Российские стратосферные БПЛА Ла-251/252: «Аист», который мы упустили

100
Российские стратосферные БПЛА Ла-251/252: «Аист», который мы упустили

В материале от 24 ноября 2024 года Стратосферные БПЛА – псевдоспутники: новые горизонты высотной разведки мы говорили о перспективах развития этого направления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также о тех опытных образцах, что разрабатываются за рубежом.

В России всё значительно печальнее, количество проектов стратосферных БПЛА значительно меньше, и они уступают по масштабам тем, что реализуются в странах Запада, а теперь и Востока.



Возникает ощущение, что с годами тематика стратосферных БПЛА в России только деградирует. Конечно, можно предположить, что самые лучшие разработки были засекречены и вот-вот «выстрелят», но что-то у автора с оптимизмом как-то не очень.

Поэтому рассматривать проекты отечественных стратосферных БПЛА мы будем в обратном хронологическом порядке.

2019


В 2019 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) экспериментировал с крупноразмерной моделью-демонстратором стратосферного БПЛА, изготовленного в масштабе 1:6, тестирование которого проходило в аэродинамической трубе малых скоростей института.

На перспективном стратосферном БПЛА предполагается использование тонкоплёночных солнечных батарей, полёт в ночное время будет осуществляться за счёт аккумуляторных батарей в течение 10-12 часов. В качестве целевой нагрузки рассматриваются ретрансляторы связи, фото-видеоаппаратура, а также метеорологическое оборудование.


Изображение ЦАГИ

Аэродинамическая компоновка БПЛА предусматривает размещение винтов на концах крыла, что должно обеспечить меньший расход энергии по сравнению с другими вариантами расположения.

По словам начальника сектора отделения аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ Александра Корнушенко, на сегодняшний день оценка лётно-технических характеристик (ЛТХ) демонстратора является предварительной – такие параметры, как тип двигателей, энергетическая эффективность аккумуляторных и солнечных батарей, а также масса конструкции, могут варьироваться по мере дальнейшей проработки.

Другая информация по данному стратосферному БПЛА и перспективах его разработки отсутствует.

2018


В 2018 году декан факультета «Авиационная техника» Московского авиационного института (МАИ) Александр Ефремов сообщил о первых летных испытаниях прототипа стратосферного БПЛА, разрабатываемого для корпорации «Иркут». Прототип массой до 25 кг и размахом крыльев более 5 метров испытывался без солнечных батарей и уже изготовлен совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ).

Более сведения о нём в открытой печати не появлялись.

2017


На сайте Фонда перспективных исследований (ФПИ) имеется информация о разработке прототипа стратосферного БПЛА «Сова».


БПЛА «Сова»

В рамках проведённых работ был построен прототип с размахом крыльев 9,5 метров, питанием от солнечных батарей, была достигнута продолжительность полёта в 50 часов на высотах до 8 километров. В «Сове» использовалось гибкое крыло, которое под воздействием турбулентности должно было изгибаться, а затем возвращаться в исходное состояние, не разрушаясь.

Габариты первого прототипа соответствовали 1/3 от предполагаемого конечного стратосферного БПЛА сверхдлительного функционирования с размахом крыла порядка 28 метров.

Второй прототип – летающая лаборатория с размахом крыльев 28 метров – потерпел крушение в ходе испытаний в 2018 году, достигнув максимальной высоты полёта в 19 километров. Предполагалось, что второй прототип сможет провести в беспосадочном полёте 30 дней на высоте порядка 20 километров.


Предполагаемые технические характеристики стратосферного БПЛА «Сова»:
- размах крыльев – 28,5 м.;
- высота полёта – порядка 20 километров;
- максимальная взлётная масса – 100 килограмм;
- крейсерская скорость полёта – 150 километров в час;
- максимальная скорость полёта: 210 километров в час;
- тип авиадвигателя – электрический;

Судя по всему, после аварии второго прототипа проект был закрыт.

На этом всё?

2013-2016


Нет, ещё в 2013 году НПО им. С.А. Лавочкина разработало и испытывало атмосферный спутник сверхбольшой продолжительности полета Ла-251 «Аист», использующий для полета солнечную энергию.

Экспериментальный Ла-251 создавался в рамках НИР, начатой в 2012 году, и был изготовлен всего за 9 месяцев. В ходе испытаний наибольшая продолжительность полета составила 72 часа, всего было выполнено три полёта.

Планер Ла-251 включал в себя прямое крыло большого размаха (15 м) и двухбалочное хвостовое оперение, его силовая установка включала четыре электродвигателя с тянущими винтами. Подзаряжающиеся от солнечных батарей аккумуляторы могли запасать электроэнергию в объёме 7 киловатт-часов и обеспечивать взлет и полет в условиях недостаточной освещенности.

Взлетная масса Ла-251 составляла 150 килограмм, из которых треть приходилось на конструкцию планера, треть на солнечную батарею, треть на аккумуляторы. Масса полезной нагрузки составляла всего 1 килограмм. Выход БПЛА Ла-251 на рабочую высоту, составляющую порядка 10 км, производится на вторые сутки после взлета, крейсерская скорость полёта составляла 35 километров в час.


Атмосферный спутник сверхбольшой продолжительности полет БПЛА Ла-251 «Аист»

Предполагалось, что в 2017 году НПО им. С.А. Лавочкина получит техническое задание (ТЗ) и финансирование на разработку и изготовление более крупного стратосферного БПЛА Ла-252 (в этот момент в ФПИ уже работали над ранее упомянутой «Совой»).

Строящийся Ла-252 должен был быть почти в полтора раза больше, чем Ла-251, и во столько же раз легче его, за счёт новых фотоэлементов с КПД около 24% от зеленоградского предприятия «Телеком-СТВ» (кстати, это предприятие «живо» и функционирует по сей день, по крайней мере работает их сайт).


Взлетная масса БПЛА Ла-252 должна была составить 116 килограмм, при размахе крыльев до 23 метров и массе полезной нагрузки до 25 килограмм. В воздухе его должна была держать силовая установка, состоящая из двух электродвигателей, суммарной мощностью в 2,4 киловатта.

По данным разработчика, Ла-252 должен был быть способен непрерывно находиться в воздухе до 5 лет (!) на высотах от 18 до 25 километров, перемещаясь с крейсерской скоростью в 30 километров в час. Основным ограничителем продолжительности полёта являлся ресурс аккумуляторов БПЛА, на первом этапе планировалось достигнуть автономного полёта продолжительностью в 100 суток.

Рассматривалась возможность адаптации для БПЛА «Аист» существующих образцов оптических и радиолокационных средств разведки, установки оборудования связи и ретрансляции, управление по прямому радиоканалу и через спутник.

Выводы


Ситуация с российскими стратосферными БПЛА выглядит печальной, такое ощущение, что чем дальше, тем хуже. Фонд перспективных исследований свои проекты свернул, какие-то модели продуваются в ЦАГИ, но когда будет реальный результат — выход на серийное изделие?

А ведь тот же БПЛА «Аист», судя по всему, был вполне продвинутой разработкой, но вот почему-то она была свернута без какого-либо продолжения...

А теперь вспомним, насколько прогрессировали электродвигатели и аккумуляторы за последние 5–10 лет благодаря электромобилям, да и КПД солнечных панелей неуклонно растёт. Композитные материалы становятся всё легче и прочнее, а необходимость самостоятельного изготовления в России крупных композитных деталей для авиалайнеров после введения санкций позволяет надеяться на прогресс и в этом направлении.

Можно предположить, что БПЛА «Аист» Ла-252, при условии оснащения его самыми современными коммерчески доступными аккумуляторами, электродвигателями и солнечными панелями, мог бы показать более чем отличные результаты.

Сейчас эти машины могли бы «висеть» над линией боевого соприкосновения (ЛБС) на Украине, обеспечивая наших бойцов связью через ретрансляторы, а также разведывательными данными, необходимыми для функционирования разведывательно-ударных контуров.

А ещё такие машины пригодились бы в Сирии, в реальном времени отслеживая действия боевиков, у которых просто нет технической возможности для того, чтобы сбивать летательные аппараты на высоте порядка 20 километров.

Что ж, пока всё это остаётся для нас фантастикой.

Существовали все предпосылки для того, чтобы Россия была в числе лидеров в направлении стратосферных БПЛА, во многом время уже упущено, но надежда ещё есть – может, пора уже «сдуть пыль» со старых разработок и довести их до серийного производства?
100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    4 декабря 2024 05:20
    может, пора уже «сдуть пыль» со старых разработок и довести их до серийного производства?
    Ну с этого же не попилить деньжат, считают наши чиновники, а поэтому -
    всё это остаётся для нас фантастикой
    1. +5
      4 декабря 2024 06:23
      Опа, чиновники минусанули, значит я прав! hi
      1. +8
        4 декабря 2024 06:50
        Цитата: Добрый
        Опа, чиновники минусанули, значит я прав!
        Вы давний пользователь этого сайта и пора бы уже давно просто, извините, нас...ть на этих минусаторов wink
        1. +12
          4 декабря 2024 13:13
          ВС России целенаправленно вгоняются в каменный век. ЯО не решает тактических задач и служит только щитом и ударом возмездия. Почему ВС России являются отсталыми в плане ведения Современной Войны. Полностью отсутствуют современные средства разведки и целеуказания в реальном времени, которые давно должны быть и которые действуют постоянно.
          У нас нет спутниковых систем разведки и передачи информации с высоким разрешением и высокой скоростью передачи информации.
          У нас нет самолётов разведчиков для контроля позиционных районов в реальном времени как на земле , так и в воздухе на постоянной основе и в реальном времени. У нас нет дальних и средних БПЛА для разведки и целеуказания в реальном времени со спутниковыми каналами связи и передачи информации.
          У нас нет наземных и других РЛС, и не только они, для контроля обстановки на суше и на море на больших расстояниях и в реальном времени.
          У нас на даже на тактическом уровне нет постоянно действующих в реальном времени Боевых Систем для контроля , обнаружения и уничтожения противника при выдвижении на значительном расстоянии, которые должны штатно входить в состав воюющих подразделений и частей...
          У нас руководители всех уровней полностью игнорируют положения Военной Доктрины 2014 года, где наконец чётко поставлены эти задачи ещё 10 лет назад...И это статья очередной пример...
          1. +2
            4 декабря 2024 15:44
            Я бы добавил, необходимость наличия надежной высокозащищенной высокоскоростной системы связи. Те, кто разбирается в этом лучше, поправьте меня, если я ошибаюсь.
            На мой взгляд, отсутствие подобной связи является более серьезным недостатком чем отсутствие БПЛА.
            ЯО уже давно (с момента появления в клубе шестой ядерной державы) не является никаким щитом. "Прочность" этого так называемого щита прямо пропорциональна страху противника применить ЯО первым (страх получения ответного удара), или, в случае, если противником является неядерная держава, страха понести урон от применения ЯО на своей территории. Пока "окно ядерного овертона" плотно закрыто, ЯО является всего лишь оружием запугивания или сдерживания (в зависимости от контекста).
          2. 0
            7 декабря 2024 10:18
            у нас нет человека, который прямо в лоб скажет об этом путину. Очень просто и доходчиво.
      2. +3
        4 декабря 2024 14:58
        Цитата: Добрый
        Опа, чиновники минусанули, значит я прав!

        Когда пишешь о чиновниках - евреях во власти, минусуют именно они. Проверено неоднократно.
        1. +5
          4 декабря 2024 18:30
          Да они везде и повсюду. Не помешало бы стряхнуть пыль не только с старых разработок, но и Думу. Жидомасоны мешают только
    2. +1
      4 декабря 2024 10:42
      Цитата: Добрый
      может, пора уже «сдуть пыль» со старых разработок и довести их до серийного производства?

      Сдует данный аппарат. Испытания показали - на данном этапе технического развития
      Предполагаемые технические характеристики стратосферного БПЛА «Сова»:
      - высота полёта – порядка 20 километров;
      - крейсерская скорость полёта – 150 километров в час;
      - максимальная скорость полёта: 210 километров в час;

      данные показатели неперспективны для использования аппарата военных целях.
      "гладко было на бумаге, да забыли про овраги"
      Работа рассчитана на синоптиков АМСГ и летчиков. Она знакомит читателей с такими элементами, как температура, ветер, облачность, болтанка и обледенение применительно к полетам на высотах 9—12 км
      далее по статье с феерическим упоминанием "стратосферы"
      Переходный слой между тропосферой и стратосферой называется тропопаузой. Нижняя граница этого слоя над полярными
      областями находится в среднем на высоте 8 км, в умеренных широтах— на высоте 10 км, в тропиках — около 17 км.


      На высоте порядка 9 км скорость ветра достигает такой величины, что его называют «реактивным потоком».
      Скорость такого потока достигает 200-400 км в час.
      Реактивные течения Земли представляют собой быстрые узкие полосы ветра высоко в атмосфере.
      Самые быстрые струйные ветры дуют с запада на восток и возникают в верхних слоях тропосферы, на высоте около 10–12 км над поверхностью Земли.
      - из тележурнала "Хочу всё знать" laughing
      Навешаете ретрансляторы, или разведывательную аппаратуру, а аппарат "сдуло как пыль". И остались вы без связи и разведданных...
      Это вам не банальная "не лётная погода" нижних слоёв атмосферы.
      Цитата: Добрый
      Ну с этого же не попилить деньжат

      Вот и не стали давать повод попилить бюджет - закрыли.
      1. +6
        4 декабря 2024 17:57
        Цитата: Serg Koma
        данные показатели неперспективны для использования аппарата военных целях.

        Планируемая высота полета аппарата находится выше тропопаузы, толщина которой невелика: 2-3 км, а скорость струйных течений редко превышает 30 м/с. Причина вялости работ по указанной тематике мне видится в другом. При массе аппарата в 150 кг 50 кг приходилось на батареи с энергозапасом 7 кВт-час. Это 140 Вт-час/кг, что соответствует цинк-серебряным батареям, имеющим низкий ресурс, дорогим и ненадежным. Литий-ионных аккумуляторов с энергией до 300 Вт-час/кг у нас как не было, так и нет - тем более, что тут нужен не китайский ширпотреб, а аккумуляторы с хорошей работоспособностью при низких температурах. Не всё ладно у нас и с пленочными солнечными батареями с высоким КПД, устойчивыми к ультрафиолету, с композитными материалами (вспомните, отчего тормознулась программа "Сухой-Супарджет). Так что видим системную проблему: 30 лет науку убивали, теперь устраивают потемкинские деревни с симпозиумами и конференциями, но научные школы не восстановишь, даже вливая солидные деньги. Иную докторскую читаешь - бред сивой кобылы, с которым в советское время поперли бы поганой метлой даже с защиты диплома. И то сказать, если уж Рогозин с его институтом марксизма-ленинизма стал доктором ТЕХНИЧЕСКИХ наук, то явно что-то неладно и с РАН, и с ВАК, и с министерством науки и образования.
        1. 0
          4 декабря 2024 20:51
          Цитата: astepanov
          Иную докторскую читаешь - бред сивой кобылы, с которым в советское время поперли бы поганой метлой даже с защиты диплома.
          drinks
          Цитата: astepanov
          Так что видим системную проблему: 30 лет науку убивали
        2. 0
          7 декабря 2024 10:23
          а вот за плёнки обидно: с 80х начали разрабатывать и всё ещё проблемы. Просто плевок в лицо. Пора к стенке ставить всех причастных.
      2. 0
        7 декабря 2024 10:20
        как страшно жить! Все пугают.
    3. +3
      4 декабря 2024 11:30
      А почему только чиновники пилят,да ещё и "наши"?Эффективные менеджеры пилят не меньше,а то и поболее.Недавно ролик попался: бронежилет(в свободной продаже)до 2022г. и сейчас разница в 15!раз,вот где попил и совести нет вообще.
  2. +4
    4 декабря 2024 05:47
    Сейчас эти машины могли бы «висеть» над линией боевого соприкосновения (ЛБС) на Украине, обеспечивая наших бойцов связью через ретрансляторы,

    Раньше подобное называлось "Маниловщина", а теперь пора называть "Митрофановщина".
    1. +5
      4 декабря 2024 06:00
      Цитата: Дилетант
      Сейчас эти машины могли бы «висеть» над линией боевого соприкосновения (ЛБС) на Украине, обеспечивая наших бойцов связью через ретрансляторы,

      Раньше подобное называлось "Маниловщина", а теперь пора называть "Митрофановщина".

      Т.е. вы считаете что стратосферники не нужны Армии России? Ну вот и такие как вы, только в верхах, тоже так посчитали, несколько лет назад...
      1. +4
        4 декабря 2024 06:06
        такие как вы,

        Такие как я в свое время сделали очень много реального, а не те технические глупости, которые рекламирует автор. Для того, что бы использовать любую "фигню" в качестве ретранслятора, она должна иметь источник электроэнергии приличной мощности, которую от панелек на крылышках так просто не получишь.
        1. +1
          4 декабря 2024 06:17
          Цитата: Дилетант
          Такие как я в свое время сделали очень много реального, а не те технические глупости, которые рекламирует автор.

          Дада. Мы видим, что со связью в армии.

          Цитата: Дилетант
          Для того, что бы использовать любую "фигню" в качестве ретранслятора, она должна иметь источник электроэнергии приличной мощности, которую от панелек на крылышках так просто не получишь.
          Опытовые модели уже имели приличные мощности:
          Подзаряжающиеся от солнечных батарей аккумуляторы могли запасать электроэнергию в объёме 7 киловатт-часов и обеспечивать взлет и полет в условиях недостаточной освещенности.
          ь Т.е. энергии хватало на взлёт, а на горизонтальный полёт требуется меньшая в два - три раза мощность. Дальше продолжать?
          1. +7
            4 декабря 2024 08:19
            Увы но Дилетант прав. 24/7 многоканальный ретранслятор с дальностью уверенного сигнала в 50 хотя бы км это много энергии. Намного больше чем нужно моторам. Особенно чтоб канал был устойчивый в условиях помех что важно для военных.
            Разведка, оптика и РТР возможно. А ретранслятор нужно очень плотно считать.
            1. -3
              4 декабря 2024 09:19
              Цитата: garri-lin
              Увы но Дилетант прав. 24/7 многоканальный ретранслятор с дальностью уверенного сигнала в 50 хотя бы км это много энергии. Намного больше чем нужно моторам. Особенно чтоб канал был устойчивый в условиях помех что важно для военных.

              Я в радиоделе профан, конечно, но вот прямо уверен, что речь идёт о сотнях ваттах потребляемой мощности. Потому что ретр висит в воздухе в 20 км над землёй и соответственно рельеф местности тут никак не помеха.
              https://радиосеть.рф/catalog/retranslyatory_repitery/motorola_retranslyator/7427/
              Мотороловский ретр.
              Потребление тока
              (в режиме передачи при 60 Вт), 24 В 8,6 А (станд.) 8,2 А (станд.) около 200 ватт...
              А стратосферник киловаттами оперирует...
              1. +3
                4 декабря 2024 12:49
                Я в радиоделе профан,...А стратосферник киловаттами оперирует....

                На каждый квадратный метр от солнца приходит 1367 Ватт энергии (солнечная постоянная). До земли через атмосферу — доходит порядка 1020 Ватт (на экваторе). Если у нас КПД солнечного элемента 16% — то с квадратного метра мы можем получать в лучшем случае 163,2 Ватта электричества.
                ( https://habr.com/ru/articles/158875/ )

                Площадь поверхности можете посчитать сами.
                1. 0
                  5 декабря 2024 03:14
                  Цитата: Дилетант
                  Площадь поверхности можете посчитать сами.


                  Планер Ла-251 включал в себя прямое крыло большого размаха (15 м)... ...Подзаряжающиеся от солнечных батарей аккумуляторы могли запасать электроэнергию в объёме 7 киловатт-часов

                  Взлетная масса БПЛА Ла-252 должна была составить 116 килограмм, при размахе крыльев до 23 метров...за счёт новых фотоэлементов с КПД около 24%

                  Ширина крыла первого минимум 1,5 м, даже с учётом рамок это минимум 15 кв.м. эффективной поверхности. Дальше лень считать
              2. 0
                4 декабря 2024 18:41
                200 ватт на 12 часов темного времени суток. Это сколько?
                1. 0
                  5 декабря 2024 03:39
                  Цитата: garri-lin
                  200 ватт на 12 часов темного времени суток. Это сколько?

                  Не знаю. Но 7 кВт/ч, (для экспериментального образца 2012 г.) хватает для 200 ватт на 1,5 часа (по калькулятору). Но дело в том, что 200 ватт это при пиковой нагрузке, а ночью интенсивность обмена явно будет меньше, при явно большей ёмкости АКБ. Хотя конечно двигатели своё возьмут, но эту цену можно минимизировать потерей высоты, что обычная практика.
                  1. 0
                    5 декабря 2024 08:53
                    Военная техника должна быть максимально эффективной 25/8.
                    Так что ночью тоже нужно выкладыватся по полной. Я не отрицаю возможности аппарата озвученные в тексте. Я только хочу сказать что цена- эффективность явно под сомнением. Энерговооруженность маленькая.
                    1. 0
                      5 декабря 2024 09:56
                      Цитата: garri-lin
                      Военная техника должна быть максимально эффективной 25/8. Так что ночью тоже нужно выкладыватся по полной.

                      Воюют люди, круглые сутки они воевать не могут. Такой ретр как раз хорош для раций малой и среднемалой мощности - пехота танки БМП. В конце концов на ночь можно поднимать ретры на обычных самолётах, если уж совсем неймётся.

                      Цитата: garri-lin
                      Я только хочу сказать что цена- эффективность явно под сомнением.
                      С учётом многосуточного нахождения в воздухе без траты керосина?
                      Цитата: garri-lin
                      Энерговооруженность маленькая.
                      Во всяком случае днём - достаточная.
                      1. 0
                        6 декабря 2024 08:31
                        Наивный Вы человек. Как раз таки для достижения успеха в военном деле приходится перешагивать через собственные возможности. Совершать невозможное. И техника должна соответствовать.
                        Керосин экономим. А ресурс аккумуляторов что бесплатный?
                        На сколько будет хватать комплекта батарей? Сколько стоит этот комплект?
                      2. 0
                        6 декабря 2024 08:45
                        Цитата: garri-lin
                        Наивный Вы человек. Как раз таки для достижения успеха в военном деле приходится перешагивать через собственные возможности. Совершать невозможное.

                        Чей то подвиг - это всегда следствие чьей то ошибки, или некомпетентности, или злой воли...

                        Цитата: garri-lin
                        Керосин экономим. А ресурс аккумуляторов что бесплатный?
                        Разумеется небесплатный, но уже экономия на взлёте и посадке, как керосина так и ресурса что турбин, что шасси.

                        Цитата: garri-lin
                        На сколько будет хватать комплекта батарей? Сколько стоит этот комплект?
                        Ну например батарея Теслы 85 кВт/ч 12 000 долларов, масса 540 кг. ресурс 8 лет без ограничения по пробегу. Даже урезая емкость и вес в 10 раз и увеличивая цену в 2 раза, всё равно более чем приемлимые цифры. Тонна керосина - 1000 зелёных...
                      3. 0
                        6 декабря 2024 09:37
                        Насчет подвига согласен. Но есть рутина. Планируемая рутина. Когда человек осознанно идет на то что кажется невозможным. Снайпер на хорошей точке по нескольку суток. Или артнаводчик. Можно массу примеров привести. И техника должна соответствовать. На войне слабость это шанс для противника. И количество слабостей должно быть минимальным. А вы предлагаете оставить подразделения без связи в темное время суток.
                        Нонсенс.
                        Тобиш вся начинка будет полсуток работать чистотна поддержание в воздухе безсмысленного на данный момент аппарата
        2. +3
          4 декабря 2024 11:00
          drinks
          Цитата: Дилетант
          технические глупости, которые рекламирует автор.

          Так на ВО ныне очень многие больше верят рекламе чем здравому смыслу, от них и минуса летят.
          Что такое низходящий/восходящий поток не представляют точно так же, как этот поток влияет на ЛА имеющий площадь крыла 23 метра Х 2,5 м (визуально) и массу 120 кг.
          Минусовщики - пустите бумажный самолётик в ветер tongue
        3. -1
          7 декабря 2024 10:25
          "так просто не получишь" и отказ от разработки это две большие разницы, и дурь большая.
  3. +5
    4 декабря 2024 06:09
    У нас скорее всего проблема с этими стратосферными БПЛА в электронике. Чтобы обеспечивать очень долгое наблюдение и передачу сигнала требуется много энергии. Наша электроника пока ещё очень далека по прожорливости от западных образцов. Если такая электроника установлена на самолёт то проблем нет. Там электронергии много. А на таком БПЛА её только только хватает чтобы самому летать. Навесить что-то серьёзное не получится.
    1. 0
      4 декабря 2024 06:20
      Цитата: malyvalv
      А на таком БПЛА её только только хватает чтобы самому летать. Навесить что-то серьёзное не получится.

      Если мощности хватает на взлёт, то горизонтальный полёт требует в два-три раза меньшей мощности. Значит из 4-х кВт, на электронику остаётся 2 киловатта - это немало.
      1. +4
        4 декабря 2024 06:33
        Взлёт за счёт аккумуляторов. Сам полёт только за счёт солнца.
        В статье же сказано что полезная нагрузка была 1 кг.
        25 кг это только в проекте. И не факт что у нас есть пока возможность круглосуточную хорошую оптику и спутниковую связь уложить по потреблению энергии в возможности БПЛА.
        1. 0
          4 декабря 2024 07:05
          Цитата: malyvalv
          В статье же сказано что полезная нагрузка была 1 кг.
          25 кг это только в проекте.

          Не в проекте, а в уже строившемся аппарате. И что, теперь только на экспериментальные модели десятилетней давности оглядываться? Это всё равно что судить о современной авиации по поделке братьев Райт.
          Цитата: malyvalv
          Взлёт за счёт аккумуляторов. Сам полёт только за счёт солнца.

          Ничего подобного, полёт и зарядка аккумов. Аккумы могли обеспечить взлёт при НЕДОСТАТОЧНОЙ освещённости.

          Цитата: malyvalv
          И не факт что у нас есть пока возможность круглосуточную хорошую оптику и спутниковую связь уложить по потреблению энергии в возможности БПЛА.

          Ну да, ну да, у нас же только только паровой котёл освоили...
          ЗАЛА и Суперкам наберите, и узнайте, что аппараты ПОЛНЫМ весом в полнагрузки от предполагаемого стратосферника и летают и стабилизированными ОЭС с тепловизорами и ретрами оснащены и всё на электричестве.
          1. +4
            4 декабря 2024 07:12
            Не в проекте, а в уже строившемся аппарате. И что, теперь только на экспериментальные модели десятилетней давности оглядываться?


            Дело не только и не столько в весе сколько в том сколько эта нагрузка потребляет.
            ЗАЛА и Суперкам наберите, и узнайте, что аппараты ПОЛНЫМ весом в полнагрузки от предполагаемого стратосферника и летают и стабилизированными ОЭС с тепловизорами и ретрами оснащены и всё на электричестве.

            Сколько по времени они летают? Их оптика сгодится чтобы иметь такое же качество глядя из стратосферы? Со спутниковой связью?
            Стратосферный БПЛА обязан летать сутками и обладать спутниковой связью и оптикой на уровне спутников.
            1. 0
              4 декабря 2024 08:47
              Цитата: malyvalv

              Сколько по времени они летают? Их оптика сгодится чтобы иметь такое же качество глядя из стратосферы? Со спутниковой связью?

              А ничего что они в десятки раз легче строившегося стратосферника, а значит с мизерными аккумами, да ещё и без подпитки извне? А ничего, что их ОЭС в считанные килограммы, а то и сотни грамм, т.е в десятки раз легче предполагаемой нагрузки, с потреблением в десятки ватт? А ничего, что спутниковая связь и не особо нужна на расстоянии в десятки км, а даже если и нужна, то потребляет она сотню ватт, на примере Старлинка?
              ОЭС, даже тяжёлые, типа байрактаровской МХ-20, потребляют на пике, с всеми включенными камерами, стабилизаторами и лазерами не более 1 кВт.
              Даже если предположить, что отечественные аналоги будут потреблять в два раза больше, что очевидно ерунда, ибо физика для всех стран одинакова, то эти киловатты есть.

              Цитата: malyvalv
              Стратосферный БПЛА ... ... и обладать спутниковой связью и оптикой на уровне спутников.
              А спускаемый аппарат не нужен? Зачем спутниковая связь ЛА который дальше фронта всё равно не полетит, и висит не в трёх-четырёх сотнях км над землёй а в двух десятках? Уж не говоря об ретрансляторах...
              Это то почему недоступно для понимания?
              1. +2
                4 декабря 2024 12:14
                Когда у нас будет спутниковая группировка аналогичная Старлинку тогда и можно будет рассуждать о потреблении в сотню ватт. А пока наши спутники летают куда выше и их куда меньше.
                Если не залетать за линию фронта то нафиг такой БПЛА вообще нужен?
                1. 0
                  5 декабря 2024 03:54
                  Цитата: malyvalv
                  Когда у нас будет спутниковая группировка аналогичная Старлинку тогда и можно будет рассуждать о потреблении в сотню ватт. А пока наши спутники летают куда выше и их куда меньше.

                  Абонентский терминал «Гонец» мобильный необслуживаемый «АТ-МН-2.1»
                  Потребляемая пиковая мощность не более, ВА 60
                  ВА это вольтамперы, уж не знаю почему, но в ваттах это не более ста.

                  Абонентский терминал «Гонец-Автономный»
                  Потребляемая пиковая мощность не более, ВА 30.


                  Цитата: malyvalv
                  Если не залетать за линию фронта то нафиг такой БПЛА вообще нужен?
                  Даже если не рассматривать стратосферник как малоуязвимый ретр для поля боя, то это насколько надо быть невежественным, что бы не знать, что ЛА с мощной оптикой НАД полем боя - это отличная разведка тылов противника на глубину до 30-40 км?!
                  1. 0
                    5 декабря 2024 05:36
                    Что вы всё с какими то ретрансляторами пристаёте которые нафиг не нужны. Сбивают БПЛА и что? Участок фронта без связи? Пока другой его место не займёт?
                    Связь только спутниковая с наземными вайфайными роутерами. Или на оптических кабелях. Тем более что сейчас с появлением дронов на оптике протянуть линию оптоволокна на 10 км 15 минут делов.
                    Вот мощная оптика это тема. А ещё лучше и важнее высокочастотное зондирование чтобы облака не мешали. Но вес. И энергия тоже. Тема заманчивая и все это понимают. Но видимо пока не получается.
                    1. +1
                      5 декабря 2024 05:37
                      Цитата: malyvalv
                      Что вы всё с какими то ретрансляторами пристаёте которые нафиг не нужны

                      Полный аллес... С вами ясно всё.
                      1. 0
                        6 декабря 2024 00:21
                        Это у вас в голове полный аллес. Если речь про ретрансляторы на своей территории то есть куда более интересная тема с привязными аэростатами. Никаких проблем с питанием и весом.
                        Стратосферный БПЛА нужен чтобы именно над вражеской территорией летать в качестве разведчика. Но пока не получается.
                      2. 0
                        6 декабря 2024 03:45
                        Цитата: malyvalv
                        Если речь про ретрансляторы на своей территории то есть куда более интересная тема с привязными аэростатами. Никаких проблем с питанием и весом.

                        Никаких проблем, кроме проблемы с поражением лебёдочной кабельной площадки, которую придётся разворачивать вблизи с ЛБС.

                        Цитата: malyvalv
                        Стратосферный БПЛА нужен чтобы именно над вражеской территорией летать в качестве разведчика.
                        Полный... Так даже зависание над ЛБС даёт возможность обзора тактических тылов противника, а углубление на 100 км, и оперативных. И при этом спутниковая связь НЕ НУЖНА.

                        Цитата: malyvalv
                        Но пока не получается.
                        Да потому что такие как вы и принимают решения по финансированию. Такие которые не не понимают несложных в общем то вещей, типа энергопотребления и необходимости ретрансляторов для тактической связи.
                      3. 0
                        6 декабря 2024 05:58
                        Ну разве можно сравнивать дурачков из МО с мощной экспертизой на ВО.
                        Эксперты всегда могут определить точно что надо финансировать и делать и кто виноват в том что не сделано. Легко преодолевая принцип неопределённости Герцена-Чернышевского который гласит что нельзя одновременно ответить на вопросы Кто виноват? и Что делать?
                      4. +1
                        6 декабря 2024 06:22
                        Цитата: malyvalv
                        Ну разве можно сравнивать дурачков из МО с мощной экспертизой на ВО.

                        Вот именно. После тысячи дней СВО, после фактического ухода ЧФ из Чёрного моря с потерей нескольких кораблей, после пролюба Херсона, после захода хiхла в Курскую область, после позора с Баофенгами и шифрованной связи, после сотен эпизодов интеллектуальной несостоятельности руководства МО именно так.
                      5. 0
                        6 декабря 2024 09:27
                        Вы фильтр на гадости то снимите. Вторжение в Курскую область это не военная операция а политическая. Рассчитанная именно на таких как вы пораженцев.
                        Ну и остальные сентенции про ЧФ (а с кем ему там воевать) и про связь (у Запада связь лучше вот так новость) в ту же корзину помойную.
                      6. 0
                        6 декабря 2024 09:31
                        Цитата: malyvalv
                        Вы фильтр на гадости то снимите. Вторжение в Курскую область это не военная операция а политическая. Рассчитанная именно на таких как вы пораженцев.
                        Ну и остальные сентенции про ЧФ (а с кем ему там воевать) и про связь (у Запада связь лучше вот так новость) в ту же корзину помойную.

                        Да уже понятно, что вы с бывшим министром обороны и его камарильей на одной волне, в том числе и интеллектуальной. Особенно доставляет что ЧФ потерял несколько кораблей от несуществующего противника. Рука лицо.
                        А то что вы НИЧЕГО не понимаете в этой теме стало очевидно после вашей глупости о ретрансляторах.
                      7. 0
                        6 декабря 2024 09:36
                        ЧФ потерял несколько кораблей от несуществующего противника

                        А армия сидит в позиционной войне не из за артиллерии и танков противника а из за тысяч дронов. Это тоже МО виновато?
                      8. 0
                        6 декабря 2024 09:46
                        Цитата: malyvalv
                        А армия сидит в позиционной войне не из за артиллерии и танков противника а из за тысяч дронов. Это тоже МО виновато?

                        Ой, кто на третий год войны ответственен за отсутствие в штатах подразделений по борьбе с дронами, по применению дронов, да хотя бы по адекватному вооружению для борьбы с дронами?! КТО? Вы совсем кроме программок Соловьёва никак не следите за обстановкой?!
                      9. 0
                        6 декабря 2024 09:50
                        Вы хотя бы следили когда у нас дроны появились и как используются и в каком количестве и как они вписаны в подразделения.
                        Я так понимаю что вы то как раз Соловьёва смотрите.
                      10. 0
                        6 декабря 2024 09:55
                        Цитата: malyvalv
                        Вы хотя бы следили когда у нас дроны появились и как используются и в каком количестве и как они вписаны в подразделения.
                        Я так понимаю что вы то как раз Соловьёва смотрите.

                        Ну ка пример штатного подразделения по применению ФПВ дронов от МО РФ в студию!

                        Цитата: malyvalv
                        Вторжение в Курскую область это не военная операция а политическая.
                        И это что за деббилизм? То что политическая это уже не повод вести разведку, вскрывать сосредоточение войск и наносить им огневое поражения в местах сосредоточения и на марше? Вы совсем конченый?
                      11. +1
                        6 декабря 2024 10:08
                        Предлагаете ещё раз объявить мобилизацию на тысяч 500 чел чтобы гарантированно закрыть 1000 км границы от любых диверсий?
                        Спорное предложение.
                        Как работают наши дроноводы хорошо известно. У каждого подразделения свои. Есть ещё отдельные группы в крупных подразделениях.
                        Санитаров тоже предлагаете организовать в полки и дивизии?
                      12. 0
                        6 декабря 2024 10:11
                        Цитата: malyvalv
                        Предлагаете ещё раз объявить мобилизацию на тысяч 500 чел чтобы гарантированно закрыть 1000 км границы от любых диверсий?

                        О да, пресслужба МО РФ так и говорила о вторжении группировки ВСУ в Курскую область - действие диверсионной группы.

                        Вы одного уровня с пресслужбой МО РФ, причём образца 2022 г.. Это уже многократно подтверждённый вами же факт.
                      13. +1
                        6 декабря 2024 13:00
                        Можно подумать я не в курсе что и как в Курской области. Диверсионная группа или дивизия.
                        Я к тому что на таком фронте обеспечить границу ты можешь только от диверсионных групп. Враг без сомнений может сконцентрировать удар и вторгнуться на несколько километров практически в любом месте. Но с большими потерями и без всякого военного смысла. Что и произошло.
                        Мы тоже так можем. Но если военного смысла в этом нет то не делаем.
                      14. 0
                        7 декабря 2024 10:31
                        война вообще политческое событие в конечном итоге. Это не довод.
                      15. 0
                        7 декабря 2024 13:14
                        Ещё какой довод так как политика в конечном итоге определется итогами на поле боя а не высосанными из пальца перемогами.
      2. +4
        4 декабря 2024 08:02
        Если мощности хватает на взлёт,

        помните планерные клубы в стране?
        вот и эти "корыта" в небо можно поднимать буксиром, а там - пусть себе парят над всеми...
        1. +4
          4 декабря 2024 08:25
          Да взлет вобще не проблема. Если прочность позволяет можно буксировать. Можно допбатареи ставить который отработают и сбросятся. Проблема в том что даже на высотах в 20 км солнечные панели будут в сутки работать примерно 12 часов. А зима? Короткий световой день?
          1. D O
            +3
            4 декабря 2024 10:20
            А зима? Короткий световой день?

            Зимой, тем более полярной, солнечные батареи бессмысленны. Следовательно, зимним источником энергии для "высотного винтового планера" (не называть же такой "классический" ЛА псевдоспутником!) должен быть некий жидкий энергоноситель в топливном баке, например водород.
            1. 0
              4 декабря 2024 18:43
              Тогда вес будет совсем другим.
    2. +3
      4 декабря 2024 06:23
      Цитата: malyvalv
      проблема с этими стратосферными БПЛА в электронике

      Проблема там одна, это финансирование. Сейчас у страны другие приоритеты. А быстрой экономической отдачи от стратосферного БПЛА ожидать не стоит.
      1. +2
        4 декабря 2024 06:53
        А быстрой экономической отдачи от стратосферного БПЛА ожидать не стоит
        Ни от какого оружия нельзя ожидать ни быстрой, ни долгой экономической отдачи. Это всего лишь оружие wink
        1. +1
          4 декабря 2024 07:40
          Цитата: Голландец Михель
          Ни от какого оружия нельзя ожидать ни быстрой, ни долгой экономической отдачи. Это всего лишь оружие

          Я в шоке belay А из-за чего по вашему ведутся все войны? Не дешевые войны. А какой бизнес стоит на втором месте по прибыли после торговли наркотиками? Неужели не в курсе. Или вы думаете что США и Запад спровоцировал Россию начать СВО из "любви к искусству"? А рекордный рост госдолга США и стремления стран БРИКС отказаться от доллара тоже случайность и просто лишь бабки?
          1. +2
            4 декабря 2024 10:18
            Vitaly_pvo, экономическая отдача, это то, когда вы вложили рубль, а получили два. Или десять. К оружию это не имеет никакого отношения. Вас кто-то неправильно информировал wink
            1. +1
              4 декабря 2024 12:53
              Цитата: Голландец Михель
              Вас кто-то неправильно информировал

              В условиях войны, военного конфликта, как и при бандитизме и грабеже экономическая теория Карл Маркс не работает.
            2. kaa
              +1
              5 декабря 2024 06:01
              Сколько млн вложили в майдан'13, и сколько млрд сейчас крутится на военных контрактах? Там даже не 10 отдача.
          2. +1
            7 декабря 2024 10:34
            вы говорите о разных вещах прицнипиально, начиная с понятия что есть война.
    3. +1
      4 декабря 2024 06:50
      Цитата: malyvalv
      Наша электроника пока ещё очень далека по прожорливости от западных образцов.

      Наша электроника - фраза из списка: «наше автомобилестроение», «наше станкостроение», «наше авиастроение»...наша «банковская система»...
      lol
      1. +4
        4 декабря 2024 07:06
        Что лучше, что то хуже. Банковская система - отлично. Авиастроение если военное учесть то хорошо. И гражданская по технологиям тоже, но вопрос финансирования мешает. С электроникой плохо, да.
        1. +2
          4 декабря 2024 07:11
          Цитата: malyvalv
          Банковская система - отлично.

          Это верно. Российская банковская система - отличная...от других...ставками рефинансирования и кредитов...
          Успехи в конкретных направлениях промышленного производства имеются, но рост ВВП, основные параметры которого достигаются повышением цен на товары и услуги, - не впечатляет...Как и отсутствие денег при миллиардных нецелевых расходах и офшорных манипуляциях...
          А ещё в России плохо с человеколюбием. Основная черта российских чиновников, которая с лихвой окупается сребролюбием...
          1. 0
            4 декабря 2024 07:15
            Для таких как вы что ни сделай всё не так. Вы только плохое видите.
            На ВО вы не одиноки. Тут таких много.
            1. +2
              4 декабря 2024 07:17
              Цитата: malyvalv
              Для таких как вы что ни сделай всё не так.

              Не собираюсь вступать с вами в полемику насчёт «куда не целуй, везде...»
              Пора бы становиться взрослее и судить о людях не по словам, а по делам...
    4. +2
      4 декабря 2024 11:43
      Проблемы с российской электроникой нет - её просто не ставят, ставят буржуйскую. Максимум на отечественную печатную плату буржуйские детали припаяют. У нас проблема не со стратосферными беспилотниками. У нас и тропосферные не очень, и наземные. И пилотники нам тоже не очень новые нужны. И у фрегатов корпус из картония формировали по 4 года. И стрелковка, и артиллерия. И ангары для самолётов не могли при Шойгу начать строить, бетон не той системы был. Проблема где-то определенно в другом месте.
      1. 0
        4 декабря 2024 12:29
        Убедили. Завтра покупаю простыню и место на кладбище. Заворачиваюсь и ползу.
  4. +3
    4 декабря 2024 06:43
    Существовали все предпосылки для того, чтобы Россия была в числе лидеров в направлении стратосферных БПЛА, во многом время уже упущено, но надежда ещё есть – может, пора уже «сдуть пыль» со старых разработок и довести их до серийного производства?

    Помнится была реклама:

    А вот этот ролик сейчас так злободневен, что фраза: «Кормить надо лучше, они и не улетят», - и в наши дни играет новыми красками.
    Только в отношении стратосферных БПЛА она должна звучать так:
    «Не выделяйте денег из бюджета, они и не полетят»...
    crying
  5. -1
    4 декабря 2024 06:47
    Наверное, следующая статья об авиации будет под названием в стиле Митрофанова-Скоморохова "Наша боевая авиация. Карлсон, который улетел, но обещал вернуться." laughing
  6. 0
    4 декабря 2024 06:47
    тематика стратосферных БПЛА в России только деградирует
    Практическая отрасль полностью деградировала, теперь уже начала и деградировать сама тематика wink
  7. 0
    4 декабря 2024 08:14
    По словам начальника сектора отделения аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ Александра Корнушенко
    А раньше было 2 отделения - отделение аэродинамики самолётов и отделение аэродинамики ракет. А теперь оптимизация, однако. Хватит на всё и одного отделения.
  8. 0
    4 декабря 2024 08:43
    Рассматривалась возможность адаптации для БПЛА «Аист» существующих образцов оптических и радиолокационных средств разведки, установки оборудования связи и ретрансляции, управление по прямому радиоканалу и через спутник.

    А это главное. Построить ЛА для полета в стратосфере нетрудно, а вот что он там будет делать...
  9. +3
    4 декабря 2024 09:03
    Как я вижу ситуацию?

    Полковники из МО денег не давали, т.к. ввиду малосерийности откатов не предвиделось. Формально, скорее всего, придирались к "недостаткам": мала скорость, мала грузоподъёмность, мал ресурс, недостаточна надёжность...
    .
    Что делать сегодня?
    Провести совещание с участием прошлых разработчиков БПЛА, определить стандарты и реальные требования к БПЛА и разделить задачу между разными КБ. Кто-то делает крыло, кто-то моторы, кто-то батареи, кто-то наблюдение и связь (Роскосмос?). Можно сделать за пару недель, если захотеть и не требовать невозможного.
    .
    С учётом возможностей противника стратосферные БПЛА будут, скорее всего, одноразовыми. Поэтому стремиться к их совершенству и возможности круглосуточного полёта не стоит.

    Во-вторых, эти аппараты никогда не смогут свободно маневрировать и сопротивляться воздушным потокам на высоте. Один БПЛА не сможет обеспечить контроля над определённой точкой фронта весь день.Поэтому их следует использовать как маневрирующие воздушные шары: запустили в Брянске утром, посадили вечером в Крыму. Над все фронтом должна висеть вереница БПЛА.
    Возможно, маневрируя по высоте в разных потоках этот недостаток удастся нивелировать.

    Ну и последнее. Если доставлять БПЛА на высоту каким-то носителем, то можно много сэкономить в требованиях к нему. Т.е. взлетает он верхом на бензиновом микро-кукурузнике под утро, тот его затаскивает на высоту в 9 км, а дальше здравствуй солнышко, полетел на солнечных батареях. Ночью садится на аэродром, где его готовят к завтрашнему полёту. Аккумуляторы для ночного полёта и суперавтономность излишни!
  10. +4
    4 декабря 2024 09:11
    А в процессе подготовки статьи что было бы не позвонить в КБ Лавочкина и попросить прокомментировать вопрос? И то же самое сделать, позвонив в управление ГШ и в минпромторг или иной правительственный орган?
    Как же опротивел этот дикий чванливый журналюгский непрофессионализм!! Видимо, опять надо брать паузу в чтении того, что нельзя называть на этом сайте, чтоб не забанили.
  11. +1
    4 декабря 2024 09:27
    Судя по размерам, перед стартом полости можно заполнить водородом будет доп. подъёмная сила. laughing
  12. +2
    4 декабря 2024 09:50
    Не одними "солнечными панелями" жив авиационный прогресс ! Чем запитывались ранее советские спутники ?Термоэлектрогенераторы на элементах Пельтье с радиоизотопными "аккумуляторами" ! А на фига создавали "вечно летающий" ядерный "Буревестник" ? request
    1. D O
      +1
      4 декабря 2024 10:30
      Nikolaevich I, радиоизотопные "аккумуляторы"? Но ведь разговор здесь прежде всего о военной версии девайса! А это значит, что противник неизбежно будет сбивать какое-то количество этих БПЛА, причем над нашей территорией. Засирая при этом наш тыл изотопами. Укрорейху и "грязную бомбу" делать не потребуется, сами сделаем.
      1. +1
        4 декабря 2024 11:30
        1.Атмосферные спутники создают не для того ,чтобы их легко можно было сбить ! 2.Атмосферные спутники предназначены для полёта на большой высоте (в стратосфере) ! (Далеко не у всякого противника найдутся "нужные" ЗРК ! И по высоте,и по дальности ! ) 3. Контейнеры с радиоизотопами могут быть защищены современными материалами и современными методами (,,отстреливаемые,, бронеконтейнеры,например... ) ! 4.Термогенераторы (Пельтье) не "единственны" и могут дублироваться тонкоплёночными гибкими "солнечными панелями" ,а радиоизотопные контейнеры или ЯЭУ в "тревожной ситуации" могут отделяться от системы и удаляться в "безопасный" район !
        1. D O
          +1
          4 декабря 2024 12:19
          1.Атмосферные спутники создают не для того ,чтобы их легко можно было сбить!
          2.Атмосферные спутники предназначены для полёта на большой высоте (в стратосфере) ! (Далеко не у всякого противника найдутся "нужные" ЗРК ! И по высоте,и по дальности ! )

          Естественно, при создании военных ЛА, разработчики принимают все меры для того чтобы затруднить их уничтожение противником. Но если фактический противник не бармалеи в тапках, а весь коллективный Запад, то страны НАТО найдут нужные ЗРК, и всё равно сколько-нибудь высотных разведывательных БПЛА да собьют.
          3. Контейнеры с радиоизотопами могут быть защищены современными материалами и современными методами (,,отстреливаемые,, бронеконтейнеры,например... )!

          Бронеконтейнеры? Но обсуждаемый БПЛА не дирижабль, и даже не истребитель. Вес брони имеет значение. И какими средствами определить необходимость отстрела? РЛС сей БПЛА не поднимет.
          4.Термогенераторы (Пельтье) не "единственны" и могут дублироваться тонкоплёночными гибкими "солнечными панелями" ,а радиоизотопные контейнеры или ЯЭУ в "тревожной ситуации" могут отделяться от системы и удаляться в "безопасный" район !

          Если работают солнечные панели, зачем нужны эти эти самые Пельтье?
          И опять же, как определить тревожную ситуацию? Что означает "отделить контейнер и удалить его в безопасный район? Сбросить на землю, или как?
    2. +1
      4 декабря 2024 11:56
      Стоваттная батарея стоит пять тыщ на озоне, ритег подозреваю стоит в лучшем случае раз в сто больше
  13. BAI
    +1
    4 декабря 2024 10:15
    Возникает ощущение, что с годами тематика стратосферных БПЛА в России только деградирует.

    Деградирует все, где нет госфинансирования и возможности распила.
    А вообще - отсутствие базовых технологий.
    На Украине - поля солнечных батарей стоят. Естествено, западных, так и летательные аппараты такого вида делают на Западе, а не на Украине.
    Много кто видел поля солнечных батарей на территории России?
  14. +1
    4 декабря 2024 10:33
    Вот повесить такой Аист над Киевом на месяц и спутников не надо .Можно контролировать передвижение даже военнослужащих.,не то что ПВО или ДОТы искать.
    Может СВО толкнет эту тему ?
  15. +2
    4 декабря 2024 11:10
    "Быть" в числе лидеров, это совсем не значит "находиться", сейчас.... Как говорят, в русском городе Одесса, - это две большие разницы.... Но надо пытаться догонять, т.к. у этого "прибамбаса", похоже, впечатляющее будущее, особенно в разделе "цена - эффективность"....
  16. +3
    4 декабря 2024 11:23
    Возникает ощущение, что с годами тематика стратосферных БПЛА в России только деградирует.

    Интересно, а что у нас не деградирует?
    Ну, вот дороги начали хорошие строить! Эх, ещё бы с дypaкaми разобраться....
  17. 0
    4 декабря 2024 12:20
    Давно уже очевидно, что все сколько то стоящие проекты тормозятся и "замыливаются" кроме тех, которые по настоящему засекречены. Просматривается ось, враг внутренний-враг внешний легко маскируемой псевдоактивностью без результата, такое впечатление что кураторы проектов все в душе самураи -"у самурая нет цели есть только путь, а путь самурая (в нашем случае проекта) это смерть" Тянутся деньги, ресурсы а на выходе пшик и обещание сделать гораздо лучше (и опять же деньги/ресурсы)
  18. 0
    4 декабря 2024 20:34
    А что автор удивляется? Какие задачи сможет выполнить этот аппарат?
    По данным разработчика, Ла-252 должен был быть способен непрерывно находиться в воздухе до 5 лет (!) на высотах от 18 до 25 километров, перемещаясь с крейсерской скоростью в 30 километров в час.
    То есть высоко-высоко его носит ветер (вспоминаем про 30км/ч в скорость ветра на высоте). Ладно, будем надеяться, что его вынесет куда надо. Решаемые им задачи, преложенные комментатрами:
    1) ретрансляция. Генератор и антенны он не утащит.
    2) оптическая разведка. Вероятность, что с высоты его полета (18-25 км) до земли не будет облаков мала. Да, у спутников те же проблемы, но спутник захватывает широкую полосу, что-нибудь да увидит. А если спутник не увидит, то и этот аппарат не увидит тоже.
    3) радарная разведка. Радар с генератором не унесет.
    4) Радиотехническая разведка. Не сможет определить положение источника радиоизлучения. Разнесенный комплекс на земле лучше.
    5) Радиоразведка. Тут пойдет.
    1. 0
      5 декабря 2024 16:28
      Цитата: bk0010
      4) Радиотехническая разведка. Не сможет определить положение источника радиоизлучения.

      Триангуляция с двух БПЛА.
      Цитата: bk0010
      Разнесенный комплекс на земле лучше.

      Дальность действия. Не зря янки, при наличии толпы наземных станций РТР, всё равно дополняли их армейской авиацией РТР и РР.
  19. 0
    4 декабря 2024 20:44
    Простите не специалист и даже на диване не рядом лежащий, насколько эффективны данные средства? ПВО разве не убивает высоко летящие штуки? И не увидит ли издалека пво большое крыло на такой высоте? Пожалуйста, только грамотно.
  20. +1
    5 декабря 2024 19:37
    Да можно сколько угодно ныть, что у нас нет стратосфереоиков и дальних БПЛА, но все упирается в один вопрос - у России нет связи дальнего радиуса действия.
    Внезапно старперды с большими погонами узнали, что загоризонтные станции связи, может и могут передавать сигнал, но вот для обратного сигнала нужен передатчик питающийся от ядерного реактора подводной лодки! Не говоря уже о том, что лучшее, что они могут передавать, это закодированные пакеты в пару килобайт.
    А потому сейчас спешно было рванулись наращивать группировку спутников связи, но получили тотальный облом в виде запрета доступа к микрочипам. Оказалось, что заветы Гайдара работают не так, как ему виделось.
    И тут как в анекдоте - нет ножек - нет конфеток... только в нашем случае
    это - нет полупроводниковой отрасли, нет ни систем активной защиты на бронетехнику, нет прицельных комплексов для пехоты, нет камер высокого разрешения...
  21. 0
    5 декабря 2024 20:52
    Первый проект выполнялся сугубо в научных целях, практически в инициативном порядке институтом и завершился где-то в начале 2018 года. Он был нацелен больше на идею двигателей на концах крыла (недостатки и преимущества), чем именно на стратосферный полёт, ибо ограниченный размах не позволял бы подняться достаточно высоко, что бы проскочить область ветров. Да, озвученные в комментариях проблемы с поставками оборудования были актуальны уже
    тогда (рассматривали вариант батарей фирмы Kokam, автопилот, панели), поэтому ценник на натурный демонстратор на 14м. размахом был заоблачный, для "облачного" самолёта laughing
    В данный момент пишется диссертация на основании расчётов и продувок, но практической реализации в ближайшем будущем не планируется.
  22. +1
    7 декабря 2024 10:16
    похоже, рогозины лапу наложили, ну или краснолампасники при кормушке. Чтоб не делить места заново. Странно, но у президента какое-то сегментарное зрение, как у стрекозы: тут вижу, там не вижу.
  23. 0
    8 декабря 2024 20:44
    Перед ВОВ создание радиостанций считалось неважным. Радиопромышленность была задвинута далеко в сторону. Танки и самолёты имели плохую связь со штабами и между собой. Плохо скоординированные действия отличных боевых машин, приведшие к огромным потерям, привели в чувство руководство и только к 43-му году ситуацию удалось улучшить.
    Так зачем руководство будет чесаться и интересоваться, что там враги делают, ведь у них всё хорошо. Хотя СВО каждый день показывает, что не всё хорошо.
  24. 0
    Сегодня, 13:15
    Цитата: Serg Koma

    Вот и не стали давать повод попилить бюджет - закрыли.

    Пора бы уже понять, что у нас новое редко производят. Привыкли догонять запад. Копировать с их новинок. Подождем когда ТАМ сделают, потом удивимся "а че, так можно было!" и тогда начнется пилеж миллиардов.

    В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США, построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 м и находиться в полёте несколько минут.