ПГРК "Миджетмен"

Основой американского ядерного щита принято считать: атомные подводные лодки. Однако в 80-ые годы американское военное руководство всерьез рассматривало вопрос о создании подвижного грунтового ракетного комплекса с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой «Миджетмен».

ПГРК "Миджетмен"


В январе 1983г. для изучения перспектив развития американской группировки МБР САК ВВС США на период до конца XX века Президентом Рейганом была создана независимая комиссия под председательством генерал-лейтенанта Б.Скоукрофта. Вердикт комиссии был обнародован в апреле 1983 года. Одним из итогов работы комиссии был вывод о том, что для удовлетворения потребностей САК ВВС в перспективной, относительно дешевой МБР с высокой степенью живучести необходимо разработать «малую, твердотопливную, моноблочную и высокоточную МБР мобильного грунтового базирования». Предлагалась проработка и других вариантов развертывания для этой МБР. Спустя несколько дней после обнародования результатов Президент Рейган одобрил выводы комиссии Скоукрофта. В мае того же года выводы комиссии были одобрены Сенатом и Палатой Представителей Конгресса США. В августе 1983г. Министр обороны Уайнбергер принял решение немедленно приступить к выработке конкретных инженерных требований к SICBM ("Small Intercontinental Ballistic Missile") – под таким акронимом был зашифрован новый проект.


Работы по формированию облика будущей ракеты начались уже с января 1984 года и проводились под руководством Штаба Организации по Баллистическим Ракетам BMOH ("Ballistic Missile Organization", Headquarters of), авиабаза Нортон (Калифорния). В том же году на авиабазе Хилл (Юта), в Огденском Центре материально-технического обеспечения ВВС, начались работы по созданию специализированных экспериментальных стендов для испытаний ракеты SICBM. С самого начала было решено применить при создании новой ракеты только перспективные конструкционные материалы, высокоэнергетические виды твердых топлив и самую современную электронику. Решено было максимально «разгрузить» ракету за счет отказа от ступени разведения, облегчения КСП ПРО. По расчетам специалистов, масса будущей ракеты не должна была превысить 15,42 т.ПГРК разрабатывался с 1983 года в соответствии с программой опытно-конструкторских работ (ОКР) «Миджитмэн» («Карлик»). На основе уникальных конструкторско-технологических решений создавался ПГРК в составе одной транспортно-пусковой установки (ТПУ) с высокими тягово-динамическими и минимальными массогабаритными характеристиками с новой малогабаритной и высокоточной МБР «Миджитмэн».

Согласно тактико-техническим характеристикам ПГРК отличался высокой готовностью к пуску ракеты с боевой стартовой позиции (БСП) и маршрутов боевого патрулирования, а также обладал возможностью оперативного рассредоточения и маневра по смене полевых позиций (по закону случайных чисел) на значительной территории. При этом численность личного состава ограничивалась расчетом ТПУ, включающим командира и механика-водителя. Управление боевым патрулированием и пусками ракет на марше предусматривалось (по радио и космическим каналам связи) с защищенного подвижного пункта управления (ПУП). Принять на вооружение и развернуть ПГРК планировалось в 1991 году на инфраструктуре ракетных комплексов «Минитмэн» и MX. Программа получила статус «наивысшего национального приоритета» и находилась на контроле конгресса США.

ПГРК "Миджетмен"


МБР «Миджитмэн» представляла собой малогабаритную трехступенчатую твердотопливную ракету с последовательным соединением ступеней, выполненную в одном калибре, что обеспечивало наиболее компактную конструкцию. Ее ТТХ приведены в таблице.

Предельная дальность стрельбы,км 11000
Длина ракеты, м 13,5
Диаметр ракеты, м 1,1-1,25
Стартовая масса, т 16,8
Масса полезной нагрузки, т 0,5-0,6
Число боеголовок, ед. 1
Мощность заряда, Мт 0,6
Точность стрельбы (КВО), м 150

В составе маршевых ступеней использовались три ракетных твердотопливных двигателя, корпуса которых были изготовлены из композиционного материала на основе органического волокна типа кевлар с добавкой графитовых нитей. Двигатели имели по одному частично утопленному в камеру поворотному соплу, что позволяло уменьшить длину МБР. Астроинерциальная система управления с БЦВК обеспечивала высокую точность наведения ракеты на высокозащищенные и малоразмерные объекты вероятного противника. Головная часть оснащалась боеголовкой Мк 21 (с ракеты MX) и эффективным комплексом средств преодоления системы ПРО вероятного противника. С целью защиты ракеты от поражающих факторов ядерного оружия применялись оригинальные конструкторские и функциональные меры защиты. Система «холодного старта» обеспечивала выброс ракеты на высоту около 30 м с последующим запуском маршевого двигателя первой ступени. Летно-конструкторские испытания ракеты были запланированы на 1989 год.

ПГРК "Миджетмен"

ПГРК "Миджетмен"


Защищенная ТПУ предназначалась для транспортировки, подготовки и проведения пуска ракеты с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования. Демонстрационные образцы колесной (разработчик - корпорация «Боинг») и гусеничной («Мартин-Мариетта») ТПУ прошли транспортные испытания на АвБ Мальмстром и автомобильном полигоне США. По их результатам была выбрана установка, которая представляла собой седельный тягач с полуприцепом (собственно пусковая установка) на многоосном колесном шасси с управляемыми осями. Контейнер с ракетой находился внутри полуприцепа и прикрывался металлическими раскрывающимися створками. Тягач оснащался четырехтактным 12-цилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 1 200 л. с. Прогнозируемые характеристики ТПУ представлены в таблице.

Габариты на БСП и на полевой позиции, м 20,5x3,8x1,8
Габариты на марше, м 30 х 3,8 х 2,8
Масса ПУ с ракетой, т 80-90
Масса ПУ, т 70
Грузоподъемность ПУ, т 24
Средняя скорость движения, км/ч:
- по шоссе около 60
- по пересеченной местности около 20
- по улучшенным фунтовым дорогам около 40
Запас хода, км 300
Расход топлива на 100 км пути, л 400
Время развертывания ТПУ на полевой позиции в положение максимальной защищенности и устойчивости, мин около 2
Время свертывания ТПУ и подготовки к маршу при смене полевой позиции (без учета времени подъезда тягача), мин около 5

ПГРК "Миджетмен"


Для обеспечения старта ракеты XMGM-134A американские конструкторы использовали т.н. "минометную" схему. Стартовые комплексы МБР "Midgetman" должны были представлять собой четырехосный тягач с трехосным полуприцепом, на котором в горизонтальном положении размещался, закрытый створками из специальной броневой стали, транспортно-пусковой контейнер, выполненный из органического волокна нового поколения. На испытаниях прототип мобильной пусковой установки - "Phoenix" показал скорость 48км/ч на пересеченной местности и до 97км/ч на шоссе. Силовая установка – дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., трансмиссия - электрогидравлическая. При получении команды на запуск ракеты, тягач останавливался, сгружал полуприцеп с ТПК на землю и тянул его вперед. Благодаря наличию особого плугоподобного устройства полуприцеп самозакапывался, обеспечивая дополнительную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва (см.схему). Далее створки полуприцепа открывались и транспортно-пусковой контейнер приводился в вертикальное положение. Твердотопливный газогенератор, размещенный в нижней части контейнера, при срабатывании выбрасывал ракету на высоту до 30м от верхнего среза ТПК, после чего включался маршевый двигатель первой ступени. Для уменьшения ошибки в определении координат стартовой позиции БГРК должен был снабжаться системами спутниковой навигации.

ПГРК "Миджетмен"


Ракета фиксировалась в транспортно-пусковом контейнере с помощью восьми рядов специальных полиуретановых плиток (см.фото), покрытых тефлоноподобным материалом. Они выполняли амортизирующе-обтюрирующие функции и автоматически снимались после выхода ракеты из контейнера. При испытательных пусках запуск ракеты осуществлялся из специального пускового контейнера, установленного на поверхности Земли в вертикальном положении.

Однако в начале 1988 года в конгрессе США появились мнения о предпочтительности разработки БЖРК, поскольку ракета MX считалась уже отработанной. Многие конгрессмены, лоббирующие интересы ВМС, учитывая принятие на вооружение БРПЛ «Трайдент-2», заявляли о сомнительной эффективности ракетной системы «Миджитмэн» и критически оценивали одновременное развертывание двух типов наземных мобильных ракетных комплексов. Считалось нецелесообразным увеличение номенклатуры ракетных комплексов до пяти-шести типов, поскольку возрастали затраты на содержание и эксплуатацию вооружения СНС США. Кроме того, как показали дополнительные исследования, переход к полномасштабной разработке ПГРК потребует огромных финансовых затрат в расчете на одну боеголовку, тем более что ракета имела ограниченные энергетические возможности по переоснащению на разделяющуюся головную часть.

В результате в 1989 году финансирование программы ОКР «Миджитмэн» было прекращено, в работах, связанных с ней, естественно, наступил перерыв, а часть кооперации распалась. Главным в принятии решения о приостановлении разработки ПГРК «Миджитмэн» оказался военно-политический фактор - это завершение процесса подготовки Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). По мнению зарубежных аналитиков, вероятность его заключения была высокой и американцы намеревались «разменять идею на железо», то есть склонить Советский Союз к отказу от своих мобильных ракетных комплексов в качестве ответной меры на неразвертывание в Соединенных Штатах ракетной системы «Миджитмэн».

Прогнозировалось также, что рано или поздно ВПР страны под благовидным предлогом откажется от ПГРК и БЖРК в пользу развития ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент-2». Вполне объяснимо, что в связи с подписанием 31 июля 1991 года Договора СНВ-15 президент США в своем обращении к нации 28 сентября 1991 года объявил о закрытии программы ОКР «Миджитмэн».

Одновременно американское ВПР заявило, что создан значительный научно-технический задел, позволяющий возобновить полномасштабные испытания и приступить к развертыванию ракетной системы «Миджитмэн» с 1994 года, хотя реальная отработка основных систем ПГРК находилась на уровне 15-20 проц. Так, по программе летно-конструкторских испытаний планировалось провести 22 пуска ракет, в том числе с реальных маршрутов боевого патрулирования. Однако первый пробный пуск опытной ракеты по техническим причинам оказался неудачным.

ПГРК "Миджетмен"

ПГРК "Миджетмен"


В ходе бросковых испытаний были проверены лишь элементы системы «холодного» старта. Из-за отсутствия опытной ТПУ не проводились ресурсные и транспортные испытания агрегата с исследованиями поведения ракеты в условиях воздействия ударных и вибрационных нагрузок. Не удалось разработать формы и способы боевого применения ПГРК, систему организации боевого дежурства и управления ракетно-ядерным оружием на БСП и маршрутах боевого патрулирования, порядок рассредоточения и маневрирования, основы технического обслуживания и эксплуатации, маскировки, инженерной подготовки маршрутов боевого патрулирования, организации охраны и обороны ПГРК, а также другие виды всестороннего обеспечения. К реализации планов строительно-монтажных работ на БСП авиабаз МБР американские специалисты и не думали приступать.

ПГРК "Миджетмен"


Тем не менее военно-промышленный комплекс США за восемь лет реализации программы ОКР «Миджитмэн» в силу различных военно-политических причин не создал ПГРК, что однозначно подтверждается положениями Договора СНВ-1. Так, в «Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ» американская сторона заявила только прототип и две учебные модели ракеты «Миджитмэн» (без ТТХ), а фотографий этой МБР и ТПУ (в порядке взаимного обмена с советской стороной) не представила. Объекты по производству, ремонту, хранению, загрузке и развертыванию МБР не указала6. Кроме того, американцы добились, чтобы основные ограничительные и ликвидационные положения и процедуры в отношении боевых железнодорожных и подвижных грунтовых ракетных комплексов СССР (РФ) были включены в текст Договора и его приложений, хотя свою мобильную группировку МБР развивать не стали. В то же время советская (российская) сторона, делая односторонние уступки, заявила в Договоре СНВ-1 всю штатную группировку БЖРК и ПГРК «Тополь» и объекты инфраструктуры.

Необходимо признать, что при наличии политической воли американского руководства и соответствующем финансировании работ создание и развертывание группировки ПГРК «Миджитмэн» было бы вполне реальным. Высокий уровень развития ракетостроения и тяжелого автомобилестроения в США сомнений не вызывает. Сравнительный анализ мобильных ракетных комплексов, находящихся на вооружении некоторых государств, показывает, что создаваемый ПГРК «Миджитмэн» имел достойные оперативно-стратегические характеристики по подготовке и проведению пусков ракет с БСП, оперативному рассредоточению и выполнению боевых задач с маршрутов боевого патрулирования, отличался достаточной защищенностью, живучестью, скрытностью действия и способностью к участию в ответных действиях.

Кроме того следует добавить, что аналогом «Карлика» правильным было бы считать ПГРК «Курьер», а не системы типа «Тополь», «Тополь-М» или «Ярс».

Источники информации:
http://pentagonus.ru/publ/19-1-0-1205
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/midgetman/midgetman.shtml
Автор: Skuto


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. klimpopov 5 марта 2013 09:42
    Сегодня столько всего интересного. Прямо как раньше на Военном обозрении". Я ростно плюсую статье.
  2. qwert 5 марта 2013 09:46
    Сравниваем серийный тополь и ни разу не летавший Миниджмен? Судя по схеме и колесам комплекс должен был курсировать исключительно по автотрассам, а зарываться в землю. Т.е. необходимо найти приемлемый съезд с шоссе на грунтовку, т.е небольшой уклон и плюс достаточную ширину полосы, чтобы вывернуть такую махину. Не знаю как в Америке, а у нас на трассах таких местов крайне мало. Затем заглубить установку-это время. Мне кажется Тополь решен по более правильной концепции, плюс заявленная , но так ни разу не подтвержденная дальность в 11000км при массе ракеты в 16,5 тн мне кажется невероятной. Все-таки на мой взгляд проект исключительно политический, и уже на этапе проектирования было известно, что доведение до серии не предвидется.
    В свое время в журнале, в конце 80-х читал, что данный проект был задуман ради втягивания СССР в новую гонку, и у американцев была уверенность, что Союз потратив огромные деньги так и не сможет создать мобильный межконтинентальный комплекс. Т.к. по мнению американцев такое в принципе было невозможно. Но, как оно уже было не раз в нашей истрии, наши таки смогли невозможное. Журнал то-ли ТМ то-ли ЗВО

    1. rubber_duck 5 марта 2013 11:44
      Ага, а судя по циферкам, "американец" вообще должен был с ракетой развивать 95 км/ч... Чистой воды оружие пропаганды.

      Цитата: qwert
      данный проект был задуман ради втягивания СССР в новую гонку, и у американцев была уверенность, что Союз потратив огромные деньги так и не сможет создать мобильный межконтинентальный комплекс.


      Похоже на то, но русские в очередной раз не поняли американского юмора и опять расчехлили карандаш и напильник. laughing А не надо пугать часового на посту, чревато это...
      rubber_duck
  3. Wedmak 5 марта 2013 09:57
    Проект интересный конечно. И защищенность выше, чем у наших Тополей. Только вот зачем такое бронирование? О кого? Но если он едет по бетонке, скальному грунту или шоссе, как он будет окапываться?
  4. AK-47 5 марта 2013 11:33
    Многие конгрессмены, лоббирующие интересы ВМС...

    Интересна природа лоббирования, им, что за это приплачивают . По нашему это взятка.
    AK-47
    1. Val_Y 5 марта 2013 13:06
      В этом разница, "дерьмократических" подходов (стандартов). У нас это коррупция у них это лоббирование good
    2. Skuto 5 марта 2013 13:07
      Похожа да не совсем. У нас, к примеру, ты дал взятку чиновнику, который фальсифицирует торги и по результатам ты получаешь выгодный контракт на постройку какого-либо объекта за хорошие барыши. На лицо факт ущемление интересов широкого круга лиц: рядового потребителя, других участников торгов и т.д. + нарушена законодательная процессуальная процедура. На западе тебе как законно избранному представителю народа какая-либо компания за определенный дивиденд просит представить на рассмотрение в сенате какой-либо проект и поддерживать его перед другими сенаторами. В сенате уже так все по закону или примут или нет, т.е. не чьи интересы не ущемляются.
    3. НАПОЛЕОН 5 марта 2013 13:40
      у них каждый лоббист действует официально и его легко контролировать взаимоотношениями с конгрессменами .вашинктоне целые улицы где офисы лоббистов.
      НАПОЛЕОН
  5. Аскет 5 марта 2013 14:47
    Необходимо признать, что при наличии политической воли американского руководства и соответствующем финансировании работ создание и развертывание группировки ПГРК «Миджитмэн» было бы вполне реальным. Высокий уровень развития ракетостроения и тяжелого автомобилестроения в США сомнений не вызывает. Сравнительный анализ мобильных ракетных комплексов, находящихся на вооружении некоторых государств, показывает, что создаваемый ПГРК «Миджитмэн» имел достойные оперативно-стратегические характеристики по подготовке и проведению пусков ракет с БСП, оперативному рассредоточению и выполнению боевых задач с маршрутов боевого патрулирования, отличался достаточной защищенностью, живучестью, скрытностью действия и способностью к участию в ответных действиях.


    Может это и так. но у них не нашлось своего Бориса Львовича Шапошника способного реализовать этот потенциал Ну не смог никто там спроектировать тягач под эту ракету, А когда узнали про новейшие в то время семиосные 7912 и 7917 поняли что свой проект нужно закрывать. так ничего более лучшего им создать не светит ни по характеристикам ни по надежности.

    При собственной снаряженной массе шасси МАЗ-7917 в 34 500 кг нагрузка составила 63 000 кг! Стотонный гигант с допустимой осевой массой в 15 800 кг успешно передвигался по всем видам дорог и по разведанной местности вне их, преодолевал брод в 1,1 метра, с максимальной скоростью в 40 км в час! Шасси, несмотря на солидные размеры (длина – 18 710 мм, высота – 3130 мм, ширина – 3385 мм), получилось довольно шустрым и вертким. За счет того, что конструктор сделал четыре передние оси управляемыми, радиус поворота составил 27 метров. Дорожный просвет в 475 мм, широкопрофильные шины ВИ-178АУ (1600 х 600-685) с регулируемым давлением воздуха позволили успешно бороться шасси с грунтовыми дорогами, опираясь, естественно, на мощный четырехтактный с непосредственным впрыском и газотурбинным наддувом 710-сильный танковый дизель В-58-7МС. Плавность хода гиганту обеспечивала независимая гидропневматическая подвеска с гидравлической связью передних колес и двух пар задних колес по бортам.

    Разве сравнишь этого красавца с убежищным полуприцепом.

    В реале на Ярославском шоссее во время марша свободно шли на 65км/ч в нарушение всех инструкций, за что все были нещадно отодраны начальником боевой подготовки РВСН генералом Архиповым( в узких кругах известным под псевдонимом "Чёрный Тополь"). Было дело..
    Прим. Черный Тополь- учебный сигнал оповещения "Ракетная опасность"
  6. Dwarfik 5 марта 2013 15:28
    мне показалось что этот тягач был сделан для съемок очередной серии "Универсального солдата". Вообще не понятен принцип старта ракеты, очень неуклюжая и громоздкая система транспортировки - "тягач-прицеп", интересен параметр - радиус разворота. в Союзе все лучше было! Одно только "Соединенные штаты америки" и "Союз Советских Социалистических Республик" - есть о чем призадуматься!
  7. Dusk 5 марта 2013 15:59
    По моему не технологично.
    Dusk
  8. fero 5 марта 2013 18:39
    Ну и корова wassat наше шасси для Тополей по сравнению с этим просто произведение искусства.
  9. Oберон 5 марта 2013 22:40
    Курьер на трёх мостах(осях) ездил, или в фуре
    Oберон
    1. СтарыйСкептик 6 марта 2013 01:04
      Судите сами ПГРК «Курьер»
      СтарыйСкептик
      1. Oберон 8 марта 2013 20:38
        Изначально Курьер был на МАЗовском трёхоснике.
        в картинке носителя головня часть неверна.
        более сказать не имею права
        видел сам Курьер вживую.
        Oберон
  10. Андрей77 7 марта 2013 13:53
    Могу ошибаться, но проект изначально был для выкачивания денег из МО США.
  11. alex86 7 марта 2013 22:39
    По-моему, был ещё какой-то вариант базирования, кроме упомянутого мобильного. И отказались, мне кажется, скорее из-за моноблочности - и наш Тополь одноглавый кажется мне сомнительным аргументом...
  12. fakfak 8 марта 2013 09:44
    супер бабушки порно http://zrel-porn.ru/ смотреть порно фото бабушек
    fakfak

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня