Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М

Танк Т-44М представлял собой модернизированный танк Т-44 выпуска 1944-1947 гг., разработанный в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора А.А. Морозова в июле 1944 г. Машина была принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г. и поставлена на серийное производство на заводе №75 в Харькове (главный конструктор завода М.Н. Щукин). В послевоенный период завод №75 выпустил 1253 танка Т-44.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
ТанкТ-44М
Боевая масса — 32-32,5 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 85-мм нарезная, 2 пулемета — 7,62-мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя 382 кВт (520 л .с); максимальная скорость по шоссе — 57 км/ч.


Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под руководством главного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг. При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М». Модернизация проводилась с 1959 г. на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капитального ремонта машин. Почти все ранее выпущенные машины (за исключением списанных в процессе эксплуатации) были модернизированы 173.


В ходе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения возможности вождения машины ночью устанавливался прибор ночного видения.

Танк Т-44М имел классическую схему компоновки с экипажем из четырех человек и размещением внутреннего оборудования в трех отделениях: управления, боевом и МТО. Отделение управления занимало левую носовую часть корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотными основанием и броневой крышкой; органы управления танком; контрольно-измерительные приборы; выключатель батарей; розетки переносной лампы и внешнего пуска двигателя; два воздушных баллона; аппарат ТПУ; реле-регулятор; сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и пулемет ДТМ с частью боекомплекта. Правее сиденья механика-водителя за перегородкой располагались передние топливные баки, основная часть боекомплекта пушки и аккумуляторные батареи. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса находился люк аварийного (запасного) выхода, крышка которого откидывалась на петлях к левому борту корпуса.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
ТанкТ-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Для наблюдения за местностью и вождения танка в боевых условиях механик-водитель использовал три смотровых прибора: призменный прибор, смонтированный в шахте поворотного основания входного люка; стеклоблок, установленный перед смотровой щелью в верхнем лобовом листе; призменный прибор (боковой), расположенный в вырезе левого борта корпуса. Прибор ночного видения ТВН-2, служивший при вождении танка в ночных условиях, монтировался вместо призменного прибора в поворотном основании люка механика-водителя (по-боевому) или на специальном кронштейне перед люком (по-походному). Блок питания прибора крепился к крыше отделения слева сзади люка механика-водителя. При вождении танка по-походному в дневных условиях перед люком механика-водителя мог устанавливаться ветровой щиток, который укладывался в отделении управления на нижнем лобовом листе.

В боевом отделении, располагавшемся в средней части корпуса танка и во внутреннем объеме башни, размещались: основное оружие, прицел, приборы наблюдения, механизмы наводки оружия, радиостанция, три аппарата ТПУ, часть боекомплекта, щиток электрооборудования, вентилятор боевого отделения, два огнетушителя и три сиденья для экипажа (слева от пушки — наводчика и командира танка, справа — заряжающего). На крыше башни над рабочим место командира монтировалась командирская башенка кругового обзора с пятью смотровыми щелями со смотровыми призмами многократного отражения и защитными стеклами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В поворотном основании командирского люка устанавливался смотровой прибор ТПКУБ (ТПКУ-2Б) или ТПК-2174 с пятикратным увеличением (на Т-44 использовался перископический смотровой прибор МК-4), который обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознавание и определение дальности до целей, а также возможность целеуказания наводчику (с помощью кнопки на левой рукоятке прибора) и корректирования артиллерийского огня. Над рабочими местами наводчика и заряжающего в крыше башни располагались два поворотных перископических смотровых прибора МК-4. Кроме того, над рабочим местом заряжающего в крыше башни имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой.

На днище боевого отделения слева по ходу танка располагались подогреватель (под сиденьем командира танка) и люк запасного выхода (впереди сиденья наводчика). По днищу под полом отделения проходили торсионные валы подвески, а по левому борту корпуса — тяги приводов управления.

С 1961 г. по 1968 г. в отделениях управления и боевом дополнительно были размещены чехол с комплектом ПХЗ (на ящике с инструментом, справа от механика-водителя), противогаз (крепился на воздушных баллонах), ящик для укладки сухого пайка (за сиденьем механика-водителя) и чехол для консервных банок сухого пайка (сверху стеллажной укладки для выстрелов), плащ ОП-1 в чехле (слева от сиденья наводчика), противогазы (в нише башни и на перегородке МТО), ящик с комплектом АДК и чехол с комплектом ПХЗ (на перегородке МТО).

МТО занимало кормовую часть корпуса танка и отделялось от боевого отделения перегородкой. В нем размещались двигатель с обслуживавшими его системами и агрегаты трансмиссии.

Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр.1944 г. и двух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Спаренная установка пушки и пулемета монтировалась в башне на цапфах и имела общие прицел и приводы наводки. Высота линии огня составляла 1815 мм.

Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-16, имевший обогрев защитного стекла. Стрельба с закрытых огневых позиций производилась с помощью бокового уровня и башенного угломера (угломерного круга), нанесенного на нижнем погоне башни танка. Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +20°. МПБ червячного типа имел ручной и электромоторный приводы. Электродвигатель механизма поворота включался наводчиком с помощью контроллера путем постановки рукоятки МПБ в вертикальное положение в специальном вырезе в кольце ограничителя. Перемещение рукоятки вверх обеспечивало поворот башни от электромотора вправо, вниз — поворот влево. Максимальная скорость поворота башни от электропривода достигала 24 град./с. С такой же скоростью осуществлялся переброс башни при командирском целеуказании.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Установка 85-мм пушки ЗИС-С-53 и спаренного пулемета ДТМ в башне танка Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Выстрел из пушки производился с помощью электрического или механического (ручного) механизмов спуска. Рычаг электроспуска располагался на ручке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска — на левом щите ограждения пушки.

Предельная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5200 м, из пулемета — 1500 м. Наибольшая дальность стрельбы из пушки достигала 12200 м, боевая скорострельность — 6-8 выстр./мин. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 21 м.

Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, позволявший закреплять пушку в двух положениях: при угле возвышения 0° или 16°.

Стрельбу из спаренного пулемета вел наводчик (заряжание и взведение затвора производил заряжающий), а из курсового пулемета — механик-водитель, осуществляя его наводку на цель поворотом танка (кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом). Высота линии огня для курсового пулемета равнялась 1028 мм.

Боекомплект к пушке был увеличен с 58 до 61 выстрела, к пулеметам ДТМ — с 1890 (30 дисков) до 2016 патронов (32 диска). В боекомплект танка входили унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующими (БР-365, БР-365К), подкалиберными бронебойно-трассирующими (БР-365П) и осколочно-фугасными (ОФ-365К и ОФ-365 с полным и уменьшенным зарядом) снарядами. Кроме того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов (из них 282 с пулей со стальным сердечником и 18 с трассирующей пулей), 26-мм сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Укладка боекомплекта в танке Т-44М до 1961 г.


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Укладка боекомплекта в танке Т-44М (1961-1968 гг.)


В связи с укладкой дополнительного имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г. по 1968 г. боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов.

Унитарные выстрелы размещались в специальных укладках в корпусе и башне танка. Основная стеллажная укладка на 35 выстрелов находилась в носовой части корпуса. Стеллажная укладка на 16 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки на десять выстрелов располагались на правом борту корпуса (пять выстрелов), на правом борту башни (два выстрела), на левом борту корпуса (три выстрела). Патроны к пулеметам ДТМ снаряжались в 30 магазинов и укладывались в специальных рамках: на правом борту башни — 3 шт., в правом заднем углу боевого отделения — 20 шт., под стеллажной укладкой ниши башни — 8 шт., на перегородке силового отделения — 2 шт. и в носовой части корпуса танка — 2 шт.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Корпус танка Т-44М до 1961 г.


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Корпус танка Т-44М (1961-1968 гг.)


Броневая защита танка — дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 75 и 90 мм. Максимальная толщина лобовой части башни достигала 120 мм. При модернизации конструкция корпуса и башни существенных изменений не претерпела, за исключением упразднения в бортах башни отверстий для стрельбы из личного оружия и некоторых изменений по корпусу, связанных с установкой новых и дополнительных агрегатов и узлов силовой установки и трансмиссии танка. Так, например, для конструктивно измененного входного редуктора трансмиссии в днище машины был сделан вырез, который снаружи закрывался и заваривался специально изготовленным броневым листом. В связи с использованием новой системы отвода отработавших газов в левом борту выполнили вырез, а старые отверстия для прохода выпускных труб заварили с использованием броневых заглушек. В связи с установкой ПМП, масляного бака, форсуночного подогревателя и других узлов и приборов в днище корпуса имелись необходимые лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2 в боевом отделении. Средствами для постановки дымовой завесы машина не оборудовалась.

В МТО танка вместо дизеля В-44 мощностью 368 кВт (500 л.с.) устанавливался двигатель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1 с масляным фильтром «Кимаф». Пуск двигателя (основной) осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М или СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха (от -5°С и ниже) применялся форсуночный подогреватель, осуществлявший подогрев охлаждающей жидкости, топлива и масла.

В системе воздухоочистки двигателя использовался один воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборников, который имел более высокую степень очистки воздуха. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 500 л, емкость трех наружных топливных баков, включенных в топливную систему двигателя, была увеличена со 150 до 285 л. Запас хода танка по шоссе возрос с 235 до 420-440 км. В период 1961-1968 гг. в кормовой части корпуса начали устанавливать две 200-л топливные бочки, не включенные в топливную систему двигателя.

В системе охлаждения и системе смазки двигателя использовались водяные и масляные радиаторы, масляный бак с редукционным клапаном и маслозакачивающий насос МЗН-2, заимствованные у танка Т-54.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Топливная система двигателя танка Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Трансмиссия — механическая. В ней применялись входной редуктор, главный фрикцион (как с 15, так и с 17 дисками трения), коробка передач и двухступенчатые ПМП с приводами управления, заимствованные у танка Т-54. В коробке передач на повышенных передачах (на II, III, IV и V передачах) использовались инерционные синхронизаторы. Вентилятор системы охлаждения двигателя — дюралевый, с 24 или 18 лопатками, с открытым или закрытым фрикционом. Установка дюралевого вентилятора в сочетании с усиленным приводом от коробки передач исключила случаи разрушения конических шестерен привода вентилятора.

Заменить полностью бортовые редукторы не удалось, так как это привело бы к большому объему работ, связанных с заменой их броневых картеров. Ведомая шестерня, картер и крышка бортового редуктора остались без изменения. В бортовых редукторах установили конструктивно новые ведущие и ведомый валы с уплотнениями и другими деталями. Кроме того, в картеры бортовых передач вваривались сапуны, которые обеспечивали сообщение внутренних полостей бортовых редукторов с атмосферой, что позволило исключить случаи подтекания смазки из-за повышенного давления внутри картеров.

В ходовой части машины устанавливались мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления и ведущие колеса, заимствованные у танка Т-54 обр. 1947 г. Ширина трака гусеницы составляла 500 мм. Направляющие колеса были усилены. Впоследствии вместо прежних опорных катков использовались опорные катки танка Т-54А с дисками коробчатого типа. Индивидуальная торсионная подвеска машины конструктивным улучшениям не подвергалась.

В связи с установкой новых агрегатов трансмиссии и ходовой части скорости машины несколько изменились. Поскольку привод к спидометру СП-14 остался прежним, то его показания не соответствовали действительно пройденному пути и фактической скорости машины, поэтому для получения действительных данных необходимо было умножать имевшиеся показания прибора на коэффициент, равный 1,13.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Ходовая часть танка Т-44М


Электрооборудование машины по сравнению с электрооборудованием Т-44 претерпело изменения. Оно было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (до 1959 г. - 6СТЭ-128, общей емкостью 256 А×Ч), соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 280 А×ч и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и фильтром ФГ-57А (до 1959 г. — генератор Г-73 аналогичной мощности с реле-регулятором РРТ-24). Для подсветки местности при пользовании прибором ТВН-2 рядом с фарой ФГ-102 со светомаскировочной насадкой, размещенной справа на лобовом листе танка, устанавливалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром. Кроме того, в состав световой сигнализации были введены передние и задние габаритные фонари, а звуковой сигнал С-57 заменили влагостойким сигналом С-58.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Размещение приборов электрооборудования в танке Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Укладка ЗИП снаружи танка Т-44М


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Укладка ЗИП внутри танка Т-44М до 1961 г.


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Укладка ЗИП в танке Т-44М (1961-1968 гг.)


Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113 (в башне слева от командира танка). Внутренняя телефонная связь между членами экипажа, а также выход на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию обеспечивались танковым переговорным устройством ТПУ Р-120. Для связи с командиром десанта на башне сзади командирской башенки имелась специальная розетка.

Изменения претерпела укладка ЗИП снаружи и внутри машины.

На базе танка Т-44М были созданы командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и опытные образцы танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

Командирский танк Т-44МК, разработанный в 1963 г., отличался от линейного танка установкой дополнительного радиооборудования. Переоборудование части танков в командирские варианты осуществлялось при проведении капитального ремонта машин на ремонтных заводах Министерства обороны.

Т-44МК оснащался дополнительной радиостанцией Р-112, 10-метровой полутелескопической антенной и автономным зарядным агрегатом АБ-1-П/30. В связи с наличием дополнительного оборудования из ниши башни была изъята стеллажная укладка с 12 выстрелами для пушки, а также три пулеметных магазина (189 патронов) к пулеметам ДТМ. Кроме того, изменению подверглась установка аппаратов ТПУ Р-120 в боевом отделении.

Приемопередатчик радиостанции Р-112, блоки питания (умформеры УТК-250 и УТ-18А), привод дистанционного управления блоком настройки антенны, ящик ЗИП радиостанции и аппарат А-1 ТПУ Р-120 размещались в нише башни, за сиденьями командира танка и заряжающего. Блок настройки антенны радиостанции Р-112, аппарат А-2 ТПУ Р-120 (для командира танка) и аппарат А-3 ТПУ (для наводчика) крепились на левой стенке башни.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Зарядный агрегат танка Т-44МК


Справа от сиденья заряжающего-радиста, на правой стенке башни, устанавливалась дополнительная розетка для подключения к ней гарнитуры его шлемофона. Второй аппарат А-3 ТПУ находился в отделении управления, справа сзади сиденья механика-водителя на подбашенном листе корпуса танка.

Зарядный агрегат АБ-1-П/30 состоял из двухтактного карбюраторного двигателя воздушного охлаждения 2СДв мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 с центробежным регулятором оборотов; генератора ГАБ-1-П/30 постоянного тока; щитка зарядного агрегата и топливного бачка емкостью 7 л.

Зарядный агрегат размещался справа от сиденья механика-водителя. Щиток зарядного агрегата, фильтр ФР-81А и предохранитель монтировались над генератором, на стенке стеллажа аккумуляторных батарей. Бензиновый бак зарядного агрегата крепился на стеллаже аккумуляторных батарей, справа от сиденья механика-водителя.

При работе на 10-м полутелескопическую антенну радиостанция Р-112 обеспечивала двухстороннюю связь на стоянке радиотелефоном на расстоянии до 100-110 км, а на выбранных, свободных от помех, волнах — до 200 км.

Танк Т-44МС являлся опытным образцом модернизированного танка Т-44М, на котором (после проведения капитального ремонта на 7 БТРЗ в г. Киеве) харьковским 115 БТРЗ весной 1964 г. был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения «Циклон». Изготовили два опытных образца. В марте 1964 г. первый опытный образец с установленным стабилизатором прошел полигонные испытания на НИИБТ полигоне, по результатам которых в конструкцию машины внесли некоторые изменения. Второй опытный образец со стабилизатором «Циклон» и дополнительно установленными ночными приборами наблюдения и прицеливания был подвергнут испытаниям на НИИБТ полигоне в период с 15 июня по 30 августа 1964 г. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.

В результате установки стабилизатора основного оружия СТП-2 «Циклон» изменились углы наводки 85-мм пушки ЗИС-С-53 по вертикали, которые находились в пределах от -3°05' до +17°30'. Скорости наводки спаренной установки оружия по вертикали составляли от 0,07 до 4,5 град./с, максимальная скорость по горизонтали в режиме стабилизации достигала 15 град./с.

При стрельбе использовался штатный телескопический прицел ТШ-16, который во время испытаний не мог обеспечить качественную наводку стабилизированной пушки в цель. По результатам испытаний для установки в танк был рекомендован прицел ТШ2Б. В связи с наличием узлов и агрегатов стабилизатора СТП-2 «Циклон» боекомплект к пушке уменьшили до 35 выстрелов. Боекомплект к спаренному пулемету остался без изменений.

Незначительные изменения претерпела башня танка: отверстие для спаренного пулемета было выполнено в лобовой броне справа от амбразуры пушки. Увеличили по высоте окно для телескопического прицела в маске пушки. На амбразуре пушки установили защитный противопыльный чехол.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Танк Т-44МС (первый опытный образец)
Боевая масса — 32-32,5 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 85-мм нарезная, 2 пулемета — 7,62-мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость по шоссе — 57 км/ч.


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Общий вид расположения механизмов наводки, пульта управления стабилизатором и приборов прицеливания на рабочем месте наводчика танка Т-44МС (второй опытный образец)


Второй опытный образец отличался от первого следующими изменениями:
- вместо двигателя А-137Б с генератором Г-5 мощностью 5 кВт установлен двигатель А-137 с генератором Г-74 мощностью 3 кВт с реле-регулятором РРТ-31М;
- введены комплекты ночных приборов наводчика и командира танка и выполнен монтаж соответствующей электропроводки. В командирской башенке устанавливался ночной прибор командира ТКН-1 («Узор») с прожектором ОУ-3, слева в крыше башни вместо смотрового прибора МК-4 монтировался ночной прицел ТПН-1 («Луна»), а на специальном кронштейне справа от амбразуры пушки — прожектор Л-2;
- перенесены вперед механизмы поворота башни и пульт управления;
- стабилизатор оружия имел два режима работы: стабилизированный и полуавтоматический;
- изъято ограждение наводчика и перенесен стопор откидного ограждения пушки на правую сторону;
- введена подножка для ног наводчика;
- усилен кронштейн для крепления кнопки блокировки крышки люка механика-водителя.

В электрооборудовании танка вместо аккумуляторных батарей 6СТЭН-140М были использованы четыре аккумуляторные батареи 12СТ-70. Средства внешней и внутренней связи изменений не претерпели.

Результаты испытаний показали, что параметры вооружения находились в пределах технических условий для танка Т-55 за исключением люфта и величины усилий на маховичке подъемного механизма. Углы возвышения и снижения орудия находились в пределах от -4°32' до +17°34'. Было получено некоторое увеличение точности стрельбы с хода — на 2% (за счет улучшения условий работы наводчика). Однако установка стабилизатора привела к ухудшению доступа к основной боеукладке артиллерийских выстрелов и ухудшению условий работы членов экипажа. Дальнейшие работы по танку Т-44МС были прекращены.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


ТанкТ-44 с автоматизированным приводом управления. Аппаратура автоматического управления движением танком была разработана сотрудниками НИИБТ полигона совместно с НТК ГБТУ в 1948 г. В феврале-апреле 1949 г. танк Т-44 с установленной аппаратурой прошел ходовые испытания на полигоне в Кубинке с целью проверки правильности расчета автоматики и надежности ее работы. На вооружение танк Т-44 с автоматизированным приводом управления не принимался и в серийном производстве не состоял.

Опытный танк отличался от серийной машины наличием аппаратуры автоматизированного управления движением. Она позволяла упростить и облегчить управление танком механиком-водителем; дать командиру танка возможность, находясь в башне, через пульт управления управлять движением танка независимо от механика-водителя. Кроме того, предполагалось использовать это же оборудование для телеуправления танком, добавив только комплект радиоаппаратуры управления с шифратором команд.

При автоматизации управления движением танка решались две задачи: полностью сохранить существующие механизмы управления танком и сделать аппаратуру автоматизированного управления возможно более простой по устройству.

Схема управления танком включала систему автоматизированного управления переключением передач, систему дистанционного сервоуправления механизмами поворота и тормозами танка, а также систему дистанционного управления подачей топлива с места командира танка. В состав аппаратуры автоматизированного управления танка Т-44 входило электрическое и пневматическое оборудование. Один пульт управления находился у механика-водителя, второй — у командира танка.

К электрооборудованию системы управления относились: центральный распределитель, два пульта управления (механика-водителя и командира танка), ножной пульт управления подачей топлива (реостат) с места командира танка и тахометр с контактами.

В состав пневмооборудования входили: компрессор, четыре баллона со сжатым воздухом общей емкостью 20 л, маслоотделитель, воздушный фильтр, воздушный коллектор с предохранительным клапаном, клапанный блок, исполнительные механизмы управления главным фрикционом, рычагом переключения передач, подачей топлива и бортовыми фрикционами.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
ТанкТ-44 с автоматизированным приводом управления.
Боевая масса — 31,5 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 85-мм нарезная, 2 пулемета — 7,62-мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 368 кВт (500 л.с.); максимальная скорость по шоссе — 45 км/ч.


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Испытания танка Т-44 с автоматизированным приводом управления. Выход танка после преодоления рва шириной 4 м. НИИБТ полигон, 1949 г.


Воздушный компрессор двухцилиндровый, горизонтальный, с воздушным охлаждением, крепился к коробке передач при помощи фланца и восьми шпилек. Привод компрессора производился напрямую от промежуточного вала (соединялся в торец с коленчатым валом компрессора при помощи пальца и сухарей). Для очистки воздуха от пыли служил фильтр, который соединялся со всасывающим отверстием компрессора с помощью штуцера. Уменьшение колебаний рабочего давления воздуха в пневматической магистрали автоматики при ее работе обеспечивал воздушный ресивер (использовались штатные баллоны системы воздухопуска двигателя танка). Всего было установлено четыре воздушных баллона общей емкостью 20 л.

Центральный распределитель управлял всеми процессами по переключению передач, получая команды от пульта управления. Пульты управления (взаимозаменяемые) служили для управления переключением передач, поворотами и остановкой танка. Каждый пульт управления представлял собой цилиндр, разделенный по высоте перегородкой. На верхней панели имелись три кнопки «Больше скорость», «Меньше скорость» и «Пуск, Стоп», тумблер выключения схемы и контрольная лампочка. На перегородке устанавливались реостаты, рукоятка управления поворотом и торможением танка, а также возвратные пружины, возвращавшие рукоятку в исходное положение. С помощью электропроводки пульты управления были связаны с центральным распределителем.

Используя пульт управления можно было подавать шесть команд: «Больше скорость», «Меньше скорость», «Пуск», «Стоп», «Лево танк», «Право танк». Переключение передач производилось только последовательно, трогание с места — только на первой передаче.

При передаче команды «Больше скорость» включалась следующая передача, при команде «Меньше скорость» — предыдущая. После остановки танка и нажатия кнопки «Меньше скорость» включалась передача заднего хода.

Тахометр своими контактами подготавливал электрические цепи для переключения передач. Контакты автоматически замыкались при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1800 и 800 мин-1, при частоте вращения коленчатого вала в интервале от 800 до 1800 мин-1 контакты находились в разомкнутом состоянии.

При переключении передач автоматически осуществлялись промежуточная подача топлива («перегазовка») и двойной выжим педали главного фрикциона. Переключение передач производилось перемещением рычага кулисы при помощи двух пневматических цилиндров (продольного и поперечного). Продольный цилиндр перемещал рычаг кулисы в продольном направлении, устанавливая его на любую передачу и вывод на нейтраль. Поперечный цилиндр перемещал рычаг кулисы по нейтрали и устанавливал его против соответствующей прорези в крышке кулисы. При выпуске воздуха из цилиндра шток под действием пружины становил рычаг кулисы против заднего хода и первой передачи. Выключение главного фрикциона производилось пневмоцилиндром главного фрикциона. При выпуске воздуха из цилиндра в атмосферу рычаг педали под воздействием пружины главного фрикциона ставил поршень в первоначальное (включенное) положение.

Управление подачей топлива для механика-водителя было оставлено без изменений — механическое. Командир танка осуществлял управление подачей топлива дистанционно — с помощью специально оборудованной ножной педали. Для управления подачей топлива также использовался пневмоцилиндр, поршень которого через шток при помощи тяги соединялся с двуплечим рычагом привода управления подачи топлива.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М


Поворот танка допускалось производить плавно — выключением бортового фрикциона, при этом положение выключающего механизма бортового фрикциона было строго фиксированным. Крутые повороты могли осуществляться с любой степенью торможения гусеницы. При управлении поворотами танка с пульта управления, рычаги управления бортовыми фрикционами оставались неподвижными, а при переключении передач рычаг кулисы перемещался в кулисе.

В ходе проведения испытаний аппаратура автоматизированного управления танком работала удовлетворительно, но имели место случаи отказов в переключении передач. Испытания показали, что система автоматизированного управления обеспечивает хорошую управляемость танком с обоих пультов управления, значительно облегчает управление танком и повышает его маневренные качества, а недостаточная надежность в работе автоматизированного привода может быть повышена за счет доработки исполнительных механизмов и применения компрессора меньших размеров.

Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Танк Т-34-85 обр.1960 г


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Танк Т-44М с ходовой частью танка Т-54 обр. 1947 г


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Танк Т-44М с опорными катками танка Т-54А. Рисунки А. Шепса


Модернизированные средние танки в послевоенный период. Танк Т-44М
Фото Д. Пичугина

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. ATATA 7 марта 2013 11:09
    Толковый танк, жаль не поспел на ВОВ. Шороху бы навел.
  2. cdrt 7 марта 2013 22:31
    По мне самый наш красивый танк 30 - 40-х годов
  3. TROLLFACE 7 марта 2013 23:33
    Хороший танк для своего времени.(Тока в WOT фигово кидает )
    TROLLFACE
  4. dsf43rewdsg 8 марта 2013 01:43
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете в свободном пользовании на nutshellurl.com/5yu1 Просто вводишь свое имя и фамилию и там тебе и адреса, и место роботы, переписки в соц. сетях, и даже нашло мои интимные фотографии, не представляю откуда оно у них... В общем, была очень напугана. Но есть и хорошее - данные можно удалить, сама воспользовалась и вам советую…
    dsf43rewdsg
  5. alex86 8 марта 2013 19:22
    Вот совсем по-дилетански: понял, что в детском саду (году в 68) рисовал (и не я один) именно Т-44 - башня и моих танков всегда была округлая и центрально расположенная fellow
  6. the47th 11 марта 2013 11:05
    Автоматизированный привод управления - занятная штука. Можно было обойтись и без мехвода (если был бы убит, например). Но интересно, почему после модернизации не установили 100-мм пушку ЛБ-1, ведь ЗИС-С-53 не могла на равных противостоять броне зарубежных танков 50-х годов.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня