Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

На протяжении сравнительно короткой истории бронетанковой техники (БТТ) сухопутных войск, составляющей около ста лет, характер ведения боевых действий неоднократно менялся. Эти изменения носили кардинальный характер — от «позиционной» до «маневренной» войны и, далее, до локальных конфликтов и контртеррористических операций. Именно характер предполагаемых боевых действий является определяющим при формировании требований к военной технике. Соответственно, менялось и ранжирование основных свойств БТТ. Классическое сочетание «огневая мощь — защита — подвижность» неоднократно обновлялось, дополнялось новыми компонентами. В настоящее время утвердилась точка зрения, согласно которой именно защищенности отдается приоритет.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации


Значительное расширение номенклатуры и возможностей средств борьбы с БТТ сделало ее живучесть важнейшим условием выполнения боевой задачи. Обеспечение живучести и (в более узком смысле) защищенности БТТ строится на основе комплексного подхода. Не может быть универсального средства защиты от всех возможных современных угроз, поэтому на объекты БТТ устанавливаются различные системы защиты, взаимно дополняющие друг друга. К настоящему времени созданы десятки конструкций, систем и комплексов защитного назначения, начиная от традиционной брони и заканчивая системами активной защиты. В этих условиях формирование оптимального состава комплексной защиты является одной из важнейших задач, решение которой определяет в значительной степени совершенство разрабатываемой машины.


Решение задачи комплексирования средств защиты строится на основе анализа потенциальных угроз в предполагаемых условиях применения. И здесь следует вновь вернуться к тому, что характер боевых действий и, следовательно «представительный наряд противотанковых средств», сильно изменились по

сравнению, скажем, со Второй мировой войной. Наиболее опасными для БТТ в настоящее время являются две противоположных (как по технологическому уровню, так и по способам применения) группы средств — высокоточное оружие (ВТО), с одной стороны, и средства ближнего боя и мины — с другой. Если использование ВТО характерно для высокоразвитых стран и, как правило, приводит к достаточно быстрым результатам по уничтожению группировок БТТ противника, то широчайшее применение мин, самодельных взрывных устройств (СБУ) и ручных противотанковых гранатометов со стороны различных вооруженных формирований носит длительный характер. Весьма показателен в этом смысле опыт боевых действий США в Ираке и Афганистане. Считая такие локальные конфликты наиболее характерными для современных условий, следует признать — именно мины и средства ближнего боя наиболее опасны для БТТ.

Уровеньугрозы, которую представляют сейчас мины и самодельные взрывные устройства, хорошо иллюстрируют обобщенные данные по потерям техники армии США в различных вооруженных конфликтах (табл. 1).

Анализ динамики потерь позволяет однозначно утверждать, что противоминный компонент комплексной защиты БТТ является сегодня особенно актуальным. Обеспечение противоминной защиты стало одной из главных проблем, стоящих перед разработчиками современных машин военного назначения.

Для определения путей обеспечения защиты в первую очередь следует оценить характеристики наиболее вероятных угроз — тип и мощность применяемых мин и взрывных устройств. В настоящее время создано большое количество эффективных противотанковых мин, отличающихся, в том числе, принципом действия. Они могут оснащаться взрывателями нажимного действия и многоканальными датчиками — магнитометрическими, сейсмическими, акустическими и др. Боевая часть может быть как простейшей фугасной, так и с поражающими элементами типа «ударное ядро», имеющими высокую бронепробивную способность.

Особенности рассматриваемых военных конфликтов не подразумевают наличия у противника «высокотехнологичных» мин. Опыт показывает, что в большинстве случаев применяются мины, а чаще СБУ, фугасного действия с радиоуправляемыми или контактными взрывателями. Пример самодельного взрывного устройства с простейшим взрывателем нажимного типа показан на рис. 1.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Таблица 1


В последнее время в Ираке и Афганистане зафиксированы случаи применения самодельных взрывных устройств с поражающими элементами типа «ударное ядро». Появление подобных устройств является ответом на повышение противоминной защиты БТТ. Хотя, по понятным причинам, изготовить высококачественный и высокоэффективный кумулятивный узел «подручными средствами» невозможно, тем не менее, бронепробивная способность таких СБУ составляет до 40 мм стали. Этого вполне достаточно для надежного поражения легкобронированной техники.

Мощность применяемых мин и СБУ зависит в значительной степени от доступности тех или иных взрывчатых веществ (ВВ), а также от возможностей по их закладке. Как правило, СВУ изготавливаются на основе промышленных взрывчатых веществ, обладающих при той же мощности гораздо большими весом и объемом, чем «боевые» ВВ. Сложности по скрытой закладке таких громоздких СВУ ограничивают их мощность. Данные по частоте применения мин и СВУ с различными тротиловыми эквивалентами, полученные в результате обобщения опыта боевых действий США за последние годы, приведены в табл. 2.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Таблица 2


Анализ представленных данных показывает, что более половины применяемых в наше время взрывных устройств имеют тротиловые эквиваленты 6—8 кг. Именно этот диапазон следует признать наиболее вероятным и, следовательно, наиболее опасным.

С точки зрения характера поражения различают типы подрыва под днищем машины и под колесом (гусеницей). Характерные примеры поражения в этих случаях показаны на рис. 2. При подрывах под днищем весьма вероятным является нарушение целостности (пролом) корпуса и поражение экипажа как за счет динамических нагрузок, превышающих предельно допустимые, так и за счет воздействия ударной волны и осколочного потока. При подрывах под колесом, как правило, утрачивается подвижность машины, но основным фактором поражения экипажа являются только динамические нагрузки.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис 1. Самодельное взрывное устройство с взрывателем нажимного типа


Подходы к обеспечению противоминной защиты БТТ в первую очередь определяются требованиями по защите экипажа и лишь во вторую — требованиями по сохранению работоспособности машины.

Сохранение работоспособности внутреннего оборудования и, как следствие, технической боеспособности, может быть обеспечено за счет снижения ударных нагрузок на данное оборудование и узлы его крепления. Наиболее

критичными в этом плане являются узлы и агрегаты, закрепленные на днище машины или в пределах максимально возможного динамического прогиба днища при подрыве. Количество узлов крепления оборудования к днищу следует по возможности минимизировать, а сами эти узлы должны иметь энергопоглоща-ющие элементы, снижающие динамические нагрузки. В каждом конкретном случае конструкция узлов крепления является оригинальной. В то же время, с точки зрения конструкции днища, для обеспечения работоспособности оборудования следует уменьшать динамический прогиб (увеличивать жесткость) и обеспечивать максимально возможное снижение динамических нагрузок, передаваемых на узлы крепления внутреннего оборудования.

Сохранение работоспособности экипажа может быть достигнуто при выполнении ряда условий.

Первым условием является минимизация динамических нагрузок, передаваемых при подрыве на узлы крепления кресел экипажа или десанта. В случае крепления кресел непосредственно на днище машины, на узлы их крепления будет передаваться практически вся энергия, сообщаемая этому участку днища, поэтому

требуются чрезвычайно эффективные энерго-поглощающие узлы кресел. Важно, что обеспечение защиты при большой мощности заряда становится сомнительным.

При креплении кресел к бортам или крыше корпуса, куда не распространяется зона локальных «взрывных» деформаций, наузлы крепления передается лишь та часть динамических нагрузок, которые распространяются на корпус машины в целом. Учитывая значительную массу боевых машин, а также наличие таких факторов, как упругость подвески и частичное поглощение энергии за счет локальной деформации конструкции, ускорения, передаваемые на борта и крышу корпуса, будут сравнительно невелики.

Вторым условием сохранения работоспособности экипажа является (как и в случае внутреннего оборудования) исключение контакта с днищем при максимальном динамическом прогибе. Этого можно достичь чисто конструктивно — за счет получения необходимого зазора между днищем и полом обитаемого отделения. Повышение жесткости днища ведет к уменьшению данного необходимого зазора. Таким образом, работоспособность экипажа обеспечивается специальными амортизирующими креслами, закрепленными в местах, удаленных от зон возможного приложения взрывных нагрузок, а также путем исключения контакта экипажа с днищем при максимальном динамическом прогибе.

Примером комплексной реализации данных подходов к обеспечению противоминной защиты является сравнительно недавно появившийся класс бронеавтомобилей MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — «защищенные от подрыва и атак из засад»), обладающих повышенной стойкостью к воздействию взрывных устройств и к огню стрелкового оружия (рис. 3).

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рисунок 2. Характеры поражения бронетехники при подрыве под днищем и под колесом


Следует отдать должное проявленной США высочайшей оперативности, с которой были организованы разработки и поставки в больших количествах подобных машин в Ирак и Афганистан. Выполнение данной задачи было поручено довольно большому количеству фирм — Force Protection, BAE Systems, Armor Holdings, Oshkosh Trucks/Ceradyne, Navistar International и др. Это предопределило значительную разу-нификацию парка MRAR но зато позволило в короткие сроки осуществить их поставки в необходимых количествах.

Общими особенностями подхода к обеспечению противоминной защиты на автомобилях данных фирм являются рациональная V-образ-ная форма нижней части корпуса, повышенная прочность днища за счет применения стальных броневых листов большой толщины и обязательное применение специальных энергопоглощаю-щих сидений. Защита обеспечивается только для обитаемого модуля. Все, что находится «снаружи», в том числе моторный отсек, либо не имеет защиты вовсе, либо защищено слабо. Эта особенность позволяет выдерживать подрыв

достаточно мощных СВУ за счет легкого разрушения «наружных» отсеков и узлов с минимизацией передачи воздействия на обитаемый модуль (рис. 4), Реализуются подобные решения как на тяжелых машинах, например, Ranger фирмы Universal Engineering (рис. 5), так и на легких, в том числе IVECO 65E19WM. При очевидной рациональности в условиях ограниченной массы данное техническое решение все-таки не обеспечивает высокой живучести и сохранения подвижности при относительно слабых взрывных устройствах, а также пулевом обстреле.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 3. Бронеавтомобили класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) обладают повышенной стойкостью к воздействию взрывных устройств и к огню стрелкового оружия


Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 4. Отрыв колес, силовой установки и наружного оборудования от обитаемого отделения при подрыве автомобиля на мине



Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 5. Тяжелые бронированные машины семейства Ranger фирмы Universal Engineering


Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 6 Автомобиль семейства «Тайфун» с повышенным уровнем противоминной стойкости


Простым и надежным, но не самым рациональным сточки зрения массы, является применение толстолистовой стали для защиты днища. Более легкие структуры днища с энергопогло-щающими элементами (например, шестигранными или прямоугольными трубчатыми деталями) применяются пока весьма ограниченно.

К классу MRAP относятся и автомобили семейства «Тайфун» (рис. 6), разработанные в России. В данном семействе автомобилей реализованы практически все известные в настоящее время технические решения по обеспечению противоминной защиты:
- V-образная форма днища,
- многослойное днище обитаемого отделения, противоминный поддон,
- внутренний пол на упругих элементах,
- расположение экипажа на максимально возможном удалении от наиболее вероятного места подрыва,
- защищенные от прямого воздействия оружия агрегаты и системы,
- энергопоглощающие сиденья с ремнями безопасности и подголовниками.

Работа над семейством «Тайфун» является примером кооперации и комплексного подхода к решению задачи обеспечения защищенности в целом и противоминной стойкости в частности. Головным разработчиком защиты автомобилей, создаваемых автомобильным заводом «Урал», является ОАО «НИИ Стали». Разработкой общей конфигурации и компоновки кабин, функциональных модулей, а также энер-гопоглощающих сидений занималось ОАО «Ев-ротехпласт». Для выполнения численного моделирования воздействия взрыва на конструкцию автомобиля были привлечены специалисты ООО «Саровский инженерный центр».

Сложившийся подход к формированию противоминной защиты включает несколько стадий. На первом этапе выполняется численное моделирование воздействия продуктов взрыва на эскизно проработанную конструкцию. Далее уточняется внешняя конфигурация и общая конструкция днища, противоминных поддонов и отрабатывается их структура(отработка структур также производится сначала численными методами, а затем испытывается на фрагментах реальным подрывом).

На рис. 7 приведены примеры численного моделирования воздействия взрыва на различные структуры противоминных конструкций, выполненные ОАО «НИИ Стали» в рамках работ над новыми изделиями. После завершения детальной разработки конструкции машины моделируются различные варианты ее подрыва.

На рис. 8 показаны результаты численного моделирования подрыва автомобиля «Тайфун», выполненные ООО «Саровский инженерный центр». По итогам расчетов производятся необходимые доработки, результаты которых проверяется уже реальными испытаниями на подрыв. Такая многоступенчатость позволяет оценивать правильность технических решений на различных стадиях проектирования и в целом снизить риск конструктивных ошибок, а также выбрать наиболее рациональное решение.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 7 Картины деформированного состояния различных защитных конструкций при численном моделировании воздействия взрыва


Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Рис. 8 Картина распределения давлений при численном моделировании подрыва автомобиля «Тайфун»


Общей чертой создаваемых современных бронированных машин является модульность большинства систем, в том числе защитных. Это позволяет адаптировать новые образцы БТТ к предполагаемым условиям применения и, наоборот, при отсутствии каких-либо угроз избегать неоправданных

затрат. В отношении противоминной защиты такая модульность дает возможность оперативно реагировать на возможные изменения типов и мощностей применяемых взрывных устройств и с минимальными затратами эффективно решать одну из главных проблем защиты современной БТТ.

Таким образом, по рассматриваемой проблеме можно сделать следующие выводы:

- одну из самых серьезных угроз для БТТ в наиболее типичных сейчас локальных конфликтах представляют мины и СВУ, на долю которых приходится более половины потерь техники;

- для обеспечения высокой противоминной защиты БТТ требуется комплексный подход, включающий в себя как компоновочные, так и конструктивные, «схемные» решения, а также применение специального оборудования, в частности, энергопоглощающих сидений экипажа;

- образцы БТТ, имеющие высокую противоминную защиту, уже созданы и активно используются в современных конфликтах, что позволяет анализировать опыт их боевого применения и определять пути дальнейшего совершенствования их конструкции.

Противоминная защита современных бронированных машин. Пути решения и примеры реализации
Автор: Алексей Михайлович Кимаев, начальник отдела ОАО «НИИ Стали»


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43
  1. Greyfox 6 марта 2013 09:27
    Классные фото,особенно "Абрамс" с проломленным днищем.Ну и американские MRAPы внушают...
    1. Nayhas 6 марта 2013 11:15
      Это не Абрамс, БМП каккая то...
      1. Greyfox 6 марта 2013 14:52
        То что находится сверху корпуса чертовски похоже на башню "Абраши". Если БМП,то какая?
        1. zanoza 6 марта 2013 16:19
          Цитата: Greyfox
          Если БМП,то какая?


          Судя по каткам, эта какая-то модификация боевой машина пехоты Bradley (США)
          1. Завтрак Туриста 6 марта 2013 17:38
            Судя по башне, это таки "Абрамс".
            1. dzvero 6 марта 2013 20:23
              у абрамса семь опорных катков, а у етой штуковиной кажется шесть как у брадли
              1. carbofo 6 марта 2013 22:50
                dzvero,
                У той действительно кажется 6 катков, но форма башни и коробочкой на борту очень похожа на абрамс, да и у бредли высокий борт, тут же погон прямо над гусеницей, это более типично именно для танка.
                Это бредли

                Это абрамс

                Как вариант это может быть другой танк, о уж больно похож.
                1. Пупырчатый 7 марта 2013 00:14
                  А рассмотреть вариант, что танк не американский? Точнее, не армии США? Это МАГАХ7, он же М60, если не ошибаюсь, подорванный в Газе 15.02.2003
                  1. carbofo 7 марта 2013 02:14
                    Пупырчатый,
                    Я уже писал что это может быть не абрамс, второе, м60 иная форма башни, такая клиновидная только у абрамса, меркавы, челленджера.
                    Кстати у челленджера 6 катковая подвеска !!!! и у Меркавы то-же.

                    http://btvt.narod.ru/4/challenger.files/ris_chell.jpg
                    1. carbofo 7 марта 2013 02:33

                      Меркава, если что меркавы сильно различаются формой башни из за навесной модульной брони.
                    2. Пупырчатый 7 марта 2013 03:11
                      Поищите в сети - МАГАХ 7. И обрящете. Затем рекомендую освоить поиск гугла по картинкам.
                      1. carbofo 7 марта 2013 12:49
                        Пупырчатый,
                        Похоже ты прав, по поводу Магакса7
                      2. Пупырчатый 7 марта 2013 13:05
                        Ну, прежде чем что-то утверждать - я собираю доказательства из нескольких источников ;)
                      3. carbofo 8 марта 2013 14:46
                        Пупырчатый,
                        Все просто , я его первый раз вижу, твой магах7, я не слежу детально за ВПК востока.
              2. Завтрак Туриста 7 марта 2013 11:49
                у абрамса семь опорных катков, а у етой штуковиной кажется шесть как у брадли

                Я семь катков насчитал. Посередине один оторвало.
                1. carbofo 8 марта 2013 15:55
                  Завтрак Туриста,
                  Ты ленивец посчитал .наверно
      2. Пупырчатый 7 марта 2013 00:15
        М60 израильский, подрыв на 100кг фугасе, в 2003 году.
        1. qwert 7 марта 2013 07:33
          Это действительно М60. Литая нижняя деталь корпуса с характерным полуруглым булем. Насчет 100 кг не верится. Но спорить не буду. Тебе Пупырчатый веднее. Ты ближе к событиям.


          Ну и в пользу того, что это М-60 говорит, тот факт, что М1 Абрамс вообще не подбиваемый и не учтожамый танк. Практически как
          F-16 smile
          1. Пупырчатый 7 марта 2013 12:46
            Вполне подбиваемый и уничтожаемый - как и любой танк, включая Меркаву. Но на фото вверху - не он.
          2. carbofo 8 марта 2013 14:47
            qwert,
            А ничего что у тебя на фотке башня от абрамса оторванная ??
  2. pogis 6 марта 2013 09:58
    Хорошая машина"Тайфун"-но вот цена!1 мл. евро!
    1. PROXOR 6 марта 2013 10:42
      Цитата: pogis
      Хорошая машина"Тайфун"-но вот цена!1 мл. евро!

      Жизни наших парней бесценны.
      1. carbofo 8 марта 2013 14:48
        Продать майбах жириновского и купить тайфун.
  3. АлНиколаич 6 марта 2013 10:38
    отличная статья. Много целевой информации, мало воды. Приведена и проанализирована статистика. Однозачный плюс!
  4. sanek45744 6 марта 2013 10:43
    отличная статья !!!жаль только что в России до сих пор нет в войсках машин с противоминной защитой !!!
  5. бур 6 марта 2013 10:53
    Если верить статистике то 25% СВУ в тр.экв.7-8 кг самый распространеный заряд в ваенных конфликтах,а у нас такой зоряд держит Тайфун,знач армии он неабходим.
    бур
  6. qwert 6 марта 2013 12:10
    Цитата: бур
    Если верить статистике то 25% СВУ в тр.экв.7-8 кг самый распространеный заряд в ваенных конфликтах,а у нас такой зоряд держит Тайфун,знач армии он неабходим

    Его и БТР-70 держит. Проверено в Афгане.

    1. Завтрак Туриста 6 марта 2013 12:42
      Его и БТР-70 держит. Проверено в Афгане.

      Ребята на вашей фотке наверное об этом не знают, поэтому предпочитают сидеть на броне.
      1. yanus 6 марта 2013 15:43
        Завтрак Туриста, вы уверены, что ребята сидят сверху из-за фугасов 6кг?
        Вот вы где захотите быть - внутри древнего БТР'а или рядом с ним, при подрыве 6кг возле БТР'а?
        1. Завтрак Туриста 6 марта 2013 17:02
          Завтрак Туриста, вы уверены, что ребята сидят сверху из-за фугасов 6кг?

          Тоже будем утверждать, что БТР-70 имеет противоминную защиту по третьему уровню? Зачем тогда украинцы БТР-7 ваяли?

          Вот вы где захотите быть - внутри древнего БТР'а или рядом с ним, при подрыве 6кг возле БТР'а?

          В "Тайфуне" предпочитаю быть, если уж на то пошло. А вы?
          1. stas52 6 марта 2013 23:14
            А Вы не думали, что при жаре под 45 градусов, да ещё рядом с двигателем, в железной коробке без кондея, находится вообще то смертельно опасно.
            1. Завтрак Туриста 7 марта 2013 12:02
              А Вы не думали, что при жаре под 45 градусов, да ещё рядом с двигателем, в железной коробке без кондея, находится вообще то смертельно опасно.


              Да-да, а зимой холодно. Вы серьёзно не в курсе, почему со времён Афгана пехота ездит на броне?

    2. Пупырчатый 6 марта 2013 12:50
      Вы реально в это уверены?
  7. бур 6 марта 2013 12:55
    Тайфун савсем другая машина,каторую давно ждут нши бойцы.А про 1 лям евро-чуш полная.
    бур
    1. sanek45744 6 марта 2013 14:10
      а сколько по ваше стоит эта машина если иностранные аналоги стоят около 600 тысяч евро !да к это они уже стоять конвейере уже давно !!а наши выпускают я так понимаю это штучная сборка
  8. SunScorpion 6 марта 2013 20:02
    Не взорвешь - не узнаешь. Только мне кажется, что наши некоторые "енералы" и министры зажмут такие деньги за такую технику, что для них жизнь солдата? - дешевле нарожать и обучить еще, чем спасать.
  9. bublic82009 6 марта 2013 22:19
    а зачем нужны Тайфуны? для того что бы не сидеть на броне? в Афганистане коалиция ездит там где только подрывают но не обстреливают. ну будет ехать этот Тайфун с бойцами внутри. взорвут ее. бойцы повскакивают и будут обстреляны. а выдерживают все эти МРАры выстрел гранатомета?
    bublic82009
  10. qwert 7 марта 2013 07:22
    Обрадовались, давай минусовать.
    Ну, почитайте воспоминания афганцев, поговорите с участниками той войны. При подрыве на итальянской противотанковой мине (8кг. ВВ в пластиковом корпусе) экипаж и десант БТР оставался жив, хоть получал контузии разной степени тяжести. БМП подобные мины не держали, поэтому в Афгане предпочитали БТРы. Основную защиту от мин обеспечивали широкопрофильные колеса, а также развитые колесные ниши. Это мнение специалистов, которые занимались изучением характера поражения БТТ в той войне. Была статья в "Технике и вооружении"
    Почему ездили на броне? Ну уж не только из-за страха перед фугасами. И еще... Корытообразное днище впервые было применено еще на ИС-3. Так, что эта примочка известна с сороковых годов. Только вот не является она единственной панацеей и не является такой расчудесной.
    Но на сегодня это достаточно раскрученный элемент. Действительно при продажах после столь массового пиара легко продавать технику которая его имеет, и типа все что с днищем иной формы якобы является полным отстоем.
    А БТР-70 и БТР-80 машинки отличные и если в чем не соответствуют современным требованиям так это бронирование, не обеспечивавющие защиты от малоколиберных пушек современных БМП. А с защитой от мин они вполне на высоком уровне, уж не хуже М2 "Бредли".

    1. Пупырчатый 7 марта 2013 12:47
      На фото образец боеспособности и эффективности - ливанская армия
      1. qwert 7 марта 2013 14:23
        Да уж естественно не непобидимая Израилевская.

        Да уж естественно не непобидимая Израилевская.
        1. Пупырчатый 7 марта 2013 15:41
          Израильская армия не ездит поверх брони. И да - на данный момент непобедимая.
          1. malkor 10 марта 2013 19:57
            мда это только сша воюют с заведо слабейшим противником
            в соотношении экономическая мощь - боевая эффективность израиль превосходит большинство стран
            но израиль силен не сам по себе а всемирной еврейской поддержкой
            та же турция наехала бы на израиль если бы не сша и иже с ними
            даже в нашей стране есть еврейское лобби
            подождем когда мир станет многополярным
            нужно уважать сильного противника и высокий боевой дух солдат
            как в свое время петр1 многому научился у шведов( правда шведы после этого кончились) так и у израиля можно чему то поучится
            Я конечно же считаю что только русская армия непобедимая !!!!!!!!!!! soldier
            malkor
  11. vladsolo56 10 марта 2013 20:16
    Интересно есть информация сколько советских БМП и БТР были подорваны на минах в Афгане и сколько было подбито из РПГ? Как я себе представляю то скорее всего в десятки раз будет разрыв. Да и мины вполне вероятно уже разрабатывают с учетом всех усовершенствований броневиков. Так что через год-два любой броневик будет разваливаться как орех.
    vladsolo56
    1. vadimby 16 марта 2013 15:40
      я полностью согласен по поводу мин, чем дальше, тем сложнее разработанное изделие получается, каюсь сам думал об усовершенствоавнии
      vadimby

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня