 августа 2024 13:08
      Это когда ещё у зависимого была дружба к тому, от кого он зависит?
      Может во времена крепостных? Вроде нет.
      Может во времена римского рабства ?
      То же вроде нет.

      Поясните свой опус.
      1. 0
        28 августа 2024 08:53
        Всё описано в 19 веке лордом Палмерстоном - У Британии нет постоянных друзей и нет постоянных врагов, у Британии есть постоянные интересы. Относится ко всем странам. Дружбы между странами не существует. Сколько у нас было друзей 35 лет назад? Всякие Болгарии- Польши... Дальше продолжать,г-н опусовед?
  5. -3
    20 августа 2024 06:09
    Бог, Шива, Аллах, Будда всё расставляют по своим местам. Значит индусам в принципе не надо мучиться техническими вопросами. Танцы, музыка, созерцание, достижение Нирваны вот похоже их удел. yes
  6. 0
    20 августа 2024 06:30
    Расхваливание китайских аэропланов, всё-таки, излишне. Те же проблемы с двигателем,что и у индусов. И слепое копирование зарубежных образцов - тоже не решает проблемы. Да, китайцы со свойственными им трудолюбием и целеустремленностю пытаются развивать собственные наукоёмкие программы: материаловедение, сталелитье, авионику. Вот только хватит ли тямы - вопрос. Опыт прошлых "больших рывков" показывает,что проще всё-таки скоммуниздить...
    1. 0
      23 августа 2024 08:53
      Так или иначе- КНР имеет свой флот ИБ уровня Су35С с российскими и своими ТРД и создали одномоторный самолет И10 с одним Ал31....и что имеет Индия, начинавшая с более продвинутого Су30МКИ (У КНР была более простая версия-МКК)
    2. +1
      23 августа 2024 10:04
      1. У китайцев давно уже нет "больших проблем" с двигателями, Россию они фактически догнали по качеству (ресурсу, максимальным рабочим температурам), теперь гонятся за США.
      https://en.wikipedia.org/wiki/Shenyang_WS-15
      2. Развитие Китая в последние 45 лет не имеет ни малейшей аналогии с идиотической программой "большого скачка" 60-х годов прошлого века. Они усиленно строят свои ВУЗы и научные лаборатории, привлекая туда ведущих специалистов из самых развитых стран мира — за большие деньги, естественно. А денег у них — море...
  7. +2
    20 августа 2024 06:37
    По планам это будет одноместный, двухмоторный, всепогодный многоцелевой боевой самолет

    А почему самолет одноместный? Перегруженность оружием и приборами современного самолета просто-таки обязывает иметь второго летчика (штурмана-оператора)...
    1. -2
      20 августа 2024 07:25
      Цитата: Luminman
      просто-таки обязывает иметь второго летчика (штурмана-оператора)
      К 2035 искуственный интеллект вполне заменит оператора. Возможно и пилота тоже. Софт куда проще спереть или сделать reverse-engineering чем технологию турбинных лопаток. Да и программеров у индюков хоть ешь модеры не позволяют сказать чем. Другое дело что большинство их годится только в нельзя сказать что, так что не исключено, что в индийской версии ИИ устроит вместо захода на цель танцы "до изнеможения в стиле Ай-лай-лай" вокруг нее.
      1. 0
        20 августа 2024 08:12
        Цитата: Наган
        то в индийской версии ИИ устроит вместо захода на цель танцы "до изнеможения в стиле Ай-лай-лай" вокруг нее.

        Т.е на 100% удовлетворят запрос от Индийских генералов?
      2. +3
        20 августа 2024 08:27
        Другое дело что большинство их годится только в нельзя сказать что

        Напрасно вы так . Танцы танцами . А тут они молодцы . Эта книга конца 80-х . Переведена на кучу языков . По мне - так один из лучших справочников того времени . Автор - индус . Правда, в посвящении перечисляет всех своих родственников до двоюродно- троюродных дядей и тётей . laughing
        1. +3
          20 августа 2024 08:36
          Да, мне приходилось встречать толковых индусов. Но все они, без исключения, либо имели лет 10 опыта работы в Америке, либо приехали еще детьми и получили здешнее образование. А те, кто обучался там, и там же набирал опыт работы, писали такой индийский код, что временами было проще переписать с чистого листа чем править имеющийся. Вот тестеры там норм. Пройти с дотошностью план теста по пунктам от А то Z это вполне для них. Насчет проектирования процессоров и языков низкого уровня не скажу, я все больше по части C# и SQL.
          1. 0
            20 августа 2024 08:44
            Ну ещё бы американцы не купили светлые головы . Любые , по всему миру . За что их осуждать ? А код всегда дешевле переписать свой, чем дотошно разбирать чужой рутинный. Даже низкоуровневый. Обычно "слизывают " и используют у себя только красивые фрагменты того или иного конкретного решения.
          2. +2
            20 августа 2024 08:48
            я все больше по части C# и SQL

            А я дальше РНР и Visual Basic так и не сумел прыгнуть. Ну еще код С++ немного поковырять могу. Впрочем, мне такое можно, я всего лишь любитель...

            писали такой индийский код, что временами было проще переписать с чистого листа чем править имеющийся

            По слухам, индусам платят за количество символов, вот они и стараются...
            1. +2
              20 августа 2024 08:55
              Поверьте, C# от VB.NET (на нем тоже пишу) отличается несильно и пользуется теми же библиотеками. И по крайней мере в теории компиляется в один и тот же intermediate language. Так что очень будет надо - осилите. Как говорится, не боги в горшки отливаютlol
        2. +1
          20 августа 2024 10:01
          Хм, мне эта книга не попадалась в свое время. Сейчас бал правит (с некоторыми оговорками) книжка "семейки" Харрис (Дэвид и Сара) "Цифровая схемотехника и архитектура компьютера". А все "машинное проектирование" спряталось за фасадом system verilog. Мало того, энтузиасты пилят экзотику типа SpinalHDL, и скорее всего, это далеко не последний возможный уровень абстракции laughing
          А уж куда уехали пакеты типа Cadence я вообще молчу, все размещение и оптимизация уже давно и полностью отданы на откуп ИИ (и именно в этом деле он силен, особенно учитывая многомиллиардное количество элементов).
          1. 0
            20 августа 2024 11:08
            Хм, мне эта книга не попадалась в свое время

            Она была ценна другим - были расписаны большинство интеловских однокристальных процессоров от 8080, 8085 , 8086 , Z80 от фирмы Зилог . С архитектурой , адресным пространством ,системой команд , регистров , примерами организации памяти и портов , фрагментами кодов ассемблера . Вместе с книгой Джордейна по IBM РС , ХТ и АТ и сугубо идущими вместе с ЕС-ками из ГДР техническими описаниями в брошюрках - фактически к 1990-му году и не было ни черта . А простым любителям тогда вообще приходилось довольствоваться журналами Радио и Моделист-конструктор . Сам собирал "Специалист" Волкова , трассировал , сверлил и травил плату ,переделав под то , что было под руками . До сих пор валяется лампа ДРБ-8 под стирание УФ- ПЗУ .
            1. +1
              20 августа 2024 11:46
              А, это вообще про архитектуру и программирование. Я почему-то по названию подумал, что речь про САПР для проектирования микроархитектуры (и удивился, в те времена микроархитектура зачастую все еще правилась ручками и исключительно в недрах коммерческих фирм).
              Так-то свой Радио 86РК я то-же спаял hi
              Хотя в последующем больше имел отношение к погибшему DEC.
              Ну и с рассыпухи (в силу окончания учебы) перешел на БМК, а затем, значительно позже, на CPLD и FPGA.
      3. 0
        22 августа 2024 08:21
        Цитата: Наган
        или сделать reverse-engineering чем технологию турбинных лопаток.

        Дык реверс инжиниринг и есть повторение всего чужого, включая турбинные лопатки)) Как их сделать без технологии?)
    2. 0
      25 августа 2024 14:00
      Нет, если нормально подойти к вопросу. У Ф-35 нет второго летчика и норм, все берут
    3. 0
      27 августа 2024 09:45
      Была действительность перегруженность приборами, да сплыла: старый F-15 против F-35:
      1. +1
        27 августа 2024 16:39
        Цитата: Стрелкин
        Была действительность перегруженность приборами, да сплыла: старый F-15 против F-35:

        Никуда она не сплыла. Летчик просто обязан контролировать все параметры самолета - давление и температуру топлива и масла, скорость и высоту полета, состояние гидросистемы и данные локатора. И т.д. И выводится все эти показания не на отдельный прибор как раньше, а на монитор, где часть параметров спрятана, дабы не перегружать внимание пилота...
        1. 0
          27 августа 2024 18:24
          - Сплыла-сплыла! Ещё как сплыла! На современных самолётах масса параметров контролируется и регулируется автоматикой, бортовыми компьютерами и при нормальной работе лётчику нет нужны отвлекаться на их функционирование. А если нужно, компьютер выведет на дисплей соответствующее предупреждение...
          Это касается и боевой работы, поэтому на F-22/F-35 лётчику легче и проще работать, чем на F-15. В ВВС США проделали как-то эксперимент: набрали на F-22 группу новых лётчиков совсем молодых, с налётом в среднем ~400 часов (не самых плохих, разумеется) — и они очень быстро и успешно освоили самолёт. При том, что там даже спарок нет, — определённое количество полётов на тренажёре — и пошёл сам! Компьютер помогает во всём, включая пилотирование...
  8. +10
    20 августа 2024 06:40
    Индийский истребитель пятого поколения: без России не взлетит

    Как знать. Про индийский лунный спутник тоже много чего говорили...
    Не взлетит без России, - взлетит при помощи «лучших друзей» России.
  9. +7
    20 августа 2024 06:43
    Дважды упоминается что "Теджас" не идет ни в какое сравнение с МиГ-21.
    Настолько плох индо-европеец?

    Было бы интересно провести анализ ТТХ,
    эксплуатационных затрат, оперативной готовности,
    концепции использования того и другого в составе ВВС Индии.

    Понятно что разные эпохи, поколения и т.д.
    Но за "базар" надо отвечать.

    Миг-29 тоже "очень плох" у укров, но вот с помощью саксов,
    привинтили уже малогабаритные УМПК, убивающие наших ребят.
    Я к чему.. шапкозакидательство должно быть уже в прошлом.
    1. +8
      20 августа 2024 11:54
      Это же Роман. wink Привыкайте. Зато по крайней мере статьи хороши уж тем, что заставляют мыслить критически , наперекор автору . И проверять .
  10. Eug
    -2
    20 августа 2024 06:47
    Если индийцы все-таки решат серьезно модернизировать свои Су-30МКИ совместно с Россией, то особой угрозы для них со стороны J -20 не вижу, особенно если при этом будет закуплено в любом виде еще 60-72 Су-30 в модернизированном варианте. Будем посмотреть....
    1. -1
      29 августа 2024 01:15
      Если индийцы все-таки решат серьезно модернизировать свои Су-30МКИ совместно с Россией, то особой угрозы для них со стороны J -20 не вижу

      J-20 — стелс-самолёт, Су-30МКИ он "порвёт как Тузик грелку"...
      1. Eug
        0
        30 августа 2024 06:27
        Вы уверены, что J-20 - стелс? Это при его АД схеме? Вы знаете хотя бы один стелс-самолет, кроме J- 20, выполненый по схеме "утка"? Да и понятие малой заметности -только для определенных углов облучения и соответствующих частот.
        1. 0
          30 августа 2024 13:53
          ЦРУ утверждает, что его фронтальная ЭПР порядка 0.01 м².
  11. -7
    20 августа 2024 07:13
    Hindustan Aeronautics Limited (HAL), которая является производителем, вроде бы уже приступила
    Limited - значит "Ограниченная". Ограниченная во всем - знания, умения, опыт. И возможности тоже. Конечно полтора лярда зелени - это ну очень много денег, но только не в случае разработки самолета, тем более истребителя, тем более пятого поколения. Даже при том, что двигатель покупной. Погуглите, во что влетела программа F-35. Насчет J-20 не уверен, что даже поисковики нароют реальную цифру, потому что это Китай, и скорее всего немалая часть проекта кагбэ официально частью проекта не была и финансировалась совершенно отдельно и секретно. Ну так и в СССР официальный оборонный бюджет и реальные затраты имели одно к другому весьма относительное отношение. Так что, если индюки хотят иметь истребитель пятого поколения в хоть сколько-нибудь обозримом будущем, то судьба им закупать либо F-35, либо СУ-57, потому что китайцы им не продадут. И че-то мне подсказывает, что у СУ-57 шансы малость повыше. Во-первых, дешевле. Во-вторых, ни один американский президент, даже дерьмократ, а уж тем паче республиканец, не подпишет даже отверточную сборку, а тем паче локализацию F-35, за границей, и в особенности в Индии. А у индюков программу "делай в Индии" никто не отменял.
    1. +5
      20 августа 2024 07:41
      тоже
      Limited - значит "Ограниченная". Ограниченная во всем - знания, умения, опыт. И возможности


      Насколько я знаю, это просто обозначение формы собственности, когда ответственность владельца ограничена определенной суммой.

      Другие ограничения из-за этого могут быть, а могут и не быть.
      1. -6
        20 августа 2024 07:43
        Да, конечно, в мире бизнеса это значит "компания с ограниченной ответственностью", но уж больно Limited подходит к индюкам в более широком смысле.
      2. +2
        20 августа 2024 10:58
        Насколько я знаю, это просто обозначение формы собственности, когда ответственность владельца ограничена определенной суммой.
        Общество с Ограниченной Ответственностью или ООО . У немцев это будет GmbH. Названия разные, хрен один wink
  12. -6
    20 августа 2024 07:21
    1,8 лярдов $ - это может и серьезная сумма, по индейским меркам, но никак не для создания самолета пятого поколения. Программа Ф - 35, оценивается в 2 трлн. $. При чем, судя по всему - эта сумма будет превышена. Но, если индейцы хотят выкинуть несколько лярдов на абсолютно бесполезное занятие, как было с "теджасом", то можно пожелать им творческих узбеков.
    1. +4
      20 августа 2024 08:14
      Цитата: ТермиНахТер
      1,8 лярдов $ - это может и серьезная сумма, по индейским меркам, но никак не для создания самолета пятого поколения. Программа Ф - 35, оценивается в 2 трлн. $. При чем, судя по всему - эта сумма будет превышена. Но, если индейцы хотят выкинуть несколько лярдов на абсолютно бесполезное занятие, как было с "теджасом", то можно пожелать им творческих узбеков.

      2 триллиона это не бюджет на разработку одного самолёта.
      Это разработка 10+ версий которые сильно отличаются друг от друга.
      Это производство 3000+ самолётов и всего соответствующего оборудования, обучения и прочего на 50 лет.
      Это эксплуатация их со всем всем, включая расходы на аэродромы, боеприпасы и тд на 50 лет
      1. -2
        20 августа 2024 10:10
        Так я говорю - вся программа, хотя цифра не окончательная. Но порядок цифр объясняет всю широту широт и глубину глубин проблемы, за которую взялись индейцы. Я уже не говорю о разного рода сопутствующих проблемах, которые будут появляться по ходу пьесы)))
        1. +3
          20 августа 2024 10:32
          Индия на 5 месте в мире по номинальному ВВП, почти в два раза больше Российского. Если РФ может потянуть то и Индия тоже
          Не говоря что темпы роста Индийского ВВП намного больше чем Российского.
          1. -5
            20 августа 2024 11:11
            ВВП - это очень хитрые цифирьки, которыми можно объяснить, что угодно. По уровню коррупции тоже одно из первых мест в мире))) неплохо бы иметь еще конструкторскую школу, которую за миллион лаков рупий не купишь - это десятилетия развития. И "теджас" - это наглядно продемонстрировал, собрать конструктор "очумелые ручки" из русских, американских, европейских и еврейских деталей - не получилось. А деньги потрачены не малые. Вообще непонятно, почему они вышли из совместного проекта с Россией по созданию самолета пятого поколения. Для них это был реальный шанс и научится и технологии некоторые получить, а не то, что им французы впарили)))
    2. -7
      20 августа 2024 08:44
      Цитата: ТермиНахТер
      Программа Ф - 35, оценивается в 2 трлн. $.

      Два триллиона, это "применительно к подлости", если вы читали русскую классику) Сколько на самом деле стоит разработка в США, мы не знаем. Хотя бы потому, что Ф35 так и уйдет на свалки, будучи еще не до конца разработанным.
      1. -7
        20 августа 2024 10:12
        Ну, как умеют пилить бюджет в США, только слогом древнерусских былин описать можно, иначе никак. Если только шлем летчика стоит 400 килобаксов, что говорить о прочем?
        1. -3
          20 августа 2024 22:36
          Чем то мы с вами ужасно разозлили тутошнее коллективное бессознательное. Ну, которое минусит изо всех сил, причем молча)) Надо сказать, плюсики и минусики в сети обрели над людьми какую то странную власть. Видимо, эти люди думают нас как то ими задеть)
        2. -3
          20 августа 2024 23:24
          Ну, я поставлю + вам, а вы мне))) ну, так чисто поржать))) вообще, очень редко ставлю + или -, если только категорически не согласен или согласен.
      2. 0
        27 августа 2024 09:49
        Уйдёт на свалки в 2070-м, году, "так до конца и недоработанный"... laughing
  13. -6
    20 августа 2024 07:22
    А когда то летали на виманах.Почитаешь ихние сказки-дух захватывает.Куды всё это делось.Кстати Санджив Кумар -вроде артист такой был,неужто переквалифицировался laughing
    1. -6
      20 августа 2024 10:13
      Был киноактер Виджай Кумар, но давно, впрочем фамилия достаточно распространенная. Хотя мне нравится - кумаришь уже, раскумариться)))
    2. -1
      20 августа 2024 22:38
      Парни на виманах развязали однажды невероятного масштаба битву. Где и сгинули вместе с виманами. Там погибло население многих стран. Почти целиком. Выжили только хитрозадые торгаши, попрятавшиеся в лужах дерьма и накрывшиеся своими лотками. Они то и продолжили род, передав потомкам свои лучшие навыки...
  14. +6
    20 августа 2024 07:22
    Тем не менее и мы не можем разработать самолёт сами от начала до завершения полностью - ни малой авиации, ни транспортной, ни пассажирской, ни различной военной. Либо наследство от СССР, либо кооперация с зарубежными фирмами. И дело не в деньгах, а в технологиях и той самой "конструкторской"("Своя и очень своеобразная КШ есть и у России, и вряд ли кто в мире рискнет это оспорить.") школе.
    Индия хоть и не может( и не сможет пока) создать например самолёт, но имеет больше возможностей для покупки и развития. Их "танцы" могут быть изжиты ( пример с решением подобных проблем рядом - КНР).
    И почему Индия не скооперировалась с Южной Кореей...
    1. -8
      20 августа 2024 08:41
      Цитата: Дес
      Тем не менее и мы не можем разработать самолёт сами от начала до завершения полностью

      Мы можем. ну то есть... В общем "московское представительство Боинга" с начала до концы разрабатывало Боинги. Без особых проблем. Будучи на 100% в конструкторской части укомплектовано отечественными конструкторами. У Боинга сейчас огромные проблемы, но не с конструкторской часть, тут все в ажуре, а с исполнением. Американским исполнением.
      Так что разрабатывать любые самолеты русские конструкторы безусловно могут) Вот организовать дело не могут русские управленцы, это другая история...
      1. +7
        20 августа 2024 08:47
        Цитата: михаил3
        Мы можем. ну то есть... В общем "московское представительство Боинга" ...
        т.е. всё же - не можем.
        1. -8
          20 августа 2024 08:57
          Перечитайте мой пост еще раз. Не просто можем, а если надо, можем разрабатывать в манере американской школы лучше американцев. Сменить "руку" для конструктора вообще уникально, но наши могут) Вот строить, а не красть... но это не к разработке претензии. Разработать не проблема...
    2. -3
      20 августа 2024 08:42
      Цитата: Дес
      Тем не менее и мы не можем разработать самолёт сами от начала до завершения полностью - ни малой авиации, ни транспортной, ни пассажирской, ни различной военной. Либо наследство от СССР, либо кооперация с зарубежными фирмами.

      На данный момент так и есть. Но держу кулачки, чтобы быстрее вышли в серию импортозамещенные Суперджет и МС-21.
      1. +1
        20 августа 2024 08:45
        Цитата: Stas157
        Но держу кулачки, чтобы быстрее вышли в серию импортозамещенные Суперджет и МС-21
        разве есть такие на 100%?)
        Разумеется это было бы здорово.
        1. -2
          20 августа 2024 08:54
          Цитата: Дес
          разве есть такие на 100%?)

          Если сможем выпускать крупной серией в условиях адовых санкций, то какая разница. Сам самолёт, двигатели, авионика... Свои. Остальное - не так существенно.
          Оборудование для производства композитных крыльев, надеюсь, тоже со временем заместят. Или скооперируются с китайцами. Им это тоже теперь очень нужно.
          1. -2
            20 августа 2024 08:58
            Надеюсь.
            Комментарий не несёт смысловой нагрузки, кроме эмоциональной доброжелательности.
      2. +1
        20 августа 2024 09:06
        Не получится, по крайней мере сейчас. Как это работало с Суперджетом? Берем двигатели. Кто нам поставит двигатели? Наши уникальные специалисты устраивают тендер - кто им предложит взятку побольше и метод ее получения побезопаснее, для поставки этих двигателей. И так по всем остальным узлам.
        Исключительно уважаемая специализация в Москве, на ее навыки никак не подходят для менеджмента разработки своих двигателей. Там, видите ли, иные задачи. Совсем не похожие на предъидущие. А ведь весь менеджмент наших оаков) собран именно под ту самую суперджетную задачу! Они в разработке и внедрении абсолютно ничего не понимают! Они никогда таких вопросв не решали!
        Забугорные двигатели УЖЕ разработаны, опробованы и т.д. Вопрос был только в размере бакшиша! Выше бакшиша квалификация наших оаков и на волос не поднята. Но какой бакшиш снимешь с наших полумертвых заводов? Ну то есть они попытаются, так как ничего больше не умеют, но у наших заводов нет не только сверхприбылей, но и прибылей как таковых нет. Так что деньги с заказа либо на взятку, либо хоть на какую то работу. На то и другое никак!)
        1. 0
          27 августа 2024 13:49
          Наши сделали ПД-14.
          Он действительно в два , а то и три раза дороже одноклассников.
          И по ресурсу как бы "не Алё"...

          Соответственно, экономики, для авиаперевозчиков не будет никакой.
          Получается и билеты дороже станут и чуть топлива больше расходует, и двигателей больше производить.

          Для обывателя-пенсионера на диване, это может быть "фигня".
          А для страны в целом?
          Это одни убытки.

          Сделать двигатель это одно.
          Сделать хороший двигатель, экономичный, дешёвый, ресурсный - это совсем другое.

          И вот здесь, именно здесь, у нас никогда не было конструкторско-технологической школы.

          И мы тут уступаем в реал гости и сильно, всем технически развитым странам.

          Если у нас военные авиадвигатели до сих пор имет ресурс не более 4000 моточасов.
          То военные американские двигатели последних 15 лет, имеют ресурс 12000-15000 тысяч. Но не часов, а циклов.
          Цикл, это взлет, полет, посадка.
          Независимо от времени полета.
          Они уже этим параметром пренебрегают.

          Вот уже какая разница.
          1. 0
            27 августа 2024 13:56
            Цитата: SovAr238A
            американские двигатели последних 15 лет, имеют ресурс 12000-15000 тысяч

            Это так. Когда мы сдались как противники в холодной войне, гордые победители СССР в числе прочих условий позорной капитуляции запретили выплавку и иные методы получения тысяч и тысяч сплавов и иных материалов, необходимых для производства прорывных машин. Авиадвигатели, безусловно, относятся к таким машинам, и без всей этой номенклатуры их нормально не сделать. А американцы последние 15 лет, как вы справедливо заметили, применяют скупленные ими за воздух бывшие технологии СССР (который только галоши делал, как известно) и потому всерьез продвинулись.
            Учтите еще и то, что СССР имел несколько иной подход к межремонтному интервалу. Считалось более эффективным сменить двигатель целиком, чем постоянно его чинить. Хорошо это или не очень, судить специалистам...
      3. -3
        20 августа 2024 10:22
        Хм..А разве есть такие самолёты.В Боинге есть и российские комплектующие.О титане умолчим
        1. +1
          20 августа 2024 10:45
          Цитата: Алексей Алексеев_5
          Хм..А разве есть такие самолёты.В Боинге есть и российские комплектующие.О титане умолчим

          Задача не в том, чтобы полностью заместить импортные комплектующие, а в возможности выпускать самолеты независимо от того, какие поставщики комплектующих выпадут в процессе. Боинг может справиться с этим (ему это и не грозит!). А Россия? Очень надеюсь, что тоже.
        2. 0
          27 августа 2024 14:30
          И что? Где у бабы дило, а де у чорта батька? При чем тут титан?
          1. 0
            27 августа 2024 18:02
            А лопатки в двигателе боинга из дерьма чтоль лепят.А гидравлику на шасси в России изготовляют
  15. +5
    20 августа 2024 07:55
    . сколько автозаводов понаоткрывали иностранцы до 2022 года в России? И сколько работает теперь?

    Лучше и не спрашивать. А ведь пели заливистые песни, какой Путин молодец. Теперь, мол, мы выпускаем больше СССР! И не просто какие-то галоши, а Тойоты и БМВ!
    И, дескать, те заводы Запад к себе никак не унесет!
    А в 22 году все неожиданно притихли.
    Ведь даже Ладу, которая Веста, без китайских запчастей запустить так и не смогли.
  16. -5
    20 августа 2024 08:26
    Когда будет Су-75 можно предложить, как альтернативу.
  17. -6
    20 августа 2024 08:34
    Отрадно читать, что индийские беспредельные торгаши получили по сусалам. Но Индия нам нужна. И как клиент, и как противовес Китаю. Считаю, что изначально была допущена принципиальная ошибка, приведшая к текущему положению.
    Любой мелкий торгаш с грязного нелегального рынка (никакие высокие посты и миллиардные доходы никогда не изменят индийских "предпринимателей") всегда начинает ахалай-махалай с ценами, когда видит, что покупатель на этот махалай ведется. Почему торговля с Индией такая... ну в общем такая? Потому что мы изначально позволили ей стать такой. Потому из нее не выбраться уже было, так что все это началось еще в СССР.
    Чтобы иметь с индийцами дело, надо до их уровня торговли не опускаться. Это тяжело и сложно (ну маленькую, ну малюююсенькую уступочку, и все будет! Шивой клянусь!!), но это надо сделать. Прекращать переговоры, как только начался самый маленький ахалай. Повышать цену на каждую попытку махалая. Бесстрастно требовать 100% предоплаты, едва индийцы заикнутся об "уточнении цены".
    Увы, опыт торговли наших высших ограничивается продажей краденого за любую цену, а так же богатым опытом фарцы в СССР. Это не те техники, которые дают результат, вспомнить хоть препозорнейшее ценовое ралли с газом... Если держаться твердо, через довольно непродолжительное время можно вдруг увидеть напротив вполне адекватных партнеров по переговорам. Индийцы это тоже умеют. Просто, раз лох ведется, почему ж не применить махалай?
  18. -2
    20 августа 2024 08:58
    India in 2024 is a self inflated balloon. Doing business in India or investing money in India is a huge risk. India is the most corrupt country in Asia. Present day India is a 'Bermuda Triangle', that would suck your money and precious time, like a vacuum. The present regime in India is living in fools paradise. A clear picture of present day India was realistically depicted by an Indian economist – Jayant Bhandari. According to him – “India is extraordinarily corrupt and increasingly chaotic”.
    https://jayantbhandari.com/
  19. +1
    20 августа 2024 10:07
    AMCA разработан как одноместный двухмоторный боевой самолет. AMCA Mark 1 будет оснащен технологиями 5-го поколения, а Mark 2 будет иметь постепенные усовершенствования технологий 6-го поколения... AMCA будет оснащен более крупным и мощным вариантом радара Uttam AESA , который будет использовать технологию нитрида галлия (GaN). [ 42 ].

    И самое интересное, что пишут
    ВВС Израиля планируют закупить не менее 125 AMCA в конфигурациях Mark-1 и Mark-2. [ 27 ]

    https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_AMCA
    Здесь стоит посмотреть назад, и можно увидеть, что русские авиаконструкторы Сикорский, Лебедев, Гаккель, Григорович, Туполев и Поликарпов не занимались тупым обратным инжинирингом

    Автор об истории создания Ту-4 "Superfortress" не слышал?
    1. +6
      20 августа 2024 12:56
      Автор об истории создания Ту-4 "Superfortress" не слышал?

      Просто автор далек от техники и в большинстве случаев даже не понимает, о чем пишет.
      Конечно они тупым реверс-инжинирингом не занимались. Они занимались умным реверс-инжинирингом, то есть учитывали собственные технологические возможности и вносили с учетом этих самых возможностей соответствующие изменения.
      Кстати, Лебедев самолеты вообще не конструировал, а Гаккель реверс-инжинирингом не занимался, он строил свои конструкции, притом все они были неудачными. Да и Сикорский тоже.
  20. +2
    20 августа 2024 10:52
    детали. Сборщик собирает их в узлы. Монтажник устанавливает узлы по месту. И так далее
    Не совсем так. Ещё есть инженеры, которые внимательно изучают все узлы у самолёта и, наверняка, пытаются это все скопировать. Но пока ничего не получается
    1. +2
      20 августа 2024 15:05
      С уважением но как технолог могу сказать это совсем не так, к сожалению. По современному состоянию в нашем авиамоторостроению нет ни одного стоящего конструктора и технолога. за столько лет не можем хотя бы повторить ни одного хорошего иностранного авиадвигателя. Я про гражданское направление. А в Индии тем более. hi
      1. +2
        20 августа 2024 17:09
        за столько лет не можем хотя бы повторить ни одного хорошего иностранного авиадвигателя
        Сами-то конструкторы без соответствующей поддержки государства не смогут ничего. Сравните работу авиаконструкторов в 30-е годы с состоянием дел сегодня
        1. 0
          27 августа 2024 13:56
          На ПД-14 было выделено несколько миллиардов долларов.
          Цифры от 6 до 12.
          Это кратно больше, чем затраты на хиты гражданские от П-У, ГЭ, РР, Снекма.
          Не в деньгах счастье
  21. +2
    20 августа 2024 11:49
    Вопрос автору,а что у нас не так с АЛ-41Ф1?
  22. 0
    20 августа 2024 12:15
    Ни один человек на заводе, который вроде бы выпускает самолет, не сможет ответить на вопрос почему данный узел именно такой и как его можно улучшить. Его придумали совсем другие люди.
    Да ну? Ах, ну, да, да, Скоморохов же...
  23. +3
    20 августа 2024 12:54
    Конструкторские школы есть в США, Британии, Германии, Италии

    Нельзя не упомянуть и французскую школу, абсолютно аутентичную с оригинальными и очень неплохими машинами, спроектированными и производимыми собственными силами от фюзеляжа до силовых установок и авионики, а также средствами поражения национального производства.
    1. -1
      20 августа 2024 16:29
      Цитата: velikoros-88
      Нельзя не упомянуть и французскую школу

      Французская авиационная школа сплошь состояла из немецких инженеров, приглашенных или выкраденных после войны французскими спецслужбами...
  24. +2
    20 августа 2024 13:49
    После этой фразы читать бросил- "Да, авиастроение Российский империи было очень неразвитым, не было моторов, много чего не было, но: уже к 30-м годам, на своих моторах, пусть и созданных на базе импортных,..."
    По мысли автора авиадвигатели и все остальное завелись сами по себе-как блохи на собаке.
    Не было никаких русских конструкторов Туполева и Поликарпова-были советские авиаконструкторы-так как оба были в РИ-никто.
    Тот кто пытается скрыть и замазать ведущую роль экономической системы социализма в создании отечественного авиастроения-предатель.
    1. 0
      20 августа 2024 17:19
      так как оба были в РИ-никто.

      Сикорский, Григорович подойдут ?
      Тот кто пытается скрыть и замазать ведущую роль экономической системы социализма в создании отечественного авиастроения-предатель.
      ну социзм родил к примеру требования к дальнему высотному 4 моторному пикирующему бомбардировщику....это часом не предательство здравого смысла ?
      1. +1
        20 августа 2024 23:32
        требования к дальнему высотному 4 моторному пикирующему бомбардировщику...

        Эту хохму слышали лишь от самого Туполева, а дедушка был еще тем затейником. Помнится изобрел он летающий матюгальник, не продав его государству, скромно обозвал "Максим Горький" и повесил на шею Союзу Писателей. Это сколько там моторов то было? Всего только восемь? Маловато, маловато будет! Дедушка рвался построить что то ещё более моторное и грандиозное, но его придержали за фалды. Страна просто не выдержала бы этого порыва фантазии.
        1. 0
          22 августа 2024 07:28
          серьёзно ? не звиздим защищая "доброе" имя партии ?
          К-7, Г-1 тоже туполевские разработки, а ещё Туполев выступал под псевдонимом Вахмистров не так ли ?
          1. 0
            28 августа 2024 14:45
            Читайте и отворится вам. Деньги с народак тряс Союз Писаталей СССР, а конкретно Михаи́л Ефи́мович Кольцо́в. К-7 творение из говна и палок другого недооцененного гения Калинина Константина Алексеевича, Г-1 однозначно Туполевская перелицовка ТБ-1. А это источник вдрохновения цирка Вахмистрова.Ровно 105 лет тому назад, 26 января 1918 года, состоялось первое в мире успешное испытание летающего авианосца. Дирижабль "Цеппелин" L-35 взлетел с подвешенным под корпусом истребителем "Альбатрос" D.III. На высоте полтуора километров самолет отцепился от носителя, включил двигатель, совершил несколько маневров и благополучно приземлился.? И не забывайте, что Туполев до самого ареста был среди боссов авиапрома.
            1. 0
              28 августа 2024 17:31
              Читайте и отворится вам....

              ага, 20 вы утверждали что дело в хотелках дедушки, теперь пошли и другие фамилии.
              так может дело не в Туполеве, а в идеях того времени, на которые гос-во давало бабки?
              1. 0
                13 сентября 2024 07:11
                "так может дело не в Туполеве, а в идеях того времени, на которые гос-во давало бабки?"
                А идеи в головах, а головы потом критиковали, порой категорически и окончательно.
  25. -3
    20 августа 2024 14:06
    У них винтовки не стреляют, танки не ездят, ракеты не летают. Зато свое, без импортозамещения. И все это без участия РФ. Какое там пятое поколение авиации? Слонов им с тюрбанами в помощь.)) Да, и можно попеть и потанцевать, цыгане, епрст.))
  26. +1
    20 августа 2024 14:36
    А что, у нас есть истребитель 5го поколения? По всем ТТХ это - 4++++
  27. 0
    20 августа 2024 16:23
    «Делай в Индии» — неплохой девиз, правда,тут главное не перегнуть палку. А вот у индусов это иногда не получается. Не многие страны согласны передавать технологии и трястись за каждую рупию, в спорах с индусами.
  28. -2
    20 августа 2024 18:49
    Главное, что бы умел танцевать и петь.
  29. -1
    20 августа 2024 19:04
    Но «Арджун» пока так и остался бронированной немощью, и вряд ли «Арджун-2» сможет исправить ошибки первого.
  30. 0
    20 августа 2024 19:48
    Цитата: george.old
    ну социзм родил к примеру требования к дальнему высотному 4 моторному пикирующему бомбардировщику....это часом не предательство здравого смысла

    Я говорил об экономической системе социализма,как становом хребте отечественной авиапромышленности.Не конструкторы решают-экономическая система.Снесли систему и авиация в ауте-дожевывают советский задел.
    А то что выдвигались самые разные концепции,так на то и творческий поиск,вон-Хе-177 тоже должен быть пикирующим изначально,но любой антисоветчик-внучек Геббельса,поэтому бревен в стане своих кумиров не замечает.
  31. -2
    20 августа 2024 19:52
    Цитата: михаил3
    Потому из нее не выбраться уже было, так что все это началось еще в СССР.

    Опять санитары не досмотрели и пациент вырвался в сеть.
    Снова у антисоветчиков него СССР виноват,-видимо рассматривая свой сморщенный засохший отросток он снова клинет СССР,не разработавшие способы вечной мужской силы.
    Это уже шизофрения какая то.
  32. +5
    20 августа 2024 23:15
    Вы мне Роман напоминаете советских пропагандистов без малого 50 летней давности, столь же остроумно хохмивших о экономике Китая. А что до Индии, то и там есть примеры, как оно работает. Возьмем для примера нефть, которую мы перли как в последний день перед закрытием. За которую нам заплатили бумажками из банка приколов, которыми даже зад не вытрешь- и маленькие и красятся. Купить на них-ничего не купишь, потому как эти тантрические йоги не дураки продавать за фантики чай, хлопок, лекарства и много чего, за чем стоит очередь купить с настоящими деньгами. Закончилась комедия "Танцоры киской" тем, что в итоге всю скопившуюся макулатуру вложить в местные офисы "рогов и копыт". Под обещание заработать еще больше того, что они называют деньгами и многозначительно улыбаются. Есть старый анекдот про Рабиновича и навар с яиц. Только с ним всё-таки рассчитывались не рупиями, за такой гембель старик сразу бы в пятак прописал. Так что ждите нового увлекательного танца.
    1. 0
      25 августа 2024 12:31
      Ну да, то обещали Португалию догнать, теперь над индийцами посмеемся, а скоро покажем что нажа экономика не чета таджикской или афганской.
  33. 0
    21 августа 2024 09:54
    Цитата: lelik613
    Дедушка рвался построить что то ещё более моторное и грандиозное, но его придержали за фалды. Страна просто не выдержала бы этого порыва фантазии.

    Трудно не согласиться.Очень интересно про эту семейку написано у главкома ДА СССР Решетникова(Что было то было)- те еще были.
  34. +1
    21 августа 2024 10:00
    Нет, в том, что эти французы умеют в моторы, сомнений нет никаких.

    Нет, в том, что Скоморохов умеет в статью, сомнений нет никаких.
  35. 0
    21 августа 2024 12:27
    Индия и Производство Истребителей..
    Вещи несовместимые.
  36. Осталось поднять виманы и всем сразу хана?
  37. 0
    23 августа 2024 17:22
    Цитата: Стрелкин
    Они нашли "Рафаль". У которого фронтальная ЭПР (без подвесок!) порядка 0.2-0.3 м²

    А с подвешенным оружием и ПТБ сколько? И на что "Рафаль" будет годен без "подвесок"?
  38. 0
    23 августа 2024 17:57
    Молодец. Всё правильно, но двигатель второго этапа уже ставят на СУ 57.
  39. 0
    23 августа 2024 21:24
    Проект AMCA в Индии предлагают переименовать в AMCA WE.Что такое WE- это White Elephant,в простонародье "Белый Слон"...со всеми проистекающе-вытекающими.
  40. 0
    25 августа 2024 11:26
    Вообще нет такого понятия, как индийское 5е поколение. Как нет китайского, европейского и оббого другого, кроме американского и российского. Никто полнотой технологий не обладает более. Ну кроме объединенной европы.
  41. +1
    25 августа 2024 12:29
    Нет, индусы молодцы, они пытаются установить свои радары, пытаются менять российские элементы БРЭО на израильские…
    Да, индийцы молодцы. А стенания по "не берут русское неимеющееаналогов..." явно лишнее. Если у них нет инженерной школы, они ее создадут, если нет компетенций, наймут людей с компетенцией. У них для этого есть деньги и много-много молодых людей (людей вообще больше всех) из которых можно отобрать талантливых и обучить. И не стоит им завидовать. над китайцами тоже в начале смеялись, теперь вот не до смеха, если посчитать их самолеты или корабли.
  42. +1
    27 августа 2024 00:44
    Я бы так не ржал с индусов. В свое время смеялись с китайцев - теперь сами без Китая никуда и никто. Ржем с индийцев, правда почему-то забываем что во многих сферах мы от них также зависим: они почему-то могут делать а мы нет. Да и поводов всё меньше. Вон Роскосмосу как смачно по губам провели.
  43. 0
    27 августа 2024 13:51
    Индия-это клещук на теле России. Все хотят на халяву, за пол цены, вспомните Игоря Маменко.